Музыкальный инструмент (клавишный синтезатор) 3 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(Клавишный синтезатор)

Для учащихся 1 – 3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 5
от «06» июня 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Болдырева

Анна

Людвиговна,

преподаватель

высшей

квалификационной категории по классу скрипки муниципального
бюджетного

учреждения

дополнительного

образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Руданина Марина Юрьевна, заместитель директора по учебновоспитательной работе муниципального
дополнительного

образования

музыкальная школа № 1»

2

бюджетного

«Краснотурьинская

учреждения
детская

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Современны технологии и методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - клавишный синтезатор» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на клавишном синтезаторе в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного учреждения «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее –
Школа).
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для
приобщения обучающихся к музыкально-творческой деятельности с помощью музыкального
инструментария нового поколения, построенного на основе цифровых технологий.
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения - занятие очень
увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности,
стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант
должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из
сторон его профессионализма.
В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает
клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности - электронному
музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации
образования, что и привело к необходимости создания дополнительной общеразвивающей
программы.
Клавишный синтезатор предъявляет музыканту иные, по сравнению с традиционными
механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные
требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора,
исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в
своем творчестве все эти виды деятельности. Благодаря использованию компьютерных
технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает
более простые формы.
Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и
увлекательным, но одновременно - простым и продуктивным.
Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством музыкального обучения.
Широкий
фронт
музыкально-творческой
деятельности
позволяет
преодолеть
одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения,
способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере ег о
музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет
значительно расширить круг вовлечённых в неё детей.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования срок реализации дополнительной
общеразвивающей программы составляет 2 года 9 месяцев для детей в возрасте от 9 до 17 лет
включительно. По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы
выпускникам выдаётся документ, форма которого разработана МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ
4

№ 1» самостоятельно. Возможна реализация программы в сокращённые сроки, а также по
индивидуальным учебным планам.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по дополнительной
общеразвивающей программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте. Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор» со сроком обучения 2 года 9 месяцев,
продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в
год.
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор» со сроком обучения 2 года 9 месяцев
составляет 420 часов. Из них: 210 часов - аудиторные занятия, 210 часов - самостоятельная работа.
Вид
учебной
аттестации

работы,

Затраты учебного времени

нагрузки,

Всего
часов

Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

1-й год
2
19
16
32
38
32
38
64
76
1

2-й год
3
16
32
32
64

4
19
38
38
76

3-й год
6
19
16
32
38
32
38
64
76
5

210
210
420

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий; индивидуальная, продолжительность
урока - 40 минут.
Главная задача, стоящая перед современной музыкальной педагогикой - всестороннее
комплексное воспитание учащихся. Важную роль в этом процессе играет совершенствование
преподавания на основе широкого использования методов и форм обучения, способствующих
развитию у детей интереса к музыке и пробуждению их творческих сил.
Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на
основные, дополнительные и формы самообразования обучающихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учеником.
Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и
воспитания каждого ребёнка.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

5

5. Цели и задачи учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор»
Цели:
 обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося;
 освоение навыков игры на клавишном синтезаторе, направленных на формирование
всесторонне развитой, творческой личности;
 приобщение обучающихся к музицированию на клавишном синтезаторе в самых
разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и
исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, создания оригинальных электронных тембров,
импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности обучающихся, их
эстетической и нравственной культуры;
 изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
 формирование практических умений и навыков игры на клавишном синтезаторе.
Задачи:
 изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его
звуковым материалом и средствами внесения в него различных корректив, а также с некоторыми
методами звукового синтеза;
 освоение приемов управления фактурой музыкального звучания, связанных с различными
режимами игры;
 получение базовых знаний по музыкальной грамоте и теории: гармонии (интервалы,
аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры
гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы,
вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке
(классификация электронных голосов и методы их применения), звукорежиссуре (способы
формирования объема звучания, его окраски и пространственного расположения с помощью
звукорежиссерских эффектов различного вида);
 освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора,
приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также
некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры
на электронной клавиатуре;
 совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности: электронной
 аранжировке и исполнении музыки, чтении с листа, игре в ансамбле, подборе по слуху,
импровизации и элементарном сочинении;
 гармоничное развитие композиторских, исполнительских и звукорежиссерских
способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством, развитие у обучающихся
интереса к музыкальной деятельности, хорошего музыкального вкуса;
 развитие воображения, мышления, воли - качеств личности, необходимых для
осуществления творческой деятельности;
 духовное возвышение обучающихся путем приобщения их к художественному творчеству;
 их эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального
искусства;
 нравственное обогащение обучающихся через освоение содержания музыкальных
произведений, ознакомление с зашифрованными в их тексте авторскими оценками событий
художественного повествования, стремление самому осмыслить и воплотить в звуки собственные
6

