МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа учебного предмета
ПО.01.УП.01 «Специальность (скрипка)»
для обучающихся 1-8 (9) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Гильманова
Светлана
Ивановна,
преподаватель
отделения оркестровых инструментов муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:
Голованова
Ирина
Михайловна,
преподаватель
высшей квалификационной категории государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Свердловской области «Краснотурьинский
колледж искусств»
Ревенко Нелли Робертовна, преподаватель высшей
квалификационной категории отделения оркестровых
инструментов муниципального бюджетного учреждения
дополнительного
образования
детская музыкальная школа № 1»
2
«Краснотурьинская
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цель и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание, контрольные требования
2. Критерии оценок
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3
I.
Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность» по виду инструмента
скрипка, далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе Федеральных государственных
требований (далее по тексту - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства «Струнные
инструменты», утверждѐнных приказом Министерства культуры Российской Федерации от
12.03.2012 № 164. Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (скрипка)»
составлена с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на струнных
инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту - Школа).
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также
на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. За время обучения
обучающиеся должны овладеть хорошим звукоизвлечением, штриховой техникой, выразительным
интонированием, достаточной беглостью, т.е. суммой навыков и знаний, позволяющих решать
музыкально- исполнительские задачи.
Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым.
Поэтому, владея игрой на данном инструменте, дети имеют возможность соприкоснуться с
лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра
обучающийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя
знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.
Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие
репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации
индивидуального подхода к каждому ученику.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (7 лет 9 месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
– 9 лет (8 лет 9 месяцев).
Возможна реализация программы в сокращѐнные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учѐтом ФГТ.
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Специальность (скрипка)»
Содержание
1 – 8 классы 9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
1777
297
Количество часов на аудиторные занятия
592
99
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
1185
198
Общее количество часов на аудиторные занятия
691
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
1383
4
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по четвѐртый класс – 2 часа в неделю, с пятого по восьмой
класс – 2,5 часа в неделю, в девятом классе – 3 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность
урока – 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление наиболее
одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю
предмета.
Задачи:
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в
пределах программы учебного предмета;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
приобретение обучающимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом
и оркестровом исполнительстве.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность(скрипка)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".
5
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное
обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических
особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно- слуховой (показ, наблюдение, демонстрация скрипичных приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
впечатления).
Индивидуальный
метод
обучения позволяет найти более
точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных
смычковых инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Специальность (скрипка)»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету
«Специальность (скрипка)» имеют площадь не менее 9 кв.м. Помещение имеет хорошее
освещение и проветривается. В Школе обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.
Учебные классы для занятий по специальности оснащены скрипками, пианино, в классе
имеется пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика. Скрипки и
пианино хорошо настроены. Концертный зал оснащѐн роялем и специальной звукоусиливающей
аппаратурой. В Школе создаются условия для содержания, и своевременного обслуживания
музыкальных инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, методической и учебной литературы,
музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся
и аудиторные занятия:
Классы
Продолжительность учебных занятий
в неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
1
32
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
7
8
33
33
33
33
33
33
33
9
33
2
2
3
6
2
2
2,5
2,5
2,5
2,5
неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Кол-во часов на самостоятельную
работу в неделю
Общее кол-во часов на
самостоятельную работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и
самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на
консультации
3
3
4
4
592
691
5
96
99
132
132
165
5
5
6
160
165
198
6
8
8
99
5
6
6
6
165
198
198
198
1 185
1 383
6
7,5
7,5
198
198
8,5
8,5
247,5 247,5 280,5 280,5
1 777
2 074
8
8
9
297
297
8
8
8
62
8
8
70
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В случае,
если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется
с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на самостоятельную
работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных
способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы
в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
7
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
методические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Годовые зачѐтно-экзаменационные требования
Класс
1 класс
2-7 класс
8 класс
(9 класс)
Первое полугодие
Контрольный урок (декабрь).
Технический зачет (октябрь).
Академический концерт (декабрь):
две разнохарактерные пьесы или
одна часть крупной формы.
Декабрь. 1-ое прослушивание
выпускников. Два любых
произведения выпускной программы
наизусть.
Второе полугодие
Академический концерт (май): две
разнохарактерные пьесы, этюд и пьеса или
одна часть крупной формы.
Технический зачет(февраль).
Академический концерт (апрель): две
разнохарактерные пьесы или одна часть
крупной формы.
