Хоровой класс 4 года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
«ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ»
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

ПО.03.УП.01. Предмет по выбору «ХОРОВОЙ КЛАСС»
для обучающихся 1-4 классов

г. Краснотурьинск
2016 г.

«Одобрено»

«Утверждаю»

Педагогическим советом школы
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)

протокол № 5
от «06» июня 2016 г.

приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП

Разработчик:

Рожкова
Мария
Николаевна,
преподаватель
первой
квалификационной
категории муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»

Рецензент:

Ганшу Нина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
2. Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список литературы
1. Список рекомендуемых нотных сборников
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.03.УП.01. «Основы музыкального исполнительства.
Предмет по выбору – «Хоровой класс» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 21 ноября 2013 года №
191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хорового
исполнительства в МБУ ДО «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту
– Школа).
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной
деятельности. Учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части,
занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
В детской музыкальной школе, где обучающиеся сочетают хоровое пение с обучением
игре на одном из музыкальных инструментов, хор служит одним из важнейших факторов развития
слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых
для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений
и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование,
духовно-нравственное развитие ученика. Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок
обучения.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Хоровой класс» составляет 1 час в неделю.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Основы музыкального исполнительства. Хоровой класс» составляет 4 года (3 года 9
месяцев) для детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно. По окончании освоения
общеразвивающей образовательной программы выпускникам выдается документ, форма которого
разработана муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью
учреждения.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Музыкальное исполнительство. Хоровой класс»:
 при реализации данной программы со сроком обучения 3 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий составляет 35 недель в год;
 общая трудоёмкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Хоровой
класс» составляет 210 часов, из них: аудиторные занятия – 140 часов, самостоятельная работа – 70
часов.

4

 рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 4 классы – 1 час в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 4 классы – по 0,5 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

Всего
часов

Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

2-й год
3
4
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

3-й год
5
6
16
19
16
19
8
9,5
24
28,5

7
16
16
8
24

8
19
19
9,5
28,5

140
70
210

4. Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек).
Продолжительность урока – 40 минут. На определённых этапах разучивания репертуара возможны
различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что даёт возможность
более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному
развитию каждого ребёнка.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета: развитие музыкально-теоретических способностей обучающихся
на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: воспитание любви к музыке и
хоровому исполнительству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
музыкальности и артистизма; приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и
публичных выступлений.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Хоровой класс» основана на «Рекомендациях
по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты работы преподавателя с
учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
 методическое обеспечение учебного процесса
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный (показ отдельных частей и всего произведения);
 практический (репетиционные занятия);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающихся;
5



индивидуальный подход к каждому ученику с учётом возрастных особенностей,
работоспособности.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового пения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Хоровой класс» требует наличие учебного кабинета для занятий со специальным оборудованием
(подставками для хора, фортепиано) и концертный зал с роялем или фортепиано,
звукотехническим оборудованием для концертных выступлений.
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по
хоровому пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Учебно-тематический план
1 и 2 годы обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование темы
Певческая установка. Дыхание
Звукообразование
Дикция. Артикуляция
Ансамбль. Строй
Работа над произведением
Воспитание эмоциональности, творчества
Всего:

Теоретическая
2
1
2
1
1
7

Практическая
2
5
3
3
12
3
28

Всего
4
6
5
4
13
2
35

Вокально-хоровые навыки
Количество выученных произведений за год: восемь – десять
Певческая установка и дыхание
Посадка певца, свободное без напряжения положение корпуса, спины, головы, плеч, рук,
ног. Пение сидя и стоя. Одновременный бесшумный вдох, задержка дыхания, спокойный ровный
выдох. Мягкая атака звука. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения. Нюансы «p, mp, mf».
Звуковедение и дикция
Диапазон С1- D2
Естественный, лёгкий, светлый звук без крика и форсирования. Правильное, округлое
формирование гласных звуков. Головное резонирование. Знакомство с формами звуковедения:
6

legato, non legato в песнях разного характера. Развитие дикционных навыков: развитие свободы
артикуляционного аппарата за счёт активизации губ, языка, челюсти. Чёткое произношение
согласных звуков в середине и в конце слов. Перенесение согласного звука внутри слова к
последующему слогу. Соблюдение правил орфоэпии.
Строй и ансамбль
Выработка унисона, воспитание ладового чувства, умение интонировать ступени лада:
устойчивые, неустойчивые, вводные. Интонирование тона и полутона. Ритмическая устойчивость
в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, а так же соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Ритмическая устойчивость в различных темпах
с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком. Воспитание навыков понимания
дирижёрского жеста. Начальный этап работы над двухголосием: канонами, произведениями с
подголосками.
3 и 4 годы обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наименование темы
Певческая установка. Дыхание
Звукообразование
Дикция. Артикуляция
Ансамбль. Строй
Работа над произведением
Воспитание эмоциональности, творчества
Всего:

