МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «Специальность (кларнет)»
для обучающихся 1-5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
1
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Тимофеев Калистрат Алексеевич, преподаватель
отдела
духовых
муниципального
и
ударных
инструментов
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Сопков
высшей
Валерий
Вадимович,
преподаватель
квалификационной
категории
государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:
Цыплёнкова Лилия Эдуардовна, преподаватель
высшей
квалификационной
муниципального
бюджетного
категории
учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контрольные требования;
2. Критерии оценок;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «кларнет», далее «Специальность (кларнет)», разработана на основе Федеральных государственных требований
(далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные
инструменты», утверждённых Министерством культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. №
165, а так же с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
духовых инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее - Школа).
Учебный предмет «Специальность (кларнет)» направлен на приобретение обучающимися
знаний, умений и навыков игры на кларнете, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Специальность (кларнет)» для детей, поступивших в
Школу в первый класс в возрасте десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (4 года 9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета «Специальность (кларнет)»
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
5 лет
924
363
561
6-й год
214,5
82,5
132
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (кларнет)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять
на кларнете произведения различных жанров и форм в соответствии с программными
требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального
исполнительства на кларнете и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
4
учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования
по профилю предмета.
Задачи:
развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства
на кларнете;
овладение основными исполнительскими навыками игры на кларнете, позволяющими грамотно
исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного
замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа
нетрудного текста;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (кларнет)»
Обоснованием структуры программы являются
Федеральные государственные требования,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета»
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
наглядный (наблюдение, демонстрация);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Специальность (кларнет)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Учебный класс оснащён пианино,
комплектом духовых инструментов, пюпитрами. Концертный зал оснащён роялем и специальной
звукоусиливающей аппаратурой. В Школе создаются условия для содержания, и своевременного
обслуживания музыкальных инструментов.
5
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Специальность (кларнет)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Срок обучения – 5 (6) лет
Класс
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия
в неделю
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное кол-во часов на занятия
в
неделю
Общее максимальное кол-во часов по годам
Общее максимальное количество часов
на весь период обучения
1
33
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
33
33
33
33
2
2
2
2,5
2,5
363
445,5
3
3
3
5
5
561
693
5
165
165
6
33
2,5
82,5
4
4
4
132
6,5
165
214,5
924
1138,5
6,5
6,5
214,5
214,5
214,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы и
др.
2. Годовые требования по классам
Первый класс
Аудиторные занятия
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на кларнете по
восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение на блокфлейте.
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии. Школа может планировать в конце учебного года переводной зачет.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте,
звукоизвлечение, артикуляция.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном
темпе. Легкие упражнения и пьесы.
6
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Золотая библиотека педагогического репертуара. Составитель Воронина В. М., 2006
Школа игры на кларнете. Диков Б. М.,1975
Школа игры на кларнете. Часть1, 2. Розанов С.М.,1990
Пьесы
Золотая библиотека педагогического репертуара
Р.Н.П. «Ходит зайка по саду»
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»
Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»
Хрестоматия для кларнета 1-2 класс. Составители Штарк А., Мозговенко И.
Чешская народная песня «Аннушка»
Русская народная песня «Сидел Ваня»
Моцарт В. Майская песня
Моцарт В. Аллегретто
Калинников В. Тень-тень
Чешская народная песня «Пастушок»
Бетховен Л. Экосез
Бах Ф.Э. Марш
Кабалевский Д. Наш край
Шуберт Ф. Вальс
Бетховен Л. Народный танец
Брамс И. Колыбельная
Глинка М. Песня
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Моцарт В. Аллегретто
Белорусская народная песня «Бульба»
2 вариант
Перселл Г. Ария
Бах Ф.Э. Марш
Второй класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в
умеренном темпе).
10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Розанов С Школа игры на кларнете Выпуск 2. М., Музык 1990
7
Воронина В. Упражнения, гаммы, этюды. Тетрадь 1. М., «Дека-ВС»2006
Пьесы
Хрестоматия для кларнета 1-3 класс
Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты
Бах И.С. Менуэт
Бах И.С. Полонез
Бах И.С Прелюдия
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Шуман Р. Веселый крестьянин из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
Гайдн Й. Серенада
Хренников Т. Колыбельная
Чайковский П. Грустная песенка
Шостакович Д. Галоп
Школа игры на кларнете. Розанов С.
