Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа
по учебному предмету
ПО.01.УП.03. ФОРТЕПИАНО
(В.05.УП.05 – вариативная часть)
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Болдырева
Анна
Людвиговна,
заведующая
фортепианным отделением, преподаватель высшей
категории по классу специального фортепиано
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «КДМШ № 1»
Рецензент:
Сафронова Валентина Петровна, преподаватель
высшей категории ГБПОУ
СО «Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:
Сопкова Ольга Давыдовна, преподаватель высшей
категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж
искусств»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3. Список рекомендуемой учебной литературы для ансамблевого музицирования
4. Репертуар для домашнего музицирования и чтения с листа
5. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.03. «Фортепиано» разработана на основе и с
учѐтом Федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»,
от 12.03.2012 г. № 162, а также с учѐтом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на фортепиано в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного
образования «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный предмет ПО.01.УП.03. «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления обучающихся об
исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа,
навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки
самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности,
знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из
звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихсяинструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических
предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на
народном отделении, отделении струнных инструментов, отделении духовых и ударных
инструментов необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 5-летнего
обучения по предпрофессиональной программе «Народные инструменты» - 4 года (со 2 по 5
класс).
Занятия по предмету «Фортепиано» входят в состав учебного плана обязательной и
вариативной части предметной области «Музыкальное исполнительство». Вариативная часть даѐт
возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием
обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Срок реализации данной программы с учѐтом обязательной и вариативной части составляет
5 лет (со 2 по 6 классы).
Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
(6 класс).
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию учебного предмета «Фортепиано»
Учебный план предполагает предметные области с обязательной и вариативной частями.
4
Срок освоения обязательной программы осуществляется: для обучающихся отделения
народных инструментов (со 2 по 4 класс) – 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в
неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения учебного предмета за счѐт вариативной части может быть увеличен на 1
год (6 класс) по 1 часу в неделю.
Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную
работу обучающегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя
работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и
систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)
Духовые и ударные
инструменты
(6 лет)
5 лет
445,5
115,5
330
Народные
инструменты
(6 лет)
5 лет
445,5
115,5
330
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока: для обучающихся отделения народных инструментов 2 по 4 класс – 20
минут (0,5 академического часа), в 5 и 6 классе – 40 минут (1 академический час).
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные
возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
выявление одарѐнных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в
пределах программы учебного предмета;
овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а
также исполнять нетрудный аккомпанемент;
5
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одарѐнных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый на фортепиано;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и
композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в
соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на
фортепиано;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении музыкальных
произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского опыта
(как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
6
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учѐтом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приѐмов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на
фортепиано.
8. Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета «Фортепиано»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Фортепиано» имеются учебные кабинеты
(классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений. Оборудование
учебного кабинета: 1 – 2 фортепиано, подставка для ног, стулья.
Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий
и капитальный ремонт).
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, полифонических произведений, произведений крупной формы,
сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей,
энциклопедий. В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Фортепиано» (согласно обязательной и вариативной части) на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Народные инструменты
Классы
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)
7
1
-
2
33
0,5
2
3
33
0,5
2
4
33
0,5
2
5
33
1
2
6
33
1
2
Духовые и ударные инструменты
Классы
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)
1
-
2
33
0,5
2
3
33
0,5
2
4
33
0,5
2
5
33
1
2
6
33
1
2
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам
обучения с учѐтом общего объѐма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет
по ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
методические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам
обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся струнных
отделений, духовых и ударных инструментов, отделения народных инструментов, рекомендовано
начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по
годам обучения.
Первый год обучения соответствует:
2 классу 5-летнего обучения
Второй год обучения соответствует:
3 классу 5-летнего обучения
Третий год обучения соответствует:
4 классу 5-летнего обучения
Четвертый год обучения соответствует:
5 классу 5-летнего обучения
Пятый год обучения соответствует:
6 классу 6-летнего обучения
1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приѐмами игры, знакомство со
штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.
8
Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие
пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 8-10 разнохарактерных произведений из "Школы игры на
фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и других
сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия.
Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".
Гаммы До, Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Аккорды: тоническое
трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой длиною в две октавы.
