Специальность (Аккордеон) 8 (9) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01 «Специальность (аккордеон)»
для обучающихся 1 - 8 (9) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам;
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература;
2. Учебно-методическая литература

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе.
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее –
«Специальность (аккордеон)», разработана на основе Федеральных государственных требований
(далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты»,
утверждѐнных приказом Министерства культуры РФ от12.03.2012 г. № 162.
Программа учебного предмета «Специальность (аккордеон)» составлена с учетом
многолетнего опыта педагогической деятельности в исполнительстве на аккордеоне в МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1» (далее - Школа).
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как
учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования
направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее
одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в
области искусства «Народные инструменты (аккордеон)» направлен на приобретение
обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (аккордеон)» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев
до девяти лет, составляет 8 лет (7 лет, 9 месяцев), 9 лет (8 лет, 9 месяцев).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области
музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (аккордеон)»:
Срок обучения 8 лет
Максимальная учебная нагрузка в часах - 1316
Количество часов на аудиторные занятия – 559
Количество часов на внеаудиторные занятия – 757
Срок обучения 9 лет
Максимальная учебная нагрузка в часах - 1530,5
Количество часов на аудиторные занятия – 641,5
Количество часов на внеаудиторные занятия – 889
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные
возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
3

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (аккордеон)»
Цели:
 развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных
им знаний, умений и навыков,
позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на
аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению
обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
 выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их
развитие в области исполнительства на аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для
творческого самовыражения и самореализации;
 овладение знаниями, умениями и навыками игры на аккордеоне, позволяющими
выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
 формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой
деятельности, их практическое применение;
 достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику
самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
 формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное
образовательное учреждение.
6. Обоснование
(аккордеон)

структуры

программы

учебного

предмета «Специальность

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
4

 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом
ученику разные пути и варианты решения);
 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (аккордеон)»
имеют площадь не менее 9 м2, имеется фортепиано, пюпитры. В школе созданы условия для
содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. В Школе
обеспечено наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов
(аккордеонов), необходимых для самых маленьких учеников. В классе имеются стулья с ровной и
твердой поверхностью, разной высоты, соответственно росту обучающихся.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета «Специальность (аккордеон)», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 8(9)лет

Класс
Продолжительность учебных
занятий (в неделю)

1
32

2
33

Распределение по годам обучения
3
4
5
6
7
8
33
33
33
33
33
33

Общее количество часов на
аудиторные занятия
Количество часов на
внеаудиторные занятия
Общее количество часов на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Общее количество часов на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия по
годам
Максимальное количество
часов занятий в неделю
Общее максимальное
количество часов по годам
Общее максимальное
количество часов на весь
период обучения

559

9
33
82,5

641,5
2

2

2

3

3

3

4

4

4

64

66

66

99

99

99

132

132

132

757

132

889
4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

1316
1530,5

5

214,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного
материала.
Виды внеаудиторной работы:
 самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
 подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
 подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
 участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
Школы.
Годовые требования по классам
Срок обучения 8 (9) лет
Первый класс (2 часа в неделю)
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с обучающимися
подбором по слуху, пением попевок, песенок. С первого урока предполагается знакомство с
инструментом и сразу же первоначальное освоение простейших исполнительских приемов,
принципов звукоизвлечения, постановки обеих рук. Активное слушание музыки (игра педагога,
домашнее прослушивание по желанию ученика), с последующим эмоциональным откликом
ученика в виде рассказа, или рисунка. Упражнения без инструмента, направленные на развитие
координации и на освоение движений, используемых в дальнейшем на аккордеоне. Игра в
ансамбле с преподавателем. Освоение штрихов нон легато, легато, стаккато.
Темпы освоения художественного и инструктивного материала определяются педагогом в
зависимости от темперамента, степени одаренности, мышечной управляемости. Развитости слуха
ребенка.
За учебный год обучающийся должен освоить гамму правой рукой основными штрихами,
9-12 небольших произведений различного характера: народные песни и танцы, детские попевки,
песни из популярных фильмов и мультфильмов, легкие пьески из классического репертуара, 2-4
этюда.
Количество исполняемых пьес на академическом концерте и требования к контрольному
уроку определяются на методической секции отдела в начале учебного года.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1.Детская песенка. «Паровоз»
«Лепешки». Русская народная песня
2.«Я гуляю во дворе». Русская народная песня
«Веснянка». Украинская народная песня
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1.«Как под горкой под горой». Русская народная песня
А.Доренский. Мамин вальс
2.«По дороге жук. Жук». Украинская народная песня
Д.Тюрк «Маленький балет»

