Музыкальный инструмент (виолончель) 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(Виолончель)

Для учащихся 1-3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 4
от «30» марта 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Луговская
Наталья
Михайловна,
преподаватель
первой
квалификационной категории по классу скрипки муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Гильманова
Светлана
Ивановна,
преподаватель
высшей
квалификационной категории по классу скрипки муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
2. Учебно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список учебной и методической литературы
1.Список рекомендуемой учебной литературы
2.Список рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – виолончель» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной
и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
струнных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Занятия в музыкальной школе приобщают детей к мировым культурным ценностям,
способствуют развитию у ребёнка понимания прекрасного, развивают эмоциональную сферу,
способность сопереживания и понимания искусства в целом, как высшей формы самовыражения
личности. В связи с этим возникла необходимость в новых подходах, позволяющих максимально
облегчить процесс обучения игры на виолончели, сохраняя при этом традиции общего
музыкального образования, художественные достижения русской виолончельной школы.
Свободная возможность поступления в Школу создала приток детей со скромными
способностями, что потребовало создания программы на новой педагогической основе, в которой
также учтены изменения социально-экономической ситуации в стране.
В процессе обучения решаются важные задачи. Преподаватель должен привить
обучающимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая их вкус на лучших образцах
музыкального искусства. За время обучения обучающиеся в процессе работы над учебным
репертуаром должны овладеть интонацией и ритмом, достаточной беглостью, хорошим
звукоизвлечением, техникой основных штрихов, т.е. суммой навыков и знаний, позволяющих им
успешно решать музыкально-исполнительские задачи в процессе активного музицирования.
Обучение игре на виолончели занимает особое место в музыкальном образовании ребёнка.
Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области
музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребёнка, помогает развить
его эстетические чувства. При этом освоение виолончельной техники не требует от начинающего
музыканта значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная
игра. Обширный и разнообразный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том
числе, классическую и популярную.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное
обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
присутствие в программе легкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования, использование облегчённых адаптаций
классических произведений.
Данная программа рассчитана на 2 года 9 месяцев обучения для детей в возрасте от 9 до 17
лет включительно. В ней даны примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой
аттестации, репертуарные списки, и список методической литературы.
4

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
способствует формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
обучающихся общения с духовными ценностями, произведениями искусства, привлечению
наибольшего числа детей к художественному образованию.
Данная программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
 принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
 принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с одного с
дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
 принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
 приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающей
программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – виолончель» составляет 2 года 9 месяцев для детей в возрасте от 9 до 17 лет
включительно. По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы
выпускникам выдаётся документ, форма которого разработана муниципальным бюджетным
учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
самостоятельно.
Правила приёма в целях обучения детей по дополнительной общеразвивающей программе
разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», установленных к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их
реализации. Правила приёма детей на обучение по дополнительным общеразвивающим
программам отражены в локальном акте Школы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – виолончель»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент – виолончель» составляет 420 часов, из них: аудиторные занятия – 210
часов, самостоятельная работа – 210 часов.
5

 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 3 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 3 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Затраты учебного времени
1-й год
1
16
32
32
64

2-й год

2
19
38
38
76

3
16
32
32
64

4
19
38
38
76

3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76

Всего
часов

210
210
420

4. Форма проведения учебных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок
в форме
индивидуальных занятий, продолжительность урока – 40 минут. Возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая
формы проведения занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии
с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели учебного предмета: обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков,
позволяющих использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для
знакомства с репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм; изучение в соответствии с программными требованиями репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров; изучение художественно-исполнительских
возможностей инструмента; изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства; воспитание активного
слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: приобретение обучающимися
начальных базовых знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями; развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения; развитие навыков по использованию
музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;
формирование творческой инициативы, приёмов работы над исполнительскими трудностями;
развитие музыкальной памяти, мышления, слуха; приобретение элементарных навыков
репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя; воспитание у детей трудолюбия,
усидчивости, терпения.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста.
6

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
6. Структура программы
Программа содержит следующие разделы:







сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное
обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учётом его возрастных и
психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
 практический (освоение приёмов игры на инструменте);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологический верный
подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традиций сольного
исполнительства на виолончели.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Реализация учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – виолончель» обеспечена:
 доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей;
 учебной аудиторией для индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м., оснащена
фортепиано, скрипками (2-3 виолончели), шкафом для хранения нотной и методической
литературы, электронным или акустическим камертоном для точной и удобной настройки
инструмента; метрономом; футлярами для хранения и удобной транспортировки
инструмента.
7

В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания, ремонта и
настройки музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
В качестве дополнительных источников методического обеспечения предполагается
подключение к поисковым системам, к различным сайтам «Интерната», к сайтам различных
издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – виолончель» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного материала
по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – виолончель» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учётом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения
Развитие музыкально-образного мышления. Освоение свободной и рациональной
постановки, овладение первоначальными навыками игры на инструменте. Качественное
звукоизвлечение щипком и смычком, чистое интонирование и ритмическая организация в гаммах,
этюдах. Ознакомление со строем инструмента. Изучение на грифе первой позиции и простейших
штрихов: деташе, легато, мартле. Распределение смычка.
В течение учебного года следует пройти: 4-5 гамм и арпеджио в одну октаву, 8-10 этюдов,
10-12 разнохарактерных пьес. Подготовка к самостоятельному чтению нот с листа.
Инструктивный материал
Упражнения, гаммы, этюды:
Мардеровский. « Школа этюдов»
Гаммы D-dur, G-dur, C-dur - однооктавные
Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы (ред. Сапожников Р.)
Сапожников Р. Этюды № 1-5
Мардеровский. «Школа этюдов» № 2, 5, 8, 16, 27;
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы» (ред. Волчков И.) Давыдов К. Этюд аmoll, Ромберг Б. Этюд C-dur, Волчков И. Этюд G-dur
Художественный материал
Антонова Л. «Музыкальный альбом маленького виолончелиста»:
8

Орф Ж. Пьеса
Гедике Ф. Танец
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Белорусская народная песня «Перепёлочка»
Моцарт В. Аллегретто
Люлли Ж. Песенка
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2классы» (ред. Волчков И.)
Красев М. Баю-бай
Филиппенко А. Цыплята
«Папка виолончелиста № 1» (ред. Шаховская Н.)
Венгерская народная песня «Лягушка»
Варианты программ для переводного зачёта
I вариант
1. Давыдов К. Этюд а-moll
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
3. Моцарт В. Аллегретто
II вариант
1. Ромберг Б. Этюд C-dur
2. Люлли Ж. Песенка
3. Венгерская народная песня «Лягушка»
Второй год обучения
Формирование навыков
игры на виолончели: работа над приёмами и качеством
звукоизвлечения, знакомство с широким расположением пальцев на грифе. Освоение переходов на
грифе в четвёртую позицию. Сочетание штрихов легато, деташе и мартле. Знакомство с двойными
нотами. Первоначальные навыки игры в ансамбле.
В течение учебного года следует пройти: 4-5 гамм и арпеджио в одну октаву, 1-2 гаммы в
две октавы, 8-10 этюдов, 10-12 разнохарактерных пьес. Закрепление навыков самостоятельного
чтения нот с листа.
На втором году обучения предполагается, что обучающийся практическим путём овладел
базовыми знаниями о поведении на эстраде и имеет личные впечатления от собственного
выступления. Дальнейшая работа в этом направлении должна вестись в плане развития
исполнительских способностей ребёнка.
Закрепление и усвоение всех навыков, приёмов и знаний должно быть представлено в
форме концертного выступления на классном концерте.
Инструктивный материал
Упражнения, гаммы, этюды:
Мардеровский. «Школа этюдов»
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы» (ред. Волчков И.) Бакланова Н. Этюд аmoll
Мардеровский. «Школа этюдов» № 46, 48, 77, 99, 131
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы»: (сост. Сапожников Р.) Этюды № 32, 33,
35, 39, 44
9

