МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства «Фортепиано»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. Ансамбль
для учащихся 2 – 7 (8) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № ____
«_____» _________________ 2017 г.
от «____» ______________ 2017 г.
МП
Разработчик:
Болдырева Анна Людвиговна, заведующая фортепианным
отделением, преподаватель высшей категории по классу
специального фортепиано МБУ ДО «КДМШ № 1»
Рецензент:
Хазина Людмила Фридриховна, преподаватель высшей
категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж
искусств»
Рецензент:
Сопкова Ольга Давыдовна, преподаватель высшей
категории ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж
искусств»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения
VII. Приложение № 1:
1. Примерные выпускные экзаменационные программы
VIII. Приложение № 2:
1. Примерный репертуарный список
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль» разработана на основе и с учѐтом
Федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации к дополнительной предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства «Фортепиано», утверждѐнной приказом Министерства культуры
Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 163.
Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена с учѐтом многолетнего
педагогического опыта в области ансамблевого исполнительства на фортепиано в муниципальном
бюджетном учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный план предполагает предметные области с обязательной и вариативной частью.
Срок освоения обязательной программы осуществляется с 4-го по 7-ой класс (срок обучения 8 лет
(7 лет 9 месяцев), с учѐтом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по
3 класс). Однако возможность вариативной формы позволяет ввести предмет со 2-го класса (срок
обучения 8 лет (7 лет 9 месяцев)). Вариативная часть даѐт возможность расширения и углубления
подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения учащимися
дополнительных знаний, умений и навыков.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
Учебный предмет «Ансамбль» является составной частью предпрофессиональной
подготовки обучающихся. В классе фортепианного ансамбля развиваются навыки дуэтного
музицирования, познаются его специфические особенности. Приобретение навыков ансамблевого
исполнительства ведѐт к расширению музыкального кругозора, активизирует творческую
направленность, развивает музыкальное мышление, позволяет накопить репертуарный багаж.
В классе «Ансамбля» развиваются навыки игры в любом ансамбле. По учебному предмету
«Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной
программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
При формировании дуэтов важно учитывать уровень подготовки обучающихся, их
музыкально – психологическую совместимость.
За время обучения педагог должен научить обучающегося игре в ансамбле с педагогом,
затем с обучающимся по классу или более старшего возраста, сформировать навыки чтения с
листа своей партии отдельно и в ансамбле с партнѐром. Научить обучающегося
самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять в ансамбле произведения,
различные по сложности, стилю и жанрам, которые соответствуют уровню развития
обучающегося.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному
ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными
музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской
музыкой 19 и 20 века.
4
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнѐров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет шесть лет (со 2 по 7 класс). Для
обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения
может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения и количество часов
Обязательная часть
4-7 классы
9 класс
кол-во часов
кол-во часов (в год)
(общее на 4 года)
Максимальная нагрузка
Кол-во часов на аудиторную нагрузку
Кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную работу)
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в
неделю)
Вариативная часть
2-3 классы
кол-во часов
(общее на 2 года)
330
132
198
115,5
66
49,5
165
66
99
1
1,5
2
1,5
1
1,5
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
мелкогрупповых занятий: со второго по восьмой классы – 1 час в неделю, в девятом классе – 2
часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по
данной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального
искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме
совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на фортепиано в ансамбле произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
5
выявление наиболее одарѐнных детей, планирующих поступление в учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного
музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнѐрства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений
в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путѐм ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
формирование
у
наиболее
одарѐнных
выпускников
профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый в ансамбле на фортепиано;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для
ансамблевого исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления
и композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне
в соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей в
ансамбле на фортепиано;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух, импровизации;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
6
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация
целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учѐтом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках дополнительной
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль» имеются учебные кабинеты
(классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений. Оборудование
учебного кабинета: 1 – 2 фортепиано, подставка для ног, стулья.
Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий
и капитальный ремонт).
7
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников пьес,
полифонических произведений, произведений крупной формы, переложений симфонических
произведений, сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы,
музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
Таблица 2
Классы
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариативная
Обязательная часть
часть
33
33
33
33
33
33
-
33
-
2
1
1
1
1
1
1
-
198
Кол-во часов на самостоятельную работу
в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную
работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
-
1,5
-
49,5 49,5 49,5
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
-
2,5
-
82,5 82,5 82,5
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на консультации
-
-
1,5
2,5
-
1,5
66
264
1,5
1,5
1,5
-
1,5
49,5
49,5
-
49,5
49,5
297
346,5
2,5
2,5
2,5
-
9
82,5
82,5
495
610,5
2
2
6
49,5
2,5
-
3,5
82,5
-
115,5
115,5
2
-
2
2
8
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
8
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объѐм времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Годовые требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определѐнные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых,
органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных
и зарубежных композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность
и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета направлено
на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Для облегчения подбора учебного репертуара в программе предлагаются репертуарные
списки, основу которых составляют нотные издания, находящиеся в школьной библиотеке,
которые являются лучшими образцами педагогической и исполнительской практики.
