Специальность (Шестиструнная гитара) 5 (6) лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство

Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.01. Специальность (шестиструнная гитара)
для обучающихся 1 – 5 (6) классов детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств

г. Краснотурьинск
2017 год

«Одобрено»

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО
«Краснотурьинская ДМШ № 1»

Педагогическим советом
МБУ ДО «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

___________________ Шотт С. М.
(подпись)

Протокол № 5 от «09» июня 2017 г.

Приказ № 44/1-О от «25» августа 2017 г.
МП

Разработчик:

Дагаева Елена Аркадьевна, преподаватель первой
квалификационной

категории

муниципального
дополнительного

по

классу

бюджетного
образования

гитары

учреждения
«Краснотурьинская

детская музыкальная школа № 1»
Рецензент:

Бисерова Алина Нагимовна, преподаватель первой
квалификационной категории по классу гитары
государственного
бюджетного
профессионального
образовательного учреждения Свердловской области
«Краснотурьинский колледж искусств»

Рецензент:

Безматерных

Сергей

Иванович,

преподаватель

высшей квалификационной категории муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1»

2

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

2. Срок реализации учебного предмета
3. Объѐм учебного времени, предусмотренной учебным планом на реализацию учебного
предмета
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
5. Цели и задачи учебного предмета
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
7. Методы обучения
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени
2. Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
2. Контрольные требования на разных этапах обучения
2. Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Список рекомендуемой нотной литературы
2. Список рекомендуемой методической литературы

3

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Специальность (шестиструнная гитара)»
разработана на основе и с учѐтом Федеральных государственных требований (далее по тексту –
ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Народные инструменты» от 12.03.2012 г. № 162 и с учѐтом многолетнего педагогического опыта
в области исполнительства на народных инструментах в муниципальном бюджетном учреждение
дополнительного образования «Краснотурьинская детская музыкальная школа № 1» (далее по
тексту – Школа).
Учебный предмет ПО.01.УП.01. . «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на гитаре включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа,
навыки ансамблевой игры и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе,
дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой
музыкальной культуры.
Программа предназначена для работы с музыкально-одарѐнными детьми ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие
образовательные
учреждения
музыкального
искусства.
Программа
направлена
на
профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся.
Выявление одарѐнных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их
профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального
обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности,
умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования
навыков взаимодействия с преподавателем.
Основная направленность настоящей программы – формирование у учеников комплекса
музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства, необходимых для будущего профессионала.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
Срок освоения программы для детей, поступивших в Школу в первый класс в возрасте с
шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (4 года 9 месяцев).
Срок освоения программы для детей, не закончивших освоение образовательной
программы основного образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год
– 6 лет (5 лет 9 месяцев).
Возможна реализация программы в сокращѐнные сроки, а также по индивидуальным
учебным планам с учѐтом ФГТ.
3. Объѐм учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета
«Специальность (шестиструнная гитара)» Срок обучения 5 (6) лет
Содержание
Максимальная учебная нагрузка в часах

1 – 5 классы
924
4

6 класс
214,5

Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
Общее количество часов на аудиторные занятия
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)
занятия

363
561

82,5
132
445,5
693

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме
индивидуального занятия: с первого по третий классы – 2 часа в неделю, с четвѐртого по шестой
классы – 2,5 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.
С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачѐтам, экзаменам, творческим
конкурсам предусмотрено проведение консультаций.
Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий.
Поэтому очень важно научить обучающегося самостоятельно работать и рационально
использовать время, отведѐнное на домашнюю подготовку к урокам.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
Цели:
 обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающихся на основе
формирования у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать,
осваивать и исполнять на шестиструнной гитаре произведения различных жанров и форм в
соответствии с ФГТ;
 выявление наиболее одарѐнных детей в области музыкального исполнительства на
шестиструнной гитаре и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования
в области искусств
Задачи:
 развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
 освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом
в пределах программы учебного предмета;
 овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на домре,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;
 развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с
листа нетрудного текста;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
 формирование у наиболее одарѐнных выпускников осознанной мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:


