МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(Гитара)
Для учащихся 1 – 3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2016
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № 5
от «06» июня 2016 г.
приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП
Разработчики:
Красноярский Андрей Леонидович, преподаватель высшей
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Дагаева
Елена
Аркадьевна,
преподаватель
первой
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Шотт Светлана Мирославовна,
преподаватель высшей
квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Методические рекомендации по организации домашних занятий
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебно-методическая литература
2. Методическая литература
3. Нотная литература
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – гитара» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает
музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,
доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребёнке, пробуждает интерес
к занятиям.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и
в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный
репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную,
джазовую.
Общеразвивающая программа
способствует эстетическому воспитанию и духовнонравственному развитию обучающихся, привлечению наибольшего количества детей к
художественному образованию, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей
для освоения предпрофессиональных программ.
Данная программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназначена
прежде всего для детей не ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение. Она даёт им
возможность приобрести необходимые начальные навыки для самостоятельного изучения
музыки, домашнего музицирования и, возможности, при наличии необходимых музыкальных
данных, продолжить своё обучение в направлении искусства.
4
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
присутствие в программе легкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования.
Данная программа рассчитана на трёхлетний срок обучения (2 года 9 месяцев) по предмету
«Музыкальный инструмент – гитара» для детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно. В ней
приведены примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой аттестации,
репертуарные списки и список рекомендуемой методической литературы.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент – гитара» составляет 2 часа в
неделю, продолжительность урока – 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме. В
целях формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может
быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том
числе, с преподавателем, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ,
развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры
ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие
обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А
позитивные эмоции всегда являются серьёзным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью.
Чаще всего именно эти её возможности являются мотивацией для начала обучения игре на
гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня,
старинные и современные романсы, эстрадная музыка, образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Музыкальный инструмент – гитара» составляет 3 года (2 года 9 месяцев) для детей в
возрасте от 9 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающей образовательной
программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана муниципальным
бюджетным учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – гитара»:
при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий составляет 35 недель в год;
5
общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент – гитара» составляет 420 часов, из них: аудиторные занятия – 210
часов, самостоятельная работа – 210 часов.
рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 3 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 3 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76
2-й год
3
4
16
19
32
38
32
38
64
76
3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76
Всего
часов
210
210
420
4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющих
использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для знакомства с
репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения
разных стилей и жанров; изучение художественно-исполнительских возможностей инструмента;
изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии; формирование практических
умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в
области музыкального искусства.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: формирование и развитие
навыков игры на гитаре; ознакомление обучающихся с гитарой, исполнительскими
возможностями и разнообразием приёмов игры на инструменте; приобретение знаний в области
музыкальной грамоты; приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и
способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для
дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и
самовоспитания; формирование творческой инициативы, приёмов работы над исполнительскими
трудностями; формирование навыков чтения с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к
практическому использованию знаний и умений, приобретённых на занятиях, в быту, в досуговой
деятельности.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста.
6
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
Обучение соединяет в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них –
формирование игровых навыков и приёмов, становление исполнительского аппарата. Второе развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора
по слуху.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Музыкальный инструмент – гитара»
основана на «Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных
письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приёмов
работы);
практический (освоение приёмов игры на инструменте);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на гитаре.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент – гитара» требует наличие учебного кабинета (класс для
7
индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м.) и зал для концертных выступлений. Класс
должен быть оборудован музыкальными инструментами (2-3 гитары) и техническими средствами
(пюпитр для нот для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов;
электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента; тюнер;
метроном; разноуровневые стулья; чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, ансамблей, сборников по чтению с
листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий. Каждый
учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей
школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – гитара» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного материала по
годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – гитара» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учётом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного
материала.
В Школе установлены следующие виды аудиторных учебных занятий: урок,
прослушивание, зачет, репетиция, академический концерт, мастер-класс.
Самостоятельная работа обучающихся представлена следующими видами внеаудиторной
работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры;
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
8
1. Годовые требования по классам
Содержание программы делится на темы, опираясь на планируемые результаты освоения
обучающимися учебного предмета «Музыкальный инструмент – гитара». Все темы и разделы
взаимосвязаны и изучаются на протяжении всего курса обучения с постепенным усложнением
содержания от первого к выпускному классу. Темы и разделы редко изучаются как
самостоятельные единицы, чаще практикуется изучение нескольких тем одновременно. Например,
изучение профессиональной терминологии совмещается с работой над музыкальным
произведением, освоением различных видов техники исполнительства и т.д. Кроме того каждый
новый учебный год включает повторение уже изученного материала и его усложнение, поэтому
содержание тем всех последующих классов не заменяет, а дополняет предыдущие темы.
