МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Основы музыкального исполнительства»
(Эстрадный вокал)
Для учащихся 1 – 4 классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2016 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Директор МБУ ДО «КДМШ № 1»
Шотт С. М. ___________________
(подпись)
протокол № 4
от «30» марта 2016 г.
приказ № 36/1-О от «25» августа 2016 г.
МП
Разработчик:
Ганшу Нина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Рожкова
Марина
Николаевна,
преподаватель
первой
квалификационной
категории
муниципального
бюджетного
учреждения дополнительного образования «Краснотурьинская детская
музыкальная школа № 1»
2
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Сведения о затратах учебного времени
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Структура программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
2. Учебно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
2. Организация домашних занятий
VI. Список литературы
1. Примерные списки произведений
2. Методическое и дидактическое обеспечение программы
3. Список методической литературы
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Основы музыкального исполнительства.
Эстрадный вокал» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 21 ноября 2013 года № 191-01-39/06-ГИ, а
также с учётом многолетнего педагогического опыта в области эстрадного вокала в
муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
В последнее время среди подрастающего поколения резко возрос интерес к эстрадной
музыке и в частности к эстрадному пению. В связи с этим, приток детей в детские школы
искусств, в класс эстрадного вокала увеличился. Одновременно в современной экологической
социокультурной обстановке наблюдается серьёзное ухудшение физического и нравственного
здоровья подрастающего поколения, и один из возможных путей оздоровления детей – занятия
вокалом, независимо от уровня развития музыкальных способностей.
В процессе обучения вокальному пению развивается детский голос, а также решаются
воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Для желающих
заниматься эстрадным пением необходимо наличие удовлетворительных вокальных
музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Общеразвивающая программа способствует эстетическому воспитанию обучающихся,
привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию.
Данная программа основывается на следующих принципах:
принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодёжи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;
принцип творческой самореализации и дальнейшего творческого самоопределения.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
направлена на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области вокального пения,
позволяющих исполнять эстрадные песни в соответствии с необходимым уровнем музыкальной
грамотности;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
овладение обучающимися духовными и культурными ценностями народов мира.
Данная программа предназначена прежде всего для детей не ориентированных на
дальнейшее музыкальное обучение. Она даёт им возможность приобрести необходимые
начальные навыки для самостоятельного изучения музыки, домашнего музицирования и,
возможности, при наличии необходимых музыкальных данных, продолжить своё обучение в
направлении искусства.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе
вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих
способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. В ней присутствуют
4
новые параметры учебного процесса, а именно: компактность курса обучения в целом,
сокращённое количество аудиторных занятий, щадящие условия контрольных аттестаций,
расширение сферы ансамблевого музицирования.
Данная программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения (3 года 9 месяцев) по
предмету «Эстрадный вокал» для детей в возрасте от 9 до 17 лет включительно. В ней приведены
примерные программы контрольных прослушиваний, итоговой аттестации, репертуарные списки
и список рекомендуемой методической литературы.
Недельная нагрузка по предмету «Эстрадный вокал» составляет 2 часа в неделю,
продолжительность урока – 40 минут. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях
формирования навыков ансамблевого музицирования объём недельной нагрузки может быть
увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения
обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена,
прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
2. Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству,
обеспечения доступности художественного образования, срок реализации программы учебного
предмета «Эстрадный вокал» составляет 4 года (3 года 9 месяцев) для детей в возрасте от 9 до 17
лет включительно. По окончании освоения общеразвивающей образовательной программы
выпускникам выдается документ, форма которого разработана муниципальным бюджетным
учреждением дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
самостоятельно.
Правила приёма и порядок отбора детей в целях их обучения по общеразвивающей
образовательной программе разработаны на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
этих программ, а также срокам их реализации. Правила приёма и отбора детей отражены в
локальном акте, Уставе школы, утверждены подписью руководителя и заверены печатью Школы.
Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного
предмета «Эстрадный вокал»:
при реализации данной программы со сроком обучения 3 года 9 месяцев
продолжительность учебных занятий с первого по третий составляет 35 недель в год;
общая трудоёмкость учебного предмета «Эстрадный вокал» составляет 560 часов, из них:
аудиторные занятия – 280 часов, самостоятельная работа – 280 часов.
рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия с 1 по 4 классы – 2 часа в
неделю; самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) с 1 по 4 классы – по 2 часа в неделю.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки,
аттестации
Годы обучения
Полугодия
Количество недель
Затраты учебного времени
1-й год
1
2
16
19
2-й год
3
4
16
19
5
3-й год
5
6
16
19
4-ый год
7
8
16
19
Всего
часов
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка
32
32
64
38
38
76
32
32
64
38
38
76
32
32
64
38
38
76
32
32
64
38
38
76
280
280
560
4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и
мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная
и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
приобретённых ими знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства;
формирование музыкальной культуры обучающихся; развитие потенциальных способностей,
заложенных в обучающихся и раскрытие их.
Задачи, направленные на освоение учебного предмета: формирование комплекса
музыкально-ритмических навыков; обучение правильному дыханию; формирование системы
знаний, умений и навыков по предмету; постановка правильной, артикуляционно и дикционно
ясной выразительной речи, которая используется как в пение, так и быту; развитие артистических
и эмоциональных качеств у обучающихся средствами вокальных занятий; развитие
внимательности, наблюдательности, логических способностей; развитие способности к обучению
языкам в рамках занятий вокалом; воспитание и развитие художественного вкуса; воспитание у
детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать: особенности сольного
исполнительства; особенности работы резонаторов; организацию певческого дыхания, опоры
звука; специфику работы с микрофоном и фонограммой (-); наиболее употребляемые
музыкальные термины; закономерности и средства исполнения произведений.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь: исполнять произведения
различных стилей и жанров; владеть ровностью звучания голоса на разных участках диапазона;
расширять диапазон голоса; совершенствовать дикцию и артикуляцию; закреплять навыки
точного интонирования на более сложном материале; исполнять произведения грамотно, ярко,
эмоционально, на достаточном техническом уровне; выступать публично; общаться со
слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности.
6. Структура программы учебного предмета
Структура программы учебного предмета «Эстрадный вокал» основана на
«Рекомендациях по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства
культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса
6
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ отдельных частей и всего произведения);
практический (репетиционные занятия);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
прослушивание записей эстрадных исполнителей и посещение концертов для повышения
общего уровня развития обучающихся.
Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях вокального пения.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда, соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.
Реализация общеразвивающей образовательной программы по учебному предмету
«Эстрадный вокал» требует наличие учебного кабинета для занятий со специальным
оборудованием (зеркальное полотно, фортепиано) и концертный зал с роялем или фортепиано,
звукотехническим оборудованием для концертных выступлений.
Методическое обеспечение учебного процесса предполагает наличие сборников по
вокальному пению, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и
видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами,
книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями концертов и конкурсов.
В качестве дополнительных источников предполагается подключение к поисковым
системам, к различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
Учебная программа по предмету «Эстрадный вокал» рассчитана на 3 года 9 месяцев. В
распределении учебного материала по годам обучения учтён принцип систематического и
последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять
полученные знания и умения в изучении нового материала. В основе процесса обучения в классе
эстрадного пения лежат следующие методические принципы:
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к обучающемуся.
Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием
индивидуальных исполнительских манер.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения, являются
близость речевой фонетике, речевое, то есть не очень округленное формирование звука, плотное
звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса).
7
В процессе работы преподаватель должен добиваться освоения обучающимися
диафрагмального дыхания, чистоты интонации.
Работа над вокальной исполнительской техникой ведётся систематично, в течение всех лет
обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы.
Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой,
так как именно этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно на
начальном этапе обучения. Работа над вокализами является средством развития техники и
улучшения качества звука, развития диапазона голоса, выносливости голоса в пении на
определённой тесситуре, чувства музыкальной фразы, владения динамическими оттенками и
общего музыкального развития.
2. Учебно-тематический план
Первый год обучения
Содержание курса
Ознакомление обучающихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения.
Формирование правильного певческого звука – открытого, но лёгкого, звонкого. Следует избегать
резкого, зажатого, форсированного звучания. Работа над дыханием должна начинаться с
выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении
мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы
обучающиеся при вдохе положили руки на рёбра и проследили их движение во время дыхания.
Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних рёбер.
Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать
голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания. Стимулом для развития
дыхания является дыхательная гимнастика, а также, вокальные упражнения, развивающие
длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит
артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения.
Например: скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также
вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, челюсти, гортань,
зубы. У начинающих певцов артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат.
Этот недостаток необходимо устранять.
Важную задачу в вокальном воспитании обучающегося представляет формирование
тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у обучающегося в более старшем
возрасте.
Объём теоретических знаний, практических умений и навыков первого года обучения
В результате первого года обучения обучающийся должен получить элементарные
представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
правильная постановка корпуса при пении;
певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом
пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое
произношение согласных звуков;
слуховое осознание чистой интонации.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в
медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая
8
секунды, малая и большая терции, чистая октава. Формирование навыков пения с фонограммой. В
течение учебного года обучающийся обязан разучить 1-2 вокализа или песни напевного характера,
4-5 вокально-эстрадных произведений.
Методические рекомендации
Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта
работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися её цели, без понимания роли
тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения
доводить до осознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в
работе над ним, как его надо исполнять. Обучающиеся должны понимать, что упражнения
помогают овладению певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня
звучала красиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внимание
следует уделить точному воспроизведению первого звука. Очень важно с самого начала обучения
воспитывать у обучающихся вокального слуха, умения внимательно слушать себя и отмечать свои
ошибки.
Основа пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота
тембра. У обучающихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом,
«пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания
(позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и
упражнения:
на гласные А, У, Ю;
упражнения стабильного блока: на дыхание, на медленный долгий выдох, на развитие
артикуляции, на подвижность диафрагмы (стаккато), на развитие ровности тембрового звучания,
гибкости голоса;
упражнения периодически обновляющегося блока: на лёгкость и подвижность голоса, на
зубные язычные согласные – Д, З, Т, Р, Л, Н, на губные – Б, П, В, М.
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце
одного и начала другого слова, например: «А я по лугу». Согласные звуки произносят легко, чётко
и энергично. Нужно приучать обучающегося ясно произносить согласные в конце слов,
присоединять согласные к следующему слогу, например: «Мы – шка».
Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно
опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе,
в основном, следует обращать внимание на то, чтобы обучающийся вдыхал правильно,
распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов или
песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для
осознания обучающимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы,
предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
В репертуар должны входить популярные детские песни, отечественные песни, ретропесни.
Текущий и промежуточный контроль
Формы текущего контроля могут быть разные: от контрольного урока до публичного
выступления на концертах, в зависимости от исполнительского уровня обучающихся.
В конце первого полугодия обучающийся должен исполнить два произведения: детскую
популярную песню и вокализ или песню напевного характера.
9
На переводном зачёте в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить два
произведения: отечественную популярную песню, ретро-песню.
Второй год обучения
Содержание курса
Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание
и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса,
внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей,
потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо
важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе
исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению
устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойноактивному экономному выдоху.
Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: звонкости,
полётности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности, пения с вибрато.
Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь
активно, но не форсированно. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению,
гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение обучающихся
чёткому произношению согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все
правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.
Объём теоретических знаний, практических умений и навыков второго года обучения
В результате второго года обучения обучающийся должен расширить диапазон голоса,
желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Продолжается работа над организацией
дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой
«минус».
