МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ВО.06.УП.06 Коллективное музицирование
(ансамбль струнных инструментов)
для обучающихся 3 – 8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 г.
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Гильманова Светлана Ивановна, преподаватель
отдела оркестровых инструментов
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
:
Рецензент:
Голованова Ирина Михайловна – преподаватель
государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Свердловской
области «Краснотурьинский колледж искусств»;
Рецензент:
Ревенко Нелли Робертовна, преподаватель
отдела оркестровых инструментов
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на
реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цель и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки промежуточной аттестации и итоговой аттестации;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VII. Списки учебной и методической литературы
1 Список рекомендуемой нотной литературы;
2. Список рекомендуемой учебной литературы.
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Коллективное музицирование» разработана на основе и с учетом
Федеральных государственных требований к минимуму содержания. структуре и условиям
реализации
дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального
искусства «Струнные инструменты», утверждѐнных приказом Министерства культуры
Российской Федерации от12.03.2012 г. № 164, а также с учѐтом многолетнего педагогического
опыта в области исполнительства на струнных инструментах в муниципальном бюджетном
учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
(далее по тексту – Школа).
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры
в скрипичном ансамбле со 3 по 8 класс вариативной части, а также включает программные
требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные
образовательные учреждения.
Программа предполагает занятия в классе ансамбля в форме совместного музицирования с
другими учащимися.
Скрипичный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе
по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего
репертуара: унисоны, различные переложения для струнных и других инструментов (виолончель,
флейта, гитара), произведений для ансамбля скрипачей различных форм, стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность», программа по скрипичному ансамблю опирается
на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения,
умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки
музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 6 лет, с 3 по 8 классы вариативной части.
Вариативная часть, даѐт возможность расширения и углубления подготовки обучающихся,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию
предмета «Коллективное музицирование:
Классы
Вариативная часть
3-4 классы
99
99
1
5-8 классы
9 класс
Максимальная нагрузка (в часах)
198
66
Количество часов на аудиторную нагрузку (в год)
198
66
Недельная аудиторная нагрузка (часы)
1,5
2
1
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповое (от 6 человек и
более), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
По учебному предмету «Коллективное музицирование» к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным
программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмет
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных
им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,
влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в
сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Коллективное музицирование»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета»:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
5
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Коллективное музицирование» зависит от:
возраста обучающихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения
на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому ученику, с учетом возрастных особенностей,
способностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы со скрипичным ансамблем в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных
целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях скрипичного ансамблевого исполнительства.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Коллективное музицирование» имеют площадь более 12 кв.м., в наличие комплект струнных
инструментов, фортепиано, стулья, пульты, нотный материал. Фортепиано и скрипки хорошего
качества и хорошо настроены.
II. Содержание учебного предмета
1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Коллективное музицирование», на аудиторную и максимальную нагрузку
обучающихся:
Срок обучения/ Количество часов
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторную нагрузку (в неделю)
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)
Общее количество часов
Общее максимальное количество часов на весь период
обучения
Вариативная часть
3-4 классы 5-8 классы 9 класс
33
33
33
1
1,5
2
33
49,5
66
66
198
66
264
66
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
6
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
Учебный материал распределяется по группам, включающим обучающихся разных классов.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения;
знание ансамблевого репертуара для скрипичных составов, а также с другими
инструментами (виолончель, флейта, гитара).
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и
индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на
обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественноисполнительских знаний, умений и навыков.
Младшая группа (3-4 классы)
Работа с младшей группой ансамбля класса имеет свою специфику. Она связана со
сложностью освоения скрипки и музыкальной грамоты, а также особенностями психики
начинающих учеников и неоднородностью по возрасту и способностям. Самая доступная форма
участия в ансамбле начинающих скрипачей-это исполнение метроритмического рисунка стихов к
детским пьесам-песенкам на открытых струнах пиццикато (щипком) или смычком. В унисон на
открытых струнах начинающим ученикам несложно играть такие пьесы, как «Петушок»,
«Козочка», «Пастушок», «Вальс куклы», «Ходит зайка», «Веселые гуси» и другие из сборников В.
Якубовской, Л. Гуревич и Н. Зиминой. Мелодии пьес, с выразительным аккомпанементом
фортепиано, исполняют более старшие ученики.
На открытых струнах можно работать с ансамблем творчески и интересно, давая ученикам
возможность выразить себя. Например, можно осваивать понятие фразировки, звуковой краски,
характера музыки, исполняя каждую фразу по очереди, разными динамическими оттенками и
штрихами в виде диалога. Также можно помочь ученикам сочинить на открытых струнах свою
музыку на любые стихи, транспонировать или импровизировать на уроке, играя разные
ритмические варианты к пьесам, помочь подобрать второй голос к пьесам из репертуара старших
учеников (М. Кочурбина «Мишка с куклой», И. Дунаевский «Колыбельная» и др.)
При освоении пьес на грифе левой рукой можно исполнять ансамблем в унисон легкие
мелодии пьес из любых известных скрипичных сборников. Например, из сборника «Вверх по
ступенькам» В. Якубовской «Колыбельную», «Сороку». «Часы», «Скок-поскок», «Пастушью
песенку».
