МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
ПО.01.УП.01. «Специальность (скрипка)»
для 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (скрипка) разработана на
основе Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к
дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
от 12.03.2012 г. № 164, а также с учётом многолетнего опыта в области исполнительства на
струнных инструментах в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих
способностей
обучающихся на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрепке произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ; выявление наиболее одаренных детей планирующих поступление в
учреждения,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования.
Задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»: воспитание и развитие у
обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности разных народов; развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах
программы учебного предмета; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений.
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на: выявление одаренных
детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для
художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, навыков сольного, ансамблевого
исполнительства, опыта творческой деятельности; овладение духовными и культурными
ценностями народов мира; приобщение детей к коллективному музицированию; выявление
наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на скрипке и подготовки их
к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования в области искусств.
Результатом освоения программы «Специальность (скрипка)» является: приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков музыкального исполнительства: знания
художественно-эстетических,
технических
особенностей,
характерных
для
сольного,
ансамблевого исполнительства; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять
музыкальные произведения соло, в ансамбле на скрипке; умения самостоятельно разучивать
музыкальные произведения различных жанров и стилей на скрипке; умения самостоятельно
преодолевать технические трудности при разучивании музыкального произведения на скрипке;
умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; навыки
игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров; навыки
импровизации; чтения с листа несложных музыкальных произведений на скрипке и на
фортепиано; навыки подбора по слуху; умения осмысливать музыкальные произведения и
события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий; навыков
восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды.
Срок
реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6,5 лет до 9 лет,
составляет 8 лет (7 лет 9 месяцев).
Для детей планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
срок может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Специальность (скрипка)» составляет по восьмилетнему обучению - 1777 часов, (9
класс 297 часов).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность
урока - 40 минут.
Промежуточная аттестация, в соответствии с ФГТ, может проводиться в форме
контрольных уроков, зачётов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета аудитория для занятий имеет
площадь не мене
9 кв.м. В Школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания музыкальных инструментов
Разработчик: С. И. Гильманова, преподаватель по классу скрипки муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
ПО.01.УП.01. «Специальность (виолончель)»
для 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (виолончель)» разработана
на основе Федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Струнные инструменты» от 12. 03.2012 г. № 164.
Программа учебного предмета «Специальность (виолончель)» составлена с учётом
многолетнего опыта в области исполнительства на струнных инструментах в МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее - Школа).
Цель программы: обеспечение развития музыкально-творческих
способностей
учащихся на основе формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных
жанров и форм в соответствии с ФГТ; выявление наиболее одаренных детей планирующих
поступление
в
учреждения,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального образования.
Задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»: воспитание и развитие у
обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности разных народов; развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах
программы учебного предмета; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений.
Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на: выявление одаренных
детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для
художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на виолончели, навыков сольного,
ансамблевого исполнительства, опыта творческой деятельности; овладение духовными и
культурными ценностями народов мира; приобщение детей к коллективному музицированию;
выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на виолончели и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.
Результатом
освоения
программы
«Специальность
(виолончель)»
является:
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков музыкального
исполнительства: знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных
для сольного, ансамблевого исполнительства; знания музыкальной терминологии; умения
грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле на виолончель; умения
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на
виолончели; умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
музыкального произведения на виолончели; умения создавать художественный образ при
исполнении музыкального произведения; навыки игры на фортепиано несложных музыкальных
произведений различных стилей и жанров; навыки импровизации; чтения с листа несложных
музыкальных произведений на виолончели и на фортепиано; навыки подбора по слуху; умения
осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в
форме ведения бесед, дискуссий; навыков восприятия музыкальных произведений различных
стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Срок реализации учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (виолончель)» для
детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с 6,5 лет до 9 лет, составляет 8 лет (7 лет 9
месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих
поступление
в образовательные учреждения,
реализующие
основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть
увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Специальность (виолончель)» составляет по восьмилетнему обучению - 1777 часов, (в
9 классе - 297 ч.).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность
урока - 40 минут.
Промежуточная аттестация, в соответствии с ФГТ, может проводиться в форме
контрольных уроков, зачётов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации учебного предмета аудитория для занятий имеет
площадь не мене 9 кв.м. В учебном классе имеется в наличии: пюпитр, метроном, музыкальные
инструменты (скрипки), фортепиано. В Школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания музыкальных инструментов.