чувства, оценку своих помыслов и поступков по формируемым в процессе музыкального
творчества критериям прекрасного и безобразного;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
 воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
 основные группы голосов и паттернов электронного инструмента;
 базовые компоненты музыкальной грамоты;
 интервалы, хроматическую гамму, аккорды и их обращения, тональности и др.;
 компоненты музыкальной формы: гармонию, фактуру, тембр и их роль в построении
содержательного музыкального целого;
 простые формы, вариации и рондо
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
 грамотно исполнять музыкальные произведения;
 разучивать произведения различных жанров и стилей;
 создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
 преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального
произведения
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются «Рекомендации по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание
учебного предмета".
7. Современные технологии и методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие технологии и методы обучения:
 технология образовательного проектирования - программирование планируемого
результата по системе: целевой компонент, содержательный компонент, операционнотехнологический компонент, диагностико - результативный;
 проблемно-поисковая технология - самостоятельность музыкального мышления
обучающихся в процессе активного познания музыкального искусства;
 открытие неизвестного, нового.
 методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
 методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
 метод соучастия;
7











метод импровизации;
аналитический метод;
инновационные методы;
словесный;
наглядный;
практический;
метод активизации зрительного и слухового восприятия;
метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий).
8. Описание материально-технических условий реализаций учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету
«Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор»
имеются в наличии учебные кабинеты - классы для индивидуальных занятий и зал для
концертных выступлений. Оборудование учебного кабинета: 1 - 2 фортепиано, клавишный
синтезатор на подставке.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечивается наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, полифонических произведений, произведений крупной формы,
ансамблей, сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных
словарей, энциклопедий.
Средства обучения:
Клавишный синтезатор Yamaha PSR - 295, Yamaha PSR Е - 403 - 1 шт.
Клавиатура: 61 динамически чувствительная клавиша, 5 октав.
Максимальная полифония: 32 голоса.
Тоны: 487 реально звучащих инструментальных голосов, в том числе 361 XG lite на модели
Yamaha PSR - 295; 504 (116 стандартных + 361 XG lite + 12 ударные/звуковые эффекты +15
арпеджио) на модели Yamaha PSR Е - 403.
Тип дисплея: LCD дисплей 92x42 мм с подсветкой.
Коммутация: порт USB (То Host), Headphones, AUX Pedal, DC In.
Эффекты: реверберация (9), хорус (4), эквалайзер (preset master EQx5); функции Dual, Split.
Секвестор: 5 песен, 6 каналов, 10000 нот/5500 аккордов.
Обучающая программа: Waiting, Your tempo, Minus one, Repeat Learn, Chord Dictionary,
demo/help.
II. Учебно - тематический план
1-й год обучения
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Знакомство с инструментом - Синтезатор.
Функциональная характеристика клавишного синтезатора.
Изучение панели синтезатора.
Игра в режимах Split, Dual.
Авто-аккомпанемент.
Работа над репертуаром.
Всего:
8

