Специальность (САКСОФОН) 5 (6) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 Специальность (саксофон)
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)

Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.

Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Рецензент:

Тимофеев

Калистрат

преподаватель

отдела

инструментов

муниципального

учреждения

духовых

дополнительного

Алексеевич,
и

ударных

бюджетного
образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1»

Рецензент:

Сопков
высшей

Валерий

Вадимович,

преподаватель

квалификационной

категории

государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:

Цыплёнкова Лилия Эдуардовна, преподаватель
высшей

квалификационной

муниципального

бюджетного

категории
учреждения

дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

2

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контрольные требования
2. Критерии оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», далее «Специальность (саксофон)», разработана на основе Федеральных государственных требований
(далее ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные
инструменты», утверждённых Министерством культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. №
165, а так же с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
духовых инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее - Школа).
Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на приобретение обучающимися
знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (саксофон)» для детей,
поступивших в Школу в первый класс в возрасте шести лет десяти до двенадцати лет, составляет 5
лет (4 года 9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета «Специальность (саксофон)»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

5 лет
924
363
561

6-й год
214,5
82,5
132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне
произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями
 выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на саксофоне и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.
4










Задачи:
развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства
на саксофоне;
овладение основными исполнительскими навыками игры на саксофоне, позволяющими
грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного
замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа
нетрудного текста;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (саксофон)»

Обоснованием структуры программы являются Федеральные государственные требования,
отражающие все аспекты работы с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета»
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (наблюдение, демонстрация);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Специальность (саксофон)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Учебный класс оснащён пианино,
комплектом духовых инструментов, пюпитрами. Концертный зал оснащён роялем и специальной
звукоусиливающей аппаратурой. В Школе создаются условия для содержания, и своевременного
обслуживания музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (саксофон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
5

Срок обучения – 5 (6) лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия в
неделю
Общее количество
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на занятия в
неделю
Общее максимальное количество часов по годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения

1
33
2

2
33
2

3
33
2

4
33
2,5

5
33
2,5

363
445,5
3

3

3

82,5
4

4

561
693
5

5

5

165

165

165

6
33
2,5

4
132

6,5
214,5
924
1138,5

6,5

6,5

214,5

214,5
214,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
 самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
 подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
 подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
 участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы.
2. Годовые требования по классам
Первый класс
Аудиторные занятия
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ученика можно сразу вести обучение
на альт-саксофоне. Краткие сведения по истории инструмента. Устройство, название частей и
правила ухода за саксофоном.
Положение корпуса, ног, головы, рук и пальцев, а также инструмента во время игры.
Исполнительское дыхание. Подготовка к звукоизвлечению: установка мундштука во рту,
регулирование языком движение выдыхаемой в мундштук струи воздуха. Извлечение
продолжительных звуков. Объяснение и практическое знакомство с понятиями амбушюр, атака
звука, штрихи. Изучение аппликатуры.
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Гаммы мажорные и минорные, тонические трезвучия в тональностях до двух знаков в
умеренном темпе.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
15-20 этюдов (по нотам); 6-8 пьес.

6

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1988
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., Михаил Диков, 2003
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. Начальное обучение. М.Шапошникова. М., 1985:
Старинная литовская песня «Я у матушки жила»
Сумароков В. «Веселая кукушка» из цикла «Лесные картинки»
Сумароков В. «Ленивый медвежонок» из цикла «Лесные картинки»
Сумароков В. «Песенка охотников» из цикла «Лесные картинки»
Шуберт Ф. Вальс
Бах И.С. Песня
Карельская народная песня «Красная девица»
Бах И.С. «Утро»
Бетховен Л. Экосез
Рыбицкий Ф. Маленький паяц
Американская народная песня «Простецкий парень Билл»
Шостакович Д. «Вроде марша»
Русская народная песня «Ой, утушка, моя луговая»
Шуман Р. «Мелодия» из «Альбома для юношества»
Компанеец З. Вальс
Мурзин В. «День кончился»
Американская народная песня «Чарли и медведь»
Делло – Джойо Н. «Безделушка»
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., Михаил Диков, 2002:
Бортнянский Д. Колыбельная
Римский-Корсаков Н. «Детская песенка»
Русская народная песня «На заре»
Иванов В. «Замок Гамлета»
Гречанинов А. «Стучит – бренчит»
Русская народная песня «На горе – то калина»
Бетховен Л. Сонатина
Шуман Р. «Привет»
Диабелли А. Скерцо
Шуберт Ф. «Эхо»
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Компанеец З. Вальс
Бетховен Л. Сонатина
2 вариант
Шуман Р. «Привет»
Диабелли А. Скерцо
7

