Дополнительный инструмент (домра, балалайка) 5 (6) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

«Дополнительный инструмент (домра, балалайка)»
(В.01.УП.01 Вариативная часть)
для обучающихся 3- 5 классов детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год

«Одобрено»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.

___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Разработчик:

Шотт Светлана Мирославовна, преподаватель
народных

инструментов

учреждения

муниципального

дополнительного

отделения
бюджетного
образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:

Шлохина

Зинаида

Павловна,

преподаватель

высшей

квалификационной категории государственного бюджетного
образовательного учреждения
образования

Свердловской

среднего профессионального
области

«Краснотурьинский

колледж искусств»;
Рецензент:

Безматерных

Сергей

Иванович,

преподаватель

высшей

квалификационной категории муниципального бюджетного
учреждения

дополнительного

образования

«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

2

детей

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
2. Срок реализации учебного предмета
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература
2. Методическая литература

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01 «Дополнительный предмет (домра,
балалайка)» разработана на основе и в соответствии с Федеральными государственными
требованиями (далее по тексту - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные
инструменты», утверждѐнных приказом Министерства культуры Российской Федерации от
12.03.2012 г. № 162.
Программа учебного предмета «Дополнительный предмет (домра, балалайка) составлена с
учѐтом многолетнего педагогического опыта в исполнительстве на народных инструментах в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образовании «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту - Школа).
Программа направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающегося;
 расширение музыкального кругозора ученика;
 овладение основами игры на домре, балалайке для применения полученных дополнительных
музыкальных знаний, умений, навыков, как в индивидуальном, так и в коллективном
(ансамблевом или оркестровом) музицировании;
 творческое самовыражение ученика, воспитание в нѐм психологической раскованности,
уверенности в себе, сценической свободы;
 создание на уроках атмосферы креативности, созидательности, сотворчества.
Творческая атмосфера на занятиях предполагает активное участие детей в учебном
процессе. Радость и удовольствие от совместного творчества на уроке, с первых дней обучения –
залог интереса к этому инструменту, музыке и способствует развитию таких качеств, как
внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлѐнность.
Полученные на уроках знания и умения, должны помочь обучающимся в их занятиях по
ансамблю и оркестру.
Обучение игре на дополнительных музыкальных инструментах включает в себя
музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами
аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.
Обучающиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду
с уроками по специальности, теоретическими дисциплинами способствует формированию их
музыкального кругозора.
2. Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ срок реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент»
для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Народные инструменты» составляет
три года с 3 по 5 классы. Возраст обучающихся 10 -11 лет.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Дополнительный предмет (домра, балалайка)» На
освоение предмета «Дополнительный инструмент» для 8-летнего обучения по учебному плану
предусматривается 0,5 часа в неделю (16,5 часов в год).
Программа предмета «Дополнительный инструмент» предусматривает обязательную
самостоятельную работу обучающихся, строится в соответствии с рекомендациями педагога,
должна быть регулярной и систематической и контролируется на каждом уроке.
4

На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всего года обучения.

Народные инструменты
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

8 летнее обучение
3 года
82, 5
16,5
66

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю.
Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14
часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат
времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участие обучающихся в творческих и
просветительских мероприятиях Школы).
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 20 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные
возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Дополнительный инструмент (домра, балалайка)»
Цели:
 Изучение инструментов народного оркестра.
 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению
обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
 применение обучающимися полученных дополнительных музыкальных знаний, умений,
навыков в коллективном (ансамблевом или оркестровом) музицировании;
 Выявление одарѐнных детей в области музыкального искусства с целью их подготовки к
поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области искусств;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Задачи:
 Развитие общей музыкальной грамотности обучающегося и расширение его музыкального
кругозора, а также воспитание в нѐм любви к классической, народной и популярной музыке и
музыкальному творчеству овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре,
позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 Оптимизация обучения. Помочь ребѐнку, независимо от его природных данных, выразить
себя в музыкальном исполнительстве, ощутить радость творчества, разбудить в нѐм фантазию и
любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую форму контроля, через воспитание
интереса к домашнему музицированию и открытым выступлениям;
 Стимулирование музыкальных интересов обучающихся, развитие самостоятельности
мышления и творческой инициативы;
 Создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить радость от
работы с дополнительным инструментом и гордость за полученный результат.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Дополнительный инструмент»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
5








сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» имеют
площадь не менее 9 кв.м, Для реализации программы учебного предмета в учебной аудитории
имеются в наличие музыкальные инструменты обычного размера (домры), а также уменьшенных
инструментов, необходимых для самых маленьких учеников. В учебном классе имеется
фортепиано, метроном, пюпитр, подставки для ног, разноуровневые стулья, зеркало. Концертный
зал оснащѐн 2-мя роялями, аудио - видеоусиливающей аппаратурой.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и хранения
музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета Дополнительный инструмент, на максимальную, самостоятельную нагрузку и
аудиторные занятия:
Народные инструменты
8 летнее обучение
1 2
3
4
5
6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
- - 33 33 33 - - Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
- - 0,5 0,5 0,5 - - Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
- 2
2
2
- - занятия (в неделю)
6

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент»
распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся определяется с учѐтом
сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных
способностей обучающегося – 2 часа в неделю.





Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
Годовые требования по классам

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент» распределяется
на весь год в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Музыкальное воспитание и развитие обучающихся, наряду со специальными предметами,
осуществляется и в классе дополнительного инструмента.
В процессе занятий обучающийся должен овладеть техническими приѐмами игры на домре,
балалайке, гитаре (двигательные навыки, приѐмы звукоизвлечения), а также научиться правильно
понимать характер исполняемых произведений.
Особое внимание следует уделять реализации принципов последовательности и
постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с
учѐтом возрастного фактора и степени продвинутости обучающегося.
На каждое полугодие составляется индивидуальный план, в котором продуман подбор
музыкальных произведений, различных по характеру и стилю, технической направленности и
форме. Репертуар должен включать в себя обработки русских народных песен, плясок,
произведения русской и зарубежной классики, а также произведения современных композиторов.
Помимо тщательной подготовки программы для публичного выступления, в работе
постоянно должны присутствовать произведения, изучаемые в порядке ознакомления для
расширения музыкального кругозора, накопления репертуара и развития основного навыка –
навыка разбора и чтения нотного текста. Необходимо познакомить обучающихся со строением
мажорной и минорной гамм
Задачи по годам обучения (3 - 5 классы – по 8-летнему сроку обучения)
Первый год обучения (третий класс)
Затраты учебного времени:
Максимальная учебная нагрузка – 82,5час.
Самостоятельная работа – 66 час.
Аудиторные занятия – 16,5 час.
В течение первого года обучения необходимо пройти 20 -25 музыкальных произведений
различной степени сложности, в том числе в порядке ознакомления, чтения с листа: этюды,
ансамбли, разнохарактерные пьесы.

7

Реализация программы:
1. Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с народными инструментами, режим
занятий, необходимые принадлежности для проведения урока.
2. Знакомство с инструментом, посадка за инструментом, организация игрового аппарата,
гимнастика и упражнения для игрового аппарата.
3. Игра несложных пьес
4. Чтение с листа простейших музыкальных произведений.
5. Освоение приѐмов игры legato, non legato, staccato.
6. Освоение аппликатурных навыков.
7. Техническое развитие. Игра упражнений, гамм в I, II позиции.
8. Игра этюдов, пьес, разных по характеру, содержанию и форме.
9. Работа над интонацией, звуковедением и фразировкой.
10. 10.Работа над совместным исполнением произведения в ансамбле (штрихи, метроритм,
динамика)
11. Организация самостоятельной работы. Выполнение домашнего задания, посещение и
участие в школьных мероприятиях.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
1.

Примерный репертуарный список
домра
«Воробейка»
Р.н.п. «Ходит зайка по саду»
«Где ты была, киска»
Лукин С. «Вальс»
Р.н.п. «За речкой было»
Р.н.п. «У меня ли во садочке»
Р. н. п. «Я на камушке сижу»
Тиличева Е. «Самолѐт»
Р.н.п. «Не летай, соловей»
Шаинский В. «Песенка про кузнечика»
Моцарт В. Аллегретто
Обр. Захарьиной «На зелѐном лугу»
Д. Шостакович. Маленький марш
Бакланова Н. Мазурка
Глинка. «Славься»
Фурмин C. А. Зверев. Маленькое Рондо
Лаптев В. Обр. р.н.п. «На горе-то калина»
Панин В. Этюд C-dur
Фурмин С. Вальс
Бакланова Н.. Этюд a-moll
Чайкин Н.. Этюд № 1
Евдокимов В. Этюд № 2
Олейников Н. Этюд № 24
балалайка
Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
8

