Фортепиано

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Фортепиано»
3. Учебный план
4. Календарный учебный график образовательного процесса
5. Требования к условиям реализации программы «Фортепиано»
6. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Фортепиано»
7. Программа творческой, методической и просветительской деятельности Школы

2

1. Пояснительная записка
1.1. Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее по тексту –
образовательная программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями, которые устанавливают
требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе, является обязательной при её реализации и при наличии
соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Образовательная программа создана для обеспечения преемственности данной программы с основными профессиональными
образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а
также сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.3. Образовательная программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, предназначена для
работы с музыкально – одарёнными детьми.
1.4. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в муниципальном бюджетном
учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа) и обеспечивает
достижение обучающимися результатов освоения программы «Фортепиано» в соответствии с федеральными государственными требованиями
(далее по тексту – ФГТ).
Основными целями образовательной программы «Фортепиано» являются:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств и общекультурных компетенций (толерантность, нравственность,
духовность, эрудированность, доброжелательность, интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
 воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
а также профессиональной требовательности;
 формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
 выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу;
3

 приобретение навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществление самостоятельного
контроля за своей учебной деятельностью;
 умение давать объективную оценку своему труду;
 формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;
 понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов достижения
результата.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
 выявление и продвижение одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
 создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития
детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные
произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской
индивидуальности;
 воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной, конкурсной);
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира (в том числе с включением регионального компонента);
 формирование навыков самостоятельной работы по знакомству, изучению и постижению музыкального искусства;
 подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные организации, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства.
1.5. Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до
девяти лет, составляет 8 лет.
1.6. Срок освоения образовательной программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы
основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные организации,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
(9 лет).
1.7. Школа имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращённые сроки, а также с ориентацией на повышенный уровень
освоения программы и по индивидуальным учебным планам, учитывающим соблюдение федеральных государственных требований.
4

1.8. При приёме на обучение по программе «Фортепиано» Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма,
музыкальной памяти, эмоциональности. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные
произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).
1.9. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Фортепиано», разработанной
Школой на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Школой.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
в области музыкального искусства «Фортепиано»
2.1. Планируемым результатом освоения образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» является
качественное и прочное приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях обязательной части:
в области музыкального исполнительства обучающийся должен:















знать характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и композиторские индивидуальности;
знать музыкальную терминологию;
уметь грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на фортепиано;
уметь создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого на фортепиано музыкального произведения;
уметь ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении музыкальных произведений на фортепиано;
уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на фортепиано;
уметь аккомпанировать исполнению несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
обладать навыками чтения с листа несложных музыкальных произведений на фортепиано;
обладать навыками подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского опыта (как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений.

в области теории и истории музыки обучающийся должен:
 знать музыкальную грамоту и основы теории музыки;
5

 знать основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданные ими
музыкальные произведения;
 обладать первичными знаниями в области строения классических музыкальных форм;
 уметь использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
 уметь осмысливать музыкальные произведения и события путём изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий,
рассказов;
 обладать навыками восприятия музыкального языка;
 обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
 обладать навыками анализа музыкального произведения (особенностей стиля и жанра, мелодический и гармонический анализ);
 обладать сформированными вокально - интонационными навыками ладового чувства;
 обладать навыками записи музыкального текста по слуху (как одноголосного, так и 2-голосного с элементами 3-голосия);
 обладать навыками вокального исполнения музыкального текста, в том числе путём группового (ансамблевого) и индивидуального
сольфеджирования, пения с листа;
 уметь строить интервалы и аккорды;
 группировать длительности;
 уметь транспонировать заданный музыкальный материал;
 обладать багажом прослушанных музыкальных произведений;
 уметь узнавать прослушанные музыкальные произведения на слух;
 уметь свободно ориентироваться в исторических периодах музыкального искусства, многообразии жанров и композиторских стилях;
 владеть информацией об особенностях развития музыкального искусства стран, представители и произведения которых изучались в
области теории и истории музыки;
 обладать представлениями о творческом облике того или иного композитора, творчество которых изучались в курсе слушания
музыки или музыкальной литературы, их эстетических взглядах, приоритетных жанрах творчества;
 обладать первичными знаниями в области строения классических простых и сложных музыкальных форм;
 уметь использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
 обладать сформированными навыками метрических и ритмических закономерностей музыкального текста;
 обладать навыками творческой деятельности (сочинение и досочинение мелодии, ритма в предложенном стиле, форме и пр.).
2.2. Результатом освоения программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих
ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
6

