МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. «Специальность (флейта)»
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.
МП
Разработчик:
Цыплѐнкова
Лилия
Эдуардовна,
преподаватель
высшей квалификационной категории по классу флейты
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
учреждения
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Филик Марина Васильевна, преподаватель
высшей
квалификационной
категории
флейты
государственного
бюджетного
по
классу
профессионального
образовательного учреждения Свердловской области
«Краснотурьинский колледж искусств
Рецензент:
Тимофеев
Калистрат
Алексеевич,
преподаватель
высшей квалификационной категории по классу духовых
инструментов муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
детская музыкальная школа № 1»
2
«Краснотурьинская
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность – флейта» разработана на
основе и с учѐтом Федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»,
утверждѐнными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164,
а также с учѐтом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых
инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный предмет ПО.01.УП.01. «Специальность – флейта» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на флейте, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на флейте включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа,
навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе,
дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Программа предназначена для работы с музыкально-одарѐнными детьми ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие
образовательные
учреждения
музыкального
искусства.
Программа
направлена
на
профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся.
Выявление одарѐнных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства, необходимых для будущего профессионала.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность – флейта»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (4 года 9 месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
– 6 лет (5 лет 9 месяцев).
Возможна реализация программы в сокращѐнные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учѐтом ФГТ.
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Специальность – флейта» Срок обучения 5 (6) лет
4
Содержание
1 – 5 классы
6 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
924
214,5
Количество часов на аудиторные занятия
363
82,5
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
561
132
Общее количество часов на аудиторные занятия
445,5
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
693
занятия
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по третий классы – 2 часа в неделю, с четвѐртого по шестой
классы – 2,5 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
выявление наиболее одарѐнных детей в области музыкального исполнительства на флейте и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета;
овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на флейте,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;
развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа нетрудного текста;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одарѐнных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
5
основной репертуар, исполняемый на флейте;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и
композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в
соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на
флейте;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность – флейта»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учѐтом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация различных приѐмов игры на флейте);
6
практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие и творческие);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на
флейте.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность – флейта»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Специальность – флейта» имеется
учебный класс для индивидуальных занятий и зал для концертных выступлений с роялем и
специальной звукоусиливающей аппаратурой. Оборудование учебного кабинета: флейты для
детей разного возраста, фортепиано, метроном, стулья,, зеркало, пюпитр.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания музыкальных
инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, полифонических произведений, произведений крупной формы,
сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей,
энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета «Специальность – флейта»
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность – флейта» со сроком обучения 5 (6) лет на максимальную,
самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
1
33
2
Продолжительность учебных занятий в неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные занятия
Кол-во часов на самостоятельную работу в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную работу по
годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
3
99
Максимальное кол-во часов занятий в неделю
(аудиторные и самостоятельные)
5
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
33
33
33
33
33
2
2
2,5
2,5
2,5
363
82,5
445,5
3
3
4
4
4
99
99
132
132
132
561
132
693
7
5
5
6,5
6,5
6,5
Общее максимальное кол-во часов по годам
(аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на весь период
обучения
165
Объѐм времени на консультации (по годам)
Общий объѐм времени на консультации
8
165
8
165
214,5
924
1 138,5
8
8
40
48
214,5
214,5
214,5
8
8
8
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
методические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Настоящая образовательная программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому
обучающемуся. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно
отличаться по уровню трудности, это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход
к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и
другим индивидуальным данным.
Различное продвижение учеников, обучающихся 5-6 лет, отражено в примерных
выпускных экзаменационных программах соответствующего класса.
8
Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
даѐтся в годовых требованиях. Преподаватель может устанавливать степень завершѐнности
исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в
индивидуальном плане обучающегося.
Первый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Освоение первоначальных навыков игры на флейте. Знакомство с инструментом, правила
ухода за ним. Правила рациональной постановки корпуса, рук, головы. Работа над постановкой
дыхания (в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания),
техникой языка, извлечением звука (правильное расположение отверстия головки флейты
относительно губ и формирование струи воздуха). Изучение аппликатуры, знакомство со
штрихами.
Освоение нотной грамоты. Простейшие музыкальные термины. Приобретение
первоначальных навыков чтения с листа и транспонирования, подбор по слуху простых мелодий.
Развитие музыкально - слуховых представлений.
