МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХОРОВОЙ КЛАСС»
(ПО.01.УП.04.)
для обучающихся 1-8 (9) классов
(вариативная часть В.03.УП.03)
Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Рожкова Мария Николаевна, преподаватель первой
квалификационной категории по предмету «Хоровой
класс»
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
учреждения
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Якимова Светлана Викторовна, заслуженный работник
культуры РФ, заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»
Рецензент:
Ганшу Нина Анатольевна, заслуженный работник
культуры РФ, преподаватель высшей квалификационной
категории по предмету «Хоровой класс» муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Годовые требования по классам
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
3
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учѐтом
федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к минимуму содержания,
структуре и условиям содержания дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Фортепиано» в соответствии с объѐмом времени, предусмотренным на
данный предмет ФГТ, а также с учѐтом многолетнего педагогического опыта преподавателей
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной
деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части,
занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
В детской музыкальной школе, где обучающиеся сочетают хоровое пение с игрой на
каком-либо музыкальном инструменте, хоровой класс служит одним из важнейших факторов
развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков,
необходимых для овладения исполнительским мастерством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовнонравственное развитие обучающегося.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в Школу в
первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет (с 1 по 8
классы)., 9-ый год обучения (9 класс) является дополнительным.
1.3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы
на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»
Срок обучения и кол-во
часов
Максимальная нагрузка
Кол-во часов на
аудиторную нагрузку
Кол-во часов на
внеаудиторную
(самостоятельную работу)
Недельная аудиторная
нагрузка
Самостоятельная работа
(часов в неделю)
Обязательная часть
Вариативная часть
1-3 классы
5-8 классы
9 класс
кол-во часов
(общее на 3 года)
кол-во часов
(общее на 4 года)
кол-во часов
(в год)
5-9 классы
147
98
264
198
66
49,5
82,5
82,5
49
66
16,5
-
1
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая (от 11 человек). Возможно
проведение занятий следующими группами:
4
младший хор – 1-3 классы;
старший хор – 4-9 классы.
На определѐнных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий.
Хор может быть поделѐн на группы по партиям, что даѐт возможность более продуктивно
прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого
обучающегося.
1.5. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
на
основе
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
формирование умений и навыков хорового исполнительства;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа;
приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием структуры учебного предмета «Хоровой
отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
класс»,
являются
ФГТ,
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей произведения и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения
на более мелкие части для более подробной проработки и последующая организация
целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для
повышения общего уровня обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной
программы являются продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
5
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового
исполнительства.
1.8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Хоровой класс»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального
ремонта.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету
«Хоровой класс» требует наличие:
концертный зал с концертным с роялем или фортепиано, звукотехническим оборудованием
для концертных выступлений;
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по
хоровому пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»:
аудиторные занятия: с 1 по 3 классы – 1 час в неделю, с 4 по 8 (9) классы – 1,5 часа в
неделю;
самостоятельные занятия: с 1 по 8 (9) классы – 0,5 часа в неделю;
вариативная часть учебного предмета «Хоровой класс» включает в себя 0,5 часа в неделю
для обучающихся с 5 по 9 классы.
Вариативная часть даѐт возможность расширения и углубления хорового репертуара,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Классы
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Вариативная часть. Кол-во часов на
аудиторные занятия (в неделю)
Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
8
1
2
32
33
33
33
33
33
33
33
33
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
-
-
-
-
-
0,5
0,5
0,5
0,5
2
6
9
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
Объѐм времени на консультации
сводного хора (по годам)
Общий объѐм времени на
консультации
0,5
411,5
477,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16
16,5 16,5 16,5
1,5
1,5
48
49,5 49,5
6
8
1,5
8
16,5
16,5
66
0,5
0,5
0,5
16,5
16,5
16,5
131,5
148
2
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
66
82,5
82,5
82,5
8
82,5
82,5
543
625,5
8
8
62
16,5
82,5
8
8
8
8
70
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резервного времени. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающегося по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей детей. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры;
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
2.2. Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для
родителей и преподавателей, отчѐтные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных
знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, культурно-досуговых центрах и др.),
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
7
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено следующее количество
музыкальных произведений: младший хор инструментальных отделений – 10-12, старший хор – 810 (в том числе a cappella).