За год обучающийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого
полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений,
выставляются педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Агинцева Е. Русская песня
Арман Ж. Пьеса ля-минор
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах (по выбору)
Гедике А. Соч. 36, тетр.1: Фугато
Гедике А. Ригодон, соч. 46
Этюды
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих. Соч. 65
Черни К. – Гермер Г. Избранные этюды
Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108
Пьесы
Иорданский М. Голубые санки, Веселые гуси
Красѐв. М. Журавель, Веснянка
Польская народная песня «Висла»
Кабалевский Д. Песенка, Печальный рассказ. Соч. 39
Майкапар С. Бирюльки, Пастушок. Соч. 28
Штейбельт Д. Адажио, соч. 33
Дюбюк А. Русская песня с вариациями
Ансамбли в 4 руки
Сулико, грузинская народная песня, обр. М. Парцхаладзе.
Балакирев М. Русская народная песня «Эй, ухнем»
Иорданский М. Песенка про чибиса
Золотарѐв В. Ехал казак за Дунай
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль: грузинская народная песня «Сулико», обр. М. Парцхаладзе
9
Гедике А. Ригодон, соч. 46
Вариант 2
Ансамбль: М. Балакирев. Русская народная песня «Эх, ухнем»
Штейбельт Д. Адажио, соч. 33
Вариант 3
Польская народная песня «Висла»
Дюбюк А. Русская песня с вариациями
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано,
звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.
Чтение с листа.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная
аттестация в виде контрольного урока или зачѐта с оценкой, проводимого в присутствии
комиссии. За год обучающийся должен изучить: 2 этюда, 4 разнохарактерные пьесы, 2
произведения полифонического стиля или крупной формы, 1-2 ансамбля, гаммы До, Соль мажор
двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио двумя руками в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И. С. 12 пьес из нотной тетради Анны Магдалины Бах: № 1 Менуэт ре минор, № 4 Волынка
Моцарт Л. Сарабанда Ре мажор, Менуэт Ре мажор
Бах И.С. Ария ре минор
Моцарт Л. Буре ре минор
Этюды
Лешгорн А. Этюды № 4-9, 11, 12, 15, соч. 65
Шитте Л. Этюды № 4-11, 14, 16, 19, 22
Гедике А. Соч. 36, соч. 32, соч. 60 (по выбору)
Черни К.- Гермер Г. Этюды (по выбору)
Пьесы
Кабалевский Д. Народный танец, соч. 39
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Моцарт В. Четырнадцать пьес, № 8 фа-минор
Майкапар С. Вальс, соч. 33
Моцарт Л. Волынка
Руббах А. Воробей
Рамо Ж.Ф. Ригодон ми минор
Ансамбли в 4 руки
Сорокин К. Украинская песенка
Глинка М. Хор «Славься»
10
Книппер А. Степная кавалерийская
Шаинский В. Пусть бегут неуклюже
Примеры переводных программ
Вариант 1
Бах И. С. Менуэт ре минор
Руббах А. Воробей
Вариант 2
Гедике А. Этюд № 24, соч. 32
Моцарт Л. Буре ре минор
Вариант 3
Рамо Ж.Ф. Ригодон ми минор
Шитте Л. Этюд № 22, соч. 160
3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в
репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного
исполнения (П. Чайковский. «Болезнь куклы», А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения
изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству исполнения.
Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
За год обучающийся должен освоить: 2 этюда, 4 разнохарактерные пьесы, 1
полифоническое произведение, 1 часть произведения крупной формы, 1-2 ансамбля, гаммы ля, ми
минор, аккорды и арпеджио двумя руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Арман Ж. Фуга.
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетрадь: До мажор, ре минор; Полонез соль минор
Скарлатти Д. Ария
Кригер И. Менуэт
Гендель Г. Менуэт ре минор
Этюды
Черни К. – Гермер Г. Этюды. Часть I (по выбору)
Шитте Л. Этюды, соч. 108 (по выбору)
Школа игры на фортепиано, ред. Н. Кувшинников и М. Соколов, для 2-го года обучения. Раздел II.
Этюды № 4, 7, 12, 17, 29
Гурлит М. Этюд ля минор
Крупная форма
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли , в огороде»
Беркович И. Сонатина Соль мажор, часть I
11
Тюрк Д. Сонатина До мажор
Назарова. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»
Пьесы
Александров А. Новогодняя полька
Дварионас Б. Прелюдия
Свиридов Г. Ласковая просьба
Гедике А. Танец, Русская песня, соч. 46
Шуман Р. Альбом для пианистов. Мелодия, соч. 68
Мясковский К. На перегоне, Весеннее настроение, соч. 43
Майкапар С. Пастушок
Чайковский П. Старинная французская песенка
Ансамбли
Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк» в облегченном переложении Б.
