МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02 «Ансамбль (шестиструнная гитара)»
для обучающихся 2 – 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
(вариативная часть В.02УП.02)
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Дагаева Елена Аркадьевна, преподаватель первой
квалификационной
категории
муниципального
дополнительного
по
классу
бюджетного
образования
гитары
учреждения
«Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Безматерных
высшей
Сергей
Иванович,
квалификационной
категории
преподаватель
ГБПОУ
СО
«Краснотурьинский колледж искусств
Рецензент:
Красноярский Андрей Леонидович, преподаватель
высшей квалификационной категории по классу гитары
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
детская музыкальная школа № 1»
2
учреждения
«Краснотурьинская
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по годам обучения
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Список литературы и средств обучения
1. Методические пособия
2. Учебная литература
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.02. «Ансамбль (шестиструнная гитара)»
разработана на основе и с учѐтом Федеральных государственных требований (далее по тексту –
ФГТ) к минимуму содержания. структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»,
утверждѐнными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 162
и с учѐтом многолетнего педагогического опыта в области ансамблевого исполнительства на
народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный план предполагает предметные области с обязательной и вариативной частью.
Срок освоения обязательной программы осуществляется с 4-го по 8-ой классы (срок обучения 8
лет (7 лет 9 месяцев), с учѐтом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1
по 3 классы). Однако возможность вариативной формы позволяет ввести предмет со 2-го класса
(срок обучения 8 лет (7 лет 9 месяцев).
Вариативная часть даѐт возможность расширения и углубления подготовки обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных
знаний, умений и навыков. Вариативная часть учебного плана учитывает запросы детей и их
родителей (законных представителей), специфику и возможности Школы, особенности
предпрофессионального образования обучающихся. За счѐт вариативной части осуществляется
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).
Учебный предмет «Ансамбль (шестиструнная гитара)» является составной частью
предпрофессиональной подготовки обучающихся. В классе ансамбля развиваются навыки
дуэтного музицирования, познаются его специфические особенности. Приобретение навыков
ансамблевого исполнительства ведѐт к расширению музыкального кругозора, активизирует
творческую направленность, развивает музыкальное мышление, позволяет накопить репертуарный
багаж.
В классе «Ансамбля» развиваются навыки игры в любом ансамбле. По учебному предмету
«Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной
программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
При формировании дуэтов важно учитывать уровень подготовки обучающихся, их
музыкально – психологическую совместимость.
За время обучения преподаватель должен научить обучающегося игре в ансамбле с
педагогом, затем с обучающимся по классу или более старшего возраста, сформировать навыки
чтения с листа своей партии отдельно и в ансамбле с партнѐром. Научить обучающегося
самостоятельно разучивать и грамотно, музыкально исполнять в ансамбле произведения,
различные по сложности, стилю и жанрам, которые соответствуют уровню развития
обучающегося.
Также, как и по предмету «Ансамбль (шестиструнная гитара)» программа по ансамблю
опирается на академический репертуар, знакомит обучающихся с разными музыкальными
4
стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20
века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнѐров единого творческого
решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать
трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)»
Срок реализации данной программы составляет семь лет (со 2 по 8 классы). Для
обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения
может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом
на реализацию предмета «Ансамбль»:
Срок обучения и количество часов
Обязательная часть
4-8 классы
9 класс
кол-во часов
кол-во часов (в год)
(общее на 4 года)
Максимальная нагрузка
Кол-во часов на аудиторную нагрузку
Кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную работу)
Недельная аудиторная нагрузка
Самостоятельная работа (часов в
неделю)
Вариативная часть
2-3 классы
кол-во часов
(общее на 2 года)
330
165
165
99
66
33
132
66
66
1
1
2
1
1
1
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
мелкогрупповых занятий: со второго по восьмой классы – 1 час в неделю, в девятом классе – 2
часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Занятия в ансамбле – это накопление опыта коллективного музицирования, ступень
подготовки игры в оркестре.