2. Руббах А. «Зайка»
3. Бетховен Л. «Экосез»
4. Р.н.п. «Сорока»
5. Обр. Е. Тиличевой «Андрей- воробей»
6. Александров А. «Пьеса»
1. Филиппенко А. «Весѐлый музыкант»
2. Иванов А. «Полька»
3. Бетховен Л. «Прекрасный цветок»
4. Качурбина М. «Мишка с куклой»
5. Р.н.п. «Под горою калина»
6. Шуберт Ф.. Немецкий танец
7. Р.н.п. «Уж как во поле калинушка стоит»
8. Гедике А. «Маленькая полька»
9. Ребиков Р. . «Вечер на лугу»
10. Гедике А. «Заинька»
11. Шишаков Ю. «Этюд»
12. Бакланова Н. «Этюд»
Второй год обучения (четвѐртый класс)
В течение второго года обучения обучающийся должен пройти 4-6 музыкальных
произведений:
Реализация программы:
1. Работа над техническим развитием обучающихся с помощью гамм, работы над этюдами на
разные виды техники
2. Работа над пьесами, характером произведений, различной штриховой фактурой
3. Работа над штрихами: легато, стакатто, нон легато
4. Чтение с листа простых музыкальных произведений
5. Работа в ансамбле с педагогом
6. Культура поведения на сцене
7. Организация самостоятельной работы. Подготовка домашнего задания, посещение
концертов, школьных мероприятий
Примерный репертуарный список
домра
1. Попонов В. «Наигрыш»
2. Жилинский А. «Аллегретто»
3. Пасхалов В. Обработка «Чтой-то звон»
4. Бетховена Л. Обработка «Ехал казак за Дунай»
5. Булатова С. Обработка «Среди долины ровныя»
6. Шостакович Д. «Маленький марш»
7. Ефимов В. «Шалун»
8. Чешская народная песня «Аннушка»
9. Кабалевский Д. «Вприпрыжку»
10. Ильина Р. «Козлик»
11. Бетховен Л. «Сурок»
9

12. Евдокимов В. «Этюд»
13. Олейников Н. «Этюд»
балалайка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Моцарт В. «Аллегретто»
Украинская народная песня «Казав мне батько»
Бетховен Л. «Сурок»
Кюи У. «Вприсядку»
Гречанинов А. «Скучный рассказ»
Чекалов П. Обработка «Из-под дуба»
Моцарт В. «Менуэт»
Тамарин Т. «Грустно - весело»
Магиденко М. «Неразлучные друзья»
Чайкин Н. «Этюд»
Блинов Е. Этюд»
Третий год обучения (четвѐртый класс)

В течение третьего года обучения обучающийся должен пройти 4-6 музыкальных
произведений различной степени сложности:
Реализация программы:
1. Работа над техническим развитием обучающихся с помощью гамм, работы над
этюдами на разные виды техники.
2. Работа над фразировкой, характером произведений, различной штриховой фактурой.
3. Работа над штрихами: легато, стаккато, нон легато.
4. Чтение с листа простых музыкальных произведений.
5. Работа в ансамбле с педагогом.
6. Культура поведения на сцене.
7. Организация самостоятельной работы. Подготовка домашнего задания, посещение концертов,
школьных мероприятий.
Исполнительские навыки (домра и балалайка)
Закрепление и развитие умений и навыков, полученных в первые год обучения.
Понимание художественной цели.
Самоконтроль при исполнении.
Осмысление выразительных особенностей музыкального языка.
Развитие самостоятельности в решении различных исполнительских задач (нахождение
удобной и правильной аппликатуры, преодоление технических трудностей, работа над звуком
и фразой).
6. Воспитание активности в исполнении.
7. Воспитание чувства единства целого и частей исполняемых пьес.
8. Умение слушать исполняемое произведение с начала до конца.
9. Осмысленная, выразительная игра на основе понимания содержания и характера
исполняемой музыки.
10. Исполнение более сложных произведений и небольших сочинений концертного репертуара.
1.
2.
3.
4.
5.

