Элементарная теория музыки 9 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»
ВО.02.УП.04 ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

для обучающихся 9 класса

Краснотурьинск
2017 год

1

«Одобрено»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

___________________ Шотт С. М.
(подпись)
протокол № 5 от «09» июня 2017 г.

приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Разработчик:

Грищук

Юлия

отделения

Геннадьевна,

преподаватель

теоретических

муниципального

дисциплин

бюджетного

учреждения

дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Манылова

Елена

Сергеевна,

преподаватель

высшей

квалификационной

категории,

заведующая

ПЦК

«Теория

музыки»

государственного бюджетного профессионального
образовательного

учреждения

Свердловской

области «Краснотурьинский колледж искусств»

Рецензент:

Луженкова Марина Николаевна, преподаватель
высшей квалификационной категории отделения
теоретических
бюджетного
образования

дисциплин
учреждения

дополнительного

«Краснотурьинская

музыкальная школа № 1»

2

муниципального
детская

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2. Учебно-тематический план
3. Содержание учебного предмета
2.1. Годовые требования
2.2. Содержание разделов
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Формы и методы контроля, система оценок
5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
5.2. Критерии оценки
6. Методическое обеспечение учебного процесса
6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
6.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
7. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

3

1. Структура программы
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Элементарная теория музыки» разработана в
соответствии с Федеральными государственными требованиями (далее по тексту – ФГТ) к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», утверждённой приказом
Министерства культуры Российской Федерации от12.03.2012 г. № 162.
Учебная программа составлена на основе материалов примерной программы по учебному
предмету «Элементарная теория музыки», разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также
с учётом многолетнего педагогического опыта теоретического отделения муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее по
тексту – Школа).
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства, тесно связан с предметами
«Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступления в
профессиональные учебные заведения. Вариативная часть даёт возможность расширения и
углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения
обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Содержанием теории музыки являются основополагающие элементы музыкального языка:
интервалы, аккорды, лад, метроритм, мелодия, её строение, поэтому наряду с такими учебными
предметами как «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Сольфеджио» предмет
«Элементарная теория музыки» направлен на развитие слуховой наблюдательности, на активное
восприятие музыки – напряжение внимания, памяти, слухового аппарата у обучающихся.
Теоретические знания, умения анализировать необходимы исполнителю на любом этапе
обучения, на любом уровне его развития, поскольку сами они способствуют интенсивному
интеллектуальному развитию обучающегося.
1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год в 9
классе при 9-летнем сроке обучения, как предмет, входящий в вариативную часть
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию
учебного предмета «Элементарная теория музыки»: объём аудиторной учебной нагрузки
составляет – 33 часа.
Класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

4

9 класс
66 часов
33 часа
33 часа

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек,
продолжительность урока – 40 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний,
умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные
учебные заведения.
Задачи:
 обобщение знаний по музыкальной грамоте;
 понимание значения основных элементов музыкального языка;
 развитие желания думать и узнавать всё новое, связанное с музыкальным искусством;
 умение логически мыслить (на основе изученной теории);
 умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;
 систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с
объяснением роли выразительных средств;
 формирование и развитие музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации;
 приобретение навыков творческой деятельности;
 умение планировать свою домашнюю работу;
 осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
 умение давать объективную оценку своему труду;
 формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе;
 уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
 понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение
наиболее эффективных способов достижения результата.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся
Программа содержит следующие разделы:







сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".

5

1.7. Современные технологии и методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие технологии и методы обучения:



















словесный (рассказ, беседа, объяснение);
наглядный (наблюдение, демонстрация);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие);
игровая технология;
проблемно-поисковая технология - самостоятельность музыкального мышления
обучающихся в процессе активного познания музыкального искусства;
открытие неизвестного нового;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
метод соучастия;
метод импровизации;
аналитический метод;
инновационные методы;
словесный;
наглядный;
практический;
метод активизации зрительного и слухового восприятия;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).
1.8. Описание материально-технических условий реализаций учебного предмета

Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального
ремонта.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету
«Элементарная теория музыки» требует наличие:
 учебной аудитории для занятий, оснащённой пианино или роялем, звукотехническим
оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (доской, учебными партами,
стульями, стеллажами, шкафом для хранения учебной и методической литературы) и
оформляется наглядными пособиями.
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по
хоровому пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.

6

2. Учебно-тематический план
Название раздела
Введение
Тема 1
Тема 2
Тема 3

Доп. материал
Текущий
контроль
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Доп. материал
Практические
работы
Повторение
Промежуточная
аттестация, зачёт

Лад. Устойчивость и неустойчивость
ступеней. Различные ладовые звукоряды.
Альтерация и хроматизм. Хроматические гаммы.
Строение мелодии. Секвенция. Период. Предложение.
Каденция.
Тональный
план
периода. Модуляция.
Отклонение. Сопоставление. «Золотое сечение»
«О ритме в музыке»
Письменная работа
Устный ответ
Метр и ритм в музыке. Группировка длительностей.
Интервалы в ладу
Аккорды в ладу и от звуков. «Фактура»
«Риторика и музыка»

Письменная работа
Устный ответ
Итого:

Количество
часов
1
4
3
4

1
1
1
5
3
3
1
3
1
1
1
33

Введение. Повторение строения звукоряда,
урок
буквенных обозначений, тональностей
Раздел 1. Лад. Устойчивость и неустойчивость
ступеней. Различные ладовые звукоряды
Тема 1.1. Лад. Устойчивость и неустойчивость
урок
ступеней. Диатоника. Диатонический звукоряд
Тема 1.2. Пентатоника. Её особенности
практическое
занятие
Тема 1.3. Диатонические лады
практическое

7

Самостоятельная
работа

1.