основной репертуар, исполняемый на домре;
5

 художественно – эстетические и технические особенности, характерные для сольного
исполнительства;
 характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и
композиторские индивидуальности;
 музыкальную терминологию.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
 грамотно исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в
соответствии со стилевыми особенностями;
 самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на
домре;
 создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
 создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого музыкального
произведения;
 ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении
музыкальных произведений;
 самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного
музыкального произведения;
 обладать первичными навыками в области теоретического и исполнительского анализа
исполняемых произведений;
 обладать способностями к аналитическому мышлению и обобщению исполнительского
опыта (как собственного, так и чужого);
 обладать навыками публичных выступлений
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:







сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учѐтом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:




словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация различных приѐмов игры на домре);
практический (работа на инструменте, упражнения воспроизводящие и творческие);
6




аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный
подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на
домре.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета .
«Специальность (шестиструнная гитара)»
Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета
имеется учебный класс для
индивидуальных занятий и зал для концертных выступлений с роялем и специальной
звукоусиливающей аппаратурой. Оборудование учебного кабинета: 2 – 4 гитары для обучающихся
разного возраста, метроном, разноуровневые стулья, подставки для ног, зеркало, пюпитр, чехлы
для хранения и удобной транспортировки музыкальных инструментов.
В Школе созданы условия для содержания и своевременного обслуживания музыкальных
инструментов.
Методическое обеспечение учебного процесса обеспечено наличием: сборников гамм,
упражнений, этюдов, пьес, произведений крупной формы, сборников по чтению нот с листа,
методической и учебной литературы, музыкальных словарей, энциклопедий.
В качестве дополнительных источников имеется подключение к поисковым системам, к
различным сайтам Интернета, к сайтам различных издательств.
II. Содержание учебного предмета . «Специальность (шестиструнная гитара)»
1. Сведения о затратах учебного времени
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (шестиструнная гитара)» на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия:
Классы
1
33
2

Продолжительность учебных занятий в неделях
Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю)
Общее кол-во часов на аудиторные занятия

Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
33
33
33
33
33
2
2
2,5
2,5
2,5
363
82,5
445,5
3
3
4
4
4
99
99
132
132
132

Кол-во часов на самостоятельную работу в неделю
Общее кол-во часов на самостоятельную работу по
годам
Общее кол-во часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

3
99

Максимальное кол-во часов занятий в неделю
(аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов по годам

5

5

5

6,5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

214,5

561

132
693

7

(аудиторные и самостоятельные)
Общее максимальное кол-во часов на весь период
обучения
Объѐм времени на консультации (по годам)
Общий объѐм времени на консультации

8

8

924
1 138,5
8
8
40
48

214,5
8

8
8

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачѐтам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счѐт резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать
как
перед
промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после еѐ окончания с целью обеспечения
самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.
Объѐм самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учѐтом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объѐм времени на
самостоятельную работу может определяться с учѐтом методической целесообразности и
индивидуальных способностей ученика. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учѐтом общего объѐма
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объѐм времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учѐтом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
 выполнение домашнего задания;
 подготовка к концертным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
 участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и просветительской
деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
методические задачи и объѐм времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Настоящая образовательная программа отражает разнообразие репертуара, его
академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому
обучающемуся. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно
отличаться по уровню трудности, это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход
к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и
другим индивидуальным данным.
Различное продвижение учеников, обучающихся 5-6 лет, отражено в примерных
выпускных экзаменационных программах соответствующего класса.
8

Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
даѐтся в годовых требованиях. Преподаватель может устанавливать степень завершѐнности
исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в
индивидуальном плане обучающегося.
Первый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
С первого урока предполагается знакомство с инструментом шестиструнная гитара, работа
над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Посадка за инструментом, работа
над постановкой рук, координацией обеих рук. Знакомство с основными размерами, с
обозначениями на нотном стане, освоение грифа в пределах 1-2 позиций.
За год обучающийся должен пройти 8-15 небольших произведений, однооктавные,
двухоктавные мажорные гаммы в первой позиции (аппликатура с открытыми струнами) в простой
ритмической фигурации на одном звуке и в последовательности, отработка взаимодействия пальцев
для исполнения двухголосия, начальные навыки исполнения аккордов, освоить основные приѐмы
игры: apoyando, tirando, арпеджио, упражнения и этюды на разнообразные варианты арпеджио.
В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы
песенного и танцевального характера, пьесы народного фольклора (попевки, песенки, танцы,
прибаутки), ансамбли.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1. Красев М. Маленькой ѐлочке
2. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
1. Русская народная песня «Во поле берѐза стояла»
2. Русская народная песня «Калинка»
1. Русская народная песня «На горе-то калина» в обработке Калинина В.
2. Яшнев В. Пьеса
1. Сор В. Анданте
2. Иванов-Крамской А. Маленький вальс
1. Детская песня. Серенький козлик.
2. Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»
1. Украинская народная песня «Нiч яка мiсячна»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Второй класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Организация игровых движений обучающегося в технике глушения звука (пауза, staccato),
освоение приѐма малое баррэ, staccato, восходящее legato, однооктавные хроматические гаммы от
открытых струн, гамма С Dur в две октавы (аппликатура А. Сеговии), пройденными
ритмическими вариантами на одном звуке и в последовательности, закрепление пройденных
позиций.
9

Упражнения и этюды с элементами полифонии, на отработку соединений типовых
аккордов на начальном этапе обучения, секвенций аккордов типовой аппликатурой, на
смешанную технику; овладение навыками аккомпанемента: знакомство с буквенным
обозначением нот и аккордов, знание простых интервалов и типовых аккордов в первой позиции и
применение их на практике, интонирование голосом, подбор и аккомпанирование песен с
наличием 3-5 простых аккордов.
Включение в репертуар произведений в трѐхчастной форме, произведений с элементами
полифонии, произведений композиторов XVII-XVIII веков, лѐгких обработок народных песен и
мелодий, старинной музыки. Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой. Игра в
ансамбле. За год обучающийся должен пройти 8-10 упражнений и этюдов, 8-10 разнохарактерных
пьес, повторение ранее пройденного музыкального материала.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1. Чешская народная песня «Аннушка»
2. Каркасси М. Андантино
1. Польский народный танец «Мазурка»
2. Соловьѐв-Седой В. Подмосковные вечера
1. Русская народная песня «Земелюшка-чернозѐм»
2. Гладков Г. Песенка черепахи
1. Русская народная песня «Во сыром бору тропина» в обработке Токарева В.
2. Русская народная песня «Как под горкой под горой» в обработке Калинина В.
1. Каркасси М. Прелюдия
2. Альберт Г. Австрийский танец
1. Польский народный танец «Мазурка»
2. Соловьѐв-Седой В. Подмосковные вечера
1. Милано Ф. Канцона
2. Калинин В. Маленький испонец
Третий класс
Аудиторные занятия: специальность – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Двух, трѐхоктавные мажорные, минорные, хроматические гаммы в пределах пяти позиций
пройденными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в
последовательности, закрепление пройденных позиций; освоение приѐмов legato, , rasgeado,
натуральных флажолетов, glissando.
Упражнения и этюды на отработку новых приѐмов, смену позиций, позиционную игру,
отработку различных вариантов артикуляции, растяжку пальцев левой руки, для исполнения
двухголосия и аккордов. Овладение навыками аккомпанемента: знакомство с составными
интервалами, обращением интервалов, главными и побочными трезвучиями. На базе
отработанных аккордов аккомпанировать песни с наличием 3-5 простых аккордов в первой
позиции.
10