Количество часов
1
1
4
10
20
34
70

2-й год обучения
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Настройка синтезатора.
Особенности гармонизации для синтезатора.
Авто-аккомпанемент.
Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе.
Простейшие основы импровизации.
Чтение нот с листа, подбор по слуху.
Игра в ансамбле.
Работа над репертуаром.
Всего:

Количество часов
1
2
8
5
9
5
10
30
70

3-й год обучения

№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Запись музыки на многодорожечный секвенсор инструмента.
Акустика и эффекты.
Аранжировка сочинённых произведений.
Жанровая импровизация.
Работа с ритмом.
Игра в ансамбле.
Работа над репертуаром.
Подготовка к концертным выступлениям.
Всего:

Количество часов
8
6
7
5
7
5
28
4
70

III. Содержание учебного предмета
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - клавишный синтезатор» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного
материала по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и
умения в изучении нового материала.
Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого
знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения
музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - клавишный синтезатор» соответствует направленности общеразвивающей
программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования раскрывают содержание теоретических и практических навыков,
приобретённых обучающимися при изучении каждой запланированной темы из учебно тематического плана учебной программы.
Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

9

1. Годовые требования
Содержание программы 1 год обучения
Тема 1: «Знакомство с инструментом - клавишный синтезатор»
Теория: Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства
электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с
синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от
электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).
Тема 2: «Функциональная характеристика клавишного синтезатора»
Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style,
Топе. Главные клавиши управления: Family [<] [>], Select [<] [>], Start/Stop, Sync Start.
Практика: Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select, воспроизведение
партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start.
Тема 3: «Изучение панели синтезатора»
Теория: Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно
получить доступ к таким настройкам: Metronome, Volume, Octave, KeySplit (точка разделения
клавиатуры).
Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения,
с использованием клавиши - Function, Family, Select.
Тема 4: «Игра в режимах Split, Dual»
Теория: Split - разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой
руками без автоаккомпанемента). Dual - наложение тембров (для добавления к партии правой руки
ещё одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).
Практика: Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Dual,
регулировка громкости каждого голоса - Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого
тембра.
Тема 5: «Авто-аккомпанемент»
Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента - Intro, Original,
Variation, Fill, Ending, Balance, ритмический секвенсер. Основные действия при игре с
автоаккомпанементом.
Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением - Arranger Band, Start/Stop, выбор
стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.
Тема 6: «Работа над репертуаром»
Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных
возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание
средств
художественной
выразительности,
овладение
исполнительскими
штрихами,
формирование умений в области регуляции звучания.

10

Содержание программы 2 год обучения
Тема 1: «Настройка синтезатора»
Теория: Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split,
Dual, октавы, параметры Kb Set.
Практика: самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального
произведения.
Тема 2: «Особенности гармонизации для синтезатора»
Теория: Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа.
Изменение гармонии зависит от скорости темпа.
Практика: Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной
гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.
Тема 3: «Авто-аккомпанемент»
Теория: Продолжение работы с программой интерактивный аранжировщик, расширение функций
авто-аккомпанемента.
Практика: Воспроизведение стилей другими способами, регулирование громкости стиля,
воспроизведение стиля с аккордами, но без ритма (остановка аккомпанемента).
Тема 4: «Освоение простейших приёмов аранжировки»
Теория: Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.
Практика: Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых
средств.
Тема 5: «Простейшие основы импровизации»
Теория: Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.
Практика: Имитация голосов животных и птиц, изображение диалогов животных, упражнения по
определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций:
«сигнал трубы», «клаксон
автомобиля», "гудок тепловоза" и др.
Тема 6: «Чтение нот с листа, подбор по слуху»
Теория: Развитие навыков разбора и разучивания пьес. Концентрация внимания, слуховой
контроль. Знакомство с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного
выступления, приобретение навыков комплексного восприятия текста и тренировка в
непрерывной читке нот. Развитие аккордового мышления.
Практика: Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок и несложных песен, а
затем игра песенных мелодий без сопровождения и с авто-аккомпанементом. Транспонирование
песенных мелодий, а затем несложных пьес и этюдов в ближайшие тональности.
Тема 7: «Игра в ансамбле»
Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.
Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков
полифонического слуха, умение «поймать» свою партию с любого места.
Тема 8: «Работа над репертуаром»
Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных
11

возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.
Практика: Упражнения в виде различных последовательностей пальцев в пределах позиции руки
от различных звуков и с перемещениями по октавам или секвенционно. Работа над пальцевой
техникой на различного вида упражнениях (в том числе типа мордента, группетто, коротких
трелей и других мелизмов), а также над развитием навыков свободных кистевых движений путём
игры интервалов и постепенного перехода к работе над октавами. Развитие образного мышления,
фантазии.
Содержание программы 3 год обучения
Тема 1: «Запись музыки на многодорожечный секвенсор инструмента»
Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры - мелодия, бас, гармонические голоса,
подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер. Режимы записи
- ALL, Count - In, Single, Punch I/O.
Практика: Запись на 16 - трековый рекодер инструментов в режимах ALL, Count - In, Single,
Punch I/O.
Тема 2: «Акустика и эффекты»
Теория: Р1роцессор мульти-эффектов - MFX, реверберация.
Практика: С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.
Тема 3: «Аранжировка сочинённых произведений»
Теория: Опорные тоны мелодии, мелодическая интонация и форма, вспомогательные и
проходящие звуки, гармонизация.
Практика: Определение стиля сочинённого произведения, формы; гармонизация, подбор средств
художественной выразительности.
Тема 4: «Жанровая импровизация»
Теория: Жанры: марш, танец, песня. Фактурные варианты аккомпанементов в этих жанрах.
Секвенция. Мелодическая импровизация и орнаментика. Орнаментика народной музыки,
особенности гармонизации.
Практика: Импровизация в разных жанрах, в различных народных стилях, гармонизация;
использование при гармонизации мелодии главных ступеней лада (I - IV - V), подбор басового
голоса с применением этих ступеней. Игра простых секвенций на синтезаторе. Импровизация
орнаментики в изучаемых произведениях.
Тема 5: «Работа над ритмом»
Теория: Знакомство со стилями и направлениями музыки с помощью демонстрационных сонгов.
Деление на основные музыкальные направления, жанры. Использование автоматически
записанных к каждому стилю вступления, ритмических вставок и окончания.
Практика: Запись стиля на дорожку аккомпанемента. Использование мелодий с постепенно
усложняющимся метроритмическим рисунком.
Тема 6: «Игра в ансамбле»
Теория: Выработка специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во
время игры на электронной клавиатуре, а также умения подстраивать исполнение своей партии к
требованиям ансамблевого звучания.
12

Практика: Развивать умение слушать не только себя, но и партнёра, а также общее звучание всей
фактуры произведения. Активизировать фантазию и творческое начало. Воспитывать умение
увлечь своим замыслом, а при необходимости подчиниться интересам партнёра. Используя
множество трековых дорожек для записи и исполнения, уметь одновременно воспроизводить
партии большого количества инструментов.
Тема 7: «Работа над репертуаром»

