МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. Специальность
(виолончель)
для обучающихся 1 – 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом МБУ ДО
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
____________________ С. М. Шотт
(подпись)
Протокол № «5» от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г
МП
Разработчик:
Луговская Наталья Михайловна, преподаватель
по
классу
бюджетного
виолончели
муниципального
учреждения
образования
дополнительного
«Краснотурьинская
детская
музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Голованова Ирина Михайловна, преподаватель
высшей категории государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
Свердловской
области
«Краснотурьинский
колледж искусств»
Рецензент:
Гильманова
Светлана
Ивановна,
преподаватель высшей категории муниципального
бюджетного
образования
учреждения
дополнительного
«Краснотурьинская
музыкальная школа № 1»
детская
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методическая литература
2. Учебная литература
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель»,
далее - «Специальность (виолончель)» разработана на основе Федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального
искусства «Струнные инструменты», утверждённых приказом Министерства культуры
Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 163, а также с учётом многолетнего педагогического
опыта в исполнительстве на струнных инструментах в муниципальном бюджетном
учреждении дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1».
Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. Кроме того, программа рассчитана на формирование у обучающихся
навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков
осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать
объективную оценку своему труду, навыков взаимодействия с преподавателями.
Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знания музыкальной терминологии;
знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного
исполнительства;
умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели;
умения
самостоятельно
разучивать
музыкальные
произведения
различных
жанров и стилей на виолончели;
умения
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании несложного музыкального произведения на виолончели;
умения
создавать
художественный
образ
при
исполнении
музыкального
произведения на виолончели;
навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели;
навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного
ансамбля, камерного или симфонического оркестров
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность
учебного предмета «Специальность (виолончель)».
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)» для детей,
поступивших в Школу в первый класс в возрасте с 6,5 лет до 9 лет, составляет 8 лет (7 лет 9
месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок
освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (виолончель)»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на самостоятельную работу
8 лет
1777
592
1185
9 лет
2074
691
1383
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»
Цели:
• обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
формировании у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с
ФГТ;
• выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их
к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные
программы среднего профессионального образования
Задачи:
1. освоение музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах
программы учебного предмета;
2. развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
3. развитие интереса и любви к академической музыке и музыкальному творчеству;
4. овладение основными исполнительскими навыками игры на виолончели: чистотой интонации,
владением тембровыми красками, тонкостью динамических оттенков, разнообразием вибрации и
точностью штрихов, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное
произведение соло, в ансамбле и в оркестре;
5. развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
6. обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа;
7. приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
8. формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное
учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (виолончель)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и
психологических особенностей.
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области
музыкального иск усства по учебному предмет у «Специальность (виолончель)» имеется в
наличии учебный кабинет (класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных
выступлений.
Оборудование учебного кабинета: виолончели разных размеров, смычки разных размеров,
1 фортепиано, пульт для нот.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов.
Размеры виолончелей соответствуют антропометрическим параметрам: 1/8 для детей 5-6
лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а
также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4/4.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечивается наличием: сборников
упражнений, этюдов, концертов, сонат, пьес, методической литературы, музыкальных словарей,
энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия, Срок обучения 8 (9) лет
Класс
Продолжительность учебных занятий в год
(в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия в
неделю
Общее количество часов на аудиторные занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
32
33
33
33
33
33
33
33
33
2
2
2
2
2
691
2
2,5
2,5
3
Количество часов на внеаудиторные занятия в
неделю
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по годам обучения
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Общее максимальное количество часов по годам
обучения
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
3
3
4
96
99
132
4
5
132 165
5
6
6
6
165
198
198
198
1383
160
165
198
198 247,5 247, 280,5 280,5
5
2074
297
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет
резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед
промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на
самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
образовательного учреждения
2. Требования по годам обучения
Настоящая образовательная программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому
ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по
уровню трудности, это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению
учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим
индивидуальным данным.