Разработчик: Н. М. Луговская, преподаватель по классу виолончели муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
ПО.01.УП.03 «Фортепиано»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.03 «Фортепиано» разработана на основе
Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные
инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
от 12.03.2012 г. № № 162, 164, 165, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в
области
исполнительства на электронных музыкальных инструментах в МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Фортепиано» входит в вариативную часть предпрофессиональной
программы в предметной области «Музыкальное исполнительство», тесно связан с предметом
«Фортепиано» и ориентирован на освоение навыков игры на синтезаторе, развитие музыкально творческих способностей обучающихся.
Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства.
Задачи учебного предмета: развитие общей музыкальной грамотности ученика и
расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке
и музыкальному творчеству; владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом
возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- nonlegato,
legato, staccato; развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности; овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований; обучение
навыкам
самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в
ансамбле; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами,
фразировкой, динамикой, педализацией; приобретение навыков публичных выступлений, а также
интереса к музицированию.
Результат освоения
программы учебного предмета «Фортепиано»: знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для
фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; владение основными видами
фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; знания
музыкальной терминологии; умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на фортепиано; умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения; умения использовать теоретические знания при игре на
фортепиано; навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых
уроках и т.п.; навыки чтения с листа легкого музыкального текста; навыки (первоначальные) игры
в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле; первичные навыки в области
теоретического анализа исполняемых произведений.
Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»: на освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час
аудиторных занятий в неделю для обучающихся струнных инструментов, для народных, духовых
и ударных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе - 1 час в неделю.
Максимальная учебная нагрузка, включая аудиторные занятия и самостоятельную
работу, составляет: струнные инструменты: с 3 по 8 класс - 594 час;
народные инструменты, духовые и ударные инструменты: с 4 по 8 класс- 429 час.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, 1 раз в неделю.
Промежуточная аттестация, в соответствии с ФГТ, проводится в форме контрольных
уроков, зачётов и экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов, академических
концертов, исполнения концертных программ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации данной программы созданы следующие условия:
класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к
нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Музыкальные инструменты
регулярно настраиваются.
Разработчик: А. Л. Болдырева, зав. отделением специального фортепиано муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства
«Народные инструменты»,
«Духовые и ударные инструменты»
ПО.01.УП.03 «Фортепиано»
для учащихся 1 - 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.03 «Фортепиано» разработана на основе
Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные
инструменты», «Духовые и ударные инструменты», а также с учётом многолетнего
педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в МБУ ДО «Краснотурьинская
ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства.
Задачи учебного предмета: развитие общей музыкальной грамотности ученика и
расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке
и музыкальному творчеству; владение основными видами фортепианной техники для создания
художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом
возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов- nonlegato,
legato, staccato; развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности; овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований; обучение
навыкам
самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в
ансамбле; владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами,
фразировкой, динамикой, педализацией; приобретение навыков публичных выступлений, а также
интереса к музицированию.
Результат освоения
программы учебного предмета «Фортепиано»: знание в
соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для
фортепиано зарубежными и отечественными композиторами; владение основными видами
фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу; знания
музыкальной терминологии; умения технически грамотно исполнять произведения разной степени
трудности на фортепиано; умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано
несложного музыкального произведения; умения использовать теоретические знания при игре на
фортепиано; навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых
уроках и т.п.; навыки чтения с листа легкого музыкального текста; навыки (первоначальные) игры
в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле; первичные навыки в области
теоретического анализа исполняемых произведений.
Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
«Фортепиано»: на освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 для
народных, духовых и ударных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе - 1 час в
неделю.
Максимальная учебная нагрузка, включая аудиторные занятия и самостоятельную
работу, для народных, духовых и ударных инструментов составляет: со2 по 5 класс- 346,5 час.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, 1 раз в неделю.
Промежуточная аттестация, в соответствии с ФГТ, проводится в форме контрольных
уроков, зачётов и экзаменов, которые могут проходить в виде технических зачетов, академических
концертов, исполнения концертных программ.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Для реализации данной программы созданы следующие условия:
класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к
нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Музыкальные инструменты
регулярно настраиваются.
Разработчик: А. Л. Болдырева, зав. отделением специального фортепиано муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства
«Струнные инструменты»
ПО.01.УП.02 «Ансамбль (скрипка)»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02 «Ансамбль (скрипка)» разработана на основе
Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной
программе «Струнные инструменты» в области музыкального искусства от 12.03.2012 г. № 165, а
также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на струнных
инструментах в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Цель программы: приобщение детей к музыкальной культуре через пробуждение
интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских
знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства; развитие музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ.