Основные репертуарные принципы:
1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкальнохудожественного кругозора детей)
2. Решение учебных задач
3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными
композиторами и народными песнями различных жанров)
4. Содержание произведения
5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейноэмоционального смысла)
6. Доступность:
по содержанию;
по голосовым возможностям;
по техническим навыкам
7. Разнообразие:
по стилю;
по содержанию;
темпу, нюансировке;
сложности
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
Младший хор
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения
сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный
характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого
произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приѐмы (короткое и активное
дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение
пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного»
дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.
Звуковедение и дикция
Младший хор
Естественный,
свободный
звук
без
крика
и
напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных
навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в
пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
8
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности
артикулярного аппарата за счѐт активизации работы губ и языка. Выработка навыка
активного и чѐткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и
медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.
Ансамбль и строй
Младший хор
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении
текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора
и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без
сопровождения.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и
строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой
интонации при двух и трѐхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков.
Младший и старший хор
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по
партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы
произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка,
вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения
произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в
конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды
фермат. Воспитание навыков понимания дирижѐрского жеста.
Примерный репертуарный список
Младший хор
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летает», «Спи дитя мое, усни»
Глинка М. «Жаворонок»
Гречанинов А. «Вербочки»
Калинников В. «Весна», «Киска», «Тень-тень»
Кюи Ц. «Майский день», «Белка», «Зайка», «Зима», «Лето»
Лядов А. «Окликание дождя»
Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
9
Чайковский П. «Осень», «Мой садик»
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. «Малиновка»
Бах И. С. «За рекою старый дом»
Брамс И. «Колыбельная»
Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова)
Гайдн И. «Старый добрый клавесин», «Мы дружим с музыкой»
Григ Э. «Заход солнца», «Лесная песня»
Шуберт Ф. «В путь» (из в/ц «Прекрасная мельничиха»)
Обработки народных песен
Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского)
Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу» (обр. В.Шипулина)
Литовская народная песня «Солнышко вставало»
Русская народная песня «Ай, дедушка, дедушка» (обр. О.Красноглядовой)
Русская народная песня «Дудочка» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «На зелѐном лугу» (обр. Л. Абелян)
Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского- Корсакова)
Финская народная песня «Куковала звонко кукушечка» (обр. С. Попова)
Чешская народная песня «Пастух» (обр. В. Мухина)
Произведения советских композиторов
Бойко Р. «Что думает птица», «Слон и носорог» (канон)
Герчик В. «Хорошо под солнышком», «Зимняя песня», «Про кузнечика»
Кабалевский Д. «Весело у нас»
Литовко Ю. «Весѐлые лягушки» (канон)
Парцхаладзе М. «Весенняя песенка»
Г. Струве «Моя Россия», «Колобок», «Пестрый колпачок», «Считалка» (канон)
Произведения современных композиторов
Баневич С. «Солнышко проснѐтся»
Гомонова Е. «Круглые человечки», «Рябиновые бусы», «Ярмарка»
Девочкина О. «Моя песенка», «Котик и щенок», «Как цыплѐнок солнышко искал», «Разговор с
эхом»
Дементьев В. «Простая песенка»
Дубравин Я. «Капли и море», «Песня о земной красоте»
Иевлев А. «Ёжик», «Дятел», «Подарок маме», «Художник»
Кудряшов А. «Гав-гав», «Речка и овечка», «Дружба – это здорово!», «Василѐк»
Олифирова Л. «Ой, купало»
Перескоков А. «Весенним утром», «Журавли-журавушки», «Ласточка», «Мамочка моя», «Песня
игрушек»
Подгайц Е. «Облака»
Поплянова Е. «Песня Старого Скрипа», «Паучок-босячок», «Веселые медвежатки», «Праздник
Сам-Сусам»
Славкин М. «Старушка и пират», «Я учу английский»
10
Соснин С. «Весенний будильник», «Солнышко, сияй», «Весенняя капель»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»
Ширяев О. «Мы рисуем голубя»
Старший хор
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Цветики, цветочки»
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)
Борнтянский Д. «Славу поѐм», «Утро», «Вечер»
Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),
«Попутная песня» (переложение В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из
оперы «Иван Сусанин»)
Гречанинов А. «Пчѐлка», «Весна идѐт», «Васька», «Урожай»
Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)
Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае»,
«Утро», «Сосна», «Острою секирой»
Калинников В. «Жаворонок», «Зима»
Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»
Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15)
Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»
Стравинский. И. «Осень»
Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»
Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы
«Опричник»)
Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зелѐный шум», «Распустилась черѐмуха»
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. «Весенняя песня» (переложение В. Попова), «Жизнь хороша»
Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»
Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»
Вебер К.М. «Эхо в лесу»
Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)
Гендель Г. «Песнь победы» из оратории «Иуда Маккавей»
Григ Э. «Колыбельная Сольвейг» из музыки к драме Ибсена Г. «Пер Гюнт»
Дворжак А. «Детская песня», «Славянские напевы»
Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»
Лассо О. «Тик-так»
Лист Ф. «Весѐлые игры»
Мендельсон Ф. «Баркарола», «Воскресный день», «На крыльях песни»
Перголези Д. «Stabat Mater» № 11, 12
Перселл Г. «Вечерняя песня» (переложение для детского хора В. Попова)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
Форе Г. «Sanctus» (Messa basse)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
11
Произведения современных композиторов
Бехтерева Г. «Весной в Париже», «Гусляры», «Детства сказочный мир», «После дождя», «Пред
испанкой благородной»
Гиммельфарб Е. «Лица друзей»
Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остаѐтся хлебом»
Красин С. «Берѐзовая роща», «Валенки», «Моя столица», «Сказочный лес»
Минков М. «Спасибо музыка», «Старый рояль»
Мошкин Л. «Песенка для мамы»
Подгайц Е. «Речкина песня»
Смирнов С. «Не грусти, улыбнись и пой»
Хайтович Р. «Бочонок-собачонок»
Обработки для хора
Бехтерева Г. «Ах, вы сени мои, сени», «Над полями, да над чистыми», «Ночь светла (музыка
Шишкина М.)
Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обработка И. Димитрова)
Норвежская народная песня «Камертон»
Русская народная песня «Во лузях» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)
Русская народная песня «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)
Русская народная песня «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)
Шапиро Е. «Гимн свободы» (музыка Питерсона О.), «Вчера» (музыка Дж. Леннона – П.
Маккартни)
Примерные программы выступлений
Младший хор
Аренский А. «Комар»
Кабалевский Д. «Весело у нас»
Русская народная песня «На зелѐном лугу»
Бетховен Л. «Край родной»
Гречанинов А. «Вербочки»»
Полонский С. «Сел комарик на дубочек»
Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского)
Гайдн Й. «Пастух»
Украинская народная песня «Козѐл и коза» (обр. В. Соколова)
Поплянова Е. «Песня Старого Скрипа»
Баневич С. «Солнышко проснѐтся»
Старший хор
Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин», переложение А. Луканина)
Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»)
Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)
Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
Глинка М. «Жаворонок»
Мендельсон Ф. «Воскресный день»
12
Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
Калныньш А. «Музыка»
Гайдн Й. «Пришла весна»
Чайковский П. «Соловушка»
Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова)
Гладков Г. «Песня друзей»
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются
следующие знания, умения, навыки:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
4. Формы и методы контроля, системы оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы
контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
оценка за работу в классе;
текущая сдача партий;
контрольный урок в конце каждой четверти
Виды промежуточного контроля:
переводной зачѐт в старший хор и по окончании освоения предмета
Методы текущего контроля:
сдача партий в квартетах
Учѐт успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При
оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень
подготовленности каждого ребѐнка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учѐбе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы обучающегося;
13
оценка на зачѐте (академическом концерте);
другие выступления ученика в течение учебного года
4.2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или зачѐте
выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачѐт» (без отметки)
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие во всех
хоровых концертах коллектива
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хорового
коллектива
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных
причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть
некоторых партитур в программе при сдаче партий,
участие в обязательном отчетном концерте хора в случае
пересдачи партий
пропуски хоровых занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, недопуск к выступлению на
отчѐтный концерт
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения, соответствующий программным
требованиям
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных выпускниками
знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового
искусства.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению,
сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном
музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки
сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает
обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет
14
процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как
именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения преподаватель следит за формированием и
развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением,
ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих
возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкальнохудожественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство
патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся.
Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями
современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой,
формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные
моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокальнохоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся
знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к
отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления
своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы
способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их
художественную культуру.
Для обучающихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из
обязательных
предметов,
способствующих
формированию
навыков коллективного
музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных
действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь
исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового
звучания. Так, при организации учебного процесса в Школе целесообразно руководствоваться
интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми,
мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет
способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объѐм самостоятельной работы обучающихся определяется с учѐтом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового
пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической
проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе.
Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В
результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно
исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
должно
контролироваться
преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
15
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемых нотных сборников
1. Басок М., Бызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей
2. Бехтерева Г. Произведения для хора без сопровождения. Киров, 2007
3. Будем с песенкой дружить. Выпуск 4. М., 1985
4. Вместе с хором. Репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. С-П., 2003
5. Гладков Г. Путешествие в сказку. М., 1980
6. Гречанинов А. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М., 1977
7. Джаз в детском хоре. Выпуск 2. М., 2007
8. Детские песни на стихи И. Токмаковой. Сост. И. Мазнин. М., 1988
9. Игра в классику. Проект Д. Тухманова и Ю. Энтина. Челябинск, 2004
10. Иевлев А. Подарок маме. Казань, 2001
11. Кудряшов А. Настольная книга музыкального руководителя. Ростов-на-Дону, 2006
12. Литовко Ю. Каноны для детского хора без сопровождения. Л., 1976
13. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2008
14. Наумова А. Праздник круглый год. Ростов-на-Дону, 2010
15. Паулс Р. Птичка на ветке. С-П., 2004
16. Песни для детского хора. Выпуск 16. М., 1988
17. Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Ростов-на-Дону, 2010
18. Пошли гулять ботинки. Эстрадные песни для детей в сопровождении фортепиано. М., 1970
19. Чернышов А. Бурляля. Сборник детских песен. Ростов-на-Дону, 2010
20. Поѐт старший хор Сормовского центра творчества юных города Нижнего Новгорода. Часть 2.
Н. Новгород, Тюмень, 2000
21. Русская хоровая музыка. Хрестоматия для детского хора. Сост. П. Халабузарь. М., 2003
22. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. М.: Владос, 1999
23. Тухманов Д., Энтин Ю. Знакомые насекомые. Челябинск, 2004
24. Тухманов Д., Энтин Ю. Бяки-буки. Челябинск, 2004
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Детский хор. Учебно-методическое пособие. Сост. Ходош Э. Ростов-на-Дону, 2010
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985
Развитие детского голоса. Ред. Шацкой В. М., 1963
Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1988
Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961
Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. М., 1986
16
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Дополнительная предпрофессиональная программа
в области музыкального искусства
«Струнные инструменты»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХОРОВОЙ КЛАСС»
(ПО.01.УП.04.)
для обучающихся 1-8 (9) классов
(вариативная часть В.03.УП.03)
Краснотурьинск
2017 год
17
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № ____
«_____» _________________ 2017 г.
от «____» ______________ 2017 г.
