Музыкальный инструмент (балалайка) 4 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(Балалайка)

Для обучающихся 1 – 4 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 5
от «06» июня 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Безматерных Сергей Иванович – преподаватель высшей
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Шотт Светлана Мирославовна – преподаватель высшей
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмет
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Примерные списки произведений
2. Методическая литература
3. Учебная литература

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – балалайка» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает
музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,
доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребёнке, пробуждает интерес
к занятиям.
Общеразвивающая программа способствует эстетическому воспитанию обучающихся,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию, в том числе не
имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
Данная программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
 принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
 принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
 принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
 приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназначена
прежде всего для детей не ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение. Она даёт им
возможность приобрести необходимые начальные навыки для самостоятельного изучения
музыки, домашнего музицирования и, возможности, при наличии необходимых музыкальных
данных, продолжить своё обучение в направлении искусства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
4

присутствие в программе лёгкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования.
Данная программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения (3 года 9 месяцев) по
предмету «Музыкальный инструмент – балалайка» для детей в возрасте от 9 до 17 лет
включительно. В ней приведены примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой
аттестации, репертуарные списки и список рекомендуемой методической литературы.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент – балалайка» составляет 2
часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Музыкальный инструмент – балалайка» составляет 4 года (3 года 9 месяцев) для детей
в возрасте от 9 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающей
образовательной программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана
муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью Школы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – балалайка»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 3 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый классы составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент – балалайка» составляет 560 часов, из них: аудиторные занятия – 280
часов, самостоятельная работа – 280 часов.
 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 4 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 4 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76

2-й год
3
4
16
19
32
38
32
38
64
76
5

3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76

4-ый год
7
8
16
19
32
38
32
38
64
76

Всего
часов

280
280
560

4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющих
использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для знакомства с
репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения
разных стилей и жанров; изучение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии; формирование практических
умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства; воспитание разносторонней и эстетически развитой личности.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: ознакомление обучающихся с
музыкальным инструментом – балалайка, его разнообразием и исполнительскими возможностями;
формирование навыков игры на балалайке; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах; формирование творческой
инициативы, приёмов работы над исполнительскими трудностями; формирование у обучающихся
эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями,
произведениями искусств; приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной
работы в качестве исполнителя; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности; воспитание
культуры музицирования, стремления к практическому использованию знаний и умений,
приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Музыкальный инструмент – балалайка»
основана на «Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных
письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
6






описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учётом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
 практический (освоение приёмов игры на инструменте);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на балалайке.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент – балалайка» требует наличие учебного кабинета (класс для
индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м.)) и зал для концертных выступлений. Класс
оборудован музыкальными инструментами (2-3 балалайки, фортепиано) и техническими
средствами (пюпитр для нот для обеспечения максимально комфортных условий для чтения
нотных текстов; электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки
инструмента; разноуровневые стулья; метроном, чехлы для хранения и удобной транспортировки
инструмента).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, ансамблей, сборников по чтению с
листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий. Каждый
обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей
школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.

7

II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – балалайка» рассчитана на 3 года 9 месяцев. В распределении учебного материала по
годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – балалайка» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учётом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
1. Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за
ним; освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке
(правильная, удобная посадка, постановка рук); основы звукоизвлечения;
приёмы игры: пиццикато большим пальцем
приём non legato, арпеджиато, legato; упражнения и этюды; народные песни
и танцы; произведения современных композиторов

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
приём стаккато; чтение нот с листа; игра по слуху; гамма ля минор;
упражнения и этюды; произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов
развитие начальных навыков смены позиций; чтение нот с листа; игра в
ансамбле с концертмейстером; упражнения и этюды; произведения на
фольклорной основе и произведения современных композиторов;
академический зачёт
Второй год обучения