В работе над вокализами обучающийся должен уметь певуче, пластично вести звук,
вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии,
динамику её развития и кульминацию произведения.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих
мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз.
В течение учебного года обучающийся должен разучить и отработать 1-2 вокализа, 4-5
вокальных произведений различного характера и содержания.
Методические рекомендации
Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии обучающегося
нуждается в образном раскрытии. Необходим рассказ о специальных вокальных упражнениях для
развития дыхания, гибкости голоса, ровности тембрового звучания. Как правило, у начинающих
певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное.
Механизм работы дыхательного аппарата у эстрадных певцов такой же, как и у
академических. В первую очередь необходимо добиваться от обучающихся правильного
диафрагматического стаккато дыхания. Полезны упражнения, которые дают возможность
фиксировать работу мышц диафрагмы.
Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания
вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые перестают осуществлять
10
правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры – один
из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на легато.
Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного
дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда
должна быть свободна, рот и губы – свободны и активны.
Полезны упражнения в пределах терции – квинты, основанные на сочетаниях гласных и
согласных, например: ми, зи, брз, кра, крэ, кри, трэ, дай, дои, дуй, фа, ты, ха, чха, хэй, прэй и тому
подобные. При этом необходимо следить за чистотой интонации. Наряду с упражнениями
рекомендуется пение вокализов, отечественных популярных песен, русских народных песен в
современной обработке.
Текущий и промежуточный контроль
На контрольном уроке в конце первого полугодия обучающийся должен исполнить два
произведения: отечественную популярную песню и песню кантиленного характера.
На переводном зачёте в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить два
произведения: отечественную популярную песню и русскую народную песню в современной
обработке.
Третий год обучения
Содержание курса
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением
эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать
исполняемое произведение. Развитие творческих способностей на основе вариативности мелодий,
стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения. Формирование умения
читать ноты. На этой основе происходит обучение осмысленному, выразительному,
художественному вокальному исполнительству. Знакомство с работой над иностранным текстом
произведения.
Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном.
Благодаря наличию учебных и профессиональных фонограмм и обладая определёнными
способностями, обучающиеся должны научиться самостоятельно работать над укреплением ряда
технических приёмов и вокальными произведениями. Преподаватель должен идти от слуховых
представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и
раскрепощённостью голосового аппарата обучающегося. Не следует навязывать обучающемуся
свои ощущения при пении, так как они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.
Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного
регистров, то есть, микст. Микст – это не понятие облегчённого формирования верхнего регистра,
а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр даёт
возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные
ноты. У женских голосов, при эстрадной манере звукообразования, доминирующим должен быть
грудной резонатор, и только на верхних нотах диапазона преобладает головной резонатор,
непременно смешанный с грудным.
Объём теоретических знаний, практических умений и навыков третьего года обучения
В результате третьего года обучения обучающийся должен закрепить полученные ранее
вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть
подвижностью голоса, выявить красивый индивидуальный тембр голоса, овладеть различными
динамическими оттенками, уметь работать с профессиональной, без мелодии произведения,
11
фонограммой, уметь петь с микрофоном, иметь представление о работе с иностранным текстом
произведения.
Кроме того, обучающийся должен уметь петь вокальные упражнения, включающие
мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, мажорные и минорные трезвучия,
арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз.
В течение учебного года обучающийся должен разучить и отработать 6-8 произведений
различного характера и содержания по плану программы.
Методические рекомендации
В результате третьего года обучения обучающийся должен закрепить полученные ранее
вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть
подвижностью голоса, продолжить работу над выявлением красивого тембра голоса, уметь
использовать различные динамические оттенки, познакомиться с эстрадно-джазовыми
форшлагами, группето, пассажами.
Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для
эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной является
мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвует в формировании специфических приёмов
эстрадно-джазового пения. Например, приём, называемый субтоном, основан на использовании
придыхательной атаки; напряжённое, эмоционально открытое звучание в рок-музыке достигается
за счёт твёрдой динамической атаки.
