МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(Домра)
Для обучающихся 1 – 3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2016 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № 5
от «06» июня 2016 г.
приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП
Разработчик:
Шотт
Светлана
квалификационной
Мирославовна,
категории
преподаватель
муниципальное
высшей
бюджетное
учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Безматерных
Сергей
квалификационной
Иванович,
категории
преподаватель
муниципальное
высшей
бюджетное
учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Примерные списки произведений
2. Методическая литература
3. Учебная литература
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – домра» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает
музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности,
доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребёнке, пробуждает интерес
к занятиям.
Общеразвивающая программа
способствует эстетическому воспитанию учащихся,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию, в том числе не
имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.
Данная программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с дополнительной
общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программе в области
музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа предназначена
прежде всего для детей не ориентированных на дальнейшее музыкальное обучение. Она даёт им
возможность приобрести необходимые начальные навыки для самостоятельного изучения
музыки, домашнего музицирования и, возможности, при наличии необходимых музыкальных
данных, продолжить своё обучение в направлении искусства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
4
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
присутствие в программе легкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования.
Данная программа рассчитана на трёхлетний срок обучения (2 года 9 месяцев) по предмету
«Музыкальный инструмент – домра» для детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно. В ней
приведены примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой аттестации,
репертуарные списки и список рекомендуемой методической литературы.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент – домра» составляет 2 часа в
неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков
ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Музыкальный инструмент – домра» составляет 3 года (2 года 9 месяцев) для детей в
возрасте от 9 до 17 лет включительно. По окончании освоения общеразвивающей образовательной
программы выпускникам выдается документ, форма которого разработана муниципальным
бюджетным учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная
школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – домра»:
при реализации данной программы со сроком обучения 2 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий составляет 35 недель в год;
общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент – домра» составляет 420 часов, из них: аудиторные занятия – 210 часов,
самостоятельная работа – 210 часов.
рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 3 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 3 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
Всего
часов
Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76
5
2-й год
3
16
32
32
64
4
19
38
38
76
3-й год
5
16
32
32
64
6
19
38
38
76
210
210
420
4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
приобретённых ими знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства;
формирование музыкальной культуры обучающихся; развитие потенциальных способностей,
заложенных в обучающихся и раскрыть их.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: формирование комплекса
музыкально-ритмических навыков; обучение правильному дыханию; формирование системы
знаний, умений и навыков по предмету; постановка правильной, артикуляционно и дикционно
ясной выразительной речи, которая используется как в пение, так и быту; развитие артистических
и эмоциональных качеств у обучающихся средствами вокальных занятий; развитие
внимательности, наблюдательности, логических способностей; развитие способности к обучению
языкам в рамках занятий вокалом; воспитание и развитие художественного вкуса; воспитание у
детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: особенности сольного
исполнительства; особенности работы резонаторов; организацию певческого дыхания, опоры
звука; специфику работы с микрофоном и фонограммой (-); наиболее употребляемые
музыкальные термины; закономерности и средства исполнения произведений.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: исполнять произведения
различных стилей и жанров; владеть ровностью звучания голоса на разных участках диапазона;
расширять диапазон голоса; совершенствовать дикцию и артикуляцию; закреплять навыки
точного интонирования на более сложном материале; исполнять произведения грамотно, ярко,
эмоционально, на достаточном техническом уровне; выступать публично; общаться со
слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Музыкальный инструмент – домра» основана
на «Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных
письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
6
7. Методы обучения
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
практический (освоение приёмов игры на инструменте);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального пения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Музыкальный инструмент – домра» требует наличие учебного кабинета (класс для
индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м.) и зал для концертных выступлений. Класс
должен быть оборудован музыкальными инструментами (2-3 домры, фортепиано) и техническими
средствами (пюпитр для нот для обеспечения максимально комфортных условий для чтения
нотных текстов; электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки
инструмента; метроном; разноуровневые стулья; чехлы для хранения и удобной транспортировки
инструмента).
