Хоровое Пение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

программа по учебному предмету
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
для детей 3 - 7 лет

г. Краснотурьинск
2019 г

«Рассмотрено»

«Утверждаю»

педагогическим советом

Директор

МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1»

отурьинс^ая ДМШ № 1»
С. М. Шотт

Протокол № 5 «14» июня 2019 г.
(дата рассмотрения)

Разработчик:

О «15» июня 2019 г.
(дата утверждения)

Рожкова

Мария

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна,
категории

бюджетного

преподаватель

первой

по

музыки

теории

образовательного учреждения

дополнительного

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Гутман

Евгения

квалификационной
муниципального
культуры

Валерьевна,
категории

преподаватель
по

теории

бюджетного образовательного

дополнительного

первой
музыки

учреждения

образования

детей

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Луженкова

Марина

квалификационной
муниципального
культуры

Николаевна, преподаватель
категории

по

теории

высшей
музыки

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного

образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

детей

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Учебно-тематический план по годам обучения
III. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
2. Содержание разделов
IV. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. список нотной литературы
2. Список методической литературы

3

1.

Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана Школой самостоятельно на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом
многолетнего педагогического опыта в области теории музыки в муниципальном бюджетном
образовательном учреждении культуры дополнительного образования детей «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» (далее Школа).
2. Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Хоровое пение» составляет 3 года (2 года 9 месяцев).
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета:
Год
обучения

Кол-во часов
в неделю

I
II
III

1
1
1

I четверть

9
9
9

II четверть

8
8
8

III четверть

IV четверть

11
11
11

7
7
7

Итого
(количество
часов)

35
35
35

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности
детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения
исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. На хоровые занятия ложится
особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждение их творческих
способностей, в воспитании у детей дисциплины, ответственности и сознательного отношения к
овладению музыкальными знаниями.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме групповых
занятий: 1 час в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока - 30 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Развитие музыкально-творческих способностей на основе приобретённых вокально­
хоровых навыков.
Задачи:
■

■
■
■
■

развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;
овладение вокально-певческими навыками;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
воспитание эстетики звучания, исполнительской и слушательской культуры;
развитие личностных качеств: самоконтроля и самооценки, а также волевых качеств.
4

6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
7. Методы обучения:
■ наглядный (слуховой и зрительный);
■ словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка
исполнения);
■ объяснительно-иллюстрированный
в сочетании
с репродуктивным
(вокальные
иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)

■
■

■
■
■
■
■
■

Методические приёмы:
принцип повторяемости;
принцип эстетического негативизма;
принцип наблюдаемости;
принцип саморегуляции;
принцип элементарных операций;
творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые
ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой
и индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
учебного предмета «Хоровой класс»

Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального
ремонта.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету
«Хоровой класс» требует наличие:
■ концертный зал с концертным с роялем или фортепиано, звукотехническим оборудованием
для концертных выступлений;
■ учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по хоровому
пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий. Каждый
обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей
школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных
источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.

5

2. Учебно-тематический план
I год обучения
Цель:
домузыкальное освоение координации
восприятием фонетики и звуковысотности.

голосообразующих

движений

со

слуховым

Задачи:
■
постепенное увеличение звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат
детей;
■ реагирование на дирижерский жест;
■ умение слушать друг друга во время пения;
■ освоение различных жанров
Примерное построение урока
Подготовка голосового аппарата к вокальной деятельности:
1.Артикуляционная гимнастика : - разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и
ротоглоточной полости; - знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности
отличающейся от речевой.;
2.
Интонационно-фонетические упражнения (абстрактный и конкретный варианты)
3. Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
4. Речевые каноны
5. Работа над музыкальным произведением - беседа о характере музыки; - пропевание мелодии
разными приемами;
6. Исполнение музыкально-игровых произведений (песни-игры)
Форма отчетности: открытые занятия для родителей, тематические концерты, утренники.
Примерный репертуарный список:
Гречанинов А. «Петушок»
Поплянова Е. «Дождик»
Поплянова Е. «Шла весёлая собака» (канон)
Савельев Б. «Зверобика» песня-игра
Старокадоский М. «Зимняя пляска»
Тугаринов Ю. «Я рисую море»
Французская народная песня «Пастушья песенка»
Французская народная песня-игра «Большой олень»
II год обучения
Цель:
Продолжение освоения координации
восприятием фонетики и звуковысотности.