Задачи учебного предмета: стимулирование развития эмоциональности, памяти,
мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; формирование у
обучающихся комплекса исполнительских
навыков, необходимых для
ансамблевого
музицирования; расширение кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром; развитие чувства ансамбля в игре, артистизма и музыкальности; обучение навыкам
самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; формирование знаний,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области музыкального
искусства; решение коммуникативных задач: совместное творчество обучающихся, влияющее на
их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру
друг друга.
Учебный предмет «Ансамбль (скрипка)» направлен на развитие музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области
ансамблевого исполнительства. Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения
скрипачей с обучающимися других отделений Школы, привлекая к сотрудничеству исполнителей
на других инструментах. Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
Результатом освоения учебного предмета «Ансамбль (скрипка)»: приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом; реализацию в ансамбле
индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по
специальности; приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр); развитие навыка чтения нот с листа; развитие навыка транспонирования, подбора по
слуху; знание репертуара для ансамбля; наличие навыков репетиционно-концертной работы в
качестве члена музыкального коллектива;
повышение
мотивации к продолжению
профессионального обучения на инструменте.
Срок освоения программы для детей, изучающих данный предмет с четвёртого класса,
составляет 5 лет (4 года, 9 месяцев).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Ансамбль» определяет максимальную учебную нагрузку, включающую аудиторные и
самостоятельные занятия и составляет по 8-летнему сроку обучения - 412, 5 часов.
Текущий контроль осуществляется регулярно (с периодичностью не более чем через два,
три урока) в рамках расписания занятий.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока в конце в конце 2
четверти и в конце 4 четверти.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая.
Режим занятий по 8-летней программе - 1 час в неделю со 4 по 8 класс.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. В Школе имеется достаточное количество музыкальных
инструментов (скрипок) для ансамблевого музицирования..
Разработчик: С. И. Гильманова, преподаватель по классу скрипки муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету
дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства
«Струнные инструменты»
ПО.01.УП.02 «Ансамбль (виолончель)»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02 «Ансамбль (виолончель)» разработана на
основе Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе «Струнные инструменты» в области музыкального искусства
от 12.03.2012 г. № 164, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на струнных инструментах в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее
Школа).
Цель программы: приобщение детей к музыкальной культуре через пробуждение
интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских
знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства; развитие музыкально-творческих
способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ.
Задачи учебного предмета: стимулирование развития эмоциональности, памяти,
мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле; формирование у
обучающихся комплекса исполнительских
навыков, необходимых для
ансамблевого
музицирования; расширение кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром; развитие чувства ансамбля в игре, артистизма и музыкальности; обучение навыкам
самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; формирование знаний,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные программы в области музыкального
искусства; решение коммуникативных задач: совместное творчество обучающихся, влияющее на
их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру
друг друга.
Учебный предмет «Ансамбль (виолончель)» направлен на развитие музыкальнотворческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в
области ансамблевого исполнительства. Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого
общения виолончелистов с обучающимися других отделений Школы, привлекая к сотрудничеству
исполнителей на других инструментах. Занятия в ансамбле - накопление опыта коллективного
музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.
Результатом освоения учебного предмета «Ансамбль (виолончель)»: приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом; реализацию в ансамбле
индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по
специальности; приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр); развитие навыка чтения нот с листа; развитие навыка транспонирования, подбора по
слуху; знание репертуара для ансамбля; наличие навыков репетиционно-концертной работы в
качестве члена музыкального
коллектива;
повышение
мотивации к продолжению
профессионального обучения на инструменте.
Срок освоения программы для детей, изучающих данный предмет с четвёртого класса,
составляет 5 лет (4 года, 9 месяцев).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Ансамбль» определяет максимальную учебную нагрузку, включающую аудиторные и
самостоятельные занятия и составляет по 8-летнему сроку обучения - 412, 5 часов.
Текущий контроль осуществляется регулярно (с периодичностью не более чем через два,
три урока) в рамках расписания занятий.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока в конце в конце 2
четверти и в конце 4 четверти.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая.
Режим занятий по 8-летней программе - 1 час в неделю со 4 по 8 класс.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. В Школе имеется достаточное количество музыкальных
инструментов (виолончель) для ансамблевого музицирования.
Разработчик: Н.М. Луговская, преподаватель по классу виолончели муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04 «Сольфеджио»
для учащихся 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Сольфеджио» разработана в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным
программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Учебная программа
составлена
на основе
материалов
примерной
программы
по учебному
предмету
«Сольфеджио», разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего
педагогического опыта теоритического отдела МБУ «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление
одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета «Сольфеджио»: формирование комплекса знаний, умений и
навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства
метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование
знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; формирование у
наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного
вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада,
метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии; умение
сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием
навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать
на
заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и
навыков: умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его
построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте
музыкального произведения; формирование навыков сочинения и импровизации музыкального
текста; формирование навыков восприятия современной музыки.
Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио»
При реализации учебной программы «Сольфеджио» со сроком обучения 8 лет объем
аудиторной учебной нагрузки по учебному предмету составляет - 378,5 часа (обязательная часть)
и 16 часов (вариативная часть). При реализации учебной программы с дополнительным годом
обучения (9 лет) объем аудиторной учебной нагрузки - 428 часов (обязательная часть) и 16 часов
(вариативная часть).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года.
Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 6 классе (при 8летнем плане обучения).
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения: при 8-летнем
сроке обучения - в 8 классе, при 9-летнем - в 9 классе.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио»,
оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками,
столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Разработчик: Е. В. Гутман, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04 «Сольфеджио»
для учащихся 1-5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Сольфеджио» разработана в соответствии
с Федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным
программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Учебная программа
составлена
на основе
материалов
примерной
программы
по учебному
предмету
«Сольфеджио», разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего
педагогического опыта теоритического отдела МБУ «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление
одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета «Сольфеджио»: формирование комплекса знаний, умений и
навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства
метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование
знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом; формирование у
наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области искусств.
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: сформированный
комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного
вкуса,
сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада,
метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в
том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной
терминологии; умение
сольфеджировать
одноголосные,
двухголосные
музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием
навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка; умение импровизировать
на
заданные музыкальные темы или ритмические построения; навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио» с дополнительным
годом обучения является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и
навыков: умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его
построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте
музыкального произведения; формирование навыков сочинения и импровизации музыкального
текста; формирование навыков восприятия современной музыки.
Общая трудоемкость предмета «Сольфеджио»
При реализации учебной программы «Сольфеджио» со сроком обучения 5 лет объем
аудиторной учебной нагрузки по учебному предмету составляет - 247,5 часа (обязательная часть)
и 16 часов (вариативная часть). При реализации учебной программы с дополнительным годом
обучения (6 лет) объем аудиторной учебной нагрузки - 297 часов (обязательная часть) и 16 часов
(вариативная часть).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль - контрольный урок в конце каждого учебного года.
Учебным планом предусмотрен промежуточный контроль в форме экзамена в 3 классе (при 5летнем плане обучения).
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения: при 5-летнем
сроке обучения - в 5 классе, при 6-летнем - в 6 классе.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Сольфеджио», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием,
учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются
наглядными пособиями.
Разработчик: Е. В. Гутман, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.02 «Слушание музыки»
для учащихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.02 «Слушание музыки» разработана на основе
и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к
дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Программа учебного предмета составлена на основе материалов примерной программы
по учебному предмету «Музыкальная литература», разработанной Институтом РОСКИ (г.
Москва), а также с учетом многолетнего педагогического опыта теоритического отдела МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1».
Программа «Слушание музыки» поможет обучающимся накопить достаточный опыт
слухового восприятия разного по жанрам и стилям музыкального материала, акцентирует
внимание на изучении элементов музыкального языка, музыкальных форм, различных
музыкальных жанров и стилей на примерах более простых, доступных детскому восприятию
музыкальных произведений.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
ориентирована на: развитие художественных способностей детей и формирование у
обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства; воспитание детей в
творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков
музыкально-творческой деятельности; формирование комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Цель программы: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе
формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкальнотворческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства.
Задачи учебного предмета: развитие интереса к классической музыке; знакомство с
широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной
музыкальной речи; воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе
слушания; приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за
движением музыкальной мысли и развитием интонаций; осознание и усвоение некоторых понятий
и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности; накопление слухового
опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления; развитие одного из
важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному
восприятию); развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы
слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в
разных формах музыкально-творческой деятельности.
Требования к результатам освоения предмета
Результатом освоения программы учебного предмета «Слушание музыки» являются
следующие знания, умения, навыки: наличие первоначальных знаний о музыке, как виде
искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах; способность проявлять
эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения; умение
проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального
произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или
произведениями других видов искусств; умение продемонстрировать первичные знания
основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного,
театрального и киноискусства.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 3 года.
Для учащихся 1 -3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в
неделю по 1 часу.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия
численностью от 4 до 10 человек.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Слушание музыки» определяет максимальную учебную нагрузку, включающую
аудиторные и самостоятельные занятия и составляет по 8-летнему сроку обучения - 147 часов.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий.
