МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
В.07.УП.07 «Оркестровый класс»
(оркестр русских народных инструментов)
для обучающихся 1 – 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
Педагогическим советом МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
___________________ Шотт С. М.
(подпись)
Протокол № 5
от «09» июня 2017 г.
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП
Разработчик:
Шотт Светлана Мирославовна, преподаватель отделения
народных
инструментов
учреждения
муниципального
дополнительного
бюджетного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензенты:
Шлохина
Зинаида
Павловна,
преподаватель
высшей квалификационной категории государственного
бюджетного
учреждения
профессионального
образовательного
Свердловской области «Краснотурьинский
колледж искусств»;
Рецензент:
Безматерных
высшей
Сергей
квалификационной
бюджетного учреждения
Иванович,
преподаватель
категории
муниципального
дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
2. Срок реализации учебного предмета
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий
4. Цель и задачи предмета
5. Обоснование структуры программы учебного предмета
6. Методы обучения
7. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета.
8. Объём учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Требования по годам обучения.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Критерии оценок
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
3. Ознакомление с основами дирижерского искусства
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
2. Перечень репертуарных сборников
3. Методическая литература
4. Учебная литература
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета В.07.УП.07. «Оркестровый класс (оркестр русских народных
инструментов)» разработана на основе и с учётом Федеральных государственных требований (далее
по тексту – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»,
утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 162, а
также с учётом многолетнего педагогического опыта в области коллективного музицирования на
народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту – Школа).
Учебный предмет «Оркестровый класс» входит в вариативную часть учебного плана
дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства при условии
реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном
музицировании.
В музыкальной культуре каждой страны есть область, отмеченная особой неповторимостью и
своеобразием. Это искусство игры на народных инструментах: сольное, ансамблевое или
оркестровое, приобщающее мировую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и
сокровищам музыкального фольклора.
Народное музыкальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в общей системе
музыкально-эстетического воспитания. В процессе совершенствования уровня исполнения на
народных инструментах большая роль принадлежит классам народных инструментов музыкальных
школ.
В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится
коллективным видам музицирования: ансамблю и оркестру.
Создание оркестрового коллектива является важной задачей образовательного учреждения.
В Школе создаются условия для реализации программы учебного предмета «Оркестровый
класс»:
пропорциональное планирование контингента школы;
наличие квалифицированных педагогических кадров;
материально – техническая оснащённость.
В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учеников, обучающихся на различных
русских народных инструментах (домра, балалайка, баян, гитара).
Распределение обучающихся по группам для проведения занятий планируется на каждый
учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра.
Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже
приобретёнными знаниями в классе по специальности.
Успешный опыт оркестра должен основывается на творческих контактах руководителя
коллектива с преподавателями по специальности.
Данная программа разработана для оркестра русских народных инструментов.
2. Сроки реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета «Оркестровый класс (оркестр русских народных
инструментов» осуществляется с 5 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения
8 лет).
Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие
основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок
освоения программы "Оркестровый класс" может быть увеличен на 1 год (9 класс).
3.Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (оркестровые занятия) и
мелкогрупповая (ансамблевое музицирование) для занятий по партиям (от 2 до 4 человек)
Рекомендуемая продолжительность урока: 40 минут для мелкогрупповых занятий и 1 час 20
минут для групповых с 10-минутными перерывами между ними.
4. Цель и задачи предмета
Цель предмета «Оркестровый класс» не противоречит общим целям образовательной
программы и заключается в следующем:
развитие музыкально - творческих способностей обучающегося на основе приобретённых им
знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.
Задачи учебного предмета «Оркестровый класс»:
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой
активности при игре в оркестре;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для
оркестрового музицирования;
расширение кругозора учащегося путём ознакомления с оркестровым репертуаром;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,
влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования,
оценивать игру друг друга);
развивать чувство ансамбля (чувства партнёрства при игре в оркестре), артистизма и
музыкальности;
обучения навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в
сфере оркестрового музицирования;
формирование у наиболее одарённых выпускников профессионального комплекса солиста
оркестра.
Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области искусства «Народные инструменты».
Предмет «Оркестровый класс» расширяет границы творческого общения инструменталистов народников с обучающимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству
пианистов, флейтистов и исполнителей на других инструментах.
Занятие в оркестре - накопление опыта коллективного музицирования, приобретение опыта
концертной практики.
5. Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учениками.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требование к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание
учебного предмета".
6. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Оркестровый класс» зависит от возраста обучающихся,
их индивидуальных способностей, состава оркестра, количества участников оркестра, необходимости
освоения некоторыми обучающимися нового оркестрового инструмента.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем
оркестровых жестом);
репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приёмов по образцу
преподавателя);
наглядный (демонстративный): использование технических средств, просмотр кино и
телепрограмм, прослушивание произведений;
частично - поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).
партий с использованием многообразных вариантов показа; знакомство с дирижёрским
Предложенные методы работы с оркестром русских народных инструментов в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.
7. Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Оркестровый класс»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным
инструментам имеется достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных
инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного
обслуживания и ремонта.
Для реализация учебной программы оркестра русских народных инструментов Школа имеет:
наличие в библиотеке достаточного количества репертуарных сборников и организация
расписки партий для оркестра;
наличие малого концертного зала для проведения оркестровых репетиций, а также 1-2
вместительных аудиторий (параллельно), находящихся поблизости для осуществления групповых и
мелкогрупповых репетиций;
инструментальная комната для хранения музыкальных инструментов, своевременно
производить ремонт инструментария и его приобретением;
наличие качественного инструментария;
для успешной концертной деятельности оркестра - комплект переносных пультов, папок и т. д;
для обеспечения устойчивого строя оркестра регулярно производится замену струн у всех
струнных инструментов, так как они со временем могут влиять на качество строя оркестра,
приобретать (или самостоятельно изготавливать) своевременно медиаторы для струнной группы
оркестра (домры и балалайки);
для точной и удобной настройки инструментов имеется акустический камертон;
для доукомплектования оркестра в случае необходимости могут привлекаться иллюстраторы в
качестве концертмейстеров групп, а также для исполнения партий флейты, гобоя, и др.
Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:
Домра прима – 4 - 6 штук
Домра Альт –3 - 4 штук
Домра Бас – 2 - 3 штуки
Балалайка прима – 2 - 3 штук
Балалайка секунда – 3 штуки
Балалайка Альт – 4 штуки
Балалайка Контрабас – 1 штука
Баян – 1 штука
Аккордеон – 1 штука
Ударные инструменты
8. Объем учебной нагрузки и ее распределение, предусмотренный вариативной частью
учебного плана образовательного учреждения на реализацию предмета
«Оркестровый класс» Срок обучения 8 (9) лет
Класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации 12 часов в год
с 5 по 8 классы
9 класс
330
330
165
48
12
Недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» 2 часа в неделю (аудиторные групповые
занятия) в соответствии с вариативной частью учебного плана Школы.
