Изобразительное Искусство

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

По учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
для детей 3-7 лет

г. Краснотурьинск
2019 г.

«Рассмотрено»

«Утверждаю»

педагогическим советом

Директор

МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1»

отурьинс^ая ДМШ № 1»
С. М. Шотт

Протокол № 5 «14» июня 2019 г.
(дата рассмотрения)

Разработчик:

О «15» июня 2019 г.
(дата утверждения)

Рожкова

Мария

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна,
категории

бюджетного

преподаватель

первой

по

музыки

теории

образовательного учреждения

дополнительного

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Гутман

Евгения

квалификационной
муниципального
культуры

Валерьевна,
категории

преподаватель
по

теории

бюджетного образовательного

дополнительного

первой
музыки

учреждения

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Луженкова

Марина

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна, преподаватель
категории

по

теории

высшей
музыки

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного

образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

детей

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Учебно-тематический план
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Формы и методы контроля, система оценок
6. Методическое обеспечение учебного процесса
6.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
6.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
7. Списки рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана Школой
самостоятельно на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а
также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в
детских школах искусств.
Изобразительное искусство является важным средством эстетического воспитания детей.
Оно позволяет детям выразить в рисунке своё представление об окружающем мире, понимание
его и отношение к нему. В процессе художественной деятельности у детей развиваются образные
представления, воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Занятия по
предмету «Изобразительное искусство» формируют у детей видение красивого в окружающем богатство цветов и форм, разнообразия их сочетаний. Учащиеся учатся замечать характерные
признаки предметов и явлений, определять их сходство и различия.
Настоящая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на
основе программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.
В. Гербовой, Т. С. Комаровой изданной в 2005 году и на основе личного педагогического опыта
составителя. Программа рассчитана на 3 года обучения детей дошкольного возраста с 3-4 лет.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом один раз в неделю.
Продолжительность непрерывного занятия - 30 минут. Для профилактики утомления детей в
середине занятий необходимо применять смену вида активности детей.
Для того чтобы родители учащихся могли проследить рост в обучении своих детей, на
отделении раннего эстетического развития планируются регулярные выставки художественно­
творческих работ учащихся.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме показа. Оценки по
предмету не выставляются.
2. Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство» со сроком
обучения 3 года, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.
3.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Изобразительное искусство» при 3-летнем сроке
обучения составляет 105 аудиторных часов. Времени на самостоятельную работу не
предусмотрено.
4.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая, мелкогрупповая,
рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут.
Цель учебного предмета: совершенствование изобразительных навыков и умений и
формирование художественно-творческих способностей учащихся.
4

Задачи учебного предмета:
■ практическое овладение навыками и умениями в области изобразительного искусства;
■ развитие основы изобразительной культуры;
■ формирование художественно-творческих способностей.
5. Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
■ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
■ распределение учебного материала по годам обучения;
■ описание дидактических единиц учебного предмета;
■ требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок,
итоговая аттестация;
■ методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
6. Методы обучения
В программе применяется комплекс методов обучения. Обучение неразрывно связано с
воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
■ словесный (объяснение, беседа, рассказ);
■ наглядно-слуховой (показ, наблюдение, художественно-изобразительных приемов);
■ практический (выполнение задания учащимися);
■
аналитический
(сравнения и
обобщения, развитие
логического
мышления);
■
эмоциональный
(подбор
ассоциаций, образов,
художественные
впечатления).
Предложенные методы работы
являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях изобразительного творчества.
7. Описание материально-технических условий реализации учебного
Предмета
Для проведения занятий по изобразительному искусству необходимо хорошо освещённое
помещение, оснащённое столами и стульями в соответствии с ростом учащихся, ученическая
доска, наглядный материал, материалы в соответствии с темой урока.

5

II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
Вид учебной
работы, нагрузки
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия

Затраты учебного времени

Всего
часов

1-й год
1
16
16

2
19
19

35

2
19
19

35

2
19
19

35

2-й год
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия

1
16
16
3-й год

Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия

1
16
16

Объем времени на самостоятельную работу не предусмотрен.
Учебный материал распределяется на 3 года обучения и имеет свои дидактические задачи
и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Первый год обучения
1 четверть
Наименование темы

Кол-во часов

1.Знакомство с тремя основными цветами. Гуашь.