Гаммы в тональностях до двух знаков в умеренном темпе. Гаммы исполняются штрихами
деташе и легато. За год обучающийся должен пройти 9-12 этюдов (по нотам), 8-10 пьес.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся запланирован
контрольный урок, во втором – прослушивание в феврале-марте и переводной зачет в виде
академического концерта в конце учебного года (2 разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 классы. Этюды (сост. Ю. Должиков). М., 1989
Пьесы:
Русские народные песни: «Как под горкой», «Во поле берѐза стояла», «Уж, как во поле калинушка
стоит», «Ходила младѐшенька по борочку», «В зеленом саду»
Белорусская народная песня «Перепѐлочка»
Чешские народные песни: «Пастушок», «Аннушка»
Бах И. С. Песня, Менуэт
Бетховен Л. Немецкий танец
Гендель Г. Менуэт
Гречанинов А. Вальс
Дунаевский И. Колыбельная
Лысенко Н. Колыбельная
Моцарт В. А. Аллегретто, Менуэт, Песня пастушка
Шуберт Ф. Вальс, Романс
Шапорин Ю. Колыбельная
Шостакович Д. Хороший день
Чайковский П. Шарманщик поѐт, Старинная французская песенка, Сладкая грѐза
Примерная программа промежуточной аттестации:
9
1 вариант
Чайковский П. Сладкая грѐза
Гречанинов А. Вальс
2 вариант
Лысенко Н. Колыбельная
Моцарт В. А. Песня пастушка
Второй класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Продолжение работы над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса, рук,
головы. Расширение игрового диапазона. Ознакомление с настройкой инструмента. Изучение
музыкальной терминологии.
Улучшение качества звука, работа над интонацией, ритмической и динамической
сторонами исполнения как важнейшими средствами музыкальной выразительности. Приобретение
навыков чтения с листа и транспонирования.
Мажорные и минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до трѐх знаков
в среднем темпе. Хроматические гаммы в тональностях. Гаммы исполняются штрихами деташе,
двойное стаккато и легато. За год обучающийся должен пройти 10-12 этюдов (по нотам), 6-8 пьес.
В течение учебного года обучающийся должен сыграть: технический зачѐт в первом
полугодии, зачѐт в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных
произведения), переводной зачѐт в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Школа игры на флейте. М.,1983
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 классы. Этюды (сост. Ю. Должиков). М., 1989
Пьесы
Бакланова. Хоровод
Бах И.С. Гавот
Бах В.Ф. Аллегро.
Гайдн Й. Серенада
Дварионас Б. Прелюдия
Корелли А. Сарабанда
Моцарт В. А. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Чайковский П. Грустная песенка, Колыбельная в бурю, Вальс
Шостакович Д. Шарманка, Гавот
Шуман Р. Веселый крестьянин, Смелый наездник
Цыбин В. Улыбка весны, Листок из альбома
Примерная программа промежуточной аттестации
1 вариант
10
Чайковский П. Грустная песенка
Бакланова. Хоровод
2 вариант
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В. Ария из оперы «Волшебная флейта»
Требования к техническому зачѐту:
знание пройденных гамм, арпеджио (деташе и легато);
исполнение 2-х разнохарактерных этюдов (по выбору преподавателя);
чтение с листа;
знание музыкальных терминов
Третий класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Работа над скоординированностью всех элементов исполнительской техники.
Самостоятельная настройка инструмента. Расширение музыкальной терминологии. Развитие
навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Работа над интонационной, ритмической,
динамической сторонами исполнения. Дальнейшая работа над качеством звука. Применение
полученных навыков в работе над пьесами (развитие сознательного отношения и ясного
представления о художественной цели, которой служат освоенные технические приѐмы).
Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания. Мажорные и
минорные гаммы, терции, трезвучия, арпеджио в тональностях до четырѐх знаков в среднем темпе.
Хроматические гаммы в тональностях. Гаммы исполняются штрихами деташе, двойное стаккато и
легато. За год обучающийся должен пройти 10-15 этюдов (по нотам), 8-10 пьес.