По учебному предмету «Ансамбль (шестиструнная гитара)» к занятиям могут привлекаться
как обучающиеся по данной программе, так и по другим образовательным программам в области
музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в
форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль – шестиструнная гитара»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских умений и навыков, позволяющих
5
воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре в ансамбле произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ;
выявление наиболее одарѐнных детей, планирующих поступление в учреждения,
реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного
музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
ансамблевого музицирования;
развитие чувства ансамбля (чувства партнѐрства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений
в сфере ансамблевого музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающегося путѐм ознакомления с ансамблевым
репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
основной репертуар, исполняемый в ансамбле на шестиструнной гитаре;
художественно – эстетические и технические особенности, характерные для
ансамблевого исполнительства;
характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления
и композиторские индивидуальности;
музыкальную терминологию
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне
в соответствии со стилевыми особенностями;
самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей в
ансамбле на шестиструнной гитаре;
создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
обладать навыками подбора на слух, импровизации;
обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
6
обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
«Ансамбль (шестиструнная гитара)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимся.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль – шестиструнная гитара» зависит от:
возраста обучающихся;
индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих
партий);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация
целого);
прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для
повышения общего уровня развития обучающегося;
индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учѐтом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные
методы
работы
с
ансамблем
в
рамках
дополнительной
предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации
поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на народных инструментах.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Ансамбль – шестиструнная гитара»
имеются учебные кабинеты (классы для индивидуальных занятий) и зал для концертных
7
выступлений. Оборудование учебного кабинета: гитары для обучающихся разного возраста,
метроном, пульты, подставки для ног, разноуровневые стулья, зеркало, чехлы для хранения и
удобной транспортировки инструментов.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания народных
музыкальных инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников пьес,
произведений крупной формы, переложений симфонических произведений, сборников по чтению
нот с листа, методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)» на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
Продолжительность учебных занятий в
неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в
неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные
занятия
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариативная
Обязательная часть
часть
33
33
33
33
33
33
33
33
-
2
1
1
1
1
1
1
1
231
66
Кол-во часов на самостоятельную работу
в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную
работу по годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
-
1
1
1
297
1
-
33
33
33
33
Максимальное кол-во часов занятий в
неделю (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по
годам (аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на
весь период обучения
-
2
2
-
66
66
Объѐм времени на консультации (по
годам)
Общий объѐм времени на консультации
-
1
1
1
1
33
33
33
33
231
33
2
264
2
2
2
2
3
66
66
66
66
66
99
462
-
-
9
99
561
2
8
2
2
2
2
2
10
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
8
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать,
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности Школы и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объѐм времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Годовые требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать
определѐнные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества –
ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для дуэта
гитаристов, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых,
полифонических и других произведений) отечественных и зарубежных композиторов;
знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность
и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета направлено
на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею
художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
9
Для облегчения подбора учебного репертуара в программе предлагаются репертуарные
списки, основу которых составляют нотные издания, находящиеся в школьной библиотеке,
которые являются лучшими образцами педагогической и исполнительской практики.
При составлении индивидуального учебного плана, педагогу необходимо учитывать
уровень общего музыкального развития обучающегося. Обучающийся должен иметь
определѐнные знания по теории музыки, владеть навыками чтения с листа и игры в ансамбле,
обладать достаточной художественно-технической подготовкой.
За год обучения по данному предмету необходимо пройти 3 – 4 произведения с разной
степенью готовности. За весь курс обучения по классу ансамбля необходимо изучить 14 – 16
произведений.
Педагог фиксирует весь пройденный материал в индивидуальном плане обучающегося.