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие методической и
учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий. Каждый обучающийся
обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной
библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – домра» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного материала по
годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
7
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – домра» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение
обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учётом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
1. Учебно-тематический план
Первый год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть
Темы и содержание занятий
знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за
ним;
освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (правильная,
удобная посадка, постановка рук);
основы звукоизвлечения, приёмы игры: пиццикато большим пальцем, удары
медиатором вниз
приём non legato, арпеджиато, legato;
упражнения и этюды;
народные песни и танцы;
произведения современных композиторов
II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть
4 четверть
Темы и содержание занятий
приём стаккато, чтение нот с листа, игра по слуху, гамма ля минор;
упражнения и этюды;
произведения на фольклорной основе и произведения современных
композиторов
развитие начальных навыков смены позиций;
чтение нот с листа, игра в ансамбле с концертмейстером;
упражнения и этюды, произведения на фольклорной основе и произведения
современных композиторов; академический зачёт
Второй год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть
Темы и содержание занятий
приёмы игры: дубль штрих, пиццикато левой рукой (сдёргивание);
гамма Ля мажор, 1-2 этюда; произведения современных композиторов и
обработки народных песен и мелодий
основы техники игры интервалов, приём стаккато, чтение нот с листа;
академический концерт (на академическом концерте в конце 2 четверти
исполняются 2 разнохарактерных произведения)
8
II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть
4 четверть
Темы и содержание занятий
гаммы: ля мажор, ми мажор, упражнения и этюды;
произведения народного творчества в обработке современных российских
композиторов, произведения зарубежных композиторов;
игра в ансамбле, в том числе, с педагогом
1-2-октавные гаммы, упражнения и этюды;
произведения старинных и современных композиторов;
в конце учебного года
на академический
концерт выносятся две
разнохарактерные пьесы и этюд (этюд можно заменить третьей пьесой на
один из видов техники или приём игры)
Третий год обучения
I полугодие
Календарные
сроки
1 четверть
2 четверть
Темы и содержание занятий
2 двухоктавные гаммы; приёмы игры: пиццикато, дубль штрих, пиццикато
левой рукой (сдёргивание), приём – тремоло; произведения классической и
народной музыки, эстрадные песни
совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм
(исполнение различными штрихами);
репертуар пополняется
произведениями современных композиторов,
популярных произведений русских и зарубежных классиков
II полугодие
Календарные
сроки
3 четверть
4 четверть
Темы и содержание занятий
приёмы игры: пиццикато пальцами левой руки, глиссандо;
аккордовой техники, тремоло;
включение в репертуар несложных произведений крупной
подготовка итоговой программы.
подготовка к итоговой аттестации
основы
формы,
2. Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных
исполнительских программ, разработанных с учётом индивидуальных возможностей и интересов
учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приёмов игры на
инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к
итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным.
Программа должна подбираться с учётом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня
подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки,
навыки концертных выступлений.
9
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие
первоначальных навыков игры на домре (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Знакомство с основными музыкальными терминами.
Приёмы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, удары медиатором вниз.
В течение первого года обучения обучающийся должен пройти: гаммы однооктавные: ля минор
упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды
1. Хроматическое упражнение на первой струне.
2. Хроматическое упражнение на первой струне со сдвигом на один лад вверх через открытую
струну.
3. Гамма Ля мажор, ля минор.
4. Н. Бакланова. Два этюда.
5. Н. Чайкин Этюд.
6. А. Александров Этюд.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. В. Ефимов. Шалун
2. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
3. Л. Бекман. Ёлочка, пер. В. Евдокимова
2 вариант
1. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
2. Чешская народная песня «Аннушка»
3. Русская народная песня «У ворот, ворот», обр. А. Гедике
3 вариант
1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла», обр. В. Цветкова
2. А. Филиппенко. Цыплятки
3. А. Спадавеккиа. Добрый жук, пер. И. Шелмакова
Второй год обучения
Освоение новых выразительных средств.