По такому принципу были определены основные темы для всех классов. При этом
содержание некоторых тем остается неизменным на протяжении всего срока обучения, изменяется
лишь восприятие данного содержания обучающимися в зависимости, как от их возрастных и
индивидуальных особенностей, так и по мере возрастания качества музыкального исполнения
учащихся и его осмысления.
Для обучающихся со средними и низкими музыкальными данными требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно их индивидуальному уровню музыкального и
технического развития.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.
Требования последнего года обучения имеют несколько вариантов примерных
исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для
различных групп обучающихся с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, а также
планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.
Темы с неизменным содержанием
(представлены для всех классов и не повторяются для каждого класса отдельно)
Тема: Повышение мотивации к исполнительской деятельности
Высокий уровень исполнительской деятельности обучающегося является одной из главных
задач музыкального образования. Значит, повышение мотивации к данной деятельности должно
укрепить желание ребёнка освоить полный курс музыкального образования. Так, одной из основных
целей преподавателя будет являться педагогическое содействие приобретению обучающимися
высокой мотивации к исполнительской деятельности с выходом на определённый результат
(широкий исполнительский кругозор через чтение с листа музыкальных произведений и концертное
выступление через поэтапную работу над музыкальным произведением).
Таким образом, преподаватель должен регулярно проводить диагностику мотивации,
интереса к обучению обучающихся, качества обучения, предпочтительного стиля общения и т.д.
Также повышению мотивации будут служить творческие задания для самостоятельной работы на
аудиторных занятиях и дома, проектная деятельность (рефераты и презентации по истории гитары,
её возникновению, развитию гитарного искусства, биографиям композиторов, исполнителей,
педагогов – гитаристов, строению гитары т.д.).
Тема: Работа над музыкальным произведением
Исполнительская деятельность обучающихся – гитаристов заключается в поэтапной работе
над музыкальным произведением и его публичным показом. Работа над каждым музыкальным
произведением проходит в один или несколько этапов, все компоненты которых взаимосвязаны и
идут по принципу последовательности и степени усложнения умений и навыков.
9
Ознакомительный этап – реализация навыков чтения с листа и разбора произведения. Рабочий
этап – собственно работа над произведением (прорабатывание по нотам и/или выучивание
наизусть). Показательный этап – публичное выступление перед слушателями-зрителями,
комиссией и т.п. При этом работа с произведением может заканчиваться любым этапом, но
никогда не перескакивает через определённую последовательность. Произведение всегда сначала
читается с листа или разбирается, потом играется неоднократно по нотам или выучивается
наизусть, и потом уже показывается зрителю. Таким образом, с началом изучения нотной грамоты
появляется алгоритм чтения с листа и разбора музыкальных произведений. В дальнейшем ученик
приобретает навыки разучивания музыкальных произведений различных жанров и стилей, работы
по частям, «сборки» произведения в целом, концертного исполнения и т.д.
Работа над выразительностью произведений (соотношения мелодии и аккомпанемента;
мотив, фраза). Темп, как средство выразительности и образности. Работа над осмыслением
содержания музыкального текста и характера музыки. Понятие художественного образа,
музыкального образа, музыкальных средств выразительности (информация об авторе и
произведении).
Тема: Освоение комплекса
профессиональная терминология
исполнительских
знаний:
теория
музыки
и
Профессиональная терминология и нотная грамота соответственно освоению комплекса
исполнительских умений и навыков, изучения технических и художественных средств:
строение гитары;
история гитары, её возникновение, развитие гитарного искусства, биографии и
творчество композиторов, педагогов и исполнителей – гитаристов;
название и обозначения пальцев левой и правой рук, обозначение струн, ладов
гитары, аппликатура;
способы звукоизвлечения;
штрихи;
нотная грамота;
динамические оттенки;
знаки сокращённого нотного письма;
темпы;
агогика
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной
грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В
течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-15 музыкальных
произведений: простые пьесы, этюды, прелюдии, ансамбли с преподавателем.
В качестве теоретического материала обучающиеся начинают осваивать нотную
грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись;
музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.
Рекомендуемые упражнения и этюды:
1.
2.
3.
4.
Изнаола Р. Упражнения
Сагрерас Х. Упражнения и этюды
Карулли Ф. Этюды и прелюдии
Каркасси М. Этюды и прелюдии
10
5. Сор Ф. Этюды
Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности:
Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, игра с
преподавателем в ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые
цепочки: Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am и т.д.
Рекомендуемые ансамбли:
1.
2.
3.
4.
5.