II. Cодержание учебного предмета
Оркестр народных инструментов формируется из учащихся 5 - 8 (9) классов, играющих на
домрах, балалайках, баянах, аккордеонов. В виде исключения к занятиям в оркестровом классе могут
быть привлечены обучающиеся младших классов, успешно выполняющие свою программу в
инструментальных классах и успевающие по теоретическим дисциплинам. Для участия в оркестре
русских народных инструментов также привлекаются обучающиеся по классу гитары. Обучающиеся
- гитаристы (мальчики) успешно осваивают такие инструменты оркестра, как балалайку - контрабас и
бас, аккомпанирующие балалайки - секунду и альт. Обучающиеся - гитаристы (девочки) осваивают
домру альтовую.
Значительно обогащает художественно - выразительные возможности оркестра введение 1
баянов и ударных инструментов (треугольника, бубна, малого барабана, тарелок и др.). Иногда
вводится в партитуру оркестра такие инструменты, как рояль.
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
«Оркестровый класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные
занятия:
Срок обучения для обучающихся по 8 (9) летней программе:
Аудиторные занятия: с 5 по 8 (9) классы - 2 часа в неделю
Самостоятельные занятия: с 5 по 9 класс - 1 час в неделю.
Объём времени на самостоятельную работу определяется с учётом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.)
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно - просветительской
деятельности Школы.
2. Требования по годам обучения
В оркестровой игре также, как и в сольном исполнительстве, требуются определённые
музыкально - технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровой игре единство
исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
навыки по решению музыкально - исполнительских задач оркестрового исполнительства,
обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального
произведения.
Годовые требования
Первый год обучения в оркестре (5 класс)
Освоение первоначальных игровых навыков на инструментах оркестра (домра альтовая, домра
басовая, балалайка секунда, балалайка альт, контрабас).
Овладение основными навыками техники игры (посадка, способы звукоизвлечения,
аппликатура) учащимися неспециальных классов.
Освоение средств выразительного исполнения (фразировка, динамика, артикуляция, тембровое
сопоставление).
Развитие навыков коллективной игры, навыков самостоятельного разбора оркестровых партий.
Формирование умения исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу автора и
требованиям руководителя оркестра.
Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой на данном этапе.
Знакомство с дирижёрским жестом, овладение навыком начинать и заканчивать игру по
дирижёрскому жесту.
В течение года ученики должны сыграть 3 -4 пьесы:
конец октября - контрольный урок - 1 пьеса по нотам,
середина декабря - зачёт или концертное выступление оркестра (2 -3 пьесы по нотам);
февраль - контрольный урок - 1 пьеса по нотам;
апрель - концертное выступление оркестра.
Второй год обучения (6 класс)
Совершенствование технических возможностей в освоении музыкальных инструментов,
усложнение репертуара. Грамотное чтение нотных текстов по партиям.
Владение основными способами звукоизвлечения, разновидностями атаки звука,
артикуляционными приёмами, рационального применения аппликатуры.
Умение определять и преодолевать технические трудности в оркестровых партиях, проникать в
эмоционально – образное содержание разучиваемого произведения.
Формирование умения разучивать партии в группах однородных инструментов, умения
слышать подголоски, партию солиста и аккомпанемента. А также - навыков дирижёрского жеста.
Выработка устойчивой ритмичности в умеренных темпах. Освоение средств выразительного
исполнения (фразировка, динамика, артикуляция, тембровое сопоставление).
Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять изменения темпа по дирижёрскому жесту.
Развитие навыков оркестрового исполнительства и артистичности.
Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта.
Знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов, с лучшими исполнителями
и оркестровыми коллективами, прослушивание их игры в записях.
Происходит перераспределение учащихся по инструментам: наиболее способные ребята
переводятся с партии "Домра прима 2" на более сложную партию "Домра прима 1" или на партию
"Домра альт 1".
Балалаечники остаются на партии "Балалайка прима", но партии усложняются по мере освоения
обучающимися инструмента.
Гитаристы остаются на выбранных в первом году обучения инструментах, но партии по мере
освоения инструмента усложняются.
В течение года ученики должны сыграть 3 - 6 пьес:
конец октября - контрольный урок или зачёт - 1 новая пьеса;
середина декабря - зачёт или концертное выступление (2-3 пьесы)
февраль - контрольный урок;
март - апрель - концертное или конкурсное выступление оркестра.
Третий год обучения (7 класс)
Знание об инструментах оркестра русских народных инструментов и оркестровых коллективах.
Умение применять практические знания игры на народных музыкальных инструментах.
Владение основными аппликатурными схемами.
Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более сложной фактуры,
синхронного выполнения игровых приёмов, достижение унисона в исполняемых партиях.
Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя
оркестра.
Знание основных схем дирижирования, умение выполнять динамику и изменения темпа по
дирижёрскому жесту.
Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.
Развитие навыков коллективной игры, навыков самостоятельного разбора оркестровых партий.
Формирование умения исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу автора и
требованиям руководителя оркестра.
Овладение знаниями профессиональной терминологии, необходимой на данном этапе.
Знакомство с дирижёрским жестом, овладение навыком начинать и заканчивать игру по
дирижёрскому жесту.
Поскольку в нашей Школе все ребята (начинающие оркестранты и несколько лет обучающиеся
в оркестре) играют в одном коллективе, который не подразделяется на младший (для начинающих) и
старший состав оркестра, то все обучающиеся исполняют один репертуар, не зависимо от класса.
Изменения и упрощения вносятся в партии индивидуально и рассчитаны на конкретного ученика.
Занятия проходят в небольших группах.
В течение года ученики должны сыграть 3 - 6 пьес:
конец октября - контрольный урок или зачёт - 1 новая пьеса;
середина декабря - зачёт или концертное выступление(2-3 пьесы);
февраль - контрольный урок;
март - апрель - концертное или конкурсное выступление оркестра.
Четвертый год обучения (8 класс)
Выработка ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным
ритмическим рисунком. Технический и качественный рост исполнения партий.
Грамотное чтение нотных текстов по партиям.
Владение основными способами звукоизвлечения, разновидностями атаки звука,
артикуляционными приемами, рационального применения аппликатуры.
Умение определять и преодолевать технические трудности в оркестровых партиях, проникать в
эмоционально-образное содержание разучиваемого произведения.
Умение начинать игру по ауфтакту, выполнять динамику и изменения темпа по дирижерскому
жесту.
Умение анализировать музыкальное произведение, определять форму построения.
Формирование навыка сценического поведения в условиях концерта.
В течение года ученики должны сыграть 3 - 6 пьес:
конец октября - контрольный урок или зачёт - 1 новая пьеса;
середина декабря - зачёт или концертное выступление (2-3 пьесы) февраль - контрольный урок;
март - апрель - концертное или конкурсное выступление оркестра.
Пятый год обучения (9 класс)
Знания об инструментах оркестра русских народных инструментов и оркестровых коллективах.
Умение применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах.
Владение основными аппликатурными схемами.
Совершенствование навыков ансамблевой игры в произведениях более сложной фактуры,
синхронного выполнения игровых приёмов, достижение унисона в исполняемых партиях.
Понимать форму музыкального произведения.
Умение слышать друг друга, исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке руководителя
оркестра.
Исполнение репертуара повышенной сложности, исполнение ведущих партий сводного состава
оркестра.
Знание основных схем дирижирования, умение выполнять динамику и изменения темпа по
дирижёрскому жесту.
Освоение средств выразительного исполнения (фразировка, динамика, артикуляция, тембровое
сопоставление).