В течение учебного года обучающийся должен сыграть: технический зачѐт в первом
полугодии, зачѐт в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных
произведения), переводной экзамен в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. М.,1938
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 классы. Этюды (сост. Ю. Должиков). М., 1989
Пьесы:
Александров. Ария
Андерсен И. Колыбельная
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Госсек Ф. Тамбурин
Гендель Г. Соната № 2
Глазунов А. Гавот
Дебюсси К. Маленький негритѐнок
Калинников В. Грустная песенка
Мендельсон Ф. Весенняя песня
11
Моцарт В.А. Менуэт из “Маленькой ночной серенады”
Мусоргский М. Слеза
Прокофьев С. Гавот из “Классической симфонии”
Платти Дж. Соната op.3 № 3 для флейты
Рамо Ж. Грациозное рондо
Чайковский П. Баркарола, Подснежник
Шостакович Д. Танец из Балетной сюиты
Щуровский Ю. Баркарола
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Шостакович Д. Танец из балетной сюиты
Щуровский Ю. Баркарола
2 вариант
Бизе Ж. Антракт из оперы «Кармен»
Госек Ф. Тамбурин
Требования к техническому зачѐту:
знание мажорных и минорных гамм. Умение играть эти гаммы в штрихах. Например:
деташе, легато и стаккато;
исполнение этюдов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;
чтение с листа;
знание музыкальных терминов
Четвѐртый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Комплексное развитие исполнительской техники. Развитие навыков чтения с листа и
самостоятельной работы. Дальнейшее изучение музыкальной терминологии. Работа над ведением
звука, его устойчивостью и ровностью. Работа над динамикой, фразировкой, интонацией,
выразительностью исполнения. Знакомство с произведениями крупной формы.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до четырѐх знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Хроматические гаммы в
тональностях (гаммы исполняются штрихами деташе, двойное стаккато и легато). За год
обучающийся должен пройти 10-15 этюдов (по нотам), 3-5 пьес и/или 1-2 произведения крупной
формы.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачѐт в первом полугодии,
зачѐт в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных произведения или
части крупной формы), переводной зачѐт в виде академического концерта в конце учебного года (2
разнохарактерных произведения или части крупной формы).
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетрадь 2.
12
Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. М., 1938
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968
Пьесы
Андерсен И. Тарантелла
Бах И. С. Сюита h-moll
Бизе Ж. Менуэт из сюиты № 2 «Арлезианка»
Василенко С. Сюита «Весной»
Гендель Г. Ф. Сонаты № 3, 7
Дебюсси К. Лунный свет
Перголези Дж. Концерт соль мажор
Моцарт В. А. Шесть сонат
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Рахманинов С. Вокализ
Синисало Г. Три миниатюры
Примерная программа промежуточной аттестации:
1 вариант
Рахманинов С. Вокализ
Андерсен И. Тарантелла
2 вариант
Платонов Н. Вариации на русскую тему
Дебюсси К. Лунный свет
Требования к техническому зачѐту:
знание мажорных и минорных гамм до 4-х знаков включительно. Умение играть эти гаммы
в различных штрихах;
исполнение этюдов средней технической сложности, как легато, так и стаккато, в любых
размерах и ритмах;
чтение с листа;
знание музыкальных терминов
Пятый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Главная задача пятого класса - предоставить выпускную программу в максимально
качественном виде. Перед экзаменом обучающийся обыгрывает выпускную программу на зачѐтах,
классных вечерах и концертах.
Совершенствование исполнительской техники. Дальнейшее развитие музыкально образных представлений. Формирование устойчивых навыков чтения с листа несложных пьес и
самостоятельной работы. Музыкальная терминология. Работа над качеством звука, динамикой,
интонацией, ведением звука и фразировкой.
Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе
доминантсептаккорды, уменьшѐнные септаккорды и их обращения исполнять в подвижном темпе
13
различными штрихами. За год обучающийся должен пройти 10-15 этюдов (по нотам), 3-5 пьес и/или
1-2 произведения крупной формы.