Вид учебного
занятия

Наименование раздела, темы

Аудиторные
занятия

№

Максимальная
учебная нагрузка

Общий объём
времени (в часах)

66

33

33

2

1

1

1

1

1

1

1

1

8

занятие

2.

3.

4.

5.

Тема 1.4. Дважды-гармонические лады.
практическое
Увеличенный и уменьшенный лады
занятие
Раздел 2. Альтерация и хроматизм. Хроматические
гаммы
Тема 2.1. Альтерация и хроматизм. Разновидности
урок
хроматизмов. Хроматические интервалы
Тема 2.2 Хроматические гаммы
практическое
занятие
Тема 2.3. Хроматические гаммы
практическое
занятие
Раздел 3. Строение мелодии. Секвенция. Период.
Предложение. Каденция. Тональный план периода.
Модуляция. Виды модуляций
Тема 3.1. Мелодия. Мелодическая линия. Виды
урок
мелодического рисунка. Секвенция
Тема 3.2. Период. Предложение. Каденции.
практическое
Разновидности периода
занятие
Тема 3.3. Период. Тональный план периода.
урок
Модуляция. Отклонение. Сопоставление
Тема 3.4. «Золотое сечение»
лекция
«О ритме в музыке»
лекция
Промежуточная аттестация: письменная работа
контрольный
урок
Промежуточная аттестация: устный ответ
контрольный
урок
Раздел 4. Метр и ритм в музыке. Группировка
длительностей
Тема 4.1. Ритм. Основные и особые виды
урок
ритмического деления. Метр. Размер. Простые,
сложные и смешанные метры и размеры. Переменный
размер. Полиметрия. Полиритмия
Тема 4.2. Инструментальная группировка в различных
урок
видах размеров
Тема 4.3. Инструментальная группировка в различных практическое
видах размеров
занятие
Тема 4.4. Особенности группировки в вокальной
урок
музыке
Тема 4.5. Особенности группировки в вокальной практическое
музыке
занятие
Раздел 5. Интервалы в ладу
Тема 5.1. Интервалы на ступенях мажора и минора.
урок
Разрешение интервалов в тональности и от звука
(диатонические)

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

8

10

6

6

Тема 5.2. Характерные интервалы и их разрешение в практическое
тональности и от звука
занятие
Тема 5.3. Закономерности разрешения
практическое
хроматических интервалов
занятие
Раздел 6. Аккорды в ладу и от звуков. Фактура
Тема 6.1. Аккорд. Классификация аккордов.
урок
Трезвучия. Обращения трезвучий. Септаккорды.
Обращения септаккордов
Тема 6.2. Аккорды и их обращения
практическое
занятие
Тема 6.3. Фактура
лекция
Тема 6.4. Риторика и музыка
лекция
Практические работы
практическое
занятие
Повторение
урок
Зачёт. Письменная работа
Зачёт. Устный ответ

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1
1

1
1

6
2
2

3
1
1

3
1
1

6

3. Содержание учебного предмета
3.1. Годовые требования
Музыка как один из видов искусства. Специфика музыки — временная организация
звуковысотных соотношений. Общая характеристика музыкальных выразительных средств
(мелодия, лад, ритм, гармония, фактура).
Курс элементарной теории музыки — основополагающий предмет в комплексе
музыкально-теоретических предметов. В программе учтён принцип систематического и
последовательного обучения, который поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно.
Программу наполняют темы, составленные с учётом возрастных возможностей детей.

3.2. Содержание разделов
Введение
На вводном занятии в форме урока-семинара с несколькими минисамостоятельными
работами актуализируются и уточняются знания обучающихся о музыкальном звукоряде, октавах,
буквенных обозначениях звуков, ключевых и «случайных» знаках. Обучающиеся называют и
определяют тональности мажора и минора, состав гамм, их виды.
Сравнивают состав параллельных, одноименных гамм и гамм, отстоящих на хроматический
полутон. Повторяют понятия энгармонизма, родства тональностей, основанного на вхождении их
тонических трезвучий в звукоряд главного мажора или минора.
Общая характеристика музыкальных выразительных средств (мелодия, лад, ритм,
гармония, фактура).
Для самостоятельной работы дома предусматривается задание: расположить тональности
по квинтовому кругу, играть их гаммы, играть и называть трезвучия родственных тональностей к
какому-либо мажору и минору.