Приёмы: дубль штрих.
Освоение техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: легато,
стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. В течение второго года обучения
обучающийся должен пройти:
гаммы однооктавные Ля мажор, Ми мажор, арпеджио;
упражнения; этюды (3-4); пьесы (10-12). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным
для обучающихся и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных
композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и
смешанные.
10
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. В. Моцарт. Allegretto
2. Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
3. В. Шаинский. Песенка «В траве сидел кузнечик»
2 вариант
1. И. Гайдн. Песенка
2. В. Калинников. «Журавель»
3. Русская народная песня «Во кузнице»
Одну или две пьесы из трёх можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля
(дуэта, трио, квартета или других составов).
Репертуар для ансамблей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Русская народная песня «У голубя, у сизого». Обр. В. Глейхмана
Д. Кабалевский. Ёжик. Пер. М. Белавина
Русская народная песня «Коробейники». Обр. В. Цветкова
Русская народная песня «Ходила младешенька по борочку». Обр. Т. Захарьина
Русская народная песня «Весёлые гуси». Обр. М. Красева
Л. Бетховен. Сурок
По окончании второго года обучения у обучающегося сформированы следующие знания,
умения, навыки:
играет разнохарактерные мелодии;
знаком с позиционной игрой;
владеет приёмом пиццикато, дубль штрих;
знает основные музыкальные термины.
Третий год обучения
Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания.
Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочнодвигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к
качеству звука, динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.
Приёмы игры: к ранее изученным приёмам добавляется пиццикато пальцами левой руки,
глиссандо, натуральные флажолеты. Основы аккордовой техники.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с
циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар произведений В. Андреева, А.
Шалова, А. Цыганкова. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские
программы взамен одной сольной пьесы.
11
Примерные итоговые исполнительские программы
1 вариант
1. Г. Муффат. Бурре
2. Е. Дербенко. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3 части)
3. Русская народная песня «Сама садик я садила». Обр. М. Красева
2 вариант
1. В. Моцарт. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)
2. П. Чайковский. Трепак из балета «Щелкунчик»
3. В. Лаптев. Элегия
3 вариант
1. И. С. Бах. Весной
2. С. Рахманинов. Русская песня
3. В. Шаинский. Антошка. Обработка Н. Олейникова
4 вариант
1. И. С. Бах. Рондо из Сюиты си минор
2. В. Андреев. Вальс «Бабочка». Пер. И. Дьяконовой
3. Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени». Обр. В. Дителя
5 вариант
1. Ф. Госсек. Тамбурин или Л. Бетховен. Полонез
2. Русская народная песня «Соловьём залётным». Обр. В. Камалдинова
3. С. Рахманинов. Итальянская полька
Репертуар для ансамблей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
В. Андреев. Испанский танец
В. Андреев. Гвардейский марш
И. С. Бах. Менуэт. Пер. М. Белавина
Л. Бетховен. Прекрасный цветок. Пер. А. Александрова
И. Гайдн. Шутка
Г. Гендель. Менуэт
Ю. Забутов. В деревне
Н. Любарский. На лошадке
Л. Моцарт. Бурре. Пер. Г.Бишко
П. Перковский. Ссора
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай». Обр. А. Шалова
Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Б. Трояновского
Русская народная песня «Виноград в саду цветёт». Обр. А. Александрова
Русская народная песня «Посеяли девки лён». Обр. А. Александрова
Н. Римский-Корсаков. Проводы зимы из оперы «Снегурочка». Пер. В. Чунина
Русская народная песня «Ты не стой, не стой, колодец». Обр. А. Лядова
Русская народная песня «Вечерком красна девица». Обр. В. Евдокимова
А. Шалов. Маленький машинист
Р. Шуман. Мелодия. Пер. М. Белавина
12
Репертуарные сборники для ансамблей
1. Азбука домриста. Младшие классы ДМШ. Составитель Разумеева Т. Ю. Москва, «Кифара»,
2006
2. Азбука домриста. Тетрадь 2. Составитель И. Г. Дьяконова. М., Классика-XXI, 2004
3. А. Александров. «Школа игры на трехструнной домре». М., Музыка, 1990
4. Играем вместе. Пьесы для балалайки в сопровождении фор-но и дуэта для учащихся ДМШ.
