Музыкальный инструмент (баян, аккордеон) 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ и н с т р у м е н т
(Баян, аккордеон)

Для учащихся 1 - 3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМП0^« 1»
Шотт С. М.
подпись)

протокол № 5 от «06» июня 2016 г

Разработчик:

Воробьёва

з № 36/1-0 от «25» августа 2016 г.

Надежда

квалификационной

Фёдоровна,

категории

преподаватель

муниципального

первой
бюджетного

учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

Разработчик:

Сураева

Галина

Дмитриевна,

квалификационной

категории

преподаватель

муниципального

первой

бюджетного

учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Безматерных

Сергей

квалификационной

Иванович,

категории

преподаватель

муниципального

высшей
бюджетного

учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Методическая литература
2. Нотная литература
3. Учебная литература для ансамблей

3

I. П о я с н и т е л ь н а я за п и с к а
1. Х а р а к т е р и с т и к а у ч е б н о г о п р е д м е т а , его м е с т о и р о л ь в о б р а зо в а т е л ь н о м п р о ц е с с е

Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - баян, аккордеон» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по
тексту - Школа).
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает
музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов,
пользуемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный
репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,
доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребёнке, пробуждает интерес
к занятиям.
Общеразвивающая программа способствует эстетическому воспитанию обучающихся,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию, в том числе не
имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
Данная программа основывается на следующих принципах:
■ принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
■ принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
■ принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
■ принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
■ создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно­
нравственного развития детей;
■ приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
■ приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
■ овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназначена
прежде всего для детей не ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение. Она даёт им
возможность приобрести необходимые начальные навыки для самостоятельного изучения
музыки, домашнего музицирования и, возможности, при наличии необходимых музыкальных
данных, продолжить своё обучение в направлении искусства.
4

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
присутствие в программе лёгкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с преподавателем, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры
ритмично и синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам
и позволяет им уже на первом этапе обучения чувствовать себя музыкантом. А позитивные
эмоции всегда являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. Баян,
аккордеон, как солирующий и аккомпанирующий инструмент, пользуется большой
популярностью и любовью. Чаще всего именно эти возможности являются мотивацией для начала
обучения игре на инструменте. Обучающимся можно предложить большой выбор музыкального
материала: песня, старинные и современные романсы, образцы классической музыки, эстрадная и
популярная музыка, исполняемая под фонограмму.
Данная программа рассчитана на трёхлетний срок обучения (2 года 9 месяцев) по предмету
«Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» для детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно.
В ней приведены примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой аттестации,
репертуарные списки и список рекомендуемой методической литературы.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» составляет
2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. С р о к р е а л и з а ц и и у ч е б н о г о п р е д м е т а

С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» составляет 3 года (2 года 9 месяцев) для
детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающей
образовательной программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - баян, аккордеон»:
5

■ при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий составляет 35 недель в год;
■ общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» составляет 420 часов, из них: аудиторные занятия 210 часов, самостоятельная работа - 210 часов.
■ рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 3 классы - 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 3 классы - по 2 часа в неделю.
3. С в е д е н и я о з а т р а т а х у ч е б н о г о в р е м е н и

Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76

2-й год
3
4
16
19
32
38
32
38
64
76

3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76

Всего
часов

210
210
420

4. Ф о р м а п р о в е д е н и я у ч е б н ы х за н я т и й

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Ц е л ь и за д а ч и у ч е б н о г о п р е д м е т а

Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющих
использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для знакомства с
репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения
разных стилей и жанров; изучение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии; формирование практических
умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: ознакомление обучающихся с
музыкальным инструментом, исполнительскими возможностями и разнообразием приёмов игры;
формирование навыков игры на инструменте; приобретение знаний в области музыкальной
грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний,
умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для
дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания; формирование творческой инициативы, приёмов работы над исполнительскими
трудностями; формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле;
приобретение элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, дисциплины; воспитание стремления к
практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой
деятельности.
6

В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
6. С т р у к т у р а п р о гр а м м ы у ч е б н о г о п р е д м е т а

Структура программы учебного предмета «Музыкальный инструмент - баян,
аккордеон» основана на «Рекомендациях по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ,
отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
■ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
■ распределение учебного материала по годам обучения;
■ описание дидактических единиц учебного предмета;
■ требования к уровню подготовки обучающихся;
■ формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
■ методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. М е т о д ы о б у ч е н и я

