Историко-теоретической подготовки Беседы о музыке 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРИЬНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»
ПО.02.УП.01. Предмет историко-теоретической подготовки

«Беседы о музыке»
для 1-3 классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 4
от «30» марта 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Луженкова
Марина
Николаевна,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Гутман
Евгения
Валерьевна,
преподаватель
первой
квалификационной
категории
муниципального
бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Содержание учебного процесса
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Организация домашних занятий
VI. Список учебной и методической литературы
1. Учебники
2. Учебные пособия
3. Хрестоматии
4. Методическая литература
5. Рекомендуемая дополнительная литература

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Основы музыкального исполнительства.
Предмет историко-теоретической подготовки – «Беседы о музыке» разработана на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», утверждённых приказом Министерства
культуры РФ от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего
педагогического опыта в области теории музыки в муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее по тексту – Школа).
Предмет «Беседы о музыке» направлен на создание предпосылок для творческого,
музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на
основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных
произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована
на: развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности
общения с явлениями музыкального искусства; воспитание детей в творческой атмосфере,
обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкальнотворческой деятельности.
«Беседы о музыке» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами,
такими, как «Занимательное сольфеджио» и занимает важное место в системе обучения
детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов
в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных
предметов в области музыкального исполнительства.
Данная программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
 принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
 принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
 принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
 приобретение обучающимися знаний в области историко-теоретической подготовки,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
4

новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций.
Недельная нагрузка по предмету «Беседы о музыке» составляет 1 час в неделю. Занятия
проходят в мелкогрупповой форме (от 4-х до 10 человек).
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме зачёта.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, данная программа рассчитана на
трёхлетний срок обучения (2 года 9 месяцев) по предмету «Беседы о музыке» для детей в возрасте
от 9 до 17 лет включительно. В ней приведены примерные программы контрольных
прослушиваний, итоговой аттестации, список учебников, учебных пособий, учебной литературы и
список рекомендуемой методической литературы. По окончании освоения общеразвивающей
образовательной программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана
муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью директора и заверены печатью учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Беседы о музыке»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Беседы о музыке» составляет 157,5 часов, из них:
аудиторные занятия – 105 часов, самостоятельная работа – 52,5 часа.
 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 3 классы – 1 час в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 3 классы – 0,5 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

5

2-й год
3
4
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

3-й год
5
6
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

Всего часов

105
52,5
157,5

4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме от 4-х до 10 человек, продолжительность
урока – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Данная программа направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить начальное
музыкальное образование.
Цель программы: воспитание культуры слушателя и восприятия музыкального
произведения на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, умения
выражать его понимание и своё к нему отношение, связывать его с другими видами искусств;
развитие музыкально-творческих способностей; приобретение знаний, умений и навыков в
области музыкального искусства.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: развитие интереса к
классической музыке; знакомство с широким кругом музыкальных произведений разных стилей и
жанров; формирование навыков восприятия образной музыкальной речи; воспитание
эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания; приобретение необходимых
качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием
интонаций; осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и
средствах выразительности; накопление слухового опыта, определённого круга интонаций и
развитие музыкального мышления; развитие ассоциативно-образного мышления; формирование
основ эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Беседы о музыке» основана на «Рекомендациях
по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с
учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Беседы о музыке»;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую
тему, вокруг которой объединяются остальные разделы.
Первый год – музыка в нашей жизни. Обучающиеся осваивают культуру поведения на
уроке и на концерте в музыкальной школе, получают знания об основных средствах музыкальной
выразительности.
6

Второй год – знакомство с музыкальными инструментами и формами.
Третий год связан с жанровым подходом. Обучающиеся знакомятся с основными жанрами
вокальной, инструментальной, симфонической и сценической музыки.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмете используются следующие
методы обучения:
 словесный (объяснение, рассказ, беседа);
 наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
 поисково-творческий (творческие задания, участие обучающихся в обсуждении);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 игровой (разнообразные формы игрового моделирования).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация программы учебного предмета «Беседы о музыке» обеспечивается доступом
каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд Школы укомплектован
печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
учебному предмету «Беседы о музыке», а также изданиями музыкальных произведений,
специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и
оркестровых произведений.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Беседы о
музыке», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (доской,
учебными партами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным
мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных
произведений.
II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Беседы о музыке» рассчитана на 2 года 9 месяцев
обучения. В программе учтён принцип систематического и последовательного обучения, который
поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.
Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно. Программу наполняют
темы, составленные с учётом возрастных возможностей детей.
1. Учебно-тематический план
Учебно – тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в
течение всего срока обучения. Преподаватель самостоятельно планирует порядок изучения тем,
исходя из особенностей каждой учебной группы, возраста обучающихся и собственного опыта.
I год обучения
№

Тема

Кол-во
часов

I четверть
1. Введение: этика и культура поведения
7

1

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

10.

