Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Основы музыкального исполнительства

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемый результат освоения обучающимися образовательной программы
3. Учебный план
4. График образовательного процесса
5. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися образовательной программы
6. Условия реализации образовательной программы
7. Программа творческой, методической и просветительской деятельности Школы

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (далее по
тексту – Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, с
«Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусств», утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учётом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на музыкальных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1», определяет содержание и организация образовательного процесса с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающегося и направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков музыкального исполнительства (фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара,
скрипка, виолончель, клавишный синтезатор, флейта, труба, кларнет, саксофон, эстрадный вокал), позволяющих творчески исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности:
 приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого исполнительства;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 приобщение детей к коллективному музицированию;
 переходу одарённых детей для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства.
Программа разработана с учётом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства способствует:
 формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями,
произведениями искусства;
 воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
С этой целью содержание программы в области музыкального искусства основывается на реализации учебных предметов как в области
художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях Школы, учитывая тенденции развития художественного образования в регионе и
России, сформулированы приоритетные направления образовательной программы:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
3

 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
 формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем перейти на дополнительные
предпрофессиональные программы в области музыкального искусства;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю (самостоятельную) работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе
коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку
своему труду;
 формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной
деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного
образования срок освоения Программы для детей, поступивших в образовательную организацию, составляет 2 года 9 месяцев; 3 года 9 месяцев в
возрасте от 9 до 17 лет включительно. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на
развитие интересов самого обучающегося.
2. Планируемый результат освоения обучающимися образовательной программы
Результаты освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
 навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
 умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;
 изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (пьесы с
элементами полифонии, произведения крупной формы, этюды, эстрадные миниатюры, мелодии популярных песен и танцев);
 изучение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
 изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
 умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
 навыков публичных выступлений;
4

 навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации
в области историко-теоретической подготовки:
 первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
 знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных
произведений в области музыкального искусства);
 знаний основ музыкальной грамоты;
 знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
 знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Результаты освоения Программы по учебным предметам отражают:
основы музыкального исполнительства:









овладение основными приёмами звукоизвлечения, голосоведения, правильное использование их на практике;
умение исполнять музыкальное произведение в характере, соответствующему данному стилю и эпохе, анализируя своё исполнение;
развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
формирование творческой инициативы, приёмов работы над исполнительскими трудностями;
развитие музыкальной памяти, мышления, слуха;
умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
овладение навыками игры в ансамбле, подбора, аккомпанирования;
приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя
занимательное сольфеджио:

 получение первичных теоретических знаний, в том числе, по элементарной музыкальной терминологии;
 формирование комплекса знаний, умений и навыков, отражающих наличие у обучающихся художественного вкуса, сформированного
звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности;
 формирование у обучающихся первичных навыков по интонированию, восприятию музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы,
особенностей звукоряда, типов фактур;
 умение осуществлять анализ элементов музыкального языка.

5

беседы о музыке:
 воспитание восприятия музыкального произведения, умения выражать его понимание и своё к нему отношение, связывать его с другими
видами искусств;
 развитие навыков осознанного и эмоционального восприятия музыки;
 формирование основ эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности.
хоровое пение:
 воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству;
 знание начальных основ вокального искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских
возможностей хорового коллектива;
 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
3. Учебный план
3.1. Общеразвивающая программа «Основы музыкального исполнительства» включает в себя учебный план, который является её неотъемлемой
частью с нормативным сроком освоения 3-4 года.
3.2. Учебный план определяет содержание и организацию образовательного процесса в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
3.3. Учебный план разработан в соответствии с графиком образовательного процесса муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» и сроков обучения по программе «Основы музыкального исполнительства», а
также отражает структуру программы:
 наименование предметных областей и разделов;
 форм проведения учебных занятий;
 промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
3.4. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы
промежуточной аттестации, объём часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку
обучающихся).
3.5. Учебный план программы «Основы музыкального исполнительства» содержит следующие предметные области (далее по тексту – ПО):
 ПО.01. Учебные предметы исполнительской подготовки;
6