Смолякова
Чайковский П. Мой Лизочек так уж мал
Шуберт Ф. Немецкий танец
Гречанинов А. На зеленом лугу, соч. 99
Примеры переводных программ
Вариант 1
Гендель Г. Менуэт ре минор
Майкапар С. Пастушок
Вариант 2
Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли , в огороде»
Чайковский П. Старинная французская песенка
Вариант 3
Арман Ж. Фуга
Тюрк Д. Сонатина До мажор
4 год обучения
Годовые требования: 2 этюда, 2-3 пьесы, 1 полифоническое произведение, 1 часть крупной
формы, 1-2 ансамбля, продолжение формирования навыков чтения с листа, гаммы Ре мажор, си
минор, Фа мажор, ре минор, аккорды и арпеджио, хроматические гаммы от белых клавиш двумя
руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Гендель Г. Менуэт до минор (ред. Л. Ройзмана)
Гедике А. Фугетты соч. 36, До мажор, Соль мажор
Бум Г. Менуэт
Корелли А. Сарабанда
Моцарт Л. 12 пьес под ред. Н. Кувшинникова: Сарабанда Ре мажор, Менуэты ре минор, Ре мажор
12
Этюды
Школа фортепианной техники, выпуск 1. Сост. В. Дельнова и В. Натансон. Этюды № 35-38
Лешгорн А. Этюды, соч. 65
Лекуппэ Ф. Азбука № 3, 6
Крупная форма
Диабелли А. Сонатина Фа мажор
Бенда Й. Сонатина ля минор
Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор
Ауре И. Сонатина Соль мажор
Пьесы
Майкапар С. В садике, Пастушок
Шуман Р. Смелый наездник
Кабалевский Д. Старинный танец, Колыбельная
Свиридов Г. Ласковая просьба
Хачатурян А. Андантино
Ансамбли в четыре руки
Мусоргский М. Поздно вечером сидела (Отрывок хора из оперы «Хованщина», обр. И.
Рабиновича)
Бетховен Л. Немецкие танцы
Шуберт Ф. Четыре лендлера
Металлиди Ж. Цикл пьес в четыре руки
Примеры переводных программ
Вариант 1
Корелли А. Сарабанда
Шуман Р. Смелый наездник
Вариант 2
Диабелли А. Сонатина Фа мажор
Майкапар С. Пастушок
Вариант 3
Бенда Я. Сонатина ля минор
Свиридов Г. Ласковая просьба
5 год обучения
Обучающиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в
публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих
возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных
выступлений.
Годовые требования: 2 этюда, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1 полифоническое
произведение, 1 часть крупной формы, 1-2 ансамбля, чтение с листа, гаммы: Ля мажор, Ми мажор,
13
Си бемоль мажор; аккорды и арпеджио в 4 октавы; хроматические гаммы от белых клавиш двумя
руками в 4 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах. Маленькие прелюдии до минор, ми минор
Корелли А. Сарабанда
Циполи Д. Менуэт ре минор, Сарабанда из сюиты № 2
Гедике А. Инвенция, соч. 60; Прелюдия ля минор
Скарлатти Д. Ария ре минор
Моцарт В. Контрданс
Пѐрселл Г. Менуэт
Этюды
Лемуан А. Этюды, соч. 37 № 20-23, 35
Лешгорн А. Этюды соч. 65 тетрадь 2 (по выбору)
Шитте Л. Этюды соч. 68 № 3
Черни К. – Гермер Г. I тетрадь (по выбору)
Школа игры на фортепиано. Ред. А. Николаева. Этюды № 49-66
Зиринг В. Этюды № 1-2, соч. 36
Крупная форма
Гедике А. Тема с вариациями
Некрасов Ю. Маленькая сонатина
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Хаслингер Т. Сонатина До мажор
Моцарт В. Лѐгкие вариации
Пьесы
Кабалевский Д. Токкатина, Ночью на реке
Чайковский П. Детский альбом: Итальянская песенка, Болезнь куклы
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Марш, Первая утрата
Моцарт В. Четырнадцать пьес Пьеса Ми бемоль мажор
Гречанинов А. Мазурка, соч. 98
Фрид Г. Мишка
Моцарт Л. Волынка
Ансамбли в четыре руки
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Украинский народный танец в обр. М. Мильмана
Прокофьев С. Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк»
Шуберт Ф. Лендлер
Примеры переводных программ
Вариант 1
Циполи Д. Менуэт ре минор
14
Чайковский П. Болезнь куклы
Вариант 2
Гедике А. Инвенция, соч. 60
Гречанинов А. Мазурка, соч. 98
Вариант 3
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Шуман Р. Соч. 68 Альбом для юношества: Первая утрата
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных
для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на
фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального
произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную
подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет
воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика
осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в
освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия
комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая
аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счѐт
аудиторного времени. Форма еѐ проведения - контрольный урок, зачѐт с приглашением комиссии
15
и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов
выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать
успехи и перспективы развития ребѐнка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы
ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на
данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как
промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением
еѐ в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник обучающегося.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в
концертах, конкурсах. На зачѐтах и контрольных уроках в течение года должны быть
представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы,
ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических
зачѐтах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного
текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными
требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения по итогам исполнения программы на зачѐте,
академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
16
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
техническая оснащѐнность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
выразительность исполнения
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несѐт
проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное
управление учебным процессом.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных
уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны
преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и
способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей у обучающегося репертуар может
изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на
контрольных уроках, зачѐтах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы
можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать
на классных и отчѐтных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с обучающимися используется основная форма учебной и воспитательной работы
– индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика
над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению
дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения обучающимся наилучших результатов в
освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от
индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на
инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести
постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка
аппликатурных и позиционных навыков, освоение приѐмов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой,
динамикой, нюансировкой;
17
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией,
интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы
над музыкальным произведением.
В работе с обучающимися преподавателю необходимо придерживаться основных
принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении
предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося,
степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса,
повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкальноисполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный
подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем
индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия.
В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения
русской и зарубежной классической и современной музыки с учѐтом специфики преподавания
предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений.
В работе преподавателю необходимо использовать произведения различных эпох, форм,
жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем
интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых
произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений,
включающих в себя новые, более трудные технические приѐмы и исполнительские задачи, с
прохождением большого числа довольно лѐгких произведений, доступных для быстрого
разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе
музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение
полифонии позволяет обучающимся слышать и вести одновременно или поочередно
самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать
контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме
музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами преподавателю необходимо пробуждать
фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия
музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать обучающегося к рациональному,
осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему
должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов.
Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что даѐт хорошие и прочные
результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим
навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые,
координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика
способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно
изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем
преподавателя.
18
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов,
аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в
ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В
дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу,
струнному или духовому инструменту.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших
затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объѐм времени на самостоятельную работу определяется с учѐтом методической
целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение
самостоятельной работы учащимися народного отделения, отделения духовых и ударных
инструментов по предмету "фортепиано" с учѐтом сложившихся педагогических традиций - 2 часа
в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у
ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны
проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной
температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль преподавателя в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она
заключается в необходимости обучения ребѐнка эффективному использованию учебного
внеаудиторного времени. Преподавателю следует разъяснить ученику, как распределить по
времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить
наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над
освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение
домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями,
педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение
произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику
необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое
будет записано преподавателем в дневник обуающегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение
мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой,
чтение с листа лѐгкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на
постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя
оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Преподаватель должен также указать
способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на
данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого
голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие.
Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью преподавателя
разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома
следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки,
педали и других указаний автора, редактора или педагога.
19
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном
проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных преподавателем,
выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение
учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться
преподавателем регулярно.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М., Музыка, 2012
2. Беренс Г. Этюды. М., Музыка, 2005
3. Библиотека юного пианиста. Пьесы. М., С-К, 1977
4. Вальчук Т. Вверх по музыкальным ступенькам. Учебное пособие для начинающих пианистов.
Выпуск 2. М., Музыка, 2008
5. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Бакушев, К. Сорокин. М., С-К, 1984
6. Калинка. Избранное. Выпуск 1, 1-2 классы ДМШ. Кифара, 1994
7. Королькова И. Крохе-музыканту. Концертный репертуар для самых маленьких. Часть 3.