9
При составлении индивидуального учебного плана, педагогу необходимо учитывать
уровень общего музыкального развития обучающегося. Обучающийся должен иметь
определѐнные знания по теории музыки, владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле,
обладать достаточной художественно-технической подготовкой.
За год обучения по данному предмету необходимо пройти 3 – 4 произведения с разной
степенью готовности. За весь курс обучения по классу ансамбля необходимо изучить 12 – 16
произведений.
Педагог фиксирует весь пройденный материал в индивидуальном плане обучающегося.
2 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнѐра, а также восприятия всей
музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для
успешной реализации начального этапа обучения.
Партнѐры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год обучающиеся должны пройти 3 – 4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся
сдают зачѐт из 1 - 2 произведений. Зачѐтом может считаться выступление на классном вечере,
концерте или академическом концерте.
3 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно еѐ фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнѐру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся может
приравниваться к зачѐту.
4 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Знакомство с полифонией.
Способность контролировать слухом и вниманием одновременно несколько элементов музыки.
Знакомство с различными танцевальными жанрами, их стилистическими особенностями.
Изучение танцевальных произведений прикладного характера и танцевальных произведений для
концертного исполнения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление (конкурс, концерт, фестиваль)
обучающихся может приравниваться к зачѐту.
5 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие образного
мышления, фантазии. Эмоциональность исполнения, работа над образным содержанием
исполняемых произведений. Работа над звуком. Ощущение горизонтального движения и развития
музыки, различные приѐмы и способы звукоизвлечения, соотношение звучности мелодии и
аккомпанемента. Роль педали в создании образа настроения.
10
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе,
концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
6 класс (5 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над
звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание
внимания к точному прочтению авторского текста. Продолжение развития музыкального
мышления обучающегося.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 произведения (разного жанра, стиля и
характера). В конце 2-го полугодия – зачѐт со свободной программой.
7 класс (6 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение
навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие
музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией;
воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 3 – 4 произведения. В конце учебного года проходит зачѐт, на
котором исполняется 1 – 2 произведения.
9 класс
В конце первого полугодия обучающиеся сдают зачѐт по ансамблю.
В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
камерного репертуара.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Ансамбль» входят в состав учебного плана обязательной и
вариативной части предметной области «Музыкальное исполнительство». Вариативная часть даѐт
возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием
обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Занятия в классе фортепианного ансамбля способствуют приобретению навыков
коллективного творчества, освоению специфики исполнительского искусства фортепианного
дуэта, познанию его закономерностей и своеобразия решений, диктуемых различием жанров и
стилей исполняемой музыки.
Занятия по предмету «Ансамбль» связаны не только с получением обучающимися
необходимых навыков игры с партнѐром, но и с комплексом музыкальных дисциплин
(сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная литература), изучив
который учащийся должен:
овладеть основами ансамблевой практики;
усвоить понятие ауфтакта и внутридолевой пульсации;
научиться читать с листа в ансамбле;
уметь проанализировать роль и значение своей партии в исполняемом произведении;
уметь самостоятельно выучить свою партию и исполнить ее в ансамбле;
владеть профессиональной терминологией;
11
ставить
исполнительские
задачи,
требующие
ритмической
согласованности,
динамического равновесия, единства штрихов и фразировки, исполняемых произведений в
ансамбле;
знать творчество композиторов русской и зарубежной классики, современных
отечественных и зарубежных композиторов, произведения которых входят в репертуарный план
работы в классе ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого учебного года
со 2 по 7 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические
зачѐты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счѐт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачѐт, а также – прослушивание,
выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в
конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене;
увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене;
грамотное понимание формы произведения, музыкального
12
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного
осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных,
технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов;
однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников –
партнѐров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
обучающегося – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные, уровень его
подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль» является
формирование правильной посадки за инструментом обоих партнѐров, распределение педали
между партнѐрами (как правило, педаль берѐт обучающийся, исполняющий вторую партию).
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнѐров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
13
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
еѐ.
Необходимо совместно с обучающимися анализировать форму произведения, чтобы
отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются обучающимися отдельно. Форма
произведения является также важной составляющей частью общего представления о
произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнѐров должна быть на одном уровне.
Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное
впечатление от игры. В этом случае требуется более серьѐзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение обучающихся
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала обучающийся работает индивидуально над своей партией, затем с
партнѐром. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающихся. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнѐров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учѐтом того, что дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с
исполнительством на фортепиано – «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и
«Концертмейстерский класс» - обучающийся должен разумно распределять время своих
домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнѐром по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно, чтобы партнѐры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Работать над точностью педализации, над штрихами и динамикой.
