МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. Специальность (аккордеон)
для обучающихся 1 - 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
Краснотурьинск
2017 год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения
на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература;
2. Учебно-методическая литература.
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее –
«Специальность (аккордеон)», разработана на основе Федеральных государственных требований
(далее по тексту - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации
дополнительной предпрофессиональной
программы в области музыкального искусства
«Народные инструменты», утверждѐнных приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 12.03.2012 г. № 162.
Программа учебного предмета «Специальность (аккордеон)» составлена с учетом
многолетнего опыта педагогической деятельности в исполнительстве на аккордеоне в
муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1» (далее по тексту - Школа).
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как
учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования
направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее
одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в
области искусства «Народные инструменты (аккордеон)» направлен на приобретение
обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон)» для детей,
поступивших в школу в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (4
лет, 9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию
учебного предмета «Специальность (аккордеон)»:
Срок обучения 5 лет
Максимальная учебная нагрузка в часах - 924
Количество часов на аудиторные занятия – 363
Количество часов на внеаудиторные занятия –561
Срок обучения 6 лет
Максимальная учебная нагрузка в часах - 1138,5
Количество часов на аудиторные занятия – 445,5
Количество часов на внеаудиторные занятия – 693
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,
его
музыкальные возможности, способности, эмоционально - психологические особенности.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (аккордеон) »
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне
произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению
обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их
развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для
творческого самовыражения и самореализации;
овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне позволяющими
выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой
деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно
ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное
образовательное учреждение.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (аккордеон)»
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор
методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
8. Описание материально - технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда. Учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Специальность
(аккордеон)» имеет площадь не менее 9 кв.м, имеется фортепиано, пюпитры. В школе созданы
условия для содержания, своевременного обслуживания музыкальных инструментов. Для
реализации учебного предмета в учебной аудитории имеются инструменты обычного размера, а
также уменьшенные инструменты (аккордеоны), необходимые для самых маленьких учеников. В
классе имеются стулья с ровной и твердой поверхностью, разной высоты, соответственно росту
обучающихся, пюпитр.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (аккордеон)», на максимальную самостоятельную нагрузку обучающихся
и аудиторные занятия:
Срок обучения – 5 (6) лет
Класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия в неделю
Общее количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
занятия
Общее
количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на занятия в неделю
Максимальное количество часов по годам
Максимальное количество часов на весь период обучения
1
33
2
Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
33
33
33
33
33
2
2
2,5
2,5
2,5
363
82,5
445,5
3
3
3
4
4
561
693
5
165
5
165
5
165
6,5
214,5
924
1138,5
4
132
6,5
214,5
6,5
214,5
214,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного
материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Требования по специальности для обучающихся на аккордеоне сроком 5 (6) лет те же, что
и при 8 (9)-летнем обучении, но в несколько сжатой форме.
Репертуар во всех классах включает разнохарактерные произведения различных стилей,
жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Учитывается
то, что большинство произведений предназначаются для публичного, или экзаменационного
исполнения, а остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Ученики, занимающиеся
по 5 (6) программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать
в конкурсах. Задача педагога – выполнение учебной программы направить на максимальную
реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить ученика к
поступлению в среднее специальное учебное заведение.
Количество исполняемых пьес на академическом концерте и требования к контрольному
уроку определяются на методической секции отдела в начале учебного года.
Первый класс (2 часа в неделю)
Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов).
Привитие навыков устойчивой посадки, подгонка ремней в зависимости от индивидуальности
ученика. Постановка игрового аппарата, освоение навыков звукоизвлечения. Работа над
координацией движения при постоянном слуховом контроле за качеством звука. Выработка
ровного и плавного ведения меха на разжим и сжим. Освоение штрихов легато, стаккато, нон
легато. Подбор по слуху, чтение нот с листа.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
Гаммы до, соль, фа-мажор каждой рукой отдельно штрихами легато, стаккато, нон легато.
В этих гаммах длинные арпеджио правой рукой.
3-4 этюда на различные виды техники.
10-12 пьес различного характера.
Чтение нот с листа наиболее легких пьес отдельно каждой рукой.