Второй класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Контроль за постановкой корпуса, головы, рук, пальцев, амбушюра; режимом дыхания и
артикуляцией.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до трех знаков
в среднем темпе.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато. Ознакомление с джазовым штрихом.
Знакомство с правилами разбора нотного текста небольших пьес, упражнения по чтению
нот с листа. Формирование навыков исполнения джазовой музыки.
15-20 этюдов (по нотам); 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1988
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., 2003
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.2. М., Михаил Диков, 2004
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. Начальное обучение. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1985:
Чайковский П. «На берегу»
Шостакович Д. «Хороший день»
Хачатурян А. Андантино
Бетховен Л. «Народный танец»
Мусоргский М. «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»
Гендель Г.Ф. Адажио
Брамс И. «Петрушка»
Моцарт В.А. «Деревенский танец»
Гендель Г.Ф. «Гавот с вариациями»
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Мусоргский М. «Песня Марфы» из оперы «Хованщина»
Гендель Г.Ф. «Гавот с вариациями»
2 вариант
Гендель Г.Ф. Адажио
Моцарт В.А. «Деревенский танец»

8

Третий класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио, доминантсептаккорды в
мажорных гаммах и уменьшенные септаккорды в минорных гаммах в тональностях до трех знаков
в среднем темпе.
Хроматическая гамма.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато, а также джазовым штрихом.
Упражнения по чтению с листа и транспонированию легкого нотного текста.
10-25 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1988
Гаммы, этюды. Составитель Г.Малиновская. М., 2011
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.2. М., Михаил Диков, 2004
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. Начальное обучение. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1985:
Прокофьев С. «Песня без слов»
Чайковский П. «Грустная песенка»
Бетховен Л. Сонатина
Шитте Л. Этюд
Бах И. С. Ария
Дебюсси К. «Маленький негритенок»
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Дебюсси К. «Маленький негритенок»
Тартини Г. Граве
2 вариант
Вебер К. Вальс
Бетховен Л. Сонатина
Четвертый класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.

9

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы
исполняются штрихами деташе и легато).
Знакомство с мелизмами, техникой и способами их исполнения.
Регулярные занятия по чтению нот с листа и транспонированию нетрудных пьес.
Разучивание джазовых мелодических фраз для секвенций. Начальные навыки импровизации.
10-15 этюдов (по нотам); 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды. Составитель Г.Малиновская. М., 2011
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Равель М. Сонатина
Гендель Г.Ф. «Ария с вариациями»
Розов А. «В подражание Бенни Гудмену»
Чугунов Ю. «Блюз – марш»
Хрестоматия для саксофона-альта. 5-6 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Мартини Дж. Романс
Пешетти Д. Престо
Дворжак А. «Романтическая пьеса»
Рахманинов С. «Итальянская полька»
Косма Ж. «Опавшие листья»
Концертный репертуар саксофониста. Сборник пьес для саксофона-альта. Выпуск 1.
Составитель В.Мясоедов. М., Современная музыка, 2008:
Фурманов В. «Осенняя мелодия»
Акимов К. « Тет-а-тет». Сюита для саксофона-альта и фортепиано
Пьесы в переложении для саксофона и фортепиано А.Ривчуна. М., Издательский дом
«Композитор», 2000
Дебюсси К. «Маленький пастух»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Равель М. «Пьеса в форме хабанеры»
Равель М. «Павана спящей красавицы»
Равель М. «Райские птицы»
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Б.Прорвич. М., 1978:
Стравинский И. «Пастораль»
Скрябин А. Прелюдия op. 39, № 3
Скрябин А. Мазурка op. 3, № 3
Aльбенис И. Танго op. 165, № 2
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Мартини Дж. «Романс»
10

Рахманинов С. «Итальянская полька»
Косма Ж. «Опавшие листья»
2 вариант
Шопен Ф. Ноктюрн
Равель М. Сонатина
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
Обучащиеся могут играть на зачетах любые произведения по усмотрению преподавателя;
количество зачетов и сроки специально не определены. Учитывая физиологические особенности
и желание обучающегося возможно дальнейшее обучение на тенор-саксофоне.
Главная задача пятого класса – предоставить выпускную программу в максимально
качественном виде. Перед экзаменом обучающийся обыгрывает выпускную программу на зачетах,
классных вечерах и концертах.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы. Исполнять в подвижном
темпе различными штрихами. Систематические упражнения по чтению нот с листа и
транспонированию легких пьес. Развитие навыков импровизации.
15-20 этюдов (по нотам); 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 1960
Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., 1960
Сборник избранных этюдов для саксофона. Составитель Е.Андреев. М., 1976
Гаммы, этюды. Составитель Г.Малиновская. М., 2011
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Начальное обучение игре на саксофоне. Методическая разработка. Составитель А. Осейчук. М.,
1986
Пьесы
И.С.Бах «Соната № 6 (переложения для альта-саксофона М.Мюля)
Браю А. «Карусель»
Шостакович Д. «Романс» Альбинони Т. Адажио. Переложение для альт-саксофона И.Лебедева.
Музыкальный интернет – колледж «7 нот»
Гендель Г. «Ларго»
Гершвин Дж. «Хлопай в такт»
Франсе Ж. «Мамбо»
Амброзио А. «Кансонетта»
Дворжак А. «Ларгетто»
Шуман Р. Фантастическая пьеса.
Каччинии В.«Аве Мария»
Абрау З. «Тико-тико»
Бах И.С.Соната №6 (переложение для саксофона М.Мюля)
Боза Э. «Ария»
11