VI. Список литературы и средств обучения
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. 2-е издание. М., Музыка, 1988
2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е издание. М., Музыка, 1978
14
3. Ананьева М. В. Основы психологии музыкального исполнительства. Екатеринбург, 2009
4. Баренбойм А. Путь к музицированию, 2-ое издание. Л-д, 1979
5. Беляев С. Е. Музыкальная дидактика. Екатеринбург, 2008
6. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М., Классика-XXI,
2001
7. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М.,
Классика-XXI, 2003
8. Геталова О. Фортепиано. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ
искусств. Пятилетнее обучение. СПб. Композитор, 2013
9. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Классика-XXI,
2002
10. Добровольская Г. И. О полифоничности фортепианной фактуры. Новосибирск, 2006
11. Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике. М., Музыка, 1987
12. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М., Классика-XXI, 2006
13. Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. М., Музыка, 1986
14. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.
М., Классика-XXI, 2003
15. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., Фигаро-Центр, 1988
16. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., Музыка, 1988
17. Маккиннон Л. Игра наизусть. М., Классика-XXI, 2006
18. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., КлассикаXXI, 2002
19. Мильштейн Я.И. Очерки о Шопене. М., Музыка, 1987
20. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игре. М., Музыка, 1987
21. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М., ЦАПИ, 1994
22. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.,
Классика-XXI, 2001
23. Хитрук А. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. М., Классика-XXI, 2007
24. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984
25. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., Классика-XXI, 2002
26. Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., Классика-XXI, 2001
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1 Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковского. М. Классика. 2003
2. Барсукова С. Весѐлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Ростов-на-Дону.
Феникс, 2008
3. Барсукова С. Весѐлая музыкальная гимнастика. Выпуск 2. Сборник пьес для фортепиано.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2010
4. Геталова О. « Обученье без мученья!». – СПб. Композитор. 2008
5. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. – Ростов-на-Дону., Феникс, 2011
6. Королькова И. Крохе – музыканту: в 2 ч. – Ростов-на-Дону., Феникс, 2007
7. Королькова И. Я буду пианистом: в 4 ч. – Ростов-на-Дону., Феникс, 2011
8. Кузнецова Т. Поиграем? Занимательные упражнения для самых маленьких пианистов.
Ростов-на-Дону. 2016
9. Толкунова Е. В. Начальные уроки игры на фортепиано. М. Музыка, 2008
10. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. М. Советский композитор, 1991
15
11. Фролов Ю. Весѐлая музыкалочка. Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на-Дону, 2013
Список рекомендуемой учебной литературы для ансамблевого музицирования
1. Аллегро. Сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 класс ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2014
2. Ансамбли. Средние классы. Выпуск 6. М., С-К, 1973
3. Ансамбли. Средние классы. Выпуск 13. М., С-К, 1990
4. Ансамбли. Старшие классы. Выпуск 6. М., С-К, 1982
5. Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Выпуск 1, 2. М., Музыка, 2009
6. Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
7. Брат и сестра. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. Редактор-составитель Криштоп Л.
П. СПб. Композитор, 2004
8. Васильева Е., Саламатова Н. В мире чудес и фантазий.
9. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
10. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 2-3 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
11. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 3-4 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
12. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 4-5 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
13. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 5-7 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
14. Волшебные звуки фортепиано. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ.
Составление и общая редакция Барсуковой С. А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
15. Геллер Е. Альбом фортепианных ансамблей. Выпуск 1. М., издательский дом Фаина, 2013
16. Гурьянова Л. В. В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано.
Пособие для учащихся 4-7 классов ДМШ. СПб. Композитор, 2005
17. Забавные ритмы. Весѐлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Переложение Маевского Ю. СПб.
Композитор, 2007
18. Забавные ритмы. Весѐлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. Переложение Маевского
Ю. СПб. Композитор, 2007
19. Коровицын В. Искорки радости. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. СПб. Композитор,
2016
20. Любимые мелодии в четыре руки. Переложение Дуловой В. СПб. Союз художников, 2001
21. Мелодии, которые всегда с тобой. Переложения для фортепиано в 4 руки. Составление,
переложение, исполнительская редакция Кривенцовой Т.В., Старовойтовой Е.В. СПб.
Композитор, 2003
22. Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано для музыкальных школ в стиле джаза.