Игра в ансамбле с педагогом.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1.В.Калинников. «Тень-тень»
Русская народная песня «Как под горкой под горой»
2. В.Моцарт. «Азбука»
«По дороге жук, жук» - украинская народная песня
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. А.Филиппенко. Весенняя песенка
Белолица - круглолица – русская народная песня
1.Д.Тюрк. «Маленький балет»
«Перепелочка» - белорусская народная песня
В течение учебного года ученик должен исполнить:
1 полугодие
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие
Март – технический зачет
(одна гамма, один этюд).
Май – экзамен (зачет)
2 разнохарактерные пьесы.
Второй класс (2 часа в неделю)
За год обучающийся должен выучить: Гаммы - до, соль, фа мажор двумя руками вместе,
длинные арпеджио двумя руками; ля, ми минор правой рукой, в них длинные арпеджио правой
рукой. Аккордовые последовательности в гаммах до, соль, фа мажор.
3-4 этюда на различные виды техники.
8-10 пьес различного характера.
1-2 произведения с элементами полифонии.
Чтение нот с листа наиболее легких упражнений и пьес двумя руками, подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. «Пой малышка песенку» - эстонская народная песня
Д.Тюрк. Маленький вальс
2. В.Моцарт.
«Я в садочке была» – русская народная песня.
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Книппер Л. «Почему медведь зимой спит»
Французская народная песня «Добрый старик»
2. Козловский И. Вальс
3. «Сколько в небе зорь» – белорусская народная песня, обработка В.Мотова
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие
Март – технический зачет (1 гамма, 1этюд)
Май – экзамен (зачет)
2 разнохарактерных произведения
Третий класс (2 часа в неделю)
Освоение двойных нот, аккордов, мелизмов (одинарные форшлаги). Смешанные штрихи.
Гаммы мажорные до двух, трех знаков в ключе двумя руками, штрихами «легато», «Стаккато»,
«нон легато», группами две легато – две стаккато и наоборот. Минорные гармонические а, е-moll,
двумя руками. Короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды и их обращения двумя руками
в этих тональностях.
3-4 этюда на различные виды техники, 7-8 разнохарактерных пьес, 2-3 произведения
полифонического стиля, чтение нот с листа наиболее легких произведений.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. Штейбельт Д. Сонатина
Ребиков В. Чешская народная песня «Аннушка»
2. Перселл Г. Ария
Бухвостов В. Обработка русской народной песни «Я на горку шла»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Лядов А. «Ходил Ваня»
Листов В. «В землянке»
2. Жилинский А. Детская полька
Гендель Г. Менуэт
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие
Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Май – экзамен (зачет) - 2 разнотемповых
произведения
Четвертый класс (2,5 часа в неделю)
Гаммы – мажорные до трех, четырех знаков в ключе; минорные гармонические до двух,
трех знаков. В этих тональностях короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды и их
обращения. Требования к исполнению гамм за 3 класс – и по 2,3 на бас, 6-8 разнохарактерных
пьес, 2-4 этюда, 2-3 произведения полифонического стиля, 1-2 произведения крупной формы.
Чтение нот с листа легких произведений из репертуара 1, 2 класса.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. Гершвин Д. «Чудесно»
«Блины». Русская народная песня, обр. А.Шустова
2. Гедике А. Сарабанда
М.Фрадкин «Там за облаками», переложение А.Харченко
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Бетховен Л. Рондо
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня обр. А.Салина
2. Бах И. С. Лярго
Цфасман А. «Веселый вечер»
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2
этюда)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы)
2 полугодие
Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Май – экзамен (зачет) - 2 разнохарактерных
произведения, включая произведение крупной
формы или полифонию
Пятый класс (2,5 часа в неделю)
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса - предоставить выпускную
программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся
обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
Закрепление ранее освоенных штрихов, приемов игры, освоение исполнения смешанных
штрихов при чередовании приемов: смена аккордовой техники на мелкую и наоборот, а также
другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов.
Включение в программу упражнений и этюдов на освоение вышеизложенных поставленных задач.
Мажорные гаммы до четырех, пяти знаков в ключе.
Минорные гармонические, мелодические гаммы одноголосные разными штрихами.
Короткие и длинные арпеджио во всех изучаемых тональностях двумя руками.
Мажорные и минорные тонические аккорды с обращениями.
2-3 этюда на разные виды техники.
Произведения различного характера, стиля, жанра.
Чтение с листа, подбор по слуху.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена):
1. Бургмюллер А. Этюд
Бах И. С. Лярго
Клементи М. Сонатина.