Включение в репертуар произведений крупной формы, вариаций на народные темы,
произведений кантиленного и полифонического склада, произведений Ф. Сора, М. Джулиани,
произведений современных композиторов. Работа над звуком, динамикой, характером,
законченностью пьес. Игра в ансамбле. За год обучающийся должен пройти 6-8 упражнений и
этюдов, 8-10 разнохарактерных пьес, повторение ранее пройденного музыкального материала.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1. Бок Р. Старинная песня
2. Иванов-Крамской А. Пьеса
1. Милано Ф. Канцона
2. Калинин В. Маленький испанец
1. Новиков А. Эх, дороги
2. Вещинский П. Шарманка
1. Лебедев В. Как жизнь без весны из кинофильма «Гардемарины, вперѐд»
2. Козлов В. Дедушкин рок-н-ролл
1. Мерц Й. Анданте
2. Осинский В. Вариации на тему русской народной песни «как ходил, гулял Ванюша»
Четвѐртый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Двух, трѐхоктавные мажорные, минорные гаммы аппликатурой А. Сегодин, хроматические
гаммы во всех позициях, освоение VIII, X, XII позиций грифа гитары. Гаммы, пройденными
ритмическими и аппликатурными вариантами.
Освоение приѐмов legato, мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приѐма vibrato.
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приѐмов, развитие мелкой и аккордовой
техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки, усложнение приѐма
звукоизвлечения legato, «педальной» протяженности звука, на смешанную технику.
Овладение навыками аккомпанемента: владение и развитие пройденного материала,
знакомство с септаккордами и секвенциями септаккордов. Работа над звуком, динамикой,
характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Включение в репертуар сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (1-2 части сонаты, партиты,
сюиты, фуги, фугетты), сочинений крупной формы (соната 1 часть или 2-3, 3-4 части, сюита не
менее трѐх частей, вариации). Игра в ансамбле.
За год обучающийся должен пройти 4-6 упражнений и этюдов, 6-8 разнохарактерных пьес,
повторение ранее пройденного музыкального материала.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1. Русская народная песня «Клѐн ты мой опавший»
2. Уотт Д. Песенка из мультфильма «Три поросѐнка»
1. Русская народная песня «Мой костѐр» в обработке Крохи О.
2. Джулианни М. Аллегро
11

1. Рота Н. Мелодия из кинофильма «Крѐстный отец»
2. Иванов-Крамской А. Прелюдия
1. Новиков А. Эх, дороги
2. Козлов В. Румба
1. Иванов-Крамской А. Грустный напев
2. Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» в обработке Калинина В.
1. Зябликов Н. Прелюдия
2. Семензато Д. Шоро
Пятый класс
Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 3,4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Все мажорные, минорные, хроматические гаммы во всех пройденных позициях всеми
допустимыми приѐмами, динамическими оттенками и ритмическими фигурациями, гаммы
интервалами – терциями, секстами, октавами, децимами. Закрепление всех пройденных позиций,
всего грифа гитары. Применение всех пройденных штрихов, приѐмов игры, аккордовой и мелкой
техники. Освоение приѐма тамбурин. Упражнения и этюды на пройденные виды техники.
Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната
I ч. или II-III, III-IV части, сюита не менее трѐх частей, вариации, в том числе частей из концертов
для гитары с оркестром), сочинений И. С. Баха и Ф. Генделя (I-II части сонаты, партиты, сюиты,
фуги, фугетты), оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для
гитары современным композитором, виртуозного произведения или концертного этюда, гитарной
классики.
За год обучающийся должен пройти 3-5 упражнений и этюдов, 4-6 разнохарактерных пьес,
произведение крупной формы, повторение ранее пройденного музыкального материала.
Примерная программа промежуточной аттестации:
1.
2.
3.
4.

Сайказ С. Менуэт
Сор Ф. Этюд
Лебедев В. Как жизнь без весны из кинофильма «Гардемарины, вперѐд»
Козлов В. Дедушкин рок-н-ролл

1.
2.
3.
4.

