МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02 «Ансамбль (домра, балалайка)»
для обучающихся 2 – 5 (6) классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
Одобрено
Утверждаю
Педагогическим советом МБУ
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
ДО
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Шотт
Светлана
Мирославовна,
квалификационной
инструментов
преподаватель
высшей
категории
отделения
народных
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская
детская
музыкальная школа № 1»
Рецензент
Шлохина
Зинаида
Павловна,
преподаватель
высшей
квалификационной категории государственного бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств»
Рецензент:
Безматерных
Сергей
квалификационной
Иванович,
категории
по
преподаватель
классу
высшей
балалайки
муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
«Краснотурьинская
школа № 1»
2
детская
музыкальная
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объём учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.
Методические рекомендации педагогическим работникам
2.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения
1. Учебная литература
2. Нотная литература для переложений
3. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава
4. Методическая литература
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль (домра, балалайка)» разработана
на основе и с учётом Федеральных государственных требований (далее по тексту – ФГТ) к
дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Духовые
и ударные инструменты» от 12.03.2012 г. № 162 и с учётом многолетнего педагогического опыта в
области ансамблевого исполнительства на народных инструментах в муниципальном бюджетном
учреждение дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная кола № 1»
(далее по тексту – Школа).
Срок освоения обязательной программы осуществляется со 2-го по 5-ой классы (срок
обучения 4 года (3 года 9 месяцев), с учётом вариативной части с 2 по 3 классы
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс).
Учебный предмет «Ансамбль» является составной частью предпрофессиональной
подготовки обучающихся. В классе ансамбля развиваются навыки дуэтного музицирования,
познаются его специфические особенности. Приобретение навыков ансамблевого исполнительства
ведёт к расширению музыкального кругозора, активизирует творческую направленность,
развивает музыкальное мышление, позволяет накопить репертуарный багаж.
В классе «Ансамбля» развиваются навыки игры в любом ансамбле. По учебному предмету
«Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной
программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
При формировании дуэтов важно учитывать уровень подготовки обучающихся, их
музыкально – психологическую совместимость.
За время обучения преподаватель должен научить обучающегося игре в ансамбле с
педагогом, затем с обучающимся по классу или более старшего возраста, сформировать навыки
чтения с листа своей партии отдельно и в ансамбле с партнёром. Научить обучающегося
самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять в ансамбле произведения,
различные по сложности, стилю и жанрам, которые соответствуют уровню развития
обучающегося.
Также как и по предмету «Специальность (домра, балалайка)», программа по ансамблю
опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными
стилями. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнёров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (домра, балалайка)»
Срок реализации данной программы составляет семь лет (со 2 по 5 классы). Для
обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения
может быть увеличен на 1 год (6 класс).
4
3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Ансамбль»:
Срок обучения и количество часов
Обязательная часть
2-5 классы
6 класс
264
99
132
66
132
33
1
2
1
1
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Аудиторные занятия (часов в неделю)
Самостоятельные занятия (часов в неделю)
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
мелкогрупповых занятий: со второго по восьмой классы – 1 час в неделю, в шестом классе – 2
часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Занятия в ансамбле – это накопление опыта коллективного музицирования, ступень
подготовки игры в оркестре.
По учебному предмету «Ансамбль (домра, балалайка)» к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся по данной программе, так и по другим образовательным программам в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в
форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль (домра, балалайка)»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на домре, балалайка в ансамбле произведения различных
жанров и форм в соответствии с ФГТ;
выявление наиболее одарённых детей, планирующих поступление в учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного
музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнёрства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
5
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений
в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путём ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый в ансамбле на домре, гитаре;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для
ансамблевого исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления
и композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне
в соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей в
ансамбле на домре, гитаре;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух, импровизации;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль (домра, балалайка)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
6
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль (домра, балалайка)» зависит от:
возраста обучающихся;
индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация
целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с ансамблем духовых инструментов в рамках
дополнительной предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках
и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на духовых инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль (домра, балалайка)» имеются
учебные кабинеты (классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: домры, балалайки для детей разного возраста, фортепиано,
метроном, пульты, зеркало, футляры для хранения и удобной транспортировки инструментов.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания музыкальных
инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников пьес, ,
переложений произведений, сборников по чтению нот с листа, методической и учебной
литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачётам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени.