домра
1. Моцарт В. А. Allegretto
10

2. Шаинский В. Песенка про кузнечика
3. Ефимов В. В стиле брейк-данса
4. Гайдн Й. Песенка
5. Калинников В. Журавель
6. Бакланова Н. Мазурка
7. Ушкарѐв В. «Родничок»
8. Ефимов В. «Шалун»
9. Ефимов В. Лирический вальс
10. Лаптев В. Обработка русской народной песни «Я в садочке была»
11. Гайдн Й. Песенка
12. Калинников В. Журавель
13. Зверев А. Маленькое рондо
14. Ушкарѐв В. «Родничок»
15. Ефимов В. «Зимний вечер»
16. Вебер К. Вальс
17. Бызов А. Галоп
18. Шуберт Ф. Форе ль
19. Шостакович Хороший день
20. Родионов К. Этюд
21. Олейников Этюд
22. Евдокимов В. Этюд
балалайка
1. Дорожкин А. обр. РНП «Научить ли тя, Ванюша»
2. Дорожкин А. обр. РНП «Ах, вы сени, мои сени»
3. А. Дорожкин обр. БНТ «Крыжачок»
4. А. Дорожкин обр. РНП «Во сыром бору тропинка»
5. Илюхин А. обр. РНП «Вы послушайте, ребята»
6. Успенский А. обр. РНП «Ивушка»
7. Мокроусов Б. «Мы с тобою не дружили»
8. Трояновский Б. обр. РНП «Ай все, кумушки, домой»
9. Трояновский Б. обр. РНП «Уральская плясовая»
10. Соловьев–Седой В. «Где ж ты, мой сад»
11. Кабалевский Д. «Маленькая полька»
12. Кабалевский Д. «Вроде марша»
13. Будашкин Н. «Плясовая»
14. Привалов Н. обр. УП «Полянка»
15. Крюковский С. обр. РНП «Я с комариком плясала»
16. Фомин Н. обр. РНП «Я на камушке сижу»
17. Каркин П. обр. РНП «Как под яблонькой»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
К моменту окончания обучения, у обучающихся должно выработаться чувство
ответственности за качество освоения программы. При исполнении музыкального произведения
они должны достигать точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, знать музыкальную
терминологию, осмысленно передавать содержание музыкального произведения.
11

Обучающиеся должны развить в себе такие навыки:
 самоконтроль,
самооценка
собственного
исполнения
музыкального
произведения;
 управление своим мышечно-двигательным аппаратом;
 развивать зрительную, осязательную, слуховую ориентацию в освоении инструмента;
 хорошо, бегло научиться читать с листа;
 осмысленно передавать содержание исполняемого произведения;
 достичь определѐнного технического развития;
 уметь планировать свою домашнюю работу;
 уметь осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;
 уметь давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с
преподавателем и обучающимися в образовательном процессе;
 воспитывать в себе уважительное отношение к иному мнению и художественноэстетическому взгляду, пониманию причин успеха или неуспеха собственной учебной
деятельности.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Текущий и промежуточный контроль обучающихся несѐт проверочную, воспитательную и
корректирующую функции, обеспечивающие управление учебным процессом.
Реализация программы предусматривает проведение консультаций для обучающихся, с
целью подготовки их к зачѐтам, конкурсам, фестивалям, концертам. Консультации проводятся
рассредоточено
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и
приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
 знать основные исторические сведения об инструменте;
 знать конструктивные особенности инструмента;
 знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
 знать оркестровые разновидности инструмента домра;
 знать основы музыкальной грамоты;
 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
 знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп).
 знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
 знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного
исполнительства на домре;
 знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально
использовать их в работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно настраивать инструмент;
 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
12

 уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других
музыкальных средств выразительности;
 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
 иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и
оркестрового музицирования;
 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем
будущему оркестровому музыканту;
 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных
ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя
тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию
работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
 сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста;
 знание художественно-исполнительских возможностей домры;
 знание музыкальной терминологии;
 знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными
требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
 наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
 умение транспонировать и подбирать по слуху;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV.

