МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИКУССТВ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
для детей 3 - 7 лет
г. Краснотурьинск
2019 год
«Рассмотрено»
«Утверждаю»
педагогическим советом
Директор
МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1»
отурьинс^ая ДМШ № 1»
С. М. Шотт
Протокол № 5 «14» июня 2019 г.
(дата рассмотрения)
Разработчик:
О «15» июня 2019 г.
(дата утверждения)
Рожкова
Мария
квалификационной
муниципального
культуры
Николаевна,
категории
бюджетного
преподаватель
первой
по
музыки
теории
образовательного учреждения
дополнительного
образования
детей
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Гутман
Евгения
квалификационной
муниципального
культуры
Валерьевна,
категории
преподаватель
по
теории
бюджетного образовательного
дополнительного
первой
музыки
учреждения
образования
детей
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Луженкова
Марина
квалификационной
муниципального
культуры
Николаевна, преподаватель
категории
по
теории
высшей
музыки
бюджетного образовательного учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
детей
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1. Характеристика учебных предметов, их место и роль в образовательном процессе
2. Цели и задачи учебной программы
3. Сроки освоения программы
II. Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы
«Раннее эстетическое
развитие»
1. Основные принципы организации образовательного процесса
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
IV. График образовательного процесса
V. Перечень программ учебных предметов общеразвивающей программы «Раннее эстетическое
развитие»
VI. Система и критерий оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения
обучающимися общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие>^П. Требования к
условиям реализации общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие»
3
I . Пояснительная записка
1. Характеристика учебных предметов, их место и роль в образовательном процессе
Общеразвивающая программа «Раннее эстетическое развитие» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего
педагогического опыта в области раннего эстетического развития преподавателей
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее Школа).
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития
каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного
взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей. Важным
целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование
мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные
ценности.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее
мощным является культура.
В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у
ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные
навыки, основы его будущей профессии.
Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной
степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет.
Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени
зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет.
Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического
развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро
развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к
восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического
освоения. Программа «Раннее эстетическое развитие» разработана на основе типовых программ
для ДМШ и ДТТТИ.
В основе данной программы лежит масштабный образовательный блок. Его актуальность и
назначение заключается в обучении, воспитании, развитии каждого участника образовательного
процесса, в приобщении учащихся ко всем видам деятельности, в выявлении более одаренных
детей и выявление творческой среды для их дальнейшей специализации.
Основной формой обучения дошкольников являются занятия.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование музыкально
эстетических навыков является частью общего развития ребёнка. Музыкально-звуковые понятия
невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без образного и
абстрактного мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому занятия с детьми носят
комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую
мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных
образовательных программ в будущем. Кроме того, раннее музыкально-эстетическое воспитание
даёт результаты в развитии способностей ребёнка намного более эффективные и устойчивые, чем
обучение с 7-8 лет.
4
2. Цели и задачи учебной программы
Цель программы: формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих
способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области
искусств.
Задачи программы:
■ формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих
ценностях у детей;
■ формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
■ формирование первичных представлений
декоративно-прикладном искусстве, театре;
о
мире
искусства:
музыке,
живописи,
■ выявление и развитие творческих способностей детей;
■ создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую
игровую деятельность;
■ развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
■ развитие социально-коммуникативных навыков детей.
Прием на обучение по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) в порядке, установленном локальным актом Школы. Проведение каких-либо
форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме не предусмотрено.
3. Сроки освоения программы
Срок обучения по программе «Раннее эстетическое развитие» в Школе составляет 3 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы - 3-4 года.
II. Требования к минимуму содержания общеразвивающей программы
«Раннее эстетическое развитие»
Общеразвивающая программа в области раннего эстетического развития должна
обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего
поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных
и духовных качеств.
Общеразвивающая программа в области искусств реализуется посредством:
личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное
самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к
успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная
организация устанавливает самостоятельно: планируемые результаты освоения образовательной
программы и график образовательного процесса.
1. Основные принципы организации образовательного процесса
В связи с тем, что в системе детского художественного образования Министерства
культуры Российской Федерации используются организационные формы обучения детей
5
дошкольного возраста, при организации образовательного процесса на отделениях раннего
эстетического развития детей, предполагается выполнение следующих требований:
■ учащиеся посещают школу не более 3-х раз в неделю;
■ время для занятий с учащимися дошкольного возраста - дневное время с 10 до 12 часов или
вечернее время с 17.30 до20.00;
■ продолжительных занятий - от 15 мин. до 35 мин.