ПО.02. Учебные предметы историко-теоретической подготовки;
ПО.03. Учебный предмет по выбору (приложение № 1)
4. График образовательного процесса

4.1. График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:
 срок реализации программы «Основы музыкального исполнительства»;
 бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся, каникулы.
4.2. При реализации программы «Основы музыкального исполнительства» продолжительность учебных занятий, равная одному академическому
часу, определяется Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1» и составляет 40 минут (приложение № 2).
5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестаций
5.1. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
5.2. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются такие формы, как контрольные работы, устные опросы, письменные
работы, тестирование, концерты, прослушивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
5.3. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки проходят в виде академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
5.4. При проведении контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся
выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.
5.5. По окончании каждого полугодия учебного года оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании каждой четверти.
5.6. Итоговая аттестация проводится в форме:
 экзамена – основы музыкального исполнительства;
 зачёта – занимательное сольфеджио;
 зачёта – беседы о музыке.
5.7. Временной интервал между зачётами должен составлять не менее трёх календарных дней.
7

5.8. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными
требованиями, в том числе:
 знание терминологии, репертуара для инструментов;
 достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных форм и жанров;
 наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов
развития музыкального искусства.
Учебные предметы исполнительской подготовки
Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства» (музыкальный инструмент) составляет 2 часа в неделю. Занятия
проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть
увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе с преподавателем, позволяющая совместными
усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично,
синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения
почувствовать себя музыкантом. А позитивные эмоции всегда являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Учебные предметы историко-теоретической подготовки
Недельная нагрузка по учебным предметам историко-теоретической подготовки: «Беседы о музыке», «Занимательное сольфеджио»
составляет 1 час в неделю. Обучение проходит в форме мелкогрупповых занятий.
Предмет по выбору
Недельная нагрузка по предмету по выбору «Хоровой класс» составляет 1 час в неделю. Обучение проходит в форме групповых занятий.
Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает по всем учебным предметам текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:



контрольный урок, зачёт;
участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности Школы.
8

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий
по ансамблю.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной
программы и/или участие в ансамбле.
Критерии оценки
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
 формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
 наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
 овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом
исполнительстве;
 степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично;
«4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
Музыкальное исполнительство:
Оценка «5» (отлично):











артистичное поведение на сцене;
увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие

Оценка «4» (хорошо):



незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формы произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
9







недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа

Оценка «3» (удовлетворительно):








неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания

Оценка «2» (неудовлетворительно):







частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро – ритмическая неустойчивость

Беседы о музыке:
Оценка «5» (отлично):




осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;
владение музыкальной терминологией;
умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка «4» (хорошо):



осознанное восприятие музыкального материала, но обучающийся не активен, допускает при ответе ошибки;
владение музыкальной терминологией;
10



недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Оценка «3» (удовлетворительно):





обучающийся часто ошибается при ответе на вопрос, плохо ориентируется в пройденном материале;
неуверенное владение музыкальной терминологией;
слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки;
проявляет себя только в отдельных видах работы

Оценка «2» (неудовлетворительно):




обучающийся не ориентируется в пройденном материале;
не владеет музыкальной терминологией;
не умеет охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки

Занимательное сольфеджио:
Оценка «5» (отлично):






чистота интонации;
ритмическая точность;
хороший темп ответа;
выразительность исполнения;
демонстрация основных теоретических знаний

Оценка «4» (хорошо):






недостаточно чистая интонация;
недостаточная ритмическая точность;
выразительность исполнения;
нарушения в темпе ответа;
ошибки в теоретических знаниях

Оценка «3» (удовлетворительно):





неточная интонация;
недостаточная ритмическая точность;
недостаточная выразительность исполнения;
замедленный темп ответа;
11



