МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.02. «Ансамбль (скрипка)»
(В.02.УП.02 вариативная часть)
для обучающихся 2 – 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 г.
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Гильманова Светлана Ивановна,
отдела оркестровых
инструментов
преподаватель
муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:
Голованова
Ирина Михайловна,
государственного
бюджетного
преподаватель
профессионального
образовательного учреждения Свердловской области
«Краснотурьинский
колледж искусств»;
Ревенко Нелли Робертовна, преподаватель отдела
оркестровых
инструментов
муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки промежуточной аттестации и итоговой аттестации
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VII. Списки учебной и методической литературы
1 Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой учебной литературы
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль (скрипка)» разработана на основе Федеральных
государственных требований (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального
искусства «Струнные инструменты», утверждѐнными приказом Министерства культуры РФ от
12.03.2012 г. № 165.
Программа учебного предмета «Ансамбль (скрипка)» составлена с учѐтом многолетнего
педагогического опыта исполнительской практики на струнных инструментах в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры
в скрипичном ансамбле со 2 по 8 класс вариативной части, а также включает программные
требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные
образовательные учреждения.
Программа предполагает занятия в классе ансамбля в форме дуэта с другим учащимся.
Скрипичный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в
классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков,
необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего
репертуара: дуэты, различные переложения для струнного и другого инструмента (флейта,
гитара), произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных
композиторов.
Также как и по предмету «Специальность», программа по скрипичному ансамблю
опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными
стилями.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет семь лет, со 2 по 8 классы с учѐтом
вариативной части. Вариативная часть, даѐт возможность расширения и углубления подготовки
обучающихся, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства. Срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объем учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный
предмета ««Ансамбль (скрипка)»:
Срок обучения и количество часов
Максимальная нагрузка (часов)
учебным
планом Школы на реализацию
Обязательная часть
4 - 8 классы 9 класс (в год)
330
99
4
Вариативная часть
2 - 3 классы
165
Кол-во часов на аудиторную нагрузку
Кол-во часов на внеаудиторную работу
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в неделю)
165
247,5
1
1,5
66
33
2
1,5
66
99
1
1,5
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки
обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (два ученика),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по
данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области
музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмет
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,
влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в
сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета»:
5
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
возраста обучающихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения
на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом возрастных особенностей,
способностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы со скрипичным ансамблем в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях скрипичного ансамблевого исполнительства.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Ансамбль (скрипка)» имеют площадь не менее 12 кв.м. В учебном классе имеется пианино,
комплект струнных инструментов, пюпитр, метроном, зеркало.
Концертный зал Школы оснащѐн роялем и специальной звукоусиливающей аппаратурой.
В Школе создаются условия для содержания, и своевременного обслуживания музыкальных
инструментов
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
1
2
Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
6
8
9
Вариативная
часть
33
33
Продолжительность учебных
занятий в неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
-
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по годам
Общее кол-во часов на
внеаудиторную (самостоятельную)
работу
Максимальное кол-во часов занятий
в неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов
по годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов
на весь период обучения
-
1,5
-
49,5
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на
консультации
-
-
1
1
Обязательная часть
33
33
33
33
33
33
1
1
1
1
1
2
198
66
1,5
264
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
49,5
49,5
49,5
49,5
49,5
49,5
49,5
346,5
396
49,5
-
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
-
82,5
82,5
82,5
82,5
82,5
82,5
82,5 115,5
-
-
577,5
693,5
2
8
3,5
115,5
2
2
2
2
2
10
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно
просветительской деятельности Школы и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
7
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Знание ансамблевого репертуара для скрипичных составов, а также с другими
инструментами (виолончель, флейта, гитара).
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и
индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на
обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
Второй класс
Первые навыки игры в ансамблях начинающие скрипачи приобретают в специальном
классе. Педагог должен сосредоточить внимание учащегося на особенностях сопровождения, что
способствует развитию первоначальных навыков коллективного исполнения. Пьесы исполняются
в сопровождении второй скрипки (играет учитель или с аккомпанементом на фортепиано). Во
втором классе ставятся задачи: освоение открытых струн, знакомство с паузами, постановка
пальцев левой руки, ознакомление со штрихом легато.
Примерный список произведений
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 1-я ступень. Композитор(СПб)2001
Русская народная песня «Зимушка»
Филиппенко А. Цыплятки
Американская народная песня. Пастушок
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1
Русин В. Веселые струны
Русин В. Веселое путешествие
Русин В. Полька-солнышко
Хрестоматия 1-2 класс
Украинская народная песня «Журавель»
Бакланова Н. Марш октябрят
Русск. народная песня «Как пошли наши подружки»
Русск. народная песня «Как на тоненький ледок»
Русск. народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Моцарт В. Аллегретто
Третий класс
Ансамбль способствует развитию устойчивости интонации и служит необходимой
метроритмической опорой. Художественно обогащенный материал становиться более
привлекательным, пробуждая интерес к занятиям. Ознакомление с тональностями, в которых
написаны все пьесы и упражнения. Произведения исполняются в сопровождении педагога.