7
Педагог должен сосредоточить внимание учащегося на особенностях сопровождения, что
способствует развитию первоначальных навыков коллективного исполнения. Коллективное
музицирование способствует развитию устойчивой интонации и ритмической устойчивости,
пробуждает интерес е занятиям на скрипке.
Примерный список произведений
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 1-я ступень. Композитор СПб 2001
Русская народная песня. Зимушка
Филиппенко А. Цыплятки
Американская народная песня. Пастушок
Черненко А. Моцарт и немножко джаза
Русин В. Хорошее настроение
Русин В. Мелодия дождя
Медведовский Е. Гамма-джаз
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1. Композитор СПб.,2007
Русин В. Веселые струны
Русин В. Веселое путешествие
Русин В. Полька-солнышко
Русин В. Качели
Русин В., Щукина О. Лесная сказка. Сюита для ансамбля скрипачей:
Мелодия дождя
Радуга
Полька-солнышко
Хорошее настроение
Хрестоматия 1-2 класс ДМШ. Составитель
Украинская народная песня «Журавель»
Бакланова Н. Марш октябрят
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
Моцарт В. Аллегретто
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 2-я ступень. Автор -составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2001
Дунаевский Д. Колыбельная. Гайдн Й. Анданте
Качурбина Л. Мишка с куклой
Бах И. С. Менуэт
Гайдн Й. Анданте
Карш Н. Музыкальный алфавит
Карш Н. Колыбельная мышонку
Рамо Ж. Ригодон (легкий вариант)
Медведовский Е. Гамма-джаз
Вебер К. Хор охотников
Металлиди Ж. Колечко
8
Примерные программы зачетов
Вариант 1
Укр. Нар. песня «Журавель»
Бах И.С. Менуэт
Вариант 2
Гайдн Й. Анданте
Рамо Ж. Ригодон
Вариант 3
Медведовский Е. Гамма- джаз
Металлиди Ж. Колечко
Старшая группа 5, 6, 7, 8 (9) классы
В старшей группе может исполнятся репертуар разной сложности. Как правило, в этой
группе более продвинутые технически ученики и пьесы исполняются на несколько голосов.
На занятиях ансамблем ведется дальнейшая работа над интонацией, ритмом, звучанием,
изучением штрихов (деташе, легато, мартле, их чередование, стаккато, спиккато, пунктирные
штрихи), сменами позиций, использованием двойных нот. В начале урока полезно играть
доступный для всех учеников технический материал, пройденный на уроках по специальности,
например гаммы. При распределении голосов учитывается сложность партий в каждой пьесе.
Примерный список произведений
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1. Композитор (СПб) 2007
Бакланова Н. Мазурка
Каччини Дж. Ave Maria
Кроткиевский В. Ария
Русин В. Мелодия дождя
Бабаджанян А. Танец
Вариации на тему Каприса№ 24 Н. Паганини
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 5-я ступень.
Русская народная песня. Лучинушка
Дворжак А. Цыганская песня
Фролов И. Дивертисмент (легкий вариант)
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 4-я ступень.
Старинный русский романс «Я встретил вас…»
Дога Е. Вальс. Из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Металлиди Ж. Моя родина
Концертные пьесы для ансамбля скрипачей. Обработки Хватова Д. М., 2002
Островский А. Спят усталые игрушки
Крылатов Е. Ожидание. Музыка из к/ф «И это все о нем»
Хватов Д. Инге
Морриконе. Мелодия из к/ф «Профессионал»
Популярная музыка Транскрипции для ансамбля скрипачей. Композитор (СПб) 1998
Шуберт Ф. Адажио
Градески Э. Рэгтайм «Мороженое»
Хотунцов Н. Каникулы Шуберт Ф. Адажио
9
РомбергЭ. Тихо, как при восходе солнца
Дворжак А. Юмореска
Хотунцов Н. Элегия
Щукина О. Ансамбль скрипачей с азов Выпуск 2. Композитор (СПб) 2007
Сен-Санс К. Лебедь
Гаврилин В. Осенью
Мендел Дж. Тень твоей улыбки. Из к/ф «Пляжная птичка»
Лист Ф. Ноктюрн № 3. Переложение А. Черненко
Соловьев-Седой В. Вечер на рейде. Переложение Н. Цыпкус
Гаврилин В. Большой вальс. Из балета «Анюта»
Гершвин Дж. Колыбельная. Из оперы «Порги и Бесс»
Лист Ф. Ноктюрн № 3. Переложение А. Черненко
Соловьев-Седой В. Вечер на рейде. Переложение Н. Цыпкус
Гаврилин В. Большой вальс. Из балета «Анюта»
Гершвин Дж. Колыбельная. Из оперы «Порги и Бесс»
Популярные пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. Вып. 3.
Составитель Ратнер И.