2

2.Два маленьких человечка. Гуашь.

2

3.Предметы круглой и овальной формы. Цветные карандаши.

3

4.Чувство цвета, формы, композиции. Гуашь. «Пейзаж»
ВСЕГО: 9 часов

2

2 четверть
5.Сказочные образы. Цветные карандаши. «Три поросенка».

2

6. «Солнце и цветы». Выразительность, развитие чувства цвета. Гуашь.

2

6

7.Соотношение большого и малого. Чувство размера. Цветные карандаши. «Два
медведя».

2

8. «Новогодние игрушки»». Гуашь.
ВСЕГО: 7 часов

1

3 четверть
9. «Красивая птичка». Передать форму тела, красивое оперение, развивать
образное восприятие. Цветные карандаши.

1

10. «Барашек». Правильно передать горизонтальное расположение тела.
Пропорциональность.

1

11. «Воздушные шары летят, улыбаются». Цветные карандаши, гуашь.

2

12. «Снеговик». Гуашь. Правильные приемы закрашивания краской.
Цветные карандаши.

2

13. «Зайчонок прыгает по лужайке». Цветные карандаши. Передавать форму
линейным контуром, пятном.

1

14. Пастель. Нарисуй дерево. Воспитание любви к окружающей природе.

1

15. Декоративные элементы украшения птицы. «Сказочная птица».

2

16. «Рыбки в аквариуме». Цветные карандаши. Рисование рыбок, плавающих в
разных направлениях. Передавать их форму
ВСЕГО: 11 часов

1

4 четверть
17. «Цветы ». Гуашь. Карандаши. Передать форму, цвет и красоту цветов.

2

18. «Зима в лесу». Пастель. Отражать в рисунке зимнее впечатление, рисовать
деревья.

2

19. «Чебурашка». Цветные карандаши. Симметрия. Передавать форму тела,
головы и другие характерные особенности.

1

8. «Здравствуй, лето!»». Гуашь. Пастель.

2

7

Второй год обучения
1 четверть
Наименование темы

Кол-во часов

1. «Цветы незабудки в кувшине». Гуашь. Передать строение кувшина и красоту
цветов.

1

2. «Усатый - полосатый». Гуашь. Передать в рисунке образ котёнка. Закреплять
умение изображать других домашних животных.

3

3. «Козлёночек». Цветные карандаши. Передача горизонтального положения
туловища, строения тела, пропорциональные отношения (величина рожек и
ножек).

1

4.Чувство цвета, формы, композиции. Гуашь. «Пейзаж»
5. «Маленький гномик». Пастель. Цветные карандаши.
образ маленького лесного человечка.
ВСЕГО: 9 часов

2
Передать в рисунке

2

2 четверть
6. «Грибы съедобные и несъедобные». Гуашь. Использовать приёмы рисования
всем ворсом и концом кисти.

2

7. Знакомство с филимоновской игрушкой. «Козлёнок, котик и баран». Цветные
карандаши. Гуашь.

2

7.Соотношение большого и малого. Чувство размера. Цветные карандаши.
«Животные. Мама и малыш»».

2

8. «Новогодняя елка»». Гуашь.
ВСЕГО: 7 часов

1

3 четверть
9. «Зима в лесу». Пастель. Гуашь. Отражать в рисунке зимнее впечатление,
рисовать деревья разной формы.

8

2

10. «Петух». Филимоновское панно. Гуашь. Необычность и нарядность узора.

1

11. Изображение предмета с натуры. «Комнатное растение». Гуашь. Пастель.

2

12. «На селе построены разные дома». Цветные карандаши. Передача
разнообразия домов (низкие, высокие, длинные)

2

13. «Снежинка». Декоративное рисование. Гуашь. Цветные карандаши.
Расположение и рисование узора на форме розетты.

2

14. Рисование по замыслу. Цветные карандаши. Самостоятельность в выборе
темы.

1

15. «Мой кувшин». Характерные особенности изделия. Гуашь.