1 полугодие

2 полугодие
6

Декабрь – зачет
(2 разнохарактерные пьесы)

Май – экзамен (зачет)
2 разнохарактерные пьесы
Второй класс (2 часа в неделю)

За год обучающийся должен выучить:
Гаммы до, соль, фа мажор основными штрихами, при физических возможностях начать
соединение гамм двумя руами, 3-4 этюда, 7-9 пьес различного характера. Чтение нот с листа
легких попевок, песенок правой рукой. Игра в ансамбле с преподавателем.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. «Я пойду ли, молоденька».Русская народная песня
А.Гречанинов. Песенка
2. «Ах, ты, канава». Русская народная песня
А. Сурков. «Синичка»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Л. Книппер. «Полюшко поле»
С. Бредис. Вальс
2. А. Комаровский. Маленький вальс
«Как под яблонькой». Русская народная песня, обработка Азария Иванова.
1 полугодие
2 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд). Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд).
Декабрь – зачет – 2 разнохарактерные пьесы.
Май – экзамен (зачет) – 2 разнохарактерные
пьесы.
Третий класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений, метроритмических ощущений,
навыков звукоизвлечения и интонирования, ведения и смены меха. Дальнейшее развитие
музыкально-образного мышления, формирование начальных представлений о музыкальной
форме.
Продолжение работы по формированию постановочных и двигательно-игровых навыков.
Развитие штриховой техники: комбинированных штрихов, исполнение меховых и пальцевых
акцентов. Ознакомление с простейшими видами двойных нот (терциями), освоение триолей,
пунктирного ритма. Изучение простейших пьес с элементами полифонии. Привитие навыков
смены меха по строению фраз, умения внутренним слухом не «разрывать» мелодию. Дальнейшее
развитие навыков чтения с листа.
В течение учебного года обучающийся должен выучить двумя руками мажорные гаммы с
одним ключевым знаком, арпеджио, аккорды, знакомство с минорными гаммами, 3-4 этюда, 8-9
разнохарактерных пьес.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. Л. Печников. Маленький мадригал
А. Штейбельт. Сонатина
2. И. Козловский. Старинный танец
В. Бухвостов. «Я на горку шла», обработка русской народной песни
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
7

1. В. Дьяков. Романс
«По грибы». Чешская народная песня. Обработка Ф. Бушуева
2. Е. Попов. «Над окошком месяц»
К.Листов. «В землянке»
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения)

2 полугодие
Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Май – экзамен (зачет) – (2 разнохарактерных
произведения)

Четвертый класс (2 часа в неделю)
Совершенствование начальных музыкально- исполнительских навыков. Работа над качеством
звучания. Более углубленное знакомство с полифонией, с голосоведением и принципами развития,
тщательная работа по правильному ведению и распределению меха. Дальнейшее развитие
артикуляции, четкого исполнения мелких длительностей и аккомпанемента в подвижном темпе,
техники двойных нот и несложных аккордов.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над
произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и
довести до качественного исполнения.
Гаммы мажорные (до 3-х), минорные – до 2-х знаков при ключе, 3-4 этюда на разные виды
техники, 8-9 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных
композиторов, 2-3 произведения полифонического стиля. Чтение с листа, подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. А. Персел. Ария
«В низенькой светелке», русская народная песня, обработ. Азария Иванова
2. Н. Горлов. Протяжная
«Вдоль да по речке», русская народная песня, обработка В.Иванова
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Р.Шуман. «Смелый наездник»
Н. Титов. Вальс
2. «Как у наших у ворот». Русская народная песня, обработка А.Суркова
А. Корелли. Сарабанда
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения)

2 полугодие
Март – технический зачет (1 гамма, 1 этюд)
Май – экзамен (зачет) (2разнохарактерных
произведения, включая произведение
полифонического стиля)

