МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. Специальность (домра)
для обучающихся 1- 8 (9)классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
«Одобрено»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Шотт Светлана Мирославовна, преподаватель
народных
инструментов
учреждения
муниципального
дополнительного
отделения
бюджетного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:
Шлохина
Зинаида
Павловна,
преподаватель
высшей
квалификационной категории государственного бюджетного
образовательного учреждения
образования
Свердловской
среднего профессионального
области
«Краснотурьинский
колледж искусств»;
Рецензент:
Безматерных Сергей Иванович, преподаватель высшей
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования детей
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литератур
2. Методическая литература
3
I.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 «Специальность» (домра)» разработана на
основе и в соответствии с Федеральными государственными требованиями (далее по тексту ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты» ,
утверждѐнных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 162.
Программа учебного предмета «Специальность» (домра)» составлена с учѐтом
многолетнего педагогического опыта в исполнительстве на домре в муниципальном бюджетном
учреждении дополнительного образовании «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
(далее по тексту - Школа).
Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как
учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования
направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее
одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный
учебный
план
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен
на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
Обучаясь в классе домры, дети знакомятся с традициями русской народной культуры.
Народные музыкальные инструменты являются носителями духовных ценностей и творческого
потенциала народа. Игра на них стимулирует художественно-эстетическое воспитание детей,
пробуждает к творческой музыкальной деятельности, раскрывает детские музыкальные
возможности.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (домра)» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (7
года 9 месяцев);
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год (9
класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:
Содержание
1 – 8 классы
9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
1 316
214,5
Количество часов на аудиторные занятия
559
82,5
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
757
132
Общее количество часов на аудиторные занятия
641,5
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
889
занятия
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю.
Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14
часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат
4
времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участие обучающихся в творческих и
культурно-просветительских мероприятиях школы).
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные
возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре
произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению
обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их
развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого
самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику
приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой
деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно
ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное
образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
5
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы должна соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» имеет
площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В Школе созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. В Школе
имеется в наличие инструменты обычного размера, а также уменьшенных инструментов (домр),
необходимых для самых маленьких учеников. Концертный зал Школы оборудован
звукоусиливающей аппаратурой
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное
образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
6
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» имеют
площадь не менее 9 кв.м, Для реализации программы учебного предмета в учебной аудитории
имеются в наличие музыкальные инструменты обычного размера (домры), а также уменьшенных
инструментов, необходимых для самых маленьких учеников. В учебном классе имеется
фортепиано, метроном, пюпитр, подставки для ног, разноуровневые стулья, зеркало. Концертный
зал оснащѐн 2-мя роялями, аудио - видеоусиливающей аппаратурой.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и хранения
музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9)лет
Классы
Распределение по годам обучения
Продолжительность учебных
занятий в неделях
Кол-во часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Общее кол-во часов на
аудиторные занятия
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по
годам
Общее
кол-во
часов
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
1
32
2
33
3
33
4
33
5
33
2
2
2
2,5
2,5
6
33
7
33
8
33 33
9
3333
2,5
2,5
2,5
2,5
4
4
4
4
559
641,5
2
3
3
4
4
64
757
на
Максимальное кол-во часов
занятий в неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во
часов по годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во
часов на весь период обучения
889
5
5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
6,5
4
165
165
165
165
165
214,5
214,5
214,5
128
1 316
7
214,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного
материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 (9) лет
Первый класс (2 часа в неделю)
1 полугодие
Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления.
Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию
ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в
дальнейшем на домре.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового
аппарата.
Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор
медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения
медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV.
Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение
мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при
маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции).
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде
простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра
ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности,
собранности при публичных выступлениях.
В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:
8-12 песен-прибауток на открытых струнах;
2 этюда;
4-6 небольших пьес различного характера.
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Считалочки «Андрей-воробей»,
«Сорока-сорока», «Красная коровка», «Паровоз»,
«Дождик», «Барашеньки», «Как у нашего кота» и др.