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
■ словесный (объяснение, беседа, рассказ);
■ наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
■ практический (освоение приёмов игры на инструменте);
■ эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
■ аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на баяне, аккордеоне.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» требует наличие учебного кабинета (класс для
7

индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м.) и зал для концертных выступлений. Класс
оборудован музыкальными инструментами (баяны, аккордеоны), письменным столом, стульями
разной высоты, подставками под ног, тумбой под инструменты, шкафом для хранения нотной и
методической литературы и техническими средствами (пюпитр для нот для обеспечения
максимально комфортных условий для чтения нотных текстов; электронный или акустический
камертон для точной и удобной настройки инструмента; чехлы для хранения и удобной
транспортировки инструмента).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, ансамблей, сборников по чтению с
листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий. Каждый
учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей
школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - баян, аккордеон» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного
материала по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - баян, аккордеон» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учётом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
1. У ч е б н о -т е м а т и ч е с к и й п л а н

Первый год обучения
I полугодие
К ален дарн ы е
ср о к и

1 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е з а н я т и й

знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за
ним; освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне,
аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук); основы
звукоизвлечения, штрихи: non legato, хроматическая гамма на баяне с 1 ряда
(правой рукой); техника ведения меха, освоение левой клавиатуры (басы: фа,
до, соль с мажорными аккордами), игра двумя руками простых упражнений,
освоение приема нажим; одноголосные народные песни и простые пьесы
песенного и танцевального характера
8

2 четверть

штрихи non legato, staccato; знакомство с основными музыкальными
терминами; упражнения и этюды; народные песни и танцы; произведения
современных композиторов; постановка исполнительского аппарата;
упражнения и этюды; игра левой рукой; закрепление навыков игры правой
рукой штрихом нон легато; исполнение разнотемповых одноголосных пьес
отдельно каждой рукой

II полугодие
К ален дарн ы е
ср о к и

3 четверть

4 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е за н я т и й

начальные навыки игры двумя руками; освоение штриха legato; упражнения
и этюды; произведения на фольклорной основе и произведения современных
композиторов
игра двумя руками разнотемповых произведений; чтение нот с листа; игра в
ансамбле с преподавателем; упражнения и этюды; произведения на
фольклорной основе и произведения современных композиторов
Второй год обучения

I полугодие
К ален дарн ы е
ср о к и

1 четверть

2 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е за н я т и й

гаммы: C-dur правой рукой, F-dur аккордеонистам, приём стаккато, удар;
упражнения и этюды; произведения современных композиторов и обработки
народных песен
гаммы: C-dur левой рукой; упражнения и этюды; игра в ансамбле эстрадных
песен и обработок русских народных песен; исполнение разнотемповых
произведений двумя руками

II полугодие
К ален дарн ы е
ср о к и

3 четверть

4 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е за н я т и й

гаммы: G-dur, F-dur правой рукой, приём стаккато, удар; упражнения и
этюды; произведения зарубежных композиторов; игра в ансамбле, в том
числе, с преподавателем
гаммы: G-dur левой рукой; музыка из кинофильмов, произведения старинных
и современных композиторов
Третий год обучения

I полугодие
К ален дарн ы е
ср о к и

1 четверть

2 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е за н я т и й

исполнение двойных нот; гамма F-dur правой рукой; подготовка к игре в
ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная
музыка)
совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм; подбор на
слух произведений, различных по жанрам и стилям; владение навыками
аккомпанемента; гамма F-dur левой рукой; игра в ансамбле

9

II п о л у г о д и е
К ален дарн ы е
ср о к и

3 четверть

4 четверть

Т ем ы и с о д е р ж а н и е з а н я т и й

включение в репертуар несложных произведений крупной формы и
полифонии; изучение различных по стилям и жанрам произведений; гамма
F-dur двумя руками, а-moll правой рукой
произведения зарубежной и русской классики; обыгрывание итоговой
программы на концертных площадках школы и города; итоговая аттестация
2. Г о д о в ы е т р е б о в а н и я