Середина мая выпускной экзамен: Этюд,
одна часть крупной формы, 2
разнохарактерные пьесы или две части
крупной формы, пьеса и этюд.
Требования для сдачи технического зачета:
1. Исполнение гаммы, арпеджио;
2. Этюда на какой-либо вид техники;
3. Знание музыкальных терминов.
2 класс
Гаммы: G-dur 1-октавная или 2-октавная, A-dur 1-октавная или 2-октавная, D-dur в одну октаву.
Штрих – legato, detache, смешанные штрихи.
Арпеджио: тоническое трезвучие и квартсекстаккорд.
Этюд, соответствующий уровню класса.
3 класс
Гаммы: G-dur с переходом в III позицию,a-moll в две октавы (I позиция), D-dur, d-moll с переходом
III позицию, C-dur, F-dur во II позиции. Штрих – legato, detache, пунктир, staccato, martele. Legato
8-12 нот на смычок, staccato 4-8 нот на смычок.
Арпеджио: тоническое трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд.
Этюд, соответствующий уровню класса.
4 класс
Гаммы: A-dur, G-dur 3-октавные, g-moll, d-moll 2-октавные. Штрих – legato, detache, пунктир,
staccato, martele, сотийе. Legato до 12-16 нот на смычок, staccato8-12 нот на смычок.
Арпеджио: тоническое трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд.
Этюд, соответствующий уровню класса.
5 класс
Гаммы: В-dur, As-dur, G-dur, g-moll, a-moll 3-октавные; E-dur, C-dur двух октавные. Штрихи:
legato, detache, пунктир, staccato, martele, сотийе, спиккато. Legato, staccato до16-24 нот на смычок.
Арпеджио: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, доминантсептаккорд.
8
6 класс
Гаммы: G-dur, g-moll, A-dur, a-moll C-dur, c-moll 3-октавные. Штрихи: legato, пунктир, detache,
staccato, martele, сотийе, спиккато. Legato, staccatoдо 24-х нот на смычок. Двойные ноты (ломаные
терции,
сексты,
октавы).
Арпеджио:
трезвучие,
секстаккорд,
квартсекстаккорд,
доминантсептаккорд 3; 6; 9 легато. Этюд, соответствующий уровню класса.
7 класс
Гаммы: Одноименные мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков в три октавы. Штрихи: legato,
пунктир, detache, staccato, martele, сотийе, спиккато, штрих Виотти. Legato, staccato до 24-х нот на
смычок.
Двойные ноты (терции, сексты, октавы).
Арпеджио: тоническое, трезвучиекорд, квартсекстаккорд, доминантсептаккорд, уменьшенный
вводный септаккорд.
Этюд, соответствующий уровню класса.
8 (9) класс
Гаммы: Одноименные мажорные и минорные гаммы до 3-х — 4-х знаков в три октавы. Штрихи:
legato, пунктир, detache, staccato, martele, спиккато, Виотти. Legato, staccato до 24-х нот на смычок.
Двойные ноты (терции, сексты, октавы).
Арпеджио: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, доминантсептаккорд.
Этюд, соответствующий уровню класса.
Первый класс
За время обучения в 1 классе ученик должен выучить: 6-8 пьес на открытых струнах; 6-8
пьес в первой позиции на всех струнах; 4-6 простейших этюдов.
Задачи: Освоение первоначальных навыков игры на скрипке. Знакомство с инструментом,
развитие слуховых представлений, основы постановки, качество звучания, интонация, ритм,
понятие позиции и изучение первой позиции, простейшие виды штрихов, начальные виды
распределения смычка, переходы со струны на струну, понятие звукоряда и гаммы, простейшие
этюды и несложные пьесы. Воспитание контроля к звукоизвлечению и интонированию.
Формирование навыка чтения с листа.
Примерные программы академических концертов
1. Бел. нар. песня «Перепелочка»
Потоловский Н. «Охотник
2. Дунаевский И. Колыбельная
Моцарт В. Аллегретто
3. Люлли Ж. Жан и Пьеро
Карасева В. Зима
4. Родионов К. Этюд № 12
Моцарт В. Аллегретто
5. Гайдн Й. Песенка
6. Р.Н.П. «Во поле береза стояла»
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке».
Упражнения на открытых струнах I раздел.
9
Бакланова Н. «Первые уроки». Пособие для начального обучения игре на скрипке. Упражнения в
сопровождении второй скрипки № 1-16.
Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке». Упражнения и этюды в I позиции.
«Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители: Гарлицкий М.А., Родионов К.К.,
Фортунатов К.А.
Пьесы и произведения крупной формы
Якубовская В. Вверх по ступенькам
Захарьина Т. Осенний дождичек
Укр. нар. песня «Барашеньки»
Укр. нар. песня «Красная коровка»
Русс. нар. песня «Петушок»
Русс. нар. песня «Андрей-воробей»
Якубовская В. Четыре струны. Пастушок
Русс. нар. песня «Скок, скок, поскок»
Русс. нар. песня «Две тетери»
Тиличеева Е. Цирковые собачки
Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке
Магиденко М. Петушок
Русс. нар. песня «Ходит зайка по саду»
Русс. нар. Песня «Как под горкой»
Русс. нар. песня «На зеленом лугу»
Кабалевский Д. Прогулка
Моцарт В. Аллегретто
Хрестоматия 1-2 класс. Пьесы и произведения крупной формы
Русск. Нар. песня «Как пошли наши подружки»
У.Н.П. «Веселые гуси»
Филиппенко По малину в сад пойдем
Римский -Корсаков Н. Проводы зимы
Герчик В. Воробей
Ридинг О. Концерт си минор (1ч.)
Результат первого года обучения. Ученик 1 класса в конце мая исполняет две разнохарактерные
пьесы, этюд и пьесу или одну часть крупной формы.
Второй класс
За время обучения во 2 классе ученик должен выучить: 3-4 этюда; 4-6 пьес (возможно 1
произведение крупной формы и 3-4 пьесы).
Задачи: Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений. Усложнение и
детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора. Начало изучения смен позиций в
простейших вариантах. Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости
от характера музыкального материала. Штрихи: деташе, легато, мартле и их сочетание. Культура
распределения смычка. Чтение с листа на уроке.
Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач. Навыки ансамблевой игры.
Результат второго года обучения.
Ученик 2 класса представляет на академический концерт в апреле две разнохарактерные пьесы
или одну часть крупной формы.
10
Примерные программы академических концертов
1. Лысенко Н. Колыбельная
Рамо Ж. Ригодон (легкий вариант)
2. Рус. нар. песня «Я на камушке сижу»
Шуман Р. Марш
4. Ридинг О. Концерт h-mol, I часть.
5. Бакланова Н. Мазурка
Бакланова Н. Колыбельная
Примерный репертуарный список:
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I
Григорян А. Гаммы и арпеджио
Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке». Раздел III. Этюды № 45-63.
«Избранные этюды для скрипки» выпуск I. Составители М. А. Гарлицкий, К. Родионов, К.А.
Фортунатов
Бакланова Н. «Первые уроки». Пособие для начального обучения игре на скрипке. Упражнения.
Пьесы и произведения крупной формы
Хрестоматия для скрипки 1-2 классы ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы
Моцарт В. Вальс
Русс. нар. песня «Я на камушке сижу»
Русс. нар. песня «Со вьюном я хожу»
Брамс И. Петрушка
Глюк Г. Веселый танец
Гретри А. Песенка.
Русс. нар. песня «Во сыром бору тропина»
Моцарт В. Тоска по весне
Укр. нар. песня «Веселые гуси»
Русс. нар. песня «Уж как по мосту, мосточку»
Шуберт Ф. Вальс
Шостакович Д. Хороший день
Ридинг О. Концерт соль мажор (1ч.)
Гендель Вариации ля мажор
Ридинг О. Концерт си минор (1ч.)
Родионов К. «Начальные уроки игры на скрипке»
Бакланова Н. Марш
Гедике А. Заинька
Бетховен Л. Сурок
Иванников В. Паучок
Метлов Н. Паук и мухи
Магиденко М. Самолет
Якубовская В. «Вверх по ступенькам»
Русс. нар. песня «Во поле береза стояла»
Русс. нар. песня «По улице мостовой»
Русс. нар. песня «Как на тоненький ледок»
П. И. Чайковский Шарманщик поет
11
Хрестоматия для скрипки I-II классы ДМШ. Пьесы и произведения крупной формы
Багиров З. Романс
Бакланова Н. Хоровод
Бакланова Н. Романс
Бакланова Н. Мазурка
Комаровский А. Кукушечка
Комаровской А. Концертино соль мажор
Григорян А. Начальная школа игры на скрепке
Майкапар С. Марш
Корелли А. Гавот
Моцарт В. Майская песня
Понтильон Г. Аллегретто
Гендель Г. Ария
Калинников В. Звездочки
Моцарт В. Вальс
Третий класс
За время обучения в 3 классе ученик должен выучить: 3-4 пьес; 4-этюдов; 1-2 произведения
крупной формы.