2. Годовые требования по классам
2 класс (1-ый год обучения)
Чем раньше обучающийся
попадает в исполнительский коллектив, тем скорее и
плодотворнее протекает процесс его художественного и технического развития, осознания роли и
возможности инструмента в сольном и ансамблевом исполнительстве. Маленький начинающий
гитарист ещѐ мало что может сам, но совместное доступное творчество самым серьѐзным образом
ускоряет темп его индивидуального инструментального развития. Именно этими факторами и
обусловливается введение вариативной части учебного предмета «Ансамбль – шестиструнная
гитара» со 2-го года обучения. Форма работы с такими обучающимися может быть самой
разнообразной – от совместного музицирования с преподавателем, до освоения доступного
нотного материала в дуэте со своим одноклассником или старшим учащимся. Важным условием
таких занятий должна быть простота материала и отсутствие в нем незнакомых видов технических
приѐмов.
Задачи такой деятельности следующие: развитие звуковысотного, тембрового и ладового
слуха, чувства ритма, навыков совместного музицирования, знакомство с динамическими
оттенками и простейшими музыкальными терминами, навыки начального чтения с листа.
В 1 полугодии желательно исполнение ансамблевых произведений с преподавателем, а во 2
полугодии, в зависимости от состояния готовности учащегося к ансамблевой игре, допускается
исполнение разнохарактерных пьес с другими учащимися.
В течение 1 года обучения обучающийся должен пройти: 2-4 пьесы различного характера
(можно по нотам, с привлечением других инструментов). В конце учебного года обучающиеся
сдают зачѐт из 1 - 2 произведений. Зачѐтом может считаться выступление на классном вечере,
концерте или академическом концерте.
Примерный репертуарный список
1. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
2. Беркович И. Пьеса
3. Русская народная песня «По Дону гуляет» в обработке Зубченко О.
4. Сор Ф. Мелодия
5. Апельсины и миндаль. Бесконечный канон в обработке Никольской М.
6. Бах И. С. Маленькая ария
7. Кюфнер И. Анданте
8. Русская народная песня «Как у наших у ворот» в обр. Никольской М.
9. Русская народная песня «Птичка» в обработке Никольской М.
10
10. Русская народная песня «Хуторок»
11. Русская народная песня «Весѐлые гуси». Переложение Зубченко О.
12. Юцевич Е. Колыбельная
13. Украинская народная песня «Ой, лопнув обруч» в обработке Никольской М.
14. Украинская народная песня «Ой, ты дивчина» в обработке Шумеева Л.
3 класс (второй год обучения)
Ко второму году обучения в классе мелкогруппового ансамбля обучающийся уже знаком с
основами ритма и лада, читает с листа, знает основной набор музыкальных терминов и
динамических оттенков. Работа первого года обучения подготовила его к возможности
дальнейшего более глубокого и усложненного проникновения в мир ансамблевой музыки. Для
этого периода важно выбрать пьесы, которые привлекут ребѐнка красивой, запоминающейся
мелодией. Ансамблевая игра укрепит технические наработки специального класса и придаст им
особый смысл и творческую завершѐнность.
В течение 2 года обучения обучающийся должен пройти: 2-4 пьесы различного характера.
В конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся может
приравниваться к зачѐту.
Примерный репертуарный список
1. Кюфнер И. Экосез
2. Карулли Ф. Пьеса
3. Кригер И. Буррэ
4. Моцарт Л. Полонез
5. Белорусская полька в обработке Калинина В.
6. Бетховен Л. Сурок
7. Гайдн Й. Песенка
8. Джулиани М. Аллегро
9. Калинников В. Тень-тень
10. Кригер И. Менуэт
11. Моцарт Л. Весенняя песня
12. Неизвестный автор. Старинная французская песенка
13. Тобис Б. Негритѐнок грустит
14. Русская народная песня «Во поле береза стояла». Переложение Агабабова В.
4 класс (третий год обучения)
К 3 году обучения обучающиеся уже разбираются в размерах и ритмических фигурах. Они
владеют различными штрихами, знают диезные и бемольное тональности, владеют тремя
первыми позициями. Партии изучаются в классе с преподавателем, затем закрепляются во время
самостоятельных занятий дома. На уроке обучающиеся исполняют свои партии и знакомятся с
партиями партнѐров, в идеале – меняются ими. Произведения обычно даются легче специального
репертуара. Используются унисоны, двух- и трѐхголосные изложения, мелодии с подголосками, с
аккомпанементом, каноны, различные ритмические построения.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление (конкурс, концерт, фестиваль)
обучающихся может приравниваться к зачѐту.