в области музыкального исполнительства обучающийся должен:
 знать основной репертуар, исполняемый обучающимся на фортепиано;
 знать различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;
 уметь исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со
стилевыми особенностями.
в области теории и истории музыки обучающийся должен:
 обладать первичными знаниями основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного,
театрального и киноискусства;
 обладать первичными знаниями и умениями в области элементарной теории музыки (знать основные элементы музыкального языка,
принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала, уметь осуществлять построение интервалов и
аккордов, группировку длительностей, транспозицию музыкального материала);
 уметь осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
 обладать первичными навыками анализа музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда
(использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур) и т. п.;
 обладать навыками сочинения и импровизации музыкального текста;
 обладать навыками восприятия современной музыки.
2.3. Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
2.3.1. Специальность:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности
инструмента фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа и транспонированию несложных музыкальных произведений разных жанров и форм;
7

 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах
работы над исполнительскими трудностями;
 наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
 наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
2.3.2. Ансамбль:
 сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
 знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, так и переложений
симфонических, циклических – сонат, сюит, ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно – инструментального репертуара)
различных отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к сотворческому исполнительству на
разнообразной литературе;
 знание основных направлений камерно – ансамблевой музыки – эпохи барокко, в том числе сочинений И. С. Баха, венской классики,
романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным
содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
2.3.3. Концертмейстерский класс:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля,
творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки,
в том числе:
 знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального), основных принципов аккомпанирования
солисту;
 умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) несложные музыкальные произведения, в том числе с
транспонированием;
 умение создавать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения с учётом характера каждой партии;
8

 навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
 наличие первичного практического опыта репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера.
2.3.4. Хоровой класс:
 знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
 навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и
хоровым коллективом;
 сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений
отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
2.3.5. Сольфеджио:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:
 первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
 умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней
трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
 умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
 навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
2.3.6. Слушание музыки:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, её основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные
связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

9

2.3.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
 первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов
различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
 умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
 навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения: формы, стилевых особенностей, жанровых черт,
фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
 знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств (изобразительным, театральным, киноискусством, литературой), основных стилистических направлений, жанров;
 знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
 знание профессиональной музыкальной терминологии;
 сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
 умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
 умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и своё к нему отношение, обнаруживать
ассоциативные связи с другими видами искусств.
2.3.8. Элементарная теория музыки:
 знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, роматика, отклонение,
модуляция);
 первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
 умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального
произведения;
 наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

10

Образовательная программа «Фортепиано» определяет содержание и организацию образовательного процесса в Школе. Программа
«Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно – нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения
ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Разработанная Школой образовательная программа «Фортепиано» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов
освоения программы «Фортепиано» в соответствии с настоящими ФГТ.
Программа «Фортепиано» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения,
обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
3. Учебный план
Учебный план программы «Фортепиано» предусматривает
следующие предметные области:
 музыкальное исполнительство;
 теория и история музыки
следующие разделы:
 консультации;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация
следующие учебные предметы обязательной части ПО.01. «Музыкальное исполнительство»:





специальность и чтение с листа;
ансамбль;
концертмейстерский класс;
хоровой класс

учебные предметы обязательной части ПО.02. «Теория и история музыки»:





сольфеджио;
слушание музыки;
музыкальная литература (зарубежная, отечественная);
элементарная теория музыки (со сроком обучения 9 лет)
11

