МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.02. «Специальность (балалайка)»
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
г. Краснотурьинск
2017 год
«Одобрено»
«Утверждаю»
Педагогическим советом МБУ ДО
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
«Краснотурьинская ДМШ № 1»
____________________ С. М. Шотт
(подпись)
Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г
Протокол № «5» от «09» июня 2017 г.
МП
Разработчик:
Безматерных
Сергей
Иванович,
преподаватель
по классу балалайки муниципального бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:
Шлохина Зинаида Павловна, преподаватель высшей
квалификационной
категории
бюджетного профессионального
учреждения
«Краснотурьинский
Рецензент:
Шотт Светлана
Свердловской
колледж
Мирославовна,
государственного
образовательного
области
искусств»;
преподаватель
высшей квалификационной категории муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
2. Срок реализации учебного предмета;
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета;
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
5. Цели и задачи учебного предмета;
6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
7. Методы обучения;
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени;
2. Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
2. Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы;
2. Список рекомендуемой учебно-методической литературы;
3. Список рекомендуемой методической литературы.
3
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (балалайка)» разработана на основе и с
учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
программы в области
музыкального искусства «Народные инструменты» утверждѐнной приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 162, а также с учѐтом многолетнего
педагогического опыта исполнительства на балалайке в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»
Учебный предмет «Специальность (балалайка)» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как
учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования
направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а среди
наиболее одаренных учащихся - на их дальнейшее профессиональное образование.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить
его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели
стать профессиональными музыкантами.
Учебный план по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусства
«Народные инструменты» по учебному предмету «Специальность (балалайка)» направлен на
приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Срок реализации учебного предмета «Специальность (балалайка)» для детей, поступивших
в Школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета «Специальность (балалайка)»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество
часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)
работу
5 лет
924
363
6-й год обучения
214,5
82,5
561
132
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока- 40 минут и предполагает занятия 2 часа в неделю для обучающихся 1-3
классов, 2,5 часа в неделю для 4-5 классов.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные
возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Индивидуальные
4
занятия в большей степени дают педагогу возможность формирования и развития интереса
ученика к музыке. Педагог по специальности, обучая искусству исполнения на инструменте,
развивает его музыкально-образное мышление, индивидуальный творческий потенциал,
эстетическое восприятие окружающего мира и художественный вкус; приобщает его к миру
музыки.
5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (балалайка)»
Цель:
выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их
развитие в области исполнительства на музыкальном инструменте до уровня подготовки,
достаточного для творческого самовыражения и самореализации.
Задачи учебного предмета «Специальность (балалайка)»:
формирование комплекса исполнительских навыков: овладение знаниями, умениями и
навыками игры, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
приобретение учениками опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой
деятельности, их практическое применение;
достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику школы самостоятельно
ориентироваться в явлениях музыкальной культуры;
формирование у одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения и подготовки их к поступлению в профессиональные
образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (балалайка)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание
учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, объяснение);
метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над
художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с
использованием многообразных вариантов показа);
5
объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно
объясняет);
репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
метод проблемного изложения (педагог ставит проблему, показывая при этом ученику
разные пути и варианты решения);
частично-поисковый (ученик участвует совместно с педагогом в поисках решения
поставленной задачи)
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (балалайка)»
имеют площадь не менее 9 кв. м, имеется фортепиано, пюпитры, нотная и методическая
литература. В Школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. В Школе имеется концертный зал, оборудованный одеждой
сцены, звукоусиливающим оборудованием.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (балалайка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и
аудиторные занятия:
Срок обучения 5 (6) лет
Класс
Продолжительность учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на аудиторные занятия в
неделю
Общее количество
часов на аудиторные занятия
Количество
часов
на
внеаудиторные
(самостоятельные) занятия в неделю
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Максимальное количество часов на занятия в
неделю
Общее максимальное количество часов по
годам
Общее максимальное количество часов на весь
период обучения
Распределение по годам обучения
1
2
3
4
5
33
33
33
33
33
6
33
2
2,5
3
2
3
2
2,5
363
445,5
3
4
2,5
82,5
4
561
4
132
693
5
5
5
6,5
6,5
6,5
165
165
165
214,5
214,5
214,5
924
1138,5
214,5
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоение учебного
материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
6
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
образовательной организации.
Годовые требования по классам
Срок обучения 5 (6) лет
Требования по специальности для учащихся на балалайке сроком 5 лет те же, что и при
восьмилетнем обучении, но в несколько сжатой форме. Все темы изучаются в условиях меньшего
количества часов. Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные
произведения различных стилей, жанров, но он может быть различным по уровню сложности, в
зависимости от способностей ученика. Ученики, занимающиеся по пятилетнему курсу, также
должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача
педагога – при выполнении учебной программы направить процесс обучения на максимальную
реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости - подготовить
его к
поступлению в профессиональную организацию.
