МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 Специальность (саксофон)
для обучающихся 1 – 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
1
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Рецензент:
Тимофеев
Калистрат
преподаватель
отдела
инструментов
муниципального
учреждения
духовых
дополнительного
Алексеевич,
и
ударных
бюджетного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1»
Рецензент:
Сопков
высшей
Валерий
Вадимович,
преподаватель
квалификационной
категории
государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:
Цыплёнкова Лилия Эдуардовна, преподаватель
высшей
квалификационной
муниципального
бюджетного
категории
учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контрольные требования
2. Критерии оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «саксофон», далее «Специальность (саксофон)», разработана на основе Федеральных государственных требований
(далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные
инструменты», утверждённых Министерством культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г.
№ 165, а так же с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
духовых инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее - Школа).
Учебный предмет «Специальность (саксофон)» направлен на приобретение обучающимися
знаний, умений и навыков игры на саксофоне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Специальность (саксофон)» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (7 лет
9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
8 лет
1316
559
757
9-й год
214,5
82,5
132
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных
им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на саксофоне
произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями
4
выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на
саксофоне и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю
предмета.
Задачи:
развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального
исполнительства на саксофоне;
овладение основными исполнительскими навыками игры на саксофоне, позволяющими
грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа
нетрудного текста;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (саксофон)»
Обоснованием структуры программы являются Федеральные государственные требования,
отражающие все аспекты работы с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета»
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
наглядный (наблюдение, демонстрация);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Специальность (саксофон)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Учебный класс оснащён пианино,
комплектом духовых инструментов, пюпитрами. Концертный зал оснащён роялем и специальной
звукоусиливающей аппаратурой. В Школе создаются условия для содержания, и своевременного
обслуживания музыкальных инструментов.
5
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Специальность (саксофон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Срок обучения – 8 (9) лет
Распределение по годам обучения
Класс
Продолжительность учебных
занятий (в неделю)
Количество часов на
аудиторные занятия в неделю
Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
внеаудиторные занятия в
неделю
Общее количество часов на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество часов на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество
часов занятий в неделю
Общее максимальное
количество часов по годам
Общее максимальное кол-во
часов на весь период обучения
1
32
2
33
3
33
4
33
5
33
6
33
7
33
8
33
9
33
2
2
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
559
641,5
82,5
2
2
2
3
3
3
4
4
4
64
66
66
99
99
99
132
132
132
757
132
889
4
4
4
5
5
5
6,5
6,5
6,5
128
132
132
165
165
165
214,5
214,5
214,5
1316
1530,5
214,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы.
2. Годовые требования по классам
Первый класс
Аудиторные занятия
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на саксофоне по
восьмилетнему учебному плану, на начальном этапе рекомендуется обучение на блок-флейте,
кларнете или саксофоне-сопрано.
6
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии. Образовательная организация может планировать в конце учебного
года не экзамен, а переводной зачет.
Первые уроки необходимо посвятить ознакомлению с саксофоном и другими духовыми
инструментами, показу удобного способа держания, правильного положения корпуса, головы,
рук, пальцев и ног, объяснению основных правил сборки/разборки и обращения с инструментом,
показу способов дыхания, приемов извлечения звука, артикуляции, аппликатурной постановке.
Игра гамм, трезвучий, арпеджио является необходимой частью обучения на саксофоне и
других духовых инструментах. Первыми гаммами для изучения могут быть мажорные и минорные
гаммы в тональностях с одним знаком в медленном темпе. Одновременно необходимо осваивать
упражнения, этюды, а также репертуар в виде легких пьес в разных стилях и жанрах.
При выборе репертуара для саксофона-сопрано полезно использовать нотный материал из
школ, пособий, сборников, хрестоматий для кларнета, но с необходимой адаптацией,
учитывающей диапазон и аппликатуру саксофона.
Примерный репертуарный список
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1999
Хрестоматия для саксофона-альта 1-3 годы обучения. Составитель и редактор М. Шапошникова.