7
В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после её окончания с целью обеспечения самостоятельной
работы обучающихся на период летних каникул.
Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объём времени на
самостоятельную работу может определяться с учётом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учётом общего объёма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учётом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Годовые требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определённые музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуар;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность
и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и
навыков.
8
Для облегчения подбора учебного репертуара в программе предлагаются репертуарные
списки, основу которых составляют нотные издания, находящиеся в школьной библиотеке,
которые являются лучшими образцами педагогической и исполнительской практики.
При составлении индивидуального учебного плана, педагогу необходимо учитывать
уровень общего музыкального развития обучающегося. Обучающийся должен иметь
определённые знания по теории музыки, владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле,
обладать достаточной художественно-технической подготовкой.
За год обучения по данному предмету необходимо пройти 3 – 4 произведения с разной
степенью готовности. За весь курс обучения по классу ансамбля необходимо изучить 14 – 16
произведений.
Педагог фиксирует весь пройденный материал в индивидуальном плане обучающегося.
Второй класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнёра, а также восприятия всей
музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для
успешной реализации начального этапа обучения.
Партнёры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год обучающиеся должны пройти 3 – 4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся
сдают зачёт из 1 - 2 произведений. Зачётом может считаться выступление на классном вечере,
концерте или академическом концерте.
Второй класс (1 час в неделю)
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября – контрольный урок – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря – контрольный урок – 1 пьеса наизусть,
Начало марта – контрольный урок – 1 пьес по нотам,
Начало апреля – зачет – 1 пьеса наизусть.
Пьесы для дуэта домр:
1. «Виноград в саду цветет». Обр. русской народной песни
2. «Пешеход». Детская песенка. Обр. Ю. Фортунатова
3. Гайдн Й. Песня
4. Гретри А. Кукушка
Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1. «Как в лесу, лесу – лесочке». Обр. русской народной песни
2 « Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова
Пьесы для дуэта домра и балалайка:
1. Майкапар С. «Музыкальная шкатулка» из цикла «Бирюльки»
2. Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»
Третий класс (1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно её фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнёру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
9
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачёт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся может
приравниваться к зачёту.
Пьесы для дуэта домр:
1. Маляров В. Хрустальный замок
2. Моцарт В.А. Дуэт № 1 (D-dur)
3. «Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского
4. «Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова
Пьесы для дуэта домр и балалайки:
1. «От села до села» Обр. русской народной песни Е. Авксентьева
2. Гречанинов А. «В разлуке», «Верхом на лошадке» из «Детского альбома»
Пьесы для дуэта домр, балалайки и фортепиано:
Феоктистов Б. Плясовой наигрыш
Четвертый класс (1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Способность контролировать
слухом и вниманием одновременно несколько элементов музыки. Знакомство с различными
танцевальными жанрами, их стилистическими особенностями. Изучение танцевальных
произведений прикладного характера и танцевальных произведений для концертного исполнения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачёт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление (конкурс, концерт, фестиваль)
обучающихся может приравниваться к зачёту.
Пьесы для дуэта домр:
1. Моцарт В.А. Дивертисмент № 12
2. Марини Б. Куранта
3. Лядов А. Шуточная
Пьесы для дуэта домр, балалайки:
1. Мильман М. «В школе на перемене»
2. Гречанинов А. «В разлуке», «Танец» из «Детского альбома»
3. «Я с комариком плясала». Обр. русской народной песни Б. Трояновского
4. Мошковский М. Испанский танец
Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1. Бах И.С. Два дуэта
2. Польдяев В. Марш
Пьесы для домры и гитары:
1. Милано Ф. де Канцона
2. Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll
Пятый класс (1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие образного
мышления, фантазии. Эмоциональность исполнения, работа над образным содержанием
исполняемых произведений. Работа над звуком. Ощущение горизонтального движения и развития
музыки, различные приёмы и способы звукоизвлечения, соотношение звучности мелодии и
аккомпанемента.
10
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачёт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе,
концерте, фестивале может приравниваться к зачёту.
