МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(Фортепиано)
Для учащихся 1 – 3 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2016 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № 4
от «30» марта 2016 г.
приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП
Разработчик:
Болдырева
Анна
квалификационной
Людвиговна,
категории
преподаватель
по
классу
муниципального бюджетного учреждения
высшей
скрипки
дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа
№ 1»
Рецензент:
Руданина Марина Юрьевна, заместитель директора по учебновоспитательной
работе
муниципального
бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент – фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на фортепиано в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Музыкальная школа на современном этапе призвана расширить спектр своего действия,
беря на себя высокую миссию воспитания культурного нового поколения, обучая практически
всех желающих. Занятия в музыкальной школе приобщают детей к мировым культурным
ценностям, способствуют развитию у ребёнка понимания прекрасного, развивают эмоциональную
сферу, способность сопереживания и понимания искусства в целом, как высшей формы
самовыражения личности. В связи с этим возникла необходимость в новых подходах,
позволяющих максимально облегчить процесс обучения игры на фортепиано, сохраняя традиции
общего музыкального образования, художественные достижения русской пианистической школы.
Свободная возможность поступления в Школу создала приток детей со скромными
способностями, что потребовало создания программы на новой педагогической основе, в которой
также учтены изменения социально-экономической ситуации в стране.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на
развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить
навыки музицирования.
Данная программа разработана специально для 3-летнего (2 года 9 месяцев) курса обучения
по специальности «Фортепиано». Она имеет художественно-эстетическую развивающую
направленность, и составлена с учётом изменения требований к содержанию и оформлению
образовательной программы нового типа.
В ней присутствуют новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса
обучения в целом, сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных
аттестаций, присутствие в программе легкожанровой музыки наравне с академическим
репертуаром, расширение сферы ансамблевого музицирования, использование облегчённых
адаптаций классических произведений.
Программа предназначена для 3-летнего (2 года 9 месяцев) курса обучения по предмету
«Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано» для детей в
возрасте от 6 до 17 лет включительно. В ней даны примерные программы контрольных
прослушиваний, итоговой аттестации, репертуарные списки и список рекомендуемой
методической литературы.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Основы
музыкального исполнительства» способствует эстетическому воспитанию обучающихся,
привлечению наибольшего числа детей к художественному образованию.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
способствует формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности
обучающихся общения с духовными ценностями, произведениями искусства, привлечению
наибольшего числа детей к художественному образованию.
4
Данная программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность перевода с одного с
дополнительной общеразвивающей программы на обучение по предпрофессиональной программы
в области музыкального искусства в зависимости от способностей и мотивации обучающегося;
принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства направлена
на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков музицирования, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования срок реализации дополнительной
общеразвивающей программы составляет 3 года 9 месяцев для детей в возрасте от 6 до 17 лет
включительно. По окончании освоения дополнительной общеразвивающей программы
выпускникам выдаётся документ, форма которого разработана в МБУ ДО «Краснотурьинская
ДМШ № 1» самостоятельно.
Возможна реализация программы в сокращённые сроки, а также по индивидуальным
учебным планам.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по дополнительной
общеразвивающей программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано»
При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - фортепиано» со сроком обучения 3 года 9 месяцев,
продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в
год.
Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - фортепиано» со сроком обучения 3 года 9 месяцев составляет 560
часов. Из них: 280 часов - аудиторные занятия, 280 часов - самостоятельная работа.
5
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия: с 1 по 4 классы – по 2
часа в неделю, самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка): с 1 по 4 классы – по 2 часа в
неделю.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
32
38
32
38
64
76
2-й год
3
4
16
19
32
38
32
38
64
76
3-й год
5
6
16
19
32
38
32
38
64
76
Всего
часов
4-год
7
16
32
32
64
8
19
38
38
76
280
280
560
4. Форма проведения учебных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по третий класс - 2 часа в неделю.
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий.
Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс
обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения
музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития
исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого
музицирования.
Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют
музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в
концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - фортепиано»
Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности
обучающегося; формирование комплекса исполнительских знаний и навыков, позволяющих
использовать возможности инструмента для интерпретации авторского текста, для знакомства с
репертуаром из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
изучение в соответствии с программными требованиями репертуара, включающего произведения
разных стилей м жанров (эстрадные миниатюры, пьесы с элементами полифонии, произведения
крупной формы, этюды, мелодии популярных песен и танцев); изучение художественноисполнительских возможностей инструмента; изучение наиболее употребляемой музыкальной
терминологии; формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого
интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи, направленные на освоение предмета: развитие музыкальных способностей:
слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; освоение обучающимися музыкальной
6
грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения как соло, так и в ансамбле, а
также исполнять нетрудный аккомпанемент; обучение навыкам самостоятельной работы с
музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение обучающимися опыта творческой
деятельности и публичных выступлений; воспитание любви к искусству через освоение
отечественных и мировых культурных ценностей, традиций, лучших образцов народного
творчества; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: характерные особенности
основных музыкальных жанров; наиболее употребляемую музыкальную терминологию;
несложный репертуар, включающий произведения разных жанров и стилей; возможности
инструмента для достижения интерпретации авторского текста
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: грамотно исполнять
музыкальные произведения; разучивать произведения различных жанров и стилей; создавать
художественный образ при исполнении музыкального произведения; преодолевать технические
трудности при разучивании несложного музыкального произведения.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы музыкального исполнительства
Структура предмета «Музыкальный инструмент - фортепиано» основана на
«Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учётом его возрастных и
психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приёмов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
7
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Основы
музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано»
Материально-техническая база образовательного учреждения (далее - Школы)
соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету
«Основы музыкального исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано» имеются в
наличии учебные кабинеты (классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных
выступлений. Оборудование учебного кабинета: 1 - 2 фортепиано.
Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий
и капитальный ремонт).
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечивается наличием сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, полифонических произведений, произведений крупной формы,
ансамблей, сборников по чтению нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных
словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
Годовые требования
Учебная программа по предмету «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - фортепиано» рассчитана на 2 года 9 месяцев. В распределении учебного материала
по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения.
Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и
умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит
постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного
разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Музыкальный
инструмент - фортепиано» соответствует направленности общеразвивающей программы на
приобщение обучающихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ,
разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.
Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может
разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки,
педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано,
аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со
штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.
8
Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие
пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, овладение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на
фортепиано» под ред. А. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и других
сборников для первого года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия.
Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная
гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы До мажор, Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Аккорд - тоническое
трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.
За год обучающийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за
работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться
педагогом по четвертям.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Корелли А. Сарабанда ре минор
Моцарт В. Менуэт Фа мажор
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Пёрселл Г. Ария
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Гнесина Е. "Фортепианная азбука"
"Маленькие этюды для начинающих"
Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65 Школа игры на фортепиано под общей
редакцией А. Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"
Гедике А. Танец Глинка М. Полька
Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"
Майкапар А. Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок", "Мотылек"
Хачатурян А. Андантино Штейбельт Д. Адажио
Рекомендуемый ансамблевый репертуар
Майкапар С. «Первые шаги». Т. I: №№ 1, 2, 3, 8 Варламов А. «На заре ты ее не буди»
Прокофьев С. «Болтунья»
Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде»
Ансамбли по выбору из сборников:
«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.
раздел IV
«Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, ч. 1 Геталова О., Визная И. «В музыку с
радостью»
9
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль: Прокофьев С. «Болтунья»
Польская народная песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль "Здравствуй, гостья зима"
Майкапар А. «В садике»
Вариант 3
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Гнесина Е. Этюд
Вариант 4
Гречанинов А. «Мазурка»
Шаинский В. «Песенка про кузнечика
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано,
звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.
Чтение с листа. Игра в ансамбле.
Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная
аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.
За год обучающийся изучает:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 произведения полифонического стиля,
1 -2 ансамбля,
гаммы: До мажор, Соль мажор, ля и ми минор двумя руками в 2 октавы в прямом и
противоположном движении, хроматическую гамму от звуков До, Соль, Ля, Ми в прямом
движении двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общей редакцией А. Николаева):
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Кригер И. Менуэт
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре
Моцарт Л. Волынка; Бурре: Менуэт
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Гедике А. Ригодон
Телеман Г.Ф. Гавот
10
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 часть
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гурлит М. Этюд ля минор
Майкапар А. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор
Черни-Гермер. Этюды № 1-15 (1 тетрадь)
Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12
Майкапар А. «Пастушок», «В садике», сочинение 28
Руббах А. «Воробей»
Фрид Г. «Грустно»
Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»
Шостакович Д. Марш Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Глинка М. Хор «Славься»
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»
Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк»)
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Шмитц М. «Оранжевые буги», переложение О. Геталовой
Градески Э. «Мороженое», переложение О. Геталовой
Примеры переводных программ
Вариант 1
Ансамбль Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк») Гедике
А. Этюд ля минор
Вариант 2
Ансамбль: Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Вариант 3
Левидова Д. Пьеса
Чайковский П.«В церкви»
Вариант 4
Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17
Кабалевский Д. «Наш край»
11
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым
элементом выразительного исполнения (П. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гречанинов
«Грустная песенка» и др.).
