Специальность (ТРУБА) 5 (6) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.01 Специальность (труба)
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ

и музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год
1

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)

Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.

Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Рецензент:

Тимофеев

Калистрат

преподаватель

отдела

инструментов

муниципального

учреждения

духовых

дополнительного

Алексеевич,
и

ударных

бюджетного
образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1»

Рецензент:

Сопков
высшей

Валерий

Вадимович,

преподаватель

квалификационной

категории

государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:

Цыплёнкова Лилия Эдуардовна, преподаватель
высшей

квалификационной

муниципального

бюджетного

категории
учреждения

дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

2

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контрольные требования
2. Критерии оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее «Специальность (труба)», разработана на основе Федеральных государственных требований (далее
ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные
инструменты», утверждённых приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г. № 165, а так
же с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых
инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (долее - Школа).
Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение обучающимися
знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Специальность (труба)» для детей, поступивших в
Школу в первый класс в возрасте десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (4 года 9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета «Специальность (труба)»
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

5 лет
924
363
561

6-й год
214,5
82,5
132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (труба)»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять
на трубе произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а
также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на трубе и

4

подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.









Задачи:
развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства
на трубе;
овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе, позволяющими грамотно
исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного
замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа
нетрудного текста;
приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения.
6. Обоснование структуры программы








Обоснованием структуры программы «Специальность (труба)» являются Федеральные
государственные требования, отражающие все аспекты работы с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета»
7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядный (наблюдение, демонстрация);
 практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Специальность (труба)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Учебный класс оснащён пианино,
комплектом духовых инструментов, пюпитрами. Концертный зал оснащён роялем и специальной
звукоусиливающей аппаратурой. В Школе создаются условия для содержания, и своевременного
обслуживания музыкальных инструментов.

5

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Срок обучения – 5 (6) лет
Класс
Продолжительность учебных занятий в неделю

1
33

Кол-во часов на аудиторные занятия в неделю

2

Общее количество часов на аудиторные
занятия
Количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов в неделю
Общее максимальное кол-во часов по годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения

Распределение по годам обучения
2
3
4
5
33
33
33
33
2

2

2,5

2,5

363
445,5
3

5
165

3

5
165

3

6
33
2,5
82,5

4

561
693
5
6,5
165
214,5
924
1138,5

4

4
132

6,5
214,5

6,5
214,5
214,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
 самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
 подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
 подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
 участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности Школы и
др.
2. Годовые требования по классам
Первый класс
Аудиторные занятия
2 часа в неделю
Консультации
6 часов в год
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе по
восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение на блокфлейте.
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии. Школа может планировать в конце учебного года переводной зачет.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте,
звукоизвлечение, артикуляция.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном
темпе. Легкие упражнения и пьесы.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Чумов Ю. Золотая библиотека педагогического репертуара. Упражнения, гаммы, этюды. Чумов Ю.
Первые шаги трубача. М., Композитор 1990
6

Усов Ю. Школа игры на трубе. М., Музыка 1985
Хрестоматия для трубы 1-3 классы. Составитель Усов Ю. М., Музыка 1987
Самонов А. доброе утро
Макаров Е. Напев
Самонов А. Прогулка
Р.Н.П. Не летай, соловей
Моцарт В. Аллегретто
Калинников В. Тень- тень
Кабалевский Д. Песня
Ефимов В. Музыкальные самоцветы. Пьесы для трубы и фортепиано. М.,2006
Веселый трубач
Детский танец
Осенняя песенка
Волынка
Андантино
Легенда
Балетный танец
Золотая библиотека педагогического репертуара. Тетрадь 4. Составитель Чумов Ю. М.,
Чумов Ю. Плясовая
Бах И.С. Пьеса
Люлли Ж.Б. Песенка
Чумов Ю. Русская песня
Чумов Ю. Веселое настроение
Чумов Ю. Вальс
Чумов Ю. Русская плясовая
Газизов Р. Веселый пешеход
Труба. Учебный репертуар для 1-2 классов ДМШ. Составитель Белофастов О. Музычна
Украина 1990
Кабалевский Д. Прогулка
Кабалевский Д. Маленькая полька
У.Н.П. Ой, джигуне, джигуне
У.Н.П. Я коза ярая
Ч.Н.П. Кукушечка
Шамо И. Зайчик
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Моцарт В. Вальс
Чешская народная песня «Пастушок»
2 вариант
Перселл Г. Ария
Бах Ф.Э. Марш
Второй класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
7

Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в
умеренном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
10-15 этюдов средней трудности (по нотам).
Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Пьесы
Хрестоматия 1-3 класс для трубы. М., Музыка 1987
Щелоков В. Сказка
Венгерская мелодия
Барток Б. Песня
Пикуль В. Хорал
Чайковский П. Старинная французская песенка
Прокофьев С. Марш
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., Музыка 1985
Кабалевский Д. Маленькая полька
Мильман М. Песня
Терегулов Е. Старинный танец
Чайковский П. Дровосек
Труба 1-2 классы. Составитель Белофастов О. Украина1990
Шамо И. Метелица
Р.Н.П. Шуточная
Щуровский Ю. Веселая игра
Иорданский М. Песенка про чибиса
Р.Н.П. Эй, ухнем
Кабалевский Д. Народный танец
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Шуман Р. Песенка из «Альбома для юношества»
Гендель Г. Бурре
2 вариант
Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2
Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
Третий класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Перевод обучающегося с блокфлейты на труб. Работа над постановкой губ, рук, корпуса,
исполнительского дыхания. Базинг на губах и мундштуке.