В течение учебного года обучающийся должен сыграть: технический зачѐт в первом
полугодии, зачѐт в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных
произведения или произведение крупной формы), переводной зачѐт в виде академического
концерта в конце учебного года - для продолжающих обучение в 6 классе. Итоговый экзамен в виде
академического концерта для заканчивающих обучение.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетрадь 2
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968
Пьесы
Бах И. С. Сюита си минор, Сонаты № 2, № 4
Бетховен Л. Серенада
Блодек В. Концерт
Верачини Ф. 12 сонат
Вивальди А. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Глиэр Р. Мелодия
Годар Б. Сюита
Дебюсси К. Лунный свет
Кванц И. Ариозо и престо из Сонаты ре мажор; Концерт соль мажор
Меркаданте М. Концерт соль мажор
Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»
Стамиц К. Концерт соль-мажор
Форе Г. Фантазия
Цыбин В. Концертные этюды
Чайковский П. Мелодия
Примерная программа промежуточной (итоговой) аттестации
1 вариант
Гендель Г. Соната № 7, 3 и 4 части
Глиэр Р. Мелодия
Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»
2 вариант
Стамиц К. Концерт соль мажор, 1 часть
Чайковский П. Мелодия
Форе Г. Фантазия
Требования к техническому зачѐту:
гаммы мажорные и минорные, оборотные, всеми штрихами;
исполнение этюдов на все виды техники;
14
чтение с листа;
знание музыкальных терминов
Шестой класс
Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к
поступлению в профессиональное образовательное учреждение.
Работа над программой соответствующей требованиям приѐмных экзаменов. Изучение
произведений, различных по стилям и жанрам. Дальнейшее совершенствование исполнительской
техники, навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.
Мажорные и минорные гаммы во всех тональностях, в том числе доминантсептаккорды,
уменьшѐнные септаккорды и их обращения исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
За год обучающийся должен пройти 12-15 этюдов (по нотам), 2-4 пьесы и/или 1-2 произведение
крупной формы.
В течение учебного года обучающийся должен сыграть: технический зачѐт в первом
полугодии, зачѐт в виде академического концерта в первом полугодии (2 разнохарактерных
произведения или произведение крупной формы), итоговый выпускной экзамен в виде
академического концерта в конце учебного года.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000
Платонов Н. Этюды для флейты. М., 1962
Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968
Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982. Тетрадь 2
Пьесы
Алябьев А. Соловей
Бах И. С. Соната ми бемоль мажор
Блодек В. Концерт ре мажор
Вивальди А. Концерт фа мажор
Гайдн Й. Концерт ре мажор
Гендель Г. Ф. Сонаты
Глюк К. В. Концерт
Дебюсси К. Сиринкс
Девьенн Ф. Концерты № 2, 4
Дювернуа Ф. Н. Концертино
Кулау Ф. Интродукция и рондо
Локателли П. Соната
Моцарт В. А. Шесть сонат; Анданте до мажор, Рондо
Онеггер А. Танец козочки
Перголези Дж. Б. Концерт соль мажор
Платонов Н. Вариации на русскую народную тему
Рахманинов С. Вокализ, Итальянская полька
15
Рейнеке К. Концерт ре мажор
Стамиц К. Концерт соль мажор
Телеман Г. Ф. Кантабиле и аллегро, Соната фа минор, Методическая сонатина
Форе Г. Фантазия
Рѐсслер – Розетта. Концерт соль мажор
Хофмайстер Ф. А. Концерт ре мажор
Цыбин В. Анданте; Концертные этюды № 8-10; Тарантелла
Шаминад С. Концертино
Шопен Ф. Вариации на тему Россини
Энеску Дж. Кантабиле и престо
Примерная программа итоговой аттестации
1 вариант
Шаминад С. Концертино
Дебюсси К. Сиринкс
Рахманинов С. Итальянская полька
2 вариант
Кулау Ф. Интродукция и рондо
Онеггер А. Танец козочки
Рахманинов С. Вокализ
Требования к техническому зачѐту:
повторение всех мажорных и минорных гамм с трезвучиями и обращениями, Д 7 и УМ 7 в
прямом движении и с обращениями;
исполнение этюдов на все виды техники;
чтение с листа;
знание музыкальных терминов
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Специальность – флейта» входят в состав учебного плана
обязательной части предметной области «Музыкальное исполнительство». Содержание программы
направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретение
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Занятия по предмету «Специальность – флейта» связаны не только с получением
обучающимися необходимых навыков игры на инструменте, но и с комплексом музыкальных
дисциплин (сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная литература),
изучив который обучающийся должен:
иметь сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности флейты для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, направлений и форм;
разбираться в особенностях исполнения произведений различных жанров и стилей;
иметь сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений
и приѐмах работы над исполнительскими трудностями;
16
знать репертуар для флейты, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в
соответствии с программными требованиями;
знать художественно-исполнительские возможности флейты;
владеть знаниями профессиональной терминологии;
уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
владеть
навыками
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владеть различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приѐмов;
знать творчество композиторов прошлого и настоящего, а также ярких представителей
исполнительского искусства;
знать наиболее употребительные музыкальные термины;
уметь словесно охарактеризовать исполняемые или прослушанные произведения;
иметь навыки репетиционно – концертной работы в качестве солиста;
иметь опыт творческой деятельности.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Специальность – флейта» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы:
поурочные оценки за
самостоятельную работу;
контрольные уроки;
технические зачѐты;
академические концерты;
прослушивания;
концертные выступления
В результате освоения учебного предмета ученик
должен приобрести следующие знания: читать с листа
несложные музыкальные произведения; использовать
музыкально
–
исполнительские
средства
выразительности;
анализировать
исполняемые
произведения; владеть различными видами техники
исполнительства;
использовать
оправданные
технические приѐмы; применять элементарные
навыки репетиционно – концертной работы в Промежуточная аттестация
качестве солиста.