грубые ошибки в теоретических знаниях

Оценка «2» (неудовлетворительно):






неточная интонации;
ритмическая неточность;
невыразительное исполнение;
медленный темп ответа;
отсутствие теоретических знаний.
6. Условия реализации общеразвивающей программы

6.1. Реализации дополнительной общеразвивающей
программы представляет собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим условиям с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной
программы.
6.2. Изучение учебных предметов учебного плана осуществляется как в форме индивидуальных занятий, так и в форме мелкогрупповых
занятий (численностью от 4 до 10 человек) и групповых занятий (численностью от 11 человек).
Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и
планируется по учебным предметам следующим образом:
 «Основы музыкального исполнительства» (музыкальный инструмент) - 2 часа в неделю;
 «Беседы о музыке» - 0,5 часа в неделю;
 «Занимательное сольфеджио» - 1 час в неделю;
 «Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю.
6.3. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их
родителей (законных представителей), духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в
Школе создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность:
 выявления и развития способных детей в области музыкального искусства;
 организация творческой деятельности обучающихся путём проведения творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров,
конкурсов, фестивалей и др.);
 организация посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармонических концертов, выставочных залов, театров,
музеев и др.);
 организация творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, реализующими
дополнительные общеразвивающие программы в области искусств;
12

 использования в образовательном процессе передовых образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного
образования в сфере культуры и искусства;
 организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся.
6.4. Дополнительная общеразвивающая программа обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
6.5. Реализация дополнительной общеразвивающей программы обеспечена доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и
фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд Школы
укомлектован печатными изданиями учебной и учебно-методической литературы по всем предметам, а также изданиями музыкальных
произведений, хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объёме, соответствующем
требованиям общеразвивающей программы. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением
и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчёте 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
6.6. Реализация общеразвивающей программы обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
6.7. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34-35 недель – реализация аудиторных занятий. В
остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а
также освоение дополнительных образовательных программ.
6.8. С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в муниципальном бюджетном учреждение
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» устанавливаются общие временные сроки по
продолжительности учебного года, каникулярному времени: продолжительность учебного года для обучающихся составляет 39 недель,
продолжительность учебных занятий 34-35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4-х недель,
продолжительность летних каникул – 12-13 недель.
6.9. Финансовые условия реализации дополнительной общеразвивающей программы осуществляются в полном объёме, позволяющем
обеспечивать качество образования.
При реализации общеразвивающей программы планируется работа концертмейстеров с учётом сложившихся традиций и методической
целесообразности:
 по учебному предмету «Хоровой класс» от 80 до 100% от аудиторного учебного времени;
 по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства» - музыкальный инструмент: скрипка, виолончель, домра, балалайка,
флейта, труба, саксофон, кларнет от 60 до 100% аудиторного учебного времени.

13

6.10. Материально-технические условия образовательной организации обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов,
предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства, разработанной образовательной
организацией. В Школе проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы в соответствие санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. В Школе своевременно проводится текущий и капитальный ремонт учебных помещений.
6.11. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы имеется необходимый перечень учебных аудиторий,
специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения, который включает в себя:
 концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
 библиотеку;
 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
 учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» с роялем.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Основы музыкального исполнительства» имеют площадь не менее 9 кв. м., малый
и большой концертный зал.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы о музыке», «Занимательное сольфеджио» оснащены
фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (классными досками, партами, стульями, шкафами) и оформлены наглядными
пособиями. В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
7. Программа творческой, методической и просветительской деятельности Школы
7.1. Целями творческой и культурно-просветительской деятельности Школы является развитие творческих способностей обучающихся,
приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных
слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
7.2. С целью реализации творческой и просветительской деятельности в Школе создаются учебные творческие коллективы (ансамбли
разных составов, вокальные группы, хоровые коллективы). Деятельность коллективов регулируется локальными актами Школы и осуществляется
в рамках как учебного, так и вне учебного времени.
Профессиональная направленность образования в Школе предполагает организацию творческой деятельности путём участия обучающихся
в конкурсах, фестивалях, смотрах, олимпиадах различного уровня (школьного, городского, кустового, областного, регионального, всероссийского
и международного), мастер – классах, концертах, творческих вечерах, театрализованных представлениях. Учащиеся Школы имеют возможность
выступлений во всех мероприятиях, проводимых как в Школе, так и на различных концертных площадках города.
Просветительская деятельность учащихся Школы осуществляется через посещение обучающимися учреждений и организаций культуры
(филармонии, выставочных и концертных залов, музеев, театров и др.), а также организацию просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств и образовательными организациями среднего профессионального образования, реализующими основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства и другими социальными партнёрами.
14