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учётом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приёмов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к
итоговой
аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным.
Программа должна подбираться с учётом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня
подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки,
навыки концертных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной
грамоты и приобретение навыков чтения нот с листа. В течение учебного года преподаватель
должен проработать с обучающимся несколько музыкальных произведений: народные песни,
пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с преподавателем.
В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную грамоту:
устройство нотного стана, нотопись, музыкальный звукоряд, расположение нот на инструменте.
Р ек о м ен д уем ы е уп р а ж н ен и я и эт ю ды

1. Первоначальное освоение инструмента.
2. Нахождение звуков в правой клавиатуре.
3. Простейшие приёмы меховедения.
4. Ритмоинтонация на чередование двух и более звуков.
П р и м е р н ы е и с п о л н и т е л ь с к и е п р о гр а м м ы

Баян
1 вариант

1. З. Компанеец. Паровоз
2. В. Моцарт. Азбука
3. М. Карасёва. Как на горке
2 вариант

1. В. Калинников. Тень-тень
2. Русская народная песня «Как под горкой»
3. Г. Беренс. Этюд до мажор
10

3 вариант

1. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
2. В. Блага. Чудак
3. Д. Кабалевский. Маленькая полька
4 вариант

К. Черни. Этюд до мажор
2. А. Филиппенко. Мы на луг ходили
3. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
1.

Аккордеон
1 вариант

1. Е. Гнесина. Этюд до мажор
2. В. Калинников. Мы на луг ходили
3. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
2 вариант

Л. Понайотов. Мы на луг ходили
2. М. Красев. Ёлочка
3. Болгарская народная песня «Пчёлка»
1.

3 вариант

1. Д. Кабалевский. Маленькая полька
2. Л. Понайотов. Мой первый вальс
3. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»
4 вариант

1. Г. Беренс. Этюд до мажор
2. Русская народная песня «Весёлые гуси»
3. Русская народная песня «Там, за речкой»
Р ек ом ен дуем ы е ан сам бли

Русская народная песня «Василёк»
Русская народная песня «Как под горкой»
Русская народная песня «Не летай, соловей»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Украинская народная песня «По дороги жук»
Итальянская народная песня «Нинна-Нанна»
Русская народная песня «Там, за речкой»
Русская народная песня «Полянка»
Второй год обучения
В течение учебного года преподаватель должен в качестве практики применять: работу над
звуком, развитием исполнительской техники - диезные гаммы до одного знака, упражнения,
этюды, произведения современных композиторов, обработки русских народных песен.

11

Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. Подбор
репертуара проводится с учётом интересов обучающегося.
П р и м е р н ы е и с п о л н и т е л ь с к и е п р о гр а м м ы

Баян
1 вариант

1. А. Жилинский. Кот - мурлыка
2. Украинская народная песня «Подоляночка»
3. Г. Беренс. Этюд до мажор
2 вариант

Г. Супругов. Кукольный вальс
2. Русская народная песня «Ах, улица широкая»
3. К. Черни. Этюд соль мажор
1.

3 вариант

А. Филиппенко. Весёлый музыкант
2. Русская народная песня «Вдоль, да по речке»
3. Л. Шитте. Этюд фа мажор
1.

4 вариант

Ф. Лещинская. Две лошадки
2. А. Спадавеккиа. Добрый жук
3. С. Скворцов. Этюд № 3
1.

Аккордеон
1 вариант

1. Г. Беренс. Этюд ре мажор
2. Белорусская народная песня «Перепёлочка»
3. Л. Книппер. Полюшко-поле
2 вариант

К. Черни. Этюд до мажор
2. Польская народная песня «Весёлый сапожник»
3. А. Гольденвейзер. Песенка
1.

3 вариант

В. Дьяков. Этюд до мажор
2. Русская народная песня «Степь да степь кругом»
3. Г. Гладков. Песенка черепахи
1.

4 вариант
1. Л. Шитте. Этюд соль мажор
2. Грузинская народная песня «Сулико»
3. А. Гольденвейзер. Пьеса

Одну или две пьесы из трёх можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля.
12

Р еп ерт уар для ансам блей

1.
2.
3.
4.
5.
6.

А. Филиппенко. Цыплята
В. Лушников. Маленький вальс
Русская народная песня «Коробейники»
Русская народная песня «На горе-то калина»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
А. Черных. Дрёма дремлет
Третий год обучения

В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 10 - 15
различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в
дуэте, трио с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой).
П р и м е р н ы е и т о го в ы е и с п о л н и т е л ь с к и е п р о гр а м м ы

Баян
1 вариант

А. Коробейников. Утро
2. Каламиэс. Эстонский народный танец, обработка А. Суркова
3. А. Басурманов. Этюд до мажор
1.