11.
12.

Сказки, легенды о музыке и музыкантах
Музыка и другие виды искусства
Настроение, характер и чувства человека в музыке
Контрольный урок
II четверть
Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык
Программная музыка: образы природы в музыке, сказка в музыке
Контрольный урок
III четверть
Три кита: песня, танец, марш.
Песня и композитор (понятие «фольклор», использование его в произведениях
классиков):
 календарно-обрядовые песни;
 былины, исторические песни;
 лирические, протяжные песни;
 городская песня
Марш – история и специфика жанра
Контрольный урок
IV четверть
Танец в музыке: танцы народов мира, бальные, современные
Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время
суток
Контрольный урок
Итого:

2
2
2
1
5
2
1
1
5

3
1
4
4
1
35

II год обучения
№

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.

Тема

Кол-во
часов

I четверть
Семейства музыкальных инструментов: струнные смычковые, духовые
деревянные, медные духовые, ударные
Народные инструменты
Контрольный урок
II четверть
Старинные инструменты – клавесин, лютня, клавикорд
Клавишные, орган
Электронные инструменты
История развития оркестра (происхождение, расположение инструментов в
симфоническом оркестре, дирижёр)
Виды оркестров
Контрольный урок
III четверть
Простые музыкальные формы: период, куплетная, двух и трехчастная
Вариации, рондо
Циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл
8

4
3
1
2
2
1
1
1
1
4
2
3

Контрольный урок

1

IV четверть
11. Содержание музыкальных произведений и музыкальный образ.
12. Повторение пройденного
Контрольный урок
Итого:

6
2
1
35

III год обучения
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Тема

Кол-во
часов

I четверть
Жанры камерной вокальной музыки: песня, романс, вокальный цикл, вокализ
Крупные хоровые жанры – кантата, оратория, реквием
Хоры из опер
Контрольный урок
II четверть
Жанры инструментальной музыки: фортепианная миниатюра, прелюдия, этюд
Инструментальный цикл
Сюита
Соната
Концерт (классический, романтический)
Контрольный урок
III четверть
Сценические жанры: музыка в театре
Опера
Балет
Мюзикл
Музыка и кино
Рок-опера
Контрольный урок
IV четверть
Симфония: особенности и специфика жанра
Классическая симфония
Романтическая симфония
Симфоническая поэма
Симфония в 20 веке
Программная симфония
Симфоническая увертюра
Фантазия для оркестра
Контрольный урок
Итого:
2. Содержание учебного процесса