1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Ильина Р. «Козлик»
2. . Русская народная песня «Я на камушке сижу»
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Филиппенко А. «Цыплятки»
8
2 полугодие
Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по
слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения
нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте,
освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано. Игра гамм C-dur, Gdur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны. Чтение нот с листа. Упражнения на развитие
координации.
В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти: гаммы C-dur, G-dur ударом П,
переменный удар ПV, дубль- штрих; 2 этюда; 8-10 песен и пьес различного характера, включая
переложения зарубежных и отечественных композиторов.Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие: 2 разнохарактерных пьесы
2 полугодие: Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен (зачет) 2 разнохарактерных пьесы
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Моцарт В. А. Allegretto
Шаинский В. Песенка про кузнечика
2. Гайдн Й. Песенка
Калинников В. Журавель
3. Ушкарѐв В. «Родничок»
Ефимов В. «Шалун»
Второй класс (2 часа в неделю)
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата,
координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато).
Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных
ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.
Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого
художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над
качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный
учеником диапазон инструмента.
В течение 2 года обучения ученик должен пройти: мажорные и минорные однооктавные
гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах);штрихи в гаммах: ПП,VV, ПV,
дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.),
пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности); 3-5 этюдов; 10-12 пьес различных по
характеру, стилю, жанру. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие: Октябрь – технический зачѐт - одна гамма, один этюд
2 полугодие: Март – технический зачет - одна гамма, один этюд
9
Май – экзамен или зачѐт - 2 разнохарактерных пьесы
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1. Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.
Ефимов В. Зимний вечер
2. Чайковский П. Сладкая грѐза
Сорокин С. Мазурка
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Моцарт В.А. Майская песня
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
2. Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
Ефимов В. Старинный танец
3. Перселл Г. Ария
Товпеко М. Обработка р.н.п. «Вдоль по Питерской»
4. Гречанинов А. Вальс
Кабалевский Д. Клоуны
Третий класс (2 часа в неделю)
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес,
критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер
и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной
игры.
Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В
программу включаются пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений
крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Эпизодическое знакомство с принципами
исполнения двойных нот Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное
привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема,
штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли,
синкопы, двойные ноты).
Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.
Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых
струнах).
Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра
за подставкой.
В течение 3 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения
различных авторов; мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах
от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll.
Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль,
триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F,G.
Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти: 4- 6 этюдов до трех знаков
при ключе, на различные виды техники; 10-12 пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие: Октябрь – технический зачѐт (одна гамма, 1 этюд)
10
Декабрь – зачѐт (2 разнохарактерных пьесы)
2 полугодие: Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен или зачѐт - (2 разножанровых произведения)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Сиротин С. Гавот и менуэт
Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)
2.Русская народная песня «Сама садик я садила», обработка Лаптева В.
3. Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)
Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»
4. Кравчук А. Концертино
Ефимов В. В стиле брейк-данса
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Бах И.С. Весной
Ефимов В. Зимний вечер
2. Лаптев В. Тонкая рябина
Бызов А. Галоп
3. Ефимов В. Лирический вальс
Зверев В. Маленькое рондо
4.Рубинштейн А. Тореодор и Андалузка из цикла характеристич. пьес» Костюмированный бал»
Свиридов Г. Старинный романс Музыка из к/ф Метель
Четвертый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры,
штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их
координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема
«тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении
«тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием
музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.
В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой. В пьесахминиатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой,
широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции. Контроль педагогом самостоятельной
работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод,
трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на
разные виды техники.
В течение 4 года обучения ученик должен пройти: хроматические упражнения, упражнения
различных авторов; двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором - минорные
(натуральный вид) - F-d ur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них; 2 - 4
этюда;10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных
композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие:
Октябрь – технический зачѐт (1 гамма, 1 этюда)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения)
11
2 полугодие: Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен или зачѐт (2 разнохарактерных пьесы, включая произведение крупной формы)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll
Андреев В. Вальс «Бабочка», обработка Нагорного В., перелож. Дьяконовой И.