При реализации программы «Фортепиано» со сроком обучения 8 лет общий объём аудиторной учебной нагрузки обязательной части
составляет 1776,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность и чтение с листа – 592 часа, УП.02. Ансамбль – 132 часа, УП.03.
Концертмейстерский класс – 49 часов, УП.04. Хоровой класс – 345,5 часов
ПО.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 378,5 часов, УП.02. Слушание музыки – 98 часов, УП.03. Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная) – 181,5 часа
При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения (9 лет) общий объём аудиторной учебной нагрузки
обязательной части составляет 2073,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01. Музыкальное исполнительство: УП.01. Специальность и чтение с листа – 691 час, УП.02. Ансамбль – 198 часов, УП.03.
Концертмейстерский класс – 49 часов, УП.04. Хоровой класс – 345,5 часов;
ОП.02. Теория и история музыки: УП.01. Сольфеджио – 428 часов, УП. 02. Слушание музыки – 98 часов, УП.03. Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная) – 231 час, УП.04. Элементарная теория музыки – 33 часа
В дополнительную предпрофессиональную программу в области музыкального искусства «Фортепиано» могут входить учебные
предметы вариативной части (В.00. «Вариативная часть»), дающие возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части образовательной программы, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и
навыков. Учебные предметы вариативной части определяются Школой самостоятельно. Объём времени вариативной части,
предусматриваемый Школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объёма времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические,
национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы,
предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объём времени на самостоятельную работу
обучающихся. Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учётом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на её выполнение по каждому учебному предмету.

12

Время внеаудиторной работы может быть использовано на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений
культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно –
методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио – и видеоматериалами в соответствии с
программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Фортепиано» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению школы.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени в объёме 158 часов при реализации образовательной
программы со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации образовательной программы с дополнительным годом обучения (9 лет).
Резерв учебного времени устанавливается Школой из расчёта одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся
рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после её окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Реализация минимума содержания дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
«Фортепиано» предусматривает проведение учебных занятий в различных форматах образовательной деятельности. Изучение учебных
предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляется как в форме индивидуальных занятий, так и в форме мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек) и групповых занятий (численностью от 11
человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению образовательной программы со
второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Фортепиано» по индивидуальному учебному плану. В
выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
Изучение учебного предмета «Хоровой класс» осуществляется на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы подразделяются на
младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Предполагается участие хоровых учебных коллективов в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности школы, города.
Объём максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным
предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат
времени на контрольные уроки, зачёты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и просветительских мероприятиях школы).

13

Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок обучения – 8 лет

ПО.01
ПО.01.УП.01
ПО.01.УП.02
ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.

131,5
477

ПО.02.УП.01

641,5

263

Хоровой класс 4)
Теория и история
музыки
Сольфеджио

14

15

16

8-й класс

477
1135

4)

13

7-й класс

198
73,5

12

6-й класс

330
122,5

11

5-й класс

Ансамбль
Концертмейстер. Класс

10

4-й класс

1185

9

3-й класс

1777

8

2-й класс

20652246
2065
1588

7

Распределение по годам обучения

1-й класс

3999,54426,51)
3999,5
2706,5

6

Экзамены

Структура и объём
ОП
Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
Специальность и
чтение с листа 3)

5

Промежуточная
аттестация (по
полугодиям)2
Зачёты,
контрольные уроки

4

Индивидуальные
занятия

3

Аудиторные занятия
(в часах)

Мелкогрупповые
занятия

2

Самосто
ятельна
я работа

Групповые занятия

1

Максима
льная
учебная
нагрузка

Трудоёмкость в
часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Трудоёмкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

17

Количество недель аудиторных занятий
1934,5-2180,5
1934,5
1118,5

32

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

59
2
132
49
345,5

33

1,3,5
….15
8,10,14
12 – 15

2,4,6
…14

12,14,16

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

-

-

-

1
-

1
-

1
-

1
1

1/0

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

658
378,5

14

2,4…10,14, 15

12

ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.02

Слушание музыки
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачётов, экзаменов по двум
предметным областям:
В.00.
Вариативная часть5)
В.01.УП.01
Сольфеджио
В.02.УП.02
Ансамбль (от 2
человек)
В.03.УП.03
Хоровой класс
В.04.УП.04
Элементарная теория
музыки
Всего аудиторная нагрузка с учётом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учётом вариативной части:
Всего количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
К.03.03.
Муз-ная литература
(зарубежная,
отечественная)
К.03.04.
Ансамбль/Концертмейс
терский класс

147
346,5

3841,5

49
165

1
-

1
-

1
-

1

1

1

1

1,5

1776,5

5

5,5

5,5

7

7,5

7,5

8,5

8/7

1776,5

10

10,5

11,5

15

16,5

16,5

20

18/
15,5

2
2,4

0,5
-

1

1

-

-

-

-

-

12,14,16
16

-

-

-

-

0,5
-

0,5
-

0,5
-

0,5
1

1957,5

5,5

6,5

6,5

7

8

8

9

1957,5

10,
5

12

13

15

17

17

20,
5

9,5/
8,5
20,5/
18

6

8
2

8
4
2

8
4
4

98
181,5

2065

6
9–
13,15

32

313
16
165

132

66
66

33

4154,5

181
16

99

2197

66
66
33

35
158

-

14

9

9

158
62
20
10

6
15

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
2
2
2
4
2
2

2

2

2

К.03.05.
А.04.00.
ПА.04.01.