I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
приёмы игры: бряцание; пиццикато левой рукой (сдергивание); гамма фа
мажор; 1-2 этюда; произведения современных композиторов и обработки
народных песен и мелодий
8

2 четверть

основы техники игры интервалов; Приём стаккато; чтение нот с листа;
академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти
исполняются 2 разнохарактерных произведения

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
гаммы фа мажор, ми мажор; упражнения и этюды; произведения народного
творчества в обработке современных российских композиторов;
произведения зарубежных композиторов; игра в ансамбле, в том числе, с
преподавателем
1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды; произведения старинных и
современных композиторов; в конце года на академический концерт
выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд; этюд можно заменить
третьей пьесой на один из видов техники или приём игры
Третий год обучения

I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

2 четверть

Темы и содержание занятий
2 двухоктавные гаммы; приёмы игры: бряцание, пиццикато, дубль штрих,
пиццикато левой рукой (сдергивание); приём вибрато и гитарный приём;
произведения в простой 3-х частной форме, вариации на народные темы,
произведения кантиленного характера
совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм
(исполнение
различными
штрихами);
репертуар
пополняется
произведениями современных композиторов, популярных произведений
русских и зарубежных классиков

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций; основы
аккордовой техники; подготовительные упражнения для освоения приёма
тремоло; приёмы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато,
гитарный приём; пиццикато пальцами левой руки; глиссандо; тремоло;
включение в репертуар несложных произведений крупной формы
на академический зачёт выносятся два разнохарактерных произведения и
одно в ансамбле
Четвёртый год обучения

I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть

Темы и содержание занятий
2 двухоктавные гаммы; приёмы игры: бряцание, пиццикато, дубль штрих,
пиццикато левой рукой (сдергивание); приём вибрато и гитарный приём;
произведения классической и народной музыки, эстрадные песни
9

2 четверть

совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм
(исполнение
различными
штрихами);
репертуар
пополняется
произведениями современных композиторов, популярных произведений
русских и зарубежных классиков

II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть

4 четверть

Темы и содержание занятий
приёмы игры: большая, малая, обратная дроби, двойное пиццикато, гитарный
приём; пиццикато пальцами левой руки; глиссандо; упражнения на
аккордовую технику; тремоло; включение в репертуар несложных
произведений крупной формы; подготовка итоговой программы
подготовка к итоговой аттестации
2. Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учётом индивидуальных возможностей и интересов
обучающихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приёмов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования третьего и четвёртого годов обучения направлены на расширение репертуара и
подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть
различным. Программа должна подбираться с учётом индивидуальных, возрастных возможностей,
уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские
навыки, навыки концертных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие
первоначальных навыков игры на балалайке (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приёмы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато.
В течение первого года обучения обучающийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор
упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Хроматическое упражнение на первой струне.
2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую
струну.
3. Гамма Ля мажор, ля минор.
4. Н. Бакланова. Два этюда.
5. Н. Чайкин Этюд.
6. А. Александров Этюд.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
2. В. Цветков. Комарик
10

3. В. Ребиков. Песня
2 вариант
1. Ж. Векерлен. Детская песенка
2. В. Котельников. Ехали медведи
3. А. Спадавеккиа. Добрый жук
3 вариант
1. Р. Шуман. Песенка
2. А. Иванов. Полька
3. Русская народная песня «Как с горки» в обработке А. Тихомирова
Второй год обучения
Освоение новых выразительных средств. Приёмы: бряцание, гитарный приём.
Освоение техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: легато,
стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения
обучающийся должен пройти: гаммы однооктавные фа мажор, ми мажор, арпеджио; упражнения;
этюды (3-4); пьесы (10-12). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным
для обучающихся и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных
композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и
смешанные.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Й. Гайдн. Менуэт
2. В. Котельников. Танец
3. Русская народная песня «Вы послушайте ребята, что струна-то говорит» в обр. А. Илюхина
2 вариант
1. Д. Циполи. Менуэт
2. Н. Голубовская. Марш
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот» в обработке Е. Авксентьева
3 вариант
1. Л. Бетховен. Экосез № 2
2. В. Котельников. Шутка
3. Русская народная песня «За реченькой диво» в обработке В. Городовской
Одну или две пьесы из трёх можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля
(дуэта, трио, квартета или других составов).
Репертуар для ансамблей
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. В. Глейхмана
Д. Кабалевский. Ёжик. Пер. М. Белавина
Русская народная песня «Коробейники». Обр. В. Цветкова
Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Т. Захарьина
Русская народная песня «Весёлые гуси». Обр. М. Красева
Л. Бетховен. Сурок
11