9

Тема 1. Лад. Устойчивость и неустойчивость ступеней
Различные ладовые звукоряды. Общее понятие о ладе (лад - взаимодействие устойчивых и
неустойчивых ступеней). Лад как система музыкального мышления. Смысловая дифференциация
музыкальных звуков (главные и подчиненные, устойчивые и неустойчивые). Тяготение и
разрешение (перевод неустоев в ближайшие устои). Другие виды разрешений.
Лад как источник создания выразительных красочно-колористических возможностей,
основа различных стилей и направлений.
Понятие о диатонике. Диатонический звукоряд.
Пентатоника. Её особенности. Диатонические разновидности мажора и минора
ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский. Сравнение их с
обычным мажором и минором. Конструктивные и фонические особенности ладов: характерная
ступень, характерный интервал (лидийская кварта, миксолидийская септима, дорийская секста,
фригийская секунда), роль тритона (положение в ладовой структуре - сочетание с устойчивым
звуком). Особая интонация в каждом из семиступенных диатонических ладах.
В качестве самостоятельной домашней работы предполагается анализировать мелодии и
звукоряды, писать, играть звукоряды ладов.
Тема 2. Альтерация и хроматизм. Хроматические гаммы
Хроматизм. Альтерация неустойчивых ступеней лада (понятие об альтерации и хроматике
как звукоряде, содержащем варианты отдельных ступеней).
Правила правописания хроматической мажорной и минорной гамм. Разновидности
хроматизмов: внутритональный, модуляционный, мелодический. Общие принципы разрешения
альтерированных интервалов.
Самостоятельная домашняя работа предусматривает запись хроматических гамм, анализ
мелодий, содержащих различные виды хроматизмов.
Тема 3. Строение мелодии. Секвенция
Период. Предложение. Каденция. Тональный план периода. Модуляция.
Мелодия. Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука,
опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное - поступенное движение и
скачки; закон мелодического противовеса). Мелодическая вершина. Кульминация. Секвеция
(общее понятие). Мотив секвенции. Звено секвенции.
Секвенция - один из приемов развития музыкального материала. Место секвенций в
форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатонические) и модулирующие. Разновидности
модулирующих секвенций (по родственным тональностям и по равновеликим интервалам).
Период - музыкальная форма, излагающая законченную тему. Предложение - часть
периода, завершенная каденцией.
Каденция. Разновидности каденции в зависимости от гармонического состава (полная,
половинная, прерванная). Разновидности каденций в зависимости от местоположения в форме
(заключительная, серединная)
Разновидности периода (квадратный и неквадратный период, период повторной структуры,
период единого строения, период с расширением и дополнением, период их трех предложений,
однотональный и модулирующий периоды).
Тональная структура периода (однотональный, модулирующий). Синтаксическая структура
периода (квадратный, неквадратный), расширение и дополнение периода.
Тональный план произведения - последовательность тональностей и принцип их
соотношения.

10

Общее понятие о модуляции. Виды модуляций: отклонения, переход, сопоставление.
Преобладающее значение функциональных отношений тональностей в произведениях
композиторов-классиков.
Классический контраст тональностей в музыке романтического направления.
Самостоятельная домашняя работа: анализ периодов (произведения из программ учеников
и из незнакомой музыки). Досочинения периодов разного вида либо каденций.
Тема 4. Метр и ритм в музыке. Размер
Группировка длительностей.
Метр и ритм - два показателя музыкального времени.
Метр - чередование сильных и слабых долей.
Ритм - порядок чередования кратких и долгих звуков.
Метр и размер. Простые, сложные, смешанные размеры. Группировка в простых, сложных,
смешанных размерах. Такт. Затакт. Синкопа. Переменный размер. Полиметрия. Полиритмия.
Виды размеров (простой, сложный, смешанный, переменный). Правила группировки в
простых и сложных размерах.
Особенности группировки в вокальной музыке, соответствие группировки длительностей
распределению слогов текста.
Значение ритма и метра в музыке. Связь размера и определенных ритмических фигур с
жанрами.
В качестве самостоятельной работы даются группировки длительностей в мелодиях,
изучаемых на сольфеджио, и в незнакомых мелодиях.
Тема 5. Интервалы
Предварительно повторить такие понятия, как ступеневая и тоновая величина интервала,
простые и составные интервалы, выразительные свойства интервалов (консонанс, диссонанс,
мелодические и гармонические интервалы), обращение интервалов.
Энгармонизм интервалов. Два вида энгармонизма (пассивный и активный).
Построение всех видов интервалов на ступенях мажорной и минорной гаммы.
Разрешение интервалов в мажоре и миноре. Ощущение гармонической функции в
интервале.
Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Разрешение характерных интервалов. Общие закономерности разрешения хроматических
интервалов.
Усиление доминантовой функции в миноре с появлением VII повышенной ступени.
Усиление субдоминантовой функции в мажоре при понижении VI ступени.
Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали (особенности мелодической
линии, плавное движение и скачки, широкие и узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые,
увеличенные и уменьшенные).
Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как часть аккорда). Интервал как
основа музыкальной интонации.
Самостоятельная домашняя работа: строить заданные цифровки интервалов, определять
интервалы в цепочках, играть секвенции.
Тема 6. Аккорды
Главные понятия: аккорд, основные виды аккордов, обращение аккорда, структура
(интервальное строение), функция (роль аккорда в тональности, определяемая отношением к
другим аккордам данного лада).

