Музыкальный Театр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОТУРЬИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩ ЕРАЗВИВАЮ Щ АЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

по учебному предмету
«М УЗЫ КАЛЬНЫ Й ТЕАТР»
для детей 3-7 лет

г. Краснотурьинск
2019 год

«Утверждаю»

«Рассмотрено»
педагогическим советом

Директ°р
ДМШ № 1»

МБУ ДО «Краснотурьинская ДМШ № 1»

Протокол № 5 «14» июня 2019 г.
(дата рассмотрения)

Разработчик:

Приказ № 36 —О «15» июня 2019 г.
(дата утверждения)

Рожкова Мария Николаевна, преподаватель первой
квалификационной категории теоретических дисциплин
муниципального
учреждения

бюджетного

культуры

образовательного

дополнительного

образования

детей «Краснотурьинская детская музыкальная школа №

1»

Рецензент:

Морозова Наталья Ивановна, преподаватель
квалификационной
бюджетного

категории

образовательного

высшей

государственного
учреждения

среднего

профессионального образования Свердловской области
«Краснотурьинский колледж искусств»

Рецензент:

Луженкова

Марина

Николаевна,

преподаватель

высшей квалификационной категории муниципального
бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного образования детей «Краснотурьинская
детская музыкальная школа № 1»

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка
П.Учебно-тематический план
III. Содержание программы
IV. Методические рекомендации к разделам программы
V. Требования к уровню подготовки учащихся
VI. Перечень учебно-методического обеспечения реализации программы
VII. Список рекомендуемой литературы

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Музыкальный театр» разработана Школой самостоятельно
на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом
многолетнего педагогического опыта в муниципальном бюджетном образовательном учреждении
культуры дополнительного образования детей «Краснотурьинская детская музыкальная школа №
1» (далее Школа).
Программа по учебному предмету «Музыкальный театр» разработана для детей групп
раннего эстетического развития по авторской учебной программе Е. Г. Савиной «Театральные
ступеньки».
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он
позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии,
связанные:
■ с художественным образованием и воспитанием детей;
■ с формированием эстетического вкуса;
■ с нравственным воспитанием;
■ с развитием коммуникативных качеств личности;
■ с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
■ с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением
конфликтных ситуаций через игру.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность
адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип обучения и
воспитания, т.е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических
ощущений, раскрепощение личности.
Все игры базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация
которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая
комфортность, которая предполагает:
■ снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;
■ раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала итворческой
активности;
■ развитие реальных мотивов:
а) игра и обучение не должны быть «из-под палки»;
б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными,
исходящими из авторитета взрослого;
в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения
вперёд («У тебя получится, я уверена»).
Программа «Музыкальный театр» для групп раннего эстетического развития рассчитана на
трёхлетний срок обучения, в объёме 35 учебных часов в год (всего 105 часов).
Учащиеся посещают групповые занятия 1 раз в неделю. Каждое занятие длится 30
минут.

4

У ЧЕБН Ы Й ПЛАН
ГО Д
ОБУЧЕНИЯ

Количество
часов в
неделю

I четверть

II четверть

III четверть

ГУчетверть

ИТОГО
(количество
часов)

I
II
III

1
1
1

9
9
9

8
8
8

11
11
11

7
7
7

35
35
35

Цель программы:
введение детей в мир музыкального театра, формирование у них первоначальных умений и
навыков музыкально сценической деятельности, приобщение детей к музыкально-театральной
культуре.
Задачи:
■ формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской
выразительности и ориентация в них;
■ формирование элементарных умений и навыков музыкально-сценической деятельности;
■ пробуждение интереса к театрализованным играм и музыкально - театральному искусству;
■ развитие
потребности
творческого
самовыражения
в
музыкально-театральных
постановках;
■ формирование базовых знаний о появлении и становлении искусства музыкального театра.
Данная программа включает в себя:
1. Развитие:
■
коммуникативных качеств;
■ психофизических способностей - мимики, пантомимики;
■ психических процессов - восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания,
памяти;
■ речи (монолог, диалог);
■ творческих способностей - умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль;
■ музыкальных способностей;
■ координации движений, моторики пальцев рук.
2. Участие детей в театрализованной игре:
■ разыгрывание мини-сценок, потешек, стихотворений;
■ инсценировки песен, сказок, басен;
■ владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра: би-ба-бо, теневой,
плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый.
3. Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, о театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, знакомство с театральной терминологией.
П рограмма представлена методическими рекомендациями по организации работы по
программе, учебно-тематическим планом занятий, содержанием занятий, перечнем учебно­
методического обеспечения реализации программы, требованиями к уровню подготовки
выпускников программы и списком литературы.
Содержание курса выстроено по трём разделам: «Театральный букварь», «Играем в театр»
и «Беседы о театре». Программа включает 315 занятий сдетьми в течениетрех лет.Учебно­
тематические планы носят рекомендательный характер и непредполагаютбуквального
их
выполнения. Они ориентируют, направляют деятельность преподавателей на создание
необходимых условий в процессе приобщения детей к театральному искусству, способствуют
5