Знание основ безопасности при игре на оркестровых инструментах.
В течение года ученики должны сыграть 3 - 6 пьес:
конец октября - контрольный урок или зачёт - 1 новая пьеса;
середина декабря - зачёт или концертное выступление(2-3 пьесы);
февраль - контрольный урок;
март - апрель - концертное или конкурсное выступление оркестра.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний,
умений и навыков в области оркестрового исполнительства:
интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
знание начальных основ оркестрового искусства, художественно – исполнительских
возможностей оркестра русских народных инструментов;
развитие реализацию в оркестре индивидуальных практических навыков игры на инструменте,
приобретённых в классе специальности;
приобретение и реализацию навыков игры на новом оркестровом инструменте для
обучающихся - гитаристов;
приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами;
умение слышать тему, подголоски, сопровождение; аккомпанировать солистам, хору;
умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение;
развитие навыка чтение нот с листа;
знание профессиональной терминологии;
знание репертуара для оркестра;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве члена музыкального
коллектива;
исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и
требованиями дирижёра;
понимание дирижёрских жестов;
повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
Знания и умения, полученные обучающимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам
впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а
также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.
Выступление оркестра рассматриваются как вид промежуточной аттестации. В конце первого и
второго полугодия учебного года руководитель оркестрового класса выставляет обучающимся
оценки. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков
оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости обучающихся;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к
предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может
носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,
оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося.
При выведении итоговой оценки учитывается:
отношение ребёнка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней
работы;
темпы продвижения;
выступления ученик в течение всего года.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определённом этапе.
Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации является переводной зачёт в
следующий класс и по окончании освоения.
Учёт успеваемости обучающихся проводится преподавателем на основе текущих знаний, их
посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке
обучающегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива.
Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень
подготовленности каждого ребёнка, прежде всего, должен анализировать динамику усвоения им
учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учёбе.
Участие в концертах и конкурсах может приравниваться к выступлению на зачётах.
Переводного экзамена в оркестровом классе не предусмотрено.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце каждой четверти
в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Оркестровый класс». Зачёты по
партиям проводятся по составленному графику в счёт аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Оркестровый класс».
На зачете обучающийся обязан грамотно исполнять оркестровые партии разучиваемых
произведений, владеть основными навыками игры на оркестровом инструменте. Важнейшим
заключительным этапом занятий в оркестре является работа над программой для открытого концерта.
Она стимулирует развитие артистичности творческого внимания, чувства ответственности за
качество исполнения. Концерты, конкурсы проводятся за пределами аудиторных занятий по мере их
планирования.
Экзамена по предмету «Оркестровый класс» не предусмотрено.
Годовая оценка выставляется с учётом оценок за полугодия.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается: оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете по сдаче партий; другие выступления ученика в течение учебного года
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя
методы контроля, позволяющие оценить приобретённые знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы (пьесы) на зачёте или контрольном уроке выставляется
оценка по пятибальной шкале:
5 («отлично») - технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; знание своей партии во всех
произведениях, входящих в репертуар оркестра; умение играть в коллективе; регулярное посещение
занятий оркестра; отсутствие пропусков без уважительных причин; участие во всех концертах
коллектива.
4 («хорошо») - отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в
техническом плане, так и в художественном); регулярное посещение занятий; отсутствие пропусков
без уважительных причин; участие в выступлениях оркестра.
3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочётов, а именно :
недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы
игрового аппарата и т.д.. А также - нерегулярное посещение занятий оркестра, пропуски без
уважительных причин; участие в обязательном отчётном концерте школы в случае пересдачи партий.
2 («неудовлетворительно») - комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие
домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий; неудовлетворительная сдача
партий в большинстве партитур всей программы; не допуск к выступлению на отчётный концерт.
«Зачёт» (без оценки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном
этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного
класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Оркестр – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных
традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к народной и классической
музыке.
Оркестр – это школа внимания, коллективного творческого труда и личной ответственности и
дисциплины.
Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру. Знакомство с лучшими образцами
музыкального творчества. Он служит основой формирования музыкального вкуса.
Большой энциклопедический словарь: ОРКЕСТР (от орхестра) - коллектив музыкантов (12
человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные
произведения."
Основу оркестра русских народных инструментов составляют музыкальные инструменты:
балалайки, домры, баян, аккордеон, ударные инструменты. В нашей школе существует оркестр
домрово - балалаечный с введением баянов (или аккордеонов) и иногда фортепиано.
Основная особенность оркестровой игры заключается в том, что оркестрант, исполняя свою
партию со всеми имеющимися в ней авторскими указаниями, одновременно должен выполнять
художественные намерения дирижера, выраженные в жесте, мимике, взгляде.
Наряду с этим, обучающемуся необходимо выработать умение слышать звучание голосов всего
оркестра, соблюдая ансамбль и равновесие динамики.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником
своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в составе оркестра.
Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую
слаженность и чёткую, ясную схему формообразующих элементов.
Кроме того, условия игры в оркестре требуют от исполнителя быстрой ориентировки в нотном
тексте, хорошо развитых навыков чтения с листа, понимания художественных особенностей
произведений различных стилей и владения техникой их исполнения.
Оркестр русских народных инструментов возглавляет музыкальный руководитель. В его
обязанности входит:
комплектование оркестра;
подбор репертуара, инструментовка произведений;
работа с ансамблевыми группами (домровая, балалаечная и т.д.);
обучение ребят-гитаристов игре на выбранном оркестровом инструменте;
проведение сводных репетиций оркестра;
теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);
подготовка бесед по истории музыкальной литературы;
подбор произведений для прослушивания (в грамзаписи) профессиональных оркестров русских
народных инструментов.
Во время проведения сводных репетиций оркестра педагог осуществляет контроль исполнения
сложных партий в оркестровых группах.
Занятия в оркестре должны строиться так, чтобы они способствовали воспитанию сознательной
коллективной исполнительской дисциплины и формированию творческой личности обучающегося.
Руководителю необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности
обучения. Учитывая наличие в оркестре обучающихся разных классов и их различную подготовку,
руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям
для каждого участника коллектива.
Нотный материал должен соответствовать степени продвинутости оркестра. План учебной
работы должен выстраиваться дифференцированно, в зависимости от исполнительских,
индивидуальных особенностей обучающихся. При выборе репертуара руководитель должен
стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на ценность художественных идей,
качество инструментовок и переложений для конкретного состава. Грамотно составленная
программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных
выступлений.
Объём самостоятельной работы учащихся определяется с учётом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего
образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Регулярные
домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала
совместных репетиций.
Согласно учебному плану, объём самостоятельной нагрузки по предмету "Оркестровый класс"
составляет: 1 час в неделю.
На начальном этапе работы с оркестром рекомендуется проводить репетиции в мелкогрупповых
занятиях, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить преподавателю
использование часов, отведённых на консультации, предусмотренные учебным планом.
Формирование оркестра иногда происходит в зависимости от наличия конкретных
инструменталистов в Школе. В учреждении нет оркестра для начинающих, поэтому допустимо
участие в оркестре учеников разных классов. В этом случае предварительно распределяются партии в
зависимости от степени подготовленности обучающихся.