11
Примерный репертуарный список
1. Каркасси М. Аллегретто
2. Карулли Ф. Фугетта
3. Гендель Г. Сарабанда
4. Зубченко О. Прелюд-мимолѐтность
5. Авлас Н. Ручеѐк
6. Ветушко С. Мой друг – Карлсон
7. Вебер К. Романс для двух гитар
8. Карулли Ф. Пьеса
9. Кюфнер И. Рондо
10. Ларичев Е. Полька
11. Мазурка в обработке Шумеева Л.
12. Сен-Санс К. Лебедь
13. Стравинский И. Аллегретто
14. Цыганочка в обработке С Мещерякова С.
5 класс (четвѐртый год обучения)
Приобретѐнные к этому времени технические навыки и качество звучания позволяют
привлекать исполнителей с других отделений – фортепиано, оркестрового. Это расширяет и
обогащает концертный репертуар, придаѐт ему разнообразие форм и стилей. Ещѐ одной задачей
ансамблевого музицирования становится закрепление навыков, полученных в специальном классе.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 ансамбля (с разной степенью готовности). В
конце года – зачѐт из 1 – 2 произведений. Публичное выступление обучающихся на конкурсе,
концерте, фестивале может приравниваться к зачѐту.
Примерный репертуарный список
1. Мексиканская народная песня «Красивое небо» в обработке Калинина В.
2. Мексикаеская народная песня «Скамеечка» в обработке Калинина В.
3. Итальянская народная песня «Санта Лючия» в обработке Калинина В.
4. Русская народная песня «Чтой-то звон» в обработке Калинина В.
1. Хава Нигила. Обработка для 2-х гитар Зубченко О.
2. Ф. де Милано. Концона
1. Ветушко С. Признание
2. Телеман Г. Менуэт
3. Варламов А. Белеет парус одинокий
4. Ветушко С. Маленький принц
5. Донских А. Ночные колокольчики
6. Русская народная песня «Я посеяла, молода, младенька». Обр. Иванова-Крамского А.
7. Савио И. Часы
8. Темкин Д. Зелень лета
9. Хренников Т. Колыбельная
10. Чайковский П. Немецкая песенка
11. Чайковский П. Сладкая грѐза
12. Фортеа Д. Вальс
12
6 класс (пятый год обучения)
Основная задача этого периода ансамблевой работы – наработка концертного репертуара и
всестороннее повышение мастерства. Произведения художественной ценности, которые уже
способен воспринять и передать обучающийся, ставит пред ним серьезные технические и
музыкальные задачи, облегчает профессионально ориентированному ученику дальнейший путь
освоения инструментальных вершин.
В течение учебного года следует пройти 3 – 4 произведения (разного жанра, стиля и
характера). В конце 2-го полугодия – зачѐт со свободной программой.
Примерный репертуарный список
1. Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка» в обработке Холминова А.
2. Гладков Г. Песенка друзей из мультфильма «Бременские музыканты»
3. Анидо М. Аргентинская мелодия
4. Бах И.С. Менуэт
5. Семинзато Д. Шоро
3. Колосов В. Испанский танец.
4. Вебер К. Романс
5. Глюк К. Гавот из оперы «Ифигения в Авлиде»
6. Зубков В. Мелодия из кинофильма «Цыган»
7. Карулли Ф. Рондо
8. Крейслер Ф. Прекрасный Розмарин
9. Мусолин Н. Испанский танец
10. Лепин А. Болеро
11. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»
12. Иванов-Крамской И. Вальс для двух гитар
7 класс (шестой год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение
навыков, полученных на уроках учебного предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)», развитие
музыкального мышления и средств выразительности; воспитание артистизма и чувства ансамбля в
условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 3 – 4 произведения. В конце учебного года проходит зачѐт, на
котором исполняется 1 – 2 произведения.
Примерный репертуарный список
1. Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка» в обработке Холминова А.
