Музыкальный инструмент (скрипка) 4 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(Скрипка)

Для учащихся 1-4 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

Краснотурьинск
2016 год

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 4
от «30» марта 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Гильманова
Светлана
Ивановна,
преподаватель
высшей
квалификационной категории по классу скрипки муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Ревенко
Нелли
Робертовна,
преподаватель
высшей
квалификационной категории по классу скрипки муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
2. Учебно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – скрипка» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на
струнных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Занятия в музыкальной школе приобщают детей к мировым культурным ценностям,
способствуют развитию у ребёнка понимания прекрасного, развивают эмоциональную сферу,
способность сопереживания и понимания искусства в целом, как высшей формы самовыражения
личности. В связи с этим возникла необходимость в новых подходах, позволяющих максимально
облегчить процесс обучения игры на скрипке, сохраняя при этом традиции общего музыкального
образования, художественные достижения русской скрипичной школы.
Свободная возможность поступления в Школу создала приток детей со скромными
способностями, что потребовало создания программы на новой педагогической основе, в которой
также учтены изменения социально-экономической ситуации в стране.
В процессе обучения решаются важные задачи. Преподаватель должен привить
обучающимся интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая их вкус на лучших образцах
музыкального искусства. За время обучения обучающиеся в процессе работы над учебным
репертуаром должны овладеть интонацией и ритмом, достаточной беглостью, хорошим
звукоизвлечением, техникой основных штрихов, т.е. суммой навыков и знаний, позволяющих им
успешно решать музыкально-исполнительские задачи в процессе активного музицирования.
Обучение игре на скрипке занимает особое место в музыкальном образовании ребёнка.
Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области
музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребёнка, помогает развить
его эстетические чувства. При этом освоение скрипичной техники не требует от начинающего
музыканта значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная
игра. Обширный и разнообразный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том
числе, классическую и популярную.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное
обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
присутствие в программе легкой жанровой музыки наравне с академическим репертуаром,
расширение сферы ансамблевого музицирования, использование облегчённых адаптаций
классических произведений.
Данная программа рассчитана на 3 года 9 месяцев обучения для детей в возрасте от 9 до 17
лет включительно. В ней даны примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой
аттестации, репертуарные списки, и список методической литературы.
4

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
способствует формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
обучающихся общения с духовными ценностями, произведениями искусства, привлечению
наибольшего числа детей к художественному образованию.
Данная программа основывается на следующих принципах:
 принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
 принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
 принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с одного с
дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
 принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
 приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающей
программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – скрипка» составляет 3 года 9 месяцев для детей в возрасте от 9 до 17 лет
включительно. По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы
выпускникам выдаётся документ, форма которого разработана муниципальным бюджетным
учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
самостоятельно.
Правила приёма в целях обучения детей по дополнительной общеразвивающей программе
разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», установленных к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их
реализации. Правила приёма детей на обучение по дополнительным общеразвивающим
программам отражены в локальном акте Школы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент – скрипка»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 3 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый классы составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент – скрипка» составляет 560 часов, из них: аудиторные занятия – 280
часов, самостоятельная работа – 280 часов.
5

 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 4 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 4 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76

2-й год
3
4
16
19
32
38
32
38
64
76

3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76

4-ый год
7
8
16
19
32
38
32
38
64
76

280
280
560

4. Форма проведения учебных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок
в форме
индивидуальных занятий, продолжительность урока – 40 минут. Возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая
формы проведения занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии
с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цели учебного предмета: обеспечение развития творческих способностей и
индивидуальности обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков,
позволяющих использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для
знакомства с репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм; изучение в соответствии с программными требованиями репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров; изучение художественно-исполнительских
возможностей инструмента; изучение наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к
самостоятельной деятельности в области музыкального искусства; воспитание активного
слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: приобретение обучающимися
начальных базовых знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и
стилевыми традициями; развитие навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения; развитие навыков по использованию
музыкально-исполнительских средств выразительности, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов;
формирование творческой инициативы, приёмов работы над исполнительскими трудностями;
развитие музыкальной памяти, мышления, слуха; приобретение элементарных навыков
репетиционно-концертной работы в качестве исполнителя; воспитание у детей трудолюбия,
усидчивости, терпения.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста.
6

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
6. Структура программы
Программа содержит следующие разделы:







сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное
обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учётом его возрастных и
психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
 практический (освоение приёмов игры на инструменте);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологический верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традиций сольного
исполнительства на скрипке.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Реализация учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – скрипка» обеспечена:
 доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и
видеозаписей;
 учебной аудиторией для индивидуальных занятий площадью не менее 9 кв. м., оснащена
фортепиано, скрипками (2-3 скрипки), шкафом для хранения нотной и методической
литературы, электронным или акустическим камертоном для точной и удобной настройки
инструмента; метрономом; футлярами для хранения и удобной транспортировки
инструмента.
7

В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания, ремонта и
настройки музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебнометодической и нотной литературой.
В качестве дополнительных источников методического обеспечения предполагается
подключение к поисковым системам, к различным сайтам «Интерната», к сайтам различных
издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – скрипка» рассчитана на 3 года 9 месяцев. В распределении учебного материала по
годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в
изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – скрипка» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учётом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения
Изучение первой позиции. Простейшие виды штрихов - деташе целым смычком и его
частями, легато до четырёх нот на смычок. Начальные виды распределения смычка. Переходы со
струны на струну, плавные соединения движений смычка в его различных частях. Несложные
упражнения для левой руки; опускание и снятие пальцев. Гаммы и трезвучия в наиболее лёгких
тональностях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес.
1. Вводное занятие. Знакомство с инструментом, усвоение названия частей скрипки и смычка.
2. Постановка рук и корпуса. Поочерёдная постановка обеих рук и их дальнейшая
одновременная работа.
3. Формирование основных приёмов и навыков скрипичной игры.
Знакомство с основными способами звукоизвлечения на скрипке: arco, pizz.
Ознакомление со строем скрипки. Знакомство со скрипичной аппликатурой и штриховыми
обозначениями. Работа над сменой струн, сменой смычка. Освоение штрихов:detache, legato.
4. Формирование исполнительских навыков.
Исполнение простейших мелодий, как щипком, так и смычком. Контроль за правильным и чётким
исполнением ритмического рисунка и интонацией.
5. Музыкальная грамота. Закрепление теоретических знаний, полученных на уроках. Знакомство
с нотной грамотой и начальная работа с нотным текстом, основными выразительными средствами
музыки: мелодия, лад, ритм, размер, регистр, тембр и другие.
8

6. Формирование музыкально – слуховых представлений. Качество и развитие мелодического
слуха определяется точностью интонирования мелодии. Чистота интонирования и есть
способность ощущать и исправлять высоту звука, опираться на лад. Центральная задача педагога –
работать над чистотой интонации.
В развитии музыкального и гармонического слуха очень полезны такие виды работы, как –
музыкальные игры, так например игра: «Жёстко – мягко» - эта игра помогает ребёнку различать
«консонанс» и «диссонанс». Если ребёнок слышит консонанс – он делает плавное, мягкое
движение руками, либо мягкое ведения смычком по струне, а если он слышит диссонанс –
выставляет вперёд напряжённые пальцы или рывком, с частой сменой смычка озвучивает струну.
В течение года необходимо пройти: 4-5 мажорных и минорных гамм и арпеджио
(тонические трезвучия) в одну октаву , 6-8 этюдов, 8-10 пьес.
За год обучающийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за
работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться
преподавателем по четвертям.
Примерный репертуарный список:
Сборники произведений:
1. Разноцветные песенки. Составители С.Ю. Сосина, Т.И. Шевченко- 2006
2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 1-2 классы
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., 1990
3. Вверх по ступенькам. В. Якубовская. Л.,1977
4. Юный скрипач Выпуск 1. Составитель К. Фортунатов. М., 1990
Упражнения и этюды:
1. Избранные этюды 1-3 класс. М., 1990
2. А. Г. Григорян. Начальная школа игры на скрипке. М.,1989
Пьесы:
Русские народные песни:
«Как пошли наши подружки», «Как под горкой», «Ходит зайка по саду», «На зеленом лугу»
Калинников В. Тень-тень; Журавель
Красев М. Весёлые гуси
Магиденко М. Петушок
Комаровский А. Кукушечка; Песенка
Моцарт В. Аллегретто
Филиппенко А. Цыплятки
Варианты программ для переводного зачёта
I вариант
1. Родионов К. Этюд № 3
2. Качурбина Л. Мишка с куклой
3. Моцарт В. А. Аллегретто
II вариант
1. Комаровский А. Этюд № 5 (сборник избранных этюдов, выпуск 1)
2. Бакланова Н. Колыбельная
9