Пьесы для дуэта домр:
1. « У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни
2. Страделла А. Аллегро
3. Россини Дж. Пять дуэтов
Пьесы для дуэта домр, балалайки:
2. Дербенко Е. «Веселая игра» из «Детского альбома»
3. «Ой, да ты, калинушка». Обр. русской народной песни А. Шалова
Шестой класс (1 часа в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над
звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями. Воспитание внимания к
точному прочтению авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления
обучающегося.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 произведения (разного жанра, стиля и
характера). В конце 2-го полугодия – зачёт со свободной программой.
Пьесы для квартета домр
1. Моцарт В.А. Романс из «Маленькой ночной серенады»
2. Тамарин И. Старинная прялка
Пьесы для домры и гитары:
1. Писарев Е. Осеннее настроение
2. Горбенко В. Вариации в старинном стиле
Пьесы для дуэта домр и фортепиано:
1. Польдяев В. «Старинный дилижанс»
2. Польдяев В. Полька – диалог.
3. Городовская В. «Пряха». Обр. русской народной песни.
4. Чайковский П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»
Пьесы для дуэта домр:
1. Бызов А. Новелла из Сюиты для двух домр
Пьесы для дуэта домр, балалайки
1. Дакен К. Кукушка
2. Куперен Ф. Рондо
3. «Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б. Авксентьева
4. Делиб Л. Пиццикато
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Ансамбль» входят в состав учебного плана обязательной и
вариативной части предметной области «Музыкальное исполнительство».
Занятия в классе ансамбля способствуют приобретению навыков коллективного творчества,
освоению специфики исполнительского искусства народных инструментов, познанию его
закономерностей и своеобразия решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой
музыки.
11
Занятия по предмету «Ансамбль» связаны не только с получением обучающимися
необходимых навыков игры с партнёром, но и с комплексом музыкальных дисциплин
(сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная литература), изучив
который обучающийся должен:
овладеть основами ансамблевой практики;
усвоить понятие ауфтакта и внутридолевой пульсации;
научиться читать с листа в ансамбле;
уметь проанализировать роль и значение своей партии в исполняемом произведении;
уметь самостоятельно выучить свою партию и исполнить её в ансамбле;
владеть профессиональной терминологией;
ставить исполнительские задачи, требующие ритмической согласованности, динамического
равновесия, единства штрихов и фразировки, исполняемых произведений в ансамбле;
знать творчество композиторов русской и зарубежной классики, современных
отечественных и зарубежных композиторов, произведения которых входят в репертуарный план
работы в классе ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащегося в конце каждого учебного года
со 2 по 5 (6) классы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается:
отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Особой
формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем,
ведущим предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачёты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определённом этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением
комиссии, зачёты, академические концерты. Каждая форма проверки может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. При оценивании обязательным
является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический
характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.
12
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачётах. Переводной академический концерт является обязательным для всех.
Переводной академический концерт проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных
полугодий в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».
Формой аттестации может быть прослушивание, выступление в концерте или участие в
каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в
конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Школы.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечённость исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
13
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников –
партнёров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится
с учётом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
обучающегося – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные, уровень его
подготовки.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую
слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнёров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
её.
Необходимо совместно с обучающимися анализировать форму произведения, чтобы
отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются обучающимися отдельно. Форма
произведения является также важной составляющей частью общего представления о
произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнёров должна быть на одном уровне.
Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное
впечатление от игры. В этом случае требуется более серьёзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение обучающихся
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала обучающийся работает индивидуально над своей партией, затем с
партнёром. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающихся. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнёров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися.
14
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учётом того, что дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Народные инструменты» содержит одновременно два предмета,
связанные с исполнительством на домре, балалайке – «Специальность» и «Ансамбль» обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнёром по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно, чтобы партнёры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
15
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004
Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004
Азбука домриста. Младшие классы ДМШ. Составитель Разумеева Т. М., 2006
Ансамбли для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и Ильин А. Л., 1964
Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973
Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе. Составитель Дьяконова И.
М., 1995
«Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио, квартеты домр.
Вып.1. М., 2004
«Балалайка и домра». Часть 1. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-П., 1999
«Балалайка и домра». Часть 2. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-П., 1999
Сборник педагогического репертуара. Нотная папка домриста №2. Тетрадь 3. 4-5 классы
музыкальной школы. Ансамбли. Составитель Чунин В. М., 2004
Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980
«Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта домра –
Пьесы для домры в сопровождении фортепиано и ансамблей для учащихся ДМШ, ДШИ.