Различное продвижение учеников, обучающихся 8 (9) лет, отражено в примерных выпускных
экзаменационных программах соответствующего класса.
Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
даётся в годовых требованиях. Преподаватель может устанавливать степень завершённости
исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в
индивидуальном плане ученика.
Первое полугодие Технический зачёт: гамма, этюд (1-3 классы); гамма 2 этюда (4-9 классы)
Зачет: крупная форма или 2 разнохарактерные пьесы
Второе полугодие Технический зачёт: гамма, этюд (1-3 классы); гамма, 2 этюда (4-9 классы)
Переводной экзамен: крупная форма или 2 разнохарактерные пьесы.
Первый класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 3-х часов в неделю
Консультации: 6 часов в год
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на виолончели: работа
над постановкой рук, корпуса, организация рациональных игровых движений.
Изучение нотной грамоты, изучение нот в басовом ключе, простейшие динамические, штриховые
и аппликатурные обозначения.
Изучение первой позиции в узком расположении пальцев, и далее - в широком.
Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов:
деташе целым смычком и его частями, legato по 2-4 ноты на смычок, комбинированные штрихи,
соединение струн.
Качество звучания, интонация, ритм.
Простейшие упражнения для укрепления правой и левой руки.
Гаммы и трезвучия в 1-2 октавы.
Исполнение народных и несложных пьес.
Подготовка к чтению с листа.
В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции, выработка начальных навыков
переходов (смены позиций).
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных
особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и
методической целесообразности данной программы.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Н.Бакланова. Романс
А.Айвазян. Песня и танец
Вариант 2
А.Варламов. «Красный сарафан»
Л.Бетховен. «Контрданс» № 16
Вариант 3
Л.Бетховен. «Контрданс» № 2
И.Волчков. Вариации на украинскую тему
Второй класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 3-х часов в неделю
Консультации: 8 часов в год
Дальнейшая работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией,
звукоизвлечением и ритмом.
Изучение гамм мажорного и минорного лада, ассиметричные штрихи, акценты, триоли,
пунктирный ритм.
Изучение IV, половинной и III позиции, работа над переходами при смене позиций. Игра legato
до восьми нот на смычок, культура распределения смычка. Закрепление навыка широкого
расположения пальцев первого и второго видов. Развитие навыка чтения нот с листа в присутствии
педагога. Умение анализировать музыкальные и технические задачи.
Подготовка к изучению крупной формы.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Г.Гендель. «Гавот с вариациями»
Д.Кабалевский. «Пионерское звено»
Вариант 2
Ж.Б.Векерлен. «Песня»
Н.Римский-Корсаков. «Мазурка»
Вариант 3
О.Евлахов. «Романс»
М.Мусоргский. «Песня» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Третий класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 4-х часов в неделю
Консультации: 8 часов в год
Дальнейшая работа над развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков.
Качество звука, смена позиций, интонация и более сложный ритм. Знакомство с теноровым
ключом.
Комбинированные штрихи, знакомство с новыми штрихами мартле и стаккато.
Упражнение на трель, изучение простейших двойных нот. Изучение II, V, VI позиции.
Знакомство с вибрацией, теноровым и скрипичным ключом.
Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле, настройка инструмента.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Н.Бакланова. «Тарантелла»
Д.Шостакович. «Заводная кукла»
Вариант 2
М.Глинка. «Жаворонок»
Р.Шуман. «Дед Мороз»
Вариант 3
А.Комаровский. «Вперегонки»
Б.Ромберг. Соната ми- минор (II и III части)
Четвертый класс
Аудиторные занятия: 2 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 4-х часов в неделю
Консультации: 8 часов в год
Более высокие требования к качеству звука и выразительности исполнения.
Работа над интонацией, вибрацией. Развитие пластики в смене позиций и смычка.
Изучение высоких позиций (V, VI, VII), знакомство с позицией ставки.
Развитие беглости и артикуляции левой руки. Знакомство с трёхоктавными гаммами и
трезвучиями.