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
Обучающиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в
публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих
возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных
выступлений.
За год обучающийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
1 -2 ансамбля,
мажорные и минорные гаммы с одним знаком при ключе в прямом и противоположном движении
двумя руками в 4 октавы, аккорды и арпеджио в 4 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетрадь.:
До мажор, ре минор, Фа - мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор. Соль мажор
Гендель Г.Ф. Ария
Пёрселл Г. Сарабанда
Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:
Сарабанда Ре мажор, Менуэты Ре мажор, ре минор
Сен-Люк Ж. Бурре
Чюрленис М. Фугетта
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32 Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»
Лешгорн А. Соч. 65 № № 4-8,11Л 2,15
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1, 2
Черни-Гермер. 1 тетрадь: № № 7-28; 2 тетрадь: № № 1, 2
Шитте Л. Соч. 108 №№ 14-19
Крупная форма
Диабелли А. Сонатина
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
12
Пьесы
Александров А. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д.Г. Песенка
Гедике А. Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й. Анданте
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер»
Гедике А. Соч. 36 №№ 21,23,31
Гречанинов А. «На лужайке». Вальс
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Моцарт В.А. 14 пьес: № 8
Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Соч. 68 «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж.Б. Пастораль
Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф. Немецкий танец Чайковский П. «Танец феи Драже»
Моцарт В.А. Ария Папагено Чайковский П. «Колыбельная
песня в бурю»
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Примеры итоговых программ
Вариант 1
Ансамбль: Векерлен Ж.Б. Пастораль Шуман Р. Соч. 68 «Марш»
Черни-Гермер Этюд № 21, 1 тетрадь
Вариант 2
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Бертини А. Этюд Соль мажор
Бём Г. Менуэт
Вариант 3
Бах Ф.Э. Маленькая фантазия Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Полька из «Детского альбома»
Вариант 4
Шаинский В. «Улыбка»
Кулау Ф. Сонатина До мажор Ансамбль:
Шуберт Ф. Немецкий танец
13
Четвёртый год обучения
Обучающиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в
публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих
возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных
выступлений.
За год обучюащийся должен освоить:
4 этюда,
2-4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1 -2 ансамбля или аккомпанемента, чтение с листа,
мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно в прямом и противоположном
движении двумя руками в 4 октавы, аккорды и арпеджио в 4 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. Маленькие прелюдии ля минор, Фа мажор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями ре минор
Моцарт В. Контрданс
Павлюченко С. Инвенция фа минор
Циполи Д. Две фугетты
Люли Ж. Жига
Гедике. А, Соч. 60. Инвенция, Прелюдия ми минор Арман Ж. Фугетта
Этюды
Беренс Г. Сочинение 100 № 4
Бертини А. Сочинение. 29 и 32, 28 избранных этюдов № 4 - 5
Лешгорн А. Сочинение 65, тетрадь 2 (по выбору)
Черни К. - Гермер Г. Этюды, т.1 № 35-46, т. 2 № 6, 8, 12
Лемуан А. Этюды соч. 37 (по выбору)
Шитте Л. Соч. 68 Этюды № 2,3,6,9 Зиринг В. Этюд
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа-мажор 1,2 ч
Клементи М. Сочинение 36, Сонатины Соль-мажор, До мажор, Фа мажор
Кулау Ф. Сочинение 55. Сонатина До-мажор
Моцарт В. Сонатина Си бемоль-мажор, ч. 1,2
Моцарт В. Сонатина Фа-мажор, ч.1
Чимароза Д. Соната соль-минор
Кабалевский Д. Сонатина ля-минор, соч. 27
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему, соч. 51
Пьесы
Григ Э. Соч. 12. Родная песня, Песня сторожа
Чайковский П. Детский альбом: Новая кукла, Полька, Вальс
Майкапар С. Маленькая сказка, сочинение 8
14
Мендельсон Ф. Песня без слов № 7
Парцхаладзе М. Осень
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик
Моцарт В. Контрданс
Прокофьев С. Сочинение 65, Вечер, Ходит месяц над лугами
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое
исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и
стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
в МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1».
IV. Формы и методы контроля
Критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Основы музыкального
исполнительства. Музыкальный инструмент - фортепиано» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация.
итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может
носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в
журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
15
освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты,
академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и
прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом
концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и
итоговую оценки.
Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в
счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение
авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на
инструменте.
При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе
аккомпанемента;
степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется
оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
Критерии оценивания выступления
предусматривает исполнение программы, соответствующей
году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание
текста, владение необходимыми техническими приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведения; использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу
программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических недочетов,
небольшое
несоответствие
темпа,
недостаточно
убедительное донесение образа исполняемого произведения
16
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
программа не соответствует году обучения, при исполнении
обнаружено плохое знание нотного текста, технические
ошибки, характер произведения не выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую
посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Срок реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства.
Музыкальный инструмент - фортепиано» 2 года 9 месяцев позволяет: при наличии достаточного
уровня развития творческих способностей, перейти на обучение по предпрофессиональной
программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и
ансамблевому музицированию.
Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении
материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих
оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень
подготовки.
Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка
позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:
• разработка педагогом заданий различной трудности и объема;
• разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
• вариативность темпа освоения учебного материала;
• индивидуальные и дифференцированные домашние задания
Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении
материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то,
что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового
материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом
ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством
показа на инструменте.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание
творческой атмосферы способствует ее продуктивности.
Одним из фундаментальных принципов педагогики является наглядность. В фортепианном
классе он может иметь проявление в использовании пьес с понятным содержанием, программой,
яркой образностью. Это могут быть жанровые пьесы или произведения в народном духе, пьесызарисовки, пьесы-сценки. В дальнейшем педагог может привлекать для воздействия на
эмоциональную сферу ученика произведения с литературной программой. Для лучшего
восприятия учеником учебного материала рекомендуется дополнять музыкальные образы
зрительными представлениями. Это могут быть иллюстрации к народным сказкам, рисунки самих
детей на сюжеты исполняемых пьес, репродукции картин известных художников.
Приветствуется и своеобразная «театрализация» в проведении урока, когда изучаемая
музыка персонифицируется педагогом и становится действующим лицом некоего интерактивного
17
действа. Тем самым наглядность не только облегчает процесс познания, но и организует детское
восприятие, активизирует процесс запоминания.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно
составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально
подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам,
включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются
примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.
Доступность, понятность и разнообразие репертуара даёт детям возможность больше
проявлять свою индивидуальность и участвовать в концертной жизни школы. Благоприятный
психологический климат в классе, заинтересованность педагога и притягательный материал в
совокупности могут дать богатые педагогические результаты.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом
классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром
будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения
должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса,
третьи - с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана
учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и
современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они
используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с
формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной
грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых
навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского
материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений
(сольных и ансамблевых).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведённого на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды
заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие
и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более
лёгких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на
18
данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям,
данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание
программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке даёт преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
19
VI. Список учебной и методической литературы
1. Список рекомендуемой учебной литературы
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М., Музыка, 2012
Беренс Г. Этюды. М., Музыка, 2005
Библиотека юного пианиста. Пьесы. М., С-К, 1977
Вальчук Т. Вверх по музыкальным ступенькам. Учебное пособие для начинающих пианистов.
Выпуск 2. М., Музыка, 2008
5. Калинка. Альбом начинающего пианиста. Сост. А. Бакушев, К. Сорокин. М., С-К, 1984
6. Калинка. Избранное. Выпуск 1,1-2 классы ДМШ. Кифара, 1994
7. Королькова И. Крохе-музыканту. Концертный репертуар для самых маленьких. Часть 3.