7.3. Методическая деятельность Школы направлена на совершенствование образовательного процесса и непрерывность
профессионального развития педагогических работников. Преподаватели Школы обязаны проходить курсы повышения квалификации в объёме
не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года в организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации дополнительных
общеразвивающих программ.
Педагогические работники Школы осуществляют творческую и методическую работу: разрабатывают учебные программы по
преподаваемым ими предметам в рамках общеразвивающей программы в области музыкального искусства с учётом развития творческой
индивидуальности обучающегося, проводят открытые уроки, дают мастер-классы, пишут методические разработки, используют в
образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области
музыкального искусства, а также современном уровне развития.
Организация методической деятельности учащихся Школы направлена на формирование навыков работы с научно – методической
литературой, эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на
посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер – класса. Кроме этого, в программу методической деятельности
входит участие учащихся в семинарах, мастер – классах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя).
7.4. Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре,
заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации и т. д.

15

Приложение № 1

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Краснотурьинскмя детская музыкальная школа № 1»
Шотт С. М. ________________ (подпись)
«___» ____________ 20___ год
М.П.

875

385

6

490

Учебные предметы
исполнительской подготовки

8

9

10
11
12
Количество недель аудиторных
занятий

35
35
35
Недельная нагрузка в часах

Обязательная часть
ПО.01.

7

3-ий класс

Структура и объём ОП

5

2-ой класс

4

Распределение по годам
обучения

1-ый класс

3

Зачёты

2

Промежуточная
аттестация (по
учебным
полугодиям)

Контрольные
уроки

1

Аудиторные занятия
(в часах)

Индивидуаль
ные занятия

Наименование частей, предметных
областей, разделов и учебных
предметов

Мелкогруппо
вые занятия

Самостоятельная
работа

Трудоёмкость
в часах

Индекс предметных
областей, разделов
и учебных
предметов

Групповые
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Трудоёмкость
в часах

Срок обучения – 2 года 9 месяцев

420

210

210

16

ПО.01.УП.01

ПО.02.

Основы музыкального
исполнительства (музыкальный
инструмент)
Учебные предметы историкотеоретической подготовки

ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.03.

Беседы о музыке

ПО.03.УП.01

Хоровое пение

Занимательное сольфеджио
Учебный предмет по выбору

Аудиторная нагрузка по трём предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трём предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачётов,
экзаменов по трём предметным областям
А.04.00
Аттестация
Промежуточная (зачёт в счёт
ИА.04.01.
аудиторного времени)
Итоговая аттестация
ИА.04.02.

ИА.04.02.02

Основы музыкального
исполнительства
Беседы о музыке

ИА.04.02.03

Занимательное сольфеджио

ИА.04.02.01

420

210

210

297,5

122,5

175

157,5
140

52,5
70

105
70

157,5
157,5

52,5
52,5

105
105

1,2,3,4,5

6

2

2

2

2,4
3,4,5

6
6

1
-

1
1

1
1

1

1

1

2,4,6
490

875

385

490
3

3
1
1
1

Примечание к учебному плану
1. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом: «Музыкальный инструмент» – по 2 часа в неделю; «Занимательное сольфеджио» – 1 час в неделю; «Беседы о музыке» – 0,5
час в неделю; по учебному предмету по выбору «Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю.
2. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в форме контрольных уроков и зачётов в счёт аудиторного времени.