Выпуск 1. Сост. И. Сенин, Н. Бурдыкина. Аллегро, 2008
5. Лёгкие дуэты. Домра в детской музыкальной школе. Выпуск 1. Сост. и пер. Ю. Ногаревой. СПб,
Композитор, 2004
6. В. Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре». Москва, Советский композитор, 1990
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету «Музыкальный
инструмент – домра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
в МБУ ДО «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального
искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся;
промежуточная аттестация обучающихся;
итоговая аттестация
13
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
систематичность;
учёт индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося
и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических
вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачёты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачёты (дифференцированные);
академические концерты;
контрольные уроки.
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или её части) в присутствии комиссии. Зачёты могут проходить в виде
академических концертов.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объёме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачёт
проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное
методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачётов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
14
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – домра» устанавливаются Школой самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является грамотное
исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими
приёмами игры на инструменте.
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачёт» (без оценки)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
15
ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент –
домра» позволяет: при наличии достаточного уровня развития творческих способностей, перейти
на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить обучение под руководством
преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из
этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет
преподавателю полнее учитывать возможности и личностные особенности ребёнка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман репертуар.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачётам и контрольным урокам,
включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются
примерными, предполагающие варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом
учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен
подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и
ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершённости
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,
другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития
ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.
Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
16
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с
тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности
учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными,
могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально
изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
17
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Примерные списки произведений
Первый год обучения
Примерный список произведений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
М. Магиденко. Петушок. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой». Обр. Ю. Фортунатова. А. Александров.
«Школа игры на трёхструнной домре»
М. Красев. Топ-топ. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
Н. Метлов. Котя, котенька-коток. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне». А. Александров. «Школа игры на
трёхструнной домре»
Русская народная песня «Во поле берёза стояла». Гармонизация Н. Римского-Корсакова. А.
Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
Н. Метлов. Паук и мухи. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
Д. Кабалевский. Маленькая полька. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
В. Агафонников. Сюита «Музыкальные игры». «Юный домрист», сост. Н. Бурдыкина
Русская народная песня «Скок, скок, поскок». Обр. Е. Туманян. «Юный домрист», сост. Н.
Бурдыкина
В. Ребиков. Воробышек. «Юный домрист», сост. Н. Бурдыкина
Т. Потапенко. Грибы. «Юный домрист», сост. Н. Бурдыкина
В. Благ. Чудак. «Юный домрист», сост. Н. Бурдыкина
Д. Кабалевский. Игры. В. Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре»
Э. Левина. Неваляшки. В. Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре»
Л. Бетховен. Сурок. В. Круглов. «Школа игры на домре»
Второй год обучения
Примерный список произведений
1. Чешская народная песня «Аннушка». Гармонизация В. Ребикова. А. Александров. «Школа
игры на трёхструнной домре»
2. Д. Кабалевский. Прогулка. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
3. Д. Кабалевский. Свет и тени. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
4. Л. Бетховен. Сурок. А. Александров «Школа игры на трёхструнной домре»
5. В. А. Моцарт. Вальс Фа мажор. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
6. И. С. Бах. Гавот Ре мажор. В. Круглов. «Школа игры на домре»
7. В. А. Моцарт. Аллегретто. В. Круглов. «Школа игры на домре»
8. Русская народная песня «Я на камушке сижу». Обр. Н. Римского-Корсакова. В. Круглов
«Школа игры на домре»
9. Русская народная песня «Исходила младешенька». Обр. Н. Римского-Корсакова. «Юный
домрист», сост. Н. Бурдыкина
10. Русская народная песня «Белолица, круглолица». Обр. С. Фурмина. «Юный домрист», сост.
