Специальность (баян) 5 (6) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01 «Специальность (баян)»
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год

«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

___________________ Шотт С. М.
(подпись)

протокол № 5
от «09» июня 2017 г.

приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Разработчик:

Сураева Галина Дмитриевна, преподаватель по
классу

баяна

учреждения

муниципального
дополнительного

бюджетного
образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1»
Рецензент:

Балакин Сергей Валерьевич, преподаватель по
классу
категории

баяна

высшей

ГБПОУ

СО

квалификационной
«Краснотурьинский

колледж искусств»
Рецензент:

Чулочникова
преподаватель

Галина
по

квалификационной

классу
категории

Николаевна,
баяна

ГБПОУ

«Краснотурьинский колледж искусств»

2

высшей
СО

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература
2. Учебно-методическая литература

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (баян)» разработана на
основе и с учѐтом Федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» от 12.03.2012 г. № 162 и с
учѐтом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных
инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный предмет ПО.01.УП.01. «Специальность (баян)» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на баяне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки
ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети
приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Программа предназначена для работы с музыкально-одарѐнными детьми ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие
образовательные
учреждения
музыкального
искусства.
Программа
направлена
на
профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся.
Выявление одарѐнных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства, необходимых для будущего профессионала.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (4 года 9 месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
– 6 лет (5 лет 9 месяцев).
Возможна реализация программы в сокращѐнные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учѐтом ФГТ.
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Специальность (баян)» Срок обучения 5 (6) лет
Содержание
Максимальная учебная нагрузка в часах

1 – 5 классы
924
4

6 класс
214,5

Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
Общее количество часов на аудиторные занятия
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
занятия

363
561

82,5
132
445,5
693

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по третий классы – 2 часа в неделю, с четвѐртого по шестой
классы – 2,5 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета Специальность (баян)»
Цели:
 обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
 выявление наиболее одарѐнных детей в области музыкального исполнительства на баяне и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета;
 овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на баяне,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;
 развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа нетрудного текста;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
 формирование у наиболее одарѐнных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета Специальность (баян)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
5








сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учѐтом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:






словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация различных приѐмов игры на баяне);
практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие и творческие);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на
баяне.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета учебная аудитория для занятий
имеет площадь не менее 9 кв. м., в классе имеется в наличии: пюпитр, метроном, подставки для
ног, разновысотные стулья, музыкальные инструменты (баяны), фортепиано.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания музыкальных
инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, сборников по чтению нот с листа,
методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета Специальность (баян)» «Специальность – баян»
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность – баян» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
6

Срок обучения 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс
1
2
Продолжительность учебных занятий
33
33
(в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия
2
2
в неделю
Общее
количество часов на аудиторные
занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
3
3
Общее кол-во часов на самостоятельную
99
99
работу по годам
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на занятия
5
5
в неделю
Общее максимальное количество часов
165
165
по годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
Объѐм времени на консультации (по годам)
8
8
Общий объѐм времени на консультации

3
33

4
33

5
33

6
33

2

2,5

2,5

2,5

363
445,5
3
99

82,5

4
132

4
132

561
693

4
132
132

5

6,5

6,5

6,5

165

214,5

214,5

214,5

924
1138,5
8
40

214,5
8

8

8
8

48
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:





выполнение домашнего задания;
подготовка к контрольным урокам, зачѐтам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
7

 участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени на освоение учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Требования по специальности для обучающихся на баяне сроком 6 лет те же, что и при 8летним обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем
объѐме часов.
Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных
стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика).
Преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для
публичного, или экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или просто
ознакомления.
Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в
концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной
программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при
необходимости подготовить ученика к поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Различное продвижение учеников, обучающихся 5-6 лет, отражено в примерных
выпускных экзаменационных программах соответствующего класса.
Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
даѐтся в годовых требованиях. Преподаватель может устанавливать степень завершѐнности
исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в
индивидуальном плане обучающегося.
Количество исполняемых пьес на академическом концерте и требования к контрольному
уроку определяются на методической секции отдела в начале учебного года.
Первый класс
Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов).
Привитие навыков устойчивой посадки, подгонка ремней в зависимости от индивидуальности
ученика. Постановка игрового аппарата, освоение навыков звукоизвлечения. Работа над
координацией движения при постоянном слуховом контроле за качеством звука. Выработка
ровного и плавного ведения меха на разжим и сжим. Освоение штрихов легато, стаккато, нон
легато. Подбор по слуху, чтение нот с листа.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
Гаммы до, соль, фа-мажор каждой рукой отдельно штрихами легато, стаккато, нон легато.
3-4 этюда на различные виды техники.
10 -12 пьес различного характера.
Чтение нот с листа наиболее легких пьес отдельно каждой рукой.
Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия
1. РНП Сорока
Маленькая Юлька – детская песенка
2. Русская частушка
8

