Историко-теоретической подготовки Занимательное сольфеджио 4 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРИЬНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Дополнительная общеразвивающая программа
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства»
ПО.02.УП.02. Предмет историко-теоретической подготовки
«Занимательное сольфеджио»
для 2- 4 классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 4
от «30» марта 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.

МП

Разработчик:

Гутман
Евгения
Валерьевна,
преподаватель
первой
квалификационной
категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Луженкова
Марина
Николаевна,
преподаватель
высшей
квалификационной
категории
муниципального
бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Содержание учебного процесса
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы
1. Список учебной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3. Рекомендуемая дополнительная литература

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
В свете современных требований общеразвивающего образования детей в сфере искусства
возникла необходимость коррекции образовательных программ ДШИ, которые необходимы для
получения знаний, не предполагающих дальнейшее профессиональное обучение. Предмет
«Занимательное сольфеджио» должен помочь обучающимся детям в изучении музыкальной
грамоты и элементарной теории музыки на основе простого музыкального материала, развить их
вокально-интонационные навыки, научить разбираться в строении простых музыкальных форм,
активизировать слуховое восприятие музыки, подтолкнуть к музыкальному творчеству, помочь
освоить навыки музицирования на инструменте.
Программа учебного предмета ПО.02.УП.02. «Основы музыкального исполнительства.
Предмет историко-теоретической подготовки – «Занимательное сольфеджио» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённых приказом
Министерства культуры РФ от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а также с учётом
многолетнего педагогического опыта в области теории музыки в МБУ ДО «Краснотурьинская
ДМШ № 1» (далее по тексту – Школа).
Предмет «Занимательное сольфеджио» теснейшим образом взаимодействует с учебными
предметами исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки. Уроки
«Занимательное сольфеджио» развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм,
помогают выявлению творческих задатков обучающихся, знакомят с теоретическими основами
музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению
музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках «Занимательного сольфеджио» знания и навыки, позволяют использовать
их в исполнительской деятельности.
Данная программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
 принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
 принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
 принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
 приобретение обучающимися знаний в области историко-теоретической подготовки,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
4

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций.
Недельная нагрузка по предмету «Занимательное сольфеджио» составляет 1 час в неделю.
Занятия проходят в мелкогрупповой форме (от 4-х до 10 человек).
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме зачёта. Возможны
другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения
образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, данная программа рассчитана на
двухлетний срок обучения (2 года 9 месяцев) по предмету «Занимательное сольфеджио» для детей
в возрасте от 9 до 17 лет включительно (при реализации программы со сроком обучения – 3 года 9
месяцев). В ней приведены примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой
аттестации, список учебников, учебных пособий, учебной литературы и список рекомендуемой
методической литературы. По окончании освоения общеразвивающей образовательной
программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана муниципальным
бюджетным учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью директора и заверены печатью учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Занимательное сольфеджио»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий со второго по четвёртый классы составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Занимательное сольфеджио» составляет 210
часов, из них: аудиторные занятия – 105 часов, самостоятельная работа – 105 часов.
 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия со 2 по 4 классы – 1 час в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) со 2 по 4 классы – 1 час в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа

Затраты учебного времени
2-й год
2
4
16
19
16
19
16
19

5

3-й год
5
6
16
19
16
19
16
19

4-ый год
7
8
16
19
16
19
16
19

Всего часов

105
105

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

210

4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме от 4-х до 10 человек, продолжительность
урока – 40 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Данная программа направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не
ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить начальное
музыкальное образование.
Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающихся; формирование у обучающихся первичных навыков по интонированию, восприятию
музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, типов фактур;
получение первичных теоретических знаний, в том числе, по элементарной музыкальной
терминологии; формирование комплекса знаний и навыков, отражающих наличие у обучающихся
художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: приобретение первичных навыков
владения элементами музыкального языка на фортепианной клавиатуре и в письменном виде;
приобретение обучающимися начальных базовых музыкально-теоретических знаний, умений и
навыков, позволяющих ориентироваться в музыкальном пространстве и помогающих исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем грамотности; поддержание
познавательного интереса у обучающихся; воспитание активного слушателя, зрителя, участника
творческой самодеятельности; формирование у обучающихся готовности и способности к
самостоятельному духовному постижению художественных ценностей.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» основана на
«Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Занимательное сольфеджио»;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмете используются следующие
методы обучения:
6







словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
наглядно – игровой (познание теоретических сведений через игру).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация программы учебного предмета «Занимательное сольфеджио» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд Школы
укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по учебному предмету «Занимательное сольфеджио», а также
изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной
литературой по учебному предмету «Занимательное сольфеджио» обеспечивается каждый
обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Занимательное
сольфеджио», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, учебными партами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.
Оснащение занятий
Для детей младшего возраста активно используется наглядный материал – карточки с
римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и
минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для детей старшего возраста
применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых
диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается преподавателем на основе существующих
методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а
также разрабатывается педагогом самостоятельно.
II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Занимательное сольфеджио» рассчитана на 2 года 9
месяцев обучения. В программе учтён принцип систематического и последовательного обучения,
который поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового
материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно. Программу
наполняют темы, составленные с учётом возрастных возможностей детей.
1. Учебно-тематический план
Учебно – тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в
течение всего срока обучения. Преподаватель самостоятельно планирует порядок изучения тем,
исходя из особенностей каждой учебной группы, возраста обучающихся и собственного опыта.
7

2 класс (первый год обучения)
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема занятия
1 четверть
Вводное занятие. Беседа «Что такое музыка»
Звукоряд (понятие) Звуки высокие и низкие, характер их звучания
Знакомство с фортепиано. Клавиатура. Регистры. Октава, названия октав
Нота (понятие). Названия нот (первая октава). Нотный стан. Скрипичный
ключ
Длительности нот. Понятие о ритме. Знакомство с ритмослогами
Пауза. Длительности пауз. Ноты второй октавы
Такт. Тактовая черта. Понятие метра в музыке. Сильная и слабая доли в такте
Размер такта 2/4. Жанр польки. Определение на слух
Итоговое занятие за 1 четверть
2 четверть
Размер такта 3/4. Жанр вальса. Определение на слух
Размер такта 4/4. Жанр марша. Определение на слух. Относительно сильная
доля в такте
Тон, полутон. Диез, бемоль, бекар
Гамма (понятие). Гамма До мажор. Строение мажорной гаммы
Устойчивые звуки. Тоника. Тоническое трезвучие
Итоговое занятие за 1-е полугодие
3 четверть
Неустойчивые звуки, их разрешение в устойчивые. Вводные звуки
Опевание устойчивых звуков
Затакт. Группировки мелких длительностей в простом размере 2/4. Басовый
ключ. Ноты малой октавы
Гамма ля минор. Строение минорной гаммы
Гармонический минор, его строение
Мелодический минор, его строение
Группировка длительностей в простом размере 3/4. Дирижирование в
размере 3/4
Группировка длительностей в сложном размере 4/4
Гамма Соль мажор. Построение, пение
Итоговое занятие за 3 четверть
4 четверть
Гамма Фа мажор. Построение, пение
Гаммы Соль мажор и ми минор (3 вида)
Параллельные тональности. Мажор-минор в народных песнях
Гаммы Фа мажор – ре минор (3 вида)
Гамма Ре мажор. Построение, пение
Итоговое занятие за 4 четверть
3 класс (второй год обучения)
8

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
35

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1 четверть
Вводное занятие. Легенды о музыке. Жанры – песня, танец, марш
Повторение –лад, тональность, гамма, звуки в ладу, параллельные
тональности, три вида минорной гаммы. До мажор – ля минор
Нота с точкой. Ритмические группы в размере 2/4
Интервал (понятие). Количественная величина. Прима, октава. Гамма Соль
мажор
Интервалы м 2, б 2. Качественная величина. Мелодическое и гармоническое
звучание интервалов. Определение на слух. Гамма ми минор
Итоговое занятие за 1 четверть.
2 четверть.
Интервалы м 3, б 3. Гамма Ре мажор
Интервал ч 4, ч 5. Гамма си минор
Интервалы м 6, б 6. Гамма Фа мажор
Интервалы м 7, б 7. Гамма ре минор
Обращение интервалов. Правило обращения
Транспонирование
Итоговое занятие за 2 четверть
3 четверть
Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий
Обращение трезвучий
Главные трезвучия лада
Ритмическая группа с пунктирным ритмом в размере 4/4
Гамма Си бемоль мажор. Подбор мелодий на инструменте
Обращение главных трезвучий. Подбор аккомпанемента
Итоговое занятие за 3 четверть
4 четверть
Квинтовый круг тональностей
Гаммы Ля мажор и фа диез минор
Украшения в музыке. Трель, группетто, мордент
Диатоническая секвенция, её виды. Пение диатонических секвенций. Гамма
Си бемоль мажор
Гамма соль минор
Итоговое занятие за 4 четверть
4 класс (третий год обучения)
1 четверть
Вводное занятие
Повторение – лад, тональность, гамма, звуки в ладу, параллельные
тональности, три вида минорной гаммы
Интервалы, их обращения
Трезвучия, их обращения
Итоговое занятие за 1 четверть
2 четверть
Главные трезвучия. Подбор аккомпанемента
Размер 3/8, 6/8. Дирижирование. Группировка длительностей
9