голосообразующих

движений

со

слуховым

Задачи:
■ постепенное увеличение звуковысотной и динамической нагрузки на голосовой аппарат
детей (освоение II уровня упражнений В.В. Емельянова)
■ реагирование на дирижерский жест;
■ умение слушать друг друга во время пения;
■ освоение различных жанров
6

Примерное построение урока
Подготовка голосового аппарата к вокальной деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика:
2. Интонационно-фонетические упражнения (абстрактный и конкретный варианты)
3. Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
4. Речевые каноны
5. Работа над музыкальным произведением
6. Исполнение музыкально-игровых произведений (песни-игры)
Форма отчетности: открытые занятия для родителей, тематические концерты
Примерный репертуар:
Бойко Р. «Скрипка», «Сапожки»
Глинка М. «Песня Ильинишны»
Поплянова Е. «Дождик»
Поплянова Е. «Жук» 13
Поплянова Е. «Шла весёлая собака» (канон)
Ройтерштейн М. «Хоровые забавы» (каноны)
Савельев Б. «Зверобика» песня-игра
Соснин С. «Солнечная капель»
Тугаринов Ю. «Я рисую море»
Французская народная песня «Пастушья песенка»
Французская народная песня-игра «Большой олень»
III год обучения
Цель:
Развитие показателей академического певческого голосообразования
Задачи:
■ устранение неравномерности развития голосового аппарата;
■ развитие фонематического слуха;
■ понимание дирижерского жеста;
■ умение петь в ансамбле;
■ освоение различных жанров
Примерное построение урока
Подготовка голосового аппарата к вокальной деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика:
2. Интонационно-фонетические упражнения (конкретный вариант)
3. Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
4. II уровень Фонопедического метода развития голоса (упражнения с инструментом)
5. Речевые каноны
6. Работа над музыкальным произведением
Форма отчетности: открытые занятия для родителей, тематические концерты.
Примерный репертуар:
Аренский А. «Расскажи, мотылек»
7

Бойко Р. «Скрипка», «Сапожки», «Как казак мыл коня», «Дело было в Каролине»
Глинка М. «Песня Ильинишны»
Калинников В. «Мишка»
Лядов А. «Колыбельная»
Минков М. «Катерок»
Никитин С. Пастушок»
Песков Н. «Пробуждальная песенка»
Польская народная песня в обр. А.Сигединского «Кукушка» Поплянова Е. «Шла весёлая собака»
(канон)
Ройтерштейн М. «Хоровые забавы» (каноны)
Словацкая народная песня «Спи, моя милая»
Струве Г.«Моя Россия»
Тугаринов Ю. «Я рисую море»
Тугаринов Ю. «Поиграем»
Французская народная песня «Братец Яков»
Французская народная песня «Пастушья песенка»
Швейцарская песня «Кукушка»
2.

Содержание учебного предмета

Хоровые
занятия
должны
способствовать
развитию
голосовых
данных,
совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками, проявлению
творческой индивидуальности. Использование различных методик вокального воспитания
помогает преподавателю в полной мере раскрыть способности учащегося.
Развитие вокального слуха у учащегося является важной задачей для осознания качества
вокального голоса. Основная задача преподавателя сделать эти чувства и ощущения осознанными.
Прежде всего научиться слушать и слышать основные вокальные качества голоса: интонацию,
динамику, тембр, дикцию.
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
I год обучения
Певческая установка: положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения
сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Знакомство с
регистрами. I уровень СГДК (игровые упражнения)
II год обучения
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера
исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и
активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. I уровень СГДК
(игровые упражнения)
III год обучения
Закрепление навыков. Различная атака звука. Знакомство с «цепным» дыханием. Развитие
навыков хорового исполнительства и артистизма. Дыхание: петь более продолжительные фразы,
брать дыхание соответственно характеру произведения, совершенствовать навык «цепного»
8