Ферран Ф. «Багира»
Глазунов А. «Концерт» для альта-саксофона с оркестром.
Музыка, которая покорила мир. Популярные произведения для саксофона и фортепиано.
Составитель и редактор В.Актисов. СПб, Композитор, 2009:
Paganini N. «Cantabile»
Piazzolla A. «Libertango»
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель и редактор М.Шапошникова. М., 1989
Бюссер Г. «Астуриа» (Фантазия на испанские темы)
Бах И.С. «Сицилиана и Аллегро» из Сонаты № 2 для флейты и фортепиано
Хрестоматия для саксофона-альта. 5-6 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Мартини Дж. Романс
Пешетти Д. Престо
Дворжак А. «Романтическая пьеса»
Рахманинов С. «Итальянская полька»
Косма Ж. «Опавшие листья»
Дезмонд П. «Играем на пять»
Примеры программ выпускного экзамена
1 вариант
Бах И. С. «Сицилиана и Аллегро» из Сонаты № 2 для флейты и фортепиано
Гендель Г. «Ларго»
Гершвин Дж. «Хлопай в такт»
2 вариант
Амброзио А. «Кансонетта»
Piazzolla A. «Libertango»
Косма Ж. «Опавшие листья»
Обучающийся, продолжающий обучение в 6 классе, сдает выпускной экзамен в 6 классе.
Шестой класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению
в профессиональную образовательную организацию. Ученики шестого класса играют в учебном
году зачет и экзамен: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен
(итоговая аттестация) выносится программа с дополнительной пьесой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе различными
штрихами.
Знакомство с гаммами в тональностях до семи знаков (в медленном темпе).
Развитие навыка чтения с листа, упражнения по транспонированию.
Активные регулярные упражнения в свободной импровизации на заданную тему.
15-20 этюдов; 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 1960
12

Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., 1960
Сборник избранных этюдов для саксофона. Составитель Е.Андреев. М., 1976
Гаммы, этюды. Составитель Г.Малиновская. М., 2011
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 1965
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1977
Начальное обучение игре на саксофоне. Методическая разработка. Составитель А.Осейчук. М.,
1986
Пьесы
Альбинони Т. Адажио. Переложение для альт-саксофона И.Лебедева. Музыкальный интернет –
колледж «7 нот»
Гендель Г. «Ларго»
Гершвин Дж. «Хлопай в такт»
Франсе Ж. «Мамбо»
Амброзио А. «Кансонетта»
Дворжак А. «Ларгетто»
Шуман Р. Фантастическая пьеса.
Каччинии В.«Аве Мария»
Абрау З. «Тико-тико»
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Морис П. «Песня для мамы», «Цыганка» из Сюиты для саксофона и оркестра «Картины
Прованса»
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., Музыка, 1975:
Гайдн Й. Адажио
Дебюсси К. «Маленький пастух»
Лист Ф. Ноктюрн № 3
Томис А. «Миниатюра»
Концертный репертуар саксофониста. Сборник пьес для саксофона-альта. Выпуск 1.
Составитель В.Мясоедов. М., Современная музыка, 2008:
Фурманов В. «Вдохновение»
Фурманов В. Скерцо
Мясоедов В. «Архаик – блюз»
Бах И. С. Скерцо из сюиты h-moll
Финк Н. «Воспоминание»
Ривчун А. «Концертный этюд»
Джазовому саксофонисту. Учебное пособие. 8,9 классы ДМШ. Составитель и редактор
М.Звонарев. СПб, Композитор, 2009:
Янг Л. «Пятичасовой джайв»
Картер Б. «Легкие деньги»
Хефти Н. «Проницательно»
Паркер Ч. «Мои замшевые башмачки»
Бродбенд А. «Не спрашивай почему»
Льюис Дж. «Джанго»