1
3
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1

1
3
2
2
1
3
2

8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Составные размеры. 5/4, 7/4
Гамма Ми бемоль мажор
Итоговое занятие за 2 четверть
3 четверть
Ритмическая группа – триоль
Синкопа. Виды синкоп
Фермата. Гамма до минор (3 вида)
Тритоны
Реприза, вольта
Элементы музыкальной речи
Период, его строение. Каденция. Виды каденций
Итоговое занятие за 3 четверть
4 четверть
Доминантовый септаккорд, его строение и применение. Определение на слух
Обращения Доминантового септаккорда
Использование Доминантового септаккорда при подборе аккомпанемента
Итоговое занятие за 4 четверть
Повторение пройденного, Пение русских народных песен

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
3
1
1
1
35

2. Содержание учебного процесса
Распределение учебного материала по годам обучения
Первый год обучения – 2 класс
формирование вокально-интонационных навыков
 умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой
артикуляции;
 пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением
диапазона;
 пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов,
тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
 мажорного и минорного трезвучия от звуков;
 пение в унисон
сольфеджирование и пение с листа:
 пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
 транспонирование песенок от разных звуков;
 пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз,
поступенные ходы;
 скачки на тонику и опевание;
 ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾;
 целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
 затакт: четверть, две восьмые
воспитание чувства метроритма:
10










ощущение равномерности пульсирующих долей;
осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
повторение ритмического рисунка;
навыки тактирования, дирижирования;
сольмизация музыкальных примеров;
исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку

воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
 определение на слух и осознание: характера музыкального
произведения, лада;
количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
 отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;
 анализ несложных мелодических оборотов
музыкальный материал:
П. Чайковский. “Полька”, “Шарманшик поёт”, “Немецкая песенка”.
Ф. Шуберт. “Экосез”, “Вальс”
Л. Бетховен. “Контрданс”,
Раков. “Полька”,
С. Рахманинов. ”Итальянская полька”
музыкальный диктант:
 подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение её на
нейтральный слог;
 письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
 запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
 мелодий в объёме 2-4 тактов в пройденных тональностях;
 фотодиктант.
воспитание творческих навыков:
 допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных
тональностях;
 сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст;
 сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произведениям;
 подбор баса к выученным мелодиям;
 запись несложных сочиненных мелодий;
 подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
 рисунки к прослушиваемым произведениям.
Прогнозируемый результат
По окончании второго класса обучающийся должен:





узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;
петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;
интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;
знать необходимый теоретический материал;
11

 написать несложный мелодический или ритмический диктант в объёме 2-4 тактов;
 прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и
записать его;
 определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и 3/4;
 досочинить ответную фразу на знакомый текст;
 читать с листа лёгкие музыкальные примеры.
Второй год обучения – 3 класс
формирование вокально-интонационных навыков:
 пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов;
 пение тона и полутона на слог и названием звуков;
 пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или
взятых одновременно;
 пение простейших секвенций;
 пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков
сольфеджирование и пение с листа:
 пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
 пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с
дирижированием или тактированием;
 транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
 пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх
и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
 чередование пения вслух и « про себя»;
 ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, 3/4 и новые: четверть с точкой и
восьмая, пунктирный ритм;
 целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
 затакт: четверть, две восьмые
воспитание чувства метроритма:









повторение ритмического рисунка ритмослогами;
выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;
сольмизация музыкальных примеров;
ритмическое остинато, ритмический канон;
ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
ритмический диктант

воспитание музыкального восприятия:
 определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада; количества
фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
 отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
 анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение
по звукам
тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
12

 пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде
музыкальный материал:
П. Чайковский. “Вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;
Ф. Шуберт. “Вальс”;
С. Прокофьев. « Вальс»
музыкальный диктант:






подготовительные упражнения;
запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
несложный диктант с предварительным разбором;
запись мелодий, подобранных на фортепиано;
фотодиктант.

