Музыка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

по учебному предмету
«МУЗЫКА»
для детей 3-7 лет

г. Краснотурьинск
2019 г.

«Рассмотрено»

«Утверждаю»

педагогическим советом

Директор

МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1»

отурьинс^ая ДМШ № 1»
С. М. Шотт

Протокол № 5 «14» июня 2019 г.
(дата рассмотрения)

Разработчик:

О «15» июня 2019 г.
(дата утверждения)

Рожкова

Мария

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна,
категории

бюджетного

преподаватель

первой

по

музыки

теории

образовательного учреждения

дополнительного

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Гутман

Евгения

квалификационной
муниципального
культуры

Валерьевна,
категории

преподаватель
по

теории

бюджетного образовательного

дополнительного

первой
музыки

учреждения

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Луженкова

Марина

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна, преподаватель
категории

по

теории

высшей
музыки

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного

образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

детей

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
III. Методическое обеспечение учебного процесса
IV. Списки учебно-методической литературы

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музыка» разработана Школой самостоятельно на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства
культуры РФ от 21 ноября 2013 года № 190-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области теории музыки в муниципальном бюджетном учреждении
культуры дополнительного образования детей «Краснотурьинская детская музыкальная школа
№1» (далее по тексту Школа).
Программа И. П. Манаковой «Дети. Мир звуков. Музыка» адаптирована к музыкальным
урокам на отделении «Раннее эстетическое развитие» для дошкольников в МБУ ДО
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Музыкальное развитие ребёнка является частью общего психофизического развития.
Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с
явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов абстрактного мышления.
Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре. Запоминание также
лучше всего происходит в процессе игры, как в основном виде деятельности ребенка.
Следовательно, при построении урока нужно руководствоваться принципом чередования одних
игровых заданий с другими. Именно в игровых ситуациях происходит непроизвольное
запоминание теоретического материала, который в процессе игры вызывает у детей интерес и
активную реакцию.
Занятия на отделении раннего эстетического развития активизируют полезную
деятельность детей. Ребенку приходится все время производить различные логические операции сравнивать, объединять, обобщать.
Результат таких интенсивных занятий наступает очень быстро. Соприкосновение с миром
прекрасного в таком раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит ему
раскрыться как личности.
2. Срок реализации учебного предмета
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Возрастные границы групп следующие:
■ 4 - 5 лет (первый год обучения);
■ 5 - 6 лет (второй год обучения);
■ 6 - 7 лет (третий год обучения).
3. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в форме групповых занятий численностью 8-12 человек. Группы
комплектуются по возрасту. Мелкогрупповая форма занятий позволяют преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов. Для учащихся 1-3 годов обучения занятия по предмету предусмотрены 2 раза в неделю.
Продолжительность урока - 30 минут.

4. Цель и задачи учебного предмета
Цель занятий - развитие музыкальных способностей.
Задачи - выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного
мира и фантазии, преодоление трудностей развития, а также задача подготовки к школе.
5. Структура программы учебного предмета
Предмет «Развитие музыкальных способностей» включает следующие направления обучения:
■ Музыкальная терминалогия;
■ Интонационное развитие;
■ Ритмическое развитие;
■ Слушание музыки;
■ Творческие задания;
■ Игра на шумовых инструментах.
6. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
■ иллюстративный (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным
героем сказки или мультфильма)
■ поисково-творческий (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
■ наглядный
(просмотр
мультфильмов,
видеофрагментов
сказок,
презентаций,
художественно-иллюстративного материала);
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным
и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для
реализации учебного предмета оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной
мебелью (досками, столами, тульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый год обучения

1. Музыкальная грамота.
Понятие высоты звука. Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.
Обозначения темпа: быстро - медленно. Обозначение динамики: форте и пиано. Мажор и минор.
Характер музыкального произведения. Пауза. Ознакомление с различными музыкальными
инструментами. Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
2.Интонационное развитие.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию.
Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Овладение упражнением «вдох выдох». Овладение навыками произвольного и непроизвольного интонирования.
3.Ритмическое развитие.
Временные понятия кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Остинатное движение
ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе. Понятие скорости

музыкального движения - темп. Быстрый темп и медленный темп. Пауза - остановка движения.
Использование движений рук для показа длительностей и паузы. Овладение навыками
ритмического инструментального аккомпанемента.
4.Слушание музыки.
Пьесы, рекомендуемые для прослушивания:
М.Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
«Камаринская» в исполнении оркестра народных инструментов
A.Лядов. «Музыкальная табакерка», «Плясовая» из сюиты «Восемь русских народных песен»
К.Сен-Санс. «Карнавал животных»
П.Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»: «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская»,
«Болезнь куклы», «Баба-Яга»
Фрагменты из балета «Щелкунчик».
«Колыбельная в бурю»
«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Д.Кабалевский. «Ежик», «Клоуны»
С.Майкапар. «Эхо в горах.
Л.Половинкин, А.Толстой. «Приключения Буратино». Музыкально-литературная композиция
Н.Сац
B.Шаинский.Песни к сказке Э.Успенского «Чебурашка»
H.Римский-Корсаков.Вступление к опере «Садко»
Г.Гладков. «Как львенок и черепаха пели песню» и другие.
5.Творческие задания.
Сочинение рассказов по впечатлению от прослушанной музыки или по картинке.
Инструментальное музицирование. Двигательная импровизация, соответствующая характеру и
образу произведения.
Второй год обучения
I.Музыкальная
грамота.
Ключи. Скрипичный ключ. Штрихи - стаккато и легато. Пьесы и песенки на 2 и 3
движения. Менуэты, вальсы, марши, польки. Усвоение интонаций из пройденных ступенек.
Движение мелодий по трезвучию. Новые ступеньки. Осознание всего семиступенного звукоряда.
Запись нот 1 октавы на линейках. Интервалы: секунды, терции, кварты, квинты в песенках и на
слух. Мажорное и минорное трезвучия в песенках и на слух. Жанры русских народных песен:
хороводные, плясовые, песенки - заклички, песенки - колядки. Мелодия и аккомпанемент.
Контраст в музыке.
2.Интонационное развитие.
Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков.
Приемы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в
вокальном интонировании и определении на слух.
Песенки - эхо. Освоение семиступенного звукоряда в диапазоне октавы. Расширение диапазона.
3.Ритмическое развитие.
Понятие и восприятие двухдольности и трехдольности через двигательное ощущение.
Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Усложнение ритмического
рисунка. Определение ритма.
4.Слушание музыки.
Произведения, рекомендуемые для прослушивания:
Л. Боккерини. Менуэт