М., 2007
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Пьесы
Хрестоматия для кларнета. Составители И.Мозговенко и А.Штарк. Ч. 1. М., 1989:
Русская народная песня «Петушок» (обр. А.Гречанинова)
Блок В. Колыбельная
Русская народная песня « Ах, вы сени, мои сени»
Русская народная песня «Про Добрыню»
Моцарт В.А. Аллегретто
Римский-Корсаков Н. Детская песенка
Лядов А. Зайчик
Русская народная песня «Коса ль моя, косынька» (обр. П.Чайковского)
Спадавеккиа А. Песенка
Кабалевский Д. Наш край
Мясковский Н. Весеннее настроение
Шуберт Ф. Вальс
Моцарт В. Пастушья песня
Прокофьев С. Песня без слов
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Смелый наездник
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Моцарт А. В. Пастушья песня
Шуберт Ф. Вальс
2 вариант
Чайковский П.(обр.) Дровосек
Белорусская народная песня «Бульба»
7
3 вариант
Спадавеккиа А. Песенка
Хачатурян А. Андантино
Второй класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно.
Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). 10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
Шапошникова. М., 2007
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М.,1987
Пьесы
Хрестоматия для кларнета. Составители И.Мозговенко и А.Штарк. Ч. 1. М., 2007
Бах И.С. Прелюдия
Шуман Р. Мелодия
Моцарт В. А. Деревенский танец
Прокофьев С. Песня без слов
Гендель Г. Ф. Адажио
Глинка М. Северная звезда (Песня)
Александров А. Песенка
Стяжкин С. Маленькая пьеса
Хачатурян А. Андантино
Шуман Р. Маленькая пьеса. Из «Альбома для юношества»
Моцарт В.А. Деревенский танец. Переложение Розанова С.
Гендель Г.Ф. Гавот с вариациями
Бах Л. Ария. Из кантаты № 1
Бетховен Л. Сонатина
Бах И.С. Англез. Обработка Блока В.
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Стяжкин С.Маленькая пьеса
Моцарт В. А. Деревенский танец
2 вариант
Лядов А. Колыбельная
Моцарт В.А. Деревенский танец, переложение Розанова С.
8
М.
Третий класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Перевод обучающегося с саксофона-сопрано на альт-саксофон.
В некоторых случаях можно продолжать обучение на саксофоне-сопрано.
Работа над постановкой амбушюра, координацией пальцев на альтовом саксофоне.
Гаммы мажорные и минорные до двух знаков включительно, игра арпеджированных
трезвучий в две октавы. Хроматическая гамма в тональностях (гаммы исполняются штрихами
деташе и легато). Развитие навыков чтения с листа. Знакомство с принципами транспонирования
на материале пройденных этюдов и пьес
Освоение навыков исполнения джазовой музыки.
10-15 этюдов (по нотам); 8 -10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1999
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. 1ч. М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1978
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. Начальное обучение. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1999
Дебюсси К. Маленький негритенок
Дюбуа П. Весельчак
Дюбуа П. Маленький балет
Чайковский П. Грустная песенка
Бизе Ж. Менуэт
Прокофьев С. Песня без слов
Шуберт Ф. Серенада
Рахманинов С. Итальянская полька
Лёгкие пьесы для саксофона-альта
Моцарт В.А. Ария. Из оперы «Дон Жуан»
Зацепин А. Песенка о медведях
Чайковский П. Сладкая грёза
Чайковский П. Итальянская песенка
Хренников Т. Колыбельная
Россини Дж. Хор. Из оперы «Вильгельм Тель»
Шостакович Д. Романс
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Дебюсси К. Маленький негритенок
Бетховен Л. Сонатина
2 вариант
Сметана Б. Вальс
Прокофьев С. Песня без слов
9
Четвертый класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, терции, арпеджио трезвучий с обращениями в прямом и
ломаном движении в тональностях до трех знаков в удобном темпе. Хроматическая гамма,
охватывающая весь диапазон инструмента штрихами деташе, легато или джазовым штрихом.