I год обучения
Тема 1. Введение. Этика и культура поведения
9

4
2
1
1
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35

Музыка в нашей жизни. Музыка «серьёзная» и «легкая». Правила поведения на культурных
мероприятиях
–
концертах, конкурсах, спектаклях. Понятия «народная», «церковная»,
«концертная», «театральная», «эстрадная», «военная» музыка. Обсуждение наиболее ярких
впечатлений от посещения концертов.
Тема 2. Сказки, легенды о музыке и музыкантах
Что такое музыка? Когда она появилась? Истоки возникновения музыки. Для чего нужна
музыка людям? Кого называют музыкантом? Кого называют композитором, исполнителем,
слушателем? Мифы разных народов о возникновении музыки, выдающихся певцах и
исполнителях (Орфей, Садко), которые усмиряли звуками музыки стихии, диких зверей и злых
духов, радовали людей. Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.
Примерный музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов.
«Откуда музыка берет начало?»; А. Гурилев. «Музыка»; русская народная музыка; произведения
русских композиторов в народном стиле; русская духовная музыка (колокольный звон);
Мусоргский М. Опера «Борис Годунов»: пролог, 2 картина. К. В. Глюк. Опера «Орфей» Н. А.
Римский-Корсаков. Опера «Садко».
Тема 3. Музыка и другие виды искусства
Музыка в галерее искусств. Что такое искусство? Названия различных видов искусства.
Символы искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Виды музыкального
искусства. Синтез видов искусств.
Примерный материал: Использование произведений изобразительного искусства
Презентации «Искусство», «Музыка и литература».
Тема 4. Настроение, характер и чувства человека в музыке
Дать представление о том, что музыка разных эпох выражает чувства, настроения,
переживания человека.
Примерный музыкальный материал: С. Майкапар. «Тревожная минута», «Раздумье»; С.
Прокофьев. «Болтунья», «Раскаяние»; Г. Свиридов. «Упрямец»; Р. Шуман. «Первая потеря»,
«Порыв»; П. И. Чайковский. «Мама», «Сладкая греза», «Утренняя молитва», «В церкви»; М.П.
Мусоргский. «Слеза»; А. Гречанинов. «Жалоба»; Р. Шуман. «Веселый крестьянин»; Ф. Шопен.
Прелюдия №.4; С. В. Рахманинов. «Весенние воды», «День ли царит»; Ф. Шопен. Этюд c-moll.; Ф.
Шуберт. Баллада «Лесной царь»; В. А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино; Л.
Бетховен. Симфония № 5, 4 ч; М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, рондо
Фарлафа, Симфоническая фантазия «Камаринская»; И. С. Бах. Токката и фуга d-moll.
Тема 5. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык
Выразительная роль мелодии, как основа музыкального образа произведения.
Характеристика основных элементов музыкальной речи, их выразительные особенности.
Примерный музыкальный материал: Ф. Шуберт. Вальс № 7; Ф. Шопен. Прелюдия e-moll;
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (Быдло, Балет невылупившихся птенцов, Прогулка); И. С.
Бах. ХТК 1, Прелюдия C-dur; А. П. Бородин. Симфония № 2, 1 часть.
Тема 6. Программная музыка: образы природы в музыке, сказка в музыке
Содержание музыки столь же богато, как и содержание других видов искусств.
Воплощение в музыке образов природы, сказочных образов, чувств человека. Программная
музыка и её роль при восприятии музыкальных образов. Анализ выразительных средств в
изучаемых произведениях.

10

Знакомство и прослушивание следующих пьес: М. П. Мусоргский. «Богатырские ворота»
из цикла «Картинки с выставки» (или других по выбору педагога); П. И. Чайковский. «Осенняя
песнь», «Баркарола» из цикла «Времена года»; А. К. Лядов. «Кикимора», «Баба Яга»; К. СенСанс. «Слон», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».
Тема 7. Три кита: песня, танец, марш
Движения под музыку. Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец,
марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде)
встречаются в других произведениях. Музыкальное произведение может иметь признаки
одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).
Тема 8. Песня и композитор (понятие «фольклор», использование его в произведениях
классиков)
Песня. Ведущая роль мелодического начала. Богатство жанров как отражение жизни
народа. Понятие «фольклор». Песни обрядовые, былины, исторические, лирические. Их
стилистика. История собирания и изучения русской народной песни. Появление новых жанров в
песенном творчестве 20 века. Использование народной песни в произведениях русских
композиторов.
Прослушивание песен в обработке Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева («Как за
речкою, да за Дарьею», «Со вьюном я хожу», «На море утушка купалася» и других по выбору
преподавателя).
Тема 9. Марш – история и специфика жанра
Общая характеристика маршевой музыки, её отличительные черты. Марш как вид военной
музыки. История возникновения и развития жанра. Многообразие видов марша (церемониальный,
походный, траурный, сказочно-фантастический), сходство и различие жанров. Значение марша в
музыке русской и зарубежной, прославленные композиторы. И. Дунаевский – «король» марша.
Прослушивание произведений: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; С.
Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»; Чернецкий. Марш «Салют Москвы»;
И. Дунаевский. «Марш энтузиастов», «Спортивный марш».
Тема 10. Танец в музыке: танцы народов мира, бальные, современные
Изучая танцы, можно познакомить обучающихся с наиболее известными европейскими
танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных
национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских
(лезгинка), польских (мазурка и полонез). При изучении танцев показать детям картинки,
изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев, обращать
внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца
(размер, темп, ритм).
Примерный музыкальный материал: П. И. Чайковский. Камаринская, Полька (из цикла
«Детский альбом»); М. И. Глинка. Полька; Я. Сибелиус. Грустный вальс; В. А. Моцарт. Менуэт;
М. П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»; Ф. Шопен. Полонез A-dur, Мазурка Bdur, Вальс cis-moll; А. И. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаянэ»; П. И. Чайковский. Трепак из
балета «Щелкунчик»; М. И. Глинка. Опера «Жизнь за царя»: полонез, краковяк, вальс, мазурка;
Опера «Руслан и Людмила»: турецкий танец, арабский танец, Лезгинка; А. П. Бородин. Опера
«Князь Игорь»: половецкие пляски; П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: вальс, мазурка из
2 к., полонез, вальс из 5 к.; М. П. Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка»: гопак; Ф. Шуберт.
Лендлер; Ф. Равель. «Болеро»; В. Гаврилин. Балет «Анюта»: вальс; Ж. Бизе. Опера «Кармен»:
хабанера, сегидилья 2 акт.
11

