МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Струнные инструменты»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02. Ансамбль (виолончель)
(В.02.УП.02 вариативная часть)
для обучающихся 2 – 8 (9) классов
детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Луговская Наталья Михайловна, преподаватель по
классу
виолончели
учреждения
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа 1»
Рецензенты:
Голованова Ирина Михайловна, преподаватель
высшей квалификационной категории государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Свердловской области «Краснотурьинский
колледж искусств»
Гильманова
Светлана
Ивановна,
преподаватель
высшей квалификационной категории муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2.
Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам
3.
Требования к уровню подготовки обучающихся
4.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки
5.
Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
6.
Список рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список нотной литературы;
2. Список методической литературы.
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль (виолончель)» разработана на
основе Федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального искусства «Струнные инструменты», утверждѐнными приказом Министерства
Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164.
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль (виолончель)» составлена с
учѐтом многолетнего педагогического опыта в области ансамблевого исполнительства на
виолончели в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее - Школа).
Учебный план предполагает предметные области с обязательной и вариативной частью.
Срок освоения обязательной программы осуществляется с 4-го по 8-ой класс. Срок обучения 5 лет
(4 года 9 месяцев), с учѐтом вариативной части со 2 по 3 классы.
Однако возможность вариативной формы позволяет ввести предмет со 2-го класса.
Вариативная часть даѐт возможность расширения и углубления подготовки обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных
знаний, умений и навыков.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
Учебный
предмет
«Ансамбль
(виолончель)»
является
составной
частью
предпрофессиональной подготовки обучающихся. В классе струнного ансамбля развиваются
навыки дуэтного музицирования, познаются его специфические особенности. Приобретение
навыков ансамблевого исполнительства ведѐт к расширению музыкального кругозора,
активизирует творческую направленность, развивает музыкальное мышление, позволяет накопить
репертуарный багаж.
В классе «Ансамбль» развиваются навыки игры в любом ансамбле. По учебному предмету
«Ансамбль (виолончель)» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной
образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в
форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
При формировании дуэтов важно учитывать уровень подготовки обучающихся, их
музыкально – психологическую совместимость.
За время обучения педагог должен научить обучающегося игре в ансамбле с педагогом,
затем с обучающимся по классу или более старшего возраста, сформировать навыки чтения с
листа своей партии отдельно и в ансамбле с партнѐром. Научить обучающегося
самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять в ансамбле произведения,
различные по сложности, стилю и жанрам, которые соответствуют уровню развития
обучающегося.
Также как и по предмету «Специальность», программа по струнному ансамблю опирается
на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными стилями: барокко,
венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
4
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнѐров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (виолончель)»
Срок реализации данной программы составляет 7 лет (со 2 по 8 класс).
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
обязательная часть
4 – 8 класс
330
132
198
9 класс
99
66
33
вариативная
часть
2 – 3 класс
165
66
99
1
1,5
2
2
1
1,5
Срок обучения и количество часов.
Максимальная нагрузка.
Количество часов на аудиторную нагрузку.
Количество
часов
на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу.
Недельная аудиторная нагрузка.
Самостоятельная работа (часов в неделю).
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика),
рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
По учебному предмету «Ансамбль (виолончель» к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным
программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного
предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений
обучающегося с преподавателем.
С
целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам,
творческим конкурсам предусмотрено проведение консультаций: с 5 по 9 класс (2 часа в год).
Продвижение обучающегося во многом зависит от регулярности и качества домашних
занятий. Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на виолончели в ансамбле произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
выявление наиболее одарѐнных детей, планирующих поступление в учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,
влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга);
5
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнѐрства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в
сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путѐм ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;
формирование у наиболее одарѐнных выпускников профессионального исполнительского
комплекса виолончелиста-солиста камерного ансамбля
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый в ансамбле на виолончели;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для ансамблевого
исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и
композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в
соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей в ансамбле
на виолончели;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении музыкальных
произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух, импровизации;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского опыта
(как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
6
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на
более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения
общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учѐтом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с инструментальным ансамблем в рамках дополнительной
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на виолончели.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль. Виолончель» имеются учебные
кабинеты (классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: виолончели разных размеров, смычки разных размеров,
1 фортепиано, пульт для нот.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.
Размеры виолончелей соответствуют антропометрическим параметрам: 1/8 для детей 5-6
лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а
также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников пьес,
полифонических произведений, произведений крупной формы, переложений симфонических
произведений, сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы,
музыкальных словарей, энциклопедий.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
1
Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
8
2
7
9
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Вариативная
часть
33
33
33
33
33
33
33
33
-
1
1
1
1
1
2
1
1
Обязательная часть
231
Кол-во часов на самостоятельную работу
в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную
работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
-
1,5
-
49,5 49,5 49,5
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
-
2,5
-
82,5 82,5 82,5
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на консультации
-
-
1,5
2,5
-
1,5
66
297
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
49,5
49,5
49,5
49,5
49,5
297
346,5
2,5
2,5
2,5
-
82,5
82,5
495
610,5
2
2
8
49,5
2,5
2,5
3,5
82,5
82,5
115,5
115,5
2
2
2
2
10
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объѐм времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определѐнные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
8
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность
и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета направлено
на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Для облегчения подбора учебного репертуара в программе предлагаются репертуарные
списки, основу которых составляют нотные издания, находящиеся в школьной библиотеке,
которые являются лучшими образцами педагогической и исполнительской практики.