11

Классификация аккордов: по слуховому впечатлению (консонирующие и диссонирующие);
по положению в музыкальной системе (диатонические и хроматические); по положению в
тональности (устойчивые и неустойчивые); по положению основного тона (основной вид и
обращения). Краткие сведения об альтерированных аккордах.
Энгармонизм аккордов. Увеличенное трезвучие. Уменьшенный септаккорд. Определение
структуры септаккордов по септиме и основному трезвучию. Структура септаккордов в
натуральном мажоре и миноре.
Четыре вида трезвучий. Обращение трезвучий. Трезвучия на ступенях мажора и минора.
Главные трезвучия лада. Побочные трезвучия. Разрешение побочных трезвучий (по тяготению
ступеней). Разрешение увеличенного и уменьшенного трезвучий и их обращений.
Семь видов септаккордов. Обращение септаккордов. Септаккорды на ступенях мажора и
минора (натуральные и гармонические формы). Главные септаккорды с обращениями и
разрешениями. Автентическое разрешение (септима разрешается вниз). Внутрифункциональное
разрешение. Плагальное разрешение (септима остается на месте).
Побочные септаккорды с обращениями. Два способа их разрешения:
 по образцу разрешения вводного септаккорда в доминантовый квинтсекстаккорд или
«круговая схема»;
 по образцу разрешения септаккорда второй ступени в доминантовый терцквартаккорд
или «перекрестная схема».
Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в мелодии: развертывание аккордов по
горизонтали. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической линии. Аккорд
структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда. Гармоническая система мажора
и минора.
Фактура в музыке. Фактура (склад). Виды фактур:монодия; многоголосие - гомофонногармоническая и аккордовая фактура; полифония - имитационная, контрастная, подголосочная.
Фактурные приемы: фигурация (гармоническая, ритмическая, мелодическая); скрытое
многоголосие; дублировки; педальные тоны. Выразительная роль фактуры.
В качестве
самостоятельной домашней работы
выполнить следующие задания:
проанализировать аккорды из определенных произведения, построить аккорды с разрешением,
цепочки аккордов и т.д.
Оставшиеся уроки занять практикумом по всему материалу с целью подготовки к зачету.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки»
должен отражать:
 знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы,
аккорды, диатоника, хроматизм, отклонение, модуляция);
 умение строить и определять простые интервалы, иметь понятие о составных
интервалах;
 умение строить и определять ступеневую и тоновую величину интервалов в ладу,
разрешать неустойчивые интервалы в устойчивые, строить и разрешать тритоны и характерные
интервалы;
 понимание образования и соотношения длительностей, умение группировать их в
простых и сложных размерах; знание правила вокальной группировки, умение группировать
длительности, воспринимая вокальное исполнение на слух;

12

 знание структуры аккордов (трезвучия, септаккорды и их обращения), различать
структуру и функцию аккорда, строить аккорды от звука, определять их тональность и разрешать;
 умение строить и определять цифровки аккордов и интервалов в ладу;
 умение ориентироваться во всех тональностях, употребительных в музыкальной
практике;
 знание ладов народной музыки, умение играть их звукоряды, музыкальные примеры (из
музыки народов мира), анализировать мелодии, обосновывать свои выводы;
 первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
 умение определять простые формы произведений;
 умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
 наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой
системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов,
отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является
приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:
 знание музыкальной грамоты, характерных
особенностей средств музыкальной
выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;
 умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на
музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и
тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей,
транспозицию заданного музыкального материала;
 навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по
анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного
изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям
вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения. Поступающий
демонстрирует их при сдаче сольфеджио в письменной и устной форме. Письменная форма
предполагает владение навыками работы в тональностях с разным количеством знаков, с
внутритональным и модуляционным хроматизмом, отклонениями в тональности первой степени
родства, секвенциями тональными и модулирующими, различными формами метроритмических
трудностей.
Устная форма ответа предполагает знание и умение работать в ладу – в натуральном,
гармоническом, мелодическом мажоре и миноре, знание альтерированных ступеней, интервалов в
ладу (диатонических, характерных), аккордов в ладу (в соответствии с программой учебного
предмета), а также — вне лада (интервалы, аккорды в соответствии с программой учебного
предмета).
Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает знания основных
определений и понятий учебного предмета «Элементарная теория музыки» по следующим темам:
«Кварто-квинтовый круг тональностей», «Хроматизм», «Альтерация», «Энгармонизм»,
«Тональности первой степени родства», «Наиболее употребительные музыкальные термины»,
«Буквенные названия звуков и тональностей», «Группировка длительностей».

13

5. Формы и методы контроля, система оценок
5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков учащихся выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функцию.
Оценка качества реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.
Текущая аттестация проводится в конце изучения (повторения) темы. В качестве средств
текущего контроля могут использоваться письменные контрольные работы (вопросы с выбором
ответа - тесты, построение, определение заданных элементов, нахождение ошибок и т.д.) и
устные опросы по темам (блиц-вопросы, игра на инструменте). Текущий контроль успеваемости
обучающихсяпроводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация
проводится в форме контрольного урока или
дифференцированного зачёта в письменной и устной форме на завершающих полугодия учебных
занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Перед промежуточной аттестацией проводятся консультации (индивидуальные и
мелкогрупповые) с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся и подготовки к итоговой
аттестации.
В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце второго полугодия —
дифференцированный зачёт с оценкой.
Промежуточная аттестация в конце второго полугодия проводится в письменной
(контрольная работа с включением заданий по всему курсу) и устной форме
(дифференцированный зачет). В задания для устного опроса включаются 3-4 вопроса по
теоретическому материалу (с обязательными музыкальными примерами), игра на инструменте
(построение аккордов, интервалов, секвенций, звукорядов гамм и т.п.).
Оценка качества реализации программы по учебному предмету «Элементарная теория
музыки» включает в себя текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию.
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта или контрольного урока в виде
письменной работы. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного
учреждения.
5.2. Критерии оценки
При проведении дифференцированного зачёта в письменной и устной формах уровень
знаний обучающихся оценивается следующим образом:
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
на зачёте учащийся продемонстрировал прочные, системные
теоретические знания и владение практическими навыками в полном
объёме, предусмотренном программой

