МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. Ансамбль (флейта)
для обучающихся 2 – 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Цыплѐнкова
Лилия
Эдуардовна,
преподаватель
высшей квалификационной категории по классу флейты
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
учреждения
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Филик Марина Васильевна, преподаватель
высшей
квалификационной
категории
флейты
государственного
бюджетного
по
классу
профессионального
образовательного учреждения Свердловской области
«Краснотурьинский колледж искусств
Рецензент:
Тимофеев
Калистрат
Алексеевич,
преподаватель
высшей квалификационной категории по классу духовых
инструментов муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
детская музыкальная школа № 1»
2
«Краснотурьинская
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3. Список литературы по вопросам исполнительства на флейте
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль» разработана на основе
Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» от 12.03.2012 г. № 164, а также с
учѐтом многолетнего педагогического опыта в области ансамблевого исполнительства на духовых
инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная кола № 1» (далее по тексту – Школа).
Срок освоения обязательной программы осуществляется со 2-го по 5-ой классы (срок
обучения 5 лет (4 года 9 месяцев), с учѐтом первоначального опыта, полученного в классе по
специальности в первом классе).
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс).
Учебный предмет «Ансамбль» является составной частью предпрофессиональной
подготовки обучающихся. В классе ансамбля развиваются навыки дуэтного музицирования,
познаются его специфические особенности. Приобретение навыков ансамблевого исполнительства
ведѐт к расширению музыкального кругозора, активизирует творческую направленность,
развивает музыкальное мышление, позволяет накопить репертуарный багаж.
В классе «Ансамбля» развиваются навыки игры в любом ансамбле. По учебному предмету
«Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной
программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
При формировании дуэтов важно учитывать уровень подготовки обучающихся, их
музыкально – психологическую совместимость.
За время обучения преподаватель должен научить обучающегося игре в ансамбле с
педагогом, затем с обучающимся по классу или более старшего возраста, сформировать навыки
чтения с листа своей партии отдельно и в ансамбле с партнѐром. Научить обучающегося
самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять в ансамбле произведения,
различные по сложности, стилю и жанрам, которые соответствуют уровню развития
обучающегося.
Также как и по предмету «Специальность – флейта», программа по ансамблю опирается на
академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко,
венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнѐров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль – флейта»
Срок реализации данной программы составляет четыре года (со 2 по 5 классы). Для
обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения
может быть увеличен на 1 год (6 класс).
4
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию предмета «Ансамбль – флейта»:
Срок обучения и количество часов
Максимальная нагрузка
Кол-во часов на аудиторную нагрузку
Кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную работу)
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в неделю)
Обязательная часть
2-5 классы
6 класс
Кол-во часов (общее за 4 года) Кол-во часов (в год)
264
99
132
66
132
33
1
1
2
1
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
мелкогрупповых занятий: со второго по пятый классы – 1 час в неделю, в шестом классе – 2 часа в
неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Занятия в ансамбле – это накопление опыта коллективного музицирования, ступень
подготовки игры в оркестре.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по
данной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального
искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме
совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на флейте в ансамбле произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ;
выявление наиболее одарѐнных детей, планирующих поступление в учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного
музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
5
развитие чувства ансамбля (чувства партнѐрства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений
в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путѐм ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый в ансамбле на флейте;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для
ансамблевого исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления
и композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне
в соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей в
ансамбле на флейте;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух, импровизации;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль – флейта»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
6
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль – флейта» зависит от:
возраста обучающихся;
индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация
целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учѐтом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с ансамблем духовых инструментов в рамках
дополнительной предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках
и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на духовых инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль» имеются учебные кабинеты
(классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений. Оборудование
учебного кабинета: флейты для детей разного возраста, фортепиано, метроном, зеркало, пульты,
футляры для хранения и удобной транспортировки инструментов.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания духовых
музыкальных инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников пьес,
произведений крупной формы, переложений симфонических произведений, сборников по чтению
нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
7
Классы
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
Обязательная часть
33
33
33
33
1
6
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
33
Кол-во часов на самостоятельную работу
в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную
работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
1
1
1
1
1
1
33
33
33
33
33
33
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на консультации
1
1
1
1
1
165
33
2
66
231
165
33
198
2
2
2
2
2
3
66
66
66
66
66
99
330
99
429
-
2
2
2
6
-
2
2
8
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
8
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объѐм времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Годовые требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определѐнные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для дуэта флейт,
переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других
произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных
композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность
и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета направлено
на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Для облегчения подбора учебного репертуара в программе предлагаются репертуарные
списки, основу которых составляют нотные издания, находящиеся в школьной библиотеке,
которые являются лучшими образцами педагогической и исполнительской практики.
При составлении индивидуального учебного плана, педагогу необходимо учитывать
уровень общего музыкального развития обучающегося. Обучающийся должен иметь
определѐнные знания по теории музыки, владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле,
обладать достаточной художественно-технической подготовкой.
За год обучения по данному предмету необходимо пройти 3 – 4 произведения с разной
степенью готовности. За весь курс обучения по классу ансамбля необходимо изучить 12 – 16
произведений.
Педагог фиксирует весь пройденный материал в индивидуальном плане обучающегося.
2 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнѐра, а также восприятия всей
музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для
успешной реализации начального этапа обучения.