Задачи: Дальнейшее техническое развитие. Навыки игры в позициях и игра 2-октавных
гамм. Работа над интонированием и развитие вибрации. Работа над звуком. Кантилена, работа над
пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер
штрихов. Изучение музыки разных
стилей и эпох. Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ.
Результат третьего года обучения:
Ученик 3 класса представляет на академический концерт в апреле две разнохарактерные пьесы
или одну часть крупной формы.
Примерные программы академических концертов
1. Ниязи Н. Колыбельная
Прокофьев С. Марш
2.«Старинная французская песенка» обр. Ж. Векерлена
Комаровский А. Веселая пляска.
3. Вивальди А. Концерт G-dur (1ч.)
4. Ридинг О. Концерт h-mol: II, III части
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I
Григорян А. Гаммы и арпеджио.
Избранные этюды для скрипки 1-3 класс. Составители: М. Гарлицкий, Родионов, К.А.
Фортунатов.
Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. II-III классы ДМШ
Пьесы и произведения крупной формы
«Старинная французская песенка» обр. Ж. Векерлена
Глинка М. Полька
Вила Лобос Э. Пусть мама баюкает
Прокофьев С. Марш
12
Шостакович Д. Гавот
Кабалевский Д. Клоуны
Ниязи Н. Колыбельная
Бакланова Н. Мелодия и этюд
Бах И.С. Марш
Моцарт В. Менуэт
Косенко В. Пастораль
Хассе И.А. Бурре и менуэт
Ридинг О. Концерт си минор (III ч.)
Бакланова Н. Сонатина
Яньшинов А. Концертино
Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. III-IV классы ДМШ
Чайковский П. Старинная французская песенка
Чайковский П. Шарманщик поет
Раков Н. Рассказ
Шостакович Д. Грустная песенка
Шуман Р. Пьеса из Альбома для юношества
Монюшко С. Богатель
Кабалевский Д. Этюд
Дженкинсон Э. Танец
Вивальди А. Концерт соль мажор (1ч.)
Моцарт В. Сонатина
Бетховен Л. Сонатина
Телеман Г. Концерт
Юный скрипач. Выпуск II
Александров А. Песенка
Шостакович Д. Шарманка
Богословский Н. Грустный рассказ
Хачатурян А. Андантино
Леви Н. Тарантелла
Бах И.С. Марш
Григорян А. Начальная школа игры на скрипке
Бетховен Л. Контрданс
Бетховен Л. Два народных танца
Глинка М. Полька.
Россини Дж. Хор швейцарцев
Гедике А. Заинька.
Шуман Р. Веселый крестьянин
Бах И.С. Песня.
Обработка П. Чайковского «Уж, ты поле, мое»
Четвертый класс
За время обучения в 4 классе ученик должен выучить: 3-4 пьесы; 4-6 этюдов; 1-2
произведения крупной формы.
Задачи: Дальнейшее изучение грифа. Гаммы мажор и минор до 3-х знаков.
Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, пунктир, сотийе.
13
Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции
пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и
звукоизвлечением. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса.
Ансамблевое музицирование.
Результат четвертого года обучения.
Ученик 4 класса представляет на переводной экзамен в апреле одну часть крупной формы, две
разнохарактерные пьесы или пьесу и этюд.
Примерные программы академического концерта
1. Бакланова Н. Вариации
Раков Н. Прогулка
2. Вивальди А. Концерт G-dur: ч. I
Брамс И. Колыбельная
3. Комаровский А. Вариации на тему русс. нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я»
4. Рубинштейн Н. Прялка
Чайковский П. Неаполитанская песенка
5. Зейтц Ф. Концерт № 1 (1 ч)
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I
Григорян А. Гаммы и арпеджио.
Избранные этюды для скрипки 3-5 класс. Составитель К.А. Фортунатов
Альбом скрипача. Выпуск III. Этюды
Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. III-IV классы ДМШ
Караев К. Задумчивость
Сидельников Н. Ночь приносит сны
Глинка М. Хор волшебных дев из оперы «Руслан и Людмила».
Глинка М. Мелодический вальс
Гайдн Й. Менуэт
Чайковский П. Неаполитанская песенка
Гедике А. Медленный вальс
Мясковский Н. Мазурка
Бах И.С. Гавот
Мари Г. Ария в старинном стиле
Вивальди А. Концерт соль мажор (1ч.)