Итоговая аттестация
(выпускной экзамен)
Методы:
обсуждение выступления;
выставление оценок;
награждение грамотами, дипломами
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
17
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается:
отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
качественное выполнение предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением
комиссии, зачѐты, академические концерты, технические зачѐты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного
материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и
зачѐтах.
Проверка умения чтения нот с листа, знание терминологии, исполнение самостоятельно
разученного произведения, грамотного разбора исполняемого произведения осуществляется на
контрольном уроке в конце первого полугодия учебного года.
Проверка технической подготовки обучающихся осуществляется на технических зачѐтах,
начиная со второго класса. На технический зачѐт выносится одна мажорная и одна минорная гаммы
со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами. Также целесообразно исполнение
на техническом зачѐте этюдов на различные виды техники.
Переводной академический концерт проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами
года.
Контрольные уроки и зачѐты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счѐт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность –
флейта». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании
проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной)
аттестации.
Контрольный урок, технический зачѐт, академический концерт – как одна из форм
промежуточной аттестации обучающихся оценивается по пятибалльной системе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1. Оценка годовой работы ученика, выведенная на основе текущей и промежуточной аттестаций.
2. Оценка за экзамен или переводной академический концерт.
3. Другие выступления в течение учебного года.
В 6 класс поступают обучающиеся, получившие рекомендацию экзаменационной комиссии
по окончании 5 класса, не закончившие выполнение образовательной программы основного
18
образования или среднего (полного) общего образования и планирующие поступление в
образовательные учреждения музыкальной направленности.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной
сольной программы.
Экзаменационные программы в выпускных 5 (6) классах составляются в соответствии с
приѐмными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные
учебные заведения искусств и культуры. На выпускные экзамены выносятся 3 (4) произведений
(крупная форма, кантиленная пьеса, виртуозная пьеса). Помимо исполнения программы,
проводится собеседование по исполняемым произведениям. В течение учебного года обучающиеся
выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений
выпускной программы.
Все выступления обучающихся на выпускном экзамене оценивает и обсуждает
экзаменационная комиссия. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В остальных классах (с первого по седьмой) обучающиеся выступают на академических
концертах, которые проводятся два раза в учебном году.
Наиболее одарѐнным, а также профессионально ориентированным обучающимся
рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трѐх раз на академических концертах с
исполнением произведений различных жанров и форм, при этом количество исполняемых ими
произведений не ограничивается.
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах обучающихся,
где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы
конкурсов, сведения по концертной деятельности также перечисляются в индивидуальных планах.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения по итогам исполнения программы на зачѐте,
академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
19
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности,
обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и
ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая
определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом
обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий
отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетается словесное объяснение с
показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится
с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика –
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения на флейте является формирование у
обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского
дыхания.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого
сочинения, поэтому
необходимо
постоянно
стимулировать работу
ученика
над
совершенствованием его исполнительской техники.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении
гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством
звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной
выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания преподавателя. При работе над техникой необходимо
20
давать чѐткие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных
для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен
замысел автора и широко использованы характерные особенности флейты. В работе над
музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и
технической сторонами изучаемого произведения.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является важнейшим направлением
в работе. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по
возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания тонального плана
произведения, метроритма.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделением оркестровых инструментов. В конце
учебного года преподаватель представляет отчѐт о его выполнении с приложением краткой
характеристики работы обучающегося.