Первый класс
Введение. Освоение музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов).
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке: посадка, постановка
исполнительского аппарата; освоение приема пиццикато большим пальцем.
Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке.
Приемы игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.
Освоение техники игры интервалов.
В течение первого года обучения обучающийся должен освоить:
гаммы однооктавные E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;
2 этюда на различные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
10-12 пьес разного характера. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
За учебный год обучающийся должен сыграть:
1-е полугодие, декабрь - зачет (3 разнохарактерных пьесы);
2-е полугодие, март - технический зачет (одна гамма, один этюд);
май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
В. Шаинский «Кузнечик», обр. И.Сенина
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. И.Сенина
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Сенина
Вариант 2
Русская народная песня «Калинка», обр. И. Сенина
В.Котельников Танец
Русская народная песня «Как со горки», обр. Е.Авксентьева
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
Вариант 1
В.Шаинский «Песенка крокодила Гены», обр. И.Сенина
7
Русская народная песня «Неделька», обр. И.Сенина
Русская народная песня «Ах вы сени», обр. И.Сенина
Вариант 2
Ж.Б.Люлли «Жан и Пьерро», старинная французская шуточная песня
М.Красев «Топ-топ»
Русская народная песня «По малину в сад пойдем», обр. А.Филиппенко
Второй класс
Приемы игры: бряцание в ускоренном темпе, двойное пиццикато, гитарный прием в
минимальной редакции. Пиццикато пальцами левой руки, натуральные флажолеты.
Основы аккордовой техники. Чтение нот с листа.
В течение второго года обучения ученик должен освоить:
основные музыкальные термины;
гаммы однооктавные C-dur, c-moll (натуральный, гармонический, методический),
арпеджио; гаммы двухоктавные E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический),
арпеджио;
штрихи те же, что и в первом классе с добавлением ритмических группировок (дуоль,
триоль);
2-3 этюда;
10-12 пьес различного характера, стиля, жанра;
Чтение нот с листа, подбор по слуху, игра ансамблей с педагогом.
За учебный год учащийся должен сыграть:
1-е полугодие, октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд);
декабрь – зачет (две разнохарактерные пьесы);
2-е полугодие, март - технический зачет (одна гамма и один этюд);
май – экзамен (зачет) (три разнохарактерные пьесы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
В А.Моцарт «Игры детей»
Русская народная песня «Ах вы сени», обр. И.Сенина
Русская народная песня «Коробейники», обр. И.Сенина
Вариант 2
М.Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»
Русская народная песня «Светит месяц», обр. И.Сенина
Русская народная песня «На улице дождик», обр. И.Сенина
Русская плясовая «Камаринская», обр. И.Сенина
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
Вариант 1
Русская народная песня «Веселые гуси», обр. И.Сенина
Л.Бекман «В лесу родилась елочка», обр. И.Сенина
А.Филиппенко «Веселый музыкант», обр. П.Нечепоренко
Вариант 2
М.Красев «Маленькой елочке холодно зимой», обр. И.Сенина
Аз.Иванов Полька
8
Русская народная песня «Козлик», обр. А.Лысаковского
Третий класс
Приемы игры: двойное пиццикато, гитарный прием. Дополнительно: пиццикато пальцами
левой руки, глиссандо, большая, малая, обратная дроби, натуральные флажолеты.
Основы аккордовой техники.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами.
В течение третьего года обучения учащийся должен пройти, в зависимости от степени
подготовки, на выбор: гаммы однооктавные H-dur, h-moll (натуральный, гармонический,
мелодический), арпеджио; гаммы двухоктавные F-dur, f-moll (натуральный, гармонический,
мелодический), арпеджио; этюды (2-3); пьесы (10-12).
Знакомство с циклической формой (сюита). Желательно включение в репертуар
произведений В.Андреева, Б.Трояновского, А.Шалова.
Ансамбли.
Штрихи: пройденные во втором классе, смешанные штрихи, пунктир.
Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.
Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль. Упражнения различных авторов.
Подбор по слуху. Чтение нот с листа.
За учебный год учащийся должен сыграть
1-е полугодие, октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд на различные виды
техники). Декабрь – зачет (2 разнохарактерные пьесы).