Новотный В. Тема с вариациями
Комаровский А. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»
Вивальди А. Концерт соль минор (1ч.)
Вивальди А. Концерт соль минор (2, 3ч.)
Хрестоматия для скрипки. Пьесы. 4-5 классы ДМШ.
Составитель Ю. Уткин
Перголези Дж. Сицилиана
Боккерини Л. Менуэт
Мурадели В. Вокализ
Бом К. Непрерывное движение
14
Рубинштейн Нат. Прялка.
Глинка М. Прощальный вальс
Бетховен Л. Рондо
Вивальди А. Концерт Соль мажор (1ч.)
Юный скрипач. Выпуск II.
Комаровский А. Русская песня
Шебалин В. Прелюдия
Глиэр Р. Мазурка
Дварионас Б. Вальс из «Маленькой сюиты» для фортепиано
Моцарт В. Гавот-рондо из балета «Безделушки
Селени И. Прелюдия и Рондо
Пятый класс
За время обучения в пятом классе ученик должен выучить: 3-4 пьесы; 3-4 этюда; 1-2
произведения крупной формы.
Задачи: Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Изучение гамм в более
сложных тональностях. Развитие беглости. Трели. Пунктирный ритм. Продолжение работы над
штрихами в более сложном их сочетании. Работа над музыкальным мышлением ученика,
художественным представлением и самостоятельностью. Освоение высоких позиций (по V, VI
включительно). Продолжение работы над вибрацией. Пьесы и концерты виртуозноромантического характера. Ансамблевое музицирование в разных составах.
Результат пятого года обучения.
Учащийся 5 класса представляет на академический концерт в мае одну часть крупной формы или
две разнохарактерные пьесы.
Примерные программы академических концертов
1. Мари Г. Ария
Обер Ж. Престо. Тамбурин
2. Бом К. Непрерывное движение
Вивальди А. Концерт G-dur. I ч
3. Бакланова Н. Вариации G-dur
4. Данкля Ш. Вступление, тема и вариация на тему Пачини
5. Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля
6. Губер А. Концертино F-dur
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения. Тетрадь I
Григорян А. Гаммы и арпеджио
Избранные этюды для скрипки выпуск II. Составитель К.А. Фортунатов.
Мазас Ф. Этюды. Соч. 36. Тетрадь I
Хрестоматия для скрипки
Пьесы и произведения крупной формы. IV-V классы ДМШ
Чайковский П. Грустная песенка
Перголези Дж. Сицилиана
Лядов А. Прелюдия-пастораль
Соколовский Н. В темпе менуэта
Чайковский П. Вальс
15
Обер Л. Престо
Обер Л. Тамбурин
Шуман Р. Отзвуки театра
Обер Ж. Престо
Фрид Г. Заинька
Мурадели В. Вокализ
Бом К. Непрерывное движение
Корелли А. Сарабанда и жига
Данкля Ш. Вступление, тема и вариация
Вивальди А. Концерт соль мажор (1ч.)
Бетховен Л. Рондо
Хрестоматия для скрипки
Пьесы и произведения крупной формы. V-VI классы ДМШ
Гайдн Й. Менуэт быка
Бетховен Л. Менуэт
Глинка М. Чувство
Глинка М. Простодушие
Балакирев М. Полька
Сенайе Ж.Б. Адажио и аллегретто
Данкля Ш. Вариации на тему Беллини
Барток Б. Две части из сонатины
Юный скрипач. Выпуск II
Рамо Ж.Ф. Ригодон.
Рубинштейн Н. Прялка
Стоянов В. Колыбельная
Поплавский М. Полонез
Бах В.Ф. Весной
Моцарт В. Рондо
Шестой класс
За время обучения в шестом классе ученик должен выучить: 3-4 пьесы; 3-4 этюда; 1-2
произведения крупной формы.
Задачи: Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Гаммы 3-х
октавные, двойные ноты для более продвинутых учеников. Продолжение развития техники левой
руки, совершенствование различных видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах. Изучение
V-VII позиций. Развитие беглости. Продолжение работы над вибрацией. Работа над более
разнообразным звучанием инструмента, более эмоциональное и смысловое наполнение
исполняемого произведения. Игра в ансамбле.
Результат шестого года обучения
Учащийся 6 класса представляет на академический концерт в мае одну часть крупной формы или
две разнохарактерных пьесы.