Визе Р. Сарабанда
Украинская народная песня «Дивка в синях стояла» в обработке Иванова-Крамского А.
Видаль Р. Простые вариации на тему испанской Фолии
Богословский Н. Тѐмная ночь

1.
2.
3.
4.

Каччини Д. Аве Мария
Каркасси М. Этюд
Иванов-Крамской А. Вариации на тему русской народной песни «Уж ты, сад»
Кубинский народный танец

1. Гедике А. Сарабанда
2. Видаль Р. Этюд
12

3. Гомес В. Романс
4. Русская народная песня «Ах ты, зимушка – зима» в обработке Калинина В.
1.
2.
3.
4.

Карулли Ф. Рондо
Иванов – Крамской А. Танец
Леннон Дж. - Маккартни П. Вчера
Русская народная песня «Я на камушке сижу» в обработке Иванова-Крамского А.

1.
2.
3.
4.

Бах И. С. Менуэт
Джулианни М. Этюд
Русская народная песня «Уж как пал туман» в обработке Высотского М.
Грачѐв С. Зелѐный город Румба
Шестой класс

Аудиторные занятия: специальность – 2,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю.
Консультации 8 часов в год.
Подготовка профессионально ориентированных обучающихся к поступлению в средние
специальные учебные заведения. В связи с этим преподавателю рекомендуется составлять годовой
репертуар с учѐтом программных требований профессионального образовательного учреждения и
перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные
требования:





к работе над техникой в целом;
к работе над произведением,
к качеству самостоятельной работы;
к сформированности музыкального мышления.

Примерная программа промежуточной аттестации:
1.
2.
3.
4.

Бах И. С. Прелюдия из сюиты № 2 для лютни
Карулли Ф. Этюд a-moll
Шилин Ю. Волны Испании
Сидоренко К. Однозвучно гремит колокольчик в обработке Теплякова Е.

1.
2.
3.
4.

Перселл Г. Сюита a-moll. Переложение Иванникова П.
Лауро А. Мария Каролина. Венесуэльский вальс
Тарегга Ф. Этюд E-dur
Украинская народная песня «Садок вишнѐвый» в обработке Теплякова Е.

1. Визе Р. Сарабанда
2. Альфонсо Н. Этюд
3. Иванов-Крамской А. Фантазия на тему русской народной песни «Выхожу один я на
дорогу»
4. Аблѐниц М. Милонга
1.
2.
3.
4.

Бах И. С. Лярго
Джулиани М. Сонатина
Ларичев Е. Хороводная «Как у месяца»
Прюдан. Этюд
13

1.
2.
3.
4.

Джулиани М. Соната № 2
Иванов-Крамской А. Русская народная песня «Тонкая рябина»
Каркасси. М. Этюд e-moll, ор. 60
Анидо М. Л. Аргентинская народная мелодия

1.
2.
3.
4.

Бах И. С. Менуэт
Джулиани М. Этюд
Русская народная песня «Уж как пал туман» в обработке Высотского М.
Грачѐв С. Зелѐный город. Румба

Требования к техническому зачѐту:





все мажорные и минорные гаммы;
исполнение этюдов на все виды техники;
чтение с листа;
повторение всех пройденных музыкальных терминов
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Занятия по предмету «Специальность (шестиструнная гитара)» входят в состав учебного
плана обязательной части предметной области «Музыкальное исполнительство». Содержание
программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и
приобретение художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Занятия по предмету «Специальность – шестиструнная гитара» связаны не только с
получением обучающимися необходимых навыков игры на инструменте, но и с комплексом
музыкальных дисциплин (сольфеджио, элементарная теория музыки, хоровое пение, музыкальная
литература), изучив который обучающийся должен:
 иметь сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности шестиструнной гитары для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар
из музыкальных произведений различных эпох, направлений и форм;
 разбираться в особенностях исполнения произведений различных жанров и стилей;
 иметь сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений
и приѐмах работы над исполнительскими трудностями;
 знать репертуар для шестиструнной гитары, включающего произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, сонаты, обработки русских народных песен, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
 знать художественно-исполнительские возможности шестиструнной гитары;
 владеть знаниями профессиональной терминологии;
 уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
 владеть
навыками
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владеть различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приѐмов;
 знать творчество композиторов прошлого и настоящего, а также ярких представителей
исполнительского искусства;
 знать наиболее употребительные музыкальные термины;
 уметь словесно охарактеризовать исполняемые или прослушанные произведения;
 иметь навыки репетиционно – концертной работы в качестве солиста;
14



