МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПО.01.УП.01 «Специальность и чтение с листа»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств и ДШИ
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 «Специальность и чтение с листа» разработана
на основе Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» от 12.03.2012
г. № 163, с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано
в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет ПО.01.УП.01 «Специальность и чтение с листа» направлен на
формирование у обучающихся комплекса музыкально-исполнительских и теоретических знаний,
умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего профессионала,
а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся
на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ; выявление наиболее одаренных детей планирующих поступление в
учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи учебного предмета: развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма; освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета; овладение учащимися основными исполнительскими
навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение
как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент; обучение навыкам
самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение
обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; формирование у
наиболее одарённых выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Результатом освоения программы «Специальность и чтение с листа» в области
искусств «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства: знания характерных особенностей музыкальных
жанров и основных стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения
грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; умения
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; умения
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального
произведения; умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или
инструментальных музыкальных произведений; навыков чтения с листа несложных музыкальных
произведений; навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков
публичных выступлений;
в области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов
жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных
ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических
музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на инструменте; умения осмысливать музыкальные произведения,
события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; навыков
восприятия элементов музыкального языка; сформированных вокально-интонационных навыков
ладового чувства; навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа; навыков анализа
музыкального произведения; навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды; навыков записи музыкального текста по
слуху; первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
Срок освоения учебного предмета «Специальность и чтение с листа)» для детей,
поступивших в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет (7 лет, 9 месяцев).
Срок освоения программы «Специальность и чтение с листа)» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Специальность и чтение с листа» по 8-летнему сроку обучения определяет
максимальную учебную нагрузку, включая аудиторные занятия и самостоятельную работу и
составляет: с 1 по 8 классы - 1777 часов (9-й год обучения - 297 часов).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность
урока - 40 минут.
Промежуточная аттестация, в соответствии с ФГТ, может проводиться в форме
контрольных уроков, зачётов и экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Все учебные аудитории для занятий по учебному предмету
"Специальность и чтение с листа" оснащены музыкальными инструментами (фортепиано),
площадь каждого класса не менее 9 кв.м. В Школе имеется концертный зал с концертными
роялями, библиотека с нотной и методической литературой.
Разработчик: А. Л. Болдырева, заведующая отделом специального фортепиано
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПО.01.УП.02 «Ансамбль»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 «Ансамбль» разработана на основе
Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства «Фортепиано» от 12.03.2012 г. № 163, с учётом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Ансамбль» является составной частью предпрофессиональной
подготовки обучающихся. В классе фортепианного ансамбля развиваются навыки дуэтного
музицирования, познаются его специфические особенности. Приобретение навыков ансамблевого
исполнительства ведёт к расширению музыкального кругозора, активизирует творческую
направленность, развивает музыкальное мышление, позволяет накопить репертуарный багаж.
Учебный предмет ПО.01.УП.02 «Ансамбль» направлен на формирование у
обучающихся комплекса музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
в области музыкального искусства, необходимых для будущего профессионала, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся
на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на фортепиано произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ; выявление наиболее одаренных детей планирующих поступление в
учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи учебного предмета: развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма; освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета; овладение учащимися основными исполнительскими
навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение
как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент; обучение навыкам
самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение
обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; формирование у
наиболее одарённых выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Результат освоения программы «Ансамбль»
Главные планируемые результаты реализации образовательной программы связаны не
только с получением обучающимися необходимых навыков игры с партнёром, но и с комплексом
музыкальных дисциплин (сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная
литература), изучив которые обучающийся должен: овладеть основами ансамблевой практики;
усвоить понятие ауфтакта и внутридолевой пульсации; научиться читать с листа в ансамбле; уметь
проанализировать роль и значение своей партии в исполняемом произведении; уметь
самостоятельно выучить свою партию и исполнить ее в ансамбле; владеть профессиональной
терминологией; ставить исполнительские задачи, требующие ритмической согласованности,
динамического равновесия, единства штрихов и фразировки, исполняемых произведений в
ансамбле; знать творчество композиторов русской и зарубежной классики, современных
отечественных и зарубежных композиторов, произведения которых входят в репертуарный план
работы в классе ансамбля.
Срок освоения учебного предмета «Ансамбль» для детей, изучающих данный предмет с
четвёртого класса, составляет 4 года (3лет, 9 месяцев).
Срок освоения программы «Ансамбль»
для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего
образования
и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Ансамбль» определяет максимальную учебную нагрузку, включающую аудиторные и
самостоятельные занятия и составляет по 8-летнему сроку обучения - 330 часов.
Текущий контроль осуществляется регулярно (с периодичностью не более чем через два,
три урока) в рамках расписания занятий.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока в конце в конце 2
четверти и в конце 4 четверти.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая.