2 вариант

А. Гедике. Фугато
2. Ф. Шуберт. Немецкий танец
3. Д. Скворцов. Этюд до мажор
1.

3 вариант

1. М. Глинка. Каватина из оперы «Руслан и Людмила»
2. В. Масленников. Частушка
3. К. Черни. Этюд соль мажор
4 вариант

С. Бредис. Маленький вальс
2. Украинская народная песня «Ой, пиду я млина», обработка А. Коробейникова
3. В. Иванов. Этюд
Аккордеон
1.

1 вариант

К. Черни. Этюд до мажор
2. Чешская народная песня «По ягоды», обработка П. Лондонова
3. В. Шаинский. Голубой вагон из м/ф «Старуха Шапокляк»
1.

2 вариант

1. В. Мотов. Этюд ля минор
2. И. Шварц, обработка Н. Петуховой. Далеко-далеко за морем из к/ф «Золотой ключик»
3. Д. Штейбельт. Адажио
3 вариант
13

1. Ж. Дювернуа. Этюд до мажор
2. В. Баснер, обработка Н. Тарасовой. На безымянной высоте из к/ф «тишина»
3. В. Баснер, обработка П. Поликарповой. Мексиканский танец
Р еп ерт уар для ансам блей
1.

2.
3.
4.
5.

В. Казенин. Считалочка из мультфильма «Раздобыл заяц магнитофон»
Австрийская песня в обработке А. Сударикова. Насмешливая кукушка
Г. Гладков. Я на солнышке лежу
Д. Самойлов. Обработка народных песен - Висла, Дивчина кохана
А. Спадавеккиа. Добрый жук из кинофильма «Золушка»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету «Музыкальный
инструмент - баян, аккордеон» является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков:
в о б л а с т и и с п о л н и т е л ь с к о й п о д го т о в к и .

навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
■ умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
■ умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
■ навыков публичных выступлений;
■ навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
■

в о б л а с т и и с т о р и к о -т е о р е т и ч е с к о й п о д го т о в к и :
■

первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

■ знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального
искусства);
■ знаний основ музыкальной грамоты;
■ знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
■ знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1.

А т т е с т а ц и я : ц е л и , ви д ы , ф о р м а , с о д е р ж а н и е

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
■ текущий контроль успеваемости обучающихся;
■ промежуточная аттестация обучающихся;
■ итоговая аттестация
14

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
■ систематичность;
■ учёт индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
■ отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
■ качество выполнения домашних заданий;
■ инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
■ темпы продвижения
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося
и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических
вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
■ зачёты (недифференцированный, дифференцированный);
■ переводные зачёты (дифференцированные);
■ академические концерты;
■ контрольные уроки
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или её части) в присутствии комиссии. Зачёты могут проходить в виде
академических концертов.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объёме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачёт
проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное
методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачётов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

15

В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент - баян, аккордеон» устанавливаются Школой
самостоятельно.
2. К р и т е р и и о ц ен к и

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является грамотное
исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими
приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

«зачёт» (без оценки)

Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо - ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
- ритмическая неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
16

ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и п р е п о д а в а т е л я м

Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент баян, аккордеон» позволяет: при наличии достаточного уровня развития творческих способностей,
перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить обучение под
руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и
друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода
к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет
преподавателю полнее учитывать возможности и личностные особенности ребёнка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман репертуар.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачётам и контрольным урокам,
включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются
примерными, предполагающие варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом
учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен
подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и
ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершённости
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,
другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития
ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.
Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
2. О р га н и за ц и я д о м а ш н и х за н я т и й

Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
17

Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с
тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося - одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности
учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными,
могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально
изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
1. М е т о д и ч е с к а я л и т е р а т у р а

1. Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. Москва, Музыка, 1972
2. Алехин В., Шашкин П., Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1972
3. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. Москва, Советский
композитор, 1980
4. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Часть 2. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1974
5. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Выпуск 3. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1977
6. Баян и баянисты. Сборник статей. Выпуски 4 - 5. Редакция Ю. Акимова. Москва, Советский
композитор, 1981
7. Бажилин. Р. Школа игры на аккордеоне. М., Из-во В. Катанского.2001
8. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Части 2 и 3. Москва, Советский
композитор, 1976
9. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Москва, Советский композитор, 1973
10. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1987
11. Вопросы теории и методики исполнительства на народных инструментах
12. Говорушко П. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1970
18