иметь опыт творческой деятельности.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Специальность (шестиструнная гитара)»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции.
Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Формы:
 поурочные оценки за самостоятельную
работу;
 контрольные уроки;
 технические зачѐты;
 академические концерты;
 прослушивания;
 концертные выступления

В результате освоения учебного предмета
ученик должен приобрести следующие знания:
читать с листа несложные музыкальные
произведения; использовать музыкально –
исполнительские средства выразительности;
анализировать исполняемые произведения;
владеть
различными
видами
техники
исполнительства; использовать оправданные
технические приѐмы; применять элементарные Промежуточная аттестация
навыки репетиционно – концертной работы в Итоговая аттестация
качестве солиста.
(выпускной экзамен)

Методы:
 обсуждение выступления;
 выставление оценок;
 награждение грамотами, дипломами
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
обучающегося. При оценивании учитывается:
 отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;
 качественное выполнение предложенных заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней
работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится
преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень
освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами
промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением
15

комиссии, зачѐты, академические концерты, технические зачѐты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного
материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и
зачѐтах.
Проверка умения чтения нот с листа, знание терминологии, исполнение самостоятельно
разученного произведения, грамотного разбора исполняемого произведения осуществляется на
контрольном уроке в конце первого полугодия учебного года.
Проверка технической подготовки обучающихся осуществляется на технических зачѐтах,
начиная со второго класса. На технический зачѐт выносится одна мажорная и одна минорная
гаммы со всеми изучаемыми в данном классе техническими формулами. Также целесообразно
исполнение на техническом зачѐте этюдов на различные виды техники.
Переводной академический концерт проводится в конце каждого учебного года,
определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами
года.
Контрольные уроки и зачѐты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счѐт аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность
– шестиструнная гитара». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то
есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
Контрольный урок, технический зачѐт, академический концерт – как одна из форм
промежуточной аттестации обучающихся оценивается по пятибалльной системе.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1. Оценка годовой работы ученика, выведенная на основе текущей и промежуточной аттестаций.
2. Оценка за экзамен или переводной академический концерт.
3. Другие выступления в течение учебного года.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения
полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках
представленной сольной программы.
Экзаменационные программы в выпускных 5 (6) классах составляются в соответствии с
приѐмными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние
специальные учебные заведения искусств и культуры. На выпускные экзамены выносятся 3 (4)
произведений (крупная форма, обработка русской народной песни, кантиленная пьеса, виртуозная
пьеса). Помимо исполнения программы, проводится собеседование по исполняемым
произведениям. В течение учебного года обучающиеся выпускных классов выступают на
прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.
Все выступления обучающихся на выпускном экзамене оценивает и обсуждает
экзаменационная комиссия. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В остальных классах (с первого по четвѐртый) обучающиеся выступают на академических
концертах, которые проводятся два раза в учебном году.
16

Наиболее одарѐнным, а также профессионально ориентированным обучающимся
рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трѐх раз на академических концертах
с исполнением произведений различных жанров и форм, при этом количество исполняемых ими
произведений не ограничивается.
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах обучающихся,
где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы
конкурсов, сведения по концертной деятельности также перечисляются в индивидуальных планах.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся в Школе созданы фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретѐнные знания, умения и
навыки.
Критерии оценки качества исполнения по итогам исполнения программы на зачѐте,
академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