Художественный материал
Антонова Л. «Музыкальный альбом маленького виолончелиста»:
Бетховен Л. Сурок
Калинников В. Журавель
Чешская народная песня «Богатый жених»
Украинская народная песня «Прилетай, прилетай»
Армянский танец в обработке Асламазяна А.
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы» (ред. Волчков И.): Гретри А. Песенка,
Диабелли А. Анданте, Шуберт Ф. Экосез
Варианты программ для переводного зачёта
I вариант
1. Бакланова Н. Этюд a-moll
2. Украинская народная песня «Прилетай, прилетай»
3. Калинников В. Журавель
II вариант
1. Мардеровский Л. Школа этюдов № 77
2. Бетховен Л. Сурок
3. Чайковский П. И. Русская песня
Третий год обучения
Освоение более высоких позиций и переходов в них. Развитие штриховой техники;
различные сочетания штрихов. Знакомство с отрывистыми штрихами. Владение приёмами
вибрации и использование её в качестве выразительного средства. Продолжение работы над
качеством звукоизвлечения. Освоение более подвижных темпов исполнения произведений.
Развитие умения чтения нот с листа. Формирование исполнительских навыков в ансамбле.
Настройка инструмента.
В течение учебного года следует пройти: 3-4 гаммы и арпеджио в две октавы, 6-8 этюдов,
6-7 разнохарактерных пьес, 1-2 произведения крупной формы.
Инструктивный материал
Упражнения, гаммы, этюды: Мардеровский Л. «Школа этюдов» № 110, 113, 119, 123, 151, 153; Р.
Сапожников. «Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы: (сост. Сапожников Р.)
Этюды № 54, 57, 59, 64, 83
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы» (ред. Волчков И.) Бакланова Н. Этюд Ddur, Ли С. Этюд g-moll
Художественный материал
«Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 классы» (ред. Волчков И.):
Барток Б. Две детские пьесы
Перголезе Д. Песня
Бетховен Л. В. Песня
Раков Н. Утро
Александров А. Осень
«Музыкальный альбом маленького виолончелиста» (сост. Антонова Л.):
10

Армянская народная песня (обр. Асламазяна А.)
Шуберт Ф. Экосез
Бетховен Л. Контраданс
Бакланова Н. Мазурка
Волчков И. Вариации
Варианты программ для переводного зачёта:
I вариант
1. Бакланова Н. Этюд D-dur
2. Бетховен Л. Песня
3. Шуберт Ф. Экосез
II вариант
1. Ли С. Этюд g-moll
2. Армянская народная песня в обработке Асламазяна А.
3. Бакланова Н. Мазурка
III вариант
1. Мардеровский Л. «Школа этюдов» № 151
2. Волчков И. Вариации
3. Гедике А. Миниатюра
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – виолончель» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
В области исполнительской подготовки:









навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
Школы

В области историко-теоретической подготовки:






первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
11



знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету
«Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – виолончель» являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в
журнал и дневник обучающегося.
В них учитываются:





отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачёты,
академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и
прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства, Музыкальный инструмент – виолончель» устанавливаются Школой
самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
12

обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение
авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приёмами игры на
инструменте.
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:




формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности;
 степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

«зачёт» (без оценки)

Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие слухового
контроля собственного исполнения; ошибки в воспроизведении
нотного текста; низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования; метро – ритмическая
неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по дополнительной предпрофессиональной программе при наличии достаточного уровня
13