Тема 11. Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время
суток
Изобразительные возможности музыки. Звукоподражания различным видам природы
(капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы,
времени года, дня. Состояние природы. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве.
Выразительные средства в создании образа.
Примерный музыкальный материал: П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»:
«Рассвет» (2 картина); Н. А. Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада», 1 часть,
вступление к опере «Садко»; М. П. Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на
Москва-реке); П. И. Чайковский. «Времена года»; А. Вивальди. «Времена года»; Г. Свиридов.
«Дождик»; С. Майкапар. «Облака плывут»; Э. Григ. «Весной»; Н. Мясковский. «Весеннее
настроение»; С. Прокофьев. «Дождь и радуга»; Г. Свиридов. «Весна и осень» (из музыкальных
иллюстраций к к/ф «Метель»); К. Дебюсси. «Шаги на снегу»; Э. Григ. «Утро»; С. Прокофьев.
«Ходит месяц над лугами»; В. Гаврилин. «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»).
С. Прокофьев. «Вечер», Р. Шуман. «Вечером».
II год обучения
Тема 1. Семейства музыкальных инструментов: струнные смычковые, духовые деревянные,
медные духовые, ударные
Зарождение и развитие музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты: от
примитивных древних до современных. Классификация инструментов и инструментальных групп.
Тембры и устройство инструментов. Четыре основные группы инструментов симфонического
оркестра – струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.
Прослушивание произведений: С. С. Прокофьев. «Петя и волк», Б. Бриттен. «Вариации на
тему Перселла».
Тема 2. Народные инструменты
Знакомство с происхождением, звучанием
и особенностями
русских народных
инструментов – балалайка, домра, баян, гусли. В. Андреев - великий музыкант, возродивший
старинные инструменты и выдвинувший их на концертную эстраду. Роль этих инструментов в
современном мире.
Прослушивание произведений: Р. Н. П. «Ай да ты, калинушка»; Ризоль, Городовская.
«Русские напевы»; Россини. «Тарантелла»; Ф. Шуберт. «В путь».
Тема 3. Старинные инструменты – клавесин, лютня, клавикорд
История развития клавишных инструментов, струнных щипковых инструментов. Клавесин
и клавикорд – предшественники фортепиано, их устройство, особенности звукоизвлечения и
тембр. Достоинство и недостатки инструментов.
Прослушивание произведений Ф. Куперена, Ж. Рамо и английских верджиналистов.
Тема 4. Клавишные инструменты. Орган
История появления и развития органа. Его устройство, выразительные возможности. И. С.
Бах – великий исполнитель и импровизатор. Возникновение клавишных инструментов,
молоточковый механизм. Фортепиано и его разновидности – пианино, рояль. Изобретатели
фортепиано и великие пианисты.
Прослушивание произведений И. С. Баха, Ф. Шопена, П. Чайковского, С. Рахманинова (по
выбору преподавателя)
Тема 5. Электронные инструменты
12