Е.Тиличеева. Праздничная ѐлочка
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Б.Савельев. Песенка Черепахи
Белолица-круглолица – русская народная песня
2. На улице дождь идѐт - РНП
Слонов Ю. Весѐлая игра
В течение учебного года ученик должен исполнить:
I полугодие: зачѐт (две разнохарактерные пьесы);
II полугодие: экзамен (зачѐт) - (две разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список
Лѐгкие упражнения и этюды для баяна.1-3 классы музыкальной школы. Сост. А.Денисов и
К.Прокопенко. Киев, 1967: № 2,6,8,11,19,20,33.
Баян, 1 класс ДМШ. Сост. И.Алексеев и Н.Корецкий. Киев, 1970: № 1,3,4,8,11,19,22,23,3,27,
33,35,37.
Педагогический репертуар баяниста для ДМШ, выпуск 4 (сост. А.Онегин, М., 1966) .
Беренс Г. Этюд До мажор
Веснянка – русская народная песня
Да кто ж у нас лебедин - русская народная песня
Лети, воробышек – украинская народная песня
Савка и Гришка – белорусская народная песня
Не летай, соловей - русская народная песня
Отдавали молоду - русская народная песня
Тирольский вальс
Во саду ли, в огороде - русская народная песня
Теремок - русская народная песня
Ну-ка, кони – чешская народная песня
Моравская народная песня
Жилинский А. Латвийская народная полька
Салин А. Вальс.
Лысенко Л. Песня рака
Книппер Л. Полюшко-поле
Магиденко М. Песенка
Е Тиличеева. Береза
Калинников В. Журавель. Тень-тень
Второй класс
За год обучающийся должен выучить: гаммы - до, соль - мажор двумя руками вместе,
короткие арпеджио двумя руками; ля-минор правой рукой, в них короткие арпеджио правой
рукой. Аккордовые последовательности в гаммах до, соль - мажор. Чтение нот с листа наиболее
легких упражнений и пьес двумя руками, подбор по слуху.
3-4 этюдов на различные виды техники.
10-12 пьес различного характера.
1-2 произведения с элементами полифонии.
9

Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия
1. Коровушка - РНП
Чайкин Н. Украинская полька
2. Вдоль по улице молодчик идѐт - РНП
Шилова О. Веселое путешествие
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Руднев Н. Щебетала птичка
Хренников Т. Колыбельная
2. Савельев Б. Настоящий друг (из м/ф «Тимка и Димка»)
Как под яблонькой - РНП
I полугодие: технический зачѐт (1 гамма, 1 этюд), зачѐт – (две разнохарактерные пьесы);
II полугодие: технический зачѐт (1 гамма, 1 этюд), зачѐт – (две разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список
Этюды для 2 класса ДМШ, Киев,1979
Дьяков В. Этюды № 3-6
Доренский А. 1 ступень, № 51-55, 71-84, 111-121, 131-142
Баян 2 класс ДМШ (сост. И.Алексеев и Н.Корецкий, Киев,1989): № 2-8, 11 -17, 26-33
Чардаш – венгерский танец
Ой, пид горою – украинская народная песня
Ах, улица широкая - русская народная песня
Сулико – грузинская народная песня
Как пойду я на быструю речку - русская народная песня
Олень – французская народная песня.
Выйди, выйди, Иваньку – украинская народная песня
Посею лебеду на берегу – русская народная песня
Чайкин Н. Наигрыш, Рассказ, Забытая песенка
Гедике А. Ригодон, Пьеса
Френкель Я. Вальс расставания
Доренский А. Хоровод и Наигрыш. Полька-двойка. Мамин вальс
Блантер М. Катюша
Бредис С. Полька, Мамин вальс, Раз и, два и три
Островский А. Кролик
Юхно С. Лягушки, Лошадка
Литовко Ю. Василек - маленькие вариации, Котенок
Балтин А. Две пьесы
Барток Б. Пьеса. Пьеса на венгерскую народную тему, Детская пьеса
Шуберт Ф. Экосез, Вальс
Варламов А. На заре ты ее не буди, Метелица
Гречанинов А. Мазурка
Глинка М. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин», Полька
Грибоедов А. Вальс
Шуберт Ф. Два экосеза
Перселл Г. Ария
10