3. Бетховен Л. Сурок
III вариант
1. Бакланова Н. Этюд № 10
2. Русская народная песня «Как под горкой»
3. Калинников В. Журавель
IV вариант
1. Бакланова Н. Этюд № 3 (сборник «Юный скрипач», выпуск 1)
2. Гендель Г. Гавот с вариациями
Второй год обучения
Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом.
Изучение штрихов деташе, легато (до восьми нот на смычок) и их чередований. Начало
работы над мартле. Динамика звучания. Ведение смычка одновременно по двум струнам.
Ознакомление с простейшими видами двойных нот (в основном с применением открытых струн).
Знакомство с позициями (II и III). Ознакомление с настройкой инструмента.
Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио. В течение года необходимо
пройти: 3-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды),
2-4 этюда, 5-6 пьес, 1-2 произведения крупной формы.
1. Развитие технических навыков. На втором году обучения продолжается работа над
формированием и усвоением основных принципов постановки рук, качественной работы игрового
аппарата.
2. Формирование навыка чтения нот с листа. На материале простейших народных мелодий
ведётся самостоятельная работа по освоению нотного текста обучающимся.
3. Музыкальная грамота. Продолжается работа по непосредственному применению и
закреплению теоретических знаний. Продолжается знакомство с выразительными средствами
музыки, тембровой палитрой скрипичного звука.
4. Основы музыкальной терминологии. Ведётся работа по прочтению нотного текста,
прочитыванию условных обозначений: вверх, вниз смычком, скрипичной аппликатуры и т.п.
5. Формирование навыка работы с аккомпанементом.
Формируется навык чтения нот с листа, навык исполнения несложных произведений с
аккомпанементом.
6. Развитие исполнительских навыков. Продолжается работа над формированием
качественного скрипичного звука, интонацией, ритмом. Закрепляется техника исполнения
скрипичных штрихов: detache, legato.
7. Развитие музыкально – слуховых представлений. Развитие музыкально – слуховых
представлений. Этот раздел по-прежнему является неотъемлемой частью воспитания музыканта.
Здесь активно используются такие формы работы, как ансамбль с преподавателем, музыкальные
диалоги, с наличием различных образов.
На втором году обучения предполагается, что обучающийся практическим путём овладел
базовыми знаниями о поведении на эстраде и имеет личные впечатления от собственного
выступления. Дальнейшая работа в этом направлении должна вестись в плане развития
исполнительских способностей ребёнка.
Закрепление и усвоение всех навыков, приёмов и знаний должно быть представлено в
форме концертного выступления на классном концерте.
10

Примерный репертуарный список:
Сборники произведений:
1. Якубовская В. Вверх но ступенькам.1977
2. Юный скрипач. Выпуск 1.Составитель К. Фортунатов. М., 1990
3. Хрестоматия 1-2 класс. Составитель М. Гарлицкий, К. Фортунатов, Ю. Уткин, К. Родионов. М.,
1990
Упражнения и этюды:
1. Гарлицкий Г. Шаг за шагом. М., 1978
2. Шрадик Г. Упражнения для скрипки. М., 1989
3. Конюс Ю. Упражнения и маленькие этюды в двойных нотах. М., 1986
Пьесы:
Бакланова Н. Романс
Бекман Л. Ёлочка
Гайдн Й. Анданте
Ниязи. Колыбельная
Перселл Г. Ария
Рамо Ж. Ригодон
Моцарт В. Колыбельная
Хачатурян А. Андантино
Шостакович Д. Хороший день
Бетховен Л. Два народных танца
Глюк К. Веселый хоровод
Русские народные песни: « Во поле береза стояла», « Как на тоненький ледок».
Варианты программ для переводного зачёта
I вариант
1. Комаровский А. Этюд № 12 (сборник этюдов1-3 класс)
2. Гендель Г. Вариации Ля мажор, обр. К. Родионова
3. Рамо Ж. Ригодон (переложение Т. Захарьиной)
II вариант
1. Вольфарт Ф. Этюд № 14 (сборник этюдов 1-3 класс)
2. Польская Д.П. Мишка с куклой
3. Бакланова Н. Мазурка
III вариант
1. Бакланова Н. Мелодия и этюд
2. Гречанинов А. Весельчак
3. Шуман Р. Марш
Третий год обучения
Дальнейшая работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе,
легато, мартле и их чередований. Усвоение позиций (I-II-III) и их смена. Двойные ноты и
несложные аккорды в I позиции. Гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением
11

переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению
трели. Элементарные виды флажолетов. Подготовительная работа по усвоению навыков
вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений.
1. Развитие технических навыков. Продолжается работа над развитием штриховой техники,
осваивается штрихи – martle, legato и их чередование. Идёт поэтапное освоение грифа, I,
возможно, III позиций.
2. Формирование навыка исполнения произведений крупной формы. Обучающийся
знакомится с многообразием музыкальных форм и стилей. Развивается навык чтения нот с листа
коротких несложных пьес (при достижении необходимой устойчивости в интонировании).
Развивается и совершенствуется исполнительский уровень обучающегося, его поведение на
эстраде, активизируется концертная деятельность. Обучающийся, возможно, самостоятельно
начинает осваивать нотные тексты произведений крупных форм, в основном, вариаций на
народные темы.
3. Основы музыкальной терминологии. Темповые обозначения, нюансировка.
4. Музыкальная грамота. Развитие межпредметных связей, активное применение теоретических
знаний на инструментальных занятиях.
5. Развитие музыкально – слуховых представлений. Для более продуктивной работы над
развитием музыкально – гармонического слуха предлагаются музыкально – тренировочные игры:
«Угадай мелодию», «Фантазёры», «Настроение».
В течение года необходимо пройти: 2-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио
(тонические трезвучия и квартсекстаккорды) в I-II-III позициях и с переходами, 2-4 этюдов на
различные виды техники, 6-8 пьес различного характера, 1-2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
Сборники произведений:
1. Хрестоматия 3-4 класс. Составители Уткин Ю., Гарлицкий М., Фортунатов К., Родионов К.
«Музыка», 1989
2. Юный скрипач (выпуск 1). Составитель Фортунатов К. М., «Советский композитор»,1990
Упражнения и этюды:
1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1978
2. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1989
Пьесы:
Багиров З. Романс
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В. Немецкий танец
Сулимов А. Мелодия
Гайдн Й. Рондо в венгерском стиле
Чайковский П. Грустная песенка
Бах И. К. Марш
Крупная форма:
Комаровский А. Концертино Соль мажор
Бакланова Н. Концертино ре минор
Комаровский А. Вариации на тему «Вышли в поле косари»
12

Варианты программ для переводного зачёта
I вариант
1. Яньшинов А. Этюд № 18 (сборник избранных этюдов, выпуск 1)
2. Ридинг О. Концерт си минор, ч. 2 и 3
3. Чайковский П. Старинная французская песенка
II вариант
1. Берио Ш. Этюд № 34 (сборник избранных этюдов, выпуск 2)
2. Яньшинов А. Концертино
3. Шостакович Д. Гавот
III вариант
1. Комаровский А. Концертино Соль мажор
2. Чайковский П. Колыбельная в бурю
3. Дженкинсон Э. Танец
Четвёртый год обучения
Дальнейшая работа над интонацией, ритмом, звучанием. Изучение штрихов: деташе,
легато, мартле и их чередований. Усвоение позиций (I-II-III) и их смена. Двойные ноты и
несложные аккорды в I позиции. Гаммы и арпеджио в отдельных позициях и с применением
переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные упражнения к исполнению
трели. Элементарные виды флажолетов. Подготовительная работа по усвоению навыков
вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений.
1. Развитие технических навыков. Продолжается работа над развитием штриховой техники,
осваивается штрихи – martle, legato, деташе и их чередование.
Идёт поэтапное освоение грифа, I, II возможно, III-V позиций.
2. Формирование навыка исполнения произведений крупной формы. Обучающийся
знакомится с многообразием музыкальных форм и стилей. Развивается навык чтения нот с листа
коротких несложных пьес (при достижении необходимой устойчивости в интонировании).
Развивается и совершенствуется исполнительский уровень ученика, его поведение на эстраде,
таким образом, активизируется концертная деятельность. Обучающийся самостоятельно начинает
осваивать нотные тексты произведений крупных форм, в основном, вариаций на народные темы.
3. Основы музыкальной терминологии. Темповые обозначения, нюансировка.
4. Музыкальная грамота. Развитие межпредметных связей, активное применение теоретических
знаний на инструментальных занятиях.
5. Развитие музыкально – слуховых представлений. Для более продуктивной работы над
развитием музыкально – гармонического слуха предлагаются музыкально – тренировочные игры:
«Угадай мелодию», «Фантазёры», «Настроение».
В течение года необходимо пройти: 2-4 мажорных и минорных гамм и арпеджио
(тонические трезвучия и квартсекстаккорды) в I-II-III позициях и с переходами, 3-5 этюдов на
различные виды техники, 4-5 пьес различного характера, 1-2 произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список:
Сборники произведений:
1. Юный скрипач (выпуск 2). Составитель Фортунатов К. М., «Советский композитор», 1963
2. Хрестоматия 3-4 класс. М., «Музыка», 1989
13