Освоение двойных нот, натуральных флажолетов. Игра legato до двенадцати нот на смычок.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Дж.Перголези. «Ария»
Й.Гайдн. «Серенада»
Вариант 2
А.Хачатурян. «Андантино»
Э.Дженкинсон. «Танец»
Вариант 3
Г.Гольтерман. «На охоте»
Б. Ромберг. Соната До-мажор 1 часть
Пятый класс
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 5 часов в неделю
Консультации: 8 часов в год
Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности к выразительности
исполнения, усложнение ритмических задач, работа над беглостью и артикуляцией пальцев.
Изучение хроматической гаммы, двойные ноты в пределах четырех позиций. Представление о
музыке разных стилей и эпох. Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных
произведений.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
К.Давыдов. «Романс без слов»
Г.Гольтерман. «В непогоду»
Вариант 2
К.Клочков. «Вечерняя песня»
П.Бони. «Largo» и «Allegro»
Вариант 3
А.Глазунов. «Испанская серенада»
Г. Гольтерман. Концерт № 4
Шестой класс
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 5 часов в неделю
Консультации по специальности: 8 часов в год
Изучение гамм в более сложных тональностях до шестнадцати нот легато, арпеджио - до
девяти нот, двойные ноты (терции, сексты, октавы). Совершенствование штрихов деташе, легато,
мартле, сотийе, стаккато. Развитие техники левой руки на виртуозно-романтических пьесах.
Натуральные и искусственные флажолеты. Закрепление позиции ставки.
Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром. Анализ крупной формы.
Возможное участие в школьном оркестре.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Г.Гендель. «Ларгетто»
Б.Марчелло. Соната ми- минор (I, II части)
Вариант 2
М.Глинка. «Ноктюрн»
Г.Гольтерман. «Этюд-Каприс»
Вариант 3
С.Рахманинов. «Элегия»
А.Корелли. Соната ре- минор
Седьмой класс
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности: 8 часов в год
Гаммы в различных штриховых вариантах, развитие пальцевой беглости и штриховой
техники, двойные ноты трех видов по две и четыре легато, одиннадцать видов арпеджио в
подвижном темпе.
Активное освоение виолончельного репертуара разностильной направленности. Крупная форма
более сложной фактуры и содержания.
Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе
ансамблей и школьного оркестра.
Примеры программ для переводного экзамена (промежуточной аттестации):
Вариант 1
Г.Форе. «Элегия»
Д.Гоэнс. «Скерцо»
Вариант 2
Фр.Верачини. «Largo»
А.Бородин. «Хор и пляска половецких девушек»
Вариант 3
С.Рахманинов. «Восточный танец»
Г. Гольтерман. Концерт № 3
Восьмой класс
Аудиторные занятия: 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности: 8 часов в год
Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и
сроки специально не определены (свободный режим).
Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально
качественном виде.
Закрепление ранее пройденных гамм с пятью и шестью знаками.
Подготовка к выпускному экзамену.
В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может
повторить произведение, исполнявшееся ранее.
В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и
школьных концертах.
Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика и показать
его с лучшей стороны.
Требования к выпускной программе:
Барочная соната: 1-я и 2-я части или 3-я и 4-я части;
Этюд;
Пьеса виртуозного характера;
Концерт
Примеры программ для выпускного экзамена (итоговой аттестации):
Вариант 1
М.Букиник. Этюд ми- минор № 6
А.Капорале. Соната ре- минор: I, II части
Б.Ромберг. Концерт № 2 I часть
Д.Поппер. «Тарантелла»
Вариант 2
Ф.Грюцмахер. Этюд Ми- мажор. Ор.38 № 9
Л.Боккерини. Соната До- мажор
Г.Гольтерман. Концерт № 1 I часть
Дж.Фрескобальди. Токката
Вариант 3
Д.Поппер. Этюд до- минор. Ор.73 № 11
Ж. .Бреваль. Соната Соль- мажор
К.Давыдов. Концерт № 4 I часть
Д.Поппер. «Прялка»
Девятый класс
Аудиторные занятия: 3 часа в неделю
Самостоятельная работа: не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности: 8 часов в год
В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в
среднее профессиональное образовательное учреждение.
Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его
технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и
инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего
обучения в музыкальном колледже.
Примеры программ для выпускного экзамена (итоговой аттестации):
Вариант 1
Д. Поппер. Этюд До- мажор. Ор.73 № 8
К. Давыдов. Концерт № 1 I часть
Д. Поппер. «Венгерская рапсодия»
Вариант 2
Д. Поппер. Этюд Фа- мажор. Ор.73 № 23
Э. Лало. Концерт ре- минор I часть
К.Вебер. Adagio и Rondo
Вариант 3
А. Пиатти. Каприс ре- минор. Ор.25 № 9
К. Сен-Санс. Концерт ля- минор
Д. Поппер. «Танец эльфов»
Общий репертуарный список, составленный по нарастающей сложности
Крупная форма:
Ариости А. Соната ми-минор
Бах И.С. Концерт до-минор
Бах И.С. Концерт Соль-мажор
Бетховен Л. Сонатина ре-минор
Боккерини Л. Концерт Ре-мажор
Боккерини Л. Концерт Си-бемоль мажор
Бреваль Ж. Концерт Ре-мажор
Бреваль Ж. Соната До-мажор, Соль-мажор
Вивальди А. Концерт До-мажор. Ля-минор
Вивальди А. 6 сонат
Гайдн Й. Концерт До-мажор
Гендель Г. Концерт си-минор
Гоенс Д. Концерт ля-минор
Гольтерман Г. Концерт № 5, 4, 3, 2, 1
Давыдов К. Концерт № 4, 1
Кабалевский Д. Концерт № 1
Капорале А. Соната ре-минор
Кленгель Ю. Концертино До-мажор
Корелли А. Соната ре-минор
Корелли А. Фолия
Лалло Э. Концерт ре-минор
Марчелло Б. 6 сонат
Маре М. Соната Фа-мажор
Поппер Д. Концерт ми-минор
Прокофьев С. Концертино
Ромберг Б. Концерт № 1, 2, 3, 4
Ромберг Б. Концертино 1, 3 части
Ромберг Б. Соната Си-бемоль мажор, ми-минор, До-мажор
Самматрини Дж. Соната Соль-мажор
Сен-Санс К. Концерт ля-минор
Стамиц К. Концерт До-мажор
Тессарини К. Сюита № 1
Франкёр Ф. Соната Соль-мажор, Ми-мажор
Эккльс Дж. Соната соль-минор
Пьесы кантиленного характера:
Александров А. Ария, Ариозо
Бах И.С. Ноктюрн, Романс, Осенняя песня
Вивальди А. Прелюдия, Элегия, Вокализ
Власов А. Мелодия
Гедике А. Миниатюра
Гендель Г. Largetto
Глазунов А. Песнь менестреля
Глиэр Р. Листок из альбома
Гранадос Э. Интермеццо
Давыдов К. Романс без слов
Дворжак С. Мелодия
Евлахов О. Романс
Клочков К. Вечерняя песня
Марчелло Б. Adagio
Массне Ж. Ария
Маттезон И. Ария
Мендельсон Ф. Песня без слов
Рахманинов С. Элегия
Рубинштейн А. Мелодия
Сен-Санс К. Лебедь
Форе Г. Элегия
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Сладкая грёза, Сентиментальный вальс
Шопен Ф. Прелюдия си-минор
Шостакович Д. Adagio
Пьесы подвижного и виртуозного характера:
Айвазян А. Грузинский танец
Айвазян А. Концертный этюд
Альбенис И. Астурия
Бородин А. Хор и пляска половецких девушек
Букиник М. Юмореска
Вебер К. Adagio и Rondo
Гольтерман Г. На охоте, В непогоду
Гольтерман Г. Этюд-каприс, Каприччио
Гоэнс Д. Скерцо
Давыдов К. У фонтана
Дженкинсон Э. Танец
Кленгель Ю. Скерцо
Комаровский А. Вперегонки
Поппер Д. Венгерская рапсодия
Поппер Д. Танец эльфов
Поппер Д. Тарантелла, Прялка
Рахманинов С. Восточный танец
Римский-Корсаков Н. Полёт шмеля
Рубинштейн А. Прялка
Сен-Санс К. Аллегро аппассионато
Синайе. Аллегро спиритозо
Шлемюллер Г. Непрерывное движение
Шостакович Д. Скерцо из Сонаты ре-минор
Шуберт Ф. Пчёлка
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, таких,
как:
знания основного виолончельного репертуара;
знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле надостаточном
художественном уровне соответствии со стилевыми особенностями
Реализация программы обеспечивает:
формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха
формирование комплекса; исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих
использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных
произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями виолончельного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (сюиты, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;
знание профессиональной терминологии;
наличие умения чтения нот с листа несложного текста;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о способах
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Специальность (виолончель)" включает
в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.