В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается
работа над переходными нотами и выравниванием регистров.
Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой и
нюансировкой, обращая внимание на звукообразование, на умение петь пиано и филировку звука.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение отечественных
популярных песен, зарубежных популярных песен, современных отечественных хитов, музыки из
мюзиклов (знакомство с жанром).
Текущий и промежуточный контроль
На контрольном уроке в конце первого полугодия обучающийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения: отечественную популярную песню и зарубежную популярную
песню.
На переводном экзамене в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения: современный отечественный хит и произведение по выбору из
пройденного материала.
Четвёртый год обучения
Содержание курса
Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного
вокального репертуара. Прежде всего имеются в виду навык красивого и выразительного пения:
дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса, навык работы с
микрофоном, навык работы с фонограммой «минус», навык работы с вокальной радиотехнической
аппаратурой, а также умение самостоятельно работать над изучением вокального произведения и
над изучением иностранного текста произведения.
На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа,
вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать
12
приобретённым рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного
содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.
Объём теоретических знаний, практических умений и навыков четвёртого года обучения
В результате четвёртого года обучения обучающийся должен закрепить полученные ранее
вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, обучающийся должен овладеть
красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими
оттенками.
Кроме того, обучающийся должен уметь применять эстрадно-джазовые форшлаги,
группето, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь
самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно применять
микрофон.
Программа четвёртого года обучения включает пение упражнений, содержащих мажорные
и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам, опевания, прилегающие звуки,
скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз, арпеджио.
Пение вокальных упражнений с различными приёмами: нон легато, легато, стаккато,
опевания, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато с динамической атакой звука (драйв).
В течение учебного года обучающийся должен изучить и исполнить 7-8 произведений
различного характера и содержания по плану программы. На выпускном экзамене обучающийся
должен продемонстрировать владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых
произведений, чувство ансамбля.
Методические рекомендации
Продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-технических навыков.
В зависимости от способностей обучающегося продолжается работа над подвижностью и
гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических
слепков, исполнением эстрадно-джззовых форшлагов, группето, пассажей.
Вводятся упражнения, построенные на аккордах, характерных для джазовой музыки. А
также ритмические упражнения и упражнения для ознакомления обучающегося со
специфическими приёмами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в
энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука (драйв).
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение отечественных
популярных песен (современные хиты), зарубежных популярных песен, вокальных джазовых
композиций.
Произведения выпускной программы должны быть подобраны так, чтобы обучающийся
смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение
двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем, желательно показать умение выпускника
ориентироваться в различных жанрах популярной и джазовой музыки.
Текущий и промежуточный контроль
На контрольном уроке в конце первого полугодия обучающийся должен исполнить два
разнохарактерных произведения: отечественную популярную песню и зарубежную популярную
песню.
На итоговой аттестации в конце учебного года обучающийся должен исполнить три, четыре
произведения: отечественную популярную песню, отечественный хит советского периода,
зарубежную популярную песню под фонограмму и произведение по выбору из пройденного
(романс, ретро-песня, произведение из мюзикла, баллада).
13
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения общеразвивающей программы по учебному предмету «Эстрадный
вокал» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области исполнительской подготовки:
навыков исполнения вокальных произведений (сольное исполнение, коллективное
исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать вокальные произведения различных жанров и стилей;
навыков публичных выступлений;
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях просветительской деятельности
в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих
композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального
искусства);
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно
оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля обучающихся являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся;
промежуточная аттестация обучающихся;
итоговая аттестация
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
систематичность;
учёт индивидуальных особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо
раздела учебного материала предмета и направлен на поддержание учебной дисциплины и
выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, имеет воспитательные цели и
учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
14
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося
и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании
результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами
текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических
вечерах, классных концертах, мероприятиях просветительской, творческой деятельности школы,
участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень
усвоения им программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачёты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачёты (дифференцированные);
академические концерты;
контрольные уроки.