17

3. Итоговая аттестация проводится в конце 6-го полугодия в счёт аудиторного времени в форме экзамена, либо зачёта с оценкой, которая
выставляется в Свидетельство об окончании обучения по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства,
форма которого разрабатывается Школой самостоятельно.
4. Лица не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, отчисляются из Школы. Им выдается справка установленного Школой образца.
5. Обучающемуся, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется право сдать зачёт, выступить с концертной программой в
дополнительные сроки, установленные для него администрацией Школы по согласованию с Педагогическим советом.

18

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Краснотурьинскмя детская музыкальная школа № 1»
Шотт С. М. ________________ (подпись)
«___» ______________ 20____ год
М.П.

525

665

Учебные предметы
исполнительской
подготовки

8

9

10
11
12
13
Количество недель аудиторных
занятий

35
35
35
35
Недельная нагрузка в часах

Обязательная часть
ПО.01.

7

4-ый класс

1 190

6

3-ий класс

Структура и объём ОП

5

2-ой класс

4

Распределение по годам обучения

1-ый класс

3

Зачёты

2

Промежуточная
аттестация (по
учебным
полугодиям)

Контрольные
уроки

1

Аудиторные занятия
(в часах)

Индивидуаль
ные занятия

Наименование частей,
предметных областей, разделов и
учебных предметов

Мелкогруппо
вые занятия

Самостоятельная
работа

Трудоёмкость
в часах

Индекс предметных
областей, разделов и
учебных предметов

Групповые
занятия

Максимальная
учебная нагрузка

Трудоёмкость
в часах

Срок обучения – 3 года 9 месяцев

560

280

280

19

ПО.01.УП.01

ПО.02.

ПО.02.УП.01
ПО.02.УП.02
ПО.03.
ПО.03.УП.01

Основы музыкального
исполнительства
(музыкальный инструмент)
Учебные предметы
историко-теоретической
подготовки
Беседы о музыке
Занимательное сольфеджио
Учебный предмет по
выбору
Хоровое пение

Аудиторная нагрузка по трём предметным
областям:
Максимальная нагрузка по трём предметным
областям:
Количество контрольных уроков, зачётов,
экзаменов по трём предметным областям
А.04.00
Аттестация
Промежуточная (зачёт в счёт
ИА.04.01.
аудиторного времени)
Итоговая аттестация
ИА.04.02.

ИА.04.02.02

Основы музыкального
исполнительства
Беседы о музыке

ИА.04.02.03

Занимательное сольфеджио

ИА.04.02.01

560

280

280

420

175

245

210
210

70
105

140
105

210

70

140

210

70

140

1,2,3,4,5
6,7

8

2

2

2

2

2,4,6
3,4,5,6,7

8
8

1
-

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

2,4,6,8
665

1 190

525

665
3

3
1
1
1

Примечание к учебному плану
1. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется
следующим образом: «Музыкальный инструмент» – по 2 часа в неделю; «Занимательное сольфеджио» – 1 час в неделю; «Беседы о музыке» – 0,5
час в неделю; по учебному предмету по выбору «Хоровой класс» - 0,5 часа в неделю.
2. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия в форме контрольных уроков и зачётов в счёт аудиторного времени.
20

3. Итоговая аттестация проводится в конце 6-го полугодия в счёт аудиторного времени в форме экзамена, либо зачёта с оценкой, которая
выставляется в Свидетельство об окончании обучения по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства,
форма которого разрабатывается Школой самостоятельно.
4. Лица не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные
результаты, отчисляются из Школы. Им выдается справка установленного Школой образца.
5. Обучающемуся, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется право сдать зачёт, выступить с концертной программой в
дополнительные сроки, установленные для него администрацией Школы по согласованию с Педагогическим советом.