Формы и методы контроля, система оценок
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Дополнительный инструмент» включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную
13

подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет
воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой
обучающихся осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его
продвижения в освоении материала, качество выполнения задания и.т.п.
Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия
комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные
выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметку Текущая
аттестация проводится за счѐт времени аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация проводится в виде «зачѐта» с оценкой в 1и 2 полугодиях, в
счѐт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Обязательным условием
является методическое обсуждение результатов выступления обучающихся, оно должно носить
аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребѐнка.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы обучающихся за данный период
времени, определяет степень успешности развития на данном этапе обучения. Концертные
публичные выступления могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам
проверки успеваемости выставляется оценка с занесением еѐ в журнал, ведомость,
индивидуальный план, дневник обучающихся.
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в
концертах, конкурсах.
На зачѐтах в 1 полугодии исполняется этюд и пьеса (возможен ансамбль), а во 2
полугодии - 2 разнохарактерные пьесы
Зачѐты проходят в довольно мягком режиме. Для оптимизации обучения преподавателем
накапливается опыт по проведению нетрадиционных зачѐтов – таких, как конкурс-концерт,
проводимый для обучающихся на дополнительных инструментах. Этому концерту отводится
важная роль. Он развивает интерес к дополнительному инструменту, а также решает учебновоспитательные задачи, является вечером отдыха для детей, родителей, преподавателей и гостей
школы. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподавателем
осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка
исполнения гамм, в соответствии с программными требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения
выставляются оценки по пятибалльной шкале.











Оценка «5» (отлично):
артистическое поведение на сцене;
увлеченность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
14























яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые срывы и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с обучающимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей
ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития
музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами
по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого
сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в
концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы
обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуальноличностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать
произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь

15

поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на домре, балалайке является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук,
целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой
необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость.
Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных
задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и
технической связи. Важной задачей учебного предмета является развитие навыков
самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об
основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить
самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых
по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения
лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел
автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности
инструмента.
В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты
интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные
варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный
характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с
определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим
исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Цель самостоятельной работы – развитие возможности ученика воспользоваться
результатами проделанной работы на уроке, тренировка памяти, технических навыков и
творческого мышления, умения самостоятельно разбирать нотный текст, решать технические и
аппликатурные задачи, учитывая стилистические и фактурные особенности произведения.
Самостоятельно выученная пьеса и ее анализ.
Очень важно побудить ученика к стремлению самому изучать и разбирать музыкальную
литературу. Это поможет ученику расширить музыкальный кругозор и пополнить слуховой багаж.
16

Самостоятельно выученная пьеса к комплексной проверке проверяет и закрепляет эти
способности. Чтобы исполнение было осмысленным, ученик должен подготовить анализ по
следующим вопросам: дать краткие и наиболее важные сведения о композиторе, разобрать
строение музыкального произведения, охарактеризовать содержание пьесы, объяснить, какими
музыкально-выразительными средствами автор раскрыл характер произведения.
На первых этапах основой знаний должен служить материал, пройденный на уроке с
педагогом. На последующем уроке ученик воспроизводит пройденный материал, показывает
степень выученности и привнесѐнные аспекты при самостоятельной работе.
Педагог проверяет самостоятельную домашнюю работу обучающегося и даѐт ей
соответствующую оценку. В дальнейшем для самостоятельной работы может быть предложен
новый, не пройденный с педагогом материал. Здесь педагог даѐт оценку самостоятельности
ученика, его знаниям, умениям, навыкам.
В целях повышения профессионального уровня педагогов и эффективности
педагогического процесса предусмотрен обмен опыта работы педагогов в виде взаимопосещения
уроков с последующим анализом проведенного урока в виде замечаний и пожеланий с
письменной фиксацией в Книге взаимопосещений уроков педагогами отдела.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими; периодичность
занятий - каждый день; объем самостоятельных занятий в неделю - от 0,5 до 1 часов. Объем
самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего
задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования,
с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведенного на занятие.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических
упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно
треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже
по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;
работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