Успеваемость обучающихся проверяется на различных выступлениях: академических
зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты, экзамены могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в
рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой
концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка " отлично", "
хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Обучающиеся на выпускном экзамене по
специальности "Виолончель" должны продемонстрировать достаточный технический уровень
владения виолончелью для создания художественного образа и стиля исполняемых произведений
разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
2. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения:
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
• оценка годовой работы ученика;
• оценка на академическом концерте или экзамене;
• другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности,
обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и
ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая
определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во
многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе
занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное
объяснение с показом на инструменте музыкального текста.
Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него
свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.
Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения.
Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники
и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить учащегося навыкам использования
грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное
содержание произведения.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером.
Совместное исполнение обогащает музыкальное представление учащихся, помогает лучше
понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и
ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого
звучания.
С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о
композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте
для ученика музыкальные произведения.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен
быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика:
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация,
ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального
языка лежит в основе учебного процесса.
Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность
преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть
содержание и характер произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы
вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Периодичность занятий - каждый день.
Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу -от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования;
важными являются сложившиеся педагогические традиции в учебном заведении и
методическая целесообразность.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи
должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует
прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические
приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может
предположить, сколько времени займет работа над тем или иным произведением.
Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также
определяется индивидуально.
Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное количество
времени и давать максимальный результат.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
Упражнения и этюды:
7.
8.
9.
Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций. М., 1955
Гендлин Е. Виолончельная техника. Изд. RUTENS. М., 1994
Грюцмахер Ф. 24 этюда соч. 38. Тетрадь 1. М., Л., 1941
Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. М., 1967
Давыдов К. Виолончельные этюды для начинающих. Ред. Гинзбург. Изд.
«Тритон» Л., 1935
Давыдов К. Школа игры на виолончели. Государственное музыкальное издательство.
М., 1958
Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.1. М.,1947
Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.2. Краков,1962
Ли С.Школа игры на виолончели. М.-Л., 1940
10.
11.
Кальянов С. Виолончельная техника. Изд. «Музыка». М.,1968
Кальянов С. Избранные этюды. М.,1951
12.
13.
14.
15.
Куммер Ф.10 мелодических этюдов соч. 57 Изд. RUTENS
Козалупов С., Ширинский С., Козалупова Г., Гинзбург
для виолончели. Изд. «Музыка». М., 1968
Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М.,1962,1986
Мардеровский Л. 32 избранных этюда для виолончели. М.,1954
16.
17.
18. Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. Изд. «Музыка». М.,1966
Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч 11. М., 1927
18.
19.
Пиатти А. 12 каприсов. Ор. 25. Государственное музыкальное издательство. М., 1937
Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений).