1

ВСЕГО: 11 часов

4 четверть
17. «Цветы ». Гуашь. Передать форму, цвет и красоту цветов.

1

18. Декоративное рисование «Украсим платок ромашками». Развитие чувства
симметрии, композиции.

1

19. «Птицы». Цветные карандаши. Передача контура птиц неотрывной линией.
Компоновка рисунка. Развитие цветового восприятия.

3

20. «Здравствуй, лето!»». Гуашь. Пастель.

2

21 . Свободная тема. Цветные карандаши.
ВСЕГО: 8 часов

1

Третий год обучения
1 четверть
Наименование темы

Кол-во часов

1. Вводное занятие. Что нужно знать о цвете?

1

2. Осваиваем основные цвета. «Цветные шары». Гуашь.

1

3. Пластилиновая живопись. Кто плавает в море?

1

9

4. Осваиваем составные цвета. Учимся смешивать краски на палитре для
получения разных оттенков. «Лето в деревне». Гуашь.

1

5. Рисование с натуры. «Красавица рябина». Цветные карандаши. Передать
форму веточки, кисти и листьев.

1

6. Пластилиновая живопись. «Петушок»

1

7. Деревья осенью. Гуашь. Передать в рисунке картину осени. Приметы осени.

1

8. «Грибы большие и маленькие». Цветные карандаши. Создание образа леса и
передача величины грибов их формы и цвета.

1

9. Пластилиновая живопись. Домашние животные. Добиваться аккуратности в
работе.
ВСЕГО: 9 часов

1

2 четверть
10. Приёмы кистевой росписи. «Кувшин декоративный» Гуашь.

1

11. «Зайка-зазнайка». Графика. Стилизация и декорирование. Построение
предметной формы линией.

1

12. «Лошадка». Цветные карандаши. Учить рисовать животных правильно
передавая положение и строение туловища

1

13. «Герои мультфильмов». Цветные карандаши. Передать формы линейным
контуром. Развиваем творческие способности.

2

14. Новый год - ёлка, снеговик и т. д.» Графика. Украшение декором.
Развиваем фантазию.
ВСЕГО: 7 часов

2

3 четверть
15. «Зимний лес». Цветные карандаши. Отразить разнообразие зимних
деревьев, небо и снег.

2

16. «Ветка хвойного дерева».
наблюдательности. Компоновка.

1

Гуашь.

Зарисовка

10

с

натуры.

Развитие

17. «Бельчонок прыгает по веткам». Цветные карандаши. Развивать сюжетно­
игровой замысел, передавать формы линейным контуром.

1

18. «Шкатулка». Графика в декоре. Цветные карандаши.
предметной формы линией, симметричность, декорирование.

2

Построение

19. «Щенок». Гуашь. Передать в рисунке образ щенка.

1

20. «Украсим одежду для куклы». Цветные карандаши. Декоративное
рисование. Составить узор, заполняя все свободные места. Приёмы: всей
кистью, концом, прикладыванием.
21. «Рисование по замыслу». Цветные карандаши. Формировать умение
выбирать тему своего рисунка, доводить замысел до конца.

1

22. «Яблоко и ранетка». Графитные карандаши. Натюрморт из двух предметов.
Композиционное построение листа, последовательность построения формы.
ВСЕГО: 11 часов

2

1

4 четверть
23. «В лесу».Гуашь. Отражать в рисунке свои впечатления о лесе, птицах,
деревьях
24. «Моя машина». Цветные карандаши. Передать характерные особенности,
цвет, размеры

1

25. «Комнатное растение». Гуашь. Определить характерные особенности,
размеры, цвет

1

26. «Ласточки». Рисование птицы. Передавать контуры птиц неотрывной
линией. Компоновка рисунка, цвет.
27. «Тюльпаны». Гуашь. Декоративное рисование. Умение передать красоту и
строение цветов.

1

28. «Весна пришла! Весенние цветы». Цветные карандаши. Рисуем весенние
цветы - одуванчики, ландыши, подснежники. Формируем умение выбирать
тему своего рисунка.
29. «Рыбки плавают в реке». Гуашь. Соотношение цвета воды и неба. Передать
форму рыб плавающих в разных направлениях. Их размеры и цвет.