Целесообразно участие в детском оркестре педагогов отделения народных инструментов – это
способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования преподавателей и
обучающихся поднимает уровень исполнительства, ведёт к лучшему взаимопониманию
преподавателей и учеников.
В звучании оркестра немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка
оркестра). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости
музыкального контактирования между участниками оркестра.
Успешность воспитания у обучающихся оркестрового мастерства в значительной степени
зависит от правильного соотношения между основными формами работы: групповыми репетициями,
общими репетициями и концертными выступлениями.
Групповые занятия
Все оркестранты распределены на малые группы для более детального, внимательного изучения
партий. Групповые занятия облегчают проведение общих репетиций, помогают более быстрому
освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков. Разделяя
оркестр на группы, руководитель должен учитывать степень подготовленности учащихся .
Наличие общих задач (выработка единых штрихов и приёмов игры, преодоление технических
трудностей, достижение группового ансамбля, ритмической точностью, динамики и т.п.),
подбирается день и время занятия наиболее подходящее для всех членов группы. Специфика работы
оркестра народных инструментов обязывает некоторых обучающихся (гитаристов) владеть не только
основным инструментом (игра в оркестре на дополнительном инструменте основывается на
предварительном изучении этого инструмента).
Групповые занятия проходят в обычных классах один раз в неделю.
Количество обучающихся в группе от 2 до 5 человек.
В некоторых случаях с отдельными исполнителями следует работать индивидуально, при
необходимости привлекать к работе педагогов по специальности.
На общих репетициях внимание оркестрантов должно быть направлено на осознание своей роли
в общем звучании оркестра. Понимание функции своей партии, исполнение ее с художественными
особенностями произведения в целом обеспечивает творческое участие оркестранта в исполнении
произведения.
Во время проведения сводных репетиций оркестра педагог осуществляет контроль исполнения
сложных партий в оркестровых группах. Занятия в оркестре должны строиться так, чтобы они
способствовали воспитанию сознательной коллективной исполнительской дисциплины и
формированию творческой личности обучающегося. Руководителю необходимо руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения.
Учитывая наличие в оркестре обучающихся разных классов и их различную подготовку,
руководитель должен подбираются произведения, доступные по содержанию и трудностям для
каждого участника коллектива. Нотный материал должен соответствовать степени продвинутости
оркестра.
План учебной работы должен выстраиваться дифференцированно, в зависимости от
исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся. При выборе репертуара руководитель
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на ценность художественных
идей, качество инструментовок и переложений для конкретного состава. Грамотно составленная
программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных
выступлений.
Для общих репетиций в Школе имеется оркестровый класс, а также в распоряжение оркестра
раз в неделю должен предоставляться зал школы.
Учитывая большое воспитательное значение концертных выступлений, коллектив постоянно
должен участвовать в отчётных концертах отделения, отчётных концертах школы, смотрах конкурсах, участвовать в рекламных концертах школы в детских садах и общеобразовательных
школах района.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего
образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и
методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Обучающиеся должны тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не
только на нотный текст, но и на все авторские указания. Оркестровые партии должны быть
распечатаны учащимися для домашних занятий. Это касается ребят, имеющих дома инструмент (т.е.
тех, кто обучается в школе на домре или балалайке). Ребята - гитаристы, которые не имеют дома
инструмента, на котором играют в оркестре, должны находить возможность учить партии в школе.
Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до
начала совместных репетиций.
Согласно учебному плану, объём самостоятельной нагрузки по предмету «Оркестровый класс»
составляет 1 час в неделю. Также можно предложить использование часов, отведённых на
консультации, предусмотренных учебным планом.
Обучающиеся обязаны посещать групповые занятия, не пропускать их без уважительной
причины, т.к. именно на этих занятиях происходит более детальная работа по партиям с каждым
учеником. После каждого урока с преподавателем партии необходимо вновь репетировать, чтобы
исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Общая репетиция оркестра в начале учебного года собирается после того, как большинство
учащихся будут знать свою партию. Оркестровые партии исполняются по нотам и наизусть не учатся.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией других участников оркестра. Важно, чтобы
партнёры по оркестру обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с
другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей
синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
3. Ознакомление с основами дирижерского искусства
Передать участникам свои исполнительские замыслы руководитель оркестра может с помощью
различных средств. Такими средствами являются: речь, пение, проигрывание партий на одном из
инструментов, специфический язык дирижерских жестов.
С помощью речи руководитель объясняет образно-смысловое содержание музыки, характер
трактовки, силу звучания, указывает на допущенные ошибки и т. д., добиваясь точного выполнения
своих творческих намерений и правильного воспроизведения нотного текста. Для большей
убедительности он может напеть тот или иной отрывок или же сыграть его на инструменте. Это
помогает быстрее достичь желаемого результата.
Основным средством общения дирижера с оркестром, как на репетиции, так и во время
концертного выступления является язык дирижерских жестов. Каждое движение нужно научить
понимать на двух-трех занятиях, повторяя по нескольку раз. При этом обращать внимание на разницу
между жестами, передающими различную по характеру, темпу, настроению и содержанию музыку.
Когда оркестранты начнут достаточно уверенно зрительно воспринимать особенности жеста, чаще
практиковать с ними игру по руке по нескольку тактов из различных пьес, добиваясь точного
одновременного вступления и соответствия исполнения музыки жесту дирижера.
Оркестрантов необходимо не только учить понимать указания дирижера, но и быстро выполнять
их, помнить о них при исполнении музыки.
IV. Списки нотной и методической литературы
1. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Абрамов А. Реченька. Обработка и инструментовка Т. Дугушиной.
Андреев В.В. Вальс "Фавн".
Андреев В.В. Марш.
Андреев В.В. Пляска скоморохов.
Андреев В.В. Полонез.
Арнольд Д. Мелодия из кинофильма "Джеймс Бонд".
Бабаджанян А. Ноктюрн.
Барток Б. Вечер в деревне.
Баснер В. Мексиканский танец.
Биберган В. Ария. Инструментовка А. Гирша. Для фортепиано с оркестром
Биберган В. Вальс "Посвящение Андрееву В.В."
Биберган В. Полька-буфф. Инструментовка В. Конова
Бизе Ж. "Хабанера" из оперы "Кармен". Инструментовка Э. Мантулева
Бояшов В. Две пьесы из сюиты " Конёк - горбунок": Краса – девица, Жар - птица.
Брамс И. Вальс.
Будашкин Н. Анданте. Вторая часть из "Лирической сюиты".
Будашкин Н. Вторая рапсодия.
Быков Е. Регтайм.
"Валенки". Н Козлов.
Вальс. Музыка народная. Обработка Д. Печенова.
Варламов В. Красный сарафан. Обработка И. Обликина.
Векслер Б. Мелодии и ритмы.
Веласкес Л. "Целуй меня крепче". Обработка Т. Дугушиной.
"Во кузнице". Русская народная песня. Обработка А.Иванова.
"Во лесочке комарочков много уродилось". Русская народная песня в обработке А. Шалова. Для
балалайки-соло с оркестром. Инструм. Т. Ждановой.