Знакомство с электронными музыкальными инструментами. Их история развития.
Функциональность и применение электронных музыкальных инструментов в музыкальном быту.
Синтезатор, вокодер, терменвокс.
Тема 6. История развития оркестра (происхождение, расположение инструментов в
симфоническом оркестре, дирижёр)
Возникновение симфонического оркестра. Музыкальные инструменты симфонического
оркестра. Расположение инструментов в симфоническом оркестре. Характеристика групп. Тембры
инструментов, принцип записи оркестровой партитуры. История пополнения оркестра
различными инструментами. Дирижёр.
Прослушивание произведений: Б. Бриттен. «Путешествие по оркестру»; И. С. Бах.
«Бранденбургский концерт» № 4; М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»; С. С.
Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; И. С. Бах. «Сицилиана» из Сонаты для флейты
и клавесина; В. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром; В. А. Моцарт. Концерт для кларнета с
оркестром; А. Скрябин. Этюд № 12 в переложении для трубы; И. Бибер. Соната для двух скрипок,
тромбона и цифрованного баса; Н. Паганини. «Кампанелла»; П. И. Чайковский. Вариации на тему
рококо; К. Дебюсси. Прелюдия № 8 «Девушка с волосами цвета льна».
Тема 7. Виды оркестров
Виды оркестров: Симфонический. Струнный. Духовой. Джазовый. Эстрадный. Оркестр
народных инструментов. Военный.
Прослушивание произведений: Г. Гендель. «Праздник на воде»; Р.Н.П. «Светит месяц»,
«Марш славянки», Луи Армстронг. «Блюз».
Тема 8. Простые музыкальные формы: период, куплетная, двух и трёхчастная
Период – законченное музыкальное построение. Строение периода. Разновидности
периода – период повторного и не повторного строения, модулирующий и однотональный.
Простая двухчастная и трёхчастная формы, их особенности. Куплетная форма – форма вокальной
музыки.
Прослушивание произведений: П. И. Чайковский. Пьесы из цикла «Детский альбом»
(«Старинная французская песня», «Шарманщик поет», «Вальс», «Неаполитанская песня» и других
по выбору преподавателя); В. Я. Шаинский. Песни: «Улыбка», «Чему учат в школе», «Чунга Чанга» и другие по выбору преподавателя.
Тема 9. Вариации, рондо
Вариационная форма и варьирование. Виды вариаций – строгие (классические), свободные
(романтические), вариации на неизменную мелодию и неизменный бас, двойные. Рондо как
музыкальная форма, построенная на чередовании рефрена и эпизодов. Использование в вокальной
и инструментальной музыке.
Прослушивание произведений: В. А. Моцарт. Соната ля мажор 1 часть; В. А. Моцарт.
Рондо в турецком стиле из сонаты ля мажор; М. И. Глинка. «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и
Людмила»; В. А. Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный» из оперы
«Свадьба Фигаро».
Тема 10. Циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл
Сюита, термин «сюита», особенность формы. Старинная сюита
– строение и
происхождение. Наиболее известные примеры инструментальной сюиты. Сонатно-симфонический
цикл. Строение сонатной формы.

13

Прослушивание произведений: И. С. Бах. «Французская сюита» до минор; Л. Бетховен.
«Патетическая» соната, 1 часть.
Тема 11. Содержание музыкальных произведений и музыкальный образ
Музыкальный материал: М. Мусоргский. «Картинки с выставки», К. Сен-Санс. «Карнавал
животных», Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце», Д. Шостакович. Симфония 11. Э. Григ.
«Пер Гюнт».
III год обучения
Тема 1. Жанры камерной вокальной музыки: песня, романс, вокальный цикл, вокализ
Песня и романс – общность и различия. Обобщённый и индивидуальный характер
мелодии. Отношение композитора к тексту. Поэтический и музыкальный образ. Соотношение в
песне и романсе текста и мелодии. Романсы лирические, комические, драматические. Форма в
песне и романсе. Баллада в поэзии. Особенность содержания баллад. Вокальный цикл. Связь песен
в цикле, сравнение с инструментальными циклами.
Прослушивание произведений (по выбору преподавателя): М. И. Глинка. «Попутная
песня», «Жаворонок», «Ах ты ночь, ли ноченька», «Я помню чудное мгновенье», «Венецианская
ночь», баллада «Ночной смотр»; Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь», вокальный цикл
«Прекрасная мельничиха»; Р. Шуман. Вокальный цикл «Любовь поэта»; С. В. Рахманинов.
«Сирень», «Здесь хорошо», «Весенние воды»; А. С. Даргомыжский. «Титулярный советник»,
«Старый капрал»; П. И. Чайковский. «Средь шумного бала»; Э. Григ. «Люблю тебя».
Тема 2. Крупные хоровые жанры – кантата, оратория, реквием
Кантата и оратория. Общее и частное, сходства и различия. Строение кантаты и оратории,
происхождение. Внимание к жанрам в наши дни. Примеры кантатно-ораториального жанра в
творчестве русских и зарубежных композиторов. Реквием – особенности жанра. Музыкальный
образ частей, их название и роль в цикле.
Прослушивание произведений: С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; Г. В.
Свиридов. «Патетическая оратория»; Г. Гендель. Оратория «Самсон и Далила»; В. А. Моцарт.
Реквием (части Lacrimosa, Credo, Kyrae Eleison).
Тема 3. Хоры из опер
Место хора в опере в зависимости от жанра оперы. Хоровые эпизоды из опер русских и
зарубежных композиторов. Знакомство с хоровыми эпизодами из опер Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка» (проводы масленицы) и М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
Тема 4. Жанры инструментальной музыки: фортепианная миниатюра, прелюдия, этюд
Жанры фортепианной музыки - миниатюра, прелюдия, этюд. Особенности фортепианных
пьес на примере произведений Ф. Шопена. Музыкальный язык, индивидуальное восприятие
произведений композитора.
Прослушивание произведений: Ф. Шопен – прелюдии, мазурки, этюды, полонезы, вальсы
(на выбор преподавателя).
Тема 5. Инструментальный цикл
Связь пьес в цикле – интонационная, тональная, смысловая. П. И. Чайковский. «Времена
года» - история создания цикла, его содержание. Особенности музыкального языка, знакомство с
поэтическими эпиграфами. Характерные черты творчества Р. Шумана на примере цикла
«Карнавал». И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир» - история создания, особенности
цикла, строение прелюдий и фуг.
14