Развитие навыков чтения с листа. Транспонирование.
10-15 этюдов (по нотам);
8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., Музыка 1999
Гаммы, этюды. Составитель Ривчун М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1978
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. Начальное обучение. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1985:
Шитте Л. Этюд
Шуман Р. Дед Мороз. Из «Альбома для юношества»
Бах И.С. Ария
Хала К. Фокстрот
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Глиэр Р. Романс, соч. 45
Дворжак А. Юмореска
Морис П. Песня для мамы; Цыганка из сюиты для саксофона и оркестра «Картины Прованса»
Лансен С. Саксофониана
Мусоргский М. Картинки с выставки; Старый замок
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975:
Сен-Санс К. Лебедь
Шуберт Ф. Серенада
Григ Э. Песня Сольвейг
Чайковский П. Вальс
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Б.Прорвич. М., 1978:
Шимановский К. Краковяк
Бах И.С. Ария
Скрябин А. Прелюдия
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Глиэр Р. Романс, соч. 45
Дворжак А. Юмореска
10
2 вариант
Скрябин А. Прелюдия
Шимановский К. Краковяк
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио в тональностях до трех знаков в
умеренном темпе. Хроматические гаммы. (Гаммы исполняются штрихами деташе, легато). Чтение
нот с листа. Транспонирование. Начальные элементы импровизации.
10-15 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 2001г
Ривчун А. Школа игры на саксофоне М., 2001
Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона. Гаммы, этюды, упражнения. М., 1999
Прорвич Б. Хрестоматия для саксофона-альта М., 1978
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
1999:
Куперен Ф. Дилижанс
Корелли А. Жига
Римский-Корсаков Н. «Песнь Шемаханской царицы» из оперы «Золотой петушок»
Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод»
Рамо Ж.Ф. Тамбурин
Моцарт В.А. Рондо
Золотые мелодии. Популярная музыка. Составитель Яцевич А. Выпуск1. С-Пт.,2015
Петренко И. Вальс
Уоррен Г. Я знаю почему из к/ф «Серенада солнечной долины»
Альберт М.Чувства.
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Б.Прорвич. М., 1978:
Скрябин А. Мазурка. Ор. 3, №3
Прокофьев С. Зеленая рощица
Свиридов Г. Музыкальный момент из Детского альбома №17
Бах И.С. Ария
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Куперен Ф. Дилижанс
Корелли А. Жига
2 вариант
Гендель Г. Ф. Allegro (Соната № 3 для флейты и фортепиано)
Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»
11
3 вариант
Рамо Ж.Б. Тамбурин
Альберт М. Чувства
Шестой класс
Аудиторные занятия
Консультации
2 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырех знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в тональностях (гаммы
исполняются штрихами деташе и легато, либо джазовым штрихом). Чтение нот с листа.
Транспонирование. Секвенции.
10-15 этюдов (по нотам); 8-10 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 2001
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1978
Пьесы
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Равель М. Сонатина
Гендель Г.Ф. Ария с вариациями
Розов А. В подражание Бенни Гудмену
Чугунов Ю. Блюз – марш
Хрестоматия для саксофона-альта. 5-6 годы обучения. Составитель М.Шапошникова. М.,
2005:
Мартини Дж. Романс
Пешетти Д. Престо
Дворжак А. Романтическая пьеса
Рахманинов С. Итальянская полька
Косма Ж. Опавшие листья
Дезмонд П. Играем на пять
Золотые мелодии-2. Популярная музыка для саксофона-альта и фортепиано. Составитель
Яцевич А. СПб, 2015:
Виллолдо А. Танго
Бах И.С. Ария
Фадеев В. Легкий ветер над прудами
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Мартини Дж. Романс
Рахманинов С. Итальянская полька
2 вариант
Щопен Ф. Ноктюрн
Грандос E. Интермеццо
12
3 вариант
Косма Ж. Опавшие листья
Дезмонд П. Играем на пять
Седьмой класс
Аудиторные занятия
Консультации
2,5 часа в неделю
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения.