«Канава». Русская народная песня, обр. С.Павина
2. Дювернуа Ж. Этюд До мажор
Диабелли А. Сонатина
Киселев Б. Фуга
«Как по лугу, по лужочку». Русская народная песня, обр. В. Мотова
3. Бах И.С. Ария
Лак Т. Этюд До мажор
Фроссини П. «Веселый кабальеро»
«Ты казала прийди, прийди». УНП обработка А. Кисиленко
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический минимум в виде Март – академический вечер (3 произведения из
контрольного урока (1 гамма, этюд или репертуара 4-5 классов, приготовленных на
виртуозная пьеса).
выпускной экзамен).
Декабрь – зачет (2 произведения).
Май – выпускной экзамен (4 произведения).
Шестой класс (2,5 часа в неделю)
В шестом классе обучаются обучающиеся, которые целенаправленно готовятся к
поступлению в профессиональное образовательное учреждение. В связи с этим, педагогу
рекомендуется составлять годовой репертуар с учетом программных требований
профессионального образовательного учреждения.
Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы, конкурсах приносят значительную
пользу, придав уверенности в игре. Ученики шестого класса играют зачет в декабре и итоговый
экзамен в мае. В декабре обязателен показ произведения крупной формы.
Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена):
1. Мотов В. Этюд ми минор
Бах И. С. Лярго
Диабелли А. Сонатина
«Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня, обр. Е.Кузнецова
2. Бертини Г. Этюд до минор
«Персиковый регтайм». С. Джаплин
Гендель Г. Пассакалия
Полосынька, русская народная песня, обработка И. Паницкого
3. Рубинштейн С. Этюд ре минор
Лядов А. Прелюдия
Джулиани А. Тарантелла
«Как по лугу, по лужочку». Русская народная песня, обр. В.Мотова
1 полугодие
Октябрь – технический зачет
(1 гамма, этюд или виртуозное произведение).
Декабрь – дифференцированное
прослушивание части программы выпускного
экзамена (2 произведения, обязательный показ
полифонического произведения и на выбор из
программы выпускного экзамена).
2 полугодие
Март – прослушивание перед комиссией
двух оставшихся произведений из выпускной
программы, не игранных в декабре.
Май – выпускной экзамен
(4 разнохарактерных произведения, включая
произведение полифонического стиля и
виртуозное произведение).
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа учебного предмета «Специальность (аккордеон)» отражает разнообразие
репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность
индивидуального подхода к каждому ученику.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
знать основные исторические сведения об инструменте;
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
знать основы музыкальной грамоты;
знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп);
знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного
исполнительства на аккордеоне;
знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально
использовать их в работе игрового аппарата;
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в
освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и
оркестрового музицирования;
навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему
оркестровому музыканту;
приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных
ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста, которая включает в себя
тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию
работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста;
знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона;
знание музыкальной терминологии;
знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными
требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
умение транспонировать и подбирать по слуху;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальность (аккордеон)» охватывают все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация обучающихся;
итоговая аттестация обучающихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки обучающегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Вид контроля
Задачи
Текущий
контроль
поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения учащегося к изучаемому предмету,
повышение уровня освоения текущего учебного
материала. Текущий контроль осуществляется
преподавателем по специальности регулярно (с
периодичностью не более чем через два, три
урока) в рамках расписания занятий и предлагает
использование различной системы оценок.
Результаты текущего контроля учитываются при
выставлении четвертных, полугодовых, годовых
оценок.
Промежуточная определение успешности развития учащегося и
аттестация
усвоения им программы на определенном этапе
обучения
Итоговая
определяет уровень и качество освоения
Формы
контрольные уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным
концертам
зачеты (показ части
программы, технический
зачет), академические
концерты, переводные
зачеты, экзамены
экзамен проводится
аттестация
программы учебного предмета
в выпускных классах:
5(6)
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это
своего рода проверка навыков самостоятельной работы обучающегося, проверка технического
роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой
аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в
себя элементы беседы с обучающимся, и предполагают обязательное обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель сам назначает и проводит контрольные уроки в течение четверти в
зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с
целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу. Контрольные уроки проводятся в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты
дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носят рекомендательный
характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты имеют те же требования, что и зачеты, но они представляют
собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии,
родителей, обучающихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель
готовит с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно имеет оценку.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года
обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок,
завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий. Обучающийся, освоивший в полном объеме программу,
переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6) в соответствии с действующими
учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы
расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся на основе требований ФГТ, в школе сформирована система
оценочных средств, позволяющая оценить приобретенные знания, умения, навыки. Система
оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в
абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
артистическое поведение на сцене;
увлеченность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо - ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые срывы и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро - ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры: оценка
годовой работы обучающегося, оценки за академические концерты, зачеты или экзамены, другие
выступления обучающегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены
следующие параметры: обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический
уровень владения инструментом; убедительно раскрытый художественный образ музыкального
произведения; понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого
произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценки выставляются по окончании четвертей и
полугодий учебного года. Система оценок
призвана обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель следует основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения протекает с учетом индивидуальных психических особенностей ученика,
его физических данных. Педагог неустанно контролирует уровень развития музыкальных
способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности более продуктивна в тесной связи с педагогами по другим
предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого
сотрудничества являются: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах
отделов, школы.
