МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.01. «Специальность (балалайка)»
для обучающихся 1 – 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом МБУ ДО
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
____________________ С. М. Шотт
(подпись)
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г
Протокол № «5» от «09» июня 2017 г.
МП
Разработчик:
Безматерных
Сергей
Иванович,
преподаватель
по классу балалайки муниципального бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:
Шлохина Зинаида Павловна, преподаватель высшей
квалификационной
категории
бюджетного профессионального
учреждения
«Краснотурьинский
Свердловской
колледж
государственного
образовательного
области
искусств»;
Шотт Светлана Мирославовна, преподаватель высшей
квалификационной
категории
муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методическая литература
2. Учебная литература
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (балалайка)» разработана на основе
Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области музыкального
искусства «Народные инструменты», утверждѐнной приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 12.03.2012 г. № 162, а также с учѐтом многолетнего педагогического опыта в
исполнительстве на балалайке в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный предмет «Специальность (балалайка)» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как
учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования
направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а среди
наиболее одаренных учащихся - на их дальнейшее профессиональное образование.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить
его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели
стать профессиональными музыкантами.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства
«Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность (балалайка)» направлен на
приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (балалайка»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (7 лет 9 месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
– 9 лет (8 лет 9 месяцев).
Возможна реализация программы в сокращѐнные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учѐтом ФГТ.
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Специальность (балалайка)» Срок обучения 8 (9) лет
Содержание
1 – 8 классы
9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
1 316
214,5
Количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
757
132
Общее количество часов на аудиторные занятия
641,5
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
889
занятия
4
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по шестой классы – 2 часа в неделю, с седьмого по девятый
классы – 2,5 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на балалайке произведения различных жанров и форм в соответствии с
ФГТ;
выявление наиболее одарѐнных детей в области музыкального исполнительства на
балалайке и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области
искусств
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета;
овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на балалайке,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа нетрудного текста;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одарѐнных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
5
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учѐтом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация различных приѐмов игры на
балалайке);
практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие и творческие);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приѐмов по образцу преподавателя);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему, показывая при этом ученику
разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует совместно с педагогом в поисках решения
поставленной задачи)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на
балалайке.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (балалайка)»
имеют площадь не менее 9 кв. м, имеется фортепиано, пюпитры, чехлы для хранения и удобной
транспортировки инструментов, нотная и методическая литература. В Школе создаются условия
для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. В Школе
имеется концертный зал, оборудованный одеждой сцены, звукоусиливающим оборудованием.
II. Содержание учебного предмета «Специальность (балалайка)»
1. Сведения о затратах учебного времени
6
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (балалайка)» на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
Продолжительность учебных занятий
в неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по годам
Общее кол-во часов на
внеаудиторную (самостоятельную)
работу
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на
консультации
1
32
2
33
2
2
Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
8
33
33
33
33
33
33
2
2
2
2
2
3
64
66
66
99
2
2
559
641,5
3
3
99
99
2,5
2,5
9
33
2,5
82,5
4
4
4
132
132
132
757
132
889
4
4
4
5
5
5
128
132
132
165
165
165
6
8
8
1 316
1 530,5
8
8
8
62
6
6
6
214,5 214,5 214,5
214,5
8
8
8
8
70
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
7
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
методические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Первый класс
1 полугодие
Небольшое введение: рассказ об истории развития балалайки, ее роли в воспитании любви
к своей национальной культуре; осознание уникальности этого инструмента в мировой
музыкальной культуре.
Знакомство с инструментом. Особенности посадки, постановки исполнительского аппарата.
Принципы звукоизвлечения. Постановка левой руки. Освоение приемов игры: пиццикато
большим пальцем. Постановка правой руки. Игра очень легких пьес в диапазоне двух-трех нот:
постановка пальцев на грифе; затем – упражнений, направленных на закрепление приобретенных
навыков.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Разучивание на основе первых пьес
расположения нескольких нот на грифе, начиная с открытых струн, затем – на втором-третьем
ладах; расположение нот на нотном стане. Освоение музыкального ритма в виде простых
ритмических упражнений (ритмизация стиха, чтение ритмических рисунков и другие).