МП
Разработчик:
Рожкова Мария Николаевна, преподаватель первой
квалификационной категории по предмету «Хоровой
класс» муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Якимова Светлана Викторовна, заслуженный работник
культуры РФ, заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»
Рецензент:
Ганшу Нина Анатольевна, заслуженный работник
культуры РФ, преподаватель высшей квалификационной
категории по предмету «Хоровой класс» муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
18
Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
1.2. Срок реализации учебного предмета
1.3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
1.5. Цели и задачи учебного предмета
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
1.7. Методы обучения
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
2.2. Годовые требования по классам
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
4.2. Критерии оценки
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемой нотной литературы
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
19
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учѐтом
федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства: «Струнные инструменты» в
соответствии с объѐмом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ, а также с учѐтом
многолетнего педагогического опыта преподавателей муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по
тексту – Школа).
Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной
деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части,
занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
В детской музыкальной школе, где обучающиеся сочетают хоровое пение с игрой на
каком-либо музыкальном инструменте, хоровой класс служит одним из важнейших факторов
развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков,
необходимых для овладения исполнительским мастерством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовнонравственное развитие обучающегося.
1.3. Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в Школу в
первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет составляет 8 лет (с 1 по 8
классы)., 9-ый год обучения (9 класс) является дополнительным.
1.3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы
на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»
Срок обучения и кол-во
часов
Максимальная нагрузка
Кол-во часов на
аудиторную нагрузку
Кол-во часов на
внеаудиторную
(самостоятельную работу)
Недельная аудиторная
нагрузка
Самостоятельная работа
(часов в неделю)
Обязательная часть
Вариативная часть
1-3 классы
5-8 классы
9 класс
кол-во часов
(общее на 3 года)
кол-во часов
(общее на 4 года)
кол-во часов
(в год)
5-9 классы
147
98
264
198
66
49,5
82,5
82,5
49
66
16,5
-
1
1,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая (от 11 человек). Возможно
проведение занятий следующими группами:
младший хор – 1-3 классы;
20
старший хор – 4-9 классы.
На определѐнных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий.
Хор может быть поделѐн на группы по партиям, что даѐт возможность более продуктивно
прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого
обучающегося.
1.9. Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
на
основе
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
формирование умений и навыков хорового исполнительства;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа;
приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
1.10.
Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс»
Обоснованием структуры учебного предмета «Хоровой
отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.
класс»,
являются
ФГТ,
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
1.11. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей произведения и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения
на более мелкие части для более подробной проработки и последующая организация
целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для
повышения общего уровня обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной
программы являются продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
21
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового
исполнительства.
1.12.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Хоровой класс»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального
ремонта.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы по учебному предмету
«Хоровой класс» требует наличие:
концертный зал с концертным с роялем или фортепиано, звукотехническим оборудованием
для концертных выступлений;
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным
оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по
хоровому пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
2. Содержание учебного предмета
2.1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано», «Струнные
инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»:
аудиторные занятия: с 1 по 3 классы – 1 час в неделю, с 4 по 8 (9) классы – 1,5 часа в
неделю;
самостоятельные занятия: с 1 по 8 (9) классы – 0,5 часа в неделю;
вариативная часть учебного предмета «Хоровой класс» включает в себя 0,5 часа в неделю
для обучающихся с 5 по 9 классы.
Вариативная часть даѐт возможность расширения и углубления хорового репертуара,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Классы
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Вариативная часть. Кол-во часов на
аудиторные занятия (в неделю)
Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
8
1
2
32
33
33
33
33
33
33
33
33
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
-
-
-
-
-
0,5
0,5
0,5
0,5
2
22
9
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
Объѐм времени на консультации
сводного хора (по годам)
Общий объѐм времени на
консультации
0,5
411,5
477,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
16
16,5 16,5 16,5
1,5
1,5
48
49,5 49,5
6
8
1,5
8
16,5
16,5
66
0,5
0,5
0,5
16,5
16,5
16,5
131,5
148
2
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
66
82,5
82,5
82,5
8
82,5
82,5
543
625,5
8
8
62
16,5
82,5
8
8
8
8
70
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы проводятся консультации.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резервного времени. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающегося по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и
индивидуальных способностей детей. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры;
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
2.2. Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для
родителей и преподавателей, отчѐтные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных
знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, культурно-досуговых центрах и др.),
участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
23
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено следующее количество
музыкальных произведений: младший хор инструментальных отделений – 10-12, старший хор – 810 (в том числе a cappella).