Теоретическая
2
1
2
1
1
7

Практическая
2
4
3
3
13
3
28

Всего
4
5
5
4
14
2
35

Вокально-хоровые навыки
Количество выученных произведений за год: 10-12. Для выступления: 8-10 произведений.
Певческая установка и дыхание
Правильная певческая установка. Пение сидя и стоя. Продолжать углублять работу над
дыханием. Одновременно бесшумный вдох, задержка, выдох - максимально продолжительным,
ровным и стекать без толчков. Начало работы над цепным дыханием на длинном выдержанном
звуке, а так же умелое использование приёма формирования звука. Зависимость характера вдоха
от характера музыкальной фразы. Приёмы работы над разными типами дыхания.
Звуковедение и дикция
Диапазон Вм-Е2
Продолжение работы над качеством звука. Навык кантиленного пения. Преимущественное
использование мягкой атаки, использование твёрдой атаки при пении marcato. Формы
звуковедения: legato, non legato, marcato.
Формирование звука. Начало работы над певческим вибрато. Развитие навыков
звуковедения в песнях разного характера. Расширение диапазона голоса, обеспечение роста
выносливости голосового аппарата.
Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счёт активизации работы
губ, языка и челюсти. Чёткое произношение согласных звуков в середине и в конце слов.
Раздельное произношение одинаковых гласных на стыке двух слов. Правила орфоэпии. Типы
дикции в произведениях разного характера (крупная, мягкая, скандированная), сохранение
дикционной активности при нюансах «p» и «pp».

7

Строй и ансамбль
Выработка навыков пения в унисон, одновременное начало и окончание пения. Умение
слышать соседние голоса во время пения. Начальный этап работы над двухголосием, каноном,
произведениями с подголосками. Ритмический, дикционный, динамический ансамбль в пении.
Сознательное интонирование ступеней мажора и минора на основе ладового тяготения.
Исполнение контрастных по характеру произведений, более сложных по форме и
содержанию. Полное подчинение руке дирижёра. Углубленная работа над художественноисполнительским планом произведения.
2. Годовые требования
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для
родителей и преподавателей, отчётные концерты, концерты-лекции.
За учебный год должно быть пройдено примерно 8-10 произведений.
Примерный репертуарный список
1 и 2 годы обучения
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летает», «Спи дитя мое, усни»
Глинка М. «Жаворонок»
Гречанинов А. «Вербочки»
Калинников В. «Весна», «Киска», «Тень-тень»
Кюи Ц. «Майский день», «Белка», «Зайка», «Зима», «Лето»
Лядов А. «Окликание дождя»
Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Чайковский П. «Осень», «Мой садик»
Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. «Малиновка»
Бах И. С. «За рекою старый дом»
Брамс И. «Колыбельная»
Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова)
Гайдн И. «Старый добрый клавесин», «Мы дружим с музыкой»
Григ Э. «Заход солнца», «Лесная песня»
Шуберт Ф. «В путь» (из в/ц «Прекрасная мельничиха»)
Обработки народных песен
Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского)
Латышская народная песня «Ай-я, жу-жу» (обр. В. Шипулина)
Литовская народная песня «Солнышко вставало»
Русская народная песня «Ай, дедушка, дедушка» (обр. О. Красноглядовой)
Русская народная песня «Дудочка» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «На зеленом лугу» (обр. Л. Абелян)
Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского-Корсакова)
Финская народная песня «Куковала звонко кукушечка» (обр. С. Попова)
Чешская народная песня «Пастух» (обр. В. Мухина)