Волков К. Пять пьес: Плывёт лебедь, "Как у нашей Кати", Дрёма, Красноармейская, Во лугах
кони пущены.
Русская народная песня в обработке О. А. Ахундовой.
Гаврилин В. Марш.
Гладков Г. Серенада трубадура из мультфильма "Бременские музыканты" голоса с оркестром.
Глинка М. Славься. Из оперы "Иван Сусанин".
Гонтаренко Г. Провинциальные сюжеты. Сюита в пяти частях по рассказам А.Чехова: Сумерки.
Шуточная. Душечка. Свадьба с генералом. Цветы запоздалые.
Гусачок. Украинский народный танец. Для гармоники и ОРНИ.
Дашкевич В. Увертюра из киноф. "Шерлок Холмс и доктор Ватсон".
Дербенко Е. Лирическая пьеса.
Дербенко Е. Орловский сувенир.
Дога Е. Вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь". Инструментовка В. Ушенина.
Дрейзер Е. Берёзка. Старинный русский вальс.
Дугушин А. Юмореска.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
Забутов Ю. Интермеццо.
"Зелёная рощица". Обработка В.В.Андреева.
"Из-под дуба, из-под вяза". Русская народная песня. Инструментовка И.Романовой.
Испанский танец. Л.Тылкин.
Казановский Е. Музыка к спектаклю "Полька - наизнанку". Для хора с оркестром.
"Как вставало утро раннее". Русская народная песня. Обработка С.Новиковой.
"Как при лужку". Русская народная песня. Обработка А.Зверева.
"Как со вечера пороша". Русская народная песня. Инструментовка Т.Ждановой.
"Калинка". Обработка В. Городовской.
"Камаринская". Русская народная песня в обработке А.Широкова. Инструментовка И.Романова.
Каччини Д. "Ave Maria."
Кокорин А. "Гавана - клуб". Инструментовка Швецовой Г.
Комраков Г. "В старом парке"
65. Конов В. Вариации на тему русской народной песни "Возле речки, возле моста".
Конов В. "В огороде бел - козёл". Пьеса - шутка на тему русской народной песни.
Конов В. За лесочком.
Конов В. Попурри на темы песен из мультфильмов для оркестра русских народных
инструментов.
"Коробейники". Русская народная песня. Обработка М. Дорфмана, редакция А. Долгова.
Крейслер Ф." Прекрасный розмарин"
Кукарача. Обработка Р. Маминова, А. Потаповой
Куликов П. Кадриль.
Купревич В. Путешествие в Мосальск.
Купревич В. Тульский самовар.
Купревич В. "Я иду домой".
Э. Куртис, сл. Л. Бовио "Не плачь!"
Леонкавалло Р. "Рассвет".
Львов - Компанеец. Весенняя увертюра.
Малышев В. Фантазия на темы песен К.Молчанова " Дело было в Пенькове".
Монно М. Гимн любви.
Мунзониус Х. Пасодобль. Обработка Т. Дугушиной.
"На горе - то калина". А. Шалаев.
"Не корите меня, не браните". Шалов А. Инструментовка для балалайки с ОРНИ Швецовой Г.
"Не шуми, мати, зелёная дубравушка". Русская народная песня. Обработка Н. Селицкого.
Ниман Ф. Утушка. Вариации на тему народной песни.
Никифоров. "Маленькая лошадка".
Островский А. "Спят усталые игрушки".
"Очи чёрные". Неизвестный автор.
Полянка". Уральская плясовая. Обработка В. Конова.
"Посею лебеду на берегу". Обработка А. Долгова.
Пьяццолла А. Adios Nonino.
Пьяццолла А. Танго.
Пьерпон Ж. Бубенчики.
Рахманинов С. Итальянская полька для дуэта домр с оркестром.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
Рахманинов С. Элегия.
Родригес М. Кумпарсита. Обработка А. Дугушина.
"Роспрягайте, хлопцi, конi". Украинская народная песня. Обработка А. Долгова.
Свиридов Г. Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина "Метель".
Сидоров В. Тайна (Танго).
Стравинский И. "Русская" из балета "Петрушка". Инструментовка В. Ушенина.
"Субботея". Русская народная песня. Обработка В. Викторова.
«Сулико». Грузинская народная песня.
Таривердиев М. Сл. Рождественского Р. "Песня о далёкой Родине" из телефильма "Семнадцать
мгновений весны".(№ 69)
Тамарин И. Кубинский танец.
Тамарин И. Мультлото.
Тихомиров Г. Армянская девушка. Пьеса из цикла" Зарисовки"
Тростянский Е. Кадриль. Соло балалайки с оркестром. Инструментовка Аверина В.
"Ты прости, прощай". Русская народная песня в обработке В. Городовской. Инструментовка И.
Романовой.
Фантазии на темы военных лет. Обработка С. Гаранина.
Фантазия на тему песни М. Блантера "Черноглазая казачка". Н.Быкадоров.
Фрид Г. Музыкальные картинки к комедии А.Островского "Правда хорошо, а счастье лучше"
Холминов А. Думка.
Хоровод за околицей. Г. Николаев. Обработка А. Потаповой.
Цыганков А. Травушка - муравушка. Для домры соло с оркестром.
Чайковский П. Две пьесы из "Детского альбома". (№ 121) Инструментовка А.В.
Гирша:Утреннее размышление, Старинная французская песенка.
Чайковский П. Танец из балета " Лебединое озеро".
Чайковский П. Танец феи Драже из балета "Щелкунчик". Переложение А. Колонтаева.
2. Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Аверкин А. Посиделки. Инструментовка Марышева И.В.
Александров А. Государственный гимн РФ. Инструментовка Печенова.
Альбенис И. Кордова. Партитура для ОРНИ.
Алябьев А. Соловей. Комплект партий для оркестра РНИ.
Андреев В. "Метеор". Концертный вальс. (Комплект партий для оркестра).
Антология литературы для оркестра русских народных инструментов. Часть 1. Составитель С.
Колобков. Музыка. Москва, 1984.
Аренский. Фантазия на темы песен Рябинина для фортепиано с оркестром.
Арнольд Д. Мелодия из кинофильма "Джеймс Бонд. Инструментовка Печенова Д.
Бабаджанян А. Ноктюрн.
10 Барток Б. Вечер в деревне. Инструментовка И. Обликина.
Бах К.Ф. Концерт для фортепиано с оркестром до минор. 2,3 части. Инструментовка Ю.
Гуревича.
Беркович И. Концерт До мажор для фортепиано с оркестром русских народных инструментов. 3
часть (ксерокс).
Биберган В. Ария. Инструментовка А. Гирша. Для фортепиано с оркестром русских народных
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
инструментов (ксерокопия).
Биберган В. Два вальса.
- Посвящение В. В. Андрееву.
- Старинный вальс из кинофильма "Васса".
Для оркестра русских народных инструментов. Партитура. Издательство "Композитор". Санкт –
Петербург, 2007.
Бизе Ж. Увертюра к опере "Кармен". (Комплект партий для оркестра).
Бизе Ж. Фарандола. (рукопись ).
Бизе Ж. Хабанера из оперы "Кармен". Инструментовка Э. Мантулева.
Бородин А." Улетай на крыльях ветра". Инструментовка Щербакова Е.
Брамс И. Венгерский танец № 6.