Ростов-на-Дону., Феникс, 1999
23. Парфѐнов И. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки. Автор
переложения и составитель Корниенко Л., 2009
24. Петров А. То, что хочется играть в четыре руки. Песни и романсы из кинофильмов для
фортепиано. Переложение Дуловой В. СПб. Союз художников, 2004
25. Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2010
16
26. Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Редакторы-составители: Запутряева
Т.К., Лаврова И. Р., Лантратова Е. В. СПб. Композитор, 2005
27. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Переложение Дуловой В. СПб. Союз
художников, 2001
28. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! Сборник пьес, этюдов и ансамблей для
фортепиано. Часть 2. Составители: Захарова Л. Ю., Донченко Т.М. Ростов-на-Дону., Феникс. 2015
29. Рождественские песни для фортепиано в 4 руки. Переложение Маевского Ю. СПб.
Композитор, 2007
30. Сборник ансамблей для фортепиано 1-3 классы ДМШ. В переложении и обработке Зубченко
И. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
31. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2006
32. Сыграем джаз. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Редактор-составитель Осипова Л.В.
Екатеринбург. Гулисы, 2001
33. Фортепианные ансамбли Вдвоѐм веселее. Составление и аранжировка Жульевой Л. Ростов-наДону., Феникс, 2014
34. Хрестоматия фортепианного ансамбля, выпуск 2. М., Музыка, 1985
35. Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
36. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
37. Чайковский П. Сочинения. Облегчѐнное переложение для фортепиано в 4 руки. М., Юргенсон,
2005
Репертуар для домашнего музицирования и чтения с листа
Это сборники, в которых представлены произведения, для свободного выбора репертуара.
Введение материала для музицирования в программу учеников оправдано не только с
любительской, но и с профессиональной точки зрения. Этот вид работы способствует более
разностороннему
развитию
музыкального
мышления,
эстетического
кругозора
и
совершенствованию пианистических навыков.
1. Антошка. Мелодии из мультфильмов. Составитель Бородавка С.И. Новосибирск. Окарина, 2016
2. В свободный час. Лѐгкие переложения для фортепиано. Составление Счастливенко Л. И.
Новосибирск. Окарина, 2007
3. В свободный час. Лѐгкие переложения для фортепиано. Выпуск 2. Составление Счастливенко
Л. И. Новосибирск. Окарина, 2012
4. Джоплин С. Рэгтаймы
5. Дога Е. Музыка кино. Ростов-на-Дону., Феникс, 2001
6. Забытые мелодии. Выпуск 1. М., Крипто-Логос, 1997
7. Забытые мелодии. Выпуск 3. М., Крипто-Логос, 1997
8. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.
Окарина, 2012
9. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 2. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.
Окарина, 2013
10. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 3. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.
Окарина, 2009
11. Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 4. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.
Окарина, 2013
17
12. От классики до джаза. Любимые мелодии для фортепиано. Выпуск 1. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2009
13. Пилипенко Л. «Джазовые игрушки». М. Изд. В Катанского
14. Полонский А. «Цветущий май». Сочинения и обработки для фортепиано. М., Музыка, 1994
15. Популярные вальсы и танго для фортепиано. Выпуск 2. Киев. Музычна Украина, 1983
16. Русский шлягер для голоса и фортепиано. СПб. Композитор, 1995
17. Танго. 15 лѐгких переложений для фортепиано. СПб. Композитор, 2000
18. Фокстроты и танго. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
19. Фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки. М. «Кифара»
20. Фортепианная музыка в стиле Рэгтайма. М. Сост. О. Королѐв.
21. Шедевры танцевальной музыки. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
VII. Приложение №1
Примерный репертуарный список
(по классам)
Второй класс
1. Богословский Н. Игра с котенком
2. Глинка М. Полька
3. Госсек Ф. Гавот
4. Золотарев В. Ехал казак за Дунай соч.15, № 1
5. Кепитис Я. Латышский народный танец
6. Маклаков В. Медведь на прогулке
7. Моцарт В. А. Игра детей. Переложение Э. Денисова
8. Русская народная песня «Светит месяц»
9. Русская народная песня «Я на гору шла»
10. Ребиков В. Лодка по морю плывет
11. Андрэ А. Рондо, Маленькая пьеска
12. Фут А. «Волынка», «Болеро», «Марш», «Всем весело»
13. Массне Ж. «Жѐлтые листья, осенние дни»
14. Смит Х. «Песня гондольера», «Колыбельная»
15. Эберхард Д. «Пять ноток»
16. Шпиндлер Ф. «Цветы»
17. Леони Ф. «Анютины глазки»
18. Чайковский П. «Немецкая песенка»
19. Штейбельт Д. «Адажио»
20. Черчил Ф. «Вальс» из кинофильма «Белоснежка и семь гномов»
21. Юон П. «Доброе утро», «Доброй ночи», «Менуэт»
22. Фукс Р. Лѐгкая пьеса
23. Хан Р. «Ива»
24. Диабелли А. «Романс»
25. Инхельберт Д. «Колыбельная для больной куклы»
Третий класс
1. Балакирев М. «Хороводная», «На Волге»
2. Бах И. С. «Песня»
18
3. Бетховен Л. Немецкий танец До мажор
4. Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
5. Бородин А. Аллегретто
6. Брамс И. Песня соль минор
7. Вебер К. « Вальс» из оперы «Волшебный стрелок»
8. Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
9. Веккерлен Ж. Две пасторали
10. Гайдн Й. Песня Ганны из оратории «Времена года»
11. Глазунов А. Отрывок из балета «Барышня – служанка»
12. Мендельсон Ф. «На крыльях песни»
13. Попатенко Т. «Весенняя шуточная»
15. Пуленк Ф. «Вальс». Переложение Э. Денисова
16. Римский – Корсаков Н. «Ладушки» из оперы «Сказка о царе Салтане»
17. Родригес Х. «Кумпарсита». Переложение Балаева Г
18. Савельев Б. «Карусельные лошадки»
19. Флярковский А, Щедрин Р. Обработка русской народной песни «Жили да были два брата»
20. Хачатурян К. «Вальс цветов» из балета «Чиполлино»
21. Чайковский П. «Детский галоп» из балета «Щелкунчик» (отрывок)
22. Чайковский П. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
23. Щербачев В. «Деревенская картинка» из музыки к кинофильму «Гроза». Переложение
Агафонникова Н.