Дюарт Дж. Кукушка
Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»
Бах И. С. Канон
Русская народная песня «Среди долины ровные»
Дюарт Дж. Индейцы
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. Рехин И. Колокольный перезвон
2. Румянцев П. Этюд № 1 «Мячик»
3. Иванова Л. Тучка
2 вариант
1. Козлов В. Полька «Тип-топ»
2. Карулли Ф. Этюд
3. Кюффнер И. Экосез
3 вариант
1. Каркасси М. Этюд
2. Английская народная песня «Зелёные рукава» в обработке П. Агафошина
3. Борисевич В. Постановочный этюд № 1
4 вариант
1. Иванова Л. Избушка в лесу
2. Надтока В. Дождик
3. Перселл Г. Ария
5 вариант
1. Каркасси М. Андантино
2. Мори А. Пьеса для мальчика
3. Иванова Л. Тараканище
6 вариант
1. Джулиани М. Аллегро
2. Дюарт Д. Мой менуэт
3. Бортянков В. Частушка
По окончании первого года обучения сформированы следующие знания, умения,
навыки. Обучающийся:
11
знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;
умеет правильно держать инструмент;
соблюдает постановку исполнительского аппарата;
владеет двумя приёмами звукоизвлечения (тирандо, апояндо);
ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без
применения барре (A, Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);
знает буквенные обозначения минорных и мажорных аккордов;
умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);
играет небольшие пьесы в 1-й позиции;
применяет на практике натуральные флажолеты
Второй год обучения
В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской
техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций.
Освоение новых выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за
счёт мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических
пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших
произведений.
Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар
ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-15
различных произведений. Подбор репертуара производится с учётом интересов обучающегося.
Рекомендуемые простые аккордовые последовательности в мажоре:
С-F-G7-C
D-G-A7-D
G-C-D7-G
E-A-H7-E
A-D-E7-A
F-C-G7-C
G-D-A7-D
C-G-D7-G
A-E-H7–E
D-A-E7-A
Рекомендуемые простые аккордовые последовательности в миноре:
Am -Dm-E7–Am
Em-Am-H7-Em
Dm-Gm-A7-Dm
Bm-Em-#F7-Hm
Dm-Am-E7-Am
Am-Em-H7–Em
Gm-Dm-A7-Dm
Em-Hm-#F7-Hm
Рекомендуемые упражнения и этюды:
Во втором классе можно использовать несложные этюды и упражнения Р. Изнаолы, Х.
Сагрераса, Ф. Карулли, М. Каркасси.
12
Рекомендуемые ансамбли:
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Торлакссон Э. Гитарное буги
Бах И. С. Менуэт
Джазовые этюды А. Виницкого
Дуранте Ф. Гальярда
Примерные исполнительские программы
1 вариант:
1. Рехин И. Грустная песенка для Лауры
2. Иванова Л. Маленькая вариация
3. Хренников Т. Лодочка из кинофильма «Верные друзья» в обработке Л. Шумидуба
2 вариант:
1. Литовкою Ю. Маленький гитарист
2. Каркасси М. Рондо
3. Русская народная песня «Ходила младешенька» в обработке В. Яшнева
3 вариант:
1. Смирнов Ю. Крутится колесико
2. Каурина Г. Осенний вальс
3. Карулли Ф. Рондо
4 вариант:
1. Ерзунов В. Этюд № 2
2. Паганини Н. Ариетта
3. Ф. де Милано. Канцона
5 вариант:
1. Перселл Г. Менуэт
2. Агуадо Д. Этюд e-moll
3. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» в обработке А. Иванова-Крамского
6 вариант:
1. Иванов-Крамской А. Прелюдия
2. Борисевич В. Рождество
3. Кюи Ц. Весеннее утро
По окончании второго года обучения обучающийся:
играет пьесы, различные по стилю, жанру;
применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;
знаком с позиционной игрой;
владеет приемом барре;
знает основные музыкальные термины;
знает буквенные обозначения септаккордов мажора и минора, умеет их применять;
13
аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские
песни в тональностях e-moll, d-moll
Третий год обучения
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и
ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.
Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре.
Для хорошо подготовленных обучающихся целесообразно включать в репертуарные списки
произведения с элементами полифонии.
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-15 различных
произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио
с флейтой, фортепиано, домрой, балалайкой), а также аккомпанирование вокалу.
Первый уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов:
Am-C-Am-C-Am-C-Em
Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E
Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am
Am-C-Am-Dm-Am-E-Am
Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em
G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am
Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em
Отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C-A7-Dm-G7-C
Am-A7-Dm-E7-Am
C-E7-Am-A7-Dm-G7-C
Am-G7-C-E7-Am,
Двойная доминанта: Em-#F7-H7-Em.