17

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемой нотой литературы
для балалайки
Балалаечнику – любителю. Вып.8. Издательство «Советский композитор», 1986
Альбом начинающего балалаечника. Вып.5. Издательство «Советский композитор», 1981
Юный балалаечник. Пьесы для балалайки и фортепиано. Вып.2. «Музыка», 1986
Сборник эстрадных произведений для балалайки и фортепиано. Сост. А. Гуревич.
Новосибирск 2001
5. Самоучитель на балалайке. С. Илюхин. М.,1975
6. Пьесы для балалайки. 1-3классы ДМШ, М.,1999
7. Концертные пьесы для балалайки. М.,1967
8. Избранные произведения для балалайки. М.,1987
9. Альбом начинающего балалаечника. Вып.3. Составитель Соловьѐв Ю. М.,1985
10. Репертуарная тетрадь балалаечника. Вып.3. Составитель Соловьѐв. М.,1985
11. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4-5 классы. М.,1986
12. Букварь балалаечника. 1-2классы ДМШ, 1988
13. Пьесы. Этюды. Упр. для балалайки. Сост. Петров – Омельчук. Украина 1982
14. Балалаечнику – любителю. Вып.8. М.,1986
15. Альбом начинающего балалаечника. А. Гуревич «Котѐнок»
16. Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. М.,1976
17. Педагогический репертуар балалаечника. 1-2классы ДМШ. Вып.4.М.,1981
18. Этюды для балалайки. Ленинград 1985
19. Этюды для балалайки. М.,1973
20. Хрестоматия для балалайки. 1-2 классы. М., 1959
21. Репертуар балалаечника. Вып.14. Составитель Блинов Ю. М., 1977
22. Педагогический репертуар балалаечника для музыкальных училищ. Вып.3.М.,1969
23. Репертуарная тетрадь балалаечника. «На досуге». Составитель В. Лобов. М.,1982
24. Дорожкин А. «Самоучитель игры на балалайке. Вып.1. М.,1981
25. Пьесы для балалайки. Младшие классы ДМШ. Составитель А. Зверев С.-П.,1 996
1.
2.
3.
4.

для домры
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006
Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967
Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002
Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986
Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988
Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986
Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001
Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры. М., 199
Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960
Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963
Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре.
18

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Екатеринбург, 1995
Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996
Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002
Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003
Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977
Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978
Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002
Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998
Знакомые мелодии. Вып. 1/ Составитель Александров А.М., 1969
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. Тетрадь 1, 2,
3,Составитель Чунин В., 2003
Камалдиннов Г. Пьесы и этюды. М., 1983
Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958
Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998
Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999
Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997
Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958
Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959
Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961
Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961
Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963
Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964
Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 200
Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006
Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано / Сост. Иванов В., С-Петербург, 2002
На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982
На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984
На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985
Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969
От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2007
Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967
Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967
Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985
Первые шаги. Вып. 1. М., 1964
Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974
Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975
Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976
Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965
Пильщиков А. Этюды. Л.,1982
Популярные произведения. Вып.1. М., 1969
Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фо-но. С-Петербург, 2003
Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетрадь 1/
Составитель Дьяконова И., 2004
Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20
веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007
Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./ Составитель Зверев
А., С-Петербург, 1998
19

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.

Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961
Пьесы. Вып. 2. М., 1962
Пьесы. Вып. 3. М., 1963
Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972
Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976
Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998
Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998
Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996
Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975
Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973
Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973
Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981
Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981
Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984
Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982
Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М., 2007
Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964
Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984
Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М., 1985
Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963
Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971
Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995
Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/ Составитель Быстрицкая Л.,
С-Петербург, 2005
Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967
Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000
Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961
Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962
Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для
начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999
2. Методическая литература

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

для домры
Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка
для
преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.Москва, 1988
Бендерский Л.
Киевская школа
воспитания
исполнителей
на
народных
инструментах.
Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Екатеринбург, 1995
Вольская Т., Гареева И. Технология красочных приѐмов игры на домре. Екатеринбург.
АСБАУ, 1995
Вопросы методики теории исполнительства на народных инструментах. Вып. 1, 2.
Свердловск, 1986, 1990
Гареева И. Ступени мастерства домриста. АСБАУ. Екатеринбург, 1996
Гелис. Методика обучения игре на домре. Екатеринбург. 1988.
Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на
народных инструментах. Л., 1975
20

1.
2.
3.
4.

для балалайки
Блинов.
Е.Г.
Методические
рекомендации
к
курсу
обучения
игре
на
балалайке. УГК им. Мусоргского. Екатеринбург, 2006
Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ, музыкальных
училищ и вузов. Сост. И. Иншаков, А. Горбачѐв. М. Музыка. 1996
Дорожкин А. Самоучитель для игры на балалайке. Москва, 1982
Нечепоренко П. , Мельников В. Школа игры на балалайке. М..Музыка, 2004

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».