■ количество занятий в день - 2-3;
■ основными в обучении дошкольников являются комплексные занятия,
использующие различные виды учебной деятельности в игровой форме;
■ группы комплектуются по возрасту учащихся в среднем 8- 12 человек;
■ аудитории, представляемые для занятий с дошкольниками соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика,
кроме того, данные аудитории оснащены соответствующей мебелью и средствами обучения.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
в области музыкально-практических навыков:
■ правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
■ умение собраться и сосредоточиться на процессе пения;
■ пение простых мелодий в медленном и средних темпах;
■ использовать активную артикуляцию;
■
различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука;
■ играть на детских шумовых инструментах;
■ развитие чувства ритма, памяти, внимания;
■ развитие координации движений и ориентации в пространстве;
■ формирование умения согласовывать движения с музыкой и воплощать музыкально двигательный образ;
■ развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности;
■ воспитание организованности, инициативности и самостоятельности.
в области изобразительной деятельности:
■
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их
смешивания;
■ применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
■ название материалов и инструментов и их назначение;
■ умение правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
■ пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые
мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
■ определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
■ получать простые оттенки (от основного к более светлому);
■ рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
■ рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности
(форму, строение, цвет);
■ изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги формата А8.
■ лепить предметы, передавая их характерные особенности, выразительные черты;
■ обрабатывать поверхность при помощи пальцев и стекой, украшать рельефными и прочими
способами.
6
в области театральной деятельности:
■
объяснять жестами свои желания;
■ угадывать через жест желания других;
■ приветствовать жестами;
■ в мимике отразить настроение;
■ показывать в походке разных людей, их настроения, изображать животных и их повадки;
■ участвовать в играх;
■ владеть своим телом;
■ согласованно действовать в группе;
■ сосредотачиваться на задании преподавателя и выполнять его;
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ фантазировать на заданную тему.
III.
Примерный учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Раннее эстетическое развитие»
Учебный предмет
Г од обучения
Музыка
Хоровое пение
Музыкальный театр
ИЗО
I
70
35
35
35
II
70
35
35
35
III
70
35
35
35
ВСЕГО:
210
105
105
105
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое
развитие» с 3-летним сроком обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 525
часов.
По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая аттестации,
оценки не выставляются. Документ об обучении не выдается.
По окончании обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Раннее
эстетическое развитие» ребенок по желанию родителей (законных представителей) может
приступить к освоению предпрофессиональной или общеразвивающей программ в области
музыкального искусства.
Программы I - III годов обучения имеют преемственные связи в содержании, формах и
методах работы, однако могут реализоваться независимо друг от друга. Ребенок
соответствующего возраста может начать заниматься с любого года обучения.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и
расписанием, которые утверждены Школой.
Форма обучения - очная.
Занятия проводятся в следующих формах: урок, открытый урок, концерт, праздник.
Режим занятий устанавливается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и
нормами. Занятия проводятся два раза в неделю по 2-3 урока в учебный день: по учебному
предмету «Музыка» - 2 занятия в неделю, по учебным предметам «Хоровое пение»,
7
«Музыкальный театр» и ИЗО - 1 занятие в неделю. Продолжительность одного урока: для детей 3
4 года - 15мин., 4-5 лет - 20 мин., 5-6 летнего возраста - 25 мин., 6-7 летнего возраста - 30 мин.
Перерыв между уроками - 10 минут.
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут преподаватели
по соответствующим предметам, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке
инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Для детей в Школе организован питьевой режим.
В целях контроля качества результатов реализации Программы, в течение учебного года
проводится не менее двух открытых уроков для родителей, не менее двух выставок
художественных работ обучающихся, не менее двух праздников/концертов, на которых в
творческой, игровой форме представляются формы и результаты работы с детьми.
IV. График образовательного процесса
Продолжительность учебного года составляет 35 недель с 1 сентября по 31 мая, исключая
осенние, зимние, весенние каникулы.
V. Перечень программ учебных предметов
дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие»
1. Авторская учебная программа И.П. Манаковой «Дети. Мир звуков. Музыка»
2. Рабочая программа «Хоровое пение»
3. Рабочая программа «Изобразительное искусство»
4. Авторская учебная программа Е.Г. Савиной «Театральные ступеньки»
VI. Результаты освоения обучающимися общеразвивающей программы
«Раннее эстетическое развитие»
По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая аттестации,
оценки не выставляются.
Итоговые занятия проводятся не реже одного раза в каждой четверти.
Формы итогового занятия:
■ открытые занятия для родителей и преподавателей в конце каждой четверти и учебного
года;
■ праздничные концерты, посвященные праздникам: международному женскому дню,
новому году, отчетные концерты Школы и отделений, тематические открытые мероприятия.
Домашняя работа предусматривается в небольшом объеме (завершение работ по
рисованию, выучивание стихов и песенок и т.д.).
VII.
Требования к условиям реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Раннее эстетическое развитие»
Аудиторные занятия проводятся по группам (по 8-12 человек).
Группы формируются по возрастным особенностям обучающихся.
8
Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками,
учебно-методическими изданиями, конспектами лекций и поурочными разработками авторской
программы, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Занятия проводятся в специально оснащенных аудиториях.
9