Бертини Г. Прелюд
Бах В. Менуэт
Тюрк Д. Веселый Ваня, Я так устал
Третий класс
Освоение двойных нот, аккордов, мелизмов (одинарный и двойной форшлаги). Смешанные
штрихи, пунктирный ритм. Гаммы – мажорные, в тональностях до двух знаков в ключе двумя
руками вместе, штрихами «легато», «стаккато», «нон легато», группами две легато – две стаккато
и наоборот, ритмические группировки – дуоль, триоль, квартоль. Минорные мелодические a-e-dmoll двумя руками; минорные гармонические каждой рукой отдельно. Короткие и длинные
арпеджио, тонические аккорды и их обращения двумя руками в этих тональностях. Чтение нот с
листа легких произведений из репертуара 2 класса.
3-4 этюдов на различные виды техники;
8-9 разнохарактерных пьес, в том числе с элементами полифонии.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия
1. Крылатов А. Колыбельная медведицы из мультфильма «Умка».
Латвийская полька, обработка Говорушко П.
2. Грибоедов А. Вальс.
Я в садочке была – русская народная песня.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Чайковский П. Хорал
Крыжачок – белорусский народный танец.
2. Лемуан А. Андантино.
Сколько в небе зорь – белорусская народная песня, обработка В. Мотова.
I полугодие: технический зачѐт (1мажорная гамма, 1 этюд),
зачѐт – (две разнохарактерные пьесы);
II полугодие: технический зачѐт (1 минорная гамма, 1 этюд),
зачѐт – (два разнохарактерных произведения, включая пьесу полифонического стиля).
Примерный репертуарный список
Этюды для 3 класса ДМШ, Киев, 1975
Дьяков В.. Этюды № 8-12
Зубарев А.Этюд № 5 До мажор
Чайкин Н. Этюд до минор
Слонов Ю. Этюд До мажор
Новожилов В. Этюд Ре мажор
Из под камушка – РНП обр. В. Бухвостова.
Мимо реченьки – чешская народная песня, обр. В. Лобова.
А.Коробейников. Обработки народных песен – Ой, пиду я до млина, Ой, джигунэ, Савка и
Гришка.
По грибы – чешская народная песня, обр. Ф. Бушуева
Казачок – украинский народный танец, обр. Н. Ризоля
Полосынька – русская народная песня, обр. Н.Корецкого
11

Как у наших у ворот - русская народная песня, обр. А.Суркова
Говорушко П. - обр. народных - Латвийская полька, , На горе-то калина, Полянка
Санта Лючия – итальянская народная песня, обр. П. Лондонова.
Весна – белорусская народная песня, обр. В. Бухвостова.
Помню, я еще молодушкой была – РНП, обр. А. Иванова.
Как из улицы в конец – РНП, обр. А. Коробейникова.
Талакин А. Юмореска
Кузнецов Е. Лирическая песня
Холминов А. Кадриль
Щуровский Ю. Танец, Песня
Кабалевский Д. Старинный танец
Косенко В. Марш
Дьяков В. Романс.
Дунаевский И. Под луной золотой. Песня из кинофильма «Новый дом».
Бредис С. Море
Рубинштейн А. Мелодия.
Кюи Ц. Осень
Глинка М. Мазурка, Контраданс
Чайковский П. Хорал, Камаринская, Итальянская песенка, Марш
Шуман Р. Мелодия
Гречанинов А. Колыбельная, Вальс
Даргомыжский А. Казачок, Меланхолический вальс
Жилин А. Вальс
Гендель Г. Ария
Лондонов П. Хороводная
Мотов В. Полифоническая пьеса
Моцарт В. Менуэт
Корелли А. Сарабанда
Бах И.С. Ария До мажор
Моцарт Л. Буре
Горлов Н. Две пьесы в полифоническом роде
Бах И.С. Волынка
Циполи Д. Пьеса
Купревич В.У Баха в Томаскирхе
Телеман Г. Пьеса
Кригер И. Менуэт
Чимароза Д. Соната соль мажор
Беркович И. Соната
Шестериков И. Сонатина в классическом стиле, да мажор
Диабелли А. Сонатина. Соч. 168, № 1. Рондо из сонатины Соль мажор
Штейбельт Д. Сонатина До мажор
Ванхаль Я. Сонатина Фа мажор
Четвѐртый класс
Гаммы – мажорные до четырѐх знаков в ключе; минорные мелодические и гармонические
до трех знаков. В этих тональностях короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды и их
12