Прослушивание произведений: П. И. Чайковский. Пьесы «Январь. У камелька», «Февраль.
Масленица», «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (либо другие по выбору
педагога); Р. Шуман. Пьесы «Пьеро», «Арлекин», «Киарина», «Эвсебий», «Флорестан», «Шопен»
из цикла «Карнавал»; И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», прелюдии и фуги до минор,
до мажор, ре минор (1 том).
Тема 6. Сюита
Старинная танцевальная сюита. История появления жанра, характеристика основных
танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Вставные танцы – менуэт, гавот, экосез, бурре.
Особенности «Французской сюиты» И. С. Баха (до минор), краткая характеристика ее танцев и
стилевые черты.
Тема 7. Соната
Строение сонатного цикла. Сонатная форма. Л. Бетховен. «Патетическая» соната и
«Лунная» соната. Характеристика жанра в сравнении этих произведений.
Прослушивание фрагментов сонат Л. Бетховена, анализ элементов музыкальной речи
главных тем.
Тема 8. Концерт (классический и романтический)
Два значения слова «концерт». История развития жанра, строение цикла. Жанр концерта в
творчестве «венских» классиков и композиторов-романтиков. Сходства и различия. Ф. Шопен концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор. Особенности музыкального языка концерта,
характеристика основных тем 1 части.
Тема 9. Сценические жанры: музыка в театре
Театральное искусство, его значение. Роль музыки в театре, виды музыкальных
произведений, сопровождающих спектакль. Сравнение литературного произведения и
музыкального фрагмента, который ему соответствует. Композитор и музыка для театра. Наиболее
известные композиторы – авторы музыки к спектаклю. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации
к повести А.С. Пушкина «Метель», Бизе. Музыка к драме Доде «Арлезианка», Хачатурян. Музыка
к драме Лермонтова «Маскарад».
Тема 10. Опера
Жанровые признаки оперы, составляющие оперного спектакля (повторение). Лучшие
оперные театры мира. М. И. Глинка - «Жизнь за царя». Содержание оперы, история создания.
Характеристика героев. Ария Сусанина, рондо Антониды, песня Вани. Определение места в опере
арии Сусанина из 4 действия. Образ поляков в опере – краткий обзор. А. П. Бородин – опера
«Князь Игорь». Содержание, история создания. Знакомство с содержанием «Слова о полку
Игореве». Характеристика героев.
Прослушивание основных сольных номеров-характеристик: арии князя Игоря, арии хана
Кончака, песни Галицкого, плача Ярославны.
Тема 11. Балет
Балет – особенности жанра (повторение материала 1 класса). Глубокая человечность,
яркость образов в произведениях С. С. Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта» – содержание,
история создания, жанровые особенности и связь с русской балетной музыкой. Воплощение
образов трагедии Шекспира. Традиции и новаторство балетного театра С. Прокофьева. Строение и
драматургия балета.