Критерии оценивания выступления
артистичное поведение на сцене; увлечѐнность исполнением;
художественное
исполнение
средств
музыкальной
выразительности в соответствии с содержанием произведения;
слуховой контроль собственного исполнения; корректировка игры
при необходимой ситуации; понимание формы произведения;
выразительность интонирования; единство темпа; ясность
ритмической пульсации; яркое, динамическое разнообразие
незначительная нестабильность психологического поведения на
сцене; грамотное понимание формы произведения, музыкального
языка, средств музыкальной выразительности; недостаточный
слуховой контроль собственного исполнения; стабильность
воспроизведения нотного текста; выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия; единство темпа
неустойчивое психологическое состояние на сцене; формальное
прочтение авторского нотного текста без образного осмысления
музыки; слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное
понимание
динамических,
аппликатурных,
технологических задач; темпо – ритмическая неорганизованность;
слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных
штрихов; однообразие и монотонность звучания
частые «срывы» и остановки при исполнении; отсутствие
слухового контроля собственного исполнения; ошибки в
воспроизведении нотного текста; низкое качество звукоизвлечения
и звуковедения; отсутствие выразительного интонирования; метро
– ритмическая неустойчивость

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретѐнных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области
музыкального искусства. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года.
17

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности,
обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и
ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов
самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая
определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом
обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий
отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетается словесное объяснение
с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В
работе
с
обучающимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь
процесс обучения строится с учѐтом принципа: от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения на шестиструнной гитаре является
формирование у обучающегося уже на начальном этапе правильной постановки рук, корпуса,
посадки.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого
сочинения, поэтому
необходимо
постоянно
стимулировать работу
ученика
над
совершенствованием его исполнительской техники.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, чѐткости, ровности и т.д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении
гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение
различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. Работа над качеством
звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами
музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех
лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. При работе над техникой
необходимо давать чѐткие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных
для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен
замысел автора и широко использованы характерные особенности шестиструнной гитары. В
работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является важнейшим направлением
в работе. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по
возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания тонального плана
произведения, метроритма.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для обучающегося индивидуальный
план, который утверждается заведующим отделением народных инструментов. В конце учебного
года преподаватель представляет отчѐт о его выполнении с приложением краткой характеристики
работы обучающегося.
18

При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально –
личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо
включать произведения, доступные по степени технической и образной
сложности,
высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме. Индивидуальные
планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после
детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных,
так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить
ребѐнка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого
вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлечѐнность, трудолюбие,
активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный
процесс.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
 самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
 периодичность занятий – каждый день;
 количество занятий в неделю – от 3 до 4 часов
Объѐм самостоятельной работы определяется с учѐтом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и
основного общего образования), а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны
для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приѐмов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества
времени, отведѐнного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные
виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно
начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений
или чтение с листа более лѐгких (на 2 – 3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть
нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными
деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения
до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачѐтом или концертом;
повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном порядке даѐт преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в
дневнике.

19

VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы
1. Методические пособия
Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. М.:
Композитор, 1999
2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004
3. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. М.:
Музыка, 1998-2007
4. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006
5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. М.: Кифара, 2002
6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы
аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008
7. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. М.: Кифара, 2002
8. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. М.: Астрель, 2005
9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Советский композитор
10. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н.
Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого Р-н-Д: 2007
11. Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002
1.