обращения. Требования к исполнению гамм за 3 класс, по 2-3 на бас. До-соль-фа-мажор в терцию
с первым пальцем. Чтение нот с листа легких произведений из репертуара 2 класса.
8-9 разнохарактерных пьес, в том числе полифония и крупная форма.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия
1. Гедике А. Прелюдия.
Асафьев Б. Танец из балета «Кавказский пленник»
2. Бетховен Л. Полонез.
Зимний вечер - русская народная песня, обр. Бухвостова В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Кулау Ф. Сонатина До мажор
Казачок. Украинский танец, обр. Ризоля Н.
2.Бах И.С. Лярго
Час да по часу- русская народная песня, обр. Аз. Иванова.
I полугодие: технический зачѐт (1мажорная гамма, 1 этюд), зачѐт – (две разнохарактерные пьесы);
II полугодие: технический зачѐт (1 минорная гамма, 1 этюд), зачѐт – (два разнохарактерных
произведения, включая произведение крупной формы или полифонического стиля).
Примерный репертуарный список
Бертини А. Этюды Соль мажор, ми минор, До мажор
Дювернуа А. Этюды До мажор, ля минор
Тышкевич Г. Этюд си минор
Блинов Ю. Этюд Ля мажор
Марьин А. Этюд До мажор
Салов Г. Этюд Соль мажор
Хора – молдавский танец, обр. С. Злотова
Ой, да ты , калинушка – русская народная песня, обр. А. Холминова
Ой, за гаем, гаем – украинская народная песня, обр. В. Бухвостова
Как у наших у ворот – русская народная песня, обр. А. Суркова
Казачок, украинский танец, обр. Ризоля Н.
Кабалевский Д. Медленный вальс
Косенко В. Полька, Вальс
Чайкин Н. Русский танец
Шендерев Г.. Мелодия
Хренников Т. Токкатина
Прокофьев С. Гавот из балета «Золушка»
Чайковский П. Мазурка, Дуэт Прилепы и Миловзора из оперы «Пиковая дама», Сладкая греза,
Неаполитанская песня
Шуберт Ф. Галоп
Бетховен Л. Вальс, Элегия
Куперен Ф. Все вперед
Ребиков В. Восточный романс
Майкапар С. Осенью
Щуровский Ю. Канон, Песня
Ляпунов С. Пьеса
13

Моцарт В. Менуэт Соль мажор
Корелли. Сарабанда
Артемов В. Пьеса без слов
Д.Самойлов. Вариации на тему украинской народной песни «Выйди, выйди, сонечко»
Чимароза Д. Соната соль мажор
Беркович И. Соната
Шестериков И. Сонатина в классическом стиле, да мажор
Гедике А. Тема с вариациями
Бетховен Л. Рондо из сонаты Фа мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор
Пятый класс
Главная задача, стоящая перед обучающимися пятого класса, - предоставить выпускную
программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом
обучающийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
Закрепление ранее освоенных штрихов, приемов игры, освоение исполнения смешанных
штрихов при чередовании приемов: смена аккордовой техники на мелкую и наоборот, а также
другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов.
Включение в программу упражнений и этюдов на освоение вышеизложенных поставленных задач.
2-3 этюда на разные виды техники. Произведения различного характера, стиля, жанра. Чтение с
листа, подбор по слуху.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)
1.Чиняков А. Этюд
Бах И.С. Лярго
Фибих Э. Поэма
Корецкий Н. Обр. украинской народной песни «Чоботи»
2. Холминов А. Этюд
Мясков А. Песня
Гендель Г. Пассакалия
Выйду на улицу – РНП, обр. Л. Захаровой
3.Двилянский А. Прелюдия
Нестеров В. Этюд
Семеняко Ю. Травы детства
Ты казала прийди, прийди – украинская народная песня, обработка А. Кисиленко
I полугодие: технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма, этюд или виртуозное
произведение). Декабрь – зачѐт (2 произведения);
II полугодие: Март - прослушивание двух оставшихся произведений; Апрель – прослушивание
всей программы. Май – выпускной экзамен (4 произведения, включая произведение
полифонического стиля и виртуозное произведение).
Примерный репертуарный список
Грачев В. Этюд Ре мажор
Говорушко П. Этюд на русскую народную тему
Мотов В. Этюд Ми мажор
Шишаков Ю. Этюд ми минор
14