Ростов-на-Дону., Феникс, 2014
8. Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес для детей. Составитель
Ляховицкая С. Ленинград, Музыка, 1986
9. Милич Б. Фортепиано 1 класс, Кифара, 1994
10. Милич Б. Фортепиано 2 класс, Кифара, 1994
11. Милич Б. Фортепиано 3 класс, Кифара, 1994
12. Милич Б. Фортепиано 4 класс, Кифара, 1994
13. Музыка для детей, выпуск 6. Сост. К. Сорокин. М., С-К, 1976
14. Начинаю играть на рояле. Сост. Б. Березовский. Грифон, 1992
15. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Розова, Г. Баранов. М., Музыка, 1985
16. По страницам Детских альбомов советских композиторов. Выпуск 1. Сост. Ю. Камальков. М.,
Музыка, 1971
17. Поливода Б. А., Сластененко В.Е. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес. Издание
четвёртое. Ростов-на-Дону., Феникс, 2009
18. Раков Н. Из юных дней. 10 пьес для фортепиано. М., Музизд,1959
19. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. М., С-К, 1973
20. Сборник пьес для фортепиано. Выпуск 3. Сост. С. Барсукова. Феникс,2002
21. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. Редактор-составитель
Катаргина О. 1 класс. MPI, 2006
22. Фортепианная техника в удовольствие. Сборник этюдов и пьес. Редактор-составитель
Катаргина О. 2 класс. MPI, 2015
23. Хрестоматия для фортепиано. 1 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова, К. Сорокин. М., Музыка,
1988
24. Хрестоматия для фортепиано 2 класс ДМШ. Сост. Н. Любомудрова, К Сорокин. М., Музыка,
1985
25. Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 классы ДМШ, ч.2. Произведения крупной
формы, этюды. М., Музыка, 1995
26. Хрестоматия для фортепиано 4 класс. М., Музыка, 1987
27. Хрестоматия педагогического репертуара, часть 1. М., Музыка, 1994
28. Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса фортепиано детской музыкальной
школы. Тетрадь 1. СПб., Композитор, 2006
29. Хрестоматия 110 новых пьес для фортепиано. 1 класс ДМШ. Авторы-составители: Поливода
Б.А., Сластененко В.Е. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
30. Черни К.- Гермер Т. Этюды. 1-2 тетради
31. Школа игры на фортепиано. Ред. А. Кувшинников и М. Соколов. М., Музыка, 1963
1.
2.
3.
4.
20
32. Юный пианист, выпуск 1. Ред. А. Ройзмана, В. Натансона. М., Музыка, 1973
33. Юный пианист, выпуск 3. М., С-К, 1974
2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Алексеев А. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. 2-е издание. М., Музыка, 1988
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е издание. М., Музыка, 1978
Баренбойм А. Путь к музицированию, 2-ое издание. Л-д,1979
Геталова О. Фортепиано. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских
школ искусств. Пятилетнее обучение. Санкт – Петербург, Композитор, 2013
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., Фигаро-Центр, 1988
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., Музыка, 1988
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игре. М., Музыка, 1987
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984
3. Список рекомендуемой учебной литературы для ансамблевого музицирования
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
10.
Аллегро. Сборник ансамблей, этюдов, пьес для фортепиано 1 класс ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2014
Ансамбли. Средние классы. Выпуск 6. М., С-К, 1973
Ансамбли. Средние классы. Выпуск 13. М., С-К, 1990
учащихся 4-7 классов ДМШ. СПб., Композитор, 2005
Забавные ритмы. Весёлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Переложение Маевского Ю. СПб,
Композитор, 2007
Забавные ритмы. Весёлые пьесы для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. Переложение Маевского
Ю. СПб, Композитор, 2007
Коровицын В. Искорки радости. Ансамбли для фо-но в четыре руки Спб., Композитор, 2016
Любимые мелодии в четыре руки. Переложение Дуловой В. СПб., Союз художников, 2001
Мелодии, которые всегда с тобой. Переложения для фортепиано в 4 руки. Составление,
переложение, исполнительская редакция Кривенцовой Т.В., Старовойтовой Е.В. СПб.,
Композитор, 2003
Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано для музыкальных школ в стиле джаза.
Ростов-на-Дону., Феникс, 1999
Парфёнов И. Пьесы для фортепиано. Переложение для фортепиано в 4 руки. Автор
переложения и составитель Корниенко Л., 2009
Петров А. То, что хочется играть в четыре руки Ансамбли. Старшие классы. Выпуск 6. М., СК, 1982
Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Выпуск 1,2. М., Музыка, 2009
Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
Брат и сестра. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Выпуск 1. Редактор-составитель Криштоп
Л.П. СПб., Композитор, 2004
Васильева Е., Саламатова Н. В мире чудес и фантазий.
Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 2-3 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
21
11. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 3-4 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
12. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 4-5 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
13. Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано 5-7 классы ДМШ. Составление и
общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
14. Волшебные звуки фортепиано. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ.
Составление и общая редакция Барсуковой С.А. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
15. Геллер Е. Альбом фортепианных ансамблей. Выпуск 1. М., издательский дом Фаина, 2013
16. Гурьянова Л.В. В разных жанрах. Сборник ансамблевых переложений для фортепиано.