Основные репертуарные принципы:
7. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкальнохудожественного кругозора детей)
8. Решение учебных задач
9. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными
композиторами и народными песнями различных жанров)
10. Содержание произведения
11. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейноэмоционального смысла)
12. Доступность:
по содержанию;
по голосовым возможностям;
по техническим навыкам
7. Разнообразие:
по стилю;
по содержанию;
темпу, нюансировке;
сложности
Вокально-хоровые навыки
Певческая установка и дыхание
Младший хор
Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения
сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный
характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого
произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приѐмы (короткое и активное
дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение
пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного»
дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.
Звуковедение и дикция
Младший хор
Естественный,
свободный
звук
без
крика
и
напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в
различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных
навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в
пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
24
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности
артикулярного аппарата за счѐт активизации работы губ и языка. Выработка навыка
активного и чѐткого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и
медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.
Ансамбль и строй
Младший хор
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при
соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении
текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора
и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без
сопровождения.
Старший хор
Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и
строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой
интонации при двух и трѐхголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков.
Младший и старший хор
Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по
партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы
произведения.
Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка,
вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения
произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в
конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды
фермат. Воспитание навыков понимания дирижѐрского жеста.
Примерный репертуарный список
Младший хор
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летает», «Спи дитя мое, усни»
Глинка М. «Жаворонок»
Гречанинов А. «Вербочки»
Калинников В. «Весна», «Киска», «Тень-тень»
Кюи Ц. «Майский день», «Белка», «Зайка», «Зима», «Лето»
Лядов А. «Окликание дождя»
Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
25
Чайковский П. «Осень», «Мой садик»
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. «Малиновка»
Бах И. С. «За рекою старый дом»
Брамс И. «Колыбельная»
Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова)
Гайдн И. «Старый добрый клавесин», «Мы дружим с музыкой»
Григ Э. «Заход солнца», «Лесная песня»
Шуберт Ф. «В путь» (из в/ц «Прекрасная мельничиха»)
Обработки народных песен
Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского)
Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу» (обр. В.Шипулина)
Литовская народная песня «Солнышко вставало»
Русская народная песня «Ай, дедушка, дедушка» (обр. О.Красноглядовой)
Русская народная песня «Дудочка» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «На зелѐном лугу» (обр. Л. Абелян)
Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского- Корсакова)
Финская народная песня «Куковала звонко кукушечка» (обр. С. Попова)
Чешская народная песня «Пастух» (обр. В. Мухина)
Произведения советских композиторов
Бойко Р. «Что думает птица», «Слон и носорог» (канон)
Герчик В. «Хорошо под солнышком», «Зимняя песня», «Про кузнечика»
Кабалевский Д. «Весело у нас»
Литовко Ю. «Весѐлые лягушки» (канон)
Парцхаладзе М. «Весенняя песенка»
Г. Струве «Моя Россия», «Колобок», «Пестрый колпачок», «Считалка» (канон)
Произведения современных композиторов
Баневич С. «Солнышко проснѐтся»
Гомонова Е. «Круглые человечки», «Рябиновые бусы», «Ярмарка»
Девочкина О. «Моя песенка», «Котик и щенок», «Как цыплѐнок солнышко искал», «Разговор с
эхом»
Дементьев В. «Простая песенка»
Дубравин Я. «Капли и море», «Песня о земной красоте»
Иевлев А. «Ёжик», «Дятел», «Подарок маме», «Художник»
Кудряшов А. «Гав-гав», «Речка и овечка», «Дружба – это здорово!», «Василѐк»
Олифирова Л. «Ой, купало»
Перескоков А. «Весенним утром», «Журавли-журавушки», «Ласточка», «Мамочка моя», «Песня
игрушек»
Подгайц Е. «Облака»
Поплянова Е. «Песня Старого Скрипа», «Паучок-босячок», «Веселые медвежатки», «Праздник
Сам-Сусам»
Славкин М. «Старушка и пират», «Я учу английский»
26