Пятый класс (2 часа в неделю)
Дальнейшая работа над совершенствованием музыкально-образного мышления.
Углубленная работа над качеством звучания, повышение критерия его оценки.
Совершенствование комплексного фундамента исполнительского процесса, который был
8

сформирован на предыдущем этапе. Дальнейшее развитие штриховой и пальцевой техники, как
правой так и левой рукой.
Ознакомление и работа над крупной формой (сюита, сонатина). Развитие
самостоятельности обучающегося.
За год обучающийся должен выучить:
Мажорные гаммы до 3-х знаков в ключе основными и комбинированными штрихами. Арпеджио
длинные,
короткие
–
основными,
комбинированными
штрихами.
Аккордовые
последовательности.
Минорные гаммы до 2-х знаков в ключе, гармонический и мелодический виды основными
штрихами. Арпеджио длинные, короткие – основными штрихами. Аккордовые
последовательности, 3 этюда на различные виды техники, 7-8 пьес различного характера. Включая
переложения зарубежных и отечественных композиторов. Чтение с листа, подбор по слуху.
Самостоятельно подготовить 1-2 более легких произведения.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. И. С. Бах. Ария
В. Фомин. «Хвастунишка»
2. В. Емельянов. «Зареченский хулиган»
И. С. Бах. Жига из Сюиты № 7
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. В. Ребиков. Вальс
«Ой,
пид
вишнею».
Украинская
народная
песня,
обработка
2. А. Лядов. Прелюдия
«Возле речки, возле моста». Русская народная песня, обработка В. Мотова
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма, по
требованиям, которые определяются в начале
учебного года, 1 этюд). Декабрь – зачет (2
разнохарактерных произведения)

А.Марьина

2 полугодие
Март – технический зачет (одна гамма - два
вида, один этюд)
Май – экзамен (зачет) - (2 произведения, одно
из которых с элементами полифонии)

Шестой класс (2 часа в неделю)
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, совершенствование мелкой и
аккордовой техники, исполнение двойных нот. Работа над разными штрихами и их комбинациями
в соответствии с характером произведения в различных музыкальных стилях.
Исполнение мажорных и минорных гамм основными и комбинированными штрихами,
дуолями, триолями. Арпеджио длинные, короткие - основными и комбинированными штрихами.
Аккордовые последовательности.
Закрепление навыков чтения с листа и самостоятельного разбора нотного текста.
Упражнения на развитие и усовершенствование необходимых видов технического
содержания и свободного исполнительства, укрепление пальцевой и кистевой цепкости, работа
над дальнейшим развитием двигательной активности игрового аппарата, 4 этюда на разные виды
техники, 7-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных
композиторов. Самостоятельно подготовить 1-2 несложных произведения.
9

Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. И. Гуммель. Жига
«Как пойду я на быструю речку». РНП обработка А. Попова
2. Г. Гендель. Переложение Д. Самойлова. Прелюдия
Д. Самойлов. Вальс
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. О. Строк. «Спи, мое бедное сердце» (танго)
«По диким степям Забайкалья». Русская народная песня, обр.
2. Л. Бетховен. Сонатина (фа мажор)
«Не слышно шума городского». Русская народная песня, обр. А Шалаева
1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 мажорная
гамма, 1 этюд).
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения)

А.Сударикова

2 полугодие
Март – технический зачет (1 минорная гамма, 1
этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).
Май – экзамен (зачет) – (2 разнохарактерных пьесы,
включая виртуозное произведение).

Седьмой класс (2,5 часа в неделю)
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков
игры на аккордеоне должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня,
его стремлением к творческой самостоятельности, активности.
Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее
освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.
В течение 7-ого года обучения ученик должен пройти:
Упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к
сложному», направленную на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов, 4 этюда на
различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям
исполнения художественного произведения, 6-8 пьес различного характера, включая переложения
зарубежных и отечественных композиторов. Чтение с листа, подбор по слуху.
Примерный репертуарный список зачета в конце 1-ого полугодия:
1. «Платочек». Чешская народная песня, обработка В. Ефимова
В. Моцарт. Тема с вариациями
2. Л. Шитте. Переложение С. Копаневой. Сонатина
В. Куликов. Кадриль
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):
1. Ж. Б. Люлли. Жига
«Выйду на улицу». Русская народная песня, обработка О.Бурьян
2. «Меж крутых бережков». Русская народная песня, обработка Н.Ризоля
В.Корнев. «Виртуоз»