Хроматические гаммы в тональностях.
Гаммы исполняются штрихами деташе и легато, либо джазовым штрихом. Чтение нот с
листа. Транспонирование. Игра секвенций.
10-15 этюдов (по нотам); 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М., 2001
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1978
Пьесы:
Музыка, которая покорила мир. Популярные произведения для саксофона и фортепиано.
Составитель и редактор В. Актисов, СПб, Композитор, 2013:
Бах И.С. Шутка
Паганини Н. Кантабиле
Пьяццолла А. Либертанго
Хрестоматия для саксофона. Составитель Шапошникова М. М.,1989
Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
Косма Ж. Опавшие листья
Дезмонд П. Играем на пять
Бах И.С. Сицилиана
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Шапошникова М. М.,2004
Равель М. Сонатина
Моцарт В. Рондо
Шостакович Д. Романс
Примеры программ переводного экзамена (зачета)
1.Бах И.С. Сицилиана
Моцарт В. Рондо
2.Косма Ж. Опавшие листья
Шостакович Д. Романс
Восьмой класс
Аудиторные занятия
Консультации
2,5 часа в неделю
8 часов в год
Обучающиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя;
количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым экзаменом учащийся
обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
13
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в подвижном темпе
различными штрихами. Чтение нот с листа. Транспонирование. Игра секвенций.
15-20 этюдов (по нотам); 4 пьесы и 1 произведение крупной.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюд
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Прорвич Б. Основы техники игры на саксофоне. М., 1978
Маркин Ю. Школа Джазовой импровизации.
Пьесы:
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Шапошникова М. М., 1989
Прокофьев С. Танец рыцарей
Бах И.С. Сицилиана и аллегро
Куперен Ф. Делижанс
Музыка которая покорила мир. Актисов В. СПб. 2013
Пьяццолла А. Обливион
Пьаццолла А. Либертанго
Паганини Н. Кантабиле
Золотые мелодии-2.Популярные мелодии для саксофона-альта и фортепиано. Составитель
Яцевич А. СПб., 2015
Дебюсси К. Чудесный вечер
Массне Ж. Размышление
Казановский Е. Прикосновение любви
Пьесы русских композиторов. «Музыка» М.,1992
Глинка М. Вальс из оперы « Жизнь за царя»
Чайковский П.Осенняя песня
Грибоедов А. Вальс
Римский-Корсаков Н. Ария шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»
Примеры программ выпускного экзамена
1 вариант
Гендель Г. Ларго
Гершвин Дж. Хлопай в такт
Грибоедов А. Вальс
2 вариант
Бах И.С. Сицилиана и аллегро
Франсе Ж. Мамбо
Чайковский П. Осенняя песня
Обучающиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.
Девятый класс
Аудиторные занятия
Консультации
2,5 часа в неделю
8 часов в год
В девятом классе обучаются ученики, которые целенаправленно готовятся к поступлению в
профессиональную образовательную организацию. Ученики девятого класса играют в учебном
14
году зачет и экзамен: в декабре и мае. В декабре – крупная форма. На выпускной экзамен
(итоговая аттестация) выносится программа с прибавлением пьесы.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до шести знаков, доминантсептаккорды,
уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнение в подвижном темпе различными
штрихами. Выполнение практических задач на исполнение гамм по квинтовому кругу в порядке
увеличения количества ключевых знаков. Знакомство с гаммами в тональностях до семи знаков (в
медленном темпе). Чтение нот с листа. Транспонирование. Секвенции.
15-20 этюдов (по нотам); 4 пьесы и 1 произведение крупной формы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды:
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. I. М., 2001
Хрестоматия для альт-саксофона. Составитель Шапошникова М. М., 1998
Пьесы:
Хрестоматия для саксофона – альт. Составитель Шапошникова М.