дыхания. Звукообразование: прохождение I уровня, игровых упражнений. Дикция: четко и
коротко произносить согласные.
Звуковедение и дикция
I год обучения
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно
мягкая атака звука.
II год обучения
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение
гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Пение
поп legato и legato. Нюансы - mf, mp
III год обучения
Закрепление навыков. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет
активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения
согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение
дикционной активности при нюансах р и pp.
Ансамбль и строй
I год обучения
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении
текста.
II год обучения
Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и
минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком. Навыки пения без сопровождения. Каноны: речевые и музыкальные.
III год обучения
Закрепление навыков. Умение петь в ансамбле: добиваться унисона, достижение
гармонического ансамбля, выразительно интонировать ступени различных видов мажорного и
минорного ладов. Владение навыками пения без сопровождения. Каноны.
Формирование исполнительских навыков
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды
динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго
размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и
ускорение в середине произведения. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

9

Работа над репетуаром
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости
расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное
средство патриотического, идейно - эстетического, нравственного воспитания учащихся.
Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных
композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой
всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего
произведения, так и отдельных его частей. Основная часть отобранных для разучивания
сочинений должна полностью соответствовать исполнительским возможностям коллектива,
другая - опережать их, а третья - быть легче, достигнутого уровня. Так учащиеся знакомятся с
многообразными жанрами хоровой музыки.
Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем
хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка
различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся,
помогают формировать их художественную культуру.
Внимательное и чуткое отношение руководителя к каждому ребёнку индивидуально
поможет добиться правильного и естественного развития голоса. Следует помнить, что охрана
детского голоса является самой важной задачей хормейстера.
ВАЖНО! Не допускать форсированного звучания, приносящего часто непоправимый вред.

10

4. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список нотной литературы
2.

Басок М., Бызов А., Нименский А . Хоры и песни для детей

3.

Бехтерева Г . Произведения для хора без сопровождения. Киров, 2007

4.

Будем с песенкой дружить. Выпуск 4. М., 1985

5.

Вместе с хором. Репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. С-П., 2003

6.

5.Гладков Г. Путешествие в сказку. М., 1980

7.

Гречанинов А. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М., 1977

8.

Джаз в детском хоре. Выпуск 2. М., 2007

9.

Детские песни на стихи И.Токмаковой. Сост. И.Мазнин. М., 1988

10. Игра в классику. Проект Д.Тухманова и Ю.Энтина. Челябинск, 2004
11. Иевлев А . Подарок маме. Казань, 2001
12. Кудряшов А. Настольная книга музыкального руководителя. Ростов-на-Дону, 2006
13. Литовко Ю . Каноны для детского хора без сопровождения. Л., 1976
14. Марченко Л . Лучшие детские песни о разном. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2008
15. Наумова А. Праздник круглый год. Ростов-на-Дону, 2010
16. Паулс Р. Птичка на ветке. С-П., 2004
17. Песни для детского хора. Выпуск 16. М., 1988
18. Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Ростов-на-Дону, 2010
19. Пошли гулять ботинки. Эстрадные песни для детей в сопровождении фортепиано. М., 1970
20. Чернышов А. Бурляля. Сборних детских песен. Ростов-на-Дону, 2010
21. Поет

старший хор

Сормовского Центра творчества юных города Н.Новгорода.

ЧастьТюмень, 2000
22. Русская хоровая музыка. Хрестоматия для детского хора. Сост. П.Халабузарь. М., 2003
23. СлавкинМ. Песни и хоры для детей младшего, ср. и старшего возраста. М.: Владос, 1999
24. Тухманов Д., Энтин Ю. Знакомые насекомые. Челябинск, 2004
25. Тухманов Д., Энтин Ю. Бяки-буки. Челябинск, 2004
3. Список методической литературы
1.

Детский хор. Учебно-методическое пособие. Сост. Ходош Э. Ростов-на-Дону, 2010

2.

Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972

3.

Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985

4.

Развитие детского голоса. Ред. Шацкой В. М., 1963

5.

Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.,1988

6.

Чесноков П. Хор и управление им. М.,1961

7.

Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. М., 1986
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».