развития творческих способностей, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к
любительскому сольному музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении
материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся,
учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности
ребёнка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
 разработка преподавателем заданий различной трудности и объёма;
 разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
 вариативность темпа освоения учебного материала;
 индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует её продуктивности.
Первые уроки с начинающим, посвящаются развитию музыкальных данных, изучению
нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом. Очень важно правильно подобрать
инструмент, соответствующий по размеру.
Вначале идёт работа над правильным положением корпуса, инструмента и смычка, освоение
целесообразных движений, затем идёт работа над звукоизвлечением на открытых струнах, начиная
с ля и ре. Параллельно с этим следует работать над постановкой и элементарными движениями
пальцев левой руки. Извлечение звука щипком (пиццикато). Как только обучающийся приступают
к звукоизвлечению, рекомендуется сопровождать его игру на фортепиано или исполнением партии
2-ой виолончели.
Одним из важных разделов является изучение художественного репертуара. Изучаемые
произведения должны быть разнообразными по стилю, форме и содержанию. Программа
предусматривает изучение произведений крупной и малой формы. Целесообразно ознакомление
обучающегося с изучаемым музыкальным произведением в исполнении преподавателя или
другого квалифицированного исполнителя. Развитие техники должно осуществляться в процессе
работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию техники способствует регулярная
работа над гаммами, арпеджио, упражнениями и этюдами следует добиваться интонационной
точности, ровности звучания, устойчивого ритма, плавности движения смычка, рационального его
распределения, свободной смены позиции, пальцевой чёткости. Одним из важнейших элементов
техники виолончелиста является хорошее знание позиций и их соединение. Изучение двойных нот
начинается со 2 класса – это усвоение навыков звукоизвлечений по двум открытым струнам,
формирование слуховых представлений о звучании интервала квинты, что одновременно является
подготовкой обучающегося к усвоению навыков настройки инструмента. К усвоению навыков
вибрации целесообразно приступить, когда обучающийся усвоит необходимые постановочные и
двигательные навыки, изучит первые три позиции. Наиболее эффективным и действенным
средством улучшения качества вибрации является работа над ней в процессе изучения
художественного произведения, так как последнее является основным побуждающим фактором и
наиболее выразительному его исполнению. На протяжении всех лет обучения следует постоянно и
тщательно работать над качеством звукоизвлечения. Методы работы над качеством звука зависят
от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков. Свободное движение правой руки, плавная смена смычка,
навыки исполнения длинных нот, хороший контакт волоса со струной, равномерность движения
14

смычка – это необходимые условия для качественного звукоизвлечения и усвоения навыков
исполнения кантилены. В работе над освоением темпа и метроритмической структуры
произведения необходимо обратить внимание обучающегося на правильное исполнение
различных темповых и ритмических обозначений, на понимание их музыкально-выразительного
значения. Отклонение от указанных автором темповых обозначений не допустим, замедленное
исполнение технических мест в произведение в результате неподготовленности учащегося
неоправданно. Навыки рационального применения аппликатуры и творческий подход к её
реализации является необходимыми элементами музыкально исполнительского развития
обучающегося. Выбор аппликатуры должен определяться не только удобством её применения, но
главным образом задачами музыкально-выразительного исполнения. Большое значение для
музыкального
развития
обучающегося
имеет
работа
с
аккомпанементом.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой – посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с
тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные педагогом или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности
учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
15

В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными,
могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально
изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
1. Упражнения и этюды
1. Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций М., 1955
2. Гендлин Е. Виолончельная техника. Изд. RUTENS. М., 1994
3. Грюцмахер Ф. 24 этюда соч. 38. Тетрадь 1. М.-Л., 1941
4. Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. Ред. Ласько. М., 1967
5. Давыдов К. Виолончельные этюды для начинающих. Ред. Гинзбург. Изд. «Тритон» Л., 1935
6. Давыдов К. Школа игры на виолончели. Государственное музыкальное издательство. М.,
1958
7. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.1. М., 1947
8. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.2. Краков, 1962
9. Ли С. Школа игры на виолончели. М.-Л., 1940
10. Кальянов С. Виолончельная техника. Изд. «Музыка». М.,1968 11.Кальянов С. И
Избранные этюды. М., 1951
12. Куммер Ф.10 мелодических этюдов соч. 57 Изд. RUTENS
13. Козалупов С., Ширинский С., Козалупова Г., Гинзбург Л. Избранные этюды для виолончели.
Изд. «Музыка». М., 1968
14. Ли С. 40 лёгких этюдов соч. 70. Краков, 1965
15. Ли С. 12 мелодических этюдов соч. 113. М., 1940
16. Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. М.,1962, 1986
17. Мардеровский Л. 32 избранных этюда для виолончели. М., 1954
18. Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. Изд. «Музыка». М., 1966
19. Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч. 11. М., 1927
20. Пиатти А. 12 каприсов. Ор. 25. Государственное музыкальное издательство. М., 1937
21. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). М.,
1963
22. Сапожников Р. Избранные этюды. Старшие классы. Выпуск 2. М., 1955
23. Сапожников. Р. Избранные этюды для виолончели. I-IV классы ДМШ. М., 1957
24. Сапожников Р. Школа игры на виолончели М., 1965
25. Франком О. 12 этюдов для виолончели соч. 35. М., 1938
26. Избранные этюды для виолончели. Ред. Челкаускас Ю. Изд. «Россия». М., 1993
27. Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. Изд. «Дека-ВС». М., 2004
28. Педагогический репертуар ДМШ. Избранные этюды. Сост. и ред. Волчков И.
29. Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетрадь 1. Сост. Никитин А.,
Ролдугин С. Л., 1984
30. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ.
16