24. Бах И.С. «Маленькая прелюдия» ре-минор
25. Лядов А. «Музыкальная табакерка»
26. Питерсон О. «Ушедший марш»
Четвѐртый класс
1. Фолькман Р. «Кукушка»
2. Бич А. «Дятел», «Сумерки», «Малиновка»
3. Андрэ А. Сонатина
4. Уилсон М. «Весѐлый танец»
5. Юон П. «Лендлер», «Тарантелла»
6. Ингельбрехт Д. «Козочка», «Рыцари короля»
7. Киль Ф. «Лендлер»
8. Шмитт Ф. «Сентиментальный вальс»
9. Шитте Л. «Волшебный голос Джельсомино»
10. Киль Ф. «Канон», «На качелях»
11. Даллиер Х. «Медленный вальс»
12. Респиги О. «Армянская мелодия», «Шотландская мелодия»
13. Бонис М. «Вальс – каприс»
14. Санторио А. «Ромашки и лютики», «Маленький вальс»
15. Шитте Л. «Спящая красавица»
16. Руммель И. «Аве Мария»
17. Фут А. «Ночью»
18. Ренэ Ш. «Прелюдия»
19. Пуньо Р. «Маленький вальс»
20. Фукс Р. «Венский вальс»
19
21. Вебер К.М. «Анданте с вариариями»
22. Хан Р. «Прелюдия»
23. Шмитт Ф. «Юмореска в форме рондо»
24. Диабелли А. «Аллегро»
25. Шитте Л. «Балерина»
Пятый класс
1. Балкашин Ю. Эхо
2. Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
3. Брамс И. Колыбельная
4. Векерлен Ж. Деревенское рондо
5. Газанчан В. Дыхание природы
6. Гершвин Дж. Сказочно
7. Глинка М. Кавалерийская рысь
8. Григ Э. Первая роза
9. Гуно Ш. Вальс из оперы «Фауст»
10. Зиринг В. Миниатюра ля мажор
11. Купревич В. Литовский танец соч. 188
12. Моцарт В. А. Колыбельная песня
13. Моцарт В. А. Менуэт фа мажор
14. Мошковский М. Испанский танец № 1, соч. 12
15. Мусоргский М. По грибы
16. Парцхаладзе. Танец
17. Паулс Р. Колыбельная. Обработка Балаева Г.
18. Птички (французская народная песня). Обработка Пороцкого В.
19. Разоренов С. Колыбельная
20. Рамо Ж. Тамбурин
21. Савельев Б. Если добрый ты из мультфильма «День рождение кота Леопольда»
22. Хренников Т. Колыбельная Светланы. Переложение Корольковой И.
22. Чайковский П. Гавот из балета «Спящая красавица». Обработка Кондратьева А.
23. Чайковский П. Турецкий танец
23. Шаинский В. Импровизация
24. Шаинский В. Улыбка. Переложение Семенова В.
25. Шварц И. Далеко, далеко за морем из кинофильма «Золотой ключик»
26. Шебалин В. Танец девушек из балета «Жаворонок». Переложение Денисова Э.
27. Шуберт Ф. Немецкий танец соч. 33, № 10
28. Шуман Р. Вальс из цикла «Детский бал» соч. 130
29. Щедрин Р. Девичий хоровод из балета «Конек – Горбунок»
30. Щедрин Р. Ночь. Антракт из балета «Конек – Горбунок». Переложение Смирнова
Шестой класс
1.
2.
3.
4.
5.