21

Приложение № 2

Примерный график образовательного процесса
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Краснотурьинскмя детская
музыкальная школа № 1»
Шотт С. М. ________________ (подпись)
«___» _____________ 20___ год

Срок обучения – 2 года 9 месяцев
Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»

=

# =
# =
I

е
2
ж
.И
у0
т
т8
о
о
гА
ч
оу
н
в
д
а
аи
я
я
т
о
К
а
ар
т
т
н
т
ти
ы
В
е
е
к
с
усе
т
тз
л
га
аы
оц
ц
н
и
и
я
я
я
т

7
м
–

2–
7
.П
5
0р
.
7о
0
Июль

Август

24 – 31

2
9
.
0
6
10 – 16

3–9

Июнь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

17 – 23

=
=
=

=

20 – 26

3
.
0
5

Май

13 – 19

–
6 – 12

22 – 28

8 – 14

15 – 21

1–7

2
–7
.
50
.4
.0
4

Апрель

25 – 31

18 – 24

11 – 17

3
01
..
00
33
4 – 10

2
–

Март

20 – 26

6 – 12

13 – 19

23 – 29

1
2–
3
.1
0.
20
16 – 22

2 –8

=

Февраль

9 – 15

=
=
=

16 – 22

2–
6
.4
0.
10
2 –8

19 – 25

Январь

9 – 15

=
=
=

1
2
3

12 – 18

5 – 11

2
9
.
1
2

Декабрь

22 – 28

15 – 21

2
.
1
1
1–7

8 – 14

–

Ноябрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

–
2
7
5
.
.
1
1
0
0

Октябрь

20 – 26

6 – 12

.
0
9
22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Сентябрь

13 – 19

К
л
а
с
с2
9ы

1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Промежуточная
аттестация

Каникулы

Итоговая
аттестация

#
№
3
3
№
№

=

I

22

34
34
34
102

1
1
2

1
1

17
17
4
38

52
52
39
143

Приложение № 2

Примерный график образовательного процесса
Утверждаю:
Директор МБУ ДО «Краснотурьинскмя детская
музыкальная школа № 1»
Шотт С. М. ________________ (подпись)
«___» _____________ 20___ год

Срок обучения – 3 года 9 месяцев
Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»

=

3–9

е
2
ж
.И
у0
т
т8
о
о
гА
ч
оу
н
в
д
а
аи
я
я
т
о
К
а
ар
т
т
н
т
ти
ы
В
е
е
к
с
усе
т
тз
л
га
аы
оц
ц
н
и
и
я
я
я
т

7
м
–

2–
7
.П
5
0р
.
7о
0

2
9
.
0
6
10 – 16

# =
# =
# =
I

Июль

Август

24 – 31

=

Июнь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

17 – 23

=
=
=
=

=

20 – 26

3
.
0
5

Май

13 – 19

–
6 – 12

22 – 28

8 – 14

15 – 21

1–7

2
–7
.
50
.4
.0
4

Апрель

25 – 31

18 – 24

11 – 17

3
01
..
00
33
4 – 10

2
–

Март

20 – 26

6 – 12

13 – 19

23 – 29

1
2–
3
.1
0.
20
16 – 22

2 –8

=

Февраль

9 – 15

=
=
=
=

16 – 22

2–
6
.4
0.
10
2 –8

19 – 25

Январь

9 – 15

=
=
=
=

1
2
3
4

12 – 18

5 – 11

2
9
.
1
2

Декабрь

22 – 28

15 – 21

2
.
1
1
1–7

8 – 14

–

Ноябрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

–
2
7
5
.
.
1
1
0
0

Октябрь

20 – 26

6 – 12

.
0
9
22 – 28

15 – 21

1–7

8 – 14

Сентябрь

13 – 19

К
л
а
с
с2
9ы

1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Промежуточная
аттестация

Каникулы

Итоговая
аттестация

#
№
3
3
№
№

=

I

23

34
34
34
34

1
1
1
-

1

17
17
17
4

52
52
52
39

136

3

1

55

195

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».