Теория: Знакомство с различными танцевальными жанрами, их стилистическими особенностями.
Знакомство с лучшими образцами виртуозных произведений. Знакомство с разнообразными
песенными жанрами.
Практика: Системность и поступательность в техническом развитии. Единство художественного
и технического развития учащегося с учётом индивидуального подхода. Технические трудности и
пути их преодоления. Подчинение технических трудностей яркому, содержательному замыслу.
Ученик должен знать:
 электронные голоса из банков оркестровых, народных, электронных и ударных
инструментов и возможности их трансформации с помощью средств звукового синтеза;
 паттерны наличного интерактивного инструмента и способы их редактирования;
 спецификацию МИДИ;
 возможности редактирования и обработки звучания в процессе создания фонограммы;
 основные понятия музыкальной грамоты, гармонии и фактуры: трезвучия и септаккорды
побочных ступеней, аккорды с альтерацией и задержанием, отклонение и модуляцию, квинтовый
круг, функции голосов фактуры, голосоведение, особенности взаимодействия тембра и фактуры;
 композиционные построения: сложная трехчастная, сонатная и циклические
формы
Ученик должен уметь:
 художественно убедительно пользоваться в своей музыкальной деятельности широким
кругом специфических средств клавишного синтезатора: многотембровостью, звукорежиссерской
обработкой, звуковым синтезом, автоаккомпанементом, мультипанелью, секвенсером и др.;
 бегло ориентироваться в понятиях музыкальной теории (гармония, фактура,
инструментовка, звукорежиссура, композиционная форма) и грамотно применять ее правила и
закономерности в процессе электронного музицирования;
 ярко и образно воплощать средствами электронной аранжировки и исполнения
музыкальные произведения, относящиеся к различным жанрам и стилям;
 достаточно уверенно читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху музыкальные
произведения;
 импровизировать и сочинять для электронного инструмента несложные пьесы
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
 иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
 свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного
инструмента;
 уметь работать в оперативных режимах: Normal, Split, Dual;
 ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
13

 знать основные тембры голосов;
 знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
 создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной
эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
 владеть панелью управления синтезатора;
 уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
 читать с листа;
 уметь импровизировать;
 уметь сочинять
V. Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент - клавишный синтезатор» являются:
 текущий контроль успеваемости обучюащихся,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер.
 Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в
журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,
академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и
прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
14

В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Оценка «5» («отлично»):
 артистичное поведение на сцене;
 увлечённость исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
 слуховой контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание чувства формы;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие
Оценка «4» («хорошо»):
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
 грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
 недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
 стабильность воспроизведения нотного текста;
 выразительность интонирования;
 попытка передачи динамического разнообразия;
 единство темпа
Оценка «3» («удовлетворительно»):








неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
' слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
однообразие и монотонность звучания

Оценка «2» («неудовлетворительно»):







частые «срывы» и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость

15

VI. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В основе формирования способности к игре на синтезаторе как творческой способности
лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки.
Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего,
их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств
музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с
другими, а также - их содержательных возможностей в музыкальном целом.
В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым
элементом музыки гомофонно-гармонического склада, её «монадой», порождающей все другие
элементы музыкального целого, является мелодия. Все другие элементы музыкального целого по
отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо - гармонический каркас
послужит её «фундаментом», а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования
составят красочно - орнаментальный слой музыкальной мысли.
Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонногармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних
функциональных связей. Кроме того, эта схема служит моделью формализации музыкальной
деятельности, на которую ориентирована конструкция современного популярного синтезатора,
поэтому вполне закономерным будет взять её за основу в систематизации музыкальновыразительных средств при изучении теории в рамках обучения электронному музицированию.
Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное
взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в
виде свода правил. Так в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного
музицирования, обучающиеся всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и
гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении; в работе над фактурой «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развёртывания музыкальной мысли,
выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и
регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием
фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии,
выразительности); в работе над инструментовкой - при смене музыкальной мысли обновлять
тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения
мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки
и т.д.
Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных
педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания
ученика для данной практики становятся лишь в случае их косвенного воздействия на неё, и они
никак не могут подменить собой воображения обучающегося.
Эффективным для музыкального развития обучающихся является такое введение нового
теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики.
Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему,
и новые горизонты теории открываются ему в процессе решения этой проблемы. Данный метод
позволяет на уроке сохранить высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведёт к
более глубокому её усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера
является такая направленность в подборе музыкального материала, когда каждый последующий
пример включает в себя какие-то новые сложности, требующие своего теоретического
16