Примерный список произведений
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1.
Металлиди И. Деревенские музыканты
Русин В. Качели
Русин В., Щукина О. Лесная сказка. Сюита для ансамбля скрипачей
8
Мелодия дождя
Радуга
Полька-солнышко
Хорошее настроение
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 2-я ступень. Автор -составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2001
Качурбина Л. Мишка с куклой
Бах И. С. Менуэт
Гайдн Й. Анданте
Карш Н. Музыкальный алфавит
Карш Н. Колыбельная мышонку
Рамо Ж. Ригодон (легкий вариант)
Медведовский Е. Гамма-джаз
Четвертый класс
Продолжается работа над интонацией, ритмом, звучанием. Использование штрихов:
деташе, легато, мартле и их чередование. Произведения соответствуют сложности четвѐртого
класса. Пьесы исполняются учащимися в две скрипки.
Примерный список произведений
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1. Композитор (СПб.) 2007
Черненко А. Моцарт и немножко джаза
Русин В. Хорошее настроение
Русин В. Мелодия дождя
Медведовский Е. «Гамма-джаз»
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 2-я ступень. Автор -составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2001
Вебер К. Хор охотников
Карш Н. Музыкальный алфавит
Рамо Ж. Ригодон
Металлиди Ж. Колечко
Пятый класс
Дальнейшее работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе,
легато, мартле и их чередование. Усвоение первой, второй и третьей позиций и их смена.
Использование двойных нот. Произведения соответствуют сложности пятого класса.
Примерный список произведений
Моцарт В. Двенадцать дуэтов
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1. Композитор (СПб) 2007
Бакланова Н. Мазурка
Каччини Дж. Ave Maria
Кроткиевский В. Ария
Русин В. Мелодия дождя
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 5-я ступень.
Русская народная песня. Лучинушка
Дворжак А. Цыганская песня
9
Фролов И. Дивертисмент (легкий вариант)
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 4-я ступень.
Старинный русский романс «Я встретил вас…»
Дога Е. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Металлиди Ж. Моя родина
Шестой класс
Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Изучение штрихов:
деташе, легато и стаккато. Использование первой-пятой позиций. Усложнение репертуара. Работа
над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями и руками.
Примерный список произведений
Моцарт В. Двенадцать дуэтов
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск1. Композитор (СПб) 2007
Каччини Дж. Аве Мария
Кроткиевский В. Ария
Бабаджанян А. Танец
Вариации на тему Каприса№ 24 Н. Паганини
Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработки Хватова Д. М., 2002
Островский А. Спят усталые игрушки
Крылатов Е. Ожидание. Музыка из к/ф «И это все о нем»
Популярная музыка Транскрипции для ансамбля скрипачей. Композитор (СПб) 1998
Шуберт Ф. Адажио
Градески Э. Рэгтайм «Мороженое»
Хотунцов Н. Каникулы
Седьмой класс
Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом. Работа над штрихами:
деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Работа над качеством звучания двух скрипок.
Сложность произведений соответствует уровню седьмого класса.
Примерный список произведений
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов Выпуск 2. Композитор (СПб) 2007
Сен-Санс К. Лебедь
Гаврилин В. Осенью
Мендел Дж. Тень твоей улыбки. Из к/ф «Пляжная птичка»
Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Композитор (СПб) 1998
Шуберт Ф. Адажио
Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца
Дворжак А. Юмореска
Хотунцов Н. Элегия
Хотунцов Элегия
Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработки Хватова Д. М., 2002
Хватов Д. Инге
Морриконе. Мелодия из к/ф «Профессионал»
10
Восьмой класс
Работа над развитием музыкально-исполнительских навыков в ансамбле. Использование
штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Сложность произведений
соответствует уровню восьмого класса.
Примерный список произведений
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 2. Композитор (СПб) 2007
Лист Ф. Ноктюрн № 3. Переложение А. Черненко
Соловьев-Седой В. Вечер на рейде. Переложение Н. Цыпкус
Гаврилин В. Большой вальс. Из балета «Анюта»
Гершвин Дж. Колыбельная. Из оперы «Порги и Бесс»
Популярные пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Вып. 3. Составитель Ратнер И.