Сводный хор
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01. Специальность
ИА.04.02.02. Сольфеджио
ИА.04.02.03. Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)
Резерв учебного времени

60
7

4
8
Годовой объём в неделях
1
1

8

8

8

8

8

8

1

1

1

1

1

-

2
1
0,5
0,5

8

1. При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и
количества часов консультаций остаётся неизменной, вариативная часть разрабатывается Школой самостоятельно. Объём времени
вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающегося с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от
объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объём времени на самостоятельную
работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объёма времени аудиторных занятий вариативной
части, поскольку ряд учебных предметов вариативной части не требуют затрат на самостоятельную работу. При формировании
образовательным учреждением вариативной части ОП, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать
финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
2. В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация
обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после
цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5…15» имеются в виду все нечётные полугодия, включая 15-й; «9 – 12» - и чётные и
нечётные полугодия с 9-го по 12-й). Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачётов и контрольных уроков (колонка 8) по
учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия образовательное учреждение устанавливает самостоятельно
в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной
аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного
учреждения. По усмотрению образовательного учреждения оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной
четверти.
3. По предмету «Специальность и чтение с листа» в рамках промежуточной аттестации проводятся технические зачёты, зачёты по
чтению с листа, зачёты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения.
4. Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному
хору» не менее 80% от аудиторного времени; по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60% до 100%
аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства.
16

2

5. Школа самостоятельно разрабатывает предметы вариативной части и возможность их реализации (В.01-В.04). Учебный предмет
вариативной части заканчивается установленной образовательным учреждением той или иной формой контроля (контрольным уроком, зачётом
или экзаменом).
6. Объём максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
7. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счёт резерва учебного времени. В случае,
если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной)
аттестацией, так и после её окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11
человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области
музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов;
хор из обучающихся 2 – 4-х классов; хор из обучающихся 5 – 8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно
перераспределение хоровых групп.
3. По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и по другим ОП в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных
произведений обучающегося с преподавателем.
4. Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов,
инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся ОУ или, в случае их недостаточности, работники ОУ. В случае
привлечения в качестве иллюстратора работника ОУ планируются концертмейстерские часы в объёме до 80% времени, отведённого на
аудиторные занятия по данному учебному предмету.
5. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ
начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объём самостоятельной нагрузки обучающихся
планируется следующим образом: «Специальность и чтение с листа» – 1-2 классы – по 3 часов в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по
5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Концертмейстерский класс» - 1,5 часа в неделю; «Хоровой класс» - 0,5
часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю; «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)» – 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки» - 1 час в неделю.
17

Учебный план
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Дополнительный год обучения (9 класс)

363-379,5

323-372,5

Обязательная часть

686

63

323

429
297

264
198

66

132
231

66
99

66
132

82,5
82,5

33
33

66

33

ПО.01.УП.02
ПО.02.
ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03

-

18

9

2е полугодие

686-752 1)

6

1-е полугодие

Структура и объём ОП

5

Промежуточная
Распределение по
аттестация (по учебным полугодиям
полугодиям
Зачёты,
контрольные
уроки по
полугодиям
Экзамены по
полугодиям

4

Индивидуаль
ные занятия

3

Мелкогруппо
вые занятия

2

ПО.01.УП.01

Аудиторные занятия
(в часах)
Групповые
занятия

1

Музыкальное
исполнительство
Специальность и чтение
с листа
Ансамбль 2)
Теория и история
музыки
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная, отечеств.)
Элементарная теория
музыки

Самостоя тельная
работа
Трудоёмкость
в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

ПО.01.

Максимальн
ая учебная
нагрузка
Трудоёмкость
в часах

2.