М., 1963
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Сапожников Р. Избранные этюды. Старшие классы. Вып. 2. М., 1955
Сапожников. Р. Избранные этюды для виолончели. I-IV классы ДМШ. М.,1957
Сапожников Р. Школа игры на виолончели М., 1965
Франком О. 12 этюдов для виолончели соч. 35. М., 1938
Избранные этюды для виолончели. Ред. Челкаускас Ю. Изд. «Россия». М.,1993
Педагогический репертуар ДМШ. Избранные этюды. Сост. и ред. Волчков И.
Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. Сост. Никитин А., Ролдугин С.
Л., 1984
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ. Вып. 3.
Часть 2. Сост. Сапожников Р. М., 1961
3тюды на разные виды техники. V класс. Киев, 1982
Этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. Сост. Г.Бострем. Изд. «Музыка». М., 2004
Ямпольский М. Виолончельная техника. М.-Л., 1939
1.
2.
3.
4.
5.
6.
27.
28.
29.
30.
Л.
Избранные
этюды
Сборники концертов, сонат и пьес:
1.
2.
3.
4.
Бах И.С. Сюиты для виолончели соло. Ред. Гендлина Е. Изд. «Рутенштейн». М.,1993
Гольтерман Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. V-VI классы ДМШ. Изд. «Композитор».
Спб, 2005
Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. Изд. «Композитор». СПб, 2007
Марчелло А. Сонаты для виолончели и фортепиано. Сост. и ред. Р.Сапожников. Изд.
«Музыка». М., 1983
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Моцарт В. Пьесы. Изд. «Музыка». М., 1982
Пастораль-альбом популярных пьес. Изд. «Музыка» М., 2007
Пьесы для виолончели. Изд. «Композитор». СПб, 2003
Пьесы русских композиторов. Сост. Р. Сапожников. Изд. «Музгиз». М., 1961
Пьесы зарубежных композиторов. VI-VII классы. Изд. «Музыка». М., 1969
Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост. Р. Сапожников. Изд.
«Музгиз». М., 1961, 1968
Раков Н. 9 пьес. М.,1961
Русская виолончельная музыка. Вып. 4, 6, 8. Сост. В. Тонха. Изд. «Музыка». М., 1980, 1982,
1985
Сборник пьес русских и советских композиторов для виолончели
и фортепиано.
Государственное музыкальное издательство. М.,1950
Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. Часть 1. Пьесы для III-IV классов ДМШ. Сост.
Р.Сапожников. Изд. «Музыка». М., 1967, 1974
Хрестоматия для виолончели. III-V класс. Концерты. Сост. И. Волчков. Изд. «Музыка».
М.,1988
Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для V класса ДМШ.
Вып. 3. Часть 1. Сост. Р. Сапожников. Изд. «Музыка». М., 1967
Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. Сост. И. Волчков. Изд. «Музыка»
М.,1989
Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып. 1. Сост. И.
Волчков. Изд. «Музыка». М., 1991
Чайковский П. Пьесы. Сост. Челкаускас Ю. Изд. «Музыка». М., 2000 3.
Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Беркман Т.Л., Грищенко К.С Музыкальное образование учителя. М., 1956
Бирина В.М. Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа).
М., 1988
Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Руденко, Натансон. 1981
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. Ред. Руденко В.И. М., Музыка, 1980
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко
В.И. М., Музыка, 1986
Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред.
Берлянчик М.М., Юрьев А.Ю. Новосибирск, 1973
Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное
пособие по курсу методики. 1978
Методические записки по вопросам музыкального образования, Сборник статей. Вып. третий.
Сост. и ред. Лагутин А.И. М., Музыка, 1991
Надолинская Т.В. На уроках музыки. М., Владос, 2005
Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Изд. третье. М., Музыка, 1987
Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. 1978
Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. 1967
Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста. 1962
Степанов. Основные принципы применения смычковых штрихов. 1971
Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смыч. инструментах. М.-Л.,1933
Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области
музыкальной педагогики. М., 1952
17.
18.
Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. Вопросы теории и
эстетики музыки. Вып. 12. Л: Музыка, 1973
18. Шульпяков О. Техническое развитие музыкантов-исполнителей. Музыка. Л., 1973