Соснин С. «Весенний будильник», «Солнышко, сияй», «Весенняя капель»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»
Ширяев О. «Мы рисуем голубя»
Старший хор
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Цветики, цветочки»
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)
Борнтянский Д. «Славу поѐм», «Утро», «Вечер»
Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),
«Попутная песня» (переложение В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из
оперы «Иван Сусанин»)
Гречанинов А. «Пчѐлка», «Весна идѐт», «Васька», «Урожай»
Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)
Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае»,
«Утро», «Сосна», «Острою секирой»
Калинников В. «Жаворонок», «Зима»
Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»
Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15)
Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»
Стравинский. И. «Осень»
Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»
Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы
«Опричник»)
Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зелѐный шум», «Распустилась черѐмуха»
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. «Весенняя песня» (переложение В. Попова), «Жизнь хороша»
Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»
Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»
Вебер К.М. «Эхо в лесу»
Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)
Гендель Г. «Песнь победы» из оратории «Иуда Маккавей»
Григ Э. «Колыбельная Сольвейг» из музыки к драме Ибсена Г. «Пер Гюнт»
Дворжак А. «Детская песня», «Славянские напевы»
Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»
Лассо О. «Тик-так»
Лист Ф. «Весѐлые игры»
Мендельсон Ф. «Баркарола», «Воскресный день», «На крыльях песни»
Перголези Д. «Stabat Mater» № 11, 12
Перселл Г. «Вечерняя песня» (переложение для детского хора В. Попова)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
Форе Г. «Sanctus» (Messa basse)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
27
Произведения современных композиторов
Бехтерева Г. «Весной в Париже», «Гусляры», «Детства сказочный мир», «После дождя», «Пред
испанкой благородной»
Гиммельфарб Е. «Лица друзей»
Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остаѐтся хлебом»
Красин С. «Берѐзовая роща», «Валенки», «Моя столица», «Сказочный лес»
Минков М. «Спасибо музыка», «Старый рояль»
Мошкин Л. «Песенка для мамы»
Подгайц Е. «Речкина песня»
Смирнов С. «Не грусти, улыбнись и пой»
Хайтович Р. «Бочонок-собачонок»
Обработки для хора
Бехтерева Г. «Ах, вы сени мои, сени», «Над полями, да над чистыми», «Ночь светла (музыка
Шишкина М.)
Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обработка И. Димитрова)
Норвежская народная песня «Камертон»
Русская народная песня «Во лузях» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)
Русская народная песня «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)
Русская народная песня «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)
Шапиро Е. «Гимн свободы» (музыка Питерсона О.), «Вчера» (музыка Дж. Леннона – П.
Маккартни)
Примерные программы выступлений
Младший хор
Аренский А. «Комар»
Кабалевский Д. «Весело у нас»
Русская народная песня «На зелѐном лугу»
Бетховен Л. «Край родной»
Гречанинов А. «Вербочки»»
Полонский С. «Сел комарик на дубочек»
Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского)
Гайдн Й. «Пастух»
Украинская народная песня «Козѐл и коза» (обр. В. Соколова)
Поплянова Е. «Песня Старого Скрипа»
Баневич С. «Солнышко проснѐтся»
Старший хор
Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин», переложение А. Луканина)
Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»)
Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)
Дубравин Л. «Песня о земной красоте»
Глинка М. «Жаворонок»
Мендельсон Ф. «Воскресный день»
28
Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
Калныньш А. «Музыка»
Гайдн Й. «Пришла весна»
Чайковский П. «Соловушка»
Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова)
Гладков Г. «Песня друзей»
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются
следующие знания, умения, навыки:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие
взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и
вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе
хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и
хорового коллектива.
4. Формы и методы контроля, системы оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы
контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
оценка за работу в классе;
текущая сдача партий;
контрольный урок в конце каждой четверти
Виды промежуточного контроля:
переводной зачѐт в старший хор и по окончании освоения предмета
Методы текущего контроля:
сдача партий в квартетах
Учѐт успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих
занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При
оценке обучающегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива.