Бызов А. Избранные пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Екатеринбург.
1996.
Вальс. Музыка народная. Обработка Д. Печенова.Вариации на тему русской народной песни "
Выйду на улицу " для балалайки с оркестром. Ю. И. Иванов.
" Вестсайдская история". Попурри на темы одноимённого мюзикла. Обработка Рэйнварта Р. и
Печенова Д.
Винят меня в народе". Старинная русская песня. Для балалайки с оркестром. Обработка
Шалова А. Комплект партий для оркестра РНИ.
"Во кузнице". Русская народная песня. Обработка Афанасенко. Инструментовка Глейхмана.
(Комплект партий для оркестра).
"Волга - реченька глубока". Русская народная песня. Обработка Г. Камалдинова. (Комплект
партий для оркестра).
"Ганзя". Украинская народная песня. Обработка Печенова Д. Для голоса с оркестром.
Гладков Г. "Песенка черепахи и львёнка" из мультфильма "Как львёнок и черепаха пели песню".
Джазовая обработка для гитары В.Колосова. Инструментовка Швецовой Г.
Глинка М. Патриатическая песнь. (Комплект партий для оркестра).
Глиэр Р. Вальс из балета "Медный всадник". Инструментовка В. Гнутова. (Комплект партий для
оркестра РНИ).
"Гори, гори, моя звезда". Старинный русский романс. Инструментовка Балашова.
Городовская В. "Ехали цыгане" (Комплект партий для ОРНИ).
Городовская В. "Калинка". Для балалайки с оркестром. Инструментовка Гаврилова.(Комплект
партий для оркестра РНИ).
Городовская В. "Русская зима". (Комплект партий для оркестра).
Городовская В. "Ухарь купец". Партитура для оркестра русских народных инструментов.
Дашкевич В. Увертюра из кинофильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Инструментовка
Печенова Д.
Даргомыжский А."Титулярный советник". (Комплект партий).
Дербенко Е. Баянист играет джаз. Для дуэта домры и балалайки с оркестром. Инструментовка
Швецовой Г.
Дербенко Е. Вариации на тему "Падеспань".
Дербенко Е. Девичьи страдания (ксерокопия)
Дербенко Е. "Елецкие наигрыши" для баяна с оркестром.
Дербенко Е. Интермеццо в русском стиле. Инструментовка Е.Щербакова.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
Дербенко Е. Карнавал (ксерокс).
Дербенко Е. Концерт для баяна (двух баянов) с симфоническим оркестром " В классическом
стиле". Часть 1. Партитура. Инструментовка автора.
Дербенко Е. Концерт для баяна (двух баянов) с симфоническим оркестром " Воспоминание о
Шопене". Часть 2. Партитура.
Дербенко Е. Концерт для баяна (двух баянов) с симфоническим оркестром. Часть 3. (ксерокс)
Дербенко Е. Кубанская залихватская (ксерокопия).
Дербенко Е. Беляев А. Московский извозчик. На тему песни Н. Богословского (ксерокс).
Дербенко Е. Орловский сувенир (ксерокопия).
Дербенко Е. Песня Русская. (Партитура и партии для ОРНИ).
Дербенко Е. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Москва "Престо", 1996.
Дербенко Е. По странам и континентам. Сюита для оркестра русских народных инструментов
(ксерокопия): На слонах по Индии, Сиртаки.
Дитель. Коробейники. (Комплект партий для оркестра РНИ).
Дога Е. Портрет. Инструментовка Швецовой Г.
Дунаевский И. "Ехал я из Берлина". Для голоса с оркестром.
"Заиграй, моя волынка". Русская народная песня. Инструментовка Печенова Д.
"Запрягу я тройку борзых". Обработка Голубева. (Комплект партий для оркестра).
Зацепин А."Разговор со счастьем". Песня из кинофильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Инструментовка Печенова Д.
Золотой цветок. Китайская народная песня. Обработка Л.Степанова. Инструментовка Кац Т.И.
Русский текст Т.Сикорской. (Партитура и партии для ОРНИ).
Иванов - Крамской А. Вальс. Для гитары с оркестром. Инструментовка Швецовой Г.
Играем вместе. Пьесы для ансамблей народных инструментов. Детская музыкальная школа.
Составители Р. Чендева и В.Семендяев. Москва. Музыка. 2007.
Играет лауреат Всероссийского конкурса камерный русский народный оркестр Челябинской
государственной академии культуры и искусств. Выпуск 2. Челябинск, 2006.
Играет оркестр русских народных инструментов Тюменского государственного института
искусств и культуры. 4. Тюмень, 2006.
Из репертуара краснознаменного имени А.В.Александрова ансамбля песни и пляски советской
армии. Партитура. Выпуск 6. Москва. Музыка, 1978.
"Карii очi ". Украинская народная песня. Инструментовка М. Смузикова. (Комплект партий для
оркестра РНИ).
Каччини Д. Abe Maria. Инструментовка Швецовой Г.
Кокорин А. Гавана - клуб. Инструментовка Швецовой Г.
Комраков Г. В старом парке (ксерокопия).
Комраков Г. "Земля моя!" Слова Н. Белик. (Комплект партий для оркестра русских народных
инструментов).
Комраков Г. "Россия". Слова Прокофьева А. Инструментовка В.Кузнецова.(Комплект партий
для оркестра).
Конов В. Попурри на темы песен из мультфильмов для оркестра русских народных
инструментов (ксерокопия).
Концерт в сельском клубе. Выпуск 8. Составитель Н. Истратов. Издательство "Музыка", 1988.
Концерт в сельском клубе. Выпуск 10.Составитель Н. Истратов. Издательство "Музыка".
Москва, 1991.
76. Купревич В. Путешествие в Мосальск. Из репертуара инструментального ансамбля "Балалайка".
Выпуск 2. 1982.
77. Купревич В. Тульский самовар (ксерокопия).
78. Купревич В. Я иду домой (ксерокопия).
79. Лопе С. Эль вито. (Комплект партий для оркестра).
80. Малыгин Н. Детская сюита № 2. По мотивам повести А.Толстого "Золотой ключик" в 5-ти
частях. Инструментовка А. Бакланова. Танец Карабаса - Барабаса. Полька птички.
81. Малышев В.Фантазия на темы песен Молчанова К. "Дело было в Пенькове".
82. Масканьи П. Интермеццо из оперы "Сельская честь". Инструментовка Печенова Д.
83. "Над полями, да над чистыми". Русская народная песня. Обработка Н.Киселёва.
Инструментовка В. Гнутова. (Комплект партий для оркестра).
84. "Не корите меня, не браните". Русская народная песня. Обработка Рассина. Инструментовка
Чернова. (Комплект партий).
85. "Не корите меня, не браните" Русская народная песня. Для балалайки с оркестром. Обработка А.
Шалова. Инструментовка Швецовой Г.
86. "Не шуми, мати зелёная дубравушка". Русская народная песня. Обработка Н. Селицкого
(ксерокопия).
87. Никифоров В."Маленькая лошадка (ксерокопия).
88. Ниман Ф. Утушка. Вариации на тему народной песни (ксерокопия).
89. Оркестр русских народных инструментов в школе и на эстраде. Аранжировка Т. Дугушиной.