планомерной организации учебного процесса. Планы занятий расписаны по количество занятий в
году и составлены с учётом четырёх учебных четвертей.
II. Учебно-тематический план
Первый год обучения
«Театральный букварь» (пропедевтический этап)
Темы занятий

№

Кол-во
занятий
1

1.

Вводное занятие по первичному восприятию детьми друг друга

2.

Формирование первичных навыков взаимодействия в коллективе

7

3.

Игры на развитие творческого самочувствия

6

4.

Дыхательно-артикуляционные игры

4

5.
6.

Мимическое и пластическое моделирование образов. Игры-импровизации
Игры на развитие музыкальных способностей

8
8

7.

Заключительное занятие - открытый урок для родителей

1

Общее количество часов: 35
Второй год обучения «Играем в театр» (продуктивно-творческий этап)
№

Темы занятий

Кол-во
занятий
3

1.

Эмоциональное погружение детей в музыкально-постановочный материал

2.
3.

Детальное знакомство с музыкальным языком спектакля
Творческое освоение музыкально-постановочного материала через действие

6
8

4.

Работа над массовыми сценами

3

5.
6.
7.

Индивидуальные занятия-репетиции
Работа по объединению эпизодов спектакля
Сводные занятия-репетиции и публичные выступления

3
5
7

Общее количество часов: 35
Третий год обучения
Играем в театр» (продуктивно-творческий этап) и
«Беседы о театре» (аналитический этап)
№

Темы занятий

Кол-во
занятий

1.
2.
3.
4.

Эмоциональное погружение детей в музыкально-постановочный материал
Детальное знакомство с музыкальным языком спектакля
Театрализация жизни первобытных людей. Театр Древней Греции
Старый русский театр. Формирование театральных традиций

3
5
1
1

5.

Творческое освоение музыкально-постановочного материала через действие.
Работа над массовыми сценами

5

6

6.
7.
8.
9.
10.

Драматический театр. Кукольный театр. Музыкальный театр. Старинные
музыкальные инструменты первых музыкальных спектаклей.
Опера и балет
Индивидуальные занятия-репетиции
Работа по объединению эпизодов спектакля
Выступления с показами музыкального спектакля

2
2
7
5
2

Общее количество часов: 35
III. Содержание программы
Содержание курса выстроено по трём разделам:
■«Театральный букварь»
■«Играем в театр»
■«Беседы о театре»
Первый раздел «Театральный букварь»
Вводное занятие по первичному восприятию детьми друг друга.
Знакомство - самопрезентация.
Формирование первичных навыков взаимодействия в коллективе. Игры на освоение
коллективных действий. Умение быстро включаться в действие.
Игры на развитие творческого самочувствия. Визуальное, акустическое и тактильное
изучение и анализ объектов. Внимание. Память. Эмоциональная зарядка.
Дыхательно-артикуляционные игры. Освоение навыков фонематического слуха.
Слогоигры. Чистоговорки. Овладение связной монологической и диалогической речью.
Словотворчество.
Мимическое и пластическое моделирование образов. Игры-импровизации: музыкально­
двигательные, интонационно-речевые, темброво-имитационные, звукотворчество на детских
музыкальных инструментах. Игры с воображаемыми предметами и на память физических
действий.
Игры на развитие музыкальных способностей. Освоение навыков звуковысотного и
мелодического слуха, вокально-интонационной и музыкально-ритмической координации.
Заключительное занятие - показ открытого урока для родителей обучающихся детей.
Содержание занятий этого раздела представлены в методической разработке «Театральный
букварь: конспекты занятий». Используемые на занятиях игры собраны в сборник «Театральный
букварь: игры для дошкольников и младших школьников».
Второй раздел: «Играем в театр»
Эмоциональное погружение детей в музыкально-постановочный материал. Знакомство с
музыкальным спектаклем. Закрепление представлений о музыкальном спектакле. Изображение
персонажей спектакля в рисунке. Ролевая игра по сюжету игрушками.
Детальное знакомство с музыкальным языком спектакля. Освоение музыкальных
характеристик героев спектакля. Выбор музыкальных средств выразительности.
Творческое освоение музыкально-постановочного материала через действие. Поиск
образов героев спектакля через музыкально-сценические этюды.
Работа над массовыми сценами музыкального спектакля: драматическими, хоровыми,
танцевальными.
7