13. Демченко В. Технические упражнения для баяна. Москва, Музыка, 1967
14. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка. 1985
15. Методика обучения игре на народных инструментах. Редакция П. Говорушко. Ленинград,
Музыка, 1975
16. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1967
17. Новожилов. В. Баян. М., Музыка.1988
18. Онегин А. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1990
19. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. Свердловск, 1995
20. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. Москва, Советский
композитор, 1977
21. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. Москва, Советский композитор,
1978
22. Сурков. А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., С-К.1979
23. Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва, Советский композитор, 1989
24. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа, транспонирование в классе баяна. Москва, Музыка,
1987
2.

Н от ная лит ерат ура

1. Аккордеон с азов. Составитель Е. Муравьева. С.-П., Композитор, 1988
2. Альбом начинающего баяниста. Выпуски 26, 44. Составители М Цыбулин и А. Черных. М.,
Советский композитор,1982, 1992
3. Альбом начинающего баяниста. Составитель П. Говорушко. Л., Музыка, 1964
4. Альбом для детей. Произведения для баяна. Выпуски 1, 2, 3. Составитель А. Крылусов. М.,
Музыка, 1988
5. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Выпуски 20, 29, 32. Составители В. Алёхин
и Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1979
6. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Выпуски 53,61. Составитель А. Гуськов. М.,
Советский композитор, 1985
7. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Выпуски 56, 58, 60, 62, 67, 68. Составитель
Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1987
8. Баянисту-любителю. Выпуск 13. Составитель В. Бухвостов. М., Советский композитор, 1981
9. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен. Изд-во
Катанского, Москва, 2000
10. Бажилин Р. Концертные пьесы для баяна в стилях популярной музыки. М., Издательство В.
Катанского. 2000
11. Баян. 1 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1979
12. Баян. 2 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1976
13. Баян. 3 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1986
14. Баян 4 класс. Редакторы А. Денисов и В. Угринович. Киев, Музична Украина, 1987
15. Баян 5 класс. Редактор А. Денисов. Киев, Музична Украина, 1975
16. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Части 1-2 . М., Музыка, 1994
17. В кругу друзей. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель О. Агафонов.
Москва, Советский композитор, 1987
18. Говорушко П. Легкие пьесы советских композиторов в переложении для баяна. Л., Советский
композитор, 1989
19. Говорушко П. Фронтовые песни в переложении для баяна или аккордеона. Л., Музыка, 1986
20. Джаплин С. Регтаймы. Переложение для баяна. Ленинград, 1989
19

21. Д. Дьяков В. Пьесы для баяна и аккордеона. Екатеринбург, 2008
22. За праздничным столом. Выпуски 1-3. Составитель О. Агафонов. М., Музыка, 1973
23. За праздничным столом. В переложении для аккордеона и баяна. Составитель В. Катанский.
Выпуск 2. М., Из - во В. Катанского, 2000
24. Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов в облегченном переложении для
баяна или аккордеона. Выпуски 1-4. Составитель Л. Скуматов. С-П., Музыка, 2004
25. Мой друг баян. Выпуски 12-13. Составитель Е. Двилянский. М., Советский композитор, 1986
26. Мой друг баян. Выпуск 6. Составитель В. Ефимов. М., Советский композитор, 1980
27. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 4. Составитель А. Судариков. М., Советский
композитор, 1987
28. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Выпуски 4, 12. Составитель В. Цыбулин. М.,
Советский композитор, 1987
29. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуск 16. Составитель Ю. Зенков М.,
Советский композитор, 1983
30. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 20, 26. Составитель Ф. Бушуев. М.,
Советский композитор, 1989
31. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс. Составитель И. Бойко. Ростов-наДону, Феникс, 2000
32. Популярные эстрадные мелодии для баяна или аккордеона. Выпуск 34. Составитель В.
Кравченко. Киев, Музична Украина, 1983
33. Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. Составитель Л. Скуматов.
С-П., Композитор, 2001
34. Популярные песни и мелодии радио, кино и телевидения. Составитель М. Протасов. М.,
Музыка, 1990
35. Талакин А. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. М., Советский
композитор, 1985
36. Танго для аккордеона. Составитель Л. Белякова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
37. Улыбка для всех. Детские популярные песни в переложении для баяна или аккордеона.
Переложение Р. Бажилина М., Из-во В. Катанского, 2001
38. Хрестоматия баяниста, старшие классы ДМШ. Части 1-2.Составители В. Грачев и В. Петров.
М., Музыка, 2001
39. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д. Самойлов. М., Кифара, 2003
40. Хрестоматия. Аккордеон. 1-3 Классы ДМШ. Составители В. Мотов и Г. Шахов. М., Кифара,
2002
41. Шахов Г. Чудный месяц. Песни народов мира в обработке для баяна. М., Кифара, 1999
42. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс. Составитель И. Бойко. Ростов-наДону, Феникс, 2000
43. Популярные песни в переложении для баяна или аккордеона. Выпуски 4, 11, 16. Составитель
В. Горлов. М., Музыка, 1984
44. Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. Составитель Л. Скуматов.
Санкт-Петербург., Композитор, 2001
45. Популярные песни и мелодии радио, кино и телевидения. Составитель М. Протасов. М.,
Музыка, 1990
46. Этюды для баяна. Выпуски 7-12. Составитель М. Цыбулин. М., Советский композитор, 1983
47. Этюды для баяна на разные виды техники. 1-5 классы. Составитель А. Нечипоренко. Киев,
Музична Украина, 1981
20