3. Дуэты для маленьких скрипачей. Гнесина Е.М., «Музыка», 1966
4. Шальман С. Я буду скрипачом. Л., «Советский композитор», 1984
Упражнения и этюды:
1. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. Л., «Музыка»., 1990
2. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1989
3. Шрадик Г. Упражнения для скрипки. М., «Музыка», 1989
Пьесы и произведения крупной формы:
Глинка М. Танец из оперы «Иван Сусанин»
Косенко В. Скерцино
Брамс И. Колыбельная
Бах И. С. Ригодон
Комаровский А. Русская песня
Мари Г. Ария в старинном стиле
Бах В.Ф. Весной
Бонончини Дж. Рондо
Стоянов Н. Колыбельная
Вивальди А. Концерт Соль мажор (1 часть)
Комаровский А. Концерт Ре мажор
Бакланова Н. Сонатина
Зейтц Ф. Концерт № 1 Соль мажор (1часть)
Варианты программ для итогового зачёта:
I вариант
1. Яньшинов А. Этюд № 18 (Сборник избранных этюдов, выпуск 1)
2. Ридинг О. Концерт си минор, ч. 2 и 3
3. Чайковский П. Старинная французская песенка
II вариант
1. Берио Ш. Этюд № 34 (Сборник избранных этюдов, выпуск 2)
2. Яньшинов А. Концертино
3. Шостакович Д. Гавот
III вариант
1. Комаровский А. Концерт № 4
2. Чайковский П. Колыбельная в бурю
3. Дженкинсон Э. Танец
IV вариант
1. Зейтц Ф. Концерт № 1 Соль мажор (1ч. или 2-3 ч.)
2. Перголези Дж. Сицилиана
3. Рубинштейн А. Прялка
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – скрипка» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
14










навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
Школы.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету
«Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент – скрипка» являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в
журнал и дневник обучающегося.
В них учитываются:





отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачёты,
академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и
прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
15

В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства, Музыкальный инструмент – скрипка» устанавливаются Школой
самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение
авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приёмами игры на
инструменте.
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:




формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности;
 степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие слухового
контроля собственного исполнения; ошибки в воспроизведении
нотного текста; низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
16

«зачёт» (без оценки)

отсутствие выразительного интонирования; метро – ритмическая
неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям

Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на
обучение по дополнительной предпрофессиональной программе при наличии достаточного уровня
развития творческих способностей, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к
любительскому сольному музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении
материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся,
учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных,
уровень подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности
ребёнка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
 разработка преподавателем заданий различной трудности и объёма;
 разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;
 вариативность темпа освоения учебного материала;
 индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует её продуктивности.
Первые уроки с начинающим, посвящаются развитию музыкальных данных, изучению
нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом. Очень важно правильно подобрать
инструмент, соответствующий по размеру.
Вначале идёт работа над правильным положением корпуса, инструмента и смычка, освоение
целесообразных движений, затем идёт работа над звукоизвлечением на открытых струнах, начиная
с ля и ре. Параллельно с этим следует работать над постановкой и элементарными движениями
пальцев левой руки. Извлечение звука щипком (пиццикато). Как только обучающийся приступают
к звукоизвлечению, рекомендуется сопровождать его игру на фортепиано или исполнением партии
2-ой скрипки.
Одним из важных разделов является изучение художественного репертуара. Изучаемые
произведения должны быть разнообразными по стилю, форме и содержанию. Программа
предусматривает изучение произведений крупной и малой формы. Целесообразно ознакомление
обучающегося с изучаемым музыкальным произведением в исполнении педагога или другого
квалифицированного исполнителя. Развитие техники должно осуществляться в процессе работы
над всеми изучаемыми произведениями. Развитию техники способствует регулярная работа над
гаммами, арпеджио, упражнениями и этюдами следует добиваться интонационной точности,
ровности звучания, устойчивого ритма, плавности движения смычка рационального его
распределения, свободной смены позиции, пальцевой четкости. Одним из важнейших элементов
техники скрипача и альтиста является хорошее знание позиций и их соединение. Изучение
двойных нот начинается со 2 класса – это усвоение навыков звукоизвлечений по двум открытым
струнам формирование слуховых представлений о звучании интервала квинты, что одновременно
является подготовкой учащегося к усвоению навыков настройки инструмента. К усвоению
17