B.А.Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
М.Глинка. «Детская полька»
М.Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») из цикла «Картинки с выставки»
Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»
A. Лядов. «Колыбельная» и «Плясовая» из сюиты «Восемь русских народных песен»
П.Чайковский. Сцена из оперы «Пиковая дама» (хор детей).Вальс из балета «Спящая
красавица»,фрагменты из 2 действия: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная шапочка и волк»
H.Римский - Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»:вступление и сцены из пролога,сцена
проводов Масленицы
Дж. Родари, Н. Пейко. «Приключения Чипполино»
C.
Прокофьев. «Сказочка», симфоническая сказка «Петя и волк»
Я. Френкель, И. Шахов. Музыкальная композиция по сказке Н.Носова «Приключения Незнайки»
Вл. Рубашевский. Музыкальная сказка. «Волшебная семерка»
5.Творческие задания.
Сочинение стихов, рассказов из предложенных слов и ситуаций. Разыгрывание народных
песенок и сказок. Навыки подбора на слух. Двигательная импровизация на 2 и 3 движения.
Сочинение песенок вместе с педагогом.
Третий год обучения
I.Музыкальная грамота.
Звуки 1 и 2 октав. Ноты на добавочных линейках. Правила записи песенок. Диезы и
бемоли. Понятие тоники. Понятие сильной доли. Половинная длительность.
Реприза. Интервалы. Секунды, терции, кварты, квинты. Построение от звука и запись на нотном
стане. Мажорное и минорное трезвучия. Подбор и определение на слух. Понятие о музыкальном
предложении. Двух- и трехчастные формы. Тембры. Группы симфонического оркестра. Типы
оркестров.
2.Интонационное развитие.
Постепенное усложнение вокально - распевочного материала: включение разнообразных
приемов звукоизвлечения, динамическое разнообразие, дикционные трудности. Расширение
возможностей вокального дыхания. Расширение диапазона песенок, использование звуков 2
октавы. Пение на различные слоги и с закрытым ртом. Навыки сольфеджирования (пения по
нотам). Выучивание песенок с названиями нот наизусть. Использование приемов относительной
методики. Проработка интонирования ступеней.
3.Ритмическое развитие.
Понятие сильной доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли.
4.Слушание музыки.
Музыкальные произведения, рекомендуемые для прослушивания:
И.С.Бах. «Волынка». Менуэт соль минор. Фрагменты из органных произведений
Й. Гайдн. «Анданте» до мажор. Менуэт соль мажор
B.А.Моцарт. Фрагменты из «Маленькой ночной серенады».
М. Огиньский. Полонез ля минор
М. Мусоргский. «Гном», «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»
Э. Григ. «Шествие гномов»; «Танец Анитры» и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»
Н. Римский - Корсаков. Фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет
шмеля»
А. Лядов. «Кикимора» и другие.

5.Творческие задания.
Сочинение песенок на заданные стихи. Навыки подбора песенок от разных звуков.
Использование знакомых интервалов в музыкальных сочинениях и импровизациях. Тембровые
викторины.
III. Методическое обеспечение учебного процесса
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет перейти на обучение
по предпрофессиональной программе или общеразвивающей программе.
Уроки по предмету «Развитие музыкальных способностей» должны проходить динамично.
Обязательным элементом урока является слушание музыки, выполнение творческих заданий,
анализ средств музыкальной выразительности.
Преобладающая форма урока - урок - беседа, репродуктивная или эвристическая. Урок
может также представлять собой урок - рассказ, на котором учащиеся делятся своими
музыкальными впечатлениями.
Каждый урок обязательно должен включать повторение
пройденного материала. Беседа о пройденном сопровождается высокой активностью учащихся и
вызывает их интерес. Быстрый темп беседы стимулирует слуховую и мыслительную активность.
Индивидуально сформулированные вопросы дают возможность привлечь к работе слабых и
несколько раскрепостить робких, застенчивых учеников. В случае затруднения можно облегчить
поиск ответа наводящими вопросами или предложить правильный ответ из нескольких вариантов.

IV. Список учебно-методической литературы

1. Арисменди А.Л.де. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989.
2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. М., 1991.
3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. 4.Комиссарова Л.Н., Костина Э.П.
Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М., 1986.
4. Конорова И.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
М.,1990.
5. Манакова И.П. «Дети. Мир звуков. Музыка»
6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,1992.
7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,Л.,1947.
8. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.
М.,1994.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».