Воспитание элементарных правил сценического поведения, навыков публичных
выступлений.
В течение первого полугодия обучения ученик, в зависимости от способностей, должен
сыграть: 3-6 небольших пьес разного характера; 2 этюда.
2 полугодие
Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие начальных навыков игры
на инструменте. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание. Знакомство с
основой динамики: форте, пиано. Игра гамм Е-dur, F-dur. Чтение нот с листа. Упражнения на
развитие координации. В течение второго полугодия ученик должен пройти:
2 этюда; 8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
2 полугодие
Май – переводной экзамен (зачет) - (2 разнохарактерные пьесы).
8
Примерная программа академического концерта
Вариант 1
1. Барток Б. Детская пьеса
2. Старрокадомский М. Любитель-рыболов
3. Русская народная песня «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит»
Вариант 2
1. Шентирмай. Венгерская народная песня
2. Русская народная песня «Метелица
3. Каркасси М. Аллегретто
Вариант 3
1. Кабалевский Д. Вроде марша
2. У медведя во бору. Обр. В. Глейхмана
3. Котельников В. Колыбельная
Второй класс
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановкой исполнительского аппарата,
координацией. Приемы игры: двойное пиццикато, гитарный прием.
Пиццикато пальцами левой руки; большая, малая дроби, натуральные флажолеты
(дополнительно). Основы аккордовой техники. Возможно использование упражнений. Знакомство
с основными музыкальными терминами.
В течение второго года обучения учащийся должен пройти:
гаммы однооктавные C-dur, c-moll (натуральный, гармонический, методический),
арпеджио; гаммы двухоктавные E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический),
арпеджио; упражнения; этюды (4-5); пьесы (10-12).
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого
художественного образа. Контроль над свободой движений. Слуховой контроль качества звука.
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный
учеником диапазон инструмента.
За учебный год учащийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Декабрь – зачет
(2 разнохарактерных пьесы).
2 полугодие
Май – переводной экзамен (зачет) - (2 разнохарактерные пьесы).
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет) - 2 разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список
Хрестоматия для балалайки 1-3 классы ДМШ. Составитель Глейхман В.
М., Кифара 2001
Обработки В. Глейхмана:
1.Дедушка. Прибаутка
9
2. Петушок. Песенка
3. Русская народная песня «По полю. Полю»
4. Русская народная песня «А я по лугу»
5. Бекман Л. «В лесу родилась елочка»
6. Варламов В. «Красный сарафан»
7. Огинский М. «Полонез»
8. Красев М. «Маленькой елочке холодно зимой»
9. Котельников В. Шутка
10. Тамарин И. Песня без слов
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
1. Цветков И. Плясовой наигрыш
2. Рота Н. Поговори со мной
Вариант 2
1. Бак Танец
2. Зверев А. «Огневушка-поскакушка»
Вариант 3
1. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
2. Панин А. Этюд ре мажор
Третий класс
Вся работа педагога приобретает качественно иной характер, должна быть направлена на
достижение учеником свободной и осмысленной игры, при этом особое внимание педагога
уделяется методам обучения - объяснению, показу отдельных деталей и иллюстрированию пьес,
критериям оценивания, контролю над самостоятельной работой обучающихся. Закрепление
пройденных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В программу включаются
пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений крупной формы (рондо,
вариации).
Развитие творческой инициативы ученика, участие обучающихся в различных этапах
освоения музыкального произведения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема,
штриха, создание художественного образа). Освоение: форшлагов, мордентов, натуральных
флажолетов. Освоение приемов: двойное пиццикато, гитарный прием.
В течение третьего года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения;
гаммы двухоктавные: G-dur, g-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио; 4- 6
этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники; 10-12 пьес различного характера,
включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по
слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен (зачет) - (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие
Март – технический зачет(одна гамма, один этюд)
Май - зачет - (2разнохарактерные пьесы).