Агафонников Н. Русский танец
Аренский А. Вальс соч. 34, № 4
Бах И. С. Гавот из «Английской сюиты» соль минор
Бетховен Л. Два немецких танца, ре мажор и соль мажор
Блантер М. Марш футболистов
20
6. Варламов А. Красный сарафан
7. Варламов А. На заре ты ее не буди
8. Витлин В. В цирке
9. Гладков Г. Песенка львенка и черепахи из мультфильма «Как львѐнок и черепаха пели песенку»
10. Глинка М. Жаворонок
11. Глинка М. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
12. Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
13. Григ Э. Норвежский танец соч. 35, № 2
14. Евлахов О. Детский танец
15. Лядов А. Колыбельная
16. Моцарт В. А. Менуэт из симфонии № 39
17. Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Переложение Шефера А.
18. Павлюченко С. Белорусская колыбельная
19. Пресли Э. Люби меня нежно. Обработка Мордасова Н.
20. Рубин В. Рондо из оперы «Три толстяка»
21. Соловьев – Седой. Подмосковные вечера. Обработка Балаева Г.
22. Стравинский И. Гавот из балета «Пульчинелла»
23. Тактакишвили Ш. Утешение
24. Фрид Г. Театральный вальс
25. Хачатурян К. Галоп из балета «Чиполлино»
26. Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин». Переложение Хачатуряна Э.
27. Чайковский П. Колыбельная в бурю
28. Чайковский П. Обработка русской народной песни «Как со горки, со горы»
29. Чайковский П. Фея цветущих колосьев из оперы «Спящая красавица»
30. Чемберджи Н. Снегурочка
31. Шостакович Д. Вальс – шарманка
32. Шуман Р. Полонез из цикла «Детский бал» соч. 130
Седьмой класс
1. Агафонников А. Вальс
2. Агафонников Н. Веселая мелодия
3. Аренский А. Романс фа мажор
4. Балакирев М. Обработка русской народной песни «Уж ты, зимушка»
5. Бах И. С. Шутка
6. Бородин А. Полька. Ред. Ламма П
7. Вебер К. Мазурка соч. 10, № 4
8. Глинка М. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» из оперы «Руслан и Людмила»
9. Глиэр Р. Грустный вальс соч. 41, № 2
10. Глиэр Р. Томный танец соч. 61
11. Григ Э. Песня соль мажор
12. Дунаевский И. Галоп из хореографической сюиты «Возвращение»
13. Касимов Р. Мелодический этюд ми минор
14. Лей Ф. Мелодия из кинофильма «Эмманюэль». Переложение Дуловой В.
15. Мордасов Н. Лунная дорожка
16. Преображенский А. Ноктюрн соль минор
17. Прокофьев С. Гавот из классической симфонии
21
18. Прокофьев С. Танец девушек и лилиями
19. Раков Н. Вальс нашей старой бабушки
20. Свиридов Г. Романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»
21. Семенов В. Частушечка
22. Сорокин К. Полька соч. 23 а, № 1
23. Струве Г. Веселый перепляс
24. Струве Г. Вороны
25. Уорренс Г. – Миллер Г. Лунная серенада из кинофильма «Серенада солнечной долины».
Переложение Дуловой В.
26. Чайковский П. Обработка русской народной песни «На море утушка купалася»
27. Чайковский П. Па де де (первая вариация) из балета «Лебединое озеро». Обр. Кондратьева А.
28. Чайковский П. Сцена с цветами из оперы «Спящая красавица». Обработка Сорокина К.
29. Шварц И. Вальс. Обработка Пороцкого В.
30. Шуберт Ф. Детский марш
31. Шуберт Ф. Четыре полонеза, № 1 фа мажор
Девятый класс
1. Аренский А. Сказка соч. 34
2. Балаев Г. Вечерний город
3. Балаев Г. Звездная россыпь
4. Балакирев М. Обработка русской народной песни «Не были ветры»
5. Бах И. С. Сарабанда ре минор
6. Брамс И. Аве Мария
7. Глиэр Р. Вальс из балета «Медный всадник»
8. Глиэр Р. Народная песня соч. 61, № 5
9. Глиэр Р. Фугетта соч. 38
10. Григ Э. Утро из сюиты «Пер Гюнт». Ред. Мовчан С.
11. Добронравов А. Как упоительны в России вечера. Переложение Дуловой В.
12. Клементи М. Соната № 2, часть 1 фа мажор
13. Клементи М. Сонатина соч. 36, № 5, 2 часть – Воздух Швейцарии
14. Львов – Компанеец Д. Деревенская кадриль
15. Мордасов Н. Пробуждение
16. Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Переложение Руббаха А.