Сборник этюдов для 5 класса ДМШ Киев, 1989
Галкин в. Этюды Соль минор, Ми-бемоль мажор
Чайкин Н. Этюды ми минор, до-диез минор
Ах ты, степь широкая - русская народная песня, обр. П.Триодина
Две венгерские народные песни, обр. А.Широкова
Увиванец - украинский танец, обр. П.Шашкина
Ой, пид вишнею – украинская народная песня, обр. А.Марьина
Крыжачок, белорусский народный танец, обр. Ю.Акимова
Фомин В. Хвастунишка
Емельянов В. Зареченский хулиган
Никишин Г. Озорная полька
Бойко И. Лунные настроения, Качели
Ипполитов-Иванов И. В ауле
Хренников Т. Вальс
Шишаков Ю. Веселая прогулка
Павин С. Весеннее настроение
Бабаджанян А. Прелюдия
Рахманинов С. Итальянская полька
Аренский А. Вальс
Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-крестьянка»
Чайковский П. Ната-вальс
Римский-Корсаков Н. Интермеццо из оперы «Царская невеста»
Вивальди А. - И.С. Бах. Лярго
Бельман Л. Интродукция-хорал. Из «Готической сюиты»
Бах И. С. Маленькая прелюдия
Лондонов П. Прелюдия, Вроде хорала, Воспоминание
Глинка М. Двухголосная фуга
Корелли А. Гавот
Гендель Г. Менуэт, Пассакалия, Куранта, Прелюдия
Шендерев Г. Рондо
Чайкин Н. Маленькое рондо
Кулау Ф. Сонатина, соч. 20, № 2 Горлов. Сонатина фа минор
Моцарт В. Сонатина До мажор
Шестой класс
В шестом классе обучаются ученики, которые целенаправленно готовятся к поступлению в
профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу рекомендуется
составлять годовой репертуар с учетом программных требований профессионального
образовательного учреждения. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах
принесут значительную пользу, придав уверенности в игре. Ученики шестого класса играют зачет
в декабре и итоговый экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)
1.Чапкий С. Этюд
Холминов А. Фуга
Векслер Б. Испанский танец
Хренников Т. Обработка Н. Ризоля. Кадриль из кинофильма « Донецкие шахтеры»
15

2.Тартини Дж. Сарабанда
Чапкий С. Этюд
Дьяков В. Одинокая гармонь
Саранин В. Тамбовская матаня
3.Ижакевич М. Этюд
Лядов А. Канон
Чайковский Б. Вступление. Из музыки к кинофильма «Женитьба Бальзаминова»
Выйду ль я на реченьку – РНП обработка А. Марьина
I полугодие: технический зачѐт (1 гамма, этюд или виртуозное произведение); декабрь –
дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена -2 произведения.
Обязательный показ полифонии.
II полугодие: Март - прослушивание двух оставшихся произведений. Апрель – прослушивание
всей программы. Май – выпускной экзамен (4 произведения, включая произведение
полифонического стиля и виртуозное произведение).
Примерный репертуарный список
Холминов А. Этюд ля минор
Мясков К. Этюд соль минор
Канаев Н. Этюд ля минор
Лешгорн А. Этюд Ми-бемоль мажор
Салиман-Владимиров Д. Этюд ля минор
Этюды для баяна, 5 класс ДМШ, Киев, 1987
Паницкий И. Вариации на тему РНП «Ой, да ты калинушка», «Полосынька»
Старый Джо Клэрк, американская народная песня, обр. С.Разоренова
Я с комариком плясала – шуточная русская народная песня, обр. А. Лядова
Травушка-муравушка - русская народная песня, обр. А. Талакина
Свиридов Г. Военный марш. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»
Подгорный В. Вариации на тему РНП «Ой, ходила дивчина бережком»
Золотарев В. Шут на гармонике играет. Диковинка из Дюссельдорфа
Чайковский Б. Вступление. Из музыки к кинофильма «Женитьба Бальзаминова»
Пьяцола А. Чао, Париж
Прокофьев С. Гавот из «Классической симфонии»
Лондонов П. В народном духе
Хачатурян А. Мазурка из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»
Ребиков В. Грустная песенка
Даргомыжский А. Болеро
Р.Шуман. Смелый наездник
И.С.Бах. Ария соль минор, Сарабанда из сюиты Си-бемоль мажор, Органная прелюдия ми минор
Барток Б. Хроматическая инвенция
Маттезон И. Сюита
Мясковский Н. Зачем сидишь до полуночи. Русская народная песня
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, Соната № 2 из цикла «Три Сонаты»
Брамс И. Скерцо из сонаты Фа мажор
Сорокин К. Тема с вариациями
16