По окончании второго года обучения у обучающегося сформированы следующие знания,
умения, навыки:
 играет разнохарактерные мелодии;
 знаком с позиционной игрой;
 владеет приёмом пиццикато, бряцание;
 знает основные музыкальные термины.
Третий год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приёмов игры,
штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их
координация. Работа, направленная на развитие мелкой моторики. Основы аккордовой техники.
Работа над тремоло.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Развитие аппликатурной
грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив,
фраза, предложение, часть).
Знакомство с циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар
произведений В. Андреева, Б. Троянского, А. Шалова. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по
слуху. Развитие в ученике творческой инициативы.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Л. Бетховен. Контрданс
2. В. Цветков. Страдания
3. А. Тихомиров. Две части из сюиты: «Пять нот», «Частушка», «Страдания»
2 вариант
1. П. Чайковский. Гавот из балета «Спящая красавица»
2. В. Андреев. Вальс «Грёзы»
3. Русская народная песня «Ай, все кумушки домой» в обработке Б. Трояновского
3 вариант
1. Й. Гайдн. Vivace
2. А. Зверев. Две части из сюиты «Из любимых книжек»: «Буратино и пудель
Артемон», Петрушка на ярмарке
3. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»
4 вариант
1. И. С. Бах. Гавот
2. В. Шаинский. Антошка в обработке Олейникова
3. Н. Римский-Корсаков. Мазурка
5 вариант
1. Л. Бетховен. Менуэт ля мажор
2. П. Чайковский. Камаринская
12

3. В. Цветков. Частушка
6 вариант
1. В. Моцарт. Майская песня
2. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков
3. Украинская народная песня «Ой, под вишнею»
7 вариант
1. Г. Перселл. Ария
2. А. Гречанинов. Вальс
3. Д. Кабапевский. Клоуны
Репертуар для ансамблей
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. В. Глейхмана
Д. Кабалевский. Ёжик. Пер. М. Белавина
Русская народная песня «Коробейники». Обр. В. Цветкова
Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Т. Захарьина
Русская народная песня «Весёлые гуси». Обр. М. Красева
Л. Бетховен. Сурок
Четвёртый год обучения

Совершенствование всех ранее освоенных обучающимся музыкально-исполнительских
навыков игры на балалайке. Развитие общего культурного уровня, стремления к творческой
самостоятельности, активности.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и
метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука, динамике. Овладение
средствами создания художественного образа произведения.
Приёмы игры: к ранее изученным приёмам добавляется двойное пиццикато, большая,
малая, обратная дроби, тремоло. Дополнительно: пиццикато пальцами левой руки, глиссандо,
натуральные флажолеты. Подготовка и исполнение выпускной программы.
Закрепление ранее освоенных терминов, изучение новых.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.
Примерные итоговые исполнительские программы
1 вариант
1. В. Моцарт. Рондо (3 часть лёгкой сонаты для фортепиано до мажор)
2. С. Рахманинов. Итальянская полька
3. Т. Хренников. Колыбельная Светланы
2 вариант
1. Г. Гендель. Прелюдия
2. И. Рогалёв. Рондо в старинном стиле. Переложение Е. Шабалина
3. Русская народная песня «Заиграй моя волынка» в обработке Б. Трояновского
3 вариант
13