Индивидуальные занятия-репетиции с солистами и ансамблями основного состава
исполнителей и дублирующего.
Работа по объединению эпизодов спектакля в живое музыкально-сценическое произведение: от
соединения эпизодов, сводных репетиций, частичных прогонов и прогонов целиком до
генеральной репетиции и сдаче спектакля родителям.
Сводные занятия-репетиции и публичные выступления с показами музыкального
спектакля. Анализ публичных выступлений. Работа над «ошибками».
Все спектакли, поставленные с детьми на занятиях этого раздела, собраны в сборник
«Играем в театр: музыкальные сказки и представления».
Третий раздел «Беседы о театре»
Формирование
первоначальных
представлений
об
историческом
становлении
театрального искусства в человеческом обществе как синкретического вида деятельности
(музыка, действие, пластика, пение и т.д.). Формирование первоначальных представлений о
различных видах театрального искусства (драматический театр, театр кукол, музыкальный театр).
Знакомство с театральными профессиями современного театра: бутафор, гримёр,
костюмер, суфлёр.
Музыкальный театр и его особенности. Освоение специфических понятий «композитор»,
«театральный оркестр», «оркестровые группы», «тембры музыкальных инструментов»,
«увертюра» и т.д. Знакомство со старинными музыкальными инструментами, под сопровождение
которых показывали первые музыкальные спектакли: виола, лютня, клавесин. Профессии
музыкального театра: дирижёр, артист театрального оркестра, режиссёр, актёр.
Знакомство с оперой как жанром музыкального театра. Понятие, история. Итальянское
объединение «Флорентийская камерата». Клаудио Монтеверди. Легенды об Орфее. Первая опера
«Орфей и Эвридика». Освоение оперных вокальных форм (ария, речитатив, ансамбль, хор).
Знакомство с оперными певческими голосами (мужскими, женскими), их дифференциация. Опера
в творчестве Н.А.Римского-Корсакого.
Знакомство с балетом как жанром музыкального театра. Понятие, история. Фигурный
балет. Людовик XIV. Легенда о Терпсихоре. Музыка для балета. Освоение специальной
терминологии: «танцовщица», «балерина», 21 «прима-балерина», «балетмейстер», «балетоман» и
т.д. Знакомство с разными ансамблевыми формами балета: пе-де-де, па-де-труа, па-де-катр,
кордебалет. Понятие «дивертисмент». Балет в творчестве П.И.Чайковского.
Профессиональные музыкальные театры для детей. Знакомство с детским репертуаром
Академического театра оперы и балета, Театра музыкальной комедии и Детского музыкального
театра «Витамин» г. Екатеринбурга. Музыкальные театры детских школ искусств г.
Екатеринбурга (фотографии, просмотр спектаклей).
Итоговое занятие - проведение викторин по изученному на занятиях материалу (ребусы,
головоломки, тесты).
Содержание занятий раздела «Беседы о театре» представлены в методической разработке
для преподавателей «Беседы с детьми о музыкальном театре: конспекты занятий» и в учебном
пособии для детей «Путеводитель по музыкальному театру». В учебном пособии кратко изложен
информационный материал со стихами и картинками, предлагаются вопросы на закрепление
полученных знаний, серия проверочных заданий в виде ребусов и головоломок, а в конце пособия
в алфавитном порядке представлены все новые театральные слова и понятия («Словарь
музыкального театра»).
8