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

7

8

10
11
Количество недель
аудиторных занятий
16
17
Недельная нагрузка
в часах

99
99

17

3

3

18

2

2

49,5
49,5

17
17

1,5
1,5

1,5
1,5

33

17,18

1

1

-

Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачётов, экзаменов
В.00.
Вариативная часть3)
В.01.УП.01
Хоровой класс 4)
Всего аудиторная нагрузка с учётом
вариативной части:5)
Всего максимальная нагрузка с
учётом вариативной части:5)
Всего количество контрольных
уроков, зачётов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации 6)
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература
(зарубежная, отечеств.)
К.03.04.
Ансамбль
К.03.05.
Сводный хор4)
А.04.00.
Аттестация
ИА.04.01.
Итоговая аттестация
ИА.04.01.01. Специальность
ИА.04.01.02. Сольфеджио
ИА.04.01.03. Музыкальная литература
(зарубежная, отечеств.)
Резерв учебного времени 6)

660

363

297

9

9

297

19,5

19,5

363

2
10,5

2
10,5

363

21,5

21,5

6
82,5
82,5

742,5

16,5
16,5

66
66

379,5

18

7
26

-

-

26

К.03.01.
К.03.02.
К.03.03.

8
4
4
2
8

Годовая нагрузка в
часах
8
4
4
2
8

Годовой объём в неделях
2
1
0,5

2

0,5
1

1. При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации учебных предметов и
количества часов консультаций остаётся неизменной, вариативная часть разрабатывается Школой самостоятельно. Объём времени
вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающегося с присутствием преподавателя составляет 20% от объёма времени
19

предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объём времени на самостоятельную работу по учебным
предметам вариативной части планируется до 100% от объёма времени аудиторных занятий. При формировании ОУ вариативной части ОП, а
также при введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
педагогических работников.
2. К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Струнные инструменты», «Духовые и
ударные инструменты», так и педагогические работники ОУ (преподаватели, концертмейстеры). В случае привлечения к реализации данного
учебного предмета работников ОУ по учебному предмету планируются концертмейстерские часы в объёме до 100% аудиторного времени.
3. Школа самостоятельно определяет наименования учебных предметов вариативной части и их распределение по учебным полугодиям.
Каждый учебный предмет вариативной части заканчивается установленной образовательным учреждением формой контроля (контрольным
уроком, зачётом или экзаменом).
4. При реализации учебного предмета вариативной части «Хоровой класс» предусматриваются консультации по «Сводному хору». В
данном случае для концертмейстера предусматриваются часы в объёме не менее 80% от аудиторного времени. При реализации учебного
предмета «Хоровой класс» в учебных группах одновременно могут заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства.
В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Сводный хор», используются по
усмотрению образовательного учреждения на консультации по другим учебным предметам.
5. Объём максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов в неделю.
6. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счёт резерва учебного времени. По
учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию, проводить консультации рекомендуется в счёт резерва учебного времени.
Примечание к учебному плану
Объём самостоятельной работы в неделю обучающихся по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим
образом: «Специальность и чтение с листа» – по 6 часов в неделю; «Ансамбль» – 1,5 часа в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю; «Элементарная теория музыки» – 1 час в неделю; «Хоровой класс» 0,5 часа в неделю.
4. Календарный учебный график образовательного процесса
При реализации образовательной программы «Фортепиано» продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет
39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой
20

классы 33 недели. При реализации программы «Фортепиано» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом
классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели. В
учебном году с первого по девятый классы предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объёме 12 - 13 недель, за исключением последнего года обучения.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3
недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую,
творческую, просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

21

Календарный учебный график образовательного процесса

Срок обучения – 8 лет

(подпись)
года

Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

22

32
33
33
33
33
33
33
33
263

1
1
1
1
1
1
1
7

Каникулы

=

1
1
1
1
1
1
1
1
8

2
2

Всего

=

э
э
э
э
э
э
э

Каникулы

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

Аудиторные занятия

24 – 31

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

17 – 23

=

3–9

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

15 – 21

=

=

Май

1–7

=

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

22 – 28

29.12 – 4.01

Январь

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

УТВЕРЖДАЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ
ФИО
«____» _______________ 20
МП

18
17
17
17
17
17
17
4
124

52
52
52
52
52
52
52
40
404

Календарный учебный график образовательного процесса

Срок обучения – 9 лет

(подпись)
года

Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано»