Н. Бурдыкина
11. Русская народная песня «Ай, утушка луговая». Обр. Н. Любимовой. «Юный домрист», сост.
Н. Бурдыкина
18
12. Русская народная песня «Соловьём залётным». Обр. А. Комаровского. «Юный домрист»,
сост. Н. Бурдыкина
Третий год обучения
Примерный список произведений
1. Русская народная песня «Вы послушайте, ребята». Обр. А Александрова. «Юный домрист»,
сост. Н. Бурдыкина
2. Русская народная песня «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С. Фумина. «Юный домрист», сост. Н.
Бурдыкина
3. Т. Хренников. Колыбельная Светланы. В. Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре»
4. Русская народная песня «Как под яблонькой». Обр. В. Андреева. В. Чунин. «Школа игры на
трёхструнной домре»
5. Д. Кабалевский. Этюд ля минор. В. Круглов. «Школа игры на домре»
6. Д. Кабалевский. Вприпрыжку. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
7. Д. Шостакович. Маленький марш. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
8. С. Сарьян. Кукла спит. А. Александров. «Школа игры на трёхструнной домре»
9. Г. Беренс. Этюд ре мажор. В. Круглов. «Школа игры на домре»
10. В. Калинников. Журавель. «Юный домрист». Сост. Н. Бурдыкина
2. Методическая литература
Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. Москва, 1990
Александров А. Азбука домриста. Москва, 1963
Бендерский Л. Киевская школа воспитания исполнителей на народных инструментах.
Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург. Диамант, 1995
Вольская Т., Гареева И. Технология красочных приёмов игры на домре. АСБАУ.
Екатеринбург, 1995
6. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. I, II.
Свердловск. 1986, 1990.
7. Гареева И. Ступени мастерства домриста. Екатеринбург. АСБАУ.1996
8. Методика обучения игре на домре. Екатеринбург. 1988. Гилельс Е.
9. Ежедневные упражнения скрипача. Изд. 3. Светский композитор. Москва,1985
10. Дьяконова И. Азбука домриста. Тетрадь I, II. Москва. Классика, 2004
11. Климов Е. Совершенствование игры на трёхструнной домре. Москва, 1972
12. Круглов В. Искусство игры на трёхструнной домре. М., 2001
13. Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003
14. Круглов В. Новые приёмы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сборнике
Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып. 74. М. 1984
15. Лаптев В. Народные песни и пьесы для домры. Екатеринбург. 1988
16. Лаптев В. Сборник концертов для домры. Екатеринбург. 1997
17. Лукин С. Методика работы над новым репертуаром для домры. Выпуск I. Москва, 2003
18. Маккиннон Л. Игра наизусть. Москва. Классика – XXI.2004
19. Михайлов Г. Самоучитель игры на мандолине и 4-х стр. домре. Москва. Музгиз, 1957
20. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трёхструнной домре. М.,
2003 Олейников Н. Сборник этюдов и упражнений, 1974
21. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1987
22. Олейников Н. Альбом домриста. Екатеринбург,1991
1.
2.
3.
4.
5.