осмысления.
В учебно-творческой практике вполне допустимы случаи, когда ученик берётся за
музыкальное произведение, аранжировка которого ставит перед ним отдельные заведомо
непреодолимые на данный момент трудности. В этом случае в целях поддержания творческого
интереса ученика педагог, выполняя эти трудные операции, может в своих объяснениях затронуть
теоретический материал из последующих разделов программы, тем самым подготавливая почву
для их целостного изучения в будущем.
С другой стороны, прохождение каждой новой теоретической темы предполагает
постоянное повторение пройденных, обращение к которым диктует творческая практика
обучающихся. Такие методы «забегания вперёд» и «возвращения к пройденному», определяя
собой многократное обращение обучающихся к важным для творческой практики
теоретическим проблемам, придают объёмность их «линейному», последовательному и
систематическому изложению в данной программе и способствуют их лучшему усвоению.
Чтобы подвести школьников, особенно младших, к системе музыкальных понятий,
освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать
к образным сравнениям.
Например, необходимое для формирования творческих действий ученика представление об
иерархии музыкально-выразительных средств можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией
станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии, - дом, в котором эта кошка
живет. При этом ритмо - гармонический комплекс найдёт свою аналогию в форме этого дома, бас
- в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня - тоника, доминанта и
субдоминанта, фактура отразится в отделке, а тембр - в раскраске дома.
Ту же трёхслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить
корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Ещё пример: «бас - кенгуру» любит «прыгать» по
квартам, а если «шагом» пройти расстояние, которое наш «кенгуру» преодолевает в два прыжка
(I-IV, V-I), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (I-II-III-IV, V-VI-VII-I). и т.д.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются
пусть необходимыми, но всё же средствами для достижения главной цели обучения - приобщения
к практике музицирования на основе клавишного синтезатора. Главным методом организации
творческой практики обучающихся выступает опора на систему усложняющихся творческих
заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных
произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из
четырёх основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки,
отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий опирается
на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в
опоре на метод расчленения сложной задачи на простые составляющие.
Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую
из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их
чередования. Поэтому важным методом обучения аранжировке является разъяснение ученику
последовательности действий, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися
концентрическими кругами от самых общих параметров будущей аранжировки к всё более
частным. Например, при составлении проекта аранжировки ученик должен последовательно
определить её жанрово-стилистическую направленность и линию драматургического развития,
выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания фактуры.
При отборе звуковых средств он также последовательно должен выбрать подходящий
17

режим игры на синтезаторе, затем, если выбран интерактивный режим музицирования,
приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима
исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по
звукорежиссёрским параметрам.
Совершенствованию работы ученика над аранжировкой на всех её этапах - от анализа
текста оригинала до внесения корректив в готовый продукт будет способствовать метод авторской
интроспекции. Суть его сводится к вовлечению учеников в творчество путём показа им
определённых сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно
привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных
действий по созданию аранжировки для цифровых инструментов.
Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения
вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими
обучающимися помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных
возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию
музыкального воображения и мышления обучающихся.
Методы критики и самокритики призваны культивировать у ученика чувство творческой
неудовлетворённости, основанное на противоречии между воображаемым, идеальным образом
данной аранжировки и её конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь
обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования, и тем самым это
чувство становится психологической основой для развития художественного мастерства.
Если ученик сумел грамотно выстроить аранжировку, то это ещё не означает, что он в
целом справился с творческим заданием - эту аранжировку нужно ещё воплотить в звуки, то есть
исполнить на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нём близка фортепианной,
поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике по решению таких
проблем как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и
т.п. может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем в условиях обучения игре
на синтезаторе.
Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели
синтезатора, многими исполнительскими параметрами, к которым относятся: тембр, динамика,
артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, мультипады, автоаккомпанемент, темп, агогика,
воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др., значительно
облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте, снимает многие проблемы
работы над туше, развития беглости пальцев, накладывающие порой столь характерный отпечаток
на весь процесс обучения игре на фортепиано. В связи с этим значение различных упражнений на
развитие беглости пальцев, гамм, этюдов в обучении игре на синтезаторе по сравнению с
фортепиано падает.
Зато появляются новые специфические технические проблемы, например, переключение
режимов звучания во время игры, достижение ритмической синхронности игры под
автоаккомпанемент, освоение лёгкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий
всей руки, плеча, корпуса и т.п. Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу
выучивания пьесы, ученику может быть предложен ряд упражнений, направленных на
формирование необходимых навыков. Так, для достижения синхронности игры под
автоаккомпанемент рекомендуется хорошо выучить текст, исполнять его под электронный
метроном, играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента, играть
один автоаккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя и т.д.
Опыт работы над аранжировкой и игровые навыки, на которые опирается ученик при
18