3.

У чебная л и т ер а т ур а для ан сам блей

1. Ансамбли- 1-3 классы ДМШ. Составитель Д. Самойлов. Москва. Кифара. 1997
2. Ансамбли аккордеонов. Выпуск 12. Составитель В. Хабаров. Москва. Музыка. 1982
3. Альбом для детей. Произведения для баяна. Составитель А. Крылусов. Москва. Музыка. 1986
4. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуски 1-2. Составитель В. Грачев. Москва. Музыка.
1984
5. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуски 3, 6-7-8. Составитель В. Розанов. Москва.
Музыка. 1985
6. Ансамбли баянов. Выпуск 9. Составитель А. Судариков. Москва. Музыка. 1987
7. Альбом для детей. Произведения для баяна. Выпуск 2. Составитель А. Крылусов. Москва.
Музыка. 1987
8. Ансамбли баянов. Выпуск 4, 8 - 9. Составитель Л. Гаврилов. Москва. Музыка. 1973
9. Ансамбли баянов в музыкальной школе. Выпуски 6-7. Составители А. Судариков и А. Талакин.
Москва. Советский композитор. 1989
10. Ансамбли баянов-аккордеонов, выпуск 2. М.,1994
11. Ансамбли аккордеонов, выпуск 10. М., 1979
12. Баян 2-3-4-5 классы. Составители И. Алексеев и Н. Корецкий. Киев. Музична Украина. 1977
13. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Части 1 и 2. Москва. Музыка. 1997
14. Бортянков В. Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или аккордеона. Обработки и
сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов. Выпуск 1. Санкт - Петербург. 1993
15. Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы. Ростов-на-Дону. Феникс. 1998
16. Елецкий В. Ансамбли. Баян, аккордеон. Асбест. 1995
17. Елецкий В. Произведения для ансамбля баянов. Выпуск 3. Екатеринбург. 1998
18. Инструментальные ансамбли. Сост. В. Гевиксман. Москва, 1979
19. Измайлова Т. Азбука аккордеониста. Екатеринбург, 2000
20. Катанский А. Пьесы для ансамблей аккордеонов. Москва. Издательство В. Катанского. 2000
21. Новые произведения российских композиторов, 5-6 классы ДМШ. Ростов-на-Дону, 2010
22. Пьесы для двух баянов. Редактор Б. Страннолюбский. Москва. Музыка. 1995
23. Розанов В. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Выпуск 34. Москва.
Музыка. 1983
24. Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Составитель Р. Гречухина. Санкт Петербург. 2002
25. Хрестоматия ансамблей аккордеонов. М.,1983
26. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту. 1 класс. Феникс, 2010
27. А. Мирек. Школа игры на аккордеоне. С-К, 1973
28. С. Вершинина, В. Вершинин. Мозаика. Пьесы для ансамблей баянов и аккордеонов.
В.1.
Нижний Тагил, 2004
29. Ансамбли баянов и аккордеонов. Педагогический репертуар. Москва. Музыка, 1990

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».