4 («хорошо»)

обучающийся демонстрирует хорошие теоретические знания и владение
практическими навыками в объёме, предусмотренном программой.
Допускаемые при этом погрешности и неточности не являются
существенными и не затрагивают основных понятий и навыков

14

3 («удовлетворительно»)

обучающийся в процессе зачёта допускает существенные погрешности в
теории и показывает частичное владение предусмотренных программой
практических навыков
2 («неудовлетворительно») обучающийся допустил грубые ошибки при изложении материала, не
владеет практическими навыками, предусмотренными программой
учебного предмета
Критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся разработаны в
соответствии с ФГТ.
Созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии и фонды оценочных средств соотносятся с содержанием программы учебного предмета
«Элементарная теория музыки».
Дифференцированный зачет по учебному предмету «Элементарная теория музыки» состоит
из письменной и устной форм ответа и включает в себя следующие типы заданий.
Контрольные требования на различных этапах обучения
Примерное содержание промежуточной аттестационной работы в конце первого полугодия:
Письменная работа
Вариант 1
1. Построить звукоряды различных ладов (2 вида мажора, 3 вида минора, 2 вида пентатоники,
семиступенные лады народной музыки) от заданного звука.
2. Определить по данным звукорядам (или отрывкам из них) лад.
3. Построить хроматические гаммы классического образца вверх или вниз.
4. Разобрать строение мелодии (произведения) в форме периода, указать каденции (Материал:
незнакомый отрывок или из программы по спец. предмету).
5. Разобрать тональный план отрывка с объяснением значения «случайных» знаков.
Вариант 2
1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном размере и выполнить
следующие задания: указать вид размера, определить тональность, отметить виды хроматизма,
отклонения, модуляцию (при ее наличии), найти, выписать и разрешить хроматические интервалы,
перевести термины.
2. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические, характерные) и разрешить в
возможные тональности 2-3 из них.
3. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.
Устный ответ
Вариант 1
1. Сыграть звукоряды различных ладов.
2. Довести часть звукоряда вверх или вниз до опорного звука, назвать тональность и лад.
3. Сыграть отрывок произведения (из своей программы) в форме периода, назвать все его части,
каденции, тональный план.
4. Разобрать тональный план незнакомого отрывка, обосновать ответ.
Вариант 2
1. Данный звук представить как неустойчивую или альтерированную ступень и разрешить в
тональности, прочитать хроматическую гамму.

15

2. В полученной тональности на любой неустойчивой ступени сыграть и разрешить интервалы (по
группам на выбор преподавателя - малые, большие, увеличенные, уменьшенные).
3. В той же тональности сыграть аккорды на указанной ступени и разрешить их возможными
способами. Одно из разрешений (из двух - трех аккордов) использовать как звено секвенции по
родственным тональностям.
Примерное содержание итоговой аттестационной работы
Проверяемые элементы:
 знание тональностей квинтового круга (до 7-ми знаков);
 знание ступеневой и тоновой величины интервалов;
 знание правил инструментальной и вокальной группировки
Умение распознать аккорды по структуре и функции в ладу. Умение использовать знания
разрешений интервалов и аккордов в ладу при построении тритонов, характерных интервалов.
Характеристика вариантов
Варианты 1 и 2 содержат примеры заданий, отвечающих базовому уровню знаний
выпускников ДШИ.
Выполнение варианта 3 требует не только уверенного знания аккордов в ладу, но и
определенной сообразительности и находчивости. В нем предъявляются минимальные требования
к знаниям учащихся по теории. Остальные навыки могут быть проверены при устном ответе.
Вариант 4 ориентирован на требования к поступающим в музыкальный колледж. Он
содержит больший объем заданий, требуя не только знаний, но и определенной гибкости
мышления.
Письменная работа
Вариант 1
1. Сгруппировать звуки мелодии по правилам инструментальной группировки (размер 2/4, 3/4,
4/4; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм). Во второй мелодии сделать
вокальную группировку (мелодия пропевается педагогом).
2. Написать названия мажорных и минорных тональностей к данным ключевым знакам. В одном
мажоре (на выбор) написать гамму натуральную и гармоническую; в любом миноре (на выбор) гамму трех видов.
3. Построить заданные интервалы от звука вверх и вниз (например: б.3, м.6, ч.4, б.2 вверх отсибемоль; б.6, б.7, ч.5, ув.2 вниз от ля).
4. Построить тритоны и характерные интервалы в данной тональности и разрешить (например:
натуральные тритоны в си миноре; уменьшенные характерные интервалы от VII повышенной
ступени).
5. Построить (или определить) в заданной тональности аккорды (например, Т6/3, II5/3, Д6/4, Д6/5
с разрешением, S6/3, Т5/3).
6. Построить от заданного звука аккорды. В отмеченном аккорде подписать тональность
(например, ув.5/3, М6/3, Д4/3, М5/3 от ре)
Вариант 2
1. От заданного звука построить гаммы: два вида мажора, три вида минора, лады народной
музыки, пентатонику; хроматическую гамму вверх или вниз. Например, от звука фа: мажор,
минор, пентатоника мажорная, лидийский, миксолидийский лады, хроматическую мажорную
гамму вверх.