звуковом воплощении на электронном инструменте различных музыкальных произведений,
становятся ключом для выполнения им других творческих заданий, связанных с подбором по
слуху, элементарным сочинением и импровизацией. Методы приобщения к этим видам
творческой деятельности схожи со слуховым методом обучения игре на фортепиано, поскольку
перед учащимися в обоих случаях возникают те же проблемы: формирование зрительно-слухомоторных связей, овладение «звуковыми моделями» музыкального языка и способами их
использования, развитие фантазии, игровой техники и т.п.
Вместе с тем в этих методах есть и некоторые отличия, определяемые
спецификой цифрового инструмента. Так теряет свою практическую значимость деятельность,
связанная с транспонированием, поскольку эту функцию берёт на себя электроника, и можно
легко транспонировать музыкальное построение на любой интервал, нажав соответствующую
кнопку на панели инструмента. В практике электронной аранжировки постепенно, как бы сами
собой формируются и навыки элементарного сочинения. Упрощается процесс подбора по слуху в
связи с введением автоаккомпанемента в партии левой руки.
Значительно укорачивается путь выработки навыков импровизации, так как режим
автоаккомпанемента вместе с упрощением игры позволяет получить красочно оформленный
ритмический рисунок сопровождения, стимулирующий мелодическую фантазию импровизатора.
На начальных этапах обучения игре на синтезаторе может быть рекомендован метод
совместной импровизации учителя и ученика. Например, ученик играет в определённой
ритмической последовательности несколько нот басовой партии в режиме casio chord (или single
finger), что позволяет полностью инициировать звучание автоаккомпанемента, а учитель
импровизирует мелодию. Затем педагог и ученик меняются ролями. Если первое упражнение
помогает ученику осмыслить ритмо - гармоническую основу импровизации, то второе как бы
подталкивает его к осмысленному звуковедению в партии верхнего голоса.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально - творческой деятельности
ученика, можно выделить связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на неё «извне», путем создания на музыкальных занятиях обстановки,
предрасполагающей к творчеству.
К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ученику творческих
заданий. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен: яркой образностью музыкального
материала, задевающей его воображение, особой художественной направленностью данного
материала, отвечающей его музыкальному вкусу, эскизностью изложения нотного текста и
необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации),
оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступной в музицировании на цифровых
инструментах даже начинающим ученикам.
Ко вторым относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование
эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата,
внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход.
Значительно оживить урок, придать ему характер творческой соревновательности можно с
помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал клавишного синтезатора
позволяет устраивать некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры.
К ним можно отнести, например, игру в «звуковую угадайку», где один ученик подбирает и
озвучивает на этом инструменте тембры или паттерны, а другой пытается их определить; игру в
«звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых
эффектов синтезатора; игру в «музыкальную цепочку», в которой дети поочередно
импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент учителя и др.
19

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием
различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому
важной задачей педагога по цифровым инструментам является консультирование ученика и
оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов,
художественных выставок, спектаклей, участии в экскурсиях, способствующих расширению его
кругозора.
И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие
в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в
кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на
клавишном синтезаторе с жизнью, и, постепенно превращаясь во внутреннюю потребность
личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого
самоусовершенствования.