1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

23

32
33
33
33
33
33
33
33
33
296

1
1
1
1
1
1
1
1
8

Каникулы

=

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

2
2

Всего

=

э
э
э
э
э
э
э
э

Аудиторные занятия

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

=
=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р
р

Каникулы

=

24 – 31

=

17 – 23

=

3–9

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

=
=
=
=
=
=
=
=
=

Июнь

15 – 21

=

=

Май

1–7

=

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

=

Февраль

26.01 – 1.02

5 – 11

=

12 – 18

22 – 28

29.12 – 4.01

Январь

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8
9

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

29.09 – 5.10

Октябрь

22 – 28

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях
Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

УТВЕРЖДАЮ
РУКОВОДИТЕЛЬ ОУ
ФИО
«____» _______________ 20
МП

18
17
17
17
17
17
17
17
4
141

52
52
52
52
52
52
52
52
40
456

5. Условия реализации программы «Фортепиано»
5.1. Условия реализации программы «Фортепиано» представляют собой систему требований к учебно – методическим, кадровым,
финансовым, материально – техническим и иным условиям реализации программы «Фортепиано» с целью достижения планируемых
результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовно – нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности, в Школе создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность:
 выявления и развития одарённых детей в области музыкального искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер –
классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
 организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и
др.);
 организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по
различным видам искусств, Краснотурьинским колледжем искусств и другими организациями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
 использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
 эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся;
 построения содержания программы «Фортепиано» с учётом индивидуального развития детей, а также сложившихся педагогических
традиций и особенностей многонациональной культуры Российской Федерации (региона);
 эффективного управления Школой.
5.3. Программа «Фортепиано» обеспечена учебно – методической документацией по всем учебным предметам.
5.4. Реализация программы «Фортепиано» обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио – и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы
обучающиеся имеют доступ к сети «Интернет».
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической
литературы по всем предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами,
24

клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объёме, соответствующем требованиям программы «Фортепиано». Основной
учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечен каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно – библиографические и периодические издания в
расчёте 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.5. Реализация программы «Фортепиано» обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование и
стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных
профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в организациях, имеющих лицензию на осуществление
образовательной деятельности. Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую работу.
В Школе созданы условия для взаимодействия с другими образовательными организациями, реализующими ОП в области
музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической
работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Фортепиано», использования передовых педагогических технологий.
5.6. Финансовые условия реализации программы «Фортепиано» обеспечиваются Школой в полном объёме для исполнения настоящих
Федеральных государственных требований.
При реализации программы «Фортепиано» планируется работа концертмейстеров с учётом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
 по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного
учебного времени;
 по учебным предметам «Концертмейстерский класс» и «Ансамбль» - от 60 до 100 процентов аудиторного учебного времени;
 при введении в вариативную часть образовательной программы учебного предмета «Ритмика» - до 100 процентов аудиторного учебного
времени.
5.7. Материально – технические условия реализации программы «Фортепиано» обеспечивают возможность достижения обучающимися
результатов, установленных настоящими ФГТ.
В Школе проводятся систематические мероприятия по приведению материально – технической базы в соответствие санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. В Школе своевременно проводится текущий и капитальный ремонт учебных помещений.
Для реализации программы «Фортепиано» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально – технического обеспечения включает в себя:
 концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
 библиотеку;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровой видеозал);
25

 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
 учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставка для хора,
роялем);
 учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа», оснащаются роялями или
пианино.
В случае реализации в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической
аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м., для реализации учебных предметов «Ансамбль»,
«Концертмейстерский класс» - не менее 12 кв. м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная
литература» (зарубежная, отечественная), «Элементарная теория музыки» оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной
мебелью (классной доской, партами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
6. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Фортепиано»
6.1. Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости Школой используются контрольные работы, устные
опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачёты. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
6.2. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены
проходят в виде технических зачётов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный год. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании Школы.
6.3. Содержание промежуточной аттестации и условия её проведения разрабатываются Школой самостоятельно на основании ФГТ.
Школой разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации
обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Школой
самостоятельно.
26

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам
программы «Фортепиано» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся
могут выставляться и по окончании четверти.
6.4. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются Школой на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
 специальность;
 сольфеджио;
 музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной
интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трёх календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно. Школой разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических
периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;
 достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
 умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
6.5. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5»
- отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.