Шуберт Ф. Экспромт.Ор.90, № 3
Брамс И. Вальс Ор. 39, № 15
Дворжак А. Юмореска
Рахманинов С. Вокализ. Ор.34, № 14
Петров А. Веселый марш из к/ф «Мишель и Мишутка»
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 10-я ступень. Автор-составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2005
Вивальди А. Концерт № 7 Для скрипки с оркестром. Переложение для ансамбля
Вивальди А. Концерт№ 6 Для скрипки с оркестром. Переложение для ансамбля
Девятый класс
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления и развитие
музыкально-исполнительских навыков. Работа над интонацией, динамикой звучания, ритмом.
Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, пунктир, сотийе, стаккато. Изучение гамм.
Исполнение пьес в двух, трех, четырехголосном изложении. Исполнение произведений крупной
формы, популярных пьес. В течение года необходимо пройти: 3-4 гаммы, 5-6 пьес, 1-2
произведения крупной формы.
Примерный список произведений
Популярные пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Выпуск 3. Редактор-составитель
и автор переложений И.А. Ратнер Композитор (СПб) 2011
Прокофьев С. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Рахманинов С. Вокализ. Ор. 34, № 14
Петров А. Песня материнской любви из к/ф «Синяя птица»
Прокофьев С. Пушкинский вальс № 2 до-диез минор. Ор. 120
Бах И.С. Гавот. Из Сюиты для оркестра№ 3.
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 9-я ступень. Авторсоставитель Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2004
Джоплин С. Рег-тайм
Ярадиер С. Голубка
Молдовеняска. Народный танец
Гершвин Дж. Летний день
Фролов И. Дивертисмент (сложный вариант)
11
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,
таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности скрипки и других инструментов для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
знание скрипичного ансамблевого репертуара;
знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;
знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - духовых,
народных), их особенностей и возможностей;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста;
наличие навыка чтения с листа и транспонирования простейших мелодий.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного
года со 2 по 8 класс (с учѐтом вариативной части) и итоговую аттестацию в 8 (9) классе, которая
проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты,
прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное
учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок,
зачѐт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других
творческих мероприятиях. По завершении изучения предмета "Ансамбль"
проводится
промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
12
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечѐнность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся к
возможному продолжению профессионального обучения.
13
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учениковпартнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" является
формирование слухового контроля обоих партнеров, правильная и удобная постановка обеих рук
скрипача, выработка качественного звукоизвлечения на скрипке.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить
крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения
является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание
одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом
случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.
Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Струнные инструменты» содержит
одновременно два предмета, связанные с исполнительством на скрипке - «Специальность» и
«Ансамбль» - обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не
только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к
репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль
необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы
партнеры по скрипичному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения
наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать
над
точностью
интонации,
над
общими
штрихами
и
динамикой.
14
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1,2. Ольга Щукина, 2007
2. Ансамбли юных скрипачей. Вып.9 – М.: Советский композитор, 1988
3. Ансамбли юных скрипачей. Вып.8 – М.: Советский композитор, 1988
4. Ансамбли юных скрипачей. Вып.2 – М.: Советский композитор, 1974
5. Легкие скрипичные дуэты. Составитель Ямпольский Т. М., 1989
6. Легкие скрипичные дуэты. Для двух скрипок. – М.: Музыка, 1990
7. Поп. Музыка. Транскрипции д/ансамбля скрипачей. Вып.2 – С-П; 2001
8. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Вып. 2. –С.Пб: Композитор, 2001
9. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Выпуск 2. – С.Пб: Композитор, 1998
10. Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей, 2006
11. Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей Выпуски 1-10. сост. Пудовочкин Э. 2001-2005
12. Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей Ж. Металлиди, 2004
13. Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002
14. Прокофьев С. Ансамбли Юных скрипачей. Составитель Рейтих Р. М., 1990
15. Пьесы из репертуара ансамбля скрипачей Большого театра. Ред. Сапожников С. М,, 1968
16. Скрипичные ансамбли. Вып. 3. Составитель Лобуренко Е. «Музычна Украина» 1982
17. Скрипичные ансамбли. Вып. 6. Составитель Лобуренко Е. «Музычна Украина» 1988
18. Скрипичные ансамбли. Вып. 7. Составитель Лабуренко Е. «Музычна Украина» 1989
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7. Составитель Руденко В.И. М., Музыка 1986
2. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 8. Составитель Понятовский С.П. М., Музыка 1987
3. Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Новосибирск ,1973
4. Гутников Б. «Об искусстве скрипичной игры». Л., «Музыка», 1988.
5. История скрипичного искусства. Выпуск 1. Л. Гинзбург, В. Григорьев. М., Музыка 1990
6. Платек Я. Верьте музыке. М., «Советский композитор» 1989
7. Творчество скрипичного мастера. В. Стахов М., Музыка 1988
15