10

1 полугодие
Октябрь – технический зачет (1 гамма,
показ самостоятельно выученной пьесы,
значительно
легче
усвоенного
предыдущего материала)
Декабрь – зачет (2 разнохарактерных
произведения)

2 полугодие
Март – технический зачет (1гамма, 1 этюд, чтение
нот с листа, подбор по слуху).
Май – экзамен (зачет) - (2 разнохарактерных
произведения, включая обработку народной
мелодии и виртуозное произведение или крупная
форма).

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкальноисполнительских навыков игры на аккордеоне.
В выпускном классе вся работа учащегося и преподавателя направлена на подготовку и
достойную сдачу на максимально высоком профессиональном уровне выпускной программы.
В течение 8-ого года обучения ученик должен продемонстрировать умение сыграть
мажорную или минорную гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д.
в максимально быстром темпе.
Обучающийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из
программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу
на зачетах, классных вечерах и концертах.
Требования к выпускной программе: полифония, этюд, обработка народной музыки, пьеса
по выбору.
За учебный год обучающийся должен исполнить:
1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 1 этюд
или виртуозная пьеса).
Декабрь – дифференцированное
прослушивание части программы выпускного
экзамена (2 произведения, обязательный
показ полифонии и пьесы по выбору из
программы выпускного экзамена).

Март - прослушивание перед комиссией
оставшихся двух произведений из выпускной
программы, не сыгранных в декабре.
Апрель – прослушивание всей программы.
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных
произведения).

Примерные программы выпускного экзамена:
1. А. Бурмистров. Этюд ми-минор
А. Вивальди. Лярго. Обработка И.С Баха
В. Бухвостов. «Ой, при лужку», обр. русской народной песни
П. Фроссини. «Веселый кабальеро»
2. В. Мотов. Этюд Си-бемоль мажор
И. С. Бах. Прелюдия
А. Сурков. Обработка русской народной песни «То не ветер ветку клонит»
Р. Бажилин. Рынок любви
3. А. Попов. Этюд фа-минор
Г. Гендель. Чакона
11

В. Иванов. Обработка русской народной песни «Там за речкой»
Е. Дербенко. «Старый трамвай»
Девятый класс (2, 5 часа в неделю)
Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние
специальные учебные заведения. В связи с этим перед учениками по всем вопросам музыкального
исполнительства ставятся повышенные требования, они должны быть технически хорошо
оснащены, показывать высокий уровень владения инструментом: хорошее звукоизвлечение,
грамотное ведение меха, качественная смена меха, умелое использование штрихов, динамических
и агогических оттенков. Исполнение подготовленных произведений должно отличаться высоким
художественным уровнем, быть эмоционально ярким и эстетически привлекательным с высокой
степенью готовности.
Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса,
отдела, школы, конкурсах.
С целью воспитания в ученике навыков просветительской деятельности рекомендуется
участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях
(детских садах, общеобразовательных учреждениях и т.д.)
За учебный год обучающийся должен исполнить:
1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде
контрольного урока (1 гамма, 1 виртуозная
пьеса).
Декабрь – зачет (2 новых произведения)

Март – академический вечер (3 произведения из
программы 8-9 классов, приготовленных на
выпускной экзамен).
Май – выпускной экзамен (4 разнохарактерных
произведения)

Примерный репертуарный список экзамена:
1. Л. Шитте. Этюд-баллада
И. С. Бах. Органная прелюдия ми-минор
Г. Тышкевич. Вариации на темы русских народных песен «Ой, да ты, калинушка и «Вдоль по
Питерской»
Е. Дербенко. Сюита по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»
2. Ф. Бургмюллер.Этюд Соль-мажор
И. С. Бах. Сюита соль минор № 2
«Ехал казак за Дунай». Украинская народная песня, обработка А. Онегина
С. Джаплин. «Изысканные синкопы» переложение О. Шарова
3. М. Двилянский. Этюд соль-минор
М. Райхл. Аллегро. Сонатина для аккордеона, часть 1
А. Даргомыжский. Табакерочный вальс
«Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня, обработка А. Марьина.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание
12

программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и
приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
 знать основные исторические сведения об инструменте;
 знать конструктивные особенности инструмента;
 знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
 знать основы музыкальной грамоты;
 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
 знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т.
д.);
 знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
 знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного
исполнительства на аккордеоне;
 знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально
использовать их в работе игрового аппарата;
 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее
удобную и рациональную;
 уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на
знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога
методику поэтапной работы над художественным произведением;
 уметь творчески подходить к созданию художественного образа,
используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении
штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
иметь навык игры по нотам;
 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и
оркестрового музицирования;
приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем
будущему оркестровому музыканту;
 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных
ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
 комплексное совершенствование игровой техники аккордеониста, которая включает в себя
тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию
работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста;
 знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона;
 знание музыкальной терминологии;
13

 знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров,
произведения крупной формы (сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными
требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение
самостоятельно выбрать для себя программу;
 наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
 умение транспонировать и подбирать по слуху;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания
музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
 наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели,
задачи и формы.
Оценки качества знаний по учебному предмету «Специальности (аккордеон)» охватывают все
виды контроля:
 текущий контроль успеваемости;
 промежуточная аттестация обучающихся;
 итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки обучающегося на
определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Вид контроля
Текущий
контроль

Промежуточная
аттестация

Задачи
- поддержание учебной дисциплины,
выявление
отношения
учащегося
к
изучаемому предмету,
- повышение уровня освоения текущего
учебного материала. Текущий контроль
осуществляется
преподавателем
по
специальности регулярно (с периодичностью не
более чем через два, три урока) в рамках
расписания занятий и предлагает использование
различной системы оценок. Результаты
текущего
контроля
учитываются
при
выставлении
четвертных,
полугодовых,
годовых оценок.
определение успешности развития учащегося и
усвоения им программы на определенном этапе
обучения

14

Формы
контрольные уроки,
академические
концерты,
прослушивания
к конкурсам, отчетным
концертам

зачеты (показ части
программы, технический
зачет), академические
концерты, переводные

Итоговая
аттестация

определяет уровень и качество освоения
программы учебного предмета

зачеты, экзамены
экзамен проводится в
выпускных классах: 8(9)

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся
в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это
своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста,
проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой
аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в
себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного
характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение
четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой
программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты
дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный
характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в
присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта
преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года.
Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года
обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок,
завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий. Обучающийся, освоивший в полном объеме программу,
переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 8(9) в соответствии с действующими
учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы
расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся, на основании требований ФГТ, в школе сформирована
система оценочных средств, позволяющая оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную
шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.

15

Оценка «5» (отлично):
 артистическое поведение на сцене;
 увлеченность исполнением;
 художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
 слуховой контроль собственного исполнения;
 корректировка игры при необходимой ситуации;
 свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
 убедительное понимание формы произведения;
 выразительность интонирования;
 единство темпа;
 ясность ритмической пульсации;
 яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
 незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
 грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
 недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
 стабильность воспроизведения нотного текста;
 выразительность интонирования;
 попытка передачи динамического разнообразия;
 единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
 неустойчивое психологическое состояние на сцене;
 формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
 слабый слуховой контроль собственного исполнения;
 ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
 темпо-ритмическая неорганизованность;
 слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
 частые срывы и остановки при исполнении;
 отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
 ошибки в воспроизведении нотного текста;
 низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
 отсутствие выразительного интонирования;
 метро-ритмическая неустойчивость.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. При
выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры: оценка годовой
работы обучающегося; оценки за академические концерты, зачеты или экзамены; другие
выступления обучающегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие
параметры:
 обучающийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения
инструментом.
 убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
16

 понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого
произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с обучающимся преподаватель следует основным принципам дидактики:
последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения протекает с учетом индивидуальных психических особенностей
ученика, его физических данных. Постоянно контролируется уровень развития музыкальных
способностей обучающихся.
Работа педагога по специальности более продуктивна в тесной связи с педагогами по
другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого
сотрудничества являются: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах
отделов, школы.
В начале каждого полугодия составляется для обучающегося индивидуальный план,
который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года предоставляется отчет о его
выполнении с приложением краткой характеристики работы ученика. При составлении
индивидуального плана учитываются индивидуально-личностные особенности и степень
подготовки обучающегося. В репертуар включаются произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по
стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся
составляются к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями
и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на аккордеоне является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук,
целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности ит.д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений,
этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала применяются различные
варианты: штриховые, динамические, ритмические и т.д. При работе над техникой необходимо
давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов учитывается их художественная и техническая значимость. Изучение
этюдов принимают различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач
(ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности)
последовательно проводится на
протяжении всех лет обучения и является предметом постоянного внимания педагога. В этой
связи проводится работа над слуховым контролем и контролем по распределению мышечного
напряжения.
17

Работа над музыкальным произведением
проходит в тесной художественной и
технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над
произведением рекомендуется ученику выучить самостоятельно произведение, которое по
трудности легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, включаются в учебные программы переложения лучших
образцов зарубежной и отечественной классики, произведения, написанные для других
инструментов или для голоса. Исполняются переложения, в которых сохранен замысел автора и в
то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента аккордеона.
В классе аккордеона при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты
интонации и технической свободы используется точная аппликатура, смена меха.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта имеет научно обоснованный характер и
строится на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-аккордеонисты, в связи с
определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим
исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку
домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего
образования, с опорой на сложившиеся в школе педагогические традиции и методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для
здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо
помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на
занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра
технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на
это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3
класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе
работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным на уроке),
доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом
или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней
работе в индивидуальном порядке фиксируются, в случае необходимости, в дневнике

18

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Учебная литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Аккордеон с азов. Составитель Е. Муравьева. С.-П.,Композитор,1988.
Альбом начинающего баяниста. Выпуски 26, 44. Составители М Цыбулин и А. Черных. М.,
Советский композитор,1982, 1992.
Альбом начинающего баяниста. Составитель П. Говорушко. Л., Музыка, 1964.
Альбом для детей. Произведения для баяна. Выпуски 1, 2, 3. Составитель А. Крылусов. М.,
Музыка, 1988.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Выпуски 20, 29, 32. Составители В.
Алехин и Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1979.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Выпуски 53,61. Составитель А. Гуськов.
М., Советский композитор, 1985.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Выпуски 56, 58, 60, 62, 67, 68.
Составитель Ф. Бушуев. М., Советский композитор, 1987.
Баянисту-любителю. Выпуск 13. Составитель В. Бухвостов. М., Советский композитор,
1981.
Баян в музыкальном училище. Выпуск 2. М., С-К, 1971
Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Аккомпанемент песен. Изд-во
Катанского, Москва, 2000
Бажилин Р. Концертные пьесы для баяна в стилях популярной музыки. М., Издательство В.
Катанского. 2000
Баян. 1 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1979.
Баян. 2 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1976.
Баян. 3 класс. Редакторы И. Алексеев, Н. Корецкий. Киев, Музична Украина, 1986.
Баян 4 класс. Редакторы А. Денисов и В. Угринович. Киев, Музична Украина, 1987.
Баян 5 класс. Редактор А. Денисов. Киев, Музична Украина, 1975.
Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Составитель А. Талакин. М., Сов.
Композитор, 1983
Бойцова Г. Юный аккордеонист. Части 1-2 . М., Музыка, 1994
Бредис С. Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна ( аккордеона) 2-4 классы ДМШ.
Ростов- на -Дону, «Феникс», 2011
В кругу друзей. Популярная музыка для баяна или аккордеона. Составитель О. Агафонов.
Москва, Советский композитор, 1987
Веселый поезд. Обработки и составление Ю. Макарова. Екатеринбург, 2004
Говорушко П. Легкие пьесы советских композиторов в переложении для баяна. Л.,
Советский композитор, 1989
Говорушко П. Фронтовые песни в переложении для баяна или аккордеона. Л., Музыка,
1986
Двилянский М. Альбом для юношества. Аккордеон или баян. М., Музыка. 2001
Джаплин С. Регтаймы. Переложение для баяна. Л-д,1989
Доренский А. Популярные произведения в облегченном переложении для баяна. С-П,
Композитор, 2001
Доренский А. Пять ступеней мастерства, ступень первая. Этюды для баяна. Ростов-наДону, Феникс, 2000
Доренский А. Музыка для детей. Выпуск 2. 2-3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 1989
19