При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально –
личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме. Индивидуальные планы вновь
поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить
ребѐнка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого
вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлечѐнность, трудолюбие,
активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный
процесс.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий – каждый день;
количество занятий в неделю – от 3 до 4 часов
Объѐм самостоятельной работы определяется с учѐтом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны
для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приѐмов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведѐнного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные
виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать
21
занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с
листа более лѐгких (на 1 – 2 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста,
необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя
рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного
вида; проигрывание программы целиком перед зачѐтом или концертом; повторение ранее
пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке
даѐт преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Раздел 1 (гаммы, упражнения, этюды)
1. Hubert Ries Violinschule. Teil I. Leipzig 1982
2. Келлер Э. Этюды для флейты (op.75, III). – Будапешт Editio musica 1982
3. Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю. Должиков) М. Музыка,
1984
4. Платонов Н. Этюдов для флейты. М.: Музыка, 1991
5. Платонов. Н. Школа игры на флейте. М., Музыка 1988
6. Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1962
7. Этюды для флейты 1-5 классы (сост. Должиков Ю.) М.: Музыка,1985.
8. Хрестоматия для флейты 3-4 классы. Пьесы, этюды, ансамбли (составитель Должиков Ю.) М.,
Музыка 1982
9. Чиарди Ц. Школа игры на флейте. Л., Музыка 1973
Раздел 2 (пьесы и произведения крупной формы)
1. Альбом юного флейтиста вып.2 (сост. Я. Мориц) М., Советский комп., 1987
2. Блокфлейта (составитель Чеботарь Д.) Киев: Музична Украина 1984
3. Банщиков Г. Соната для флейты и фортепиано. Советский композитор 1981
4. Владигеров П. Три пьесы для флейты и фортепиано. Наука и искусство 1968
5. Гаврилин В. Тарантелла
6. Гендель Г. Сонаты для флейты. М. Музыка 2007.
7. Избранные произведения для флейты (составитель Н. Платонов) М., Л. Музгиз 1946.
8. Детский альбом для флейты и фортепиано (составитель Ю. Должиков)
М., Музыка 2004
9. Кванц И. Концерт Соль мажор для флейты с оркестром. М., Музыка 1978
10. Легкие пьесы для флейты. Будапешт Editio musica 1982.
11. Легкие пьесы зарубежных композиторов. СПб.: Северный Олень, 1993.
12. W. A. Mozart. Konzert 2 fur flote und orchester. Leipzig 1976
13. Пьесы советских композиторов для флейты и фортепиано. Выпуск 4. Л., Музыка 1983
14. Платонов Н. Школа игры на флейте М., Музыка 1988
15. Перголези Дж. Концерт для флейты с оркестром. М., Музыка 1990
16. Произведения для флейты и фортепиано и флейты соло Составитель Вавилина А.М.)
Советский композитор 1987
17. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М., Музыка 1985
18. Пушечников. Школа игры на блокфлейте. М. Музыка, 1987
19. Старинные сонаты (под редакцией Должикова Ю.) М., Музыка, 1977.
20. Старинная музыка для блокфлейты (Составитель О. Худяков) М., Музыка 1984
22
21. Форе Фантазия для флейты и фортепиано. НИИ «Геодезия»
22. Цыбин В. Концерт № 1 для флейты с оркестром. М., Музыка 1982
23. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс. – Киев: Музична Украина, 1985
24. Хрестоматия для флейты 1-3 классы ДМШ. Часть 1 (составитель Ю. Должиков) М., музыка
2000
25. Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 2 (составитель Ю. Должиков) М. Музыка,
2001
26. Хрестоматия для флейты 1-3 классы. Пьесы (составитель Ю. Должиков) М., Музыка 1990
17. Хрестоматия для флейты: 3-4 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли (сост. Ю. Должиков). М., Музыка, 1982
28. Хрестоматия по камерному ансамблю. Выпуск1 (составители Гудова Е., Чернышков С.) М.,
2004
29. Хачатурян К. Детская музыка для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны М., Советский
композитор 1990
Список рекомендуемой методической литературы
1. Должиков Ю. Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка,
1983
2. Должиков Ю. Н. Артикуляция и штрихи при игре на флейте. Вопросы музыкальной педагогики.
М., Музыка, 1984
3. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музиздат, 1958
4. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону., 2002 г.
5. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, часть 2. М., Музыка, 1983
6. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. Составитель Усов Ю. М.,
Советский композитор, 1989
7. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., Музыка, 1975
8. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., Музыка, 1975
23