Моцарт В. Алегретто
Р.Н.П. « Ай, на горе дуб»
У.Н.П. «Лисичка»
Татарская народная песня
Бекман Л. Елочка
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Шуман Р. Веселый крестьянин
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Калинников В. Тень-тень
Третий класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Перевод учащегося с блокфлейты на кларнет. Работа над постановкой губ, рук, корпуса,
исполнительского дыхания.
Гаммы Фа и Соль мажор, ми и ля минор в одну октаву. Хроматическая гамма от ноты «ми»
малой октавы до ноты «ми» первой октавы (гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1988
Воронина В. Упражнения, гаммы, этюды. Тетрадь 1.М., 2006
Пьесы:
Хрестоматия для кларнета 1-3 класс
Барток Б. Вечер в деревне
Шуберт Ф. Экосез
Глинка М. полька
8
Моцарт В. Маленькая пряха
Прокофьев С. Походный марш
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1988
Гетман В. Азбука кларнетиста. М., 1987
Зубарев С. Хрестоматия педагогического репертуара. С.-П., 2010
Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М., 1989
Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле береза стояла»
«Соловей Будимирович»
«На зеленом лугу»
«Ходит зайка по саду»
«Дровосек»
Блок В. Прибаутка, колыбельная
Глинка М. Песня
Моцарт В. Аллегретто
Конт Ж. Вечер
Шуберт Ф. Вальс
Свиридов Г. Старинный танец
Франк С. Прелюдия
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Конт Ж. Вечер
Русская народная песня «Соловей Будимирович»
2 вариант
Глинка М. Песня
Франк С. Прелюдия
Четвертый класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Мажорные и
минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до одного знака в сдержанном
темпе. Хроматическая гамма от ноты «ми» малой октавы до ноты «ми» третьей октавы (гаммы
исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Розанов С. Школа игры на кларнете. Выпуск 1. М., 1988
Гетман В. Этюды для кларнета.М., Советский композитор1980
Галкин И. Юный кларнетист. Пособие для учащихся I-V классов ДМШ. Тетрадь 1
Пьесы:
Кларнет 3 класс. Кобзарь С.
Кучеров В. Полька
9
Щуровский Ю. Венгерский танец
Тактакишвили О. Утешение
Амиров Ф. Ноктюрн
Бетховен Л. Мелодия
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1988
Мусоргский М. Песня Марфы
Гедике А. Маленькая пьеса
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Песенка жнецов
Шуберт Ф. Экосез
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Маленькая пряха
Бах И. Волынка
Моцарт В. Деревенские танцы
Галкин И. Юный кларнетист. Пособие для учащихся 1-5 классов. Тетрадь 1
Галкин И. Былина
Галкин И. Татарский танец
Галкин И. Колыбельная
Корнаков Ю. Мальвина
Гаврилин В. Военная песня
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Сладкая греза
Барток Б. Словацкий танец
2 вариант
Глинка М. Северная звезда
Моцарт В. Деревенские танцы
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до двух знаков в
умеренном темпе. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами деташе и
легато).
10-15 этюдов (по нотам).
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гетман В. Этюды для кларнета. М.,1980
Розанов С. Школа игры на кларнете. Выпуск 1.М., 1988
Розанов С. Школа игры на кларнете. Выпуск 2.М.,1990
Золотая библиотека педагогического репертуара. Тетрадь 1. Упражнения, гаммы, этюды
Составитель Воронина В.
10
Пьесы
Розанов С. Школа игры на кларнете. М., 1988
Лядов А. Прелюдия
Гендель Г. Сарабанда
Моцарт В. Марш из оперы «Волшебная флейта»
Комаровский А. Пастушок
Мусоргский М. Слеза
Кабалевский Д. Полька
Григ Э. Лирическая пьеса
Щуровский Ю. Гопак
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
Галкин И. Юный кларнетист. Пособие для учащихся 1-5 классов ДМШ. Тетрадь 1
Моцарт В. Колыбельная
Перголези Дж. Сицилиана
Галкин И. Элегия
Бах И. С. Ария
Розанов В.Школа игры на кларнете. Выпуск 2.
Бетховен Л. Менуэт
Корелли А. Сарабанда
Фейгин Л. Этюд
Равель М. Хабанера
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Чайковский П. Песня без слов
Дебюсси К. Маленький негритенок
2 вариант
Григ Э. Лирическая пьеса
Гендель Г. Ария с вариациями
Шестой класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до трех знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в
тональностях (гаммы исполняются штрихами деташе и легато).
10-15 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Розанов С. Школа игры на кларнете. 2 часть. М., 1990
Золотая библиотека педагогического репертуара. Тетрадь 1. Упражнения, гаммы, этюды
Составитель Воронина В.