Пособие для
17. Песни и романсы из кинофильмов для фортепиано. Переложение Дуловой В. СанктПетербург, Союз художников, 2004
18. Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2010
19. Популярная зарубежная музыка для фортепиано в 4 руки. Редакторы-составители: Запутряева
Т.К., Лаврова И.Р., Лантратова Е.В. СПб, Композитор, 2005
20. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки. Переложение Дуловой В. СПб, Союз
художников, 2001
21. Раз, два, три, четыре, пять! Начинаю я играть! Сборник пьес, этюдов и ансамблей для
фортепиано. Часть 2. Составит: Захарова Л.Ю., Донченко Т.М. Ростов-на-Дону., Феникс. 2015
22. Рождественские песни для фортепиано в 4 руки. Пер. Маевского Ю. СПб, Композитор, 2007
23. Сборник ансамблей для фортепиано 1-3 классы ДМШ. В переложении и обработке Зубченко
И. Ростов-на-Дону., Феникс, 2008
24. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2006
25. Сыграем джаз. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Редактор-составитель Осипова Л.В.
Екатеринбург, Гулисы, 2001
26. Фортепианные ансамбли. Вдвоём веселее. Аранжировка Жульевой Л. Ростов-на - Дону,
Феникс, 2014
27. Хрестоматия фортепианного ансамбля, выпуск 2. М., Музыка, 1985
28. Чайковский П. Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки. М., Музыка, 2011
29. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки. Ростов-на-Дону., Феникс, 2012
30. Чайковский П. Сочинения. Облегчённое переложение для фортепиано в 4 руки. М., Юргенсон,
2005
4. Репертуар для домашнего музицирования и чтения с листа
Репертуар для домашнего музицирования и чтения с листа – это сборники, в которых
представлены произведения, для свободного выбора репертуара.
Введение материала для музицирования в программу учеников оправдано не только с
любительской, но и с профессиональной точки зрения. Этот вид работы способствует более
разностороннему
развитию
музыкального
мышления,
эстетического
кругозора
и
совершенствованию пианистических навыков.
1.
2.
В свободный час. Лёгкие переложения для фортепиано. Составление Счастливенко Л.И.
Новосибирск, Окарина, 2007
В свободный час. Лёгкие переложения для фортепиано. Выпуск 2. Сост. Счастливенко Л.И.
22
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Новосибирск, Окарина. 2012
Джоплин С. Рэгтаймы
Дога Е. Музыка кино. Ростов-на-Дону., Феникс, 2001
Забытые мелодии. Выпуск 1. М., Крипто-Логос, 1997
Забытые мелодии. Выпуск 3. М., Крипто-Логос, 1997
Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 1. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2012
Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 2. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2013
Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 3. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2009
Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 4. Редакция Барахтина Ю.В. Новосибирск.,
Окарина, 2013
От классики до джаза. Любимые мелодии для фортепиано. Выпуск 1. Ростов-на-Дону.,
Феникс, 2009
Пилипенко Л. «Джазовые игрушки». М. Изд. В Катанского
Полонский А. «Цветущий май». Сочинения и обработки для фортепиано. М., Музыка, 1994
Популярные вальсы и танго для фортепиано. Выпуск 2. Киев, Музычна Украина, 1983
Русский шлягер для голоса и фортепиано. СПб., Композитор, 1995
Танго. 15 лёгких переложений для фортепиано. СПб., Композитор, 2000
Фокстроты и танго. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
Фортепианные ансамбли русских композиторов в 4 руки. М. «Кифара»
Фортепианная музыка в стиле Рэгтайма. М. Сост. О. Королёв.
Шедевры танцевальной музыки. М., изд. Зайцева В.Н., 2006
4. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
Айзенштадт С.А. «Детский альбом» П.И.Чайковского. М.; Классика. 2003
Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано. Ростов-наДону. Феникс, 2008
3. Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Выпуск 2. Сборник пьес для фортепиано.
Ростов-на-Дону. Феникс, 2010
4. Геталова О. « Обученье без мученья!». - СПб. Композитор. 2008
5. Королькова И. Первые шаги маленького пианиста. - Ростов-на-Дону., Феникс. 2011
6. Королькова И. Крохе - музыканту: в 2 ч. - Ростов-на-Дону., Феникс. 2007
7. Королькова И. Я буду пианистом: в 4 ч. - Ростов-на-Дону., Феникс. 2011
8. Кузнецова Т. Поиграем? Занимательные упражнения для самых маленьких пианистов. Ростовна-Дону. 2016
9. Толкунова Е.В. Начальные уроки игры на фортепиано. - М. Музыка.2008
10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я . - М. Советский композитор. 1991
11. Фролов Ю. Весёлая музыкалочка. Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на-Дону, 2013
1.
2.
23