27

Музыкальное исполнительство:
Оценка «5» (отлично):
 артистичное поведение на сцене;
 увлечённость исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
 слуховой контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание формы произведения;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие
Оценка «4» (хорошо):








незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа

Оценка «3» (удовлетворительно):







неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
28



однообразие и монотонность звучания

Оценка «2» (неудовлетворительно):







частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость

Теория и история музыки, сольфеджио:
Оценка «5» (отлично):
вокально – интонационные навыки:






чистота интонации;
ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
владение навыками пения с листа
ритмические навыки:



владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях
слуховой анализ и музыкальный диктант:




владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи
творческие навыки:



умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности
теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
29

Оценка «4» (хорошо):
вокально – интонационные навыки:






недостаточно чистая интонация;
недостаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
недостаточное владение навыками пения с листа
ритмические навыки:



владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях
слуховой анализ и музыкальный диктант:




владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
недостаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной
речи
творческие навыки:



умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности
теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.

Оценка «3» (удовлетворительно):
вокально – интонационные навыки:






неточная интонация;
недостаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
недостаточная выразительность исполнения;
слабое владение навыками пения с листа
ритмические навыки:
30



слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях
слуховой анализ и музыкальный диктант:




слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов
музыкальной речи;
слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи
творческие навыки:



неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.

Оценка «2» (неудовлетворительно):
вокально – интонационные навыки:






неточная интонации;
ритмическая неточность;
отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
невыразительное исполнение;
не владение навыками пения с листа
ритмические навыки:



не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях
слуховой анализ и музыкальный диктант:




не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной
речи;
не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи
творческие навыки:



неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
несоответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям.

31

Музыкальная литература, слушание музыки:
Оценка «5» (отлично):
 знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
 владение музыкальной терминологией;
 умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки
Оценка «4» (хорошо):




знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
владение музыкальной терминологией;
недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка «3» (удовлетворительно):




неполные знание музыкального, исторического и теоретического материала;
неуверенное владение музыкальной терминологией;
слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка «2» (неудовлетворительно):




незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;
не владение музыкальной терминологией;
неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки
7. Программа творческой, методической и просветительской деятельности Школы

7.1. Целями творческой и просветительской деятельности Школы является развитие творческих способностей обучающихся,
приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных
слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
7.2. С целью реализации творческой и просветительской деятельности в Школе создаются учебные творческие коллективы (ансамбли
разных составов, вокальные группы, хоровые, оркестровые коллективы). Деятельность коллективов регулируется локальными актами Школы и
осуществляется в рамках как учебного, так и вне учебного времени.
Профессиональная направленность образования в Школе предполагает организацию творческой деятельности путём участия
обучающихся в конкурсах, фестивалях, смотрах, олимпиадах различного уровня (школьного, городского, кустового, областного,
32

регионального, всероссийского и международного), мастер – классах, концертах, творческих вечерах, театрализованных представлениях.
Обучающиеся Школы имеют возможность выступлений во всех мероприятиях, проводимых как в Школе, так и на различных концертных
площадках города.
Просветительская деятельность обучающихся Школы осуществляется через посещение обучающимися учреждений и организаций
культуры (филармонии, выставочных и концертных залов, музеев, театров и др.), а также организацию просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств и образовательными организациями среднего профессионального образования,
реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства и другими социальными
партнёрами.
7.3. Методическая деятельность Школы направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников.
Преподаватели Школы обязаны проходить курсы повышения квалификации в объёме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в
организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГТ:
 освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации,
а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
 овладение учебно – методическими и информационно – методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач,
предусмотренными ФГТ.
Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую работу: разрабатывают учебные программы по
преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы в области музыкального искусства, а также учебно – методическое
обеспечение; используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного
образования в области музыкального искусства, а также современном уровне развития.
Организация методической деятельности обучающихся Школы направлена на формирование навыков работы с научно – методической
литературой, эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий
на посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер – класса. Кроме этого, в программу методической
деятельности входит участие обучающихся в семинарах, мастер – классах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в
качестве слушателя).
7.4. Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре,
заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации и т. д.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».