1. М. Каркасси. Аллегретто
2. В. Андреев. Вальс
3. Русская народная песня «Утушка луговая» в обработке Бубнова
4 вариант
1. И. С. Бах. Гавот
2. Е. Быков. Ёлочки-сосёночки (частушка). Редакция Е. Блинова
3. Н. Римский-Корсаков. Мазурка
Репертуар для ансамблей
1. В. Андреев. Испанский танец
2. В. Андреев. Гвардейский марш
3. И. С. Бах. Менуэт. Пер. М. Белавина
4. Л. Бетховен. Прекрасный цветок. Пер. А. Александрова
5. И. Гайдн. Шутка
6. Г. Гендель. Менуэт
7. Ю. Забутов. В деревне
8. Н. Любарский. На лошадке
9. Л. Моцарт. Бурре. Пер. Г.Бишко
10. П. Перковский. Ссора
11. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова
12. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Б. Трояновского
13. Русская народная песня «Виноград в саду цветёт». Обр. А. Александрова
14. Русская народная песня «Посеяли девки лён». Обр. А. Александрова
15. Н. Римский-Корсаков. «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка». Пер. В. Чунина
16. Русская народная песня «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. А. Лядова
17. Русская народная песня «Вечерком красна девица». Обр. В. Евдокимова
18. А. Шалов. Маленький машинист
19. Р. Шуман. Мелодия. Пер. М. Белавина
Репертуарные сборники для ансамблей
1. Дуэты балалаек. Хрестоматия для ДМШ. Составитель М. Белавин. М., 1991
2. Играем вместе. Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта для учащихся
ДМШ. Выпуск 1. Сост. И. Сенин, Н. Бурдыкина. Аллегро, 2008
3. Лёгкие дуэты. Домра в детской музыкальной школе. Выпуск 1. Сост. и пер. Ю. Ногаревой. СПб,
Композитор, 2004
4. В. Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре». Москва. Советский композитор, 1990
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету «Музыкальный
инструмент – балалайка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
в области исполнительской подготовки:
 навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
 умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
14

 умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
 навыков публичных выступлений;
 навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
в области историко-теоретической подготовки:


первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

 знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального
искусства);
 знаний основ музыкальной грамоты;
 знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
 знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация обучающихся;
 итоговая аттестация
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
 систематичность;
 учёт индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
 темпы продвижения
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося
и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических
15

вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
 зачёты (недифференцированный, дифференцированный);
 переводные зачёты (дифференцированные);
 академические концерты;
 контрольные уроки.
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или её части) в присутствии комиссии. Зачёты могут проходить в виде
академических концертов.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объёме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачёт
проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное
методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачётов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – балалайка» устанавливаются Школой
самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
обучающегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение
техническими приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие
16

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

«зачёт» (без оценки)

незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент
– балалайка» позволяет: при наличии достаточного уровня развития творческих способностей,
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить обучение под
руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и
друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода
к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет
преподавателю полнее учитывать возможности и личностные особенности ребёнка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман репертуар.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачётам и контрольным урокам,
включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются
примерными, предполагающие варьирование, дополнение в соответствии с творческими
17

намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом
учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен
подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и
ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершённости
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,
другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития
ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.
Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с
тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности
обучающегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
18