Учёт успеваемости может проводиться в форме контрольных уроков в виде письменных
работ и устных опросов, теста, викторины по прослушанным произведениям, на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация предусматривает итоговый контрольный урок
в
виде
дифференцированного зачета в конце изучения учебного предмета.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены
пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами).
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным
мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных
произведений.
Разработчик: Е. В. Гутман,
преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.03 «Музыкальная литература»
для учащихся 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.03 «Музыкальная литература» разработана на
основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
составлена
на
основе
материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная литература»,
разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического
опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть
предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной
литературе является частью итоговой аттестации.
Цель изучения учебного предмета «Музыкальная литература»: развитие музыкальнотворческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные
произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи учебного предмета «Музыкальная литература»: формирование интереса и
любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; воспитание музыкального
восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов
музыкального языка; знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных
жанров; знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение работать с нотным
текстом (клавиром, партитурой); умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; формирование у наиболее
одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
Требования к результатам освоения предмета
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает
художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное
развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у
учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых
навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального
восприятия и мышления; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров
и форм от эпохи барокко до современности; умение в устной и
письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять
вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией,
определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются: первичные знания о роли и значении
музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным
требованиям; на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4
по 8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
При реализации учебной программы со сроком обучения 8 лет объем аудиторной
учебной нагрузки по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет - 181,5 часа.
Форма проведения занятий по учебному предмету «Музыкальная литература» мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого полугодия. Может
проводиться в форме контрольного урока, зачета. Учебным планом предусмотрен
промежуточный контроль в форме экзамена в 7 классе (при 8-летнем плане обучения).
Итоговый контроль осуществляется в конце 8 класса. Федеральными государственными
требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить
в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая
письменная работа).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим
оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Разработчики: М. Н. Луженкова, М. Н. Рожкова, преподаватели теоретического отдела
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература»
для учащихся 1 - 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» разработана на
основе и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ) к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».
Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
составлена
на
основе
материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная литература»,
разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического
опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть
предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной
литературе является частью итоговой аттестации.
Цель изучения учебного предмета «Музыкальная литература» - развитие музыкальнотворческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные
произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в
области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи учебного предмета «Музыкальная литература»: формирование интереса и
любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом; воспитание музыкального
восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов
музыкального языка; знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных
жанров; знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; умение работать с нотным
текстом (клавиром, партитурой); умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; формирование у наиболее
одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и
подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
профессиональные программы.
Требования к результатам освоения предмета
Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает
художественно-эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося, гармоничное
развитие музыкальных и интеллектуальных способностей детей. В процессе обучения у
учащегося формируется комплекс историко-музыкальных знаний, вербальных и слуховых
навыков.
Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков,
отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального
восприятия и мышления; знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров
и форм от эпохи барокко до современности; умение в устной и
письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять
вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией,
определенного исторического кругозора.
Результатами обучения также являются: первичные знания о роли и значении
музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знание
творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным
требованиям; на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к
нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства,
может быть увеличен на один год.
При реализации учебной программы со сроком обучения 5 лет объем аудиторной
учебной нагрузки по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет - 181,5 часа.
Форма проведения занятий по учебному предмету «Музыкальная литература» мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий
контроль осуществляется
регулярно
преподавателем
на уроках, он
направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних
занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий,
инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы
продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в
конце каждой четверти.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждого полугодия. Может
проводиться в форме контрольного урока, зачета. Учебным планом предусмотрен
промежуточный контроль в форме экзамена в 4 классе.
Итоговый контроль осуществляется в конце 5 класса. Федеральными государственными
требованиями предусмотрен экзамен по музыкальной литературе, который может проходить
в устной форме (подготовка и ответы вопросов по билетам) и в письменном виде (итоговая
письменная работа).
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Музыкальная литература»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим
оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
Разработчики: М. Н. Луженкова, М. Н. Рожкова, преподаватели теоретического отдела
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
ПО.02.УП.04. «Хоровой класс»
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04. «Хоровой класс» разработана на основе
и с учетом Федеральных государственных требований (далее ФГТ)
к дополнительным
предпрофессиональным программам
в области музыкального искусства «Фортепиано»,
«Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» и
составлена на основе материалов примерной программы по учебному предмету «Музыкальная
литература» от 12.03.2012 г. № 161, разработанной Институтом РОСКИ (г. Москва), а также с
учетом многолетнего педагогического опыта теоритического отдела МБУ ДО «Краснотурьинская
ДМШ № 1» (далее Школа).