19
23. Олейников Н. Избранные произведения в переложении для 4-х стр. домры. Екатеринбург,
1984
24. Олейников Н. Хрестоматия для домры. Екатеринбург, 1982
25. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993
26. Попонов В. Школа игры на 4-хстр. домре. Москва. Музыка, 1976
27. Сибирёва Н. Популярные мелодии для домры. Тетрадь I, II. Челябинский институт культуры
28. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Ленинград, 1968
29. Ставитский З. Начальное обучение игры на домре. Санкт- Петербург. Музыка, 1984
30. Сапожников С. Этюды русских и советских композиторов. Москва. Музыка, 1972
31. Терликова Л. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для
преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Москва, 1989
32. Пьесы для домры. Пер. Зверев А. Санкт – Петербург, 1998
33. Чунин В. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и
исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95. Москва, 1987
34. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., Чунин В. Развитие художественного
мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Москва, 1988
35. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на
народных инструментах. Ленинград, 1975
3. Учебная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Азбука домриста для трёхструнной домры. Составитель Разумеева Т. М., 2006
Азбука домриста. Выпуск 2. Составитель И. Дьяконова. М., Классика- XXI,2004
Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С-Петербург, 2002
Альбом для детей. Выпуск 1. Составитель Евдокимов В., Москва, 1986
Альбом для детей. Выпуск 2 . Составитель Демченко Л. Москва,1988
Альбом для детей и юношества Выпуск 3. Составитель Чунин В. М., 1987
Альбом начинающего домриста. Выпуск 1. Москва, 1969
Альбом начинающего домриста. Выпуск 2. Составитель Фурмин С. Москва, 1970
Альбом ученика – домриста. Выпуск 1. Сост. Герасимов В. Киев, 1971
Альбом ученика – домриста. Выпуск 2. Сост. Литвиненко С. Киев, 1973
Бейгельман Л. 50 этюдов для трёхструнной домры. Москва, 2000
Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трёхструнной домры. Москва, 1996
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. Москва, 1963
Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приёмов игры на домре.
Екатеринбург, 1995
Городовская В. Новые сочинения для трёхструнной домры. Москва,1996
Джоплин С. Регтаймы для трёхструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2002
Домра с азов. Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
Домристу – любителю. Выпуск 1. Составитель Дроздов, М. Москва, 1977
Домристу – любителю. Выпуск 2. Москва, 1978
Домристу – любителю. Выпуск 3. Составитель Шелмаков И. Москва, 1979
Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трёхструнной домры. М., 2002
Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры. С-Петербург, 1998
Знакомые мелодии. Выпуск 1. Составитель Александров А.М., 1969
Знакомые мелодии. Выпуск 2. Составитель Лачинов А. Москва, 1970
Золотая библиотека пед. репертуара. Нотная папка домриста. Составитель Чунин В., 2003
20
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
Камалдинов Г. Пьесы и этюды. Москва, 1983
Концертные пьесы. Выпуск 14 Составитель Крючков А. Москва, 1987
Концертные пьесы. Выпуск 15 Составитель Чунин В. Москва, 1987
Концертный репертуар домриста. Москва, 1962
Концертные произведения для домры и фортепиано. Выпуск 4. Сост. Семаков С. Петрозаводск,
2006
Круглов В. Пьесы для трёхструнной домры. Москва, 1998
Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трёхструнной домры Москва, 1999
Лаптев В. Концерты для домры. Москва, 1997
Лёгкие пьесы. Выпуск 1. Составитель Лачинов А. Москва, 1958
Лёгкие пьесы. Выпуск 2. Москва, 1959
Лёгкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 2000
Мироманов В. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. М., 2006
Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. Составитель Иванов В., С-Петербург, 2002
Начинающему домристу. Выпуск 1. Москва, 1969
От классики до джаза. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2007
Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Выпуск 1. Составитель Климов Е. Москва,1972
Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Выпуск 5. Составитель Александров А. Москва,
1982
Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Выпуск 5. Составитель Красноярцев А. Москва,
1982
Педагогический репертуар домриста Составитель Шитенков И.М., 1985
Первые шаги. Выпуск 1. Москва, 1964
Первые шаги. Выпуск 13. Составитель Александров А. Москва, 1974
Первые шаги. Выпуск 14 Составитель Климов Е.Москва,1975
Первые шаги. Выпуск 15 Составитель Викторов В. Москва, 1976
Петров Ю. Десять этюдов. Ленинград, 1965
Пильщиков А. Этюды. Ленинград,1982
Популярные произведения. Выпуск 1. Москва, 1969
Произведения советских композиторов. Сост. Александров А. Москва, 1970
Популярные джазовые композиции для трёхструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2003
Произведения Н. Будашкина в переложении для домры и балалайки. Тетрадь 1. Составитель
Дьяконова И., 2004
Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20
веков. Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007
Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ. Составитель Зверев А.,
С-Петербург, 1998
Пьесы. Выпуск 1. Составитель Александров А. Москва, 1961
Пьесы. Выпуск 2. Москва, 1962
Пьесы. Выпуск 1. Составитель Шитенков И. Ленинград, 1972
Пьесы для трёхструнной домры. Тетрадь 1. С-Петербург, 1998
Пьесы для трёхструнной домры. Тетрадь 2. С-Петербург, 1998
Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
Пьесы советских композиторов. Составитель Шитенков И.Л., 1975
Пьесы. Составитель Шитенков И. Ленинград, 1983
Пьесы. Выпуск 2. Составитель Шитенков И. Л., 1985
21
Репертуар домриста. Выпуск 9 Составитель Фурмин С. Москва, 1973
Репертуар домриста. Выпуск 11. Москва, 1975
Репертуар домриста. Выпуск 12. Составитель Гнутов В. Москва, 1976
Репертуар домриста. Выпуск 14. Составитель Евдокимов В. Москва, 1978
Репертуар домриста. Выпуск 15. Составитель Лобов В. Москва, 1979
Репертуар домриста. Выпуск 16. Москва, 1979
Репертуар домриста. Выпуск 20. Составитель Шелмаков И. Москва, 1982
Репертуар домриста. Выпуск 22. Составитель Круглов В.П., 1984
Репертуар домриста. Выпуск 25. Составитель Лобов В. Москва, 1986
Репертуар домриста. Выпуск 30. Москва, 1991
Репертуар начинающего домриста. Выпуск 1. Составитель Яковлев В. Москва, 1979
Сборник пьес. Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Ленинград, 1984
Старинные вальсы. Составитель Фурмин С. Москва, 1982
Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано. Составитель Глейхман В. Москва, 2007
Упражнение, этюды, пьесы. Составитель Тихомиров В. Москва, 1964
Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. Москва, 1984
Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ. Составитель Лачинов А. Москва, 1968
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ. Составитель Евдокимов В. Москва, 1985
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ. Составитель Чунин В. Москва, 1963
Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ. Сост. Александров А. М., 1971
Хрестоматия. 5 класс ДМШ. Составитель Лачинов А. Москва, 1963
Хрестоматия домриста средние классы. Составитель Дьяконова И., 1995
Хрестоматия для трёхструнной домры. 1 часть. Для средних и старших классов. Составитель
Бурдыкина Н. Москва, 2003
91. Хрестоматия для трёхструнной домры. 2 часть. Составитель Бурдыкина Н. Москва, 2003
92. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ. Составитель Быстрицкая Л.,
С-Петербург, 2005
93. Хрестоматия домриста старшие классы. Составитель Дьяконова И. Москва, 1997
94. Чекалов П. Избранные произведения для трёхструнной домры. Москва, 1978
95. Шалов А. Пьесы в переложении для трёхструнной домры С–Петербург, 2000
96. Шишаков Ю. 12 этюдов. Москва, 1961
97. Этюды. Выпуск 1. Составитель Климов Е. Москва, 1962
98. Этюды. Выпуск 2. Составитель Болдырев И. Москва, 1960
99. Этюды. Выпуск 3. Москва, 1961
100. Этюды. Выпуск 4 . Составитель Климов Е. Москва, 1962
101. Этюды. Выпуск 5. Составитель Блинов Ю. Москва, 1964
102. Юный домрист. Составитель Бурдыкина Н. Москва, 1998
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
22