Примерные программы академических концертов
Этюды и упражнения
1. Ридинг О. Концертино» D- dur
2. Вивальди А. Концерт a-moll 1 ч.
3. Акколаи Ж. Концерт
16
4. Боккерини Л. Менуэт
5. Мострас К. Хоровод
Примерный репертуарный список
Шрадик Г. Упражнения, тетрадь I
Упражнения в двойных нотах, тетрадь III
Григорян А. Гаммы и арпеджио
Избранные этюды для скрипки для 6-7 классов. Составитель К.А. Фортунатов
Мазас Ф. Этюды. Соч. 36. Тетрадь I
Мазас Ф. Этюды. Соч. 36. Тетрадь II
Крейцер Р. Этюды
Хрестоматия для скрипки
Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы ДМШ
Бом К. Непрерывное движение
Боккерини Л. Менуэт
Спендиаров А. Колыбельная
Обер Ж. Тамбурин
Рубинштейн Н. Прялка
Глиэр Р. Ария.
Чайковский П. Мазурка.
Бетховен Л. Рондо.
Вивальди А. Концерт (1ч.)
Данкля Ш. Вариации на тему Вейгля.
Корелли А. Сарабанда и жига.
Юный скрипач. Выпуск III
Спендиаров А. Колыбельная
Мострас К. Восточный танец
Глиэр Р. Вальс.
Раков Н. Вокализ
Глиэр Р. Анданте
Мострас К. Хоровод.
Александров Ан. Ария.
Вивальди А. Концерт соль минор (1ч.)
Хрестоматия для скрипки
Пьесы и произведения крупной формы. V-VI классы ДМШ.
Моцарт В. Немецкий танец
Корелли А. Аллегро
Шостакович Д. Элегия
Александров А. Ария
Аренский А. Фуга на тему «Журавель»
Бом «Непрерывное движение»
Гендель Г. Прелюдия G-dur. Менуэт
Глиэр Р. Романс до-минор
Ипполитов- Иванов М. Мелодия
Калинников В. Грустная песня
Прокофьев С. Тарантелла
17
Бах И.С. Сицилиана
Эллертон Г. Тарантелла
Яншинов А. Прялка
Глазунов А. Град из балета «Времена года
Данкля Ш. Вариации на тему Беллини
Берио Ш. Вариации ре минор
Сенайе Ж. Адажио и аллегро
Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. Выпуск 1 Ч. 1
Акколаи Ж. Концерт
Бах И.С. Концерт ля минор (1ч.)
Седьмой класс
За время обучения в 7 классе ученик должен выучить: 3-4 этюда; 3-4 пьесы, 1-2
произведения крупной формы.
Задачи: Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Дальнейшая работа
над различными видами гамм (в двойных нотах) – терции, сексты, октавы. Развитие беглости,
совершенствование штриховой техники. Продолжение работы над вибрацией. Активное освоение
скрипичного репертуара разностильной направленности. Романтическая кантилена и виртуозные
пьесы. Крупная форма более сложной фактуры и содержания. Активное участие в концертах
отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамбля.
Результат седьмого года обучения
Ученик 7 класса представляет на академический концерт в мае одно произведение крупной
формы.
Примерные программы академических концертов
1. Виотти Дж. Концерт № 23 1 ч.
2. Вивальди А. Концертg-moll 1 ч.
3. Вивальди А. Концертa-moll II, III ч.
4. Глиэр Р. Вальс
5. Шуберт Ф. Пчелка
6. Зейтц Ф. Концерт № 3
Примерный репертуарный список
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения, тетрадь I
Упражнения в двойных нотах, тетрадь III
Григорян А. Гаммы и этюды
Избранные этюды для скрипки» для VI-VII классов. Составитель К.А. Фортунатов.
Мазас Ф. Этюды. Соч. 36. Тетрадь II
Крейцер Р. Этюды
Юный скрипач. Выпуск 3
Шостакович Д. Элегия
Хачатурян А. Ноктюрн
Глиэр Р. Вальс
Дварионас Б. Элегия
Корчмарев К. Испанский танец Малагуэнья
Мострас К. Этюд ля-минор
Мострас К. Хоровод
18
Стравинский И. Серенада из сюиты Пульчинелла на темы Дж. Перголези
Крейслер Ф. Андантино в стиле Мартини
Глиэр Р. Прелюдия
Шостакович Д. Романс
Александров А. Ария
Раков Н. Сонатина
Барток Б. Сонатина
Вивальди А. Концерт g-moll (1 ч.)