навыков вибрации целесообразно приступить, когда обучающийся усвоит необходимые
постановочные и двигательные навыки, изучит первые три позиции. Наиболее эффективным и
действенным средством улучшения качества вибрации является работа над ней в процессе
изучения художественного произведения, так как последнее является основным побуждающим
фактором и наиболее выразительному его исполнению. На протяжении всех лет обучения следует
постоянно и тщательно работать над качеством звукоизвлечения. Методы работы над качеством
звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития
музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Свободное движение правой руки, плавная
смена смычка, навыки исполнения длинных нот, хороший контакт волоса со струной,
равномерность движения смычка – это необходимые условия для качественного звукоизвлечения
и усвоения навыков исполнения кантилены. В работе над освоением темпа и метроритмической
структуры произведения необходимо обратить внимание обучающегося на правильное
исполнение различных темповых и ритмических обозначений, на понимание их музыкальновыразительного значения. Отклонение от указанных автором темповых обозначений не допустим,
замедленное исполнение технических мест в произведение в результате неподготовленности
обучающегося неоправданно. Навыки рационального применения аппликатуры и творческий
подход к её реализации является необходимыми элементами музыкально исполнительского
развития обучающегося. Выбор аппликатуры должен определяться не только удобством её
применения, но главным образом задачами музыкально-выразительного исполнения. Большое
значение для музыкального развития обучающегося имеет работа с аккомпанементом.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом
преподаватель должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым
произведениям с тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные педагогом или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.

18

Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности
учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.
В Школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому
допускается включать в индивидуальные планы произведения предыдущего класса.
Наравне с этим в индивидуальные планы обучающихся, обладающих хорошими данными,
могут быть включены отдельные произведения из репертуара следующего класса.
Для расширения музыкального кругозора обучающихся помимо произведений, детально
изучаемых в классе, в индивидуальный план с целью ознакомления включается ряд
разнохарактерных пьес, при этом допускается различная степень завершённости над ними.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
1. Юный скрипач, выпуск 1,2. Составитель К. Фортунатов. Москва, «Советский композитор», 1990
2. «Библиотека юного скрипача». Классические пьесы. Составитель К. Фортунатов
3. Хрестоматия 1-2классы. Составители: Гарлицкий М., Уткин Ю., Фортунатов К., Родионов К.
4. «Вверх по ступенькам» В. Якубовская. Изд. «Музыка», 1977
5. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Изд. Ленинград, 1959
6. Шальман С. Я буду скрипачом. Ленинград «Советский композитор», 1984
7. Хрестоматия 2-3 классы. Сост. Уткин Ю., Гарлицкий М., Фортунатов К., Родионов К.. Москва
«Музыка», 1990
8. Хрестоматия 3-4 классы. Сост. Уткин Ю. Москва «Музыка», 1989
9. Начальная школа игры на скрипке. А.Г. Григорян. Москва. «Советский композитор», 1989
10. Шаг за шагом. М. Гарлицкий. Изд. «Советский композитор». Москва, 1978
11. Начальные уроки игры на скрипке.(1-2кл.). К. Родионов. М., «Музыка», 1987
12. А. Григорян. Гаммы и арпеджио. М., «Россия», 1993
13. Г. Шрадик. Упражнения для скрипки. М.,« Музыка», 1989
14. Дуэты для маленьких скрипачей. Е. Гнесина. Изд. «Музыка», 1966
15. Скрипка. Учебное пособие для ДМШ. Сост. Тахтаджиев К. И. 1991
2. Список методической литературы
1. Б. Гутников. Об искусстве скрипичной игры.- Л., «Музыка», 1988
2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические очерки. М., 1981
3. Вопросы музыкальной педагогики (выпуск 8). Сост. С.П. Понятовский. М., 1987
4. Вопросы музыкальной педагогики (выпуск 7). Сост. В.И. Руденко. Москва. «Музыка», 1986
5. Вопросы музыкальной педагогики. Сборник статей. Новосибирск, 1973
6. История скрипичного искусства (выпуск 1). Л. Гинзбург. В. Григорьев
7. Я. Платек. Верьте музыке. М., «Советский композитор», 1989

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».