Партнѐры подбираются по близкому уровню подготовки.
9
За год обучающиеся должны пройти 3 – 4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся
сдают зачѐт из 1 - 2 произведений. Зачѐтом может считаться выступление на классном вечере,
концерте или академическом концерте.
Пьесы для дуэта флейт:
1. Перселл Г. Ария
2. Штраус Й. персидский марш
3. Бетховен Л. Менуэт
3 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно еѐ фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнѐру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся может
приравниваться к зачѐту.
Пьесы для дуэта флейт:
1. Бах И. С. Ария
2. Бетховен Л. Отрывок из седьмой симфонии
3. Куперен Ф. Танец
4 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Способность контролировать
слухом и вниманием одновременно несколько элементов музыки. Знакомство с различными
танцевальными жанрами, их стилистическими особенностями. Изучение танцевальных
произведений прикладного характера и танцевальных произведений для концертного исполнения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление (конкурс, концерт, фестиваль)
обучающихся может приравниваться к зачѐту.
Пьесы для дуэта флейт:
1. Моцарт В. Менуэт
2. Боккерини Л. Менуэт
3. Гендель Г. Дерзость
5 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие образного
мышления, фантазии. Эмоциональность исполнения, работа над образным содержанием
исполняемых произведений. Работа над звуком. Ощущение горизонтального движения и развития
музыки, различные приѐмы и способы звукоизвлечения, соотношение звучности мелодии и
аккомпанемента.
10
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе,
концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
Пьесы для дуэта флейт:
1.
2.
3.
4.
5.
Моцарт В. Дуэт
Перселл Г. Ария
Барток Б. Стаккато и легато
Бизе Ж. Цыганская песня
Артѐмов В. Нарисованные человечки
6 класс (5 год обучения)
В шестом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков усложнение
репертуара, работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями.
Воспитание внимания к точному прочтению авторского текста. Продолжение развития
музыкального мышления обучающегося.
За год необходимо пройти 4-6 произведений. В конце первого полугодия обучающиеся
сдают итоговый зачѐт по ансамблю, на котором исполняется 2-3 произведения наизусть.
Пьесы для дуэта флейт:
1.
2.
3.
4.
5.
Перселл Г. Аллегретто
Перселл Г. Менуэт
Агафонников В. Русский напев
Люлли Ж. Менуэт
Гендель Г. Гавот
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого учебного года
со 2 по 5 классы. В 6 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается:
отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
темпы продвижения
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Особой
формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем,
ведущим предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачѐты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счѐт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
11
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определѐнном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением
комиссии, зачѐты, академические концерты. Каждая форма проверки может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. При оценивании обязательным
является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический
характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачѐтах. Переводной академический концерт является обязательным для всех.
Переводной академический концерт проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачѐты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных
полугодий в счѐт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».
Формой аттестации может быть прослушивание, выступление в концерте или участие в
каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в
конце 5 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Школы.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
12
2 («неудовлетворительно»)
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников –
партнѐров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
обучающегося – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные, уровень его
подготовки.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую
слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнѐров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
еѐ.
Необходимо совместно с обучающимися анализировать форму произведения, чтобы
отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются обучающимися отдельно. Форма
произведения является также важной составляющей частью общего представления о
произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнѐров должна быть на одном уровне.
Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное
впечатление от игры. В этом случае требуется более серьѐзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение обучающихся
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала обучающийся работает индивидуально над своей партией, затем с
13
партнѐром. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающихся. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнѐров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учѐтом того, что дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» содержит одновременно два
предмета, связанные с исполнительством на флейте – «Специальность» и «Ансамбль» обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнѐром по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно, чтобы партнѐры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
VI. Список нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Школа игры на флейте Н. Платонов М., Музыка, 2004
Хрестоматия для блок флейты. Издательство «Современная музыка». М., 2007
Сборник ансамблей духовых инструментов. Составитель Иванов А. В. Москва, 1991
Пьесы и ансамбли для деревянных духовых инструментов. Составитель Металлиди Ж. Л.,
Советский композитор., 1984
5. Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. Учитель и
ученик. Составитель Покровский А., Москва., Советский композитор, 1987
6. Ансамбли для духовых инструментов. Выпуск 4. Ленинград, Музыка, 1987
7. Произведения для ансамблей деревянных духовых инструментов. Москва. Музыка, 1988
8. Альбом юного флейтиста. Составитель Мориц Я. Москва, Советский композитор, 1987
9. Лѐгкие пьесы для двух флейт (составитель Ю. Должиков). М., 1988
10. Сборник пьес для двух флейт и фортепиано (составитель Б. Тризно). М., 1959
11. Сборник пьес для двух флейт и фортепиано (составитель М. Клемент). П., 1978
12. Хрестоматия для флейты 1-2 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). М., 1976
13. Хрестоматия для флейты 3-4 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). М., 1978
1.
2.
3.
4.
14
Список рекомендуемой методической литературы
1. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах М.,1962
2. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах М.,1958
Список литературы по вопросам исполнительства на флейте
1.
2.
3.
4.
Должиков В. Техника дыхания флейтистов. М., 1962
Должиков В. Техника дыхания флейтистов /Вопросы музыкальной педагогики/. Выпуск 4.
М., 1983
Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте /Вопросы музыкальной педагогики/.
Выпуск 10. М., Музыка, 1991
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону., 2002
15