Составители Бурдыкина Н. и Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012
«Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ. М., 2005
Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. Вып.
13. М., 1970
Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М.,
1983
Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М., 1979
Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып .1. М., 1972
Инструментальные ансамбли. М., 1978
Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М., Городовская В. Пьесы для
ансамблей малых домр в сопровождении фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999
Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000
Дуэты. Под редакцией Фортунатова К. М., 1972
Золотая библиотека 1973
«Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С-П., 1999
Меццакапо Е. Пьесы для домры. С-П., 2002
Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980
Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981
Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982
«От соло до квартета» Пьесы для малой домры в ансамбле с альтовой домрой, гитарой,
баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005
Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и редакция Лачинова А. и
Розанова В. М., 1966
Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов В. М., 1966
Педагогический репертуар домриста. III- V классы ДМШ. Вып. 2. М..1977
16
34. Педагогический репертуар домриста. 1-2 классы ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А.
М., 1981
35. Педагогический репертуар домриста. 1-2 классы ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А.
М., 1981
36. Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Средние классы ДМШ и ДШИ.
Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
37. Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки и гитары Возного В. С–
П., 2007
38. Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения для трехструнной
домры и фортепиано. Для старших классов ДМШ. Составитель Потапова Л. К., 2010
39. Пьесы для ансамблей балалаек. Составитель Розанов М. М., 1961
40. Пьесы для ансамблей домр. Вып.1.Составитель Александров А. М., 1961
41. Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965
42. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963
43. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1985
44. Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004
45. Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель Польдяев В.М.. 2010
46. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963
47. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. Смешанные ансамбли.
М., 1966
48. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы для
шестиструнных гитар. М., 1967
49. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1967
50. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11. Ансамбли
шестиструнных гитар. М., 1968
51. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13. Струнные ансамбли. М.,
1970
52. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М., 1971
53. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19 Смешанные ансамбли.
Составитель Розанов В. М., 1972
54. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24. Смешанные ансамбли.
Составитель Евдокимов В. М., 1974
55. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов
Л. М., 1975
56. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В.
М., 1975
57. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В.
М., 1977
58. Русский народный ансамбль. М., 1972
59. Сборник пьес. М., 1932
60. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
61. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970
62. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7. Составитель Викторов В.,
Нестеров В. М., 1976
63. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977
64. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. М., 1980
17
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. М., 1981
Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. М., 1982
Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.19. М., 1972
Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.24. М., 1974
Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1965
Хрестоматия домриста. ДМШ 1-3 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1989
Хрестоматия домриста ДМШ 4-5 классы. Составитель Евдокимов В. М., 1990
Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ. Составитель Быстрицкая Л.
С-П., 2005
Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960
Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители Иншаков И., Горбачев А.М., 2004
Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 6. М.,1958
Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 8. М., 1958
Библиотека юного музыканта. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 классов, Л., 1991
Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова. Составитель Шумидуб А. М.,
1997
Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1971
Курченко А. Детский альбом ля балалайки и фортепиано для учащихся ДМШ и ДШИ». М.,
2003
Произведения русских композиторов. Переложение для балалайки, ансамблей и фортепиано.
Составители Иншаков И., Горбачев А. М., 2007
Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель Андрюшенков Г. С- П., 2003
Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта балалаек и фортепиано.
М., 1994
Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4-5 классы. Составители В. Зажигин, С. Щегловитов. М.,
1986
Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-5 классы. Составитель В. Глейхман. М., 2007
Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-4 классы. Составители В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е.
Авксентьев. М., 1960
2. Нотная литература для переложений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967
Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932
Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Сост. Мурзин В. М.,1962
Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В. М.,1963
Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В. М.,1964
Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969
Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969
Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано. Переложение
Лепилова Д. М., 1966
18
3. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава
Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973
Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 6. М.,1975
Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инстр. М., 1983
Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В.
Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)
Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963
Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964
Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963
народных инструментов. Вып. 20. М., 1972
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов
Л.-М., 1975
14. Репертуар для ансамблей русских нар. инструментов. Вып. 27. Розанов В. М., 1975 М., 1981
15. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
16. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
4. Методическая литература
Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986
Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы
исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004
3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987
4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999
6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975
7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник
трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические
указания для студентов – заочников отделений народных музыкальных инструментов
высших учебных заведений и училищ. М.,1964
9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984
10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985
11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе.
Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984
12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005
1.
2.
19