20

VII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный
синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для
детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. - М.: Министерство
культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному
образованию, 2013
Красильников И.М. Программа дополнительного художественного образования детей
«Ансамбль клавишных синтезаторов». М., Просвещение, 2007
Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.
Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор - предмет по выбору для
учащихся фортепианного отделения»
Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский
край г. Добрянка, 2010
Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб., Композитор, 2001
Методические пособия и сборники

Алпарова Н.Н. Универсальный синтезатор: от фолька до саундтрека. Ростов-на-Д., Феникс,
2009
2. Бажов С. Школа игры на синтезаторе. СПб., Композитор, 2016
3. Красильников И.М., Кузьмичева Т.А. Произведения для клавишного синтезатора. Волшебные
клавиши. Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных
школ и детских школ искусств. М., ВЛАДОС, 2008
4. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или
фортепиано. Издание 2-е. - Ростов-на-Д., Феникс, 2007
5. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие, Ростов-на-Д., Феникс,
2008
6. Лысак А. Джазовый альбом для фортепиано и синтезатора. Для учащихся младших и средних
классов ДМШ. Ростов-на-Д., Феникс, 2012
7. Лысенко В.В. Учимся играть на синтезаторе. Методическое пособие для учащихся ДМШ,
ДШИ. Издание второе. Ростов-на-Д., Феникс, 2013
8. Михуткина Н. Школа юного аранжировщика. Учебно-методическое пособие для учащихся
младших классов. Ростов-на-Д., Феникс, 2011
9. Мой инструмент синтезатор. Nostalgie. Популярные мелодии. СПб., Композитор, 2013
10. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых переложений популярных
мелодий. Выпуск 3. М., 2008
11. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых переложений популярных
мелодий. Выпуск 4. М., 2006
12. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых переложений популярных
мелодий. Выпуск 12. М., 2006
13. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых переложений популярных
мелодий. Выпуск 14. М., 2006
14. Обучение с увлечением. Нескучная антология облегчённых переложений популярных
мелодий. Выпуск 15. М., 2007
15. Орлова Д. Музыкальные краски 1. Учебное пособие для синтезатора. Младшие классы
детских музыкальных школ и детских школ искусств. СПб., Композитор, 2008
1.

21

16. Орлова Д. Музыкальные краски 2. Учебное пособие для синтезатора. Младшие и средние
классы детских музыкальных школ и детских школ искусств. СПб., Композитор, 2008
14. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1. М.:
Музыка, 2006
15. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 2. М.:
Музыка, 2006
16. Петренко Л.Е. Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 3. М.:
Музыка, 2007
17. Стрелецкий С. Популярный учебник игры на синтезаторе. Учебное пособие. - М.: Изд. В.
Катанский, 2009
18. Терацуян А. Практический курс джазовой импровизации для начинающих. 2-е издание.
Ростов-на-Д„ Феникс, 2013
19. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. - Новосибирск: АртСервис, 2006
20. Тимонин М.Ю. Шедевры мировой классики и эстрады в переложении для синтезатора в 6-ти
выпусках. Новосибирск, 2006
21. Три хита. Джо Лассен. Лёгкое переложение для фортепиано. СПб., Композитор, 2010
22. Трифоновав Н. Играем на синтезаторе «YAMAHA». Учебное пособие, выпуск 2. Средние и
старшие классы детской музыкальной школы. СПб., Композитор, 2012
23. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора, младшие классы. Составители: Красильников
И.М., Клип И.Л. М., Классика-ХХ1, 2006
24. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора, средние классы. Составители: Красильников
И.М., Лискина Е.Е. М., Классика-ХХ1, 2008
25. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора, старшие классы. Составители: Красильников
И.М., Чудина В.П. М., Классика-ХХ1, 2008
26. Хрестоматия. Мой инструмент синтезатор. Составитель Шавкунов И. в 2-х частях. СПб.,
Композитор, 2013

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».