В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными,
могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально
изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Примерные списки произведений
Первый год обучения
Русская народная песня «Не летай, соловей». П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Ходит зайка по саду». В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
А. Дорожкин. Мелодия. А. Дорожкин. «Самоучитель игры на балалайке»
Детская песенка На льду. П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Ой, ду-ду». П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
А. Бакланова Этюд ля мажор. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
А. Бакланова Этюд ля минор. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «У нас было на Дону». Обработка А. Дорожкина. А. Дорожкин.
«Самоучитель игры на балалайке»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде». В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Во поле берёза стояла». В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «По малину в сад пойдем». П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Со вьюном я хожу». П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Как под горкой под горой». В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Украинская народная песня «Веселые гуси». В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Второй год обучения
Этюд ля мажор В. Глейхмана. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Этюд ля мажор Ю. Шишакова В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Этюд Н. Чайкина. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Этюд В. Цветкова. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «У голубя, у сизого» в обработке В. Глейхмана. В. Цветков. «Школа
игры на балалайке»
Русская народная песня «За реченькой
диво» в обработке В. Глейхмана. Хрестоматия
балалаечника 1-3 классы. Составитель В. Глейхман
Русская народная песня «Куманечек, побывай у меня» в обработке В. Цветкова. В. Цветков.
«Школа игры на балалайке»
Русская народная песня «Во сыром бору тропинка» в обработке В. Цветкова. В. Цветков. «Школа
игры на балалайке»
Русская народная песня «Я на камушке сижу» в обработке В. Калинникова. «Репертуар
балалаечника», выпуск 3
Д. Кабалевский. Маленькая полька. «Репертуар балалаечника», выпуск 3
Чешская народная песня «Аннушка». «Начинающий балалаечник», выпуск 5
Английская народная песня «Зеленые рукава». «Начинающий балалаечник», выпуск 5
19

Немецкая народная песня «Хохлатка» в обработке Ю. Черепнина. П. Нечепоренко. «Школа игры
на балалайке»
Польский танец «Краковяк» в обработке В. Евдокимова. «Балалаечнику-любителю»
Русская народная песня «Коробейники» в обработке В. Глейхмана. «Педагогический репертуар»,
выпуск 3, составитель В. Глейхман
Л. Бетховен. «Прекрасный цветок». П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Третий год обучения
П. Куликов. Этюд. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
В. Глейхман. Этюд. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Ф. Шуберт. Вальс ре мажор. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Н. Бакланова. Этюд. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
В. Цветков. Царевна лебедь. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
К. Вебер. Вальс. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
В. Моцарт. Игра детей. П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
А. Гедике. Заинька. П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
Г. Гладков. Колыбельная. «Начинающему балалаечнику», выпуск 7
Р. Шуман. Марш. П. Нечепоренко. «Школа игры на балалайке»
В. Цветков. Марш. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
В. Цветков. Страдания. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Л. Бетховен. Менуэт ля мажор. «Хрестоматия балалаечника», 1-3 классы, сост. В. Глейхман
В. Глейхман. Вальс «Осень». Пьесы. 1-3 классы ДМШ
В. Цветков. Частушка. В. Цветков. «Школа игры на балалайке»
Четвёртый год обучения
Русская народная песня «Как у наших у ворот» в обработке Шалова
А. Евдокимов. Этюды
Г. Гендель. Канцонетта
В. Калинников. Русское интермеццо
Русская народная песня «Ах вечер, весёлый наш вечер» в обработке Б. Трояновского
Б. Фиготин. Хоровод
А. Ранин. Этюды
Русская народная песня «Посею лебеду на берегу» в обработке Е. Блинова
И. Цветков. Плясовой наигрыш
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» в обработке А. Шалова
Н. Рота. Поговори со мной
А. Зверев. Вальс-воспоминание
В. Минцев. Калина красная
Русская народная песня «Уж ты сад» в обработке В. Городовской
2. Методическая литература
1. Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Ленинград, 1983
2. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, 1979
3. Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных
училищ и вузов. Сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. Москва. Музыка, 1996
4. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – Москва. Изд. Музыка, 1982
20

5. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. Москва. Музыка, 1980 Информационные
бюллетень «Народник» № 1-58. Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. – Москва: Музыка, 19982007
6. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Москва. Музыка, 2004
7. Панин В. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. Москва, 1986
8. Соколов Ф. Русская народная балалайка. Москва, 1962
9. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных
училищ и вузов. Сост. И. Иншаков, А. Горбачёв. Москва. Музыка, 1998
10. Цветков В. Школа игры на балалайке. – П. МОУМЦ, 2000
11. Шалов А. Основы игры на балалайке. Ленинград, 1970
3. Учебная литература
1. Альбом балалаечника ДМШ. Выпуск 1. М. Изд. Музыка, 2001
2. Альбом балалаечника ДМШ. Выпуск 2. Москва. Изд. Музыка, 2003
3. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 6. Составитель И. Шелмаков. Ленинград. Изд.
Композитор, 1982
4. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 8. Ред. И. Обликин. Москва. Изд. Композитор,
1984
5. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 9. Ред. И. Обликин. – Москва. Изд. Композитор,
1985
6. Балалайка. Хрестоматия 1-3 классы ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды). Сост. В. Глейхман.
– Москва, Кифара, 2004
7. Балалайка. Хрестоматия 3-5 классы ДМШ. (народные песни, пьесы, этюды). Сост. В. Глейхман.
– Москва, Кифара, 2007
8. Данилов А. Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано. Выпуск 2. Изд.
Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001
9. Данилов. А. Транскрипции для балалайки и фортепиано. Изд. Ростовской государственной
консерватории им. С. В. Рахманинова, 1998
10. Дугушин А. Музыкальные зарисовки. Для балалайки и фортепиано. СПб. Композитор, 2001
11. Играем на Бис! Из репертуара А. Тихонова. Произведения для балалайки. Москва. Музыка,
2003
12. Из репертуара П. Нечепоренко. Произведения для балалайки. Выпуск 2. Сост. В. Болдырев.
М. Музыка, 2001
13. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58. Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. М.
Музыка, 1998-2007.
14. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано. Сост. Е. Блинов. Екатеринбург, АСБАУ, 1995
15. Концертные пьесы для балалайки и фортепиано из репертуара Е. Шабалина, Н. Роботовой. М.,
2001
16. Концертные пьесы для юношества. Сост. В. Конов. М. Изд. Музыка, 1999
17. Крючков Е. Прелюдия и скерцо для балалайки и фортепиано. М. Изд. Музыка, 2001
18. Мордухович А. Эстрадные произведения для балалайки в сопровождении фортепиано.
Магнитогорск, АРС - экспресс, 2001
19. На досуге. Репертуарная тетрадь балалаечника. Выпуск 1. Сост. В. Лобов. Москва. Музыка,
1982
20. Нечепоренко П. Произведения для балалайки.– М. Изд. Музыка, 2001
21. Поиграй-ка, балалайка. Выпуск 1. Москва. Изд. «Классика – XXI», 2003
21

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Поиграй-ка, балалайка. Выпуск 2. Москва. Изд. «Классика – XXI», 2003
Пьесы для балалайки старшие классы ДМШ. Сост. А. Зверев. – СП. Изд. Композитор, 1999
Репертуар балалаечника. Выпуск 27. Сост. В. Глейхман. М., Композитор, 1994
Улыбки. Сборник детских пьес для балалайки фортепиано от В. Макаровой. Сост. В.
Макарова. Красноярск, 2011
Хрестоматия балалаечника младшие классы ДМШ. В. Щербак. М. Изд. Музыка, 1996
Хрестоматия балалаечника старшие классы ДМШ. Сост. В. Зажигин, С. Щегловитов. СПб.
Изд. Композитор, 1999
Хрестоматия балалаечника. Педагогический репертуар 4-5 классы ДМШ. Сост. В. Глейхман.
Москва, Музыка, 1984
Шалов А. Аленкины игрушки. Детская сюита для балалайки. СПб. Изд. Композитор, 2000
Шалов А. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки. Москва. Изд.
Музыка, 2000
Шестериков И. Детские сюиты для балалайки и фортепиано. Красноярск, 2005
Этюды для балалайки. Сост. А. Данилов. Москва. Музыка, 1989
Юным исполнителям. Пьесы для младших классов ДМШ. Сост. Зверев А. Москва. Изд.
Музыка, 1996

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».