При составлении индивидуального учебного плана, педагогу необходимо учитывать
уровень общего музыкального развития обучающегося. Обучающийся должен иметь
определѐнные знания по теории музыки, владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле,
обладать достаточной художественно-технической подготовкой.
За год обучения по данному предмету необходимо пройти 3 – 4 произведения с разной
степенью готовности. За весь курс обучения по классу ансамбля необходимо изучить 12 – 16
произведений.
Педагог фиксирует весь пройденный материал в индивидуальном плане обучающегося.
2 класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнѐра, а также восприятия всей
музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для
успешной реализации начального этапа обучения.
Партнѐры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год обучающиеся должны пройти 3 – 4 ансамбля. В конце каждого полугодия
обучающиеся сдают зачѐт из 1 - 2 произведений. Зачѐтом может считаться выступление на
классном вечере, концерте или академическом концерте.
Примерные программы
контрольного урока или академического концерта
1. Русская народная песня «Катенька весѐлая»
Обработка Пащенко Ж. «Пошѐл козѐл в огород»
2. Русская народная песня «Во горнице, во светлице»
А. Варламов. «Красный сарафан»
3. В. Моцарт. «Весенняя песня»
Ж. Люлли. Песенка
3 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно еѐ фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнѐру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся
может приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
9
1. Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
В. Калинников. «Журавель»
2. Дж. Перголези. «Песня»
Г. Шлемюллер. «Скерцино»
3. Г. Гольтерман. «В непогоду»
А. Лядов. Русская песня
4 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Знакомство с полифонией.
Способность контролировать слухом и вниманием одновременно несколько элементов музыки.
Знакомство с различными танцевальными жанрами, их стилистическими особенностями.
Изучение танцевальных произведений прикладного характера и танцевальных произведений для
концертного исполнения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление (конкурс,
концерт, фестиваль) обучающихся может приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. М. Глинка. Двухголосная фуга
В. Калинников. «Осень»
2. Е. Аглинцева. «Русская песня»
А. Гедике. Прелюдия
3. М. Глинка. Фуга № 4
А. Гедике. Полька
5 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие образного
мышления, фантазии. Эмоциональность исполнения, работа над образным содержанием
исполняемых произведений. Работа над звуком. Ощущение горизонтального движения и развития
музыки, различные приѐмы и способы звукоизвлечения, соотношение звучности мелодии и
аккомпанемента.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся на
конкурсе, концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. М. Камалдинов. «Заколдованный лес»
М. Лалинов. «Грузинский танец»
2. С. Майкапар. Канон
М. Осокин. «Ночью»
3. Н. Мясковский. Фуга
М. Парцхаладзе. Танец
6 класс (5 год обучения)
10
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над
звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и аккомпанементом.
Воспитание внимания к точному прочтению авторского текста. Продолжение развития
музыкального мышления обучающегося.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 произведения (разного жанра, стиля и
характера). В конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление
обучающихся на конкурсе, концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. Т. Попатенко. «Спокойной ночи»
Т. Салютринская. «Русская протяжная»
2. Э. Тетцель. «Два старика»
Т. Салютринская. «Плясовая»
3. Б. Троцюк. Танец
Б. Шеломов. «Весѐлая прогулка»
7 класс (6 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение
навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность»; развитие музыкального
мышления и средств выразительности; работа над агогикой; воспитание артистизма и чувства
ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 3 – 4 произведения. В конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2
произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе, концерте, фестивале может
приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. Д. Шостакович. Марш
В.Ф. Бах. Аллегро
2. К. Вебер. «Хор охотников»
И.С. Бах. Менуэт
3. Ж. Бреваль. Ария с двумя вариациями
Д. Шостакович. Киргизская народная песня
8 класс (7 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Обучающиеся должны
знать характерные особенности всех жанров и направлений ансамблевого исполнительства, уметь
анализировать и передавать стилистические особенности различных музыкальных произведений,
иметь навыки качественного исполнения произведений для двух или нескольких виолончелей.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 произведения (разного жанра, стиля и
характера). В конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление
обучающихся на конкурсе, концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. Г. Телеман. Менуэт
В. Ребиков. Колыбельная
11
2. Ф. Витачек. «Напев»
В. Соловьѐв-Седой. «Подмосковные вечера»
3. М. Фрадкин. «Течѐт Волга»
А. Комаровский. «Напев»
9 класс (8 год обучения)
По окончании изучения предмета обучающийся должен знать стилистические особенности
академического репертуара для ансамбля виолончелистов; уметь демонстрировать в ансамблевой
игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла; иметь
навыки решения музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения. У обучающихся должны быть сформированы такие личностные
качества, как умение совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
За год необходимо пройти 3 – 4 произведения. В конце каждого полугодия – зачѐт из 1 – 2
произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе, концерте, фестивале может
приравниваться к зачѐту.