2-е полугодие, март – технический зачет (одна гамма, два этюда). Май - экзамен (зачет)
(три разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
В.Андреев Мазурка №3
Л.Бетховен Экосез
В.Котельников «Шутка»
Вариант 2
Русская народная песня «Ай, все кумушки домой», обр. Б.Трояновского, исполнительская
редакция П.Нечепоренко
В.Андреев «Грезы», обр. А.Илюхина
Д.Кабалевский Полька
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
Вариант 1
Н.Карш Сюита «Три поросенка»
П.Чайковский «Старинная французская песенка»
Русская народная песня «Коробейники», обр. И.Сенина
Вариант 2
К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»
А.Зверев Сюита «Из любимых книжек»: «Медведь и Маша», «В царстве снежной
королевы»
Русская народная песня «Светит месяц», обр. И.Сенина
9
Четвертый класс
Знакомство с крупной формой (вариации, концертино, рондо, сонатина).
Совершенствование ранее пройденных приемов. Приемы игры: переменные удары в
быстром темпе, тремоло, двойное пиццикато, гитарный прием, дроби.
В течение года обучающийся должен пройти: гаммы двухоктавные Fis-dur, fis-moll
(натуральный, гармонический, мелодический), минорные (гармонический, мелодический виды)
однооктавные гаммы, пройденные в 3 классе; мажорные двухоктавные гаммы E-dur, F-dur, G-dur,
тонические трезвучия в них; арпеджио; хроматическая гамма от различных звуков; упражнения (Г.
Шрадик «Школа скрипичной техники». Часть 1).
Включение в репертуар произведений В. Андреева, Б. Трояновского, А. Шалова, а также
оригинальных сочинений современных композиторов.
Ансамбли. Чтение нот с листа. Транспонирование. Игра по слуху.
Этюды на различные виды техники.
10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.
Подбор по слуху. Чтение нот с листа. Навыки простейшего транспонирования.
За учебный год учащийся должен сыграть:
1-е полугодие, октябрь – технический зачет (одна гамма и 2 этюда на разные виды техники).
Декабрь - зачет (2 разнохарактерных произведения).
2-е полугодие, март - технический зачет (одна гамма, 1 этюд). Май - экзамен (зачет) (три
разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
Вариант 1
В. А. Моцарт «Rondo alla turca», переложение О. Гитлина
Русская народная песня «Волга-реченька глубока», обр. А. Шалова
И. Бах-К. Сен-Санс Бурре, переложение Н. Осипова
Вариант 2
В. Котельников «Детский концерт»
И. С. Бах Скерцо из сюиты h-moll для флейты, переложение П. Нечепоренко
Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», обр. Б. Трояновского
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
Вариант 1
А. Вивальди Концерт a-moll, 1 часть, переложение В. Глейхмана
С. Рахманинов «Итальянская полька», переложение А. Илюхина
В. Андреев Вальс «Фавн»
Вариант 2
А. Шалов Сюита «Аленкины игрушки» (три части на выбор)
Л. Обер «Жига», переложение П. Нечепоренко
Е. Авксентьев «Юмореска»
Пятый класс
Главная задача, стоящая перед учащимися пятого класса, - подготовить выпускную
программу в максимально качественном виде.
Перед выпускным экзаменом учащийся
обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.
10
Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов, смена аккордовой техники на мелкую
технику - и наоборот; другие варианты смены противоположных штрихов, ритмических
элементов. Включение в программу упражнений и этюдов на освоение данных технических задач.
Усложнение заданий, поставленных педагогом для качественной отработки двойного пиццикато,
гитарного приема, тремоло.
Игра мажорных и минорных двухоктавных гамм, арпеджио различными приемами игры.
Хроматические гаммы от любых звуков; ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль,
квинтоль. Игра гамм ломаными терциями. Гаммы двухоктавные As-dur, g-moll (натуральный,
гармонический, мелодический), арпеджио; упражнения; этюды (3-4); 8-10
произведений
различного характера, стиля, жанра.
Подбор по слуху. Чтение нот с листа. Навыки простейшего транспонирования.
За учебный год учащийся должен сыграть
1-е полугодие, октябрь – технический зачет (две гаммы, два этюда на различные виды
техники, один этюд может быть заменен виртуозной пьесой).
Декабрь – зачет
(два
разнохарактерных произведения).
2-е полугодие, март - технический зачет (одна гамма, один этюд). Май – итоговый
экзамен (три разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).
Примерный репертуарный список итоговой аттестации
Вариант 1
Н. Паганини Соната A-dur, переложение П. Нечепоренко
П. Нечепоренко Вариации на тему русской народной песни «Час да по часу»
Ф. Куперен «Маленькие ветряные мельницы», переложение П. Нечепоренко
Вариант 2
Е. Тростянский «Гротеск и размышление»
В.Андреев Вальс «Каприз»
С. Василенко «Романс», «Гавот», «Мексиканская серенада» из сюиты для балалайки и
фортепиано
Обучающиеся, продолжающие обучение в 6 классе, сдают итоговый экзамен по
специальности в 6 классе.