8

Произведения советских композиторов
Бойко Р. «Что думает птица», «Слон и носорог» (канон)
Герчик В. «Хорошо под солнышком», «Зимняя песня», «Про кузнечика»
Кабалевский Д. «Весело у нас»
Литовко Ю. «Веселые лягушки» (канон)
Парцхаладзе М. «Весенняя песенка»
Г. Струве «Моя Россия», «Колобок», «Пестрый колпачок», «Считалка» (канон)
Произведения современных композиторов
Баневич С. «Солнышко проснется»
Гомонова Е. «Круглые человечки», «Рябиновые бусы», «Ярмарка»
Девочкина О. «Моя песенка», «Котик и щенок», «Как цыпленок солнышко искал», «Разговор с
эхом»
Дементьев В. «Простая песенка»
Дубравин Я. «Капли и море», «Песня о земной красоте»
Иевлев А. «Ежик», «Дятел», «Подарок маме», «Художник»
Кудряшов А. «Гав-гав», «Речка и овечка», «Дружба – это здорово!», «Василек»
Олифирова Л. «Ой, купало»
Перескоков А. «Весенним утром», «Журавли-журавушки», «Ласточка», «Мамочка моя», «Песня
игрушек»
Подгайц Е. «Облака»
Поплянова Е. «Песня Старого Скрипа», «Паучок-босячок», «Веселые медвежатки», «Праздник
Сам-Сусам»
Славкин М. «Старушка и пират», «Я учу английский»
Соснин С. «Весенний будильник», «Солнышко, сияй», «Весенняя капель»
Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»
Ширяев О. «Мы рисуем голубя»
3 и 4 годы обучения
Произведения русских композиторов
Аренский А. «Цветики, цветочки»
Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)
Борнтянский Д. «Славу поём», «Утро», «Вечер»
Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»),
«Попутная песня» (перел. В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы
«Иван Сусанин»)
Гречанинов А. «Пчёлка», «Весна идёт», «Васька», «Урожай»
Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)
Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае»,
«Утро», «Сосна», «Острою секирой»
Калинников В. «Жаворонок», «Зима»
Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»
Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15)
Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»
Стравинский И. «Осень»
Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»
Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы
9

«Опричник»)
Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черёмуха»
Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. «Весенняя песня» (переложение В. Попова), «Жизнь хороша»
Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»
Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»
Вебер К.М. «Эхо в лесу»
Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)
Гендель Г. «Песнь победы» из оратории «Иуда Маккавей»
Григ Э. «Колыбельная Сольвейг» из музыки к драме Ибсена Г. «Пер Гюнт»
Дворжак А. «Детская песня», «Славянские напевы»
Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»
Лассо О. «Тик-так»
Лист Ф. «Весёлые игры»
Мендельсон Ф. «Баркарола», «Воскресный день», «На крыльях песни»
Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12
Перселл Г. «Вечерняя песня» (переложение для детского хора В. Попова)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
Форе Г. «Sanctus» (Messa basse)
Сен-Санс Ш. «Ave Maria»
Произведения современных композиторов
Бехтерева Г. «Весной в Париже», «Гусляры», «Детства сказочный мир», «После дождя», «Пред
испанкой благородной»
Гиммельфарб Е. «Лица друзей»
Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остаётся хлебом»
Красин С. «Берёзовая роща», «Валенки», «Моя столица», «Сказочный лес»
Минков М. «Спасибо музыка», «Старый рояль»
Мошкин Л. «Песенка для мамы»
Подгайц Е. «Речкина песня»
Смирнов С. «Не грусти, улыбнись и пой»
Хайтович Р. «Бочонок-собачонок»
Обработки для хора
Бехтерева Г. «Ах, вы сени мои, сени», «Над полями, да над чистыми», «Ночь светла (музыка
Шишкина М.)
Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обработка И. Димитрова)
Норвежская народная песня «Камертон»
Русская народная песня «Во лузях» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)
Русская народная песня «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)
Русская народная песня «Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)
Шапиро Е. «Гимн свободы» (музыка Питерсона О.), «Вчера» (музыка Дж. Леннона – П.
Маккартни)

10

III. Требования к уровню подготовки обучающегося
Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету «Хоровой
класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:



основную хоровую терминологию;
фамилию, имя, отчество композиторов и поэтов, изучаемых произведений
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