1

30.«Рисование по замыслу». Цветные карандаши. Выбрать тему рисунка,
развивать творчество. Композиция, форма, цвет.
ВСЕГО: 8 часов

1

11

1

1

1

III. Требования к уровню подготовки учащихся
В течение первого года обучения необходимо развивать интерес учащихся к
изобразительной деятельности. Закреплять знания об основных формах предметов и объектах
природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В
процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение,
уподобление, установление сходства и различия предметов.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать
их изменения. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать
художественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус. Формировать умение
организовывать свое рабочее место, работать аккуратно, экономно расходовать материалы,
сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Развивать умение детей рассматривать работы радоваться достигнутому результату.
К концу первого года обучения дети могут:
■ Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.
■ Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
■ Знать особенности изобразительных материалов.
■ Создавать изображения предметов ( по представлению, с натуры); сюжетные изображения
(на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений);
использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
■ Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
В течение второго и третьего годов обучения необходимо формировать у учащихся
устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Продолжать развивать образное
эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить
аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его
сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного
отношения к работам товарищей. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески
применять ранее усвоенные способы изображения в работе, используя выразительные средства.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение
сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать
умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет,
композицию. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить
дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
К концу третьего года обучения дети могут:
■ Знать разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, графика. Называть
основные выразительные средства.
■ Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства
■ Создавать индивидуальные рисунки на темы окружающей жизни, литературных
произведений.
■ Использовать в работе разные материалы и способы создания изображения.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
12

Программа не предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Оценки не выставляются.
К формам контроля за освоением данной учебной программы относятся выставка
художественно-творческих работ обучающихся в конце каждой четверти.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительной искусству детям было интересно. Опыт
показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного
творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки,
необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей
неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - то, что помогает
не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает
живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы преподаватель
всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить
усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Основным методом при организации занятий с дошкольниками является метод от
простого к сложному. При таком подходе к обучению, при создании изображения доступных
предметов доступными им средствами выразительности, у детей формируется уверенность в себе
и своих возможностях. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная
деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с
которыми они работают, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные
способности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесный (беседа, рассказ)
2. Наглядный (показ учителем правильного выполнения задания, демонстрация
наглядного материала)
3. Практический (выполнение заданий учащимися)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Репродуктивный - учащиеся применяют полученные знания и способы деятельности;
2. Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске решения поставленной
задачи совместно с преподавателем;
3. Исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Для проведения занятий по изобразительному искусству необходимо хорошо освещённое
помещение оснащённое столами и стульями в соответствии с ростом учащихся, ученическая
доска, наглядный материал, материалы в соответствии с темой урока.

13

VI. Списки рекомендуемой методической литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В.
Гербовой, Т. С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2005
2. Детское художественное творчество. Составитель Т. С. Комарова - издательство « МозаикаСинтез» Москва, 2006
3. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Составитель Т. С. Комарова.
«Просвещение» Москва, 1991
4. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л. В. Компанцева «Просвещение» Москва,
1985
5. Изобразительное искусство 1 класс часть вторая Е. А. Коростина «Учитель-АСТ» Волгоград,
2002
6. «Обучение в 1 классе» В.С. Кузин, Т. Я. Шпикалова (книга вторая) Изобразительное
искусство. М., «Просвещение», 1988
7. Горощенко

В.П.«Природа

и

люди».

Хрестоматия

для

учителей

1-11

классов.

М.

«Просвещение», 1971
8. Кузин В.С., Э. И. Кубышкина. «Изобразительное искусство в начальной школе». Учебник для
общеобразовательных заведений. Часть первая. М., «Дрофа», 2001
9. Кузин В.С., Э. И. Кубышкина. «Изобразительное искусство в начальной школе». Учебник для
общеобразовательных заведений. Часть вторая. М., «Дрофа», 2001
10. Н. В. Краснов. «Беседы по искусству в начальной школе». «Иску4сство», 1985
11. «Юному художнику». Книга для чтения по истории искусства. Изд. Академии художеств
12. Звонцов В. М. «Основы понимания графики»
13. Ковтун Е. «Как смотреть картину»

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».