Шуберт Ф. Экспромт.Ор.90, № 3
Брамс И. Вальс Ор. 39, № 15
Дворжак А. Юмореска
Рахманинов С. Вокализ.Ор.34, № 14
Петров А. Веселый марш. Из к/ф «Мишель и Мишутка»
Прокофьев С. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Петров А. Песня материнской любви. Из к/ф «Синяя птица»
Прокофьев С. Пушкинский вальс № 2 до-диез минор. Ор. 120
Бах И.С. Гавот. Из Сюиты для оркестра№ 3.
Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 10-я ступень. Автор-составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2005
Вивальди А. Концерт № 7. Для скрипки с оркестром. Переложение для ансамбля
Вивальди А. Концерт№ 6. Для скрипки с оркестром. Переложение для ансамбля Светлячок.
Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано. 9-я ступень. Автор-составитель
Пудовочкин Э. Композитор (СПб) 2004
Джоплин С. Регтайм
Ярадиер С. Голубка
Молдовеняска. Народный танец
Гершвин Дж. Летний день
Фролов И. Дивертисмент (сложный вариант)
Примерные программы зачетов
Вариант 1
Сен-Санс К. Лебедь
Молдовеняска. Народный танец
Вариант 2
Гаврилин В. Осенью
Бабаджанан А. Танец
Вариант 3
10
Шуберт Ф. Экспромт
Джоплин С. Регтайм
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного
предмета «Коллективное музицирование», который предполагает формирование следующих
знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности скрипки и других инструментов для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
знание скрипичного ансамблевого репертуара;
знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;
знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - духовых,
народных), их особенностей и возможностей;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Коллективное музицирование» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающегося в конце
каждого учебного года со 2 по 8 класс (с учѐтом вариативной части) и итоговую аттестацию в 8 (9)
классе, которая проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические
зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Коллективное
музицирование» Школа устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть
контрольный урок, зачѐт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в какихлибо других творческих мероприятиях. По завершении изучения предмета «Коллективное
музицирование» проводится итоговая аттестация в конце 8 (9) класса. Выставляется оценка,
которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
11
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечѐнность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся к
возможному продолжению профессионального обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
12
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Коллективное музицирование» - подбор
разноуровневого репертуара. По уровню сложности, репертуар ансамбля не должен превышать
уровня сложности по специальности.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные
особенности
учеников – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные
данные, уровень их подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Коллективное
музицирование» является формирование слухового контроля, правильная и удобная постановка
обеих рук скрипачей, выработка качественного звукоизвлечения на скрипке.
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров исполнения
камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении музыкальных произведений, работа над звуковым балансом партий,
одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и
вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить
крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения
является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его
смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у ансамблистов должна быть на одном уровне. Отставание
одного из обучающихся будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от
игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем в ансамбле.
Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Струнные инструменты» содержит
одновременно два предмета, связанные с исполнительством на скрипке - «Специальность» и
«Коллективное музицирование» - обучающийся должен разумно распределять время своих
домашних занятий. Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям в ансамбле. После каждого урока с преподавателем ансамбль
необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией других участников ансамбля. Важно, чтобы
партнеры по скрипичному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для
достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между
исполнителями. Работать над точностью интонации, над общими штрихами и динамикой.
13
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Ансамбль скрипачей с азов. Выпуск 1;2. Ольга Щукина, 2007
2. Ансамбли юных скрипачей. Выпуск 9 М., Советский композитор, 1988
3. Ансамбли юных скрипачей. Выпуск 8 М., Советский композитор, 1988
4. Ансамбли юных скрипачей. Выпуск 2 М. Советский композитор, 1974
5. Ансамбли для струнных инструментов. Выпуск 1. М., 1960
6. Легкие скрипичные дуэты. Для двух скрипок. М., Музыка 1990
7. Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Выпуск 2. СП; 2001
8. Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Выпуск 2. – СПб: Композитор, 1998
9. Популярная музыка» транскрипции для ансамбля скрипачей, 2006
10. Светлячок. Пьесы для ансамбля скрипачей. Выпуски 1, 2, 4, 5, 9, 10. Составитель
Пудовочкин Э. 2001-2005
11. Сыграем вместе. Пьесы для ансамбля скрипачей Ж. Металлиди, 2004
12. Шире круг. Популярные произведения для ансамбля скрипачей 2002
13. Юный скрипач. Выпуск 1. Составитель К. Фортунатов М., 1978
14. Юный скрипач. Выпуск 2. Составитель К. Фортунатов М.,1988
15. Юный скрипач. Выпуск 3. Составитель К. Фортунатов М., 1988
16. Хрестоматия для скрипки.1-2 классы ДМШ.М.,1990
17.Популярные мелодии для ансамбля (оркестра). Аранжировка Сиротина
Екатеринбург 2007
С.
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7. Составитель В. Руденко М., Музыка
1986
2. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 8. Составитель С. Понятовский М.,
Музыка 1987
3. Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Новосибирск, 1973
4. Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. Л., Музыка, 1988.
5. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства. Выпуск 1. М., Музыка
1990
6. Платек Я. Верьте музыке. М., «Советский композитор» 1989
7. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. М., Музыка, 1988
14