29. Дьяков В. Пьесы для баяна и аккордеона. Екатеринбург, 2008
30. За праздничным столом. Выпуски 1-3. Составитель О. Агафонов. М., Музыка, 1973.
31. За праздничным столом В переложении для аккордеона и баяна. Составитель В. Катанский.
Выпуск 2. М., Из – во В. Катанского, 2000
32. Звучала музыка с экрана. Песни из отечественных фильмов в облегченном переложении
для баяна или аккордеона. Выпуски 1-4. Составитель Л. Скуматов. С-П., Музыка, 2004
33. Знакомые мелодии для баяна. Выпуск 6. Составитель П. Шашкина. М., Советский
композитор, 1987.
34. Литовко Ю. Веселый аккордеон, баян. Пьесы для младших классов ДМШ. С-П., Союз
художников, 2002
35. Лондонов П. Избранные произведения для баяна. М., С-К, 1983
36. Мой друг баян. Выпуски 12-13. Составитель Е. Двилянский. М., Советский композитор,
1986.
37. Мой друг баян. Выпуск 6. Составитель В. Ефимов. М., Советский композитор, 1980
38. Музыкальная акварель. Пьесы для баяна. Выпуск 4. Составитель А. Судариков. М.,
Советский композитор, 1987
39. Музыкальная акварель. Пьесы для аккордеона. Выпуски 4, 12. Составитель В. Цыбулин. М.,
Советский композитор, 1987
40. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 6, 8. Составитель В. Цыбулин.
М., Советский композитор, 1978.
41. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуск 16. Составитель Ю. Зенков М.,
Советский композитор, 1983
42. Народные песни и танцы в обработке для баяна. Выпуски 20, 26. Составитель Ф. Бушуев.
М., Советский композитор, 1989
43. Новые произведения российских композиторов юным баянистам-аккрдеонистам.5-6 класс
ДМШ. Ростов-на-Дону «Феникс», 2010
44. Нотный альбом баяниста. Выпуски 6,9. Составитель А. Басурманов. Москва, Советский
композитор, 1984
45. Педагогический репертуар баяниста. Выпуск 1. 1-2 класс. Составитель И. Бойко. Ростов-наДону, Феникс, 2000
46. Педагогический репертуар
2.Учебно-методическая литература
1. Агафонов О. Самоучитель игры на баяне. Москва, Музыка, 1972
2. Алехин В., Шашкин П., Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1972.
3. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Части 1 и 2. Москва,
Советский композитор, 1971
4. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. Москва, Советский
композитор, 1980
5. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Часть 2. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1974
6. Баян и баянисты. Сборник методических статей. Выпуск 3. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1977
7. Баян и баянисты. Сборник статей. Выпуски 4 – 5. Редакция Ю. Акимова. Москва,
Советский композитор, 1981
8. Бажилин. Р. Школа игры на аккордеоне. М., Из-во В.Катанского.2001.
20

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Басурманов А. Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Части 2 и 3. Москва, Советский
композитор, 1976
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Москва, Советский композитор, 1973
Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. Москва, Советский композитор, 1987
Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. Редакция В. Натансона. Москва, Музыка,
1976
Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Выпуск 4. Москва,
Музыка, 1965
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 6. Ленинград, Музыка, 1985
Вопросы теории и методики исполнительства на народных инструментах.
Сборник статей. Выпуск 2. Редакция Л. Бендерского. Свердловск, 1990
Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. Составитель Ю. Усов. Москва, Музыка,
1991
Говорушко П. Основы игры на баяне. Ленинград, Музыка, 1963
Говорушко П. Школа игры на баяне. Москва, Музыка, 1970
Демченко В. Технические упражнения для баяна. Москва, Музыка, 1967
Иванов Аз. Начальный курс игры на баяне. Ленинград, Музыка, 1977
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального
фортепиано. Москва, Классика, 2003
Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка. 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Москва, Классика, 2004
Методика обучения игре на народных инструментах. Редакция П. Говорушко. Ленинград,
Музыка, 1975.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».