Режим занятий по 8-летней программе - 1 час в неделю со 4 по 7 класс.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета «Ансамбль» учебные
аудитории имеют площадь не менее 12 кв.м. Концертный зал Школы оснащен роялями.
Разработчик: А. Л. Болдырева, заведующая отделом специального фортепиано
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»
ПО.01.УП.03 «Концертмейстерский класс»
для учащихся 7 - 8 классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.03 «Концертмейстерский класс» разработана на
основе Федеральных
государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» от 12.03.2012
г. № 163, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области концертмейстерского
искусства в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на формирование у обучающихся
комплекса музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства, необходимых для будущего профессионала, а также на эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Цель учебного предмета развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в ансамбле; воспитание разносторонне развитой личности с большим
творческим потенциалом путём приобщения обучающихся к ценностям мировой музыкальной
культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на
приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие
самостоятельности в данных видах деятельности.
Задачи учебного предмета: формирование навыков совместного творчества обучающихся
в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного
музицирования; развитие интереса к совместному музыкальному творчеству; умение слышать все
произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы; умение
следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста; приобретение знаний об
особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение
инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.)
исполнительства; навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом; приобретение
навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом; приобретение
опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений; формирование у
наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области
музыкального исполнительства.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей
ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы «Фортепиано»
Федеральными
государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и
задачи: «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс», которые в
совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее
наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также
подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.
Срок освоения программы для детей, изучающих данный предмет с седьмого класса,
составляет 1,5 года (1 год, 4 месяца).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Концертмейстерский класс» составляет по восьмилетнему обучению - 49 часов.
Главные планируемые результаты реализации образовательной программы связаны не
только с получением обучающимися необходимых навыков игры в ансамбле с иллюстратором, но
и с комплексом музыкальных дисциплин (сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое
пение, музыкальная литература), изучив которые обучающийся должен: уметь аккомпанировать
солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения; уметь
создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста,
разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учётом характера каждой
партии; иметь сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста; разбираться в особенностях исполнения
произведений различных жанров и стилей, знать основные принципы аккомпанирования солисту;
иметь сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений с
иллюстратором и приёмах работы над исполнительскими трудностями; уметь транспонировать
простые музыкальные произведения различных жанров и форм сольно и с иллюстратором;
бегло читать с листа; знать творчество композиторов прошлого и настоящего, а также ярких
представителей исполнительского искусства; знать наиболее употребительные музыкальные
термины; уметь словесно охарактеризовать исполняемые или прослушанные произведения; иметь
навыки репетиционно-концертной работы в качестве концертмейстера; иметь опыт творческой
деятельности.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
учебная аудитория имеет площадь не менее 12 кв.м. Концертный зал Школы оснащен роялями..
Разработчик: А. Л. Болдырева, заведующая отделением специального фортепиано
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04 «Сольфеджио»
для учащихся 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Сольфеджио» разработана в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным
программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Учебная программа
составлена
на основе
материалов
примерной
программы
по учебному
предмету
«Сольфеджио», разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего
педагогического опыта теоритического отдела МБУ «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление
одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета «Сольфеджио»: формирование комплекса знаний, умений и
навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства
метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование
знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; формирование у
наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного
вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада,
метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии; умение
сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием
навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать
на
заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и
навыков: умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его
построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте
музыкального произведения; формирование навыков сочинения и импровизации музыкального
текста; формирование навыков восприятия современной музыки.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио»
При реализации учебной программы «Сольфеджио» со сроком обучения 8 лет объем
аудиторной учебной нагрузки по учебному предмету составляет - 378,5 часа (обязательная часть)
и 16 часов (вариативная часть). При реализации учебной программы с дополнительным годом
обучения (9 лет) объем аудиторной учебной нагрузки - 428 часов (обязательная часть) и 16 часов
(вариативная часть).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года.
Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 6 классе (при 8летнем плане обучения).
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения: при 8-летнем
сроке обучения - в 8 классе, при 9-летнем - в 9 классе.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио»,
оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Разработчик: Е. В. Гутман, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04 «Сольфеджио»
для учащихся 1-5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Сольфеджио» разработана в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным
программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Учебная программа
составлена
на основе
материалов
примерной
программы
по учебному
предмету
«Сольфеджио», разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего
педагогического опыта теоритического отдела МБУ «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление
одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета «Сольфеджио»: формирование комплекса знаний, умений и
навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства
метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование
знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; формирование у
наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного
вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада,
метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии; умение
сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием
навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать
на
заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и
навыков: умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его
построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте
музыкального произведения; формирование навыков сочинения и импровизации музыкального
текста; формирование навыков восприятия современной музыки.