IV. Методические рекомендации к разделам программы
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и
взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и
логического. Наглядно-действенное мышление возникает в тесной взаимосвязи с практическими
действиями детей. Наглядно-образное мышление предполагает оперирование ребёнком не
конкретными предметами, а их образами и представлениями. Логическое мышление,
складывающееся к концу дошкольного возраста, характеризуется тем, что ребёнок способен
устанавливать различные отношения, не представленные в наглядной или модельной форме. Этот
тип мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов
действия, но и построения новых.
Внешние практические действия превращаются во внутренние, и, следовательно,
практические действия являются первичными для всех видов мышления. Последующая же
успешность осуществления внешнего действия зависит от прошлого опыта ребёнка и от
понимания ребёнком общего смыслового контекста. Основываясь на этом, программа имеет
следующую логику освоения материала:
1) первоначальная ориентация детей в средствах актёрской выразительности и освоение
ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения;
2) развитие и закрепление этих умений в продуктивно-творческой деятельности (в
музыкально-театральных постановках);
3) формирование базовых знаний о появлении и становлении театрального искусства, в
частности, искусства музыкального театра.
Программа рассчитана на три года обучении и в соответствии с логикой освоения
материала занятий имеет три раздела: Театральный букварь», н «Играем в театр» и «Беседы о
театре». Первому и второму годам обучения соответствуют первый и второй разделы программы.
Третий год обучения включает в себя одновременно второй и третий разделы программы.
П ервый год обучения реализует первый раздел программы, который называется
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ». Это пропедевтическая ступенька программы, основными задачами
которой являются:
■ развитие навыков коллективных действий, предполагающих согласованность и
координированность действий индивидуальных;
■ формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской
выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях;
■ развитие у детей чувства эмпатии, заключающееся в постижении эмоционального
состояния другого человека, путем проникновения в его переживания;
■ развитие вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков музыкально-сценической
деятельности.
На пропедевтическом этапе основной формой проведения занятий является дидактическая
игра. Ведущим методом обучения определён игровой тренинг, который представляет собой цикл
интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, памяти, воображения,
мимики, пластики, дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-ритмической координации,
а также музыкально-слуховых ощущений. Игровой тренинг на занятиях ДМТ является, во-первых,
способом адаптации ребёнка в новом коллективе, во-вторых, средством выработки у него
целенаправленных действий по восприятию партнёров по совместной деятельности, а в-третьих,
условием для личностного развития и творческого роста. Он способствует раскрепощению детей,
проживанию и осознанию детьми различных жизненных ситуаций, активизирует желание детей
действовать, способствует формированию готовности к принятию позиции другого человека,
9

выработке качеств, необходимых для успешного взаимодействия. На данном этапе также
рекомендуется использовать методы эмоционального стимулирования и методы интерактивного
обучения.
Для формирования положительной мотивации у детей занятия по данной программе могут
быть вариативными в зависимости от структуры и содержания (доминантные, тематические,
комплексные) и включать отдельные или все виды музыкально-театральной деятельности.
Второй год обучения реализует второй раздел программы «ИГРАЕМ В ТЕАТР»
Занятия на этой продуктивно-творческой ступеньке программы предполагают:
■ включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность; переосмысление и
закрепление приобретённых ранее умений и навыков в процессе создания музыкально­
сценических образов конкретного спектакля;
■ формирование первоначальных представлений о специфических понятиях театрального
искусства (спектакль, роль, ансамбль, репетиция и др.);
■ дальнейшее развитие вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков музыкально­
сценической деятельности.
Формой организации занятий этого раздела является структурированная музыкально­
постановочная работа. Содержание занятий на второй ступеньке представляет собой собственно
творческую деятельность детей, продуктом которой является законченная музыкально­
театральная постановка. Занятия раздела «Играем в театр» предполагают широкое использование
методов музыкального воспитания дошкольников и адаптированных возрасту методов
театральной педагогики, которые основаны на принципах развивающего обучения и стимулируют
творческую деятельность детей. В работе с детьми на этом этапе рекомендуется ю использование
так называемого метода «игры в сказку», где художественный материал «проживался» ребёнком
посредством его погружения в характер образа, введения проблемных ситуаций и дополнительных
персонажей. Некоторые предлагаемые обстоятельства, стимулирующие процесс воображения и
активизирующие фантазию ребёнка, могут оставаться «за кадром» основного действия, но они,
несомненно, оказывают влияние на течение творческого процесса и его результат.
Особенность и своеобразие данного раздела программы заключается в том, что
музыкально-постановочный материал постоянно обновлялся за счёт авторских редакций
имеющихся спектаклей для детей, а также за счёт создания новых произведений.
Третий год обучения реализует второй и третий разделы программы «ИГРАЕМ В ТЕАТР»
и «БЕСЕДЫ О ТЕАТРЕ».
Продуктивно-творческая деятельность в течение третьего года обучения осуществляется на
новом музыкально-постановочном материале (спектакль), который обеспечивает музыкально­
творческое развитие детей, учитывая природосообразность данного возраста. То есть на таком
материале, который соответствовал бы не столько принципу доступности, сколько принципу
общения и совместной деятельности «в зоне ближайшего развития» ребёнка (Л.С.Выготский).
Вместе с тем, на третьем году обучения реализуется третий раздел программы «Беседы о
театре».
Занятия на этой аналитической ступеньке программы нацелены:
■ на формирование у детей базовых знаний о появлении и становлении театрального
искусства, а именно, искусства музыкального театра;
■ на формирование навыков логического мышления и анализа.
«Беседы о театре» представляют собой систематизированный цикл занятий проблемно­
поискового характера, на которых, удовлетворяя свой познавательный интерес, дети занимаются
исследовательской деятельностью по изучению природы театра вообще, и музыкального, в
10