Издат-во "Нота" Санкт-Петербург, 2006.
90. Педагогический репертуар для детского оркестра русских народных инструментов.
"Колокольчики-бубенчики" Издательство "Композитор" Санкт-Петербург. Составитель
Ахундова О.А. 2003.
91. Казановский Е. Музыка к спектаклю "Полька - наизнанку". Партитура для хора и оркестра
русских народных инструментов. Инструментовка Швецовой Г.
92. Пиццигони П. Свет и тени (ксерокопия).
93. Ползунец. Инструментовка Черентаев С. П. (Партитура. Рукопись).
94. Полунин Ю. Концертино. Для фортепиано с оркестром.
95. Популярные мелодии. Для ансамблей русских народных инструментов. В обработке Александра
и Татьяны Дугушиных. Издательство "Композитор" Санкт-Петербург, 2003.
96. Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов. Составитель Гаранин
Сергей. Муниципальный ансамбль народной песни "Любава" Нижний Новгород, 2011.
97. 106. Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов. Выпуск 1. Аранжировка
и составление Игоря Шавкунова. Издательство "Композитор" Санкт-Петербург, 2002.
98. Популярные пьесы для ансамбля русских народных инструментов. Выпуск 2. Аранжировка и
составление Игоря Шавкунова. Издательство "Композитор" Санкт - Петербург.
99. Произведения советских композиторов для оркестра русских народных инструментов. Выпуск
5. Редактор Киселёв Б. Издательство "Музыка" Москва,1977.
100. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Партитура.
Составитель Шелков Н.В. Издательство "Музыка" Ленинградское отделение, 1980.
101. Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 2. Партитура. М.,
1968.
102. Расшалились "Детская песенка. Инструментовка Швецовой Г.
103. Рахманинов С.. Интродукция из оперы "Алеко "(ксерокопия).
104. Рахманинов С. Итальянская полька. Для дуэта домр и оркестра русских народных
инструментов. Инструментовка Швецовой Г.
105. Рахманинов С. "Не пой, красавица". Инструментовка Ю.Гуревича.
106. Репертуар для русских народных инструментов. Выпуск 1. Госкультпросветиздат, 1956.
107. Репертуар для русских народных инструментов. Советская Россия. Москва. 1964.Составитель Н.
Будашкин.
108. Репертуар для русских народных инструментов. Советская Россия. Москва. 1965.Составитель Н.
Будашкин.
109. Репертуар клубного оркестра русских народных инструментов. Вып. 6.Составитель В.Викторов.
Москва "Музыка" 1988.
110. Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Партитуры. Выпуск 4.
Составитель А.Поздняков Издательство "Совесткий композитор" Москва, 1963.
111. Репертуар школьного оркестра русских народных инструментов. Выпуск 2. Составитель А.В.
Гирш. Ленинград "Музыка" 1989.
112. Русская классика и фольклор в репертуаре ансамбля "Калинка". Ростов-на-Дону, 1993.
113. Русский сувенир. Сборник пьес для баяна и ансамблей русских народных инструментов.
Выпуск 10. Составитель В.Ивановский. Советский композитор. Ленинградское отделение, 1980.
114. Санкан Л. Фанфары. (Комплект партий для оркестра).
115. Сати Э. "Танец с кирасами". Инструментовка Г.Черных. (Комплект партий для оркестра).
116. Свиридов Г.Грустная песня. Инструментовка Швецовой Г.
117. Свиридов Г. "Как яблочко румян". (Комплект партий).
118. Тамарин И. "Вспомним, братцы, россов славу" (ксерокопия)
119. Тамарин И. Кубинский танец (ксерокс).
120. Таривердиев М." Песня о далёкой Родине" из кинофильма "Семнадцать мгновений весны".
Инструментовка Швецовой Г.
121. Тарридас Х. Канарские острова. (Комплект партий).
122. Тростянский. Е. Кадриль. Соло для балалайки с оркестром. Инструментовка Аверина В.
123. Хадрис. Калмыцкий народный танец. Инструментовка С. Черентаева. Партитура.
124. Хачатурян А. Узундара. Народный армянский танец из балета "Гаянэ". (Комплект партий для
оркестра).
125. Хименес Г. Интермедия. (Свадьба Луиса Алонса). (Комплект партий для оркестра).
126. Хоровод. Инструментовка С. Черентаева. Партитура.
127. Хрестоматия для оркестра русских народных инструментов. Выпуск 2. Составитель Потапова
А.В. Издательство "Гармония" Санкт – Петербург, 2005.
128. Хрестоматия для оркестра русских народных инструментов. Выпуск 3.Составитель Потапова
А.В. Издательство "Гармония" Санкт-Петербург, 2005.
129. Хрестоматия по дирижированию оркестрами русских народных инструментов. Выпуск
3.Составители: А. Поздняков,Д. Сверчков, С .Трубачёв. Партитуры и клавир. Музыка. Москва,
1970.
130. Цыганков А. Травушка-муравушка. Партитура для домры с оркестром русских народных
инструментов (рукопись).
131. Чайковский П. Пляска скоморохов из музыки к весенней сказке А.Островского "Снегурочка".
132.
133.
134.
135.
136.
137.
138.
139.
Партитура.
Чайковский П. Серенада Дон - Жуана". Инструментовкака Гуревича Ю.
Шаинский В."Антошка". Песня из мультфильма" Весёлая карусель". Инстр. Швецовой Г.
Шалаев А. "Русская метелица". Инструментовка Е. Щербакова.
Шварц И. Белые ночи. (Комплект партий для оркестра РНИ).
1Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Учпедгиз. Л., 1960.
Шопен. CRANDE VALSE BRILLANTE. Партитура.
Штраус И. Полька "Трик - трак". Инструментовка А. Шешукова.
Яковлев. "Озорные наигрыши". Партитура.
3. Методическая литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Андрюшенков Г.И. Формы и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем.
1983.
2 .Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. Москва, 1986.
Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы
исполнительства на народных инструментах. Вып.1. С - П., 2004.
Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.
Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. М., 1984.
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М.,1999.
Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. Говорушко П. М., 1975.
Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижёра. Сборник трудов.
Вып. 85. Составитель Зиновьев В.М., 1986.
Поздняков А.Работа дирижёра с оркестром русских народных инструментов. Методические
указания для студентов высших учебных заведений и училищ. М., 1964.
10 Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М..1984.
Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985.
Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе.
Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах. М., 1984.
Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005.
Шишаков Ю. Техника переложения для оркестра русских народных инструментов. Советский
композитор. Москва, 1963.
4. Учебная литература (репертуарные сборники)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Аксёнов А. Подмосковная сюита. М., 1962
Андреев В. Избранные произведения. Сост. П. И. Алексеев. М., 1960
Бирнов Л. Лирический хоровод. М., 1963
Бояшов В. Пять русских народных песен. М., 1961
Гольденвейзер А. Первая русская сюита. М., 1961
Иванов-Радкевич А. Хрестоматия для начинающих дирижёров и руководителей оркестров
народных инструментов. Часть 2. М., 1964
Инструментальные ансамбли. Вып .1. М., 1971
Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
Концертные пьесы. Вып. 2.М., 1964
Лапченко В. Инструментальные ансамбли в начальных классах. Ред. Н.Т. Лысенко. Киев, 1969
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Лапченко В. Курс игры в оркестре народных инструментов. Часть 1. Киев, 1975
Лебедицкий Л. Хрестомания по дирижированию оркестром русских народных инструментов.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса консерватории. Л., 1972
Матвеев М. Русская сюита. Л., 1967
Методическое пособие для начинающих оркестров. Сост. М. Гезунгейт. Иркутск, 1964
На
досуге.