Хрестоматия для скрипки.
Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Выпуск 1
Крейцер Р. Концерт № 13 (1ч.)
Виотти Дж Концерт № 23 (1ч.)
Берио Ш. Концерт № 9 (1ч.)
Восьмой (девятый) класс
За время обучения в 8 классе ученик должен выучить: 2-3 этюда; 2-3 пьесы, 1 произведение
крупной формы.
Задачи: Усложнение технических, ритмических и репертуарных задач. Дальнейшая работа
над различными видами гамм (в двойных нотах (терции, сексты, октавы), для продвинутых
учащихся знакомство с исполнением фингерированных октав и децим, хроматические гаммы).
Развитие беглости, совершенствование штриховой техники. Продолжение работы над вибрацией.
Квартовые флажолеты. Игра в ансамбле. В выпускном классе учащийся может пройти одну или
две программы. В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся.
В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и
школьных концертах.
Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика,
показать его с лучшей стороны.
Результат восьмого и девятого года обучения
Обучающиеся 8 и 9 класса представляют на выпускной экзамен в мае одну часть крупной
формы, 2 разнохарактерные пьесы и этюд или 2 части крупной формы, пьесу и этюд.
Примеры экзаменационных программ
1. Вивальди А. Концерт g-moll (2-3 части)
Шер В. Бабочки
Раков Н. Вокализ
Крейцер Р. Этюд № 3
2. Данкля Ш. Концертное соло a-moll
Верачини А. Лярго
Яньшинов А. Прялка
Крейцер Р. Этюд № 1
3. Бах И.С. Концерт a-moll (1 часть)
Шуберт Ф. Пчелка
Нардини П. Адажио
Крейцер Р. Этюд № 10
Примерный репертуарный список
19
Этюды и упражнения
Шрадик Г. Упражнения, тетрадь I
Упражнения в двойных нотах, тетрадь III
Григорян А. Гаммы и арпеджио
Крейцер Р. Этюды
Мазас Ф. Этюды. Соч. 36. Тетрадь II
Роде П. 24 каприса
Юный скрипач. Выпуск 3.
Мострас К. Восточный танец
Дварионас Б. Элегия
Барток Б. Венгерский напев
Раков Н. Юмореска
Глиэр Р. Анданте
Бакланова Н. Этюд октавами
Мострас К. Этюд ля минор
Вивальди А. Концерт g-moll (1 ч.)
Раков Н. Сонатина
Комаровский А. Анданте и финал из концерта ми минор
Хрестоматия для скрипки
Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Выпуск 1
Бах И.С. Концерт ля минор (1ч.)
Виотти Дж. Концерт № 23 (1ч.)
Берио Концерт №9 (1 ч.)
Бах И.С. Концерт ля минор.
Вивальди А. Концерт a-moll II, III ч.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной
программы учебного предмета «Специальность (скрипка)», который приводит к формированию
комплекса знаний, умений и навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков;
использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох,
стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей
и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
20
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приѐмах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового
слуха.
IV. Форма и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по «Специальности (скрипка)» включает в себя
текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве
средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами
текущего контроля могут быть контрольные уроки. Текущий контроль успеваемости учащихся
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических
концертов, исполнения концертных программ и др.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
Экзамен проводится: по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке
обучения или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
2. Критерии оценки
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в
себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения:
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка «5» (отлично):
артистичное поведение на сцене;
увлечѐнность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
21
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды
оценочных
средств
призваны
обеспечивать
оценку
качества
приобретенных
выпускниками
знаний,
умений
и
навыков,
а
также
степень
готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального
образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
1. Оценка годовой работы учащегося.
2. Оценки за академические концерты или экзамены.
3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения
инструментом; убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения;
понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля исполняемого
произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Контрольные требования на разных этапах обучения
Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий
конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.
В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:
1-е полугодие
22
учебного
года.
В
Октябрь – технический зачет (гамма и этюд)
Декабрь – академический концерт (пьесы или крупная форма)
2-е полугодие
Февраль - технический зачет (гамма и этюд)
Апрель, Май - академический концерт (пьесы или крупная форма).
В средних и старших классах целесообразно гаммы выносить на отдельный зачет, чтобы
«разгрузить» объем исполняемого материала на технических зачетах.