частности. Этот процесс происходит на основе уже имеющихся у детей практических навыках
музыкально-театральной деятельности.
Каждое занятие имеет чёткую структуру: вопросы на повторение, новый материал, вопросы
на закрепление, задание для повторения. В процессе занятий по данному разделу у детей
происходит усвоение уже известных понятий на новом уровне за счёт использования новой
театральной терминологии; формируются знания о становлении музыкального театра в истории
общества; формируются представления о жанрах музыкального театра; развиваются способности
решения творческих задач дивергентного типа, а также способности к выявлению
взаимозависимостей, закономерностей и логических связей.
Контроль за развитием музыкальных и творческих способностей детей осуществляется
непосредственно на каждом занятии и на итоговых занятиях через серию заданий творческого
характера, которые представлены в учебном пособии «Путеводитель по музыкальному театру».
Это пособие в качестве рабочей книжки предназначено для индивидуального пользования
учащимися.
V. Требования к уровню подготовки учащихся
Пройдя курс обучения по программе «Театральные ступеньки», дети должны
соответствовать следующим предъявляемым им требованиям.
В учебно-исполнителъской деятельности должны владеть необходимыми элементарными
знаниями, умениями и навыками юного актёра музыкального театра, к которым можно отнести
пантомимику, художественное слово, пение и музыкальные движения; должны уметь применять
полученные знания, умения и навыки на практике в процессе постановки музыкального спектакля
в качестве исполнителя конкретной роли.
В учебно-теоретической деятельности должны иметь представления о необходимых
элементарных знаниях, умениях и навыках юного исследователя музыкального театра, которые
будут способствовать осознанному восприятию произведений музыкально-театрального
искусства; должны проявлять устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству, а также
соответствующий возрасту уровень музыкально-театральной грамотности, эрудиции и
зрительской культуры.
В продуктивно-творческой деятельности должны уметь относительно свободно
пользоваться своими творческими способностями через различные формы самовыражения
(художественное слово, пение, танец); должны уметь воспринимать, анализировать образы
окружающей действительности и творчески их отражать, воплощая представления и фантазии
средствами актёрской выразительности.
С
позиций личностного развития
у
детей
должна
быть
сформирована
предрасположенность к актуальным качествам личности, необходимым для взаимодействия в
творческом коллективе, а именно:
■ самостоятельность, которая связана с активной работой мысли, чувств и воли и в
будущем проявится в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение;
■ направленность,
характеризующаяся
совокупностью
устойчивых,
относительно
независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность личности; о
■ коммуникативность, предполагающая умение включаться в процесс установления и
развития контактов между людьми; о
■ эмпатия, т.е. умение постигать и понимать эмоциональное состояние другого человека
путём эмоционального чувствования в его переживания
11