Рекомендуемые упражнения и этюды:
100 упражнений из «Школы игры» М. Джулиани, упражнения Р. Изнаолы, этюды и
упражнения Х. Сагрераса, Ф. Карулли, М. Каркасси и т.д.
Рекомендуемые ансамбли:
Ерзунов В. Танец прошедшего лета
Испанский танец в обработке Д. Лермана
Теодоракис М. Сиртаки
Козлов В. Неаполитанские ночи
Виницкий А. Лирическая мелодия
Примерные исполнительские программы
1 вариант:
1. Рамирес А. Странники
2. Каркасси М. Прелюд
3. Бортянков В. У причала
2 вариант:
1. Рехин И. Маленький блюз
2. Козлов В. Вальс из сюиты «Трик-трак»
14
3. Русская народная песня «Клен ты мой опавший» в обработке П. Иванникова
3 вариант:
1. Дж. Леннон - П. Маккартни «Yesterday»
2. Диабелли А. Менуэт
3. Шумеев Л. Испанские мотивы
4 вариант:
1. Иванова Л. Меланхолический вальс
2. Виницкий А. Маленький ковбой
3. Варламов А. То не ветер ветку клонит
5 вариант:
1. Френкель Я. Вальс из кинофильма «Женщины»
2. Иванова Л. Гавот
3. Ерзунов В. Наездник
6 вариант:
1. Моцарт В. А. Аллегро
2. Каркасси М. Вальс
3. Карулли Ф. Прелюдия
Для продвинутых обучающихся может использоваться более высокий уровень
сложности программных требований.
Второй уровень сложности
Рекомендуемые последовательности аккордов:
Рекомендуются к изучению более сложные аккордовые последовательности, например:
A-E7/#G-A7/G-D/#F-F7-A/E-E7-А,
Am-B-E7/H-Am/C-A7/#C-Dm-E7-Am.
Рекомендуемые упражнения и этюды:
Упражнения из «Школы игры» Н. Кирьянова, М. Каркасси, П. Агафошина, Э. Пухоля, а
также современных гитаристов: А. Веселова, В. Волкова, В. Борисевича; этюды Ф. Сора, Э.
Пухоля, М. Джулиани, М. Каркасси.
Рекомендуемые ансамбли:
Асеведо В. Маленький бразилец
Руднев С. Деревенская зарисовка
Бах И. С. Сицилиана
Копенков О. Вальс над Сожем
Ерзунов В. Ночная дорога
Примерные исполнительские программы
1 вариант:
1. Русская народная песня «Сама садик я садила» в обработке Л. Ивановой
2. Бартольди Р. Романс
3. Рыбников А. «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось»
15
2 вариант:
1. Цыганская народная песня «Сосница» в обработке М. Александровой
2. Виницкий А. Маленький влюбленный червячок из земляники
3. Кост Н. Баркарола
3 вариант:
1. Ган Н. Медленный вальс
2. Аргентинская народная мелодия в обработке М. Л. Анидо
3. Кост Н. Меланхолия
4 вариант:
1. Старинный русский вальс «Бедная девица» в обработке С. Руднева
2. Виницкий А. Курьёз
3. Калатаунд Б. Фантангильо
5 вариант:
1. Харисов В. Прелюдия и фуга («Роберту де Визе посвящается»)
2. Ерзунов В. Тихая река
3. Копенков О. Неоромантическая сонатина
6 вариант:
1. Иванова Л. Романс кузнечика
2. Русская народная песня «На окошке два цветочка» в обработке В. Козлова
3. Бах И. С. Ария в обработке А. Ширшова
По окончании третьего года обучения обучающийся:
разучивает и исполняет пьесы из репертуара классической гитары;
исполняет гаммы в различных темпах различными штрихами;
использует приёмы: арпеджиато, glissando, legato, staccato, vibrato;
применяет на практике схемы строения аккордов мажора и минора от 5-й и 6-й струн
(аккорды F, G, A, H, C, D, E и минорные аккорды) с применением баре;
подбирает по слуху;
играет в ансамбле, в том числе – в смешанных по составу ансамблях;
аккомпанирует, используя простые варианты фактуры.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент – гитара» является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
навыков публичных выступлений;
16
владение навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской
деятельности в МБУ ДО «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области
музыкального искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся
позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся;
промежуточная аттестация обучающихся;
итоговая аттестация
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
систематичность;
учёт индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время
домашней работы;
темпы продвижения
Текущий контроль осуществляется регулярно
в рамках расписания занятий
обучающегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые
оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок,
участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской,
творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
17
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и
уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации обучающихся
являются:
зачёты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачёты (дифференцированные);
академические концерты;
контрольные уроки.