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень
подготовленности каждого ребѐнка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного
материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учѐбе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы обучающегося;
29
оценка на зачѐте (академическом концерте);
другие выступления ученика в течение учебного года
4.3. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или зачѐте
выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачѐт» (без отметки)
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех
произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная
эмоциональная работа на занятиях, участие во всех
хоровых концертах коллектива
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хорового
коллектива
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных
причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть
некоторых партитур в программе при сдаче партий,
участие в обязательном отчетном концерте хора в случае
пересдачи партий
пропуски хоровых занятий без уважительных причин,
неудовлетворительная сдача партий в большинстве
партитур всей программы, недопуск к выступлению на
отчѐтный концерт
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения, соответствующий программным
требованиям
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных выпускниками
знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового
искусства.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Задача руководителя хорового класса – пробудить у детей любовь к хоровому пению,
сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном
музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки
сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает
обучающимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет
30
процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как
именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения преподаватель следит за формированием и
развитием важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением,
ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих
возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкальнохудожественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство
патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания обучающихся.
Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями
современных композиторов и народными песнями разных жанров.
Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой,
формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные
моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокальнохоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой обучающиеся
знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к
отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления
своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы
способствуют обогащению музыкального кругозора обучающихся, помогают формировать их
художественную культуру.
Для обучающихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из
обязательных
предметов,
способствующих
формированию
навыков коллективного
музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных
действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь
исходя из этого, можно профессионально строить работу над всеми компонентами хорового
звучания. Так, при организации учебного процесса в Школе целесообразно руководствоваться
интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми,
мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет
способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объѐм самостоятельной работы обучающихся определяется с учѐтом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы обучающегося в классе хорового
пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической
проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе.
Обучающийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В
результате домашней подготовки обучающийся при сдаче партий должен уметь выразительно
исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
должно
контролироваться
преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
31
6. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1. Список рекомендуемых нотных сборников
1. Басок М., Бызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей
2. Бехтерева Г. Произведения для хора без сопровождения. Киров, 2007
3. Будем с песенкой дружить. Выпуск 4. М., 1985
4. Вместе с хором. Репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. С-П., 2003
5. Гладков Г. Путешествие в сказку. М., 1980
6. Гречанинов А. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М., 1977
7. Джаз в детском хоре. Выпуск 2. М., 2007
8. Детские песни на стихи И. Токмаковой. Сост. И. Мазнин. М., 1988
9. Игра в классику. Проект Д. Тухманова и Ю. Энтина. Челябинск, 2004
10. Иевлев А. Подарок маме. Казань, 2001
11. Кудряшов А. Настольная книга музыкального руководителя. Ростов-на-Дону, 2006
12. Литовко Ю. Каноны для детского хора без сопровождения. Л., 1976
13. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2008
14. Наумова А. Праздник круглый год. Ростов-на-Дону, 2010
15. Паулс Р. Птичка на ветке. С-П., 2004
16. Песни для детского хора. Выпуск 16. М., 1988
17. Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Ростов-на-Дону, 2010
18. Пошли гулять ботинки. Эстрадные песни для детей в сопровождении фортепиано. М., 1970
19. Чернышов А. Бурляля. Сборник детских песен. Ростов-на-Дону, 2010
20. Поѐт старший хор Сормовского центра творчества юных города Нижнего Новгорода. Часть 2.
Н. Новгород, Тюмень, 2000
21. Русская хоровая музыка. Хрестоматия для детского хора. Сост. П. Халабузарь. М., 2003
22. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. М.: Владос, 1999
23. Тухманов Д., Энтин Ю. Знакомые насекомые. Челябинск, 2004
24. Тухманов Д., Энтин Ю. Бяки-буки. Челябинск, 2004
6.2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Детский хор. Учебно-методическое пособие. Сост. Ходош Э. Ростов-на-Дону, 2010
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985
Развитие детского голоса. Ред. Шацкой В. М., 1963
Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1988
Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961
Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. М., 1986
32