16

2. В заданной тональности построить характерные интервалы (включая тритоны) и натуральные
тритоны с разрешением.
3. Построить (или определить) простые интервалы.
Например: построить цепочкой от начального звука фа м.2 вниз, б.6 вверх, б.3 вниз, ум.5 вверх,
м.7 вниз или построить каждый интервал от ноты ля: ув.4 вверх, м.6 вверх, б.3 вверх, м.7 вниз, ч.5
вниз.
4. Построить аккорды в заданной тональности, некоторые из них разрешить.
Например: Фа мажор - Т5/3, S6/4, Д6/3, VI5/3, VI6/3, Д4/3, разрешить в Т5/3.
Или написанной последовательности определить аккорды, записать разрешения отмеченных
аккордов.
5. Проверка знаний знаков в тональностях.
Например: поставить ключевые знаки в данных тональностях. Вместо ... написать названия
параллельных миноров H; Д; As, G, Es, Ces, F, B gis, h, ... , ... , с, ... , d, ...
Или: написать данные знаки при ключе и названия мажорных и минорных тональностей,
имеющих такие знаки: 5 диезов, 2 бемоля, 4 бемоля, один диез, 3 бемоля, 7 диезов, 6 бемолей, 2
диеза.
Вариант 3
1. Написать гармоническую гамму Ля мажор и подписать к ней буквенными обозначениями
названия тональностей первой степени родства.
2. Написать и разрешить все известные аккорды на II и IV ступенях тональности фа минор.
3. Построить и разрешить тритоны и характерные интервалы в тональности Си-бемоль мажор.
Вариант 4
1. Написать названия минорных тональностей, имеющие следующие
ключевые знаки: от одного до 3-х бемолей, от 2-х до пяти диезов.
Написать названия параллельных им мажоров. Написать гаммы: минор с 5 диезами (3-х видов),
мажор с 3 бемолями (натуральный, гармонический).
2. Построить интервалы: вверх от ре-диез: б.2, б.3, ум.7, м.6, ч.5; вниз от фа диез: ув.2, б.6, ч.5,
б.7, м.2.
3. В миноре с 4 диезами построить аккорды: Т6/3, S5/3, Д2, Т6/3, VI6/4, II5/3, Д6/4, Д4/3, Т5/3.
4. Построить интервалы. Обозначить их тоновую величину: Ля мажор (гармонический): терция
(на I ступени), секста (на I), квинта (VI), терция (III), секста (III), кварта (VI), кварта ^пониж.),
секста (V).
5. Построить аккорды от ля: Б5/3, Б6/3, Б6/4, Д6/5 (с разреш.), ум. 5/3, М6/3, Д7 (с разрешением),
М5/3, ув.5/3, ум^П7 (с разрешением), М6/4.
6. Разрешить данный интервал: ум5 (фа диез - до) в 4 возможные тональности.
Задания для устного экзамена
Особенности экзаменационных заданий
Для успешного ответа необходимо не только владеть теоретическими формулировками и
определениями, но и уметь делать сравнения, выводы. Обязательно умение использовать знания в
практической деятельности (приводить примеры, проанализировать (показать) определенные
элементы музыки) в незнакомом тексте и в произведении из программы по инструменту.
Вариант 1
1. Ответить на 4 теоретических вопроса, приводя примеры на инструменте.
1. Энгармонизм (звуков, интервалов, тональностей).
2. Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

17

3. Септаккорды. Их виды. Как определяется вид септаккорда.
4. Мелизмы.
2. Играть гаммы, интервалы, аккорды по заданию комиссии.
Вариант 2
Отвечать у инструмента, играя примеры.
Пример билета:
1. Что такое пентатоника? Мажорная и минорная пентатоника.
2. Что такое тоновая и ступеневая величина интервала? Что каждая из них определяет и как
обозначается?
3. Что такое доминантовые и субдоминантовые тритоны?
4. Главные септаккорды в мажоре и миноре.
Ответить на дополнительные вопросы комиссии, играть гаммы, аккорды, интервалы по
заданию комиссии.
Примеры дополнительных вопросов и заданий
1. Период, предложение, каденция. Виды каденций.
2. Сколько обращений имеет интервал? - трезвучие? - септаккорд?
3. Встречается ли ув 5/3 в натуральном мажоре и миноре?
4. Назовите все длительности по основному делению, начиная от самой большой.
5. Какая ступень лада является басом в Д7? - в Д6/5?
6. Порядок диезов и бемолей при ключе.
7. Чем отличается м.УП7 от ум.УП7? Где они строятся и как разрешаются?
8. Что значит «транспонировать»?
9. Когда бекар является знаком повышения? - понижения?
10. Какие трезвучия состоят из одинаковых терций?
11. Что такое целотонная гамма? Сколько в ней ступеней? и т.д.
Контрольные требования по темам (на различных этапах обучения)
Тема 1. «Лад. Устойчивость и неустойчивость ступеней. Различные ладовые звукоряды»
(устно или письменно)
1. Дать определения основным понятиям (например, лад, тональность, кварто-квинтовый круг
тональностей, переменный лад и т.п.).
2. Определить тональности, которым принадлежит данный звук в качестве устойчивой или
неустойчивой ступени.
3. Определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам гамм, интервалам
(тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия главных ступеней с обращениями,
доминантсептаккорд с обращениями, вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с
обращениями).
4. Строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды.
5. Определить тональность данного музыкального отрывка и выявить ладовые особенности (три
вида мажора и минора, параллельно - переменный лад, дважды увеличенный лад и т.д.).
6.
Назвать произведения или части, написанные в редких тональностях; знать тональности
наиболее значительных произведений различных
композиторов (в зависимости от
специальности).
7. Сочинять или импровизировать мелодии в различных ладовых структурах, с опорой на
заданные ступени, с использованием тритонов и характерных интервалов.
8. Определить по ключевым знакам тональности диатонических ладов.