В начале каждого полугодия составляется для обучающегося индивидуальный план,
который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года представляется отчет о его
выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального плана
учитываются индивидуально-личностные особенности и степень
подготовки обучающегося. В репертуар включаются произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по
стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников
обучающихся составляются к концу сентября после детального ознакомления с особенностями,
возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на аккордеоне является формирование у
ученика уже на начальном этапе правильной посадки,
постановки рук, целостного
исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала применяются различные варианты:
штриховые, динамические, ритмические и т.д. При работе над техникой даются четкие
индивидуальные задания и регулярно проверяется их выполнение.
При выборе этюдов учитывается их художественная и техническая значимость. Изучение
этюдов принимает различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач
(ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) последовательно проводится на
протяжении всех лет обучения и является предметом постоянного внимания педагога. В этой
связи проводится работа по слуховому контролю и контролю по распределению мышечного
напряжения обучающихся.
Работа над музыкальным произведением проходит в тесной художественной и технической
связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над
произведением рекомендуется ученику выучить самостоятельно произведение, которое по
трудности легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, включаются в учебные программы переложения лучших
образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Исполняются переложения, в которых сохранен замысел автора и в
то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента аккордеона.
В классе аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты
интонации и технической свободы используется точная аппликатура, смена меха.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта имеет научно обоснованный характер и строится
на базе имеющейся методической литературы. Педагог-аккордеонист, в связи с определенной
проблемой в этой области, обращается к методикам и методическим исследованиям других
специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия являются регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
объем самостоятельных занятий в неделю от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего
образования, с опорой на сложившиеся в школе педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда отрицателен.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и строится в
соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Преподаватель помогает
ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.
В самостоятельной работе присутствуют разные виды заданий: игра технических
упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно
треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже
по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;
работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед
зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по
домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае
необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература
1. Аккордеон с азов. Составитель Е. Муравьева. С.-П.,Композитор,1988
2. Альбом начинающего баяниста. Выпуски 26, 44. Составители М Цыбулин и А. Черных. М.,
Советский композитор,1982, 1992
3. Альбом начинающего баяниста. Составитель П. Говорушко. Л., Музыка, 1964
4. Альбом для детей. Произведения для баяна. Выпуски 1, 2, 3. Составитель А. Крылусов. М.,
Музыка, 1988
5. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Выпуски 20, 29, 32. Составители В. Алехин
и Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1979
6. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Выпуски 53,61. Составитель А. Гуськов. М.,
Советский композитор, 1985
7. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Выпуски 56, 58, 60, 62, 67, 68. Составитель
Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1987
8. Баянисту-любителю. Выпуск 13. Составитель В. Бухвостов. М., Советский композитор, 1981
9. Баян в музыкальном училище. Выпуск 2. М., С-К, 1971
10. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен. Изд-во
Катанского, Москва, 2000
11. Бажилин Р. Концертные пьесы для баяна в стилях популярной музыки. М., Издательство В.
Катанского. 2000
12. Баян. 1 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1979
13. Баян. 2 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1976
14. Баян. 3 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1986
15. Баян 4 класс. Редакторы А. Денисов и В. Угринович. Киев, Музична Украина, 1987
16. Баян 5 класс. Редактор А. Денисов. Киев, Музична Украина, 1975
17. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Составитель А. Талакин. М., Сов.
Композитор, 1983
18. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Части 1-2 . М., Музыка, 1994
19. Бредис С. Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна ( аккордеона) 2-4 классы ДМШ.