15

Прослушивание произведений: С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» - улица
просыпается (№ 3), Джульетта-девочка (№ 10), Танец рыцарей (№ 13), Прощание перед разлукой
(№ 14); И. Стравинский. Балет «Петрушка» - 1 картина 1 и 2 сцены.
Тема 12. Мюзикл
Мюзикл – особенности жанра, история появления и развития. Знаменитые авторы
мюзикла, Бродвей – центр мирового мюзикла. Э. Ллоид Уэббер – композитор с мировым
именем, автор знаменитых мюзиклов. «Кошки» - сюжет, знакомство с литературным
первоисточником. Характеристика главных героев. Мюзикл «Призрак оперы», особенности
музыкального языка и воплощение образов романа Гастона Леру.
Просмотр видео фрагментов из мюзиклов «Кошки», «Призрак оперы» (на выбор педагога).
Тема 13. Музыка и кино
Кинематограф как вид искусства. Роль музыки в развитии сюжета и образов. История
появления и развития жанра. Композиторы – авторы музыки к детским фильмам. Жизнь и
творчество, содружество искусств в кинематографе. М. Дунаевский. «Ветер перемен» из к/ф
«Мери Поппинс, до свидания», увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта»; В. Лебедев. «Дороги
любви» из к/ф «Гардемарины, вперёд»; Ханс Циммер, Клаус Бадельт. Основная тема из к/ф
«Пираты Карибского моря»; музыка к мультфильмам Шаинского, Гладкова.
Тема 14. Рок-опера
Рок-опера. Зарождение и развитие жанра. А. Рыбников. «Юнона и авось». Содержание и
история.
Прослушивание фрагментов – эпилог «Алиллуйя любви», «Ты меня на рассвете
разбудишь», «Белый шиповник».
Тема 15. Симфония: история и специфика жанра
Симфония как цикл. Значение слова «симфония». Путь развития жанра. Симфония в
творчестве композиторов «мангеймской школы». Строение симфонии, состав оркестра. Ф. Й.
Гайдн – основоположник жанра. Симфония в творчестве Гайдна.
Тема 16. Классическая симфония
Особенности строения и содержание симфоний в эпоху классицизма. В. А. Моцарт –
симфоническое творчество. Строение и драматургия симфонии № 40. Характеристика тем
экспозиции 1 части. Особенности разработки. Значение финала симфонии как вывода из
предыдущего развития.
Прослушивание произведения: В. Моцарт. «Симфония № 40», I часть.
Тема 17. Романтическая симфония
Романтизм как художественное направление в искусстве. Общие черты стиля
композиторов-романтиков. Ф. Шуберт – создатель романтической симфонии. Симфония си
минор «Неоконченная». Песенный характер тем симфонии. Значение темы вступления,
характеристика тем экспозиции 1 части.
Тема 18. Симфоническая поэма
Одночастное программное симфоническое произведение. Жанр симфонической поэмы
полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само название "Симфоническая
поэма". Название "Симфоническая поэма" указывает на связь в подобного рода произведениях
музыки и поэзии - как в смысле претворения сюжета того или иного литературного сочинения,
так и в смысле подобия литературной поэме.
Прослушивание произведения: Ф. Лист. «Прелюды»
16

Тема 19. Симфония в 20 веке
XX век в музыке начался как романтический. Расширение симфонического оркестра
привело к образованию так называемого сверхоркестра. Исполнительский состав Восьмой
симфонии (1906) Густава Малера (3 хора и 8 певцов-солистов, пятерной состав большого
симфонического оркестра с усиленной струнной группой и большим числом ударных и
украшающих инструментов, а также орган). Симфонии Д. Шостаковича.
Прослушивание произведений: Г. Малер. Симфония № 8 – фрагмент; Д. Шостакович.
Симфония № 7 I часть.
Тема 20. Симфоническая увертюра
Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило,
оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления – театрального
спектакля, оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто
принадлежащее к программной музыке. Л. Бетховен и драма И. Гете «Эгмонт».
Прослушивание произведения: Л. Бетховен. Увертюра к драме И. Гете «Эгмонт».
Тема 21. Программная симфония
Программность в музыке. Идея программной музыки как «подсказка для слушателя». Г.
Берлиоз и его программный симфонизм.
Прослушивание произведения: Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония» I часть.
Тема 22. Симфоническая фантазия
Вид
симфонического одночастного программного произведения, оркестровая
разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической
поэмы; отличается характерной для фантазии свободой построения, не исключающей, однако,
близости к сонатной форме. Строение симфонической фантазии «Камаринская» М. Глинки.
Прослушивание произведения: «Камаринская» М. Глинки.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Основная цель предмета «Беседы о музыке» – развить у обучающихся чуткость к звучащей
музыке, расширить их музыкальный кругозор.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: роль и значение
музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
творческие биографии выдающихся зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям; основные исторические пери оды развития музыкального искусства и
исторические параллели с другими видами искусств (изобразительного, киноискусства,
литературы); особенности фольклорных истоков музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: анализировать
музыкальные произведения (жанр, форма); в устной и письменной форме излагать свои мысли о
творчестве композиторов, уметь осознанно воспринимать звучащее музыкальное произведение,
воспринимать образное содержание произведения и рассказывать о нём, знать основные средства
музыкальной выразительности, анализировать их в звучащем произведении, иметь представление
об основных формах и жанрах музыкального искусства, владеть соответствующим
терминологическим аппаратом.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
17

учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются: отношение
ученика к занятиям, его старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, тесты для фронтального опроса,
позволяющие мобильно и в полной мере выявить уровень знаний обучающихся, музыкальная
викторина. В качестве более глубокой проверки знаний рекомендовано использовать такие формы
работы, как письменная работа, устные ответы, открытые занятия, участие в конкурсах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта или контрольного урока, в виде
письменной работы. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является грамотное
исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими
приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

Критерии оценивания выступления
осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в
пройденном материале; владение музыкальной терминологией;
умение охарактеризовать содержание и выразительные средства
музыки
осознанное восприятие музыкального материала, но обучающийся
не активен, допускает при ответе ошибки; владение музыкальной
терминологией;
недостаточное
умение
охарактеризовать
содержание и выразительные средства музыки

18

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

обучающийся часто ошибается при ответе на вопрос, плохо
ориентируется в пройденном материале; неуверенное владение
музыкальной терминологией; слабое умение охарактеризовать
содержание и выразительные средства музыки; проявляет себя
только в отдельных видах работы
обучающийся не ориентируется в пройденном материале; не
владеет музыкальной терминологией; не умеет охарактеризовать
содержание и выразительные средства музыки

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных
видах историко-теоретической подготовки: успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Беседы о музыке» осуществляется в форме мелкогрупповых
занятий. В основу положена вопросно-ответная методика, дополненная разнообразными видами
учебно-практической деятельности. Наиболее продуктивная форма работы с обучающимися
младших классов – это уроки-беседы, включающие диалог, рассказ, краткие объяснения, учебнопрактические и творческие задания, где слуховое восприятие нередко дополнено двигательнопластическими действиями и визуальным запоминанием. Преподаватель должен подвести детей к
самостоятельному осмыслению собственных переживаний, используя при этом беседу с
обучающимися, обмен мнениями, обсуждение. Все формы работы направлены на приобретение
умений и навыков музыкально-слуховой деятельности – ключа к пониманию музыкального языка.
Слушая музыку, обучающиеся могут выступать в роли «учёного-наблюдателя» (когда речь идет
об элементах музыкального языка), воспринимать её в формате сопереживания (эпитеты,
метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением.
Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать
комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир
музыки.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора теоретического и музыкального материала на уроке под руководством преподавателя.
При этом педагог должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемому
материалу с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
19

Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебники
1. Лагутин А. И, Владимиров В. Н. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса детских
музыкальных школ и школ искусств (первый год обучения предмету). М., 1986
2. Осовицкая З. Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год
обучения. М.: Музыка, 2004
3. Прохорова И. А. Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса ДМШ.М.: Музыка,
1985
4. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 классов ДМШ. М.: Музыка,
2004
5. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры. 1 год обучения. Ростовна-Дону, 2008
6. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Ростов-наДону, 2014
7. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Ростов-на-Дону, 2015
8. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка 20 века. Ростов-на-Дону, 2009
2. Учебные пособия
1.
2.
3.
4.

Калинина Г. Ф. Тесты по музыкальной литературе для 4 класса. М., 2001
Калинина Г. Ф. Тесты по зарубежной музыке выпуск 2 М., 2001
Калинина Г. Ф. Тесты по русской музыке выпуск 3 М., 2001
Калинина Г. Ф., Егорова Л. Н. Тесты по отечественной музыке выпуск 4 М., 2000
3. Хрестоматии

1. Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ. Составители Владимиров В. Н.,
Лагутин А. М., Музыка, 1970
2. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран для 5 класса ДМШ. Составитель
Прохорова И. М., Музыка, 1990
3. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ. Составители.
Смирнова Э. С., Самонов А. М., Музыка, 1968
4. Хрестоматия по музыкальной литературе советского периода для 7 класса ДМШ. Составитель
Самонов А. М., Музыка, 1993

20

4. Методическая литература
1. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе.
М., Музыка, 1982
5. Рекомендуемая дополнительная литература
1. Домрина Е. Беседы о музыке. Л., 1982
2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1988
3. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о музыке и музыкантах. М., 1970
4. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988
5. Россихина В. Рассказы о русских композиторах. М., 1989
6. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Ростов-на-Дону,
2009
7. Сто великих композиторов. Сост. Самин Д. М., 2000
8. Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. Сост. Григорович В. И Андреева З. М., 1990
9. Шакирова И. Музыка в сказке. М., 2000
10. Я познаю мир. Энциклопедия. М., 2005

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».