10
Примерный репертуарный список
Хрестоматия для балалайки 1-3 классы ДМШ. Составитель Глейхман В.
М., Кифара 2001
1. Котельников В. Веселый муравей
2. Филипенко А. Веселый музыкант
3. Чайковский П. Танец из балета «Спящая красавица»
4. Гаджибеков У. Ветерок
5. Глейхман В. Осень
6. Чайкин Н. Лирическая полька
7. Шмитц М. буги бой
8. Бин К. Давным-давно
9. Шитте Л. Кукушка
10. Бетховен Л. Контрданс
11. Градецкий А. Мороженое
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
1.Гассе И. Два танца
2.Дербенко Е. «Дорога на Карачев»
Вариант 2
1.Русская народная песня «У ворот, ворот», обр. Б.Трояновского
2.Бах И.С. «Весной»
Вариант 3
1.В.Андреев Мазурка №3
2.Русская народная песня «Ах, Настасья», обр. В.Панина
Четвертый класс
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры,
штрихов. Более тщательная работа над движениями обеих рук в отдельности и их координацией.
Целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование
приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Работа над техникой перехода
из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально- образного мышления, художественного
воображения.
При планировании содержания учебных занятий основное внимание необходимо уделить
работе над крупной формой.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего
данному штриху приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.
Контроль самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением,
умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до
качественного исполнения и т.д. Игра упражнений на различные виды техники.
В течение четвертого года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения,
упражнения различных авторов; двухоктавные гаммы F-dur, f-moll (натуральный, гармонический,
мелодический), арпеджио; 4-5 этюдов; 10-12 пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить
11
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюда).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).
2 полугодие
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
1. Гендель Г. Прелюдия
2. Русская народная песня «Утушка луговая». Обр. Бубнова
Вариант 2
1. Гендель Г. Канцонетта
2. Калинников В. Русское интермеццо
Вариант 3
1.Котельников В. «Детский концерт»
2.Русская народная песня «Заставил меня муж парну банюшку топить», обр. А. Шалова
Пятый класс
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально- исполнительских
навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения,
формирование навыков самоконтроля и самооценки обучающимися собственной игры.
Составление программ с учетом ясной дифференциации пьес на
хрестоматийноакадемические, концертные, конкурсные и другие. Освоение техники исполнения искусственных
флажолет. Освоение аккордовой техники. В течение пятого года обучения ученик должен пройти
упражнения, необходимые для дальнейшего совершенствования игры.
При повторении ранее освоенных гамм в 4 классе особое место необходимо уделить игре
минорных гамм гармонического и мелодического видов.
Гаммы двухоктавные Fis-dur, fis-moll (натуральный, гармонический, мелодический).
4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники.
8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных
композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд может быть заменен виртуозной пьесой).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).
2 полугодие
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
12
1.Котельников В. «Детский концерт»
2.Русская народная песня «Заставил меня муж парну банюшку топить», обр. А. Шалова
Вариант 2
1.Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», обр. А. Вязьмина
2.Чайковский П. Гавот из балета «Спящая красавица»
Вариант 3
1.Кабалевский Д. Полька
2.Русская народная песня «Коробейники», обр. А. Шалова
3.Зверев А. Рондо в старинном стиле
Вариант 4
1.Моцарт В. Рондо
3.Русская народная песня «При долинушке». Обр. Б. Ферктистова
Шестой класс
Совершенствование всех ранее изученных приемов. При необходимости - работа над
новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно
разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, период и т.д.).
В течение шестого года обучения ученик должен пройти:
упражнения, необходимые для дальнейшего совершенствования игры; двухоктавные гаммы Adur, a-moll (натуральный, гармонический, мелодический); 4 этюда до четырех знаков при ключе
на различные виды техники; 8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (одна гамма, показ самостоятельно выученной пьесы).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).
2 полугодие
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).
Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы,
виртуозное произведение).
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
1.Бах И.- С. Гавот из партиты E-dur для скрипки
2.Русская народная песня «Винят меня в народе», обр. А. Шалова
Вариант 2
1.Дакен Л. «Кукушка»
2.Русская народная песня «Кольцо души девицы», обр. А. Шалова
Вариант 3
1.Бах И.С. Концерт a-moll, 1 часть
2.Цветков В. Вальс
Вариант 4
1.Дербенко Е. Гдовская кадриль
2. Хренников Т. Колыбельная Светланы
13
Седьмой класс
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских
умений и навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего
культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности, в связи с этим
в исполнительскую программу желательно включить одну самостоятельно выученную пьесу
среднего уровня сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна
основываться на произведениях, включающих все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их
комбинированные варианты. Игра гамм, направленная на стабилизацию всех ранее освоенных
штрихов и приемов, должна иметь четкую, последовательную схему по принципу
последовательного развития технического мастерства. В течение седьмого года обучения ученик
должен пройти:
упражнения, необходимые для дальнейшего совершенствования игры;
4 этюда, написанные в тональностях до четырех знаков при ключе, на различные виды
техники, при этом требования к этюдам должны быть приближены к
требованиям к
художественным произведениям;
6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных
композиторов.
Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Навыки простейшего транспонирования.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы среднего уровня
сложности). Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).
2 полугодие
Март – зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).
Май – экзамен (зачет) (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы,
виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).
Примерные программы академического концерта
Вариант 1
1.Рогалев И. Рондо в старинном стиле. Пер. Е. Шабалина
3.Русская народная песня «Заиграй моя волынка». Обр. Б.Трояновского
Вариант 2
1.Фиокко П. Аллегро
2.Василенко С. Гавот, Мексиканская серенада
Вариант 3
1.Кулау Ф. Рондо из Сонатины № 1. Соч. 20
2.Берковский В., Никитин С. Под музыку Вивальди. Обр. А. Федорова
Восьмой класс
Подготовка выпускной программы.
Особое внимание необходимо уделить подготовке профессионально ориентированных
учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации. В связи с этим перед
учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся особые требования:
к работе над техникой в целом;
к работе над произведением;
14
к качеству самостоятельной работы;
к развитию музыкального мышления.
В результате восьмого года обучения ученик должен: уметь сыграть любую (однодвухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами в
максимально быстром темпе; 3 этюда, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой
для балалайки solo.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).
Декабрь – прослушивание с выставлением оценки части программы выпускного экзамена (2
произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из
программы выпускного экзамена).
2 полугодие
Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной
программы, не сыгранных в декабре.
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной
формы, виртуозное произведение, произведение, написанное композитором для балалайки).
Примерный репертуарный список итоговой аттестации
Вариант 1
1.Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», III и IV части
2.Мясков К. Ноктюрн
3.Городовская В. «Калинка»
4.Ю.Шишаков Воронежские акварели (3 части из сюиты)
Вариант 2
1.Гендель Г. Сонатина Ре мажор
2.Минцев В. Калина красная. Вариации на тему песни Я. Френкеля
3.Печерский Б. Тарантелла
4.Зверев А. Вальс-воспоминание
Обучающиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают итоговый экзамен по
специальности в 9 классе.
Девятый класс
Продолжается подготовка к поступлению в профессиональную организацию; выбранная
для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы,
конкурсах. Обучающиеся участвуют в просветительской и творческих мероприятиях школы.
За учебный год учащийся должен исполнить
1 полугодие
Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма,1 этюд или виртуозная
пьеса).
Декабрь – зачет (2 новых произведения).
2 полугодие
15
Март – академический вечер
(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен).