2. Гладков Г. Песенка друзей из мультфильма «Бременские музыканты»
3. Свиридов Г. Отзвуки вальса
4. Бах И.С. Менуэт из оркестровой сюиты
5. Чазаррета А. Аргентинский вальс
6. Кубинский народный танец
7. Белорусская народная песня «Перепѐлочка» в обработке Русанова Е.
8. Бах И.С.- Гуно Ш. Аве Мария
9. Гендель Г. Аллеманда
10. Кватромано «Отъезд». Венесуэльский вальс
11. Ларичев Е. Вальс
13
12. Лысенко Н. Элегия
13. Марацитти А. Кубинский танец
14. Русская народная песня «То не ветер ветку клонит» в обработке Ширялина А.
8 класс (седьмой год обучения)
Закрепление всех приобретѐнных знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства на шестиструнной гитаре.
За год необходимо пройти 3 – 4 произведения. В конце учебного года проходит зачѐт, на
котором исполняется 1 – 2 произведения наизусть.
Примерный репертуарный список
1. Белорусская народная песня «Перепѐлочка» в обработке Русанова Е.
2. В. Гомес. Романс. Партия 2.гитары Сапо А.
3. Абреу Л. Тико-тико
4. Джулиани М. Ручеѐк.
5. Скарлатти Д. Соната
6. Шишкин Н. Ночь светла
7. Родригес Х. Кумпарсита
8. Русанов Е. Тройка
9. Карулли Ф. Рондо
10. Чазаретта А. Аргентинский вальс
9 класс (восьмой год обучения)
За год необходимо пройти 4-6 произведений различного характера. В конце первого
полугодия обучающиеся сдают зачѐт по ансамблю, на котором исполняется 2-3 произведения
наизусть. В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление
ансамблевого репертуара.
Примерный репертуарный список
1. А. Иванов-Крамской. Вальс для гитары и фортепиано
2. Ф. Крейслер. Прекрасный розмарин
3. Бах И. С. – Ш. Гуно. Аве Мария. Переложение Смирнова А.
4. Фибих З. Поэма. Переложение Смирнова А.
5. Ж. Рамо. Ригодон, Переложение Славского В.
6. Монтеверди К. Скерцо. Переложение Славского В.
7. Шпаковский И. Утренний танец. Партия гитары Зубченко О.
8. Свиридов Г. Отзвуки вальса. Переложение Зубченко О.
9. Бах И. С. Менуэт. Переложение Лермана Д.
10. Сальвадор. Испанский танец в обработке Зубченко О.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Занятия по предмету «Ансамбль» входят в состав учебного плана обязательной и
вариативной части предметной области «Музыкальное исполнительство».
Занятия в классе ансамбля способствуют приобретению навыков коллективного творчества,
освоению специфики исполнительского искусства дуэта гитаристов, познанию его
14
закономерностей и своеобразия решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой
музыки.
Занятия по предмету «Ансамбль» связаны не только с получением обучающимися
необходимых навыков игры с партнѐром, но и с комплексом музыкальных дисциплин
(сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная литература), изучив
который учащийся должен:
овладеть основами ансамблевой практики;
усвоить понятие ауфтакта и внутридолевой пульсации;
научиться читать с листа в ансамбле;
уметь проанализировать роль и значение своей партии в исполняемом произведении;
уметь самостоятельно выучить свою партию и исполнить еѐ в ансамбле;
владеть профессиональной терминологией;
ставить
исполнительские
задачи,
требующие
ритмической
согласованности,
динамического равновесия, единства штрихов и фразировки, исполняемых произведений в
ансамбле;
знать творчество композиторов русской и зарубежной классики, современных
отечественных и зарубежных композиторов, произведения которых входят в репертуарный план
работы в классе ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного
года со 2 по 8 классы. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные
цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно
преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. При оценивании
учитывается:
отношение ребѐнка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
темпы продвижения
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Особой
формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем,
ведущим предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачѐты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счѐт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определѐнном этапе. Наиболее распространѐнными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением
комиссии, зачѐты, академические концерты. Каждая форма проверки может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной. При оценивании обязательным
15
является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический
характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачѐтах. Переводной академический концерт является обязательным для всех.