11
Пьесы
Мозговенко И., Штарк А. Хрестоматия педагогического репертуара. М., 1989
Сен-Санс К. Лебедь
Бах И.С. Прелюдия ре минор
Чайковский П. Мазурка
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
Глинка М. Танец
Мендельсон Ф. Весенняя песня
Мийо Д. Маленький концерт
Пьесы и произведения крупной формы. Тетрадь 2.Составитель Воронина В.
Бах И.С. Адажио
Гайдн Й. Адажио
Василенко С. Восточный танец
Обер Д. Жига
Брух М. Канцона
Глазунов А. Вариации
Хрестоматия для кларнета4-5класс.М., Музыка 1990
Бетховен Л. Сонатина
Щедрин Р. Праздник
Мийо Д. Каприс
Примеры программы итогового экзамена (зачета)
1 вариант
Корелли А. Куранта, сарабанда, жига
2 вариант
Чайковский П. Ноктюрн
Мендельсон Ф. Весенняя песня
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность
учебного предмета «Специальность (кларнет)», а также возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности кларнета для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для кларнета, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры)
в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей кларнета;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
12
навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники
исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля и система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании
учитывается: отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения
предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии,
зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.
Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в
конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень
соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность
(кларнет)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
13
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
сольной программы и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства. По итогам выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
14
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных
способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на кларнете является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского
дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов –
штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими
средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении
всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно
проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел
автора и широко использованы характерные особенности кларнета.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность
занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего
образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в Школе и методической
целесообразности.
15
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен
уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть: упражнения для развития звука
(выдержанные ноты); работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над
художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); чтение с листа.
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (кларнет)» обучающиеся
обеспечены доступом к библиотечным фондам, аудио и видеоресурсами Школы.
16
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической
1. Список нотной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Золотая библиотека педагогического репертуара для кларнета / сост. В.Воронина, М., 2006
Хрестоматия 4-5 классы. М., Музыка 1990
Галкин И. Юный кларнетист. Тетрадь 1 Л., Советский композитор, 1990
Гетман В. Этюды для кларнета. М., Советский композитор,1980
Гетман В. Азбука кларнетиста. М., Советский композитор, 1987
Розанов С. Школа игры на кларнете. Выпуск 1.М., Музыка 1988
Розанов С. Школа игры на кларнете Выпуск 2.М., Музыка 1990
Сборник "Кларнет". Издательство Музыкальная Украина 1986
Хрестоматия для кларнета. 1-3 классы ДМШ/сост. Мозговенко И., Штарк А.1987
Хрестоматия для кларнета. 4-5 классы ДМШ /сост. Мозговенко И., Штарк А.1990
Альбом кларнетиста. Выпуск 2. М., Советский композитор. 1991
Избранные этюды для кларнета. Составитель Петров В. М., Музыка 1985
Этюды и пьесы для кларнета соло и с фортепиано. М., Музыка 1987
Клозе Г. Ежедневные упражнения и этюды. М., Музыка 1991
Чайковский П. Пьесы. М., Музыка 1990
Классические пьесы. Переложение Розанов С., Гедике А. М., Музыка 1988
Пьесы советских композиторов. М., Музыка 1966
Хрестоматия для кларнета 3-4 классы ДМШ. М., Музыка 1982
Пьесы русских композиторов. Старшие классы. М., музыка 1973
Юный кларнетист. Пьесы для малого кларнета и фортепиано. Выпуск 2. Л., Музыка 1990
Асламас А. Две пьесы для кларнета. М., Композитор 1960
Пьесы. Для кларнета соло. М., Музыка 1968
Евлахов О. Две пьесы. Для кларнета с фортепиано. Л., Музыка 1968
Крейн М. Две пьесы. Для кларнета и фортепиано. М., Музыка 1955
Гофман Р. 40 этюдов для кларнета. М., Музыка 1987
Фрид Гр. Соната для кларнета и фортепиано. Л., Композитор 1971
2. Список методической литературы
Федотов О. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М., Музыка 1982
Усов Ю. Истори6я зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1978
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Усов Ю. Труба. М., Музыка 1988
Иванов В. Саксофон. М., Музыка 1990
Нежинский О. Детский духовой оркестр. М., Музыка 1989
Свечков Д. Духовой оркестр. М., Музыка, 1971
Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М., Композитор. 1982
Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Составитель Ю.Усов. М.,
Композитор. 1989
11. Инструментовка для духового оркестра. Учебное пособие. Составитель Б. Кожевников.1978
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
17