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Вариант 1
Стравинский И. «Русская», переложение В. Остроухова
Шульман Н. Болеро
Вариант 2
Дакен Л. «Кукушка»
Цыганков А. «Русская фантазия»
Примерная экзаменационная программа
Вариант 1
1. Чимароза Д. Концерт
2. Русская народная песня «Посею лебеду на берегу». Обр. В. Щербакова
3. Курчеко А. Романс
4. Абреу С. Бразильский карнавал
Вариант 2
1. Кулау Ф. Рондо из Сонатины № 1. Соч. 20
2. Шуберт Ф. -Эльман М. Серенада. Пер. Е.Блинова
3. Русская народная песня «Уж ты сад». Обр. В. Городовской
4. Штраус И. Весенние голоса (вальс). Пер. Н. Царева
Этюды, рекомендуемые для исполнения на технических зачетах
1. Зверев А. Этюд А-dur
2. Бакланова Н. Этюд A-dur
3. Черни К. Этюд G-dur
4. Кабалевский Д. Этюд a-moll
5. Ладухин Н. Этюд «Пчелы»
6. Дженкинсон Э. Этюд «Танец»
7. Чайкин Н.Этюд d-moll
8. Крейцер Р. Этюд №8 E-dur
9. Нечепоренко П. Этюд b-moll
10. Блинов Ю. Этюд D- dur
11. Шишаков Ю. Этюд A-dur
12. Панин В. Этюд-глиссандо
13. Черни К. Этюд G-dur
14. Шишаков Ю. Этюд «Вечное движение»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
предоставляет возможность применения индивидуального подхода к каждому ученику.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
обучающегося и приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебному предмету
«Специальность (балалайка)» должны отражать:
16
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству;
сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности балалайки для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для балалайки, включающего произведения разных стилей и жанров в
соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей балалайки;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового
слуха;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Кроме того, по окончании обучения учащийся должен:
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
знать оркестровые разновидности инструмента балалайка;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности
несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других
музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
иметь навык транспонирования и подбора по слуху, необходимых в дальнейшем будущему
оркестровому музыканту.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Специальность (балалайка)» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
17
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних
занятий, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные
цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Текущий контроль
осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем
через два-три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы
оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться академические
концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного учебным предметом.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им
программы учебного предмета на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации учащихся являются:
контрольные уроки,
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные экзамены (зачеты).
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это
своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста,
проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой
аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают
в себя элементы беседы с учащимся и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного
характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение
четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой
программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут
быть дифференцированные и недифференцированные, с обязательным методическим
обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в
присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта
преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной
программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной
экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь
18
обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий
класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с
действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному
директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения
выставляются оценки по пятибалльной шкале.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся, на основании требований ФГТ, в школе сформирована
система оценочных средств, позволяющая оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
артистическое поведение на сцене;
увлеченность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
19
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые срывы и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала. Рабочая
обстановка в классе по специальности, доверительные отношения между учеником и учителем,
творческая атмосфера должны способствовать пробуждению в ученике сознательности, личной
активности. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических
особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать
уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося.
При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать личностные особенности и
степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по
степени технической и образной сложности, и при этом, по возможности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учащегося.
Необходимым условием для успешного обучения ученика на балалайке является
формирование на начальном этапе правильной посадки, постановки рук. Следует сразу же
задействовать в работе все пальцы левой руки, включая большой. Особое внимание необходимо
уделить укреплению мизинца.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении инструктивного
материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических,
ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания
и регулярно проверять их выполнение. За последние годы в исполнительском искусстве на
балалайке заметно вырос технический уровень. В связи с этим в образовательных программах
дополнительного образования стало уделяться большое внимание упражнениям, гаммам, этюдам.
Значительно повысились требования технического зачета. При выборе этюдов следует учитывать
их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные
20
формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и
технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний основных этапов в работе над произведением
можно рекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности
должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения
лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен
замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности
балалайки.
В классе балалайки при работе над этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации
и технической свободы необходимо использовать различные варианты аппликатуры. При работе
над гаммами не следует упрощать аппликатуру, поскольку это ведет к недостаточной
эффективности выполнения поставленных задач, связанных с развитием координации и беглости
пальцев.