воспитание творческих навыков:








допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков;
импровизация мелодии на заданный ритм и текст;
сочинение мелодических вариантов фразы;
подбор второго голоса с использованием пройденных интервалов;
подбор баса к выученным мелодиям;
запись сочиненных мелодий;
рисунки к прослушиваемым произведениям

Третий год обучения – 4 класс
формирование вокально-интонационных навыков пение:
 мажорных и минорных гамм (3 вида);
 тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;
 мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1ступени на 5 ступень, опевание
устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и его обращениям;
 пройденных интервалов в тональности и вне лада;
 диатонических секвенций;
 упражнений в переменном ладу;
 интервалов двухголосно;
 трезвучий трёхголосно;
 упражнений на обращение трезвучий
сольфеджирование и пение с листа:
 более сложных песен, выученных на слух и по нотам;
 с листа мелодий в пройденных тональностях, включающих интонации знакомых
аккордов и интервалов;
 разучивание двухголосных песен;
 транспонирование;
 ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая в
пройденных размерах, в размере 3/8
воспитание чувства ритма:
13








упражнения с использованием пройденных длительностей;
более сложные виды затактов;
ритмическое остинато, ритмический канон;
исполнение ритмических партитур двумя руками и в ансамбле;
ритмический диктант;
сольмизация нотных примеров

воспитание музыкального восприятия:
 определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, количества
фраз, размера, интервалов и аккордов, ритмических особенностей, темпа, динамических оттенков;
 мелодических оборотов, включающих движение по тоническому трезвучию и его
обращениям;
 интонации пройденных, интервалов, остановки на V и II ступенях, опевание, скачки на V,
II, VI ступени и др.;
 определение интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании;
 трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре
музыкальный материал:
 М. Глинка. ”Полька”, П. Чайковский. ”Мой Лизочек”, С. Прокофьев. ”Марш. Майкапар.
”Мотылек”; Р. Шуман. “ Дед Мороз” и др.
музыкальный диктант:
 все формы устного диктанта;
 письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные мелодические обороты
и ритмические группы;
 тембровые диктанты
воспитание творческих навыков:
 импровизация на заданный ритм и текст;
 импровизация ответного предложения в параллельной тональности;
 сочинение жанровых разнохарактерных мелодий с использованием
интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до 3-х знаков;
 подбор аккомпанемента;
 запись сочиненных мелодий.

пройденных

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа по учебному предмету «Занимательное сольфеджио».
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: понятия интервалов и
аккордов; понятия звукоряда и лада; структуру изложения музыкального материала (метроритмические особенности, простые формы); первичные теоретические знания в объёме программы
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: сольфеджировать
одноголосные музыкальные примеры; записывать музыкальные несложные построения на слух;
слышать и анализировать интервальные цепочки; применять навыки владения элементами
музыкального языка.
14

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются: отношение
ученика к занятиям, его старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, тесты для фронтального опроса,
позволяющие мобильно и в полной мере выявить уровень знаний учащихся. В качестве более
глубокой проверки знаний рекомендовано использовать такие формы работы, как письменная
работа, устные ответы, открытые занятия, участие в конкурсах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта или контрольного урока, в виде
письменной работы. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является грамотное
исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими
приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

Критерии оценивания выступления
чистота интонации; ритмическая точность; хороший темп
ответа;
выразительность
исполнения;
демонстрация
основных теоретических знаний
недостаточно чистая интонация; недостаточная ритмическая
точность; выразительность исполнения; нарушения в темпе
ответа; ошибки в теоретических знаниях
15

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

неточная интонация; недостаточная ритмическая точность;
недостаточная выразительность исполнения; замедленный
темп ответа; грубые ошибки в теоретических знаниях
неточная
интонация;
ритмическая
неточность;
невыразительное исполнение; медленный темп ответа;
отсутствие теоретических знаний

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных
видах историко-теоретической подготовки: успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы
Вокально-интонационные навыки
Одной из необходимых форм работы на уроках «Занимательного сольфеджио» являются
вокально-интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных
мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового,
гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи
мелодий и слухового анализа.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те
теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.
При работе над интонационными упражнениями преподаватель должен внимательно следить
за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато).
Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или
группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения
вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке преподавателя. В
дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует
давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится
пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них
мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать
числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими
цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как
подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать
интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением
пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при
распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так
как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для
интонационных упражнений могут служить отрывки из народных и детских песен.