17. Пахмутова А. Дорожная
18. Петрова О., Петров А. Вальс из телефильма «Петербургские тайны»
19. Рахманинов С. Русская песня соч. 11
20. Свиридов Г. Вальс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»
21. Свиридов Г. Пастораль
22. Сен – Санс К. Лебедь
23. Слонимский С. Танец кота в сапогах
24. Фантазия «Кружева» на темы русских народных песен в обработке Соловьева
25. Хачатурян К. Шествие Лимона из балета «Чиполлино»
26. Чайковский П. Анданте из струнного квартета № 1, соч. 11
27. Чайковский П. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Обр. Комалькова Ю.
28. Чайковский П. трепак из балета «Щелкунчик». Обработка Руббаха А.
29. Шнитке А. Шинель из музыкальных иллюстраций к повести Гоголя «Шинель»
22
30.
31.
32.
33.
Шостакович Д. Тарантелла
Шуберт Ф. Военный марш соч. 51, № 1
Шуберт Ф. Полонез соч. 61
Шуман Р. Сельская песня
Рекомендуемые произведения для чтения с листа
Младшие классы (2 – 3 класс)
1. Герчик В. Вечерняя песенка
2. Градески Э. Маленький поезд
3. Жилинский Н. Котик
4. Жилинский Н. Яблоки падают
5. Золотарев В. Обработка украинской народной песни «Ой, пущу я кониченька» соч. 15 № 3
6. Караманов А. Колыбельная
7. Королькова И. Щенок
8. Красев М. Ветер по морю гуляет
9. Красев М. Лихой наездник
10. Красев М. Песенка птичек
11. Левина З. Белочки
12. Мордасов Н. Ласковая песенка
13. Моя Родина. Лезгинская народная песня. Обработка Рустамова Р.
14. Петерсен Р. Старый автомобиль
15. Поццоли Э. Грустная минута
16. Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель»
17. Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обработка Римского – Корсакова
18. Русская народная песня «Ходит Ваня»
19. Сигмейстер Э. Старый духовой оркестр
20. Словацкая народная песня
21. Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»
22. Хил П. С днем рождения
23. Чешская народная песня «Испекла лепешки»
24. Чешская народная песня «Мой конек»
25. Чайковский П. Мой Лизочек
26. Чешская народная песня. Обработка Глухана Н.
27. Чешская полька
28. Шуман Р. Песня До мажор
Средние классы (4 – 5 класс)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Балакирев М. На Волге
Балакирев М. Я во сад пошла. Обработка русской народной песни
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»
Верди Дж. Песенка герцога из оперы «Риголетто». Переложение Балаева Г.
Глинка М. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». Обработка Белова В.
Глинка М. Полька
Градески Э. Учимся играть буги
23
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Иванов – Радкевич Н. Марш
Кемпферт Б. Путники в ночи. Переложение Балаева Г.
Купревич В. Восточный танец соч. 187
Купревич В. Плясовая соч. 186
Монюшко С. Думка (из сельских песен)
Пуленк Ф. Вальс
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Родриген А. Жаворонок. Переложение Корольковой И.
Свиридов Г. Честная бедность. Обработка Денисова Э.
Соловьев – Седой В. Подмосковные вечера. Переложение Балаева Г.
Спавадеккиа. Добрый жук из мультфильма «Золушка»
Украинская народная песня «По дороге жук, жук». Обработка Сильванского Н.
Чайковский П. Фея искренности из балета «Спящая красавица»
Черчилль Ф. Вальс из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
Шостакович Д. Шарманка
Шуберт Ф. Вальс Си бемоль мажор
Старшие классы (6 – 7. 9 класс)
1. Балакирев М. Обработка русской народной песни «Уж вы гуси, вы гуси»
2. Балакирев М. Обработка русской народной песни «Уж ты, зимушка»
3. Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
4. Брамс И. Венгерский танец № 5, ля минор
5. Гендель Г. Ф. Ария из оперы «Ксеркс». Переложение Гардони З.
6. Глинка М. Краковяк (фрагмент) из оперы «Иван Сусанин». Переложение Вольмана
7. Госсек Ф. Гавот. Переложение Загурской Э.
8. Григ Э. В лесу
9. Григ Э. Первая роза
10. Диабелли А. Сонатина, часть 2 Романс соч. 163, № 1
11. Мендельсон Ф. На крыльях песни. Переложение Кедровой А.
12. Моцарт В. А. Ария Церлины из оперы «Дон Жуан»
13. Никитин С. Пони. Переложение Семенова В.
14. Петров А. А на последок я скажу из кинофильма «Жестокий романс»
15. Петров А. Любовь – волшебная страна из кинофильма «Жестокий романс». Переложение
Дуловой В.
16. Раков Н. На прогулке
17. Стравинский И. Гавот из балета «Пульчинелла». Ред. Мовчан С.
18. Стравинский И. Серенада из балета «Пульчинелла». Ред. Мовчан С.
19. Струве Г. Веселый перепляс
20. Холминов А. Цыплята
21. Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»
22. Чайковский П. Венгерский танец из балета «Лебединое озеро»
23. Штраус И. Анна – полька
24. Шуберт Ф. Серенада ре минор. Ред. Мовчан С.