2. Учебная литература
1. Альбом для детей и юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 4./ Сост. Г.
Ларичев. М.: 2004
2. Воспоминание: Произведения для шестиструнной гитары. Сост. Е. Ларичев. М.: Музыка, 2004
3. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь
1. Сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский, 2006
4. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь
3. Сост. А. В. Катанский. М.: Катанский, 2006
5. Калинин В. Юный гитарист. М.: Музыка, 2009
6. Караван мелодий. Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для
шестиструнной гитары. Сост. Т. В. Левина. М.: Кифара, 2010
7. Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста. Олег Киселев. Челябинск: MPI, 2006.
8. Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста. Олег Киселев. Челябинск: MPI, 2006
9. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 2. Музыка из
кинофильмов, мюзиклов и опер. СПб.: Диада-СПб, 2003
10. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 7. Дом восходящего
солнца. СПб.: Диада-СПб, 2000
11. Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста. Виктор
Козлов. Челябинск: MPI, 2005
12. Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар. Виктор Козлов. Изд. 2-е,
доп. и переработка Челябинск: MPI, 2007
13. Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары. М.: Классика-XXI, 2005
14. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 1. М.: Классика-XXI, 2005
15. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 2. М.: Классика-XXI, 2005
16. Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. Составитель Г. Гарнишевская. СПб.:
Композитор, 2003
17. Любимые мелодии для шестиструнной гитары. Сост. О. Кроха. М.: Музыка, 2005
20

18. Нотное приложение к журналу «Классическая гитара». Вып. 1. Сост. К. Миронов. Красноярск:
2001
19. Поплянова Е. М. Счастливые башмаки: ансамбли для двух гитар. Елена Поплянова;
исполнительская ред. В. Козлова. Челябинск: MPI 2006
20. Произведения для шестиструнной гитары. Ступеньки к мастерству. Выпуск 2. М.: ВЛАДОС,
2005
21. Семенов В. Ю. Во саду ли, в огороде: Альбом юного гитариста. Челябинск: MPI, 2003
22. Старинная музыка, 1-5 классы ДМШ. Сост. В. Мельниченко, Т. Косарева. Омск: ГРАН-центр,
1999
23. Суханов В. Ф. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Р-н-Д.: Феникс,
2001
24. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1, 2, 3 тетради. М.:
Классика-XXI, 2004
25. Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь. Сост. Г. Фетисов. М.: Катанский, 2003
26. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ. Сост. и общая
редакция Н. Ивановой-Крамской. Р-н-Д.: Феникс, 2006
27. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 3-4 классы ДМШ. Сост. и общая
редакция Н. Ивановой-Крамской. Р-н-Д.: Феникс, 2007
28. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы. Сост. О. Кроха. М.: Музыка, 2004
29. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ, младшие курсы музучилищ. Этюды./ Сост. В.
Агабабов. М.: Музыка, 2003
30. Хрестоматия гитариста. Подготовительные классы ДМШ. Сост. В. Гуркин. Р-н-Д.: Феникс,
1999
31. Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Гуркин. Р-н-Д.: Феникс, 2000
32. Хрестоматия гитариста: сонаты и сонатины. Редактор-сост. Ю. Г. Лихачев. Р-н-Д.: Феникс,
2009
33. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (2 класс). Авт.-сост. П. В. Иванников. М.:
АСТ, 2008
34. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (4 класс). Авт.-сост. П. В. Иванников. М.:
АСТ, 2008
35. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс. Авт.-сост. П. В. Иванников. М.: АСТ,
2006
36. Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ. Сост. О. Зубченко. Р-н-Д.: Феникс, 2005
37. Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ. Сост. О. Зубченко. Р-н-Д.: Феникс, 2006
38. Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. Сост. О.
Зубченко. Р-н-Д.: Феникс, 2006
39. Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио):
учебно-методическое пособие. Сост. О. Зубченко. Р-н-Д.: Феникс, 2007
40. Шумидуб А. Л. Школа гитариста-исполнителя. М.: Шумидуб, 2006
41. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. М.: Катанский, 2007
42. Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих. Сост. И. Пермяков. СПб.: Композитор, 2007
43. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. 1-5 классы ДМШ. Сост. В.
Мельниченко, Т. Косарева. Омск: ГРАН-центр, 1999

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».