18

9. Строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических структур.
10.Определить тональность и лад мелодии.
Тема 2. «Альтерация и хроматизм. Хроматические гаммы»
Письменно
1. Записать хроматические гаммы мажора и минора.
2. Определить данные хроматические интервалы и разрешить во всех возможных тональностях.
3. Определить данные интервалы (диатонические и хроматические) и разрешить во всех
возможных тональностях.
4. Построить и разрешить в тональности все указанные интервалы (например, все увеличенные
кварты, уменьшенные септимы и т.п.).
5. Построить и разрешить в тональности группы интервалов
(например, уменьшенные интервалы, все интервалы, включающие вторую пониженную ступень и
т.п.).
Устно
1. Играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с разрешением.
2. Читать хроматические гаммы мажора и минора.
3. Называть родственные тональности.
4. Играть секвенции по родственным тональностям на мотивы из нескольких интервалов или
аккордов.
Тема 3. «Строение мелодии. Секвенция.
Период. Предложение. Каденция. Тональный план периода. Модуляция»
Устно
1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из музыкальной
литературы, из произведений по специальности).
2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка, фактуры (из музыкальной
литературы, из произведений по специальности).
3. Играть виды секвенций, используя материал ранее пройденных тем.
4. Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по специальности.
Тема 4. «Метр и ритм в музыке. Размер.
Группировка длительностей» (устно и письменно)
1. Дать основные определения (например, ритм, такт, синкопа).
2. Сгруппировать длительности в данном размере с определенной высотой звука (мелодии) или
без определенной высоты.
3. Определить особые виды ритмического деления.
4. Определить размеры по группировке.
5. Знать размер в произведениях, изучаемых в классе по специальности, фортепиано, музыкальной
литературы.
Тема 5. «Интервалы»
Письменно
1. Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные интервалы (в том числе
составные); назвать интервалы, содержащие указанное количество тонов и полутонов.
2. Строить интервалы вверх и вниз по данным цифровкам.
3. Определить данные интервалы, отметить диатонические и хроматические, разрешить, сделать
обращение данных интервалов.

19

4. Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы (диатонические, характерные,
тритоны), определить тональность и разрешить.
5.
В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить (диатонические,
характерные, тритоны).
6. Сделать энгармоническую замену интервалов (пассивную или активную).
Устно
1. Дать определения основным понятиям.
2. Играть последовательности интервалов по цифровкам, группы интервалов в тональности с
разрешением (например, все большие терции, характерные интервалы, тритоны); данный
интервал, группу интервалов (характерные, тритоны с разрешением).
3. Строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим разрешением в различные
тональности.
4. Проанализировать мелодию, выделив в ней наиболее важные в выразительном плане
интервалы в произведениях по специальности.
Тема 6. «Аккорды»
Письменно
1. Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с разрешениями). Разрешить
их в возможные тональности.
2. Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить тональность, разрешить.
3. Определять в аккордах заданные тоны.
4. В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить.
5. Сделать энгармоническую замену данных аккордов (увеличенное трезвучие, уменьшенный
септаккорд), определить полученные аккорды. Разрешить.
6. Написать последовательность по цифровке.
Устно
1. Дать определения основным понятиям.
2. Играть от звука вверх и вниз группы аккордов (например, все виды секстаккордов,
секундаккордов).
3. Строить в данной тональности аккорды всех ступеней и их обращения с разрешениями.
4. Играть увеличенное трезвучие и уменьшенный септаккорд с энгармоническими заменами.
5. Привести примеры из произведений по специальности на разные виды аккордов.
6. Методическое обеспечение учебного процесса
6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Высокий уровень теоретических знаний - одна из составляющих принципа развивающего
обучения.
Учебный предмет «Элементарная теория музыки» в образовательной программе «Теория и
история музыки» является основополагающим и сосредотачивает в себе элементарные сведения из
курсов гармонии, анализа музыкальных произведений, тесно связан с предметами из области
музыкального исполнительства. Он обобщает и систематизирует полученные знания на предметах
«сольфеджио», «слушание музыки», «музыкальная литература». Качественное усвоение учебного
материала помогает в успешном обучении по другим предметам предметных областей. Таким
образом, здесь важно уже не столько объяснение материала (хотя и это может иметь место),
сколько уточнение формулировок, взгляд на пройденный материал с новой для обучающегося
стороны.