Чайкин Н. Сонатина Ре мажор
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и
приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен знать:
 новые исторические сведения об инструменте;
 конструктивные особенности инструмента;
 элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
 оркестровые разновидности инструмента баян;
 основы музыкальной грамоты;
 систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
 основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
 основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
 технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного
исполнительства на баяне;
 функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в
работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
 уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приѐмов и других
музыкальных средств выразительности;
 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
 иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и
оркестрового музицирования;
 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем
будущему оркестровому музыканту;
 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных
ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает: наличие у обучающегося интереса к
музыкальному искусству; самостоятельному музыкальному исполнительству; комплексное
совершенствование игровой техники баяниста; умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения; навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
17

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными
видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических
приемов; сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и
приемах работы над исполнительскими трудностями; наличие навыков репетиционно-концертной
работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости (поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения текущего учебного
материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с
периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает
использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.
промежуточная аттестация учащихся (в соответствии с ФГТ, может проводиться в форме
контрольных уроков, зачѐтов и экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ.
итоговая аттестация учащихся (проводится в форме выпускных экзаменов).
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это
своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста,
проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой
аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в
себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного
характера.
Также, преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение
четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой
программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачѐты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты
дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный
характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в
присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Для академического
концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года
обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок,
завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами
18

аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в
следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), в соответствии с действующими
учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы
расписанию.
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка 5 (отлично):
 артистичное поведение на сцене;
 увлечѐнность исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения:
 слуховой контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание формы произведения;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие
Оценка 4 (хорошо):
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
 грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
 недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
 стабильность воспроизведения нотного текста;
 выразительность интонирования;
 попытка передачи динамического разнообразия;
 единство темпа
Оценка 3 (удовлетворительно)
 неустойчивое психологическое состояние на сцене;
 формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
 слабый слуховой контроль собственного исполнения;
 ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
 слабое реагирование на изменение фактуры, артикуляционных штрихов;
 однообразие и монотонность звучания
Оценка 2 (неудовлетворительно)
 частые срывы и остановки при исполнении;
 отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
 ошибки в воспроизведении нотного текста;
 низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
 отсутствие выразительного интонирования;
 метро-ритмическая неустойчивость
19

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры: оценка
годовой работы обучающегося; оценки за академические концерты, зачеты или экзамены; другие
выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие
параметры: обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень
владения инструментом; убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения; понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого
произведения. При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учѐтом индивидуальных психических особенностей
ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития
музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами
по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого
сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в
концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчѐт о его выполнении с приложением краткой характеристики работы
обучающегося.
При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные
особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного
исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности ит.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение
различных вариантов штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать чѐткие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость.
Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных
задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
20

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения. Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной
художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над
произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое
по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения
лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен
замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности
данного инструмента - баяна.
В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты
интонации и технической свободы необходимо использовать точную аппликатуру, смену меха.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный
характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-баянисты, в связи с
определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим
исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; периодичность
занятий - каждый день; объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего
образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо
помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на
занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра
технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на
это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3
класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе
работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным
преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание
программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