16

Сольфеджирование и пение с листа
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При
сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность,
сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При
сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в
начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий, песен). При этом
преподаватель должен обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста
обучающегося.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием,
фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.
Преподаватель должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших
классов («до» первой октавы – «ми» второй октавы). Для старших детей его можно расширить.
Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически
работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях
целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии
с голосовым диапазоном обучающегося.
Наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших
классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы
двухголосных примеров.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой
мелодии.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы
наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с
правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот
и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность
чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить
обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в
ней).
В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и
выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать
ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя
ощущения конкретной тональности.
Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В
младших классах обучающиеся это делают совместно с преподавателем, в старших –
самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и
другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать
приём сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности.
Примерная форма настройки: преподаватель играет в данной тональности свободную
гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).
Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них
должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень
17

важны: художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое
разнообразие.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует
проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к
индивидуальному пению.
Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в
другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо как и развитие ладово-интонационных
навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы
(сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного
результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать
метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные
ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений, следует опираться на то, что
восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими
движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть –
«шаг», восьмые – «бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического
рисунка знакомой песни, мелодии; повторное (простукивание хлопками, карандашом, на ударных
инструментах) ритмического рисунка, исполненного преподавателем; простукивание
ритмического рисунка, записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи;
проговаривая ритмического рисунка слогами с тактированием или без него; ритмическое
остинато, аккомпанемента к песням; чтение и воспроизведение несложных ритмических
партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка
мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом, на ударном
инструменте и т.д.).
Все упражнений предлагаются в разных размерах и темпах. Преподаватель может и сам
составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая
ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем
практически проработаны, и лишь затем дано их теоретическое обоснование.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но не
следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для
обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением,
отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом
выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижёрским жестом при пении знакомых, выученных
мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы
над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия,
поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное
восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных
18

музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы
(интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность обучающемуся накопить
внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение
она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с
музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на
инструменте.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
 целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;
 анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ
Основная задача этого вида анализа – научить обучающихся слушать музыкальные
произведения.
При прослушивании
одноголосной мелодии они должны не только эмоционально
воспринять её, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику её построения и
развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней
знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и
т.д. и дать всему словесное объяснение.
При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные
гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах
полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные
произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объёму, доступными по
содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями.
Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в
инструментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому
анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений
преподавателем. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио- записи.
Анализ элементов музыкального языка
Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и
осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность
музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада,
мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и
вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в
последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и
гармоническом звучании.
Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на своё значение, не должен
превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может
быть целью.
В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть
использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные преподавателем
специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами,
последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы
метроритмически, музыкально исполнены.
19

Музыкальный диктант
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает
музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других
элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется
уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а
некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными
подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от
индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления,
ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.
Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение
мелодии на фразы и предложения), а также иметь чёткое представление о метроритмической
структуре мелодии: её размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным
разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной
мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка,
анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На
предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой
диктант записывается обучающимися при определённом числе проигрываний. Вначале диктант
проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а
затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному
восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для
домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить
и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
Возможны и другие формы диктанта:
 гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);
 ритмический;
 фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по
памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и
разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (преподаватель проверяет тетради,
обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске
или проигрывает на фортепиано, класс поёт диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
Воспитание творческих навыков
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно
способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к
музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к
предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в
исполнительской практике.