20

В свою очередь, обучающийся должен показать применение накопленных знаний, углубить
и расширить свои представления о различных элементах музыки. Заново «проходить» что-либо в
этот период времени уже поздно. Вместе с тем у ученика появляется возможность открыть
неожиданные стороны в знакомом явлении, удивиться своему открытию. Удивление, радость,
интерес - должны преобладать при изучении и восприятии теории музыки.
Преобладающие типы уроков: урок-семинар, практическое занятие, самостоятельная
работа, урок-лекция.
Весь основной материал желательно собрать в таблицы, схемы, опорные конспекты,
которые позволят не отвлекаться на длинные записи, отнимающие много времени (ведь учебников
по теории для школьников так и нет).
Вместе с тем есть и продолжает выходить множество пособий, даже с игровыми заданиями,
помогающих расширить точку зрения на теоретические предметы, увидеть в них новое. Это
работы В. П. Середы, Г. И. Шатковского, Е. М. Золиной, Л. Н. Шаймухаметовой и др. Данные
пособия могут и должны применяться на уроках теории.
При изучении музыкальной теории можно устанавливать связи с предметами, входящими в
общеобразовательные школьные программы (например, математика, физика, биология). Именно
на это направлены разработанные составителем программы «Лекции по теории музыки» (см.
Тематический план).
Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для глубокого и
прочного усвоения программы. Комплексный подход развивает необходимые представления,
навыки и слуховой анализ. Восприятие и понимание музыкальных произведений во многом
зависит от глубины и стабильности полученных знаний, навыков и умений.
Практические задания предполагают выполнение письменных заданий на построение гамм,
интервалов, аккордов, транспозицию, группировку, анализ музыкальных произведений
(фрагментов), игра на фортепиано цифровок, гамм, интервалов, аккордов, творческие задания.
Творческие задания предусмотрены как на уроках, так и дома. Они включают в себя:
анализ, особенно гармонического языка, произведений; изменение фактуры; определение по
гармонии, фактуре, применяемым аккордам стиля произведения; досочинениемелодии, гармонии;
варьирование мелодии.
В ходе учебного процесса желательно вводить и такие формы как конкурсы и олимпиады
по теории музыки. Подобные формы заданий активизируют внимание, творческое мышление,
поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач.
Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению, закреплению и
систематизации полученных теоретических знаний по темам учебного предмета проводятся
контрольные работы в письменной и устной форме. Обязательными должны быть письменные
домашние задания, даваемые на каждом уроке, в том числе и в игровой форме (викторины,
кроссворды). Старшие школьники их делают с удовольствием.
6.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных
занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми
необходимыми навыками. Самостоятельная работа - процесс, направляемый и контролируемый
преподавателем.
Основными видами самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория
музыки» являются практические задания для работы в классе. Например, анализ мелодий,

21

звукорядов и периодов, их игра (произведения из программы учащихся и из незнакомой музыки);
построение заданных цифровок интервалов, определение интервалов в цепочках, игра секвенций;
анализ аккордов из определенных произведений, построение аккордов с разрешением, цепочек
аккордов и д.т. Предусматриваются творческие задания и задания в игровой форме (кроссворды).
Педагог должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным
распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а также обеспечить
четкий и постоянный контроль за их выполнением.
7. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Берков В. Задачи по гармонии. М., 1973
2. Берков В. Формообразующие средства гармонии. М., 1971
3. Борухзон л., Волчек Л., Гусейнова Л. Азбука фантазии. Тетрадь II, III. СПб. Композитор,
1996
4. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М., Советский композитор,
1991
5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: учебник. 8-е изд. М., Музыка, 1983
6. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., Музыка, 1986
7. Далматов Н. Музыкальная грамота и сольфеджио. М., 1965
8. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. М., Музыка, 1986
9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио 6-8 классы. Тетрадь 1. Музыкальный
синтаксис. Метроритм. М., Классика-XXI, 2008
10. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио 6-8 классы. Тетрадь 2. Диатоника. Лад.
Хроматизм. Модуляция. М., Классика-XXI, 2008
11. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио 6-8 классы. Тетрадь 3. Интервалы, Аккорды.
М., Классика-XXI, 2007
12. Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 5 класс, 6 класс, 7 класс. М., 2010 и последние
годы
13. Островский А. Учебник сольфеджио Выпуск II. М. – Л., Музыка, 1984
14. Максимов С. Музыкальная грамота. М., 1984
15. Способин И. Элементарная теория музыки: учебник. 8-е изд. М., Музыка, 1984
16. Курс теории музыки: учебник для муз. училищ и старших классов спец. муз. школ под
общей ред. Т. С. Бершадской. Ленинград, 1988
17. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972
18. Сольфеджио. Программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Составитель
Калужская Т. А. М., 1984
19. Синяева Л. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М., Классика XXI, 2000
20. Филатова О. Пособие по теории музыки. М., 1994
21. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., 1980
22. Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки: учебное пособие. М.,
Музыка, 2001
23. Холопов Ю. О гармонии. М., 1961

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».