■
толерантность как направление гуманистического воспитания, где в основе лежит
понимание того, что кроме собственного мнения, которое необходимо защищать и отстаивать,
существуют иные, которые также имеют право на существование.
VI. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Авторские материалы:
1) Методическая разработка «Театральный букварь: конспекты занятий с детьми»
(поурочные планы занятий);
2) Методическая разработка «Театральный букварь: игры для дошкольников и младших
школьников»;
3) Методическая разработка «Играем в театр: музыкальные сказки и представления»
(сборник поставленных музыкальных спектаклей);
4) Методическая разработка «Беседы с детьми о музыкальном театре» (поурочные
конспекты занятий);
5) Учебно-методическое пособие для детей «Путеводитель по музыкальному театру»;
6) Методические рекомендации «Программа «Театральные ступеньки».
2. Предметные модели:
1) учебные пособия (комплект наглядных приложений, Театральная карта, «Вопросы в
картинках»);
2) наборы дидактических материалов (мягкие игрушки, объёмные геометрические фигуры,
мелкие статуэтки, карточки с буквами, шахматы).
3. Дет ский инструментарий:
1) детские музыкальные инструменты;
2) игрушки кукольного театра «би-ба-бо»;
3) игрушки настольного театра;
4) детские театральные костюмы.
4. Нотная хрестоматия (музыкально-иллюстративный материал и песенный репертуар к
первому разделу программы «Театральный букварь»),
5. Видео- и аудиоматериалы:
1) Музыкально-звуковое сопровождение к первому разделу программы «Театральный
букварь»;
2) Видеохрестоматия к третьему разделу программы «Беседы о театре»;
3) Фонохрестоматия к третьему разделу программы «Беседы о театре»

12

VII. Список рекомендуемой литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Л., 1986
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
Андрианова-Голицина И.А. Я познаю мир: театр. - М., 2000
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003
Балет: детская энциклопедия. - М., 2001
Бочкарёва Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. — Ульяновск, 1993
Викторов В.И. Наталия Сац и детский музыкальный театр. — М., 1993
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи. - М., 1992
Детская психология, под ред. Я.Л.Коломинского. - Минск, 1988
Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., 2004
Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. - СПб: Лань, 2004. - 1 9 2 с.
Истомин С.В. Я познаю мир: музыка. - М.: Астрель ACT, 2003. - 395 с.
Каплан Э.И. Жизнь в музыкальном театре. — Л.: Музыка, 1969. — 220 с.
Лисина М.И. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата, 1989.
Манди С. Чайковский. - Челябинск: Урал-LTD, 2000. - 272 с.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
Михеева Л.В. В мире оперы. — Л.: Советский композитор, 1989. — 168 с. 27
Нахимовский A.M. Театральное действо: от А до Я. - М.: АРКТИ, 2002. -120 с.
Оперные либретто. - М.: Музыка, 1995- - 287 с.
Орлова Т.М., Бенина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
От стихов - к музыке, сост. Е.В.Жигалко. - СПб: Композитор, 2002. - 81 с.
Подервянский П. Шестой сундук. - СПб: ТОО Анатолия, 1998. - 136 с.
Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992. - 144 с.
Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А.Римского Корсакова - СПб., 1995. - 280 с.
Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф., Шевелёв Н.Н. Театральная самодеятельность школьников. - М.:
Просвещение, 1983 - 176 с.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.,
1987
Смирнова Е.О. Детская психология - М., 2003
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: ВАГРИУС, 2000. - 448 с.
Сто великих вокалистов мира. - М.: Вече-2000, 2003. - 480 с.
31.Сто великих театров мира. - М.: Вече, 2001. - 480 с.
Сто сорок балетных либретто. - Челябинск: Урал-LTD, 2000. - 720 с.
Сорокина Н.Ф. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 2002. - 208 с.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр - Творчество - Дети» - М.: 1995 - с. 52
Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации со сверстниками на их когнитивное
развитие // Вопросы психологии, 1991, № 1
Театр, где играют дети. - М.: Владом, 2001. - 288 с.
Уроки театра на уроках в школе (программа, методические рекомендации, сборник
упражнений), сост. А.П.Ершова. - М.: НИИ художественного воспитания, 1990. - 73 с.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екат-бург: ЛИТУР, 2000. - 80 с.
Цукасова Л.В. Л.А.Волков: театральная педагогика. - Ташкент: Изд-во Узгосфилармонии им.
М.Кари-Якубова, 1992. - 104 с.
13

40. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников: программа и репертуар. - М., 2004
41. 41.Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. - М.: Аванта-плюс, 2001

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».