21

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Аккордеон с азов. Составитель Е. Муравьева. С.-П.,Композитор,1988
Альбом начинающего баяниста. Выпуски 26, 44. Составители М. Цыбулин и А. Черных.
М., Советский композитор,1982, 1992
Альбом начинающего баяниста. Составитель П. Говорушко. Л., Музыка, 1964.
Альбом для детей. Произведения для баяна. Выпуски 1, 2, 3. Составитель А. Крылусов.
М., Музыка, 1988
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Выпуски 20, 29, 32. Составители В.
Алехин и Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1979
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Выпуски 53,61. Составитель А.
Гуськов. М., Советский композитор, 1985
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Выпуски 56, 58, 60, 62, 67, 68.
Составитель Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1987
Баянисту-любителю. Выпуск 13. Сост. В. Бухвостов. М., Советский композитор, 1981
Баян в музыкальном училище. Выпуск 2. М., С-К, 1971
Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен. Изд-во
Катанского, Москва, 2000
Бажилин Р. Концертные пьесы для баяна в стилях популярной музыки. М., Издательство
В. Катанского. 2000
Баян. 1 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1979
Баян. 2 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1976
Баян. 3 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1986
Баян 4 класс. Редакторы А. Денисов и В. Угринович. Киев, Музична Украина, 1987
Баян 5 класс. Редактор А. Денисов. Киев, Музична Украина, 1975
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Составитель А. Талакин. М., Сов.
Композитор, 1983
Бойцова Г. Юный аккордеонист. Части 1-2 . М., Музыка, 1994
Бредис С. Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна (аккордеона) 2-4 классы ДМШ.
Ростов - на - Дону, «Феникс», 2011
В кругу друзей. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель О.
Агафонов. Москва, Советский композитор, 1987
Веселый поезд. Обработки и составление Ю. Макарова. Екатеринбург, 2004
Говорушко П. Легкие пьесы советских композиторов в переложении для баяна. Л.,
Советский композитор, 1989
Говорушко П. Фронтовые песни в переложении для баяна или аккордеона Л., Музыка,
1986
Двилянский М. Альбом для юношества. Аккордеон или баян. М., Музыка. 2001.
Джаплин С. Регтаймы. Переложение для баяна. Л-д, 1989
Доренский А. Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. С-П,
Композитор, 2001
Доренский А. Пять ступеней мастерства, ступень первая. Этюды для баяна. Ростов-наДону, Феникс, 2000
Доренский А. Музыка для детей. Выпуск 2. 2-3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 1989
Дьяков В. Пьесы для баяна и аккордеона. Екатеринбург, 2008
22

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

За праздничным столом. В переложении для аккордеона и баяна. Составитель В.
Катанский.
Выпуск 2. М., Из – во В. Катанского, 2000
Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов в облегченном переложении
для баяна или аккордеона. Выпуски 1-4. Составитель Л. Скуматов. С-П., Музыка, 2004
Литовко Ю. Веселый аккордеон, баян. Пьесы для младших классов ДМШ. С-П., Союз
художников, 2002
Лондонов П. Избранные произведения для баяна. М., С-К, 1983
Мой друг баян. Выпуски 12-13. Составитель Е. Двилянский. М., Советский композитор,
1986
Мой друг баян. Выпуск 6. Составитель В. Ефимов. М., Советский композитор, 1980
Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 4. Составитель А. Судариков. М.,
Советский композитор, 1987
Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Выпуски 4, 12. Составитель В. Цыбулин.
М., Советский композитор, 1987
Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 6, 8. Составитель В. Цыбулин.
М., Советский композитор, 1978
Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуск 16. Составитель Ю. Зенков М.,
Советский композитор, 1983
Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 20, 26. Составитель Ф.
Бушуев. М., Советский композитор, 1989
Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккрдеонистам.5-6
класс ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010
Нотный альбом баяниста. Выпуски 6,9. Составитель А. Басурманов. Москва, Советский
композитор, 1984
Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс. Составитель И. Бойко. Ростовна - Дону, Феникс, 2000
Педагогический репертуар баяниста для музыкальных училищ. Выпуск 7. М.,1967
Педагогический репертуар баяниста. I-II курсы. Выпуск 1, 9. Ред. В. Накапкин. М., 1971.
Полифонические пьесы для баяна. Выпуски 1-4. Составители В. Алехин и В. Агафонов.
Москва, Советский композитор, 1977
Полифонические пьесы в переложении для баяна. Выпуск 2. Составитель Ф. Бушуев. М.,
Музыка, 1965
Популярные эстрадные мелодии для баяна или аккордеона. Выпуск 34. Составитель В.
Кравченко. Киев, Музична Украина, 1983
Популярные песни в переложении для баяна или аккордеона. Выпуски 4, 11, 16.
Составитель В. Горлов. М., Музыка, 1984
Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. Составитель Л.
Скуматов. С - П., Композитор, 2001
Популярные песни и мелодии радио, кино и телевидения. Составитель М. Протасов. М.,
Музыка, 1990
Самойлов Д. Хрестоматия. Баян 1-2 класс ДМШ. М., Кифара, 2001
Самойлов Д. Этюды 1-3 классы ДМШ. М., Кифара, 2001
Сонатины и вариации для баяна. Выпуски 4, 6, 7, 10. Редактор-составитель Ф. Бушуев.
Москва, Советский композитор, 1972
Сонатины и рондо. Переложение для баяна. Выпуск 2. Составитель Б. Беньяминов. Л.,
Музыка, 1968
23