Корелли А. Жига
Рамо Дж. Тамбурин
Моцарт В. Рондо
Равель М. Сонатина
Дунаевский И. Колыбельная
Музыка в стиле ретро для саксофона и фортепиано. Составитель и редактор
М.Шапошникова. М., 1996
Абрэу Э. Тико– тико
Керма В. Пальцы Руди
Видофт Р. Мазанетта
Лакт М. Рубато Видофта
Маккер Р. Жонглер
Примеры программ выпускного экзамена
1 вариант
Глиэр Р.Романс
Моцарт В. Рондо
Гайдн Й.
2 вариант
Каччини Дж. Аве-Мария
Гершвин Дж. Острый ритм
Браю А. Карусель
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность
учебного предмета «Специальность (саксофон)», а также возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству;
15
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности саксофона для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для саксофона, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры)
в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники
исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля и система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся
промежуточная аттестация
итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается: отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения
предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии,
зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.
Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в
16
конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень
соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность
(саксофон)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
сольной программы и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства. По итогам выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
17
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных
способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на саксофоне является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского
дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов –
штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими
средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении
всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно
проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел
автора и широко использованы характерные особенности саксофона.
18
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность
занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего
образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в Школе и методической
целесообразности.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен
уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть: упражнения для развития звука
(выдержанные ноты); работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над
художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); чтение с листа.
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы
ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (саксофон)» обучающиеся
обеспечены доступом к библиотечным фондам, аудио и видеоресурсами Школы.
19
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Гаммы, этюды, упражнения для саксофона. 1-3 годы обучения. Сост. и редактор
М.Шапошникова. М., Музыка, 1998
Музыка в стиле ретро для саксофона и фортепиано. Сост.М.Шапошникова. М., Муз., 1996
Музыка, которая покорила мир. Популярные произведения для саксофона и фортепиано.
Сост. и редактор В. Актисов. СПб, Композитор, 2013
Ривчун А. Школа игры на саксофоне. М., Музыка, 2001
Золотые мелодии. Популярная музыка для саксофона-альта и фортепиано. Составитель
Яцевич А. С-Пб., 2015
Хрестоматия для саксофона-альта. Сост. М.Шапошникова. М., Музыка, 1989
Хрестоматия для саксофона-альта. 4-5 г обучения. Сост. М.Шапошникова. М., Муз 2005
Хрестоматия для саксофона-альта. 5-6 г обучения. Сост. М.Шапошникова. М., Муз, 2005
Хрестоматия для саксофона-альта. Составитель Б.Прорвич. М., Музыка, 1978
Мой друг саксофон. Составитель Шарыгина И.Н. Североуральск,1999
Чай вдвоем. Популярные мелодии для саксофона-альта. М., Музыка,1987
Концертный репертуар Саксофониста. Выпуск 3.М.,1998
Основы джазовой игры на саксофоне. Л.Нихаус. С-Пб.,1998
Тропа джаза. Популярные зарубежные мелодии. Фиртич Г.С-Пб., 2003
Хрестоматия для саксофона-альт1-3гг. обучения. Составитель Шапошникова М. М., Музыка,
2000
Первые шаги. С.Б. Стяжкин. Выпуск 2. Екатеринбург, 2004
Хрестоматия для саксофона1-3 гг.обучения. Гаммы, этюды упражнения. М., Музыка, 1999
Хрестоматия педагогического репертуара ДМШ. ООО « Мелограф», 2003
2. Список рекомендуемой методической литературы
Федотов О. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка, 1975
Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М., Музыка, 1982
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка, 1978
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка, 1975
Усов Ю. Труба. М., Музыка, 1988
Иванов В. Саксофон. М., Музыка, 1990
Нежинский О. Детский духовой оркестр. М., Музыка, 1989
Свечков Д. Духовой оркестр. М., Музыка, 1971
Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М., Композитор, 1982
Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Составитель Ю.Усов. М.,
Композитор, 1989
11. Инструментовка для духового оркестра. Учебное пособие. Составитель Б. Кожевников, 1978
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
20