Ростов-на-Дону., Феникс, 2014
8. Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес для детей. Составитель Ляховицкая
С. Ленинград., Музыка, 1986
9. Милич Б. Фортепиано 1 класс, Кифара, 1994
10. Милич Б. Фортепиано 2 класс, Кифара, 1994
11. Милич Б. Фортепиано 3 класс, Кифара, 1994
12. Милич Б. Фортепиано 4 класс, Кифара, 1994
13. Музыка для детей, выпуск 6. Сост. К. Сорокин. М., С-К, 1976
14. Начинаю играть на рояле. Сост. Б. Березовский. Грифон, 1992
15. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Розова, Г. Баранов. М., Музыка, 1985
16. По страницам Детских альбомов советских композиторов. Выпуск 1. Сост. Ю. Камальков. М.,
Музыка, 1971
17. Поливода Б.А., Сластененко В. Е. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. Издание
четвѐртое. Ростов-на-Дону., Феникс, 2009
18. Раков Н. Из юных дней. 10 пьес для фортепиано. М., Музизд, 1959
19. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. М., С-К, 1973
20. Сборник пьес для фортепиано. Выпуск 3. Сост. С. Барсукова. Феникс, 2002
21. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. Редактор-составитель
Катаргина О. 1 класс. MPI, 2006
22. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. Редактор-составитель
Катаргина О. 2 класс. MPI, 2015
23. Хрестоматия для фортепиано. 1 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин. М., Музыка,
1988
24. Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова, К Сорокин. М., Музыка,
1985
25. Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 классы ДМШ, ч.2. Произведения крупной
формы, этюды. М., Музыка, 1995
20
26. Хрестоматия для фортепиано 4 класс. М., Музыка, 1987
27. Хрестоматия педагогического репертуара, часть 1. М., Музыка, 1994
28. Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано детской музыкальной
школы. Тетрадь 1. СПб., Композитор, 2006
29. Хрестоматия 110 новых пьес для фортепиано. 1 класс ДМШ. Авторы-составители: Поливода
Б.А., Сластененко В.Е. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
30. Черни К.- Гермер Т. Этюды. 1-2 тетради
31. Школа игры на фортепиано. Ред. А. Кувшинников и М. Соколов. М., Музыка, 1963
32. Юный пианист, выпуск 1. Ред. А. Ройзмана, В. Натансона. М., Музыка, 1973
33. Юный пианист, выпуск 3. М., С-К, 1974
2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. 2-е издание. М., Музыка, 1988
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е издание. М., Музыка, 1978
Баренбойм А. Путь к музицированию, 2-ое издание. Л-д, 1979
Геталова О. Фортепиано. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ
искусств. Пятилетнее обучение. СПб. Композитор, 2013
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., Фигаро-Центр, 1988
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., Музыка, 1988
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игре. М., Музыка, 1987
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984
3. Список рекомендуемой учебной литературы для ансамблевого музицирования
1. Аллегро. Сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 класс ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2014
2. Ансамбли. Средние классы. Выпуск 6. М., С-К, 1973
3. Ансамбли. Средние классы. Выпуск 13. М., С-К, 1990
4. Ансамбли. Старшие классы. Выпуск 6. М., С-К, 1982
5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Выпуск 1,2. М., Музыка, 2009
6. Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
7. Брат и сестра. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. Редактор-составитель Криштоп
Л.П. СПб., Композитор, 2004
8. Васильева Е., Саламатова Н. В мире чудес и фантазий.
9. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
10. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 2-3 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
11. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 3-4 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
12. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 4-5 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
13. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 5-7 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
14. Волшебные звуки фортепиано. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ.
Составление и общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
21
15. Геллер Е. Альбом фортепианных ансамблей. Выпуск 1. М., издательский дом Фаина, 2013
16. Гурьянова Л.В. В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано.
Пособие для учащихся 4-7 классов ДМШ. СПб., Композитор, 2005
17. Забавные ритмы. Весѐлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Переложение Маевского Ю. СПб.,
Композитор, 2007
18. Забавные ритмы. Весѐлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. Переложение Маевского
Ю. СПб., Композитор, 2007
19. Коровицын В. Искорки радости. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. Спб., Композитор,
2016
20. Любимые мелодии в четыре руки. Переложение Дуловой В. СПб., Союз художников, 2001
21. Мелодии, которые всегда с тобой. Переложения для фортепиано в 4 руки. Составление,
переложение, исполнительская редакция Кривенцовой Т.В., Старовойтовой Е.В. СПб.,
Композитор, 2003
22. Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано для музыкальных школ в стиле джаза.