25. Шуберт Ф. Четыре полонеза № 1, № 4
VIII. Приложение № 2
24
1. Примерные программы
контрольного урока или академического концерта
(по классам)
Второй класс
1. Н. Богословский. Игра с котѐнком
Д. Штейбельт. «Адажио»
2. В. Золотарѐв. «Ехал казак за Дунай» соч.15, № 1
М. Глинка. Полька
3. Я. Кепитис. Латышский народный танец
Русская народная песня «Светит месяц»
4. В. Ребиков. «Лодка по морю плывѐт»
А. Андрэ. Рондо
5. Ж. Массне. «Жѐлтые листья, осенние листья»
П. И. Чайковский. «Немецкая песенка»
Третий класс
1. Й. Гайдн. Песня из оратории «Времена года».
Б. Савельев. «Карусельные лошадки»
2. Т. Попатенко. Весенняя шуточная
Ф. Пуленк. Вальс
3. А. Флярковский, Р. Щедрин. Обработка русской народной песни «Жили да были два брата»
Л. В. Бетховен. Немецкий танец До мажор
4. И. С. Бах. Песня
А. Глазунов. Отрывок из балета «Барышня – служанка»
5. К. Вебер. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»
П. И. Чайковския. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
Четвѐртый класс
1. Ф. Шмитт. «Сентиментальный вальс»
Р. Фолькман. «Кукушка»
2. А. Андрэ. Сонатина
П. Юон. «Тарантелла»
3. М. Уилсон. «Весѐлый танец»
Л. Шитте. «Волшебный голос Джельсомино»
4. Л. Шитте. «Спящая красавица»
Ф. Киль. «На качелях»
5. И. Руммель. «Аве Мария»
А. Диабелли. «Аллегро»
25
Пятый класс
1. В. А. Моцарт. Менуэт Фа мажор
М. Мусоргский. « По грибы»
2. Э. Григ. « Первая роза»
Ж. Ф. Рамо. «Тамбурин»
3. И. Брамс. «Колыбельная»
М. Глинка. «Кавалерийская рысь»
4. П. Чайковский. «Турецкий танец» из оперы «Руслан и Людмила»
Ж. Векерлен. Деревенское рондо
5. С. Разоренов. «Колыбельная»
Л. В. Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
6. В. Газанчан. «Дыхание природы»
П. Чайковский. «Гавот» из балета «Спящая красавица». Обработка Кондратьева А.
7. Р. Шуман. Вальс из цикла «Детский бал» соч. 130
В. Шаинский. Импровизация
Шестой класс
1. Ш. Тактакишвили. Утешение
М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
2. А. Варламов. Красный сарафан
Л. В. Бетховен. Немецкий танец ре мажор
3. С. Павлюченко. Белорусская колыбельная
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
4. П. Чайковский. Обработка русской народной песни «Как со горки, со горы»
И. С. Бах. Гавот из «Английской сюиты» соль минор
5. М. Глинка. Жаворонок
Д. Шостакович. Вальс – шарманка
6. Н. Гемберджи. Снегурочка
В. Витлин. В цирке
7. А. Аренский. Вальс соч. 34, № 4
В. Рубин. Рондо из оперы «Три толстяка»
Седьмой класс
1. М. Глинка. Ария Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». «Ах, ты доля, долюшка»
С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии»
2. П. Чайковский. Сцена с цветами из балета «Спящая красавица». Обработка Сорокина К.
Ф. Шуберт. Детский марш
26
3. Н. Раков. Вальс нашей старой бабушки
Э. Григ. Песня
4. Р. Касимов. Мелодический этюд ми минор
М. Балакирев. Уж, ты зимушка
5. Р. Глиэр. Томный танец соч. 61
Н. Агафонников. Веселая мелодия
6. А. Аренский. Романс фа мажор
И. С. Бах. Шутка
7. А. Преображенский. Ноктюрн соль минор
К. Вебер. Мазурка соч. 10, № 4
Девятый класс
1. Р. Шуман. Сельская песня
Д. Шостакович. Тарантелла
2. М. Балакирев. Обработка русской народной песни «Не были ветры…»
Ф. Шуберт. Полонез соч. 61
3. К. Сен – Санс. Лебедь
М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Переложение Руббаха А.
4. П. Чайковский. Анданте из струнного квартета № 1, соч. 11
К. Хачатурян. Шествие Лимона из балета «Чиполлино»
5. Р. Глиэр. Фугетта соч. 48.
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Обр. Комалькова Ю.
6. Г. Балаев. Звездная россыпь
Р. Глиэр. Вальс из балета «Медный всадник»
7. Э. Григ. Утро из сюиты «Пер Гюнт»
А. Пахмутова. Дорожная
27