20

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют
различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является
ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с
основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся
творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи
диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания
обучающихся.
Творческие задания должны быть доступны обучающимся.
Творческую работу можно начинать с первого года обучения, но лишь после того, как у
детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний.
Основным видом творчества является импровизация:
 допевание ответной фразы;
 досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;
 сочинение мелодий на заданный текст.
К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной
проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве
материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.
Творческие приёмы развития слуха особенно эффективны в младших классах.
Теоретические сведения
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и
элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при
условии повторения и закрепления ранее пройденного. Все теоретические сведения должны быть
тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в
тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка
(интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные
произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными
терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается
на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 4 классе.
Предмет «Занимательное сольфеджио» должен нести детям радость, следует использовать
презентации, видео материалы при объяснении нового материала, а также при прослушивании
музыкальных произведений. Обучающиеся должны чувствовать себя на уроке комфортно,
поэтому следует тщательно подбирать материал, который был бы понятен всем детям, а домашние
задания должны быть легко выполнимы. В психологическом аспекте уроки данного предмета
должны нести ребенку удовлетворение, для этого необходимо всячески поощрять любой успех
маленького музыканта.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего
задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из
затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения,
21

теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет 1 час в неделю. Целесообразно
равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до
урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с
заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие
музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь
возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в
классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию.
Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать
самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).
Организация занятий
Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного
овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа
опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент
материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:
 выполнение теоретического (возможно письменного) задания;
 сольфеджирование мелодий по нотам;
 разучивание мелодий наизусть;
 транспонирование;
 интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов);
 исполнение двухголосных примеров с собственным аккомпанементом;
 игру на фортепиано интервалов, аккордов, последовательностей;
 ритмические упражнения;
 творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического
рисунка).
Объём задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить
обучающимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными
или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объёме. Начинать
подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку
новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание
наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие
трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз.
На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как
разучить одноголосный, двухголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые
последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно
самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху
различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти, сочиняя и записывая
музыкальные построения.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебная литература (учебники и пособия)
1.
2.
3.
4.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 -2 класс. – М., Музыка, 1995
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 класс. - М., Музыка, 2005
Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. - М., Музыка, 2005
Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. - М., Музыка, 1994
22

5. Зебряк Т. Соль + Фа = Сольфеджио. Приложение к сольфеджио для 1-2 классов ДМШ Н.
Баевой и Т. Зебряк. – М., Кифара, 1998
6. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ и
ДШИ. – М., 2002
7. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. - М., 2000-2005
8. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. - М., Музыка, 1971, 1994
9. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. - М., Музыка, 1970, 1995
10. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. - М., Музыка, 1998
11. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., Музыка, 1995
12. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. СПб. Композитор, 1997-2003
13. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебники и рабочие
тетради по сольфеджио для 1-2-3 класса. – СПб. Композитор, 2004
14. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., Музыка, 1984
15. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М., Музгиз, 1963
2. Методическая литература
1. Агажанов А. Воспитание музыкального слуха: Методическое пособие. – М., Музыка, 1985
2. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. - М., Советский
композитор, 1979
3. Гейнрис И.П. Музыкальный слух и его развитие – М., Музыка, 1978
4. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М., Музыка, 1975
5. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. – М., Музыка, 1976
6. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. - М., Музыка, 2005
7. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. - М., Музыка, 1981
8. Долматов Н. Музыкальный диктант. – М., Музыка, 1972
9. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. - М., Музыка, 1988
10. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. - М., Музыка, 1981
11. Металлиди Ж., Перцовская А.И. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., Музыка, 1982
12. Металлиди Ж., Перцовская А.И. Двухголосные диктанты для 3-7 классов ДМШ. – СПб.
Композитор, 1997
13. Русяева И. Одноголосные диктанты для 1-4 классов ДМШ. - М., Советский композитор, 1992
14.Русяева И. Музыкальные диктанты для 5-8 классов ДМШ. - М., Советский композитор, 1976
3. Рекомендуемая дополнительная литература
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио: Учебное пособие для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. – М., Советский композитор, 1982
2. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – М., Музыка, 1986
3. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио для 3 класса. - М., ООО «Престо», 2000
4. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. - М.,
Классика XXI, 2004
5. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8
классы. - М., Классика XXI, 2004
6. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8
классы. - М., Классика XXI, 2004
7. Синяева Л.С.Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М., Классика XXI, 2002
8. Хромушин О. Джазовое сольфеджио. Учебное пособие для 3-7 классов ДМШ
23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».