Зачёты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение
программы (или её части) в присутствии комиссии. Зачёты могут проходить в виде
академических концертов.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном
объёме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачёт
проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное
методическое обсуждение.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля.
Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах,
школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачётов.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим
оценкам.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
В качестве средств итоговой аттестации могут быть использованы академические
концерты, сольные концертные выступления. При проведении итоговой аттестации может
применяться форма экзамена.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Эстрадный вокал»
устанавливаются Школой самостоятельно.
2. Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок
обучающегося, осваивающего общеразвивающую образовательную программу, является
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение вокальнотехническими приёмами, владение навыком красивого и выразительного пения.
15
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачёт» (без оценки)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка
исполнения при необходимой ситуации; убедительное понимание
формы произведения; выразительность интонирования; единство
темпа; ясность ритмической пульсации; яркое динамическое
разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, технологических задач;
темпо – ритмическая неорганизованность; однообразие и
монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения;
отсутствие выразительного интонирования; метро – ритмическая
неустойчивость
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения
При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует
учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими
умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
ансамблевом исполнительстве; степень продвижения обучающегося, успешность личностных
достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям
Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета «Эстрадный вокал»
позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные
занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к
занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой
предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет
преподавателю полнее учитывать возможности и личностные особенности ребёнка, достигать
более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
16
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман репертуар.
Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачётам и контрольным урокам,
включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются
примерными, предполагающие варьирование, дополнение в соответствии с творческими
намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом
учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен
подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и
ученик исполнял его с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его
темперамент, характер.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершённости
исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления,
другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть
сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития
ученика.
Занятия в классе сопровождаются внеклассной работой - посещением выставок и
концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
2. Организация домашних занятий
Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего
образования), а также индивидуальные способности обучающегося.
Успеваемость обучающихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий.
Следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учётом времени,
необходимого для приготовления задания по общеобразовательным, музыкально-теоретическим
предметам, по специальности, не допуская при этом перегрузок.
Очень важно научить обучающихся рационально использовать время, отведённое для
самостоятельных домашних занятий.
Воспитание и развитие у ребёнка навыков самостоятельной работы рекомендуется начинать
с разбора музыкального материала на уроке под руководством преподавателя. При этом педагог
должен прививать ученику сознательное и вдумчивое отношение к изучаемым произведениям с
тем, чтобы продолжить эту работу самостоятельно, в процессе домашних занятий.
Особо важное значение в организации домашних занятий имеют чётко сформулированные
задания, записанные преподавателем или обучающимся (преимущественно в старших классах) в
дневник. Систематическое и профессионально грамотное ведение дневника обучающегося – одно
из условий, обеспечивающих эффективность домашней работы.
Успех в организации и
проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения и содействия
родителей.
Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения в ДШИ),
предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением, контролем со стороны родителей,
занятия в музыкальной школе мало эффективны.
17
Систематические беседы преподавателя и постоянные консультации, даваемые родителям,
несомненно, помогут повысить качество выполнения домашних заданий.
Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный план произведения, превышающие вокальные возможности обучающегося и
несоответствующие его возрастным особенностям.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Примерные списки произведений
Первый год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Музыка Е. Зарицкой, слова И. Шевчука. Три желанья
Музыка и слова Е. Зарицкой. Две капельки
Музыка Е. Зарицкой, слова И. Шевчука. Белоснежка
Музыка Е. Зарицкой, слова И. Шевчука. Дюймовочка
Музыка Е. Зарицкой, слова И. Шевчука. Сказочный волшебник
Музыка и слова А. Ермолова. Алёшка и Наташка
Музыка А. Ермолова, слова В. Орлова. Светит солнышко
Музыка В. Алексеева, слова М. Филатовой. Сказки детства
Музыка и слова Л. Марченко. Менуэт
Музыка и слова Л. Марченко. Осенний бал
Второй год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Музыка и слова А. Петряшевой. Рыжий кот
Музыка и слова А. Петряшевой. Мой папа
Музыка и слова А. Петряшевой. Музыка моря
Музыка А. Зацепина, слова М. Пляцковского. Ты слышишь, море
Музыка и слова А. Ермолова. Праздничный вечер
Музыка С. Никитина, слова С. Крылова. Песня о маленьком трубаче
Музыка и слова А. Петряшевой. Шарики воздушные
Музыка А. Ермолова, слова В. Осеева. Бедный ёжик
Музыка А. Ермолова, слова А. Бочковской. Осенний блюз
Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Этина. Серенада трубадура
Н. Ваккаи. Вокализы № 3,6
Третий год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Музыка и слова М. Фадеева. «Believe»
Музыка И. Дунаевского, слова Лебедева Кумача. Песенка о капитане
Музыка и слова А. Ермолова. День рождения
Музыка Я. Френкеля, слова Р. Рождественского. Погоня
Музыка Е. Сокольской, слова В. Степанова. Дарите музыку
Музыка Г. Манчини, слова Дж. Меркера. «Moon River»
Музыка А. Петрова, слова Шпаликова. Яшагаю по Москве
Музыка М. Дунаевского, слова Н. Олева. Непогода
Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Крылатые качели
Музыка В. Шаинского, слова Д. Непомнящего. Песня Мамонтёнка
18
Четвёртый год обучения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Музыка А. Петрова, слова Э. Рязанова. Любовь – волшебная страна
Музыка А. Петрова, слова Б. Ахмадулиной. А на последок я скажу
Музыка и слова О. Газманова. Нарисовать мечту
Музыка А. Веббера, слова Т. Нунна. «Memory»
Музыка И. Крутого, слова Д. Джокера. Музыка – это дивная страна
Музыка Т. Хренникова, слова М. Матусовского. Московские окна
Музыка Д. Тухманова, слова Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный
Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. Проснись и пой
Музыка И. Дунаевского, слова А. Д. Актиля. Звать любовь не надо
Музыка с лова Н. Власовой. Я у твоих ног
2. Методическое и дидактическое обеспечение программы
1. В работе по данной программе используются следующие учебные пособия для
преподавателей: типовые
В. Емельянов. Развитие голоса;
Н. Адулов. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса;
И. Кочнева, А. Яковлева. Вокальный словарь;
В. П. Морозов. Искусство резонансного пения
авторские
В. Малишава. Практическая школа эстрадного пения;
В. Малишава. Упражнения для выработки вокальной техники в классе эстрадного пения;
Ю. Г. Сапожникова. Формирование творческих способностей личности
2. Используются в работе записи на СD дисках:
диск 1: Песни из мультфильмов (для младшего и среднего возраста);
диск 2: Песни из детских фильмов и сказок (для младшего и среднего возраста);
диск 3: Сборник песен детских творческих коллективов (для младшего возраста);
диск 4: Сборник песен детских творческих коллективов (для среднего возраста)
3. Сборники типовых упражнений, список используемых фонограмм
19
3. Список методической литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Просвещение, 1991
Айзек Чане. «Структура личности», «КСП+», М. Ювента, Санкт-Петербург, 1999
В мире музыки. М., 1994
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Союз, Санкт-Петербург,
1997
Доль монте. «Голос над миром». Л., 1991
Дмитриев С. Сольное пение. М., 1972
Методика В. Емельянова. Сборник
Райчев. «Жизнь и песня. Л., 1991
Сац Н. «Всегда с тобой». М., 1965
Уколов, Рыбакина. «Музыка в потоке времени». М., 1998
Учите детей петь. М., Просвещение, 1988
Каменский Л. А. «педагогическая библиотека». М., Педагогика, 1982
Никсанен Л. П. Интенсивное развитие и воспитание дошкольников. Издательский центр
«Академия», 2002
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., ФИС, 2000
20