Общая трудоемкость предмета «Сольфеджио»
При реализации учебной программы «Сольфеджио» со сроком обучения 5 лет объем
аудиторной учебной нагрузки по учебному предмету составляет - 247,5 часа (обязательная часть)
и 16 часов (вариативная часть). При реализации учебной программы с дополнительным годом
обучения (6 лет) объем аудиторной учебной нагрузки - 297 часов (обязательная часть) и 16 часов
(вариативная часть).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года.
Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 3 классе (при 5летнем плане обучения).
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения: при 5-летнем
сроке обучения - в 5 классе, при 6-летнем - в 6 классе.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Сольфеджио», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием,
учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются
наглядными пособиями.
Разработчик: Е. В. Гутман, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
УП.02 «Слушание музыки»
Программа учебного предмета УП.02 «Слушание музыки» разработана
на
основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к
дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и
ударные инструменты».
11рограмма учебного предмета составлена на основе материалов примерной
программы
по учебному
предмету «Музыкальная
литература»,
разработанной
Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического опыта
теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Программа по слушанию музыки поможет учащимся накопить достаточный
опыт слухового восприятия разного по жанрам и стилям музыкального материала,
акцентирует внимание на изучении элементов музыкального языка, музыкальных форм,
различных музыкальных жанров и стилей на примерах более простых, доступных
детскому восприятию музыкальных произведений.
Раннее приобщение учащихся к слушанию классической музыки воспитывает
разносторонне развитого музыканта и грамотного слушателя.
Целью изучения предмета является создание условия для эстетического
воспитания и духовно-нравственного развития детей.
Структура предмета программы содержит необходимые для организации занятий
разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание
дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки
обучающихся; формы и методы контроля, система оценок: методическое обеспечение
учебного процесса.
Основные образовательные технологии
Форма проведения занятий по предмету «Слушание музыки» - мелкогрупповая,
от 4 до 10 человек.
Требования к результатам освоения предмета
Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки»
являются следующие знания, умения, навыки:
- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих. в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
м узы кал ы ю го п р о из ве де н и я;
умение проанализировать
и рассказать о своем впечатлении
от
прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами
своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
- умение продемонстрировать первичные знания основных эстетических и
стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и
киноискусства.
Общая трудоемкость предмета
При реализации программы объем аудиторной учебной нагрузки по учебному
предмету «Слушание музыки» составляет - 98 часов.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он
направлен на поддержание
учебной дисциплины,
ответственную организацию
домашних
занятий. Учёт успеваемости может проводиться в форме контрольных
уроков в виде письменных работ и устных опросов, теста, викторины по
прослушанным произведениям, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных
заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних
заданий, темпы продвижения ученика.
Промежуточная аттестация предусматривает итоговый контрольный урок в
виде дифференцированного зачета в конце изучения учебного предмета.
Разработчик: Е. В. Гутман, преподаватель МБУ ДО «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.03 «Музыкальная литература»
для учащихся 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.03 «Музыкальная литература» разработана на
основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
составлена
на
основе
материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная литература»,
разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического
опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть
предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной
литературе является частью итоговой аттестации.
Цель изучения учебного предмета «Музыкальная литература»: развитие музыкальнотворческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные
произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи учебного предмета «Музыкальная литература»: формирование интереса и
любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; воспитание музыкального
восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов
музыкального языка; знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных
жанров; знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение работать с нотным
текстом (клавиром, партитурой); умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; формирование у наиболее
одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
Требования к результатам освоения предмета
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает
художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное
развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у
учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых
навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального
восприятия и мышления; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров
и форм от эпохи барокко до современности; умение в устной и
письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять
вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией,
определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются: первичные знания о роли и значении
музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным
требованиям; на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4
по 8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
При реализации учебной программы со сроком обучения 8 лет объем аудиторной
учебной нагрузки по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет - 181,5 часа.
Форма проведения занятий по учебному предмету «Музыкальная литература» мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого полугодия. Может
проводиться в форме контрольного урока, зачета. Учебным планом предусмотрен
промежуточный контроль в форме экзамена в 7 классе (при 8-летнем плане обучения).
Итоговый контроль осуществляется в конце 8 класса. Федеральными государственными
требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить
в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая
письменная работа).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим
оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Разработчики: М. Н. Луженкова, М. Н. Рожкова, преподаватели теоретического отдела
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература»
для учащихся 1 - 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» разработана на
основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
составлена
на
основе
материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная литература»,
разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического
опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть
предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной
литературе является частью итоговой аттестации.