 овладеть основными навыками правильного певческого дыхания;
 понимать и подчиняться во время пения руке дирижёра;
 одновременно со всеми начинать и оканчивать пение;
 соблюдать ритмическую устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших
длительностей;
 соблюдать динамическую ровность при произнесении текста
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
 текущий контроль успеваемости обучающихся;
 промежуточная аттестация обучающихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
 систематичность;
 учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения хоровых партий и
направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающегося к
изучаемому предмету.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
 отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
 качество выполнения домашних заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности на уроке.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося
и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: сдача хоровых партий, участие в тематических
вечерах, школьных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации обучающихся является
контрольный урок.
11

При оценке обучающегося учитывается его участие в концертных выступлениях.
Повседневно оценивая каждого ученика, преподаватель, опираясь на ранее выявленный им
уровень подготовленности каждого ребёнка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им
учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учёбе.
Итоговой аттестацией является концерт хора в конце срока обучения.
2. Критерии оценок
Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в
хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях,
участие на всех хоровых концертах коллектива
активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы
при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в
программе при сдаче партий, участие в отчётном концерте школы в
случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно») неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей
программы, недопуск к выступлению на отчётном концерте школы
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Задача руководителя хора - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать
необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании,
учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях должны использоваться знания нотной грамоты и простейшие навыки
сольфеджирования. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно
пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении трёх лет обучения преподаватель следит за формированием и развитием
важнейших вокально-хоровых навыков обучающихся (дыханием, звуковедением, ансамблем,
строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей
детей.
Отбирая репертуар, преподаватель должен помнить о том, что хоровое пение - мощное
средство
патриотического,
художественно-эстетического,
нравственного
воспитания
обучающихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с
произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
12

самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым песням с тем, чтобы
продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий (закрепление вокальной
партии, заучивание текста песни наизусть и т.д.).
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
VI. Списки рекомендуемой методической литературы
1. Список рекомендуемых нотных сборников
1. Басок М., Бызов А., Нименский А. Хоры и песни для детей
2. Бехтерева Г. Произведения для хора без сопровождения. Киров, 2007
3. Будем с песенкой дружить. Выпуск 4. М., 1985
4. Вместе с хором. Репертуар детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга. С-П., 2003
5. Гладков Г. Путешествие в сказку. М., 1980
6. Гречанинов А. Хоры для детей в сопровождении фортепиано. М., 1977
7. Джаз в детском хоре. Выпуск 2. М., 2007
8. Детские песни на стихи И. Токмаковой. Сост. И. Мазнин. М., 1988
9. Игра в классику. Проект Д. Тухманова и Ю. Энтина. Челябинск, 2004
10. Иевлев А. Подарок маме. Казань, 2001
11. Кудряшов А. Настольная книга музыкального руководителя. Ростов-на-Дону, 2006
12. Литовко Ю. Каноны для детского хора без сопровождения. Л., 1976
13. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном. Выпуск 2. Ростов-на-Дону, 2008
14. Наумова А. Праздник круглый год. Ростов-на-Дону, 2010
15. Паулс Р. Птичка на ветке. С-П., 2004
16. Песни для детского хора. Выпуск 16. М., 1988
17. Поплянова Е. Позапрошлый ветерок. Ростов-на-Дону, 2010
18. Пошли гулять ботинки. Эстрадные песни для детей в сопровождении фортепиано. М., 1970
19. Чернышов А. Бурляля. Сборник детских песен. Ростов-на-Дону, 2010
20. Поёт старший хор Сормовского Центра творчества юных города Нижнего Новгорода. Часть 2.
Н. Новгород, Тюмень, 2000
21. Русская хоровая музыка. Хрестоматия для детского хора. Сост. П. Халабузарь. М., 2003
22. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста. М.: Владос, 1999
23. Тухманов Д., Энтин Ю. Знакомые насекомые. Челябинск, 2004
24. Тухманов Д., Энтин Ю. Бяки-буки. Челябинск, 2004

13

2. Список рекомендуемой методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Детский хор. Учебно-методическое пособие. Сост. Ходош Э. Ростов-на-Дону, 2010
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1972
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985
Развитие детского голоса. Ред. Шацкой В. М., 1963
Струве Г. Хоровое сольфеджио. М.,1988
Чесноков П. Хор и управление им. М.,1961
Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. М., 1986

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».