2.Чайковский П. Песня без слов
Рахманинов С. Итальянская полька
3. Д. Шостакович Элегия
Сорокин С. Мазурка
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)
Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела»
2. Гайдн Й. Венгерское рондо
Р. Глиэр Романс
3. Маручелли Э. Вечное движение
Дрдля Ф. Серенада
Пятый класс (2 часа в неделю)
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских
навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения,
формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом
самоконтроле.
Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с
учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийноакадемические, концертные, конкурсные и другие.
Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.
В течение 5 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для
дальнейшего совершенствования игры; при повторении ранее освоенных гамм по программе 4
класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического
видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato,
триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на
динамическое развитие; гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll; хроматические гаммы от
звуков E, F, G; 4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; 8-10 пьес
различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение
нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие:
Октябрь – технический зачѐт (1 гамма, 1 этюд или виртуозная пьеса)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения)
2 полугодие:
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен или зачѐт (2 разнохарактерных пьесы, включая произведение крупной формы)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
12
1. Линике И. Маленькая соната
Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А.
2. Моцарт В.А. Турецкое рондо
Глиэр Р. Вальс
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Данкля Ш. Концертное соло
Лаптев В. Русская песня
Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В.
2. Фрескобальди. Токатта
Дмитриев В. «Старая карусель»
Шестой класс (2 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и
художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и
штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных
элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)
В течение 6 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для
дальнейшего совершенствования игровых умений; двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех
видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио; 3 этюда до четырех знаков
при ключе на различные виды техники; 8-10 пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие:
Октябрь – технический зачѐт (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения)
2 полугодие:
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд)
Май – экзамен или зачѐт (2 разнохарактерных пьесы, включая произведение крупной формы,
виртуозное произведение)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Вивальди А. Концерт a-moll, 1 часть
Дитель В. Вариации на р.н.п. «Тоне ветер ветку клонит»
2. Бакланова Н. Концертино
Сиротин С. Серенада
3. Лаптев В. Концерт G-dur (2,3 часть)
Глиэр Р. Романс
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Лаптев В. Концерт для домры
Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка Городовской В.
2. Вивальди А. Концерт для скрипки G-dur, 1 часть
Аренский А. Незабудка
13
Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских
навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего
культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с
решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную
пьесу средней степени сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна
включать все ранее освоенные приемы
игры, штрихи, их комбинированные варианты.
Самостоятельная работа над произведением.
В течение 7 года обучения ученик должен пройти: упражнения, наиболее необходимые для
дальнейшего совершенствования игровых умений; игра гамм должна иметь четкую,
последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию
всех ранее освоенных штрихов и приемов; 3 этюда до четырех знаков при ключе на различные
виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения
художественного произведения; 6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и
отечественных композиторов. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
За учебный год учащийся должен исполнить
1 полугодие:
Октябрь – технический зачѐт (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесыя)
2 полугодие:
Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху)
Май – экзамен или зачѐт (2 разнохарактерных пьесы, включая произведение крупной формы или
виртуозное произведение и произведение кантиленного характера)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Гендель Г. Соната G–dur, 1, 2 части
Меццакапо Е. Болеро «Толедо»
2. Нагдян С. Экспромт
Русская народная песня «Ах, Настасья», обработка Дителя В.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Рахманинов С. Вокализ
Гуревич Л. Три концертных танца (Испанский, Еврейский, Азербайджанский)
2. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада
Сен-Санс К. Лебедь
Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных
учеником
музыкально
исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену. В течение 8
года обучения ученик должен продемонстрировать: умение сыграть любую (одно-двухоктавную
минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в
максимально быстром темпе; исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен
виртуозной пьесой solo.
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие:
14
Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма,1 этюд или виртуозная
пьеса)
Декабрь – части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ
произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).
2 полугодие:
Март – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы,
не сыгранных в декабре
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной
формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для домры)
Примерный репертуарный список итоговой аттестации
1. Гендель Г. Пассакалия
Сиротин Мечты
Прокофьев С. Маски
Александров А. Переложение для домры «Светит месяц».Обработка В. Андреева
2. Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»
Дварионас Б. Элегия
Щедрин Р. В подражание Альбенису
Цыганков А. «Гусляр и скоморох»
3. Вивальди Концерт a-moll, I часть
Олейников Н. Молдавский танец Бетута
Дитель В. Обработка р.н.п. По улице мостовой
Сиротин С. Пять пьес (Мечты, Гавот, На арене силачи, За околицей, На качелях)
Обучающиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.
Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние
специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального
исполнительства ставятся повышенные требования к работе над техникой в целом, к работе над
произведением, к качеству самостоятельной работы, к сформированности музыкального
мышления.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса,
отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков просветительской деятельности рекомендуется
участие обучающихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях
(детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)
За учебный год обучающийся должен исполнить
1 полугодие:
Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока (1 гамма,1 этюд или виртуозная
пьеса).
Декабрь – зачет (2 новых произведения).
2 полугодие:
15
Март – академический вечер (3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на
выпускной экзамен).
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
1. Будашкин Н. Концерт для домры, 1 часть
Эльгар Э. Капризница
Барчунов П. Элегия
Городовская В. Скоморошина
2. Бах И.С. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть
Крейслер Ф. Маленький венский марш
Сук А. Аппассионато
Цыганков А. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и
приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
знать оркестровые разновидности инструмента домра;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп).
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного
исполнительства на домре;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально
использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других
музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
16
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и
оркестрового музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем
будущему оркестровому музыканту;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных
ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя
тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию
работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей домры;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными
требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация обучающихся;
итоговая аттестация обучающихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки обучающегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения обучающегося к изучаемому предмету, поддержание учебной дисциплины, повышение
уровня освоения текущего учебного материала, на ответственную организацию домашних занятий,
имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
17
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с
периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий, оценки
выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании учитывается отношение
ребѐнка к занятиям, его старание и прилежность; качество предложенного заданий;
инициативность и проявление самостоятельности на уроке и во время домашней работы; темп
продвижения. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных,
полугодовых, годовых оценок.
контрольные уроки,
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет. Контрольные уроки направлены на выявление знаний,
умений и навыков обучающихся в классе по специальности. Они не требуют публичного
исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы
обучающегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками
музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности
обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся
в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с обучающимся, и
предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение
четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой
программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Промежуточная аттестация определение успешности развития обучающегося и степень
усвоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространѐнной формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с комиссией, технические
зачѐты, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть дифференцированной (с
оценкой), так и недифференцированной. При оценивании обязательным является методическое
обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень
освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и
зачѐтах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество
освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года. Исполнение
полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения.
Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь
обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. Обучающийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в
следующий класс.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты
дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный
характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в
присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта
18
преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество
освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 8 (9), в
соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по
утвержденному директором Школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения
выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка «5» (отлично):
артистическое поведение на сцене;
увлеченность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием
музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной
выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые срывы и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
19
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются оценка годовой работы
обучающегося, оценки за академические концерты, зачеты или экзамены, другие выступления
обучающегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены учитывается убедительно раскрытый
художественный образ музыкального произведения, обучающийся должен продемонстрировать
достаточный технический уровень владения инструментом, убедительно раскрытый
художественный образ музыкального произведения, понимание и отражение в исполнительской
интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей
ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития
музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами
по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого
сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в
концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного
исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
20
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость.
Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных
задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и
технической связи. Важной задачей учебного предмета является развитие навыков
самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить
самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых
по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения
лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел
автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного
инструмента - домры.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты
интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные
варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный
характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с
определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим
исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы – развитие возможности ученика воспользоваться
результатами проделанной работы на уроке, тренировка памяти, технических навыков и
творческого мышления, умения самостоятельно разбирать нотный текст, решать технические и
аппликатурные задачи, учитывая стилистические и фактурные особенности произведения.