8

Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты
«соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты
«си» первой октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Пьесы
Усов Ю. Хрестоматия для трубы, 1-3 классы ДМШ. М., 1985
Самонов А. “Доброе утро”
Самонов А. “Прогулка”
Макаров Е. Марш
Макаров Е. «Мелодия»
Русская народная песня “Не летай соловей”
Чайковский П. Русская песня
Алескеров С. Песня
Гайдн Й. Песенка
Бах И.С. Бурре
Шостакович Д. Колыбельная
Щелоков В. Баллада
Бердыев Н. Вечерняя песня
Усов Ю. Школа игры на трубе. М.,1991
Терегулов Е. «Лунная дорожка»
Пирумов А. “Былина”
Макаров Е. “Труба поет”
Нурымов Ч. “В горах”
Ботяров Е. “Прогулка”
Мильман Е. Прелюдия
Кабалевский Д. Хоровод
Кабалевский Д. Вприпрыжку
Брамс И. Петрушка
У.Н.П. Ой, здорова Марусенька
Чайковский П. Сенокос
Р.Н.П. Плясовая
Перселл Г. Трубный глас
Примеры программы переводного экзамена (зачета)
1 вариант
Русская народная песня “Ладушки”
Чудова Т. “Праздник”
2 вариант
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Алескеров С. «Песня»
3 вариант
9

Бетховен Л. Торжественная песнь
Украинская народная песня Журавель
Четвертый класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй октавы, ре минор в
одну октаву, Ре мажор в одну октаву, си минор в одну октаву, Ми-бемоль в одну октаву, до минор
в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Пьесы
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. М., Музыка 1978
Потоловский И. Охотник
Кросс Р. Коломбино
Оффенбах Ж. Галоп
Диабелли А. Анданте
Бах И.С. Менуэт
Брамс Й. “Колыбельная”
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»
Чайковский П. Старинная французская песенка
Дюссек Я. Старинный танец
Шуберт Ф. Колыбельная
Шуберт Ф. Тамбурин
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 3-4 классы ДМШ. М., 1978
Бах И.С. Гавот
Верди Дж. Марш. Из оперы «Аида»
Астафьев Б. Скерцо
Караев К. Танец. Из балета « Семь красавиц»
Бизе Ж. Марш. Из оперы «Дон Прокопио»
Казелла А. Жига
Чайковский П. Неаполитанский танец. Из балета «Лебединое озоро»
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Макаров Е. Вечер
Ботяров Е. Колыбельная
Кабалевский Д. Маленькая полька
Газизов Р. Веселый пешеход
Россини Дж. Марш. Из увертюры «Вильгельм Телль»
10

Чешская народная песня Пастух

Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Чайковский П. «Старинная французская песенка»
Дюссек Я. «Старинный танец»
2 вариант
Шуберт Ф. Колыбельная
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»
3 вариант
Брамс Й. «Колыбельная»
Бах И.С. Менуэт
Пятый класс
Аудиторные занятия 2 часа в неделю
Консультации
8 часов в год
За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Си-бемоль мажор от ноты «си-бемоль» малой октавы до ноты «ре» второй октавы,
соль минор в одну октаву от ноты «соль» малой октавы, Ми мажор в одну октаву, до-диез минор в
одну октаву, Ля-бемоль в одну октаву от ноты «ля-бемоль» малой октавы до ноты «до» второй
октавы, фа минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
4-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Легкие этюды для трубы. Л., Музыка 1990
Вурм В. 45 легких этюдов. «Алтус» 1995
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Пьесы
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1989
Трегубов Е. «Старинный танец»
Чайковский П. Дровосек
Макаров Е. Эхо
Бетховен Л. Цветок чудес
Бах И.С. Сицилиана
Глинка М. Северная звезда
Кюи Ц. Восточная мелодия
Римский - Корсаков Н. Песня Индийского гостя. Из оперы «Садко»
Брамс И. Колыбельная
Кабалевский Д. Сонатина
Моцарт В. Сонатин
11

Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуберт Ф. «Форель»
Моцарт Л. Бурре
2 вариант
Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Аноним XVIII в. «Интрада»
3 вариант
Макаров Е. «Эхо»
Бетховен Л. «Цветок чудес»
Шестой класс
Аудиторные занятия
Консультации