В детской музыкальной школе, где обучающиеся сочетают хоровое пение с обучением
игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших
факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных
навыков.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений
и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование,
духовно-нравственное развитие ученика.
Цель программы: создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и
навыков в области хорового пения; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; приобретение детьми опыта
творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Задачи учебного предмета: выявление одаренных детей в области музыкального искусства в
раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и
навыков в области хорового пения; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на
фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями; приобретение детьми опыта
творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира
и Российской Федерации; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Результатом освоения программы "Хоровое пение" является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
хорового: знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений хорового исполнительства; знания музыкальной
терминологии; умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов; умения самостоятельно разучивать вокальнохоровые партии; умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения; навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений; первичных
навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных
выступлений;
инструментального: знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений; знания музыкальной терминологии; умения грамотно исполнять
музыкальные произведения на фортепиано; умения самостоятельно разучивать музыкальные
произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при
исполнении на фортепиано музыкального произведения; умения самостоятельно преодолевать
технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; умения по
аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений; навыков
чтения с листа несложных музыкальных произведений; навыков подбора по слуху музыкальных
произведений; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки: знания музыкальной грамоты; знания основных этапов
жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных
ими музыкальных произведений; первичные знания в области строения классических
музыкальных форм; умения использовать полученные теоретические знания при вокальнохоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте; умения
осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме
ведения бесед, дискуссий; навыков восприятия элементов музыкального языка; сформированных
вокально-интонационных навыков ладового чувства; навыков вокального исполнения
музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального
сольфеджирования, пения с листа; навыков анализа музыкального произведения; навыков записи
музыкального текста по слуху.
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек).
Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор: 1-3 классы, старший
хор: 4-8 классы. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы
занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более
продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному
развитию каждого ребенка.
Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» в Школе созданы
материально-технические условия, которые включают в себя: концертный зал с концертным
роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Разработчик: М. Н. Рожкова, преподаватель теоритического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АННОТАЦИЯ
по учебному предмету дополнительной предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
для предметной области «Теория и история музыки
П0.02.УП.04 «Элементарная теория музыки»
Программа учебного предмета ПО.02.УП.04 «Элементарная теория музыки» разработана
в
соответствии
с
Федеральными
государственными требованиями (далее ФГТ)
к
дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные
инструменты». Учебная программа составлена на основе материалов примерной программы
по учебному предмету «Элементарная теория музыки», разработанной Институтом РОСКИ
(г. Москва), а также с учетом многолетнего педагогического опыта теоритического отдела МБУ
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее Школа).
Учебный предмет «Элементарная теория музыки»» входит в обязательную часть
предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно
связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку
детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Цель программы: изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня
развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в
профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета: обобщение знаний по музыкальной грамоте; понимание
значения основных элементов музыкального языка; умение осуществлять практические задания
по основным темам учебного предмета; систематизация полученных сведений для элементарного
анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств; формирование и развитие
музыкального мышления.
Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на: выработку у
обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными
требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности, умение
планировать свою домашнюю работу, осуществление самостоятельного контроля за своей
учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительное
отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных
способов достижения результата
Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория
музыки» должен отражать: знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд,
лад, интервал, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция); первичные знания о
строении
музыкальной
ткани,
типажах изложения музыкального материала;
умение
осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных
средств в контексте музыкального произведения; наличие первичных навыков по анализу
музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).
Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» является
приобретение
обучающимися
также
следующих
знаний, умений и навыков:
знание
музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их
взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса; умение использовать
полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение
строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и
модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного
музыкального материала; навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных
навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей
звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального
текста.
Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям
вступительных испытаний в средние профессиональные учебные заведения.
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки»: 1 год: в 8 классе
при 8-летнем обучении.
Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» для детей, не
закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»: при реализации
учебной программы «Элементарная теория музыки» объем аудиторной учебной нагрузки
составляет - 33 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек,
продолжительность урока - 40 минут.
Форма контроля
Оценка качества реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» включает в
себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольного
урока
и
дифференцированного зачёта на завершающих полугодия учебных занятиях в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета
«Элементарная теория музыки»: учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного
предмета, оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной
мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.
Разработчик: Ю. Г. Грищук, преподаватель теоретического отдела муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1»