Шестой класс
В шестом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению
в профессиональные образовательные организации. В связи с этим педагогу рекомендуется
составлять годовой репертуар с учетом программных требований к поступлению в
профессиональную организацию. Участие в классных вечерах, концертах отдела, школы,
конкурсах принесет значительную пользу в качестве исполнительской практики.
В течение учебного года обучающийся должен сыграть
1-е полугодие. Октябрь - технический минимум в виде контрольного урока (гамма, этюд
или виртуозная пьеса). Декабрь - зачет (два новых произведения).
Март - академический вечер (три произведения из программы выпускного экзамена). Май
– выпускной экзамен.
11
Примерный репертуарный список
Вариант 1
П. Фиокко Аллегро
Ю. Стржелинский Соната-фантазия (рондо - финал)
Русская народная песня «Вечор ко мне девице», обр. А.Шалова
Вариант 2
В. Панин «Детский концерт»
Г. Гендель «Прелюдия». Переложение П. Нечепоренко
Н. Римский - Корсаков «Пляска и песня скоморохов» из оперы «Садко»,
Нечепоренко
переложение П.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность,
предоставляет возможность применения индивидуального подхода к каждому ученику.
Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития
обучающегося и приобретение им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебному предмету
«Специальность (балалайка)» должны отражать:
наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности балалайки для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для балалайки, включающего произведения разных стилей и жанров в
соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей балалайки;
знание профессиональной терминологии;
умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники
исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового
слуха;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Кроме того, по окончании обучения учащийся должен:
знать конструктивные особенности инструмента;
знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при
необходимости;
знать оркестровые разновидности инструмента балалайка;
уметь самостоятельно настраивать инструмент;
12
уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального
произведения и находить способы и методы в работе над ними;
уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все
теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других
музыкальных средств выразительности;
уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку
многообразным музыкальным событиям;
иметь навык транспонирования и подбора по слуху, необходимых в дальнейшем будущему
оркестровому музыканту.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Цель аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе
обучения в соответствии с программными требованиями. С другой стороны аттестация – это
контроль, проверка самостоятельной домашней работы ученика.
Оценка качества знаний по специальности охватывает все виды контроля:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация учащихся;
итоговая аттестация учащихся.
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних
занятий, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные
цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащегося. Текущий контроль
осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем
через два-три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы
оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых,
годовых оценок.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться академические
концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного учебным предметом.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоения им
программы учебного предмета на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации учащихся являются:
контрольные уроки,
зачеты (показ части программы, технический зачет),
академические концерты,
переводные экзамены (зачеты).
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в
классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это
своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста,
проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху,
транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой
аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включают
13
в себя элементы беседы с обучающимся и предполагают обязательное обсуждение
рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение
четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой
программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение
технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты могут
быть дифференцированные и недифференцированные, с обязательным методическим
обсуждением, носящим рекомендательный характер.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они
представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в
присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта
преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика
обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной
программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной
экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь
обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий
класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной
программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с
действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному
директором школы расписанию.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы
контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения
выставляются оценки по пятибалльной шкале.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся, на основании требований ФГТ, в школе сформирована система
оценочных средств, позволяющая оценить приобретенные знания, умения, навыки. Система
оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в
абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» неудовлетворительно.
Оценка «5» (отлично):
артистическое поведение на сцене;
увлеченность исполнением;
художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
14
убедительное понимание формы произведения;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» (хорошо):
незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3» (удовлетворительно):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов, однообразие и
монотонность звучания.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
частые срывы и остановки при исполнении;
отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
ошибки в воспроизведении нотного текста;
низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
отсутствие выразительного интонирования;
метро-ритмическая неустойчивость.
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики:
последовательности, систематичности, доступности, наглядности в освоении материала. Рабочая
обстановка в классе по специальности, доверительные отношения между учеником и учителем,
творческая атмосфера должны способствовать пробуждению в ученике сознательности, личной
активности. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических
особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать
уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель
15
представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы учащегося.
При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать личностные особенности и
степень подготовки учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по
степени технической и образной сложности, и при этом, по возможности, высокохудожественные
по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших учеников должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учащегося.
Необходимым условием для успешного обучения ученика на балалайке является
формирование на начальном этапе правильной посадки, постановки рук. Следует сразу же
задействовать в работе все пальцы левой руки, включая большой. Особое внимание необходимо
уделить укреплению мизинца.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует
систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении инструктивного
материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических,
ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания
и регулярно проверять их выполнение. За последние годы в исполнительском искусстве на
балалайке заметно вырос технический уровень. В связи с этим в образовательных программах
дополнительного образования стало уделяться большое внимание упражнениям, гаммам, этюдам.