Цель изучения учебного предмета «Музыкальная литература» - развитие музыкальнотворческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные
произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи учебного предмета «Музыкальная литература»: формирование интереса и
любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; воспитание музыкального
восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов
музыкального языка; знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных
жанров; знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение работать с нотным
текстом (клавиром, партитурой); умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; формирование у наиболее
одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
Требования к результатам освоения предмета
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает
художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное
развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у
учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых
навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального
восприятия и мышления; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров
и форм от эпохи барокко до современности; умение в устной и
письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять
вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией,
определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются: первичные знания о роли и значении
музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным
требованиям; на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
При реализации учебной программы со сроком обучения 5 лет объем аудиторной
учебной нагрузки по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет - 181,5 часа.
Форма проведения занятий по учебному предмету «Музыкальная литература» мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого полугодия. Может
проводиться в форме контрольного урока, зачета. Учебным планом предусмотрен
промежуточный контроль в форме экзамена в 4 классе.
Итоговый контроль осуществляется в конце 5 класса. Федеральными государственными
требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить
в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая
письменная работа).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим
оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Разработчики: М. Н. Луженкова, М. Н. Рожкова, преподаватели теоретического отдела
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04. «Хоровой класс»
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04. «Хоровой класс» разработана на основе
и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ)
к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и
составлена на основе материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная
литература» от 12.03.2012 г. № 161, разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с
учетом многолетнего педагогического опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская
ДМШ № 1» (далее Школа).
В детской музыкальной школе, где обучающиеся сочетают хоровое пение с обучением
игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших
факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных
навыков.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений
и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование,
духовно-нравственное развитие ученика.
Цель программы: создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и
навыков в области хорового пения; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; приобретение детьми опыта
творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Задачи учебного предмета: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и
навыков в области хорового пения; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; приобретение детьми опыта
творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
хорового: знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений хорового исполнительства; знания музыкальной
терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов; умения самостоятельно разучивать вокальнохоровые партии; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения; навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений; первичных
навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных
выступлений;
инструментального: знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять
музыкальные произведения на фортепиано; умения самостоятельно разучивать музыкальные
произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при
исполнении на фортепиано музыкального произведения; умения самостоятельно преодолевать
технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; умения по
аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений; навыков
чтения с листа несложных музыкальных произведений; навыков подбора по слуху музыкальных
произведений; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов
жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных
ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических
музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при вокальнохоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; умения
осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме
ведения бесед, дискуссий; навыков восприятия элементов музыкального языка; сформированных
вокально-интонационных навыков ладового чувства; навыков вокального исполнения
музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального
сольфеджирования, пения с листа; навыков анализа музыкального произведения; навыков записи
музыкального текста по слуху.
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек).
Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1-3 классы, старший
хор: 4-8 классы. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы
занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более
продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному
развитию каждого ребенка.
Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» в Школе созданы
материально-технические условия, которые включают в себя: концертный зал с концертным
роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Разработчик: М. Н. Рожкова, преподаватель теоритического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
П0.02.УП.04 «Элементарная теория музыки»
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Элементарная теория музыки» разработана
в
соответствии
с
Федеральными
государственными требованиями (далее ФГТ)
к
дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные
инструменты». Учебная программа составлена на основе материалов примерной программы
по учебному предмету «Элементарная теория музыки», разработанной Институтом РОСКИ
(г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического опыта теоритического отдела МБУ
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Элементарная теория музыки»» входит в обязательную часть
предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно
связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку
детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Цель программы: изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня
развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета: обобщение знаний по музыкальной грамоте; понимание
значения основных элементов музыкального языка; умение осуществлять практические задания
по основным темам учебного предмета; систематизация полученных сведений для элементарного
анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств; формирование и развитие
музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на: выработку у
обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными
требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение
планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительное
отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных
способов достижения результата
Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория
музыки» должен отражать: знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд,
лад, интервал, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); первичные знания о
строении
музыкальной
ткани,
типажах изложения музыкального материала;
умение
осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных
средств в контексте музыкального произведения; наличие первичных навыков по анализу
музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является
приобретение
обучающимися
также
следующих
знаний, умений и навыков:
знание
музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их
взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса; умение использовать
полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение
строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и
модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного
музыкального материала; навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных
навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей
звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального
текста.
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям
вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения.
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки»: 1 год: в 8 классе
при 8-летнем обучении.
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»: при реализации
учебной программы «Элементарная теория музыки» объем аудиторной учебной нагрузки
составляет - 33 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек,
продолжительность урока - 40 минут.
Форма контроля
Оценка качества реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольного
урока
и
дифференцированного зачёта на завершающих полугодия учебных занятиях в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Элементарная теория музыки»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета, оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной
мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.
Разработчик: Ю. Г. Грищук, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»