Ростов-на-Дону., Феникс, 1999
23. Парфѐнов И. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки. Автор
переложения и составитель Корниенко Л., 2009
24. Петров А. То, что хочется играть в четыре руки. Песни и романсы из кинофильмов для
фортепиано. Переложение Дуловой В. СПб., Союз художников, 2004
25. Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2010
26. Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Редакторы-составители: Запутряева
Т.К., Лаврова И.Р., Лантратова Е.В. СПб., Композитор, 2005
27. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Переложение Дуловой В. СПб., Союз
художников, 2001
28. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! Сборник пьес, этюдов и ансамблей для
фортепиано. Часть 2. Составители: Захарова Л.Ю., Донченко Т.М. Ростов-на-Дону., Феникс. 2015
29. Рождественские песни для фортепиано в 4 руки. Переложение Маевского Ю. СПб.,
Композитор, 2007
30. Сборник ансамблей для фортепиано 1-3 классы ДМШ. В переложении и обработке Зубченко
И. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
31. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2006
32. Сыграем джаз. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Редактор-составитель Осипова Л.В.
Екатеринбург., Гулисы, 2001
33. Фортепианные ансамбли. Вдвоѐм веселее. Составление и аранжировка Жульевой Л. Ростовна-Дону., Феникс, 2014
34. Хрестоматия фортепианного ансамбля, выпуск 2. М., Музыка, 1985
35. Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
36. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
37. Чайковский П. Сочинения. Облегчѐнное переложение для фортепиано в 4 руки. М., Юргенсон,
2005
4. Репертуар для домашнего музицирования и чтения с листа
Это сборники, в которых представлены произведения, для свободного выбора репертуара.
Введение материала для музицирования в программу учеников оправдано не только с
любительской, но и с профессиональной точки зрения. Этот вид работы способствует более
22
разностороннему
развитию
музыкального
совершенствованию пианистических навыков.
мышления,
эстетического
кругозора
и
1. Антошка. Мелодии из мультфильмов. Составитель Бородавка С.И. Новосибирск., Окарина, 2016
2. В свободный час. Лѐгкие переложения для фортепиано. Составление Счастливенко Л.И.
Новосибирск., Окарина, 2007
3. В свободный час. Лѐгкие переложения для фортепиано. Выпуск 2. Составление Счастливенко
Л.И. Новосибирск., Окарина, 2012
4. Джоплин С. Рэгтаймы
5. Дога Е. Музыка кино. Ростов-на-Дону., Феникс, 2001
6. Забытые мелодии. Выпуск 1. М., Крипто-Логос, 1997
7. Забытые мелодии. Выпуск 3. М., Крипто-Логос, 1997
8. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2012
9. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 2. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2013
10. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 3. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2009
11. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 4. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2013
12. От классики до джаза. Любимые мелодии для фортепиано. Выпуск 1. Ростов-на-Дону., Феникс,
2009
13. Пилипенко Л. «Джазовые игрушки». М. Изд. В. Катанского
14. Полонский А. «Цветущий май». Сочинения и обработки для фортепиано. М., Музыка, 1994
15. Популярные вальсы и танго для фортепиано. Выпуск 2. Киев., Музычна Украина, 1983
16. Русский шлягер для голоса и фортепиано. СПб., Композитор, 1995
17. Танго. 15 лѐгких переложений для фортепиано. СПб., Композитор, 2000
18. Фокстроты и танго. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
19. Фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки. М. «Кифара»
20. Фортепианная музыка в стиле Рэгтайма. М. Сост. О. Королѐв.
21. Шедевры танцевальной музыки. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
5. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. М., Классика, 2003
2. Барсукова С. Весѐлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Ростов-на-Дону.
Феникс, 2008
3. Барсукова С. Весѐлая музыкальная гимнастика. Выпуск 2. Сборник пьес для фортепиано.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2010
4. Геталова О. « Обученье без мученья!». СПб. Композитор, 2008
5. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. Ростов-на-Дону., Феникс, 2011
6. Королькова И. Крохе – музыканту: в 2 часть. Ростов-на-Дону., Феникс, 2007
7. Королькова И. Я буду пианистом: в 4 часть. Ростов-на-Дону., Феникс, 2011
8. Кузнецова Т. Поиграем? Занимательные упражнения для самых маленьких пианистов.
Ростов-на-Дону, 2016
9. Толкунова Е. В. Начальные уроки игры на фортепиано. М., Музыка. 2008
10. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М. Советский композитор, 1991
11. Фролов Ю. Весѐлая музыкалочка. Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на-Дону, 2013
23