2 часа в неделю
8 часов в год

За учебный год обучающийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
Постановка дыхания без трубы.
Базинг на губах и мундштуке.
Гаммы: Фа мажор в две октавы, ре минор от ноты «ре» первой октавы до ноты «фа» второй
октавы, фа-диез мажор в две октавы, ре-диез минор в одну октаву, Соль мажор в две октавы, ми
минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «соль» второй октавы. Гаммы исполняются штрихами
деташе и легато.
6-8 упражнений и этюдов (по нотам).
4-6 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Вурм В. 45 легких этюдов. «Алтус», 1995
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005
Пьесы
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1985
Чайковский П. Итальянская песенка
Хубшманн В. Маленькая сонатина
Гречанинов А. На велосипеде
Усов Ю. Наигрыш на рожке (Краковяк)
Глинка М. Ходит ветер у ворот
Щелоков В. Проводы в лагерь
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы ДМШ. М., Музыка 1989
Щелоков В. Концерт № 3
Тартини Дж. Ларго и Аллегро
Скарлатти Дж. Соната № 17
Бах И. С. Пассакалия

12

Примеры программы итогового экзамена (зачета)
1 вариант
Хубшманн В. Маленькая сонатина
Чайковский П. Сладкая грёза
Гречанинов А. Охота
2 вариант
Тартини Дж. Ларго и Аллегро
Щелоков В. Сказка
Гречанинов А. Марш
3 вариант
Скарлатти Дж. Соната № 17
Брамс Й. Петрушка
Русская народная песня. Сенокос
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность
учебного предмета «Специальность (труба)», а также возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
Реализация программы обеспечивает:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному
исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности трубы для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание репертуара для трубы, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
 знание художественно-исполнительских возможностей трубы;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
 навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального
произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники
исполнительства, использования художественно оправданных технических приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля и система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся
13

 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается: отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения
предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии,
зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала,
активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.
Переводной экзамен является обязательным для всех. Переводной экзамен проводится в
конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень
соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность
(труба)».
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в
локальном акте Школы «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
сольной программы и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства. По итогам выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».

14

2. Критерии оценок
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает
пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
 контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание формы произведения;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 артистичное поведение на сцене;
 увлечённость исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
 слуховой контроль ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
 грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
 недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
 стабильность воспроизведения нотного текста;
 выразительность интонирования;
 попытка передачи динамического разнообразия;
 единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
 неустойчивое психологическое состояние на сцене;
 формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
 слабый слуховой контроль собственного исполнения;
 ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
 темпо – ритмическая неорганизованность;
 слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
 однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
 частые «срывы» и остановки при исполнении;
 отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
 ошибки в воспроизведении нотного текста;
 низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
 отсутствие выразительного интонирования;
 метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
15

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте, зачете или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать
индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных
способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на трубе является формирование у ученика
уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов –
штриховых, динамических, ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими
средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении
всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно
проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для
других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел
автора и широко использованы характерные особенности трубы.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность
занятий: каждый день. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от двух до четырех.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего
образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций в Школе и методической
целесообразности.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Ученик должен
уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и
ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть: упражнения для развития звука
(выдержанные ноты); работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над
художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы); чтение с листа.
16

Периодически следует проводить

уроки, контролирующие ход домашней работы

ученика.
Для успешной реализации программы «Специальность (труба)»
обеспечены доступом к библиотечным фондам, аудио и видеоресурсами Школы.

17

обучающиеся

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список нотной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Баласанян С. Школа игры на трубе. М., Музыка 2005
Баласанян С. Школа игры на трубе. М., Музыка 1988
Ефимов В. Музыкальные самоцветы. М.,2006
Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985
Чумов Л. Первые шаги трубача - М., 199
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III кл. ДМШ. - М., 1987
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М., 1978
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие кл. ДМШ. - М., 1989
Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1995
Легкие этюды для трубы. Составитель Гинецинский Д. М., Музыка 1990
Избранные этюды для трубы. Старшие классы ДМШ. М., Музыка 1988
Гинецинский Д. Пьесы и этюды. Л., Музыка 1989
Альбом ученика. Сборник. Составитель Белофастов О., Киев, 1990
Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л. - М., 1974
Пьесы русских композиторов. Сборник. Составитель Новиков В. -М., 1983
Пьесы советских композиторов. Сборник. Составитель Чумов Л. - М., 1978
Пьесы советских композиторов для трубы. Составитель Болотин С. - Л., 1980
Популярные пьесы для трубы и фортепиано. М., Музыка 1990
Нотная папка трубача № 1. Составитель и редактор: проф. Чумов Л. М., 2006
2. Список методической литературы

Федотов О. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Луб В. Методика обучения в самодеятельности трубачей и корнетистов. М., Музыка 1982
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1978
Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка 1975
Усов Ю. Труба. М., Музыка 1988
Иванов В. Саксофон. М., Музыка 1990
Нежинский О. Детский духовой оркестр. М., Музыка 1989
Свечков Д. Духовой оркестр. М., Музыка, 1971
Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М., Композитор. 1982
Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Составитель Ю.Усов. М.,
Композитор. 1989
11. Инструментовка для духового оркестра. Учебное пособие. Составитель Б. Кожевников.1978
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».