13

Примеры программы выпускного экзамена
1 вариант
Ривчун А. «Концертный этюд»
Фурманов В. Скерцо
Хефти Н. «Проницательно»
Бродбенд А. «Не спрашивай почему»
2 вариант
Гайдн Й. Адажио
Янг Л. «Пятичасовой джайв»
Дебюсси К. «Маленький пастух»
Фурманов В. «Вдохновение»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность
учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности саксофона для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание репертуара для саксофона, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры)
в соответствии с программными требованиями;
 знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
 навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники
исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля и система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание




Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация.
14

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается: отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения
предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии,
зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.
Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в
конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень
соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность
(саксофон)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
сольной программы и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства. По итогам выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
15

 артистичное поведение на сцене;
 увлечённость исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
 слуховой контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание формы произведения;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
 грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
 недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
 стабильность воспроизведения нотного текста;
 выразительность интонирования;
 попытка передачи динамического разнообразия;
 единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
 неустойчивое психологическое состояние на сцене;
 формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
 слабый слуховой контроль собственного исполнения;
 ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
 темпо – ритмическая неорганизованность;
 слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
 однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
 частые «срывы» и остановки при исполнении;
 отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
 ошибки в воспроизведении нотного текста;
 низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
 отсутствие выразительного интонирования;
 метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

16

V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных
способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского
дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов –
штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими
средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении
всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно
проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел
автора и широко использованы характерные особенности саксофона.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность
занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего
образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в Школе и методической
целесообразности.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен
уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть: упражнения для развития звука
(выдержанные ноты); работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над
художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); чтение с листа.
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы
ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» обучающиеся
обеспечены доступом к библиотечным фондам, аудио и видеоресурсами Школы.

17

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Альбинони Т. Адажио. Переложение для альт-саксофона И.Лебедева. Музыкальный интернет
– колледж «7 нот»
Андреев Е. Пособие по начальному обучению на саксофоне. М., Музыка, 1973
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Сост. и редактор
М.Шапошникова. М., Музыка,1988
Гаммы, этюды. Составитель Г.Малиновская. М., Аллегро, 2011
Джазовому саксофонисту. Учебное пособие. 1- 9 классы ДМШ. Сост. и редактор М.Звонарев.
СПб, Композитор, 2009
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч.1. М., 2003
Иванов В. 18 характ. пьес в форме этюдов для саксофона-соло. М., Михаил Диков, 2002
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч. 1. М., Михаил Диков, 2002
Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. Ч. 2. М., Михаил Диков, 2004
Ильмер Ж. Методическое пособие по импровизации для саксофона и других музыкальных
инструментов. М., Михаил Диков, 2004
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., Музыка, 1975
Музыка в стиле ретро для саксофона и фортепиано. Сост.М.Шапошникова. М., Муз,1996
Музыка, которая покорила мир. Популярные произведения для саксофона и фортепиано. Сост.
и редактор В.Актисов. СПб, Композитор, 2009
Начальное обучение игре на саксофоне. Методическая разработка. Составитель А.Осейчук.
М., Музыка, 1986
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., Музыка, 1977
Пьесы в переложении для саксофона и фортепиано А.Ривчуна. М., Композитор, 2000
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I., II. М., Музыка, 1965-1968
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., Музгиз, 1960
Ривчун А. 40 этюдов для саксофона. М., Музгиз, 1960
Розанов С. Школа игры на кларнете. Части 1, 2. М., Музыка, 2010
Сборник пьес для кларнета и фортепиано. Сост. Б.Березовский и Г.Куписок. М., Муз, 1980
Сборник избранных этюдов для саксофона. Составитель Е.Андреев. М., Музыка, 1976
Хрестоматия для кларнета. Составители И.Мозговенко и А.Штарк. Ч.1. М., Музыка, 2004
Хрестоматия для саксофона-альта. Нач. обучение. Сост. М.Шапошникова. М., Муз, 1985
Хрестоматия для саксофона-альта. Сост. М.Шапошникова. М., Музыка, 1989
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 гг обучения. Сост. М.Шапошникова. М., Муз, 2005
Хрестоматия для саксофона-альта. 5-6 гг обучения. Сост. М.Шапошникова. М., Муз, 2005
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Б.Прорвич. М., Музыка, 1978
2. Список рекомендуемой методической литературы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Федотов О. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М., Музыка 1982
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1978
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Усов Ю. Труба. М., Музыка 1988
Иванов В. Саксофон. М., Музыка 1990
Нежинский О. Детский духовой оркестр. М., Музыка 1989
Свечков Д. Духовой оркестр. М., Музыка, 1971
18

9. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М., Композитор. 1982
10. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Составитель Ю.Усов. М.,
Композитор. 1989
11. Инструментовка для духового оркестра. Учебное пособие. Составитель Б. Кожевников.1978

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».