Переводной академический концерт проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачѐты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных
полугодий в счѐт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль».
Формой аттестации может быть прослушивание, выступление в концерте или участие в
каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в
конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Школы.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачѐте, академическом прослушивании или экзамене
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
16
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль» - подбор учеников –
партнѐров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
В работе с обучающимся преподаватель должен следовать принципам последовательности,
постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения
строится с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности
обучающегося – интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные, уровень его
подготовки.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую
слаженность и чѐткую, ясную схему формообразующих элементов.
Необходимо привлекать внимание обучающихся к прослушиванию лучших примеров
исполнения ансамблевой музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над
синхронностью в исполнении партнѐров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой
фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить
еѐ.
Необходимо совместно с обучающимися анализировать форму произведения, чтобы
отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются обучающимися отдельно. Форма
произведения является также важной составляющей частью общего представления о
произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнѐров должна быть на одном уровне.
Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное
впечатление от игры. В этом случае требуется более серьѐзная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение обучающихся
самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи,
фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и
продуктивной. Сначала обучающийся работает индивидуально над своей партией, затем с
партнѐром. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающихся. В репертуар необходимо включать
17
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнѐров следует менять
местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учѐтом того, что дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Народные инструменты» содержит одновременно два предмета,
связанные с исполнительством на шестиструнной гитаре – «Специальность» и «Ансамбль» обучающийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.
Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнѐром по ансамблю.
После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно, чтобы партнѐры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения,
согласовывая их друг с другом.
Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
18
VI. Список нотной и методической литературы
1. Методические пособия
1. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Музыка Москва
2. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре
3. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: учебно-методическое пособие. И.
Катанский, 2008
4. Шумеев Л.Т. Техника гитариста. «Фаина». Москва, 2012
5. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Музыка. Москва, 2007
2. Учебная литература
1. Искусство гитарного ансамбля выпуск 1. Сост. Донских В. Композитор. С-П, 2003
2. Испанская гитара. Пьесы для классической гитарыю. Сост. Александрова М., М., Кифара,
2008
3. Латино-американская гитара. Пьесы для классической гитары. Сост. Александрова М.,
Москва, «Кифара», 2008
4. Лѐгкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 1. Сост. Гарнишевская Г, «Композитор».
Санкт-Петербург, 2003
5. Лѐгкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. Сост. Гарнишевская Г, «Композитор».
Санкт-Петербург, 2003
6. Маленькая страна. Сост. Козлов В. «Композитор». Санкт-Петербург, 2009
7. Музыка XVII-XIX веков. Сост. Кофанов А, «Композитор». Санкт-Петербург, 2009
8. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. «Музыка», М., 2007
9. Пьесы для ансамбля гитар. Сост. Шумеев Л. «Петит». Москва, 1997
10. Хрестоматия начинающего гитариста. Сост. Шумеев Л. «Современная музыка», Москва,
2010
11. Хрестоматия юного гитариста для учащихся 1-3 классов ДМШ. Сост. Зубченко О.
«Феникс». Ростов-на-Дону, 2007
12. Хрестоматия юного гитариста для учащихся 2-4 классов ДМШ. Сост. Зубченко О.
«Феникс». Ростов-на-Дону, 2007
13. Хрестоматия юного гитариста для учащихся 3-5 классов ДМШ. Сост. Зубченко О.
«Феникс». Ростов-на-Дону, 2007
14. Хрестоматия юного гитариста репертуар для ансамблей. Сост. Зубченко О. «Феникс».
Ростов-на-Дону, 2007
15. Школа радости. Сост. Иванова Л. «Союз художников». Санкт-Петербург, 2004
16. Юному гитаристу. Сост. Пермякова И. «Композитор». Санкт-Петербург, 2012
19