По окончании обучения учащийся должен:
иметь представление о следующих понятиях: основные приемы игры (переменные удары,
тремоло, двойное пиццикато, гитарный прием, одинарное пиццикато);
основные штрихи (staccato, legato, non legato);
динамика (forte, piano, crescendo, diminuendo);
тембр звука; интонирование; мелизмы (форшлаг одинарный, форшлаг двойной, трель,
мордент, группетто);
колористические приемы (дробь).
владеть основными навыками звукоизвлечения и исполнения:
владеть различными видами атаки звука (на опоре, с замаха);
владеть сменой приемов игры, позиций, сменой струн;
работать над техническими трудностями и добиваться успеха;
уметь грамотно использовать тембровое разнообразие красок инструмента.
Накопить определенный технический багаж:
упражнения в одной позиции на разных струнах;
хроматические, диатонические, тональные упражнения;
упражнения динамические, штриховые;
гаммы однооктавные мажорные, минорные (трех видов) на одной струне, начиная с
открытой струны; однооктавные на двух струнах, двухоктавные мажорные и минорные (трех
видов); хроматические однооктавные и двухоктавные;
арпеджио однооктавные, двухоктавные;
21
выучить большое количество этюдов на различные виды техники; посредством изучения
многочисленных произведений ознакомиться
с творчеством различных выдающихся
композиторов прошлого и современности.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный
характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-балалаечники часто
вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей
(скрипка, фортепиано). Современный педагог для повышения уровня самореализации должен
интересоваться последними открытиями в области психологии, педагогики, методики, применять
их в своей работе, заботясь тем самым о воспитании подрастающего поколения, готовя себе
достойных преемников.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
количество занятий в неделю – от 2 до 4 часов
Объѐм самостоятельной работы определяется с учѐтом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны
для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приѐмов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведѐнного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные
виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно
начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений
или чтение с листа более лѐгких (на 2 – 3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными
деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения
до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачѐтом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке даѐт преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в
дневнике.
22
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Методическая литература
1. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М., Музыка, 1982
2. Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных
училищ и вузов. Составители И. Иншаков, А. Горбачев. М., Музыка, 1980
3. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., Музыка, 1980
4. Информационный бюллетень «Народник» № 1-58 (Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров)
5. М., Музыка, 1998-2007
6. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. М., Музыка 2004
7. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ,
музыкальных училищ и вузов. Составители И. Иншаков, А. Горбачев. М., Музыка, 1998
8. Цветков В. Школа игры на балалайке. П.: МОУМЦ, 2000
2. Учебная литература
1. Альбом балалаечника для ДМШ и музыкальных училищ. Выпуск 1. Сост. И. Иншакова, А.
Горбачев М., Музыка, 2001
2. Альбом балалаечника Для ДМШ и музыкальных училищ. Выпуск 2.М., Музыка, 2003
3. Альбом начиняющего балалаечника. Выпуск 6. Составитель И. Шелмаков. Л.,
Композитор,1982
4. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 8. Ред. И. Обликин. М., Композитор, 1985
5. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 9. Ред. И. Обликин. М., Композитор, 1985
6. Балалайка. Хрестоматия 1-3 классы ДМШ. Народные песни, пьесы, этюды. Составитель В.
Глейхман М., Кифара 2004
7. Балалайка. Хрестоматия 3-5 классы ДМШ. Народные песни, пьесы, этюды. Составитель В.
Глейхман М., Кифара 2007
8. Данилов А. Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано. Выпуск 2. Р-н-Д.,
2001
9. Данилов А. Транскрипции для балалайки и фортепиано. Р-н-Д., 1998
10. 10.Долгушин А. Музыкальные зарисовки. Для балалайки и фортепиано. СПб. Композитор,
2001
11. Играем на Бис! Из репертуара А. Тихонова. Произведения для балалайки. М., Музыка, 2003
23