Значительно повысились требования технического зачета. При выборе этюдов следует учитывать
их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные
формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа,
разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами,
динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на
протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи
педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению
мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и
технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
домашним заданием. В качестве проверки знаний основных этапов в работе над произведением
можно рекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности
должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.
Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и
составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения
лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других
инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен
замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности
балалайки.
В классе балалайки при работе над этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации
и технической свободы необходимо использовать различные варианты аппликатуры. При работе
над гаммами не следует упрощать аппликатуру, поскольку это ведет к недостаточной
эффективности выполнения поставленных задач, связанных с развитием координации и беглости
пальцев.
16
По окончании обучения обучающийся должен:
иметь представление о следующих понятиях: основные приемы игры (переменные удары,
тремоло, двойное пиццикато, гитарный прием, одинарное пиццикато);
основные штрихи (staccato, legato, non legato);
динамика (forte, piano, crescendo, diminuendo);
тембр звука; интонирование; мелизмы (форшлаг одинарный, форшлаг двойной, трель,
мордент, группетто);
колористические приемы (дробь).
владеть основными навыками звукоизвлечения и исполнения:
владеть различными видами атаки звука (на опоре, с замаха);
владеть сменой приемов игры, позиций, сменой струн;
работать над техническими трудностями и добиваться успеха;
уметь грамотно использовать тембровое разнообразие красок инструмента.
Накопить определенный технический багаж:
упражнения в одной позиции на разных струнах;
хроматические, диатонические, тональные упражнения;
упражнения динамические, штриховые;
гаммы однооктавные мажорные, минорные (трех видов) на одной струне, начиная с
открытой струны; однооктавные на двух струнах, двухоктавные мажорные и минорные (трех
видов); хроматические однооктавные и двухоктавные;
арпеджио однооктавные, двухоктавные;
выучить большое количество этюдов на различные виды техники; посредством изучения
многочисленных произведений ознакомиться
с творчеством различных выдающихся
композиторов прошлого и современности.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный
характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-балалаечники часто
вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей
(скрипка, фортепиано). Современный педагог для повышения уровня самореализации должен
интересоваться последними открытиями в области психологии, педагогики, методики, применять
их в своей работе, заботясь тем самым о воспитании подрастающего поколения, готовя себе
достойных преемников.
17
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Методическая литература
1. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. М., Музыка, 1982
2. Гаммы и арпеджио для балалайки. Методическое пособое для ССМШ, ДМШ, музыкальных
училищ и вузов .Составители И. Иншаков, А. Горбачев. М., Музыка, 1980
3. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., Музыка, 1980
4. Информационный бюллетень «Народник» № 1-58 (Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров)
5. М., Музыка, 1998-2007
6. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. М., Музыка 2004
7. Упражнения и этюды для балалайки. Методическое пособие для ССМШ, ДМШ,
музыкальных училищ и вузов. Составители И. Иншаков, А. Горбачев. М., Музыка, 1998
8. Цветков В. Школа игры на балалайке. П.: МОУМЦ, 2000
2.Учебная литература
1. Альбом балалаечника для ДМШ и музыкальных училищ. Выпуск 1. Сост. И. Иншакова, А.
Горбачев М., Музыка, 2001
2. Альбом балалаечника Для ДМШ и музыкальных училищ. Выпуск 2.М., Музыка, 2003
3. Альбом начиняющего балалаечника. Выпуск 6. Составитель И. Шелмаков. Л.,
Композитор,1982
4. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 8. Ред. И. Обликин. М., Композитор, 1985
5. Альбом начинающего балалаечника. Выпуск 9. Ред. И. Обликин. М., Композитор, 1985
6. Балалайка. Хрестоматия 1-3 классы ДМШ. Народные песни, пьесы, этюды. Составитель В.
Глейхман М., Кифара 2004
7. Балалайка. Хрестоматия 3-5 классы ДМШ. Народные песни, пьесы, этюды. Составитель В.
Глейхман М., Кифара 2007
8. Данилов А. Обработки и транскрипции для балалайки и фортепиано. Выпуск 2. Р-н-Д.,
2001
9. Данилов А. Транскрипции для балалайки и фортепиано. Р-н-Д., 1998
10. 10.Долгушин А. Музыкальные зарисовки. Для балалайки и фортепиано. СПб. Композитор,
2001
11. Играем на Бис! Из репертуара А. Тихонова. Произведения для балалайки. М., Музыка, 2003
18