Примерные программы контрольного урока или академического концерта
1. Г. Бернс. Пьеса
А. Гретри. «В лесу осѐл с кукушкой»
2. М. Глинка. «Патриотическая песня»
Л. Фейгин. «В лесу»
3. Г. Гендель. Сарабанда
А. Комаровский. «Песня о соколе»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Ансамбль. Виолончель» входят в состав учебного плана
обязательной и вариативной части предметной области «Музыкальное исполнительство».
Занятия в классе виолончельного ансамбля способствуют приобретению навыков
коллективного творчества, освоению специфики исполнительского искусства виолончельного
дуэта, познанию его закономерностей и своеобразия решений, диктуемых различием жанров и
стилей исполняемой музыки.
Занятия по предмету «Ансамбль. Виолончель» связаны не только с получением обучающимися
необходимых навыков игры с партнѐром, но и с комплексом музыкальных дисциплин
(сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная литература), изучив
который обучающийся должен:
овладеть основами ансамблевой практики;
усвоить понятие ауфтакта и внутридолевой пульсации;
научиться читать с листа в ансамбле;
уметь проанализировать роль и значение своей партии в исполняемом произведении;
уметь самостоятельно выучить свою партию и исполнить ее в ансамбле;
владеть профессиональной терминологией;
12
ставить исполнительские задачи, требующие ритмической согласованности, динамического
равновесия, единства штрихов и фразировки, исполняемых произведений в ансамбле;
знать творчество композиторов русской и зарубежной классики, современных, отечественных и
зарубежных композиторов, произведения которых входят в репертуарный план работы в
классе ансамбля
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль. Виолончель» включает в себя
текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого
учебного года со 2 по 9 класс.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические
зачѐты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счѐт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачѐт, а также – прослушивание,
выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль. Виолончель» проводится промежуточная
аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об
окончании Школы.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечѐнность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
13
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль. Виолончель» - подбор
учеников – партнѐров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
обучающегося – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные, уровень его
подготовки.
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнѐров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
еѐ.
Необходимо совместно с обучающимися анализировать форму произведения, чтобы
отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются обучающимися отдельно. Форма
14
произведения является также важной составляющей частью общего представления о
произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнѐров должна быть на одном уровне.
Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное
впечатление от игры. В этом случае требуется более серьѐзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение обучающихся
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала обучающийся работает индивидуально над своей партией, затем с
партнѐром. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающихся. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнѐров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнѐром по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно, чтобы партнѐры по струнному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие
намерения, согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
Работать над точностью фразировки, над штрихами и динамикой.
15
VI. Список литературы и средств обучения
1. Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Беккер Х., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М., Музыка, 1978
2. Броун А. Очерки по методике игры на виолончели. М., Музыка, 1967
3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., Музыка, 1968
4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М., Музыка, 1971
5. Ландовска В. О музыке. М., Радуга, 1991
6. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. М., Музыка, 1978
7. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. М., Музыка, 1967
8. Сборник статей. Музыкальное исполнительство и педагогика. Составитель Гайдамович Т.
М., Музыка, 1991
9. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Л., Музыка, 1973
10. Ямпольский И. Избранные исследования и статьи. М., Советский композитор, 1985
2. Список рекомендуемой учебной литературы для ансамблевого музицирования
1. Дуэты для двух виолончелей. Редактор Мурзин В. М., Музыка, 1990
2. Популярные мелодии для ансамбля (оркестра) скрипок, виолончелей и фортепиано.
Аранжировка Сиротина С. Екатеринбург, 2007
3. Популярные произведения для виолончельных ансамблей. Играем вместе. Составитель
Гудуш А. М., Классика XXI, 2003
4. Популярные произведения для ансамбля виолончелей. Составитель Пащенко Ж. 2008
5. Пьесы и ансамбли советских композиторов. Младшие и средние классы. Составитель
Сапожников Р. М., Советский композитор,1987
6. Пьесы и ансамбли советских композиторов для виолончели и фортепиано. М., Советский
композитор, 1987
7. Пьесы для детских ансамблей различных составов. Играем вместе. Л., Советский
композитор, 1989
8. Пьесы для ансамбля виолончелей и фортепиано для младших классов ДМШ. Составить
Антонова Л. СПб., Композитор, 2006
9. Раков Н. Пьесы для ансамбля виолончелей. М., Советский композитор, 1985
10. Хрестоматия для виолончели 4 класс. Пьесы, произведения крупной формы, ансамбли.
Составители: Куус И., Полупан Н. М., Музыка, 1981
16