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или её части) в присутствии комиссии. Зачёты могут проходить в виде
академических концертов.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением программы в
полном объёме и определяет успешность освоения программы данного года обучения.
Переводной зачёт проводится с применением дифференцированных систем оценок,
предполагает обязательное методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или
один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачётов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по
текущим оценкам.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы
музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – гитара» устанавливаются
Школой самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение
техническими приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием музыкального
произведения; слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации; понимание
формы произведения; выразительность интонирования;
единство темпа; ясность ритмической пульсации; яркое
18
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачёт» (без оценки)
динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения
на сцене; грамотное понимание формы произведения,
музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность
воспроизведения
нотного
текста;
выразительность
интонирования;
попытка
передачи
динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без
образного осмысления музыки; слабый слуховой контроль
собственного
исполнения;
ограниченное
понимание
динамических, аппликатурных, технологических задач; темпо
– ритмическая неорганизованность; слабое реагирование на
изменения фактуры, артикуляционных штрихов; однообразие
и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении
нотного
текста;
низкое
качество
звукоизвлечения и звуковедения; отсутствие выразительного
интонирования; метро – ритмическая неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения
При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу,
следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень
продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Срок реализации программы учебного предмета гитара позволяет: перейти на
обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия,
музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях.
Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к
обучающимся.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением
выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром
концертов и музыкальных фильмов.
Большое
значение
имеет
репертуар
ученика.
Необходимо
выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо
познакомить обучающегося с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных
исполнителях и композиторах.
19
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в
каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе
над репертуаром будет добиваться различной степени завершённости исполнения:
некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие –
для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития.
Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана
обучающегося.
На заключительном этапе у обучающихся должен быть сформирован опыт
исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен,
опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и
навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и
навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.
Важным
элементом
обучения
является
накопление
художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики
публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкальнотеоретическим предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется
начинать с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При
этом педагог должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым
произведениям с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних
занятий. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими,
периодичность занятий – каждый день.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко
сформулированные
задания,
записанные
преподавателем
или
обучающимся
(преимущественно в старших классах) в дневник. Систематическое и профессионально
грамотное ведение дневника обучающегося – одно из условий, обеспечивающих
эффективность домашней работы. Успех в организации и проведении домашних занятий в
значительной степени зависит от привлечения и содействия родителей.
20
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в
ДШИ), предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны
родителей, занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые
родителям, несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к обучающимся должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать
в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские
возможности обучающегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими
данными, могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений,
детально изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебно-методическая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
2. Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI,
2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., 2006, 2010
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
3. Нотная литература
1. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитар /Сост. В. Максименко.- М., 1989
2. Бах И. С. Сборник пьес для шестиструнной гитары /Сост. и обр. П. Исаков. - М.- Л., 1934
3. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
4. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста № 3/Сост. В.
Кузнецов. - М., 2004
5. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост.
Н. Иванова-Крамская. - М., 1983
6. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I/Сост. и ред. А. Гитмана. - М.,
1997
7. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Выпуск 1/Сост. А. Гитман. - М.,
1998
21
8. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Выпуск 2/Сост. А. Гитман. - М.,
2002
9. Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ/Сост. А. ИвановКрамской. - М.,1966
10. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ/Сост. П. Вещицкий. М., 1967
11. Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения,
ансамбли для шестиструнной гитары. Выпуск 1/Сост. А. Гитман. - М., 2005
12. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды
для шестиструнной гитары. Выпуск 1/Сост. А. Гитман. - М., 1999, 2004
13. Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ.
Выпуск1/Сост. А. Гитман. - М., 2011
14. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары/Сост. Е. Ларичев. - М.,
1983
15. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 1/Сост. А. Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
16. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 классы детских музыкальных
школ, Сост. Е. Ларичев. - М., 1983, 1985
17. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 классы детских музыкальных
школ. Выпуск 1/Сост. Е. Ларичев. - М., 1972
18. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 классы детских музыкальных
школ, Сост. Е. Ларичев. - М., 1984, 1986
19. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной
школы/Сост. Н. Михайленко. - Киев, 1983
20. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс)/Сост.
Н. Михайленко. - Киев, 1984
21. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс)/Сост.
Н. Михайленко. - Киев, 1980, 1984
22. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс)/Сост.
Н. Михайленко. - Киев, 1981, 1985
23. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс)/Сост.
Н. Михайленко. - Киев, 1982, 1986
22