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Талакин А. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. М., Советский
композитор, 1985
Танго для аккордеона. Составитель Л. Белякова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
Танцевальные ритмы. Сборник танцев для баяна. Выпуски 4, 11. Составитель А.
Гощенко. М., Советский композитор, 1970
Улыбка для всех. Детские популярные песни в переложении для баяна или аккордеона.
Переложение Р. Бажилина М., Из-во В. Катанского, 2001
Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Составитель Р. Гречухина. С-П.,
Композитор, 2002
Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ. Составитель А. Крылусов. М., Музыка, 2001
Хрестоматия баяниста, старшие классы ДМШ. Части 1-2.Составители В. Грачев и В.
Петров. М., Музыка, 2001
Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д. Самойлов. М., Кифара, 2003
Хрестоматия. Аккордеон. 1-3 Классы ДМШ. Составители В. Мотов и Г. Шахов. М.,
Кифара, 2002
Шахов Г. Чудный месяц. Песни народов мира в обработке для баяна. М., Кифара, 1999
Шплатова О. Первая ступенька. Юным аккордеонистам и баянистам. Ростов-на-Дону,
«Феникс» 2008
Этюды для баяна. Выпуски 7-12. Сост. М. Цыбулин. М., Советский композитор, 1983
Этюды для баяна на разные виды техники. 1-5 классы. Составитель А. Нечипоренко.
Киев, Музична Украина, 1981
Юхно С. Аленкины гости. Песенки и потешки для баяна. Санкт-Петербург, 2002
Юному музыканту-баянисту.1 класс ДМШ. Редактор – составитель В. Ушенин. Ростовна-Дону. «Феникс» 2010
2. Учебно-методическая литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. Москва, Музыка, 1972
Алехин В., Шашкин П., Самоучитель игры на баяне. М., Советский композитор, 1972
Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Части 1 и 2. Москва,
Советский композитор, 1971
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. Москва, Советский
композитор, 1980
Баян и баянисты. Сборник методических статей. Часть 2. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1974
Баян и баянисты. Сборник методических статей. Выпуск 3. Редакция Ю. Акимова.
Москва, Советский композитор, 1977
Баян и баянисты. Сборник статей. Выпуски 4 – 5. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1981
Бажилин. Р. Школа игры на аккордеоне. М., Из-во В.Катанского.2001
Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Части 2 и 3. Москва,
Советский композитор, 1976
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Москва, Советский композитор, 1973
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1987
Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. Редакция В. Натансона. М., Музыка, 1976
Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск 4.
Москва, Музыка, 1965
24

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 6. Ленинград, Музыка, 1985
Вопросы теории и методики исполнительства на народных инструментах.
Сборник статей. Выпуск 2. Редакция Л. Бендерского. Свердловск, 1990
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. Составитель Ю. Усов. М., Музыка, 1991
Говорушко П. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1970
Демченко В. Технические упражнения для баяна. Москва, Музыка, 1967
Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Ленинград, Музыка, 1977
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального
фортепиано. Москва, Классика, 2003
Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка. 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Москва, Классика, 2004
Методика обучения игре на народных инструментах. Редакция П. Говорушко.
Ленинград, Музыка, 1975
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1967
Новожилов. В. Баян. М., Музыка.1988
Онегин А. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1990
Паньков О. О работе баяниста над ритмом. Свердловск, 1995
Ребенок за роялем. Сборник статей. Сост. Ян Досталл. Москва, Музыка, 1981
Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. Москва,
Советский композитор, 1977
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальными произведениями. М., Классика, 2004
Савшинский С. Пианист и его работа. Москва, Классика, 2002
Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. Москва, Советский
композитор, 1978
Сурков. А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., С-К.
1979
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва, Советский композитор, 1989
Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа, транспонирование. М., Музыка, 1987
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. Москва, Классика, 2002

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».