Выпуск 3. Часть 2. Сост. Сапожников Р. М., 1961
31. Этюды на разные виды техники. V класс. Киев, 1982
32. Этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. Сост. Г. Бострем. Изд. «Музыка». М., 2004
33. Ямпольский М. Виолончельная техника. М.-Л., 1939
2. Сборники концертов, сонат и пьес
1. Бах И.С. Сюиты для виолончели. Ред. Гендлина Е. Изд. «Рутенштейн». М., 1993
2. Гольтерман Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. Изд. «Композитор». Спб, 2005
3. Маленькому виртуозу. Пьесы. Выпуск 2. Старшие классы. Изд. «Композитор». СПб, 2007
4. Марчелло А. Сонаты для виолончели и фортепиано. Сост. и ред. Р. Сапожников.
Изд. «Музыка». М., 1983
5. Моцарт В. Пьесы. Изд. «Музыка». М., 1982
6. Нотная папка виолончелиста. Сост. Шаховская Н. Изд. «Дека-ВС». М., 2004
7. Пастораль-альбом популярных пьес. Изд. «Музыка» М., 2007
8. Пьесы для виолончели. Изд. «Композитор». СПб, 2003
9. Пьесы русских композиторов. Сост. Р. Сапожников. Изд. «Музгиз». М., 1961
10. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. Сост. Р. Сапожников.
Изд. «Музгиз». М., 1961, 1968
11. Раков Н. 9 пьес. М., 1961
12. Русская виолончельная музыка. Выпуски 4, 6, 8. Сост. В. Тонха. Изд. «Музыка». М., 1980,
1982, 1985
13. Сборник пьес русских и советских композиторов для виолончели и фортепиано.
Государственное музыкальное издательство. М., 1950
14. Хрестоматия для виолончели. Выпуск 2. Часть 1. Пьесы для III-IV классов ДМШ. Сост. Р.
Сапожников. Изд. «Музыка». М., 1967, 1974
15. Хрестоматия для виолончели. III-V классы. Концерты. Сост. И. Волчков. Изд. «Музыка». М.,
1988
2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Беркман Т.Л., Грищенко К. Музыкальное образование учителя. М., 1956
2. Бирина В.М. Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа).
М., 1988
3. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Руденко, Натансон, 1981
4. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 2. Ред. Руденко В. И., М., Музыка, 1980
5. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В. И., М.,
Музыка, 1986
6. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред.
Берлянчик М. М., Юрьев А. Ю., Новосибирск, 1973
7. Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное пособие по
курсу методики, 1978
8. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? Изд. третье. М., Просвещение, 1989
9. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сборник статей. Выпуск 3. Сост. и
ред. Лагутин А. И. М., Музыка, 1991
10. Надолинская Т. В. На уроках музыки. М., Владос, 2005
11. Нестьев И. В. Учитесь слушать музыку. Изд. третье. М., Музыка, 1987
12. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста, 1978
13. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели, 1967
17

14. Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста, 1962
15. Степанов. Основные принципы применения смычковых штрихов, 1971
16. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов: этюд из области
музыкальной педагогики. М., 1952
17. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского искусства. Вопросы теории и
эстетики музыки. Выпуск 12, Л., Музыка, 1973
18. Шульпяков О. Техническое развитие музыкантов-исполнителей. Л., Музыка, 1973
19. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Руденко, Натансон, 1981
20. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. Ред. Руденко В.И. М., Музыка, 1980
21. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. Сост. и ред. Руденко В.
И., М., Музыка, 1986
22. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник статей. Сост. и ред.
Берлянчик М. М., Юрьев А. Ю., Новосибирск, 1973
23. Вопрос совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. Учебное
пособие по курсу методики. М., 1978

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».