Ростов - на -Дону, «Феникс», 2011
20. В кругу друзей. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель О. Агафонов.
Москва, Советский композитор, 1987
21. Веселый поезд. Обработки и составление Ю. Макарова. Екатеринбург, 2004
22. Говорушко П. Легкие пьесы советских композиторов в переложении для баяна. Л., Советский
композитор, 1989
23. Говорушко П. Фронтовые песни в переложении для баяна или аккордеона. Л., Музыка, 1986.
24. Двилянский М. Альбом для юношества. Аккордеон или баян. М., Музыка. 2001
25. Джаплин С. Регтаймы. Переложение для баяна. Л-д,1989
26. Доренский А. Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. С-П,
Композитор, 2001
27. Доренский А. Пять ступеней мастерства, ступень первая. Этюды для баяна. Ростов-на-Дону,
Феникс, 2000
28. Доренский А. Музыка для детей. Выпуск 2. 2-3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 1989
29. Дьяков В. Пьесы для баяна и аккордеона. Екатеринбург, 2008
30. За праздничным столом. Выпуски 1-3. Составитель О. Агафонов. М., Музыка, 1973
31. За праздничным столом В переложении для аккордеона и баяна. Составитель В. Катанский.
Выпуск 2. М., Из – во В. Катанского, 2000
32. Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов в облегченном переложении для
баяна или аккордеона. Выпуски 1-4. Составитель Л. Скуматов. С-П., Музыка, 2004
33. Знакомые мелодии для баяна. Выпуск 6. Составитель П. Шашкина. М., Советский композитор,
1987
34. Литовко Ю. Веселый аккордеон, баян. Пьесы для младших классов ДМШ. С-П., Союз
художников, 2002
35. Лондонов П. Избранные произведения для баяна. М., С-К, 1983
36. Мой друг баян. Выпуски 12-13. Составитель Е. Двилянский. М., Советский композитор, 1986.
37. Мой друг баян. Выпуск 6. Составитель В. Ефимов. М., Советский композитор, 1980.
38. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 4. Составитель А. Судариков. М., Советский
композитор, 1987
39. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Выпуски 4, 12. Составитель В. Цыбулин. М.,
Советский композитор, 1987
40. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 6, 8. Составитель В. Цыбулин. М.,
Советский композитор, 1978
41. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуск 16. Составитель Ю. Зенков М.,
Советский композитор, 1983
42. . Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 20, 26. Составитель Ф. Бушуев. М.,
Советский композитор, 1989
43. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккрдеонистам.5-6 класс
ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010
44. Нотный альбом баяниста. Выпуски 6,9. Составитель А. Басурманов. Москва, Советский
композитор, 1984
45. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс. Составитель И. Бойко. Ростов-наДону, Феникс, 2000
2. Учебно-методическая литература
1. Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. Москва, Музыка, 1972
2. Алехин В., Шашкин П., Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1972
3. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Части 1 и 2. Москва, Советский
композитор, 1971
4. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. Москва, Советский
композитор, 1980
5. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Часть 2. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1974
6. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Выпуск 3. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1977
7. Баян и баянисты. Сборник статей. Выпуски 4 – 5. Редакция Ю. Акимова. Москва, Советский
композитор, 1981
8. Бажилин. Р. Школа игры на аккордеоне. М., Из-во В.Катанского.2001.
9. Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Части 2 и 3. Москва, Советский
композитор, 1976
10. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Москва, Советский композитор, 1973
11. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1987
12. Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. Редакция В. Натансона. Москва, Музыка, 1976
13. Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск 4. Москва,
Музыка, 1965
14. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 6. Ленинград, Музыка, 1985
15. Вопросы теории и методики исполнительства на народных инструментах.
16. Сборник статей. Выпуск 2. Редакция Л. Бендерского. Свердловск, 1990
17. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. Составитель Ю. Усов. Москва, Музыка, 1991
18. Говорушко П. Основы игры на баяне. Ленинград, Музыка, 1963
19. Говорушко П. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1970
20. Демченко В. Технические упражнения для баяна. Москва, Музыка, 1967
21. Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Ленинград, Музыка, 1977
22. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.
Москва, Классика, 2003
23. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка. 1985
24. Маккинон Л. Игра наизусть. Москва, Классика, 2004
25. Методика обучения игре на народных инструментах. Редакция П. Говорушко. Ленинград,
Музыка, 1975