Самостоятельно выученная пьеса и ее анализ. Очень важно с самых младших классов побудить
ученика к стремлению самому изучать и разбирать музыкальную литературу. Это поможет
ученику расширить музыкальный кругозор и пополнить слуховой багаж. Самостоятельно
выученная пьеса к комплексной проверке проверяет и закрепляет эти способности. Чтобы
исполнение было осмысленным, ученик должен подготовить анализ по следующим вопросам:
дать краткие и наиболее важные сведения о композиторе, разобрать строение музыкального
произведения, охарактеризовать содержание пьесы, объяснить, какими музыкальновыразительными средствами автор раскрыл характер произведения. На первых этапах основой
знаний должен служить материал, пройденный на уроке с педагогом. На последующем уроке
ученик воспроизводит пройденный материал, показывает степень выученности и привнесѐнные
аспекты при самостоятельной работе. Педагог проверяет самостоятельную домашнюю работу
обучающегося и даѐт ей соответствующую оценку. В дальнейшем для самостоятельной работы
21
может быть предложен новый, не пройденный с педагогом материал. Здесь педагог даѐт оценку
самостоятельности ученика, его знаниям, умениям, навыкам. В
В целях повышения профессионального уровня педагогов и эффективности
педагогического процесса предусмотрен обмен опыта работы педагогов в виде взаимопосещения
уроков с последующим анализом проведенного урока в виде замечаний и пожеланий с
письменной фиксацией в Книге взаимопосещений уроков педагогами отдела.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; периодичность
занятий - каждый день; объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов. Объем
самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования,
с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды
заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие
и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более
легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным
преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание
программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
22
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988
Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986
Бгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000
Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 199
Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре.
Екатеринбург, 1995
Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002
Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977
Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978
Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002
Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998
Знакомые мелодии. Вып. 1/ Составитель Александров А.М., 1969
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2, 3,
4. Составитель Чунин В., 2003
Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999
Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958
Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959
Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961
Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961
Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961
Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963
Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964
Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 200
Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано / Сост. Иванов В., С-Петербург, 2002
На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982
На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984
23
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985
Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969
От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007
Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967
Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967
Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968
Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968
Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969
Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985
Первые шаги. Вып. 1. М., 1964
Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974
Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975
Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976
Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965
Пильщиков А. Этюды. Л.,1982
Популярные произведения. Вып.1. М., 1969
Произведения советских композиторов./ Составитель Александров А.М., 1970
Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фо-но. С-Петербург, 2003
Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки.
Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004
Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 1920 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007
Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./ Составитель
Зверев А., С-Петербург, 1998
Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961
Пьесы. Вып. 2. М., 1962
Пьесы. Вып. 3. М., 1963
Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972
Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
Пьесы. Вып. 3/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998
Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998
Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975
Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973
Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973
Репертуар домриста. Вып.11. М., 1975
Репертуар домриста. Вып.12/Составитель Гнутов В.М., 1976
Репертуар домриста. Вып.14/Составитель Евдокимов В.М.,1978
Репертуар домриста. Вып.15/Составитель Лобов В.М., 1979
Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981
Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982
Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007
Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964
Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
24
Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М., 1985
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963
Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971
Хрестоматия. 5 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1963
Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995
Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших классов ДМШ,
начальных курсов музыкальных училищ / Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
91. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003
92. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/
Составитель Бурдыкина Н.М., 2004
93. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/ Составитель
Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005
94. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М., 1997
95. Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978
96. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967
97. Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000
98. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
99. Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962
100.Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960
101. Этюды. Вып. 4 / Составитель Климов Е. М., 1962
102. Этюды. Вып. 5/ Составитель Блинов Ю. М., 1964
103. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004
104. Юный домрист / Составитель Бурдыкина Н.М., 1998
105. Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для
начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
2. Методическая литература
106.
107.
108.
109.
110.
Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990
Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001
Круглов В. Школа игры на домре М., 2003
Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на домре. М., 2004
Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986
111. Александров А. Азбука домриста. М., 1963
112. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для
преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988
113. Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972
114. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб.
115. Музыкальная педагогика и исполнительство на нар. инструментах. Вып. 74. М., 1984
116. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и
117. исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. М., 1987
118. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
119. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г.
Санкт – Петербурга
120. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для
педагогов
121. Развитие ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988
25
122. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968
123. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
124. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на
народных инструментах. Л., 1975
26