Репертуарный
сборник
для
оркестра
народных
инструментов.
Вып.1.Сост.Л.Титаренко. Киев, 1975
На
досуге.
Репертуарный
сборник
для
оркестра
народных
инструментов.
Вып.2.Сост.Л.Титаренко. Киев, 1976
Народные песни для оркестра русских народных инструментов. Вып.1.Сост.А. Поздняков. М.,
1961
Народные песни. Вып.2. Сост. В. Блок. М., 1962
Народные песни. Вып.3. Сост. В. Гнутов. М., 1963
Народные песни. Вып.4. М., 1964
Народные песни и танцы. Вып.1. М., 1967
Народные песни и танцы. Вып.2 . М.,1968
Народные танцы и пляски. Пьесы для оркестра народных инструментов. Вып. 1. Сост. В.
Самсонов. М., 1960
Народные танцы и пляски. Вып.2. Сост. В.Самсонов. М., 1960
Народные танцы и пляски. Вып.3. Сост. В.Самсонов. М.,1960
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.1. М., 1970
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып. 2. Сост. И. Обликин. М., 1972
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып. 3. Сост. Г. Новиков. М., 1973
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.4. Сост. И. Гераус. М., 1974
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.5. Сост. И. Обликин. М., 1975
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.6.Сост. И. Обликин. М., 1975
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.7.Сост. И. Обликин. М., 1976
Начинающему оркестру русских народных инструментов. Вып.8.Сост. И. Обликин. М., 1976
Новиков А. По Чуйскому тракту. Сюита. М., 1965
Песни для детских оркестров. Сост. С. Дунаевский. М., 1960
Песни и танцы для оркестров русских народных инструментов. Сост. Н. Селицкий. Л., 1969
Песни и пьесы советских композиторов. Вып.9. Песни стран народной демократии в обработке
советских композиторов. Сост. А. Дорожкин. М., 1960
Песни и танцы. Сост. А Зеленков и А. Шарипов. Уфа, 1969
Произведения для оркестров русских народных инструментов. Киев, 1963
Произведения советских композиторов для оркестра русских народных инструментов.
Вып.1.М., 1971
Произведения советских композиторов для оркестра русских народных инструментов.
Вып.2.М., 1972
Пьесы. Сост. В. Блок. М., 1962
Пьесы для детских оркестров. Вып.1. Сост. В. Тихомиров. М., 1962.
Пьесы для детских оркестров. Вып.2. Сост. В. Тихомиров. М., 1963.
Пьесы для детских оркестров. Вып.3. Школьные и пионерские песни. Сост.А. Кирик. М., 1964.
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 2. Партитура. М.,
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
1968.
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып.3. Сост. Н. Иванов. М.,
1960
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып.4. Сост. Н. Иванов. М.,
1962
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып.5. Сост. Н. Иванов. М.,
1962
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 6. Сост. А. Дорожкин.
М., 1963
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 7. М., 1964
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1967
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 9. М., 1967
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып.10.М., 1968
Пьесы для начинающих оркестров русских народных инструментов. Вып. 11. М., 1968
Пьесы для оркестра. Сост. Б. Беккер. М., 1962
Пьесы для оркестра народных инструментов. Сост.Г.Кушнер. М.,1963
Пьесы для оркестра народных инструментов. Сост. А. Онуфриенко. Киев,1975
Пьесы для оркестра народных инструментов. Сост. А. Онуфриенко. Киев, 1976
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 1. М., 1970
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 2. М., 1972
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 4. Сост. А.
Широков. М., 1973
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 3. Сост. Л.
Любимов. М., 1975
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып.5. Сост. Б.
Глыбовский. М., 1975
Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып.6.Сост.В.Гаврилов.
М., 1976
Пьесы для школьного оркестра. Сост. В. Пополутов. Киев, 1962
Пьесы для школьного оркестра. Вып. 2. Сост.А.Греков. Киев, 1962
Пьесы из репертуара Госоркестра им. Осипова. Сост. В. Гнутов. М, 1964
Пьесы и песни. Сост.В.Блок. М.,1963
Пьесы композиторов - классиков. Сост.А.Тонин. М.,1963
Пьесы ленинградских композиторов для оркестра русских народных инструментов. Вып. 2.
Сост. Б. Глыбовский. Л.- М., 1967
Пьесы украинских советских композиторов для оркестра русских народных инструментов.
Сост. А. Онуфриенко. Киев.1965
Пьесы уральских композиторов. М.,1965
Раков Н.Сюита. М.,1967
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. Смешанные ансамбли. М.,
1966
Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6. Струнные ансамбли. М.,
1966
Репертуар для русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1960
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
Репертуар для русских народных инструментов. Вып. 18. М., 1960
Репертуар для русских народных инструментов. Вып. 19. М., 1961
Репертуар народных оркестров. Минск, 1968
Репертуар оркестров русских народных инструментов. Вып.1. Лёгкие пьесы. Сост. Крылов Г.
М., 1963
Репертуар оркестров русских народных инструментов для начинающих.
Вып.2. Пьесы советских композиторов. Сост. Ю .Остроухов. М., 1963
Репертуар оркестра русских народных инструментов для начинающих. Вып.4. Лёгкие пьесы.
Сост.В.Тихомиров. М., 1965
Репертуар оркестра русских народных инструментов для начинающих. Пьесы
западноевропейских композиторов. М., 1961
Репертуар оркестра русских народных инструментов. Вып.1. Пьесы русских композиторов в
переложении для оркестра народных инструментов. Сост. В. Розанов. М., 1961
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 1, Сост. В. Гнутов.
М., 1961
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып.2. Лёгкие пьесы,
Сост. В. Смирнов. М., 1961
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 3. Лёгкие пьесы.
Сост. В. Гнутов. М., 1962
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1963
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 5. М., 1964
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 6. М., 1967
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 7. М., 1967
Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов. Вып. 8. М., 1968
Русский народный оркестр. Сост. А. Илюхин. Ю. Шишаков. М., 1970
Русские народные песни в обработке советских композиторов. М., 1963
Русские народные песни для оркестра. М., 1969
Сборник пьес. Сост. Н. Иванов. М., 1960
Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7. Сост. В. Викторов. М., 1963
Три концертных пьесы. М.-Л., 1966
Фомин Н. Сочинения и обработки для оркестра русских народных инструментов. Вып. 1. Сост.
А. Илюхин. М., 1960
Фомин Н. Сочинения и обработки для оркестра русских народных инструментов. Вып.2.Сост.
А. Илюхин.М., 1960
Хрестоматия
по
дирижированию
оркестрами
русских
народных
инструментов.
Вып.3.Сост.А.Поздняков, Д. Свечков, С. Трубачов. М., 1970
Чайкин Н.Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов. Вып.1.М., 1966
Шишаков Ю.Пьесы на темы современных народных песен Красноярского края. М., 1963