Учащиеся 1-х и 2-х классов могут играть один этюд и две пьесы, это зависит от степени
подготовленности учащегося в каждом конкретном случае.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки правой и
левой рук, корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной перестановке
рук и освобождении
мышечного
аппарата, то данную работу необходимо вести по
программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с
этим в одном и том же классе даны четыре варианта зачетной программы, где наиболее полно
отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его возможности на
данном этапе.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм,
упражнений, этюдов и другого вспомогательного
материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими
средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении
всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
В работе над музыкальными произведениями необходимо постоянно восстанавливать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
произведением, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной
программе.
Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала.
Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, жанру, фактуре. При
формировании экзаменационных программ за основу был взят общий принцип «сплошной
вертикали», т.е. последовательность, постепенность и нарастающая сложность репертуара.
При составлении зачетной или экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты
музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать
на данном этапе своего развития. Например, если один этюд посвящен проблемам левой руки, то
желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на технике штрихов; если выбрана
классическая крупная форма, то пьеса должна быть романтически-виртуозного характера (и
наоборот). Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала – важнейшие
факторы успешного развития учеников.
К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика
индивидуальный план который утверждает заведующий струнным отделением.
23
В конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию обо
всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.
При составлении индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и
личностные особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать
произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности, разнообразные по
стилю, жанру, форме.
Важнейший раздел индивидуального плана – работа над этюдами, гаммами, упражнениями и
другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов следует учитывать их
художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные
формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня исполнительской законченности).
Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо
включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские
возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных
домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально использовать время,
отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать
пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние
занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс проходит
значительно плодотворнее.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны
быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается
степенью сложности проходимого музыкального
материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно,
чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:
1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
2) работа над пьесами и произведениями крупной формы;
3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
4) самостоятельный разбор нового музыкального материала;
5) посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося в
концертной деятельности класса и школы.
Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних
занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов,
музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.
Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося
самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить
пути ее решения.
Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять
репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста,
так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет
ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома
становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.
24
IV. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
1. Якубовская В. Вверх по ступенькам. Издательство «Музыка».1977г.
2. Бакланова Н. Первые уроки М., «Советский композитор». 1991г.
3. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. -М., Гос. муз. изд., 1987
4. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1978
5. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». -М., «Композитор», 1992
6. Григорян А. Гаммы и арпеджио. -М., 1988.
7. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. -М., «Советский композитор», 1989
8. Шальман С. Я буду скрипачом. Л., «Музыка» 1984
9. Донт Я. Соч. 37 Этюды. -М., Музыка, 1987
10. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1959
11. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. -М., «Кифара», 1996
12. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ.-М., «Кифара», 1996
13. Иорданова Й. «Букварь для маленьких скрипачей». М., 2006.
14. Избранные этюды. Л., «Музыка» 1989
14. Крейцер Р. Этюды (ред. А. Ямпольского). -М., Музыка, 1987
15. Мазас Ф. Этюды тетр.1. М., 1959
16. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. -М. Музыка, 1987
17. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы. Составители:
М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. -М., Музыка, 1990
18. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.
Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов.-М., Музыка, 1990
19. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы. Составители: М.
Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов.-М., Музыка, 1989
20. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. (Составитель Ю.
Уткин). -М., Музыка, 1987
21. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. -М., Музыка, 1995
22. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. -М., Музыка,
1987
23. Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. -М., 1995.
24. Шрадик Г. Упражнения. М., Музыка 1989
25. Юный скрипач. Вып.1. Редактор-составитель К. ФортунатовМ., «Советский композитор», 1990
26. Юный скрипач. Вып.2. Составитель К. Фортунатов.М., «Советский композитор», 1963
27. Юный скрипач. Вып.3. Составитель К. Фортунатов М., «Советский композитор», 1983г.
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Новосибирск -1973
2. История скрипичного искусства (выпуск1). Л. Гинзбург, В. Григорьев-М., Музыка 1990
25
3. Гутников Б. «Об искусстве скрипичной игры». -Л., «Музыка», 1988.
4. Вопросы музыкальной педагогики (выпуск 8). Составитель С. Понятовский. М., «Музыка» 1987
5. Вопросы музыкальной педагогики (выпуск 7). Составитель В.И. Руденко-М., «Музыка»1986